Главные вкладки

    Рекомендации для воспитателей "Утро радостных встреч" (технология группового сбора)
    статья на тему

    Умярова Флёра Тавфиковна

    Рекомендации для воспитателей

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon utro_radostnykh_vstrech.doc38.5 КБ

    Предварительный просмотр:

                                    Рекомендации для воспитателей                                                 «Утро радостных встреч»

                                                    (технология группового сбора)

    В самом широком понимании утренний сбор группы предназначен для того, чтобы обеспечить возможность конструктивного, познавательно-делового развития детей в ситуации естественного социально-эмоционального общения со сверстниками и взрослыми, для формирования навыков понимания себя и других, согласовывания целенаправленной деятельности всей группы и каждого в отдельности.

    Назначение группового сбора состоит:

    - в создании общности детей и взрослых (например, группа «Гномики»);

    - в воспитании уважения и интереса к личности каждого члена группы, к его индивидуальным особенностям;

    - в умении распознавать, определять словом и корректировать эмоциональное состояние свое и других людей;

    - в совершенствовании навыков и культуры общения (умение использовать различные формы приветствий, комплиментов);

    - в создании эмоционального настроя (позитивного, делового);

    - в развитии речи и коммуникативных умений: высказывать суждения, аргументировать свои идеи, отстаивать свою точку зрения; выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывать о них кратко, но последовательно и логично, внимательно слушать и проявлять конструктивное отношение к мнению других;

    - в развитии способностей выбирать, планировать собственную деятельность, договариваться с другими о совместной деятельности, т.е. в развитии у детей ключевых компетентностей.

    Технологически групповой сбор:

    - прост в проведении;

    - легко воспринимается взрослыми и детьми любого возраста;

    - значительно меняет характер взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса и закладывает основу для других позитивных изменений;

    - позволяет органично реализовать компетентностный подход в организации работы с детьми.

    Групповой сбор мотивирует детей к инициативной, активной самостоятельной деятельности, обращаясь к таким человеческим потребностям, как::

    - чувствовать себя значимым;

    - управлять собой, своим временем, действительностью, отношениями с другими людьми;

    - веселиться и развивать.

    Принципы организации и проведения группового сбора

    Групповой сбор основан на соблюдении принципов открытости, диалогичности и рефлективности.

    Открытость обозначает:

    - право свободного высказывания и отношения к высказываниям других;

    - право участия в выборе предложенных идей в инициировании и осуществлении собственных планов;

    - право участия (неучастия ребенка в групповом сборе).

    Принцип диалогичности заложен в самой форме группового сбора, построенного на свободном, по регулируемом выработанными в субкультуре группы правилами ведения диалога со сверстниками и взрослыми, где взрослый организует, ведет разговор и групповой сбор в целом, но не подавляет детскую инициативу.

    Реализация принципа рефлективности заключается в представлении каждому ребенку возможностей для проговаривания, а значит, и для осмысления своих чувств (мыслей, идей), для восприятия и понимания других людей. Вербализируя мысли, чувства, планы, дети получают ответную реакцию от взрослых, сверстников и вместе с этим – представление о том, что принимается, одобряется, вызывает интерес других, а что – нет.

    Вторая сторона действия принципа рефлективности – это огромной важности работа по совместному планированию проектов, текущих событий, своих собственных поступков каждым участником, а по завершению дела, дня всего проекта – анализ результатов и достижений.

    Педагогические задачи формулируются исходя из общего смысла группового сбора:

    - создать положительный эмоциональный настрой на весь день – «задать тон»;

    - обеспечить условия для межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых;

    - активизировать навыки детей, касающиеся коммуникации, планирования и организации собственной деятельности;

    - выбрать совместно с детьми тему нового проекта;

    - разработать план реализации нового проекта;

    - подвести итого проекта;

    - развивать эмпатию;

    - прививать навыки культуры общения (приветствия, комплементы).

    Примеры образовательных задач для развития детей раннего возраста:

    - формировать умение делать выбор и принимать решение (я хочу рисовать, играть);

    - формировать умение ставить цель (я буду строить дом);

    - развивать умение определять словами свои чувства, желания (мне весело, я хочу отдохнуть);

    - развивать умение говорить предложениями;

    - формировать умение различать и называть признаки предметов (цвет, форма, величина, пространственное положение);

    - развивать умение устанавливать и поддерживать отношения с разными людьми (младшими, сверстниками, старшими, взрослыми).

    Примеры образовательных задач для развития детей среднего и старшего дошкольного возраста

    Примеры образовательных задач

    Интегративные качества

    1. Формировать умение: инициировать разговор, поддерживать общение

    1. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками

    2. Обращаться к источнику получения знаний (узнавать это из книги…)

    2. Любознательный, активный

    3. Заявлять о своих представлениях, знаниях (я знаю, что белые медведи…)

    3. Любознательный, активный

    4. Понимать мотивы собственных действий и действий других людей (я так делаю, потому что…)

    4. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений

    5. Принимать разные социальные роли и действовать в соответствии с ними в контексте ситуации (я играю в доктора)

    5. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками

    6. Управлять своим поведением и способами общения (я понимаю, что мама устала, буду играть тихо)

    6. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия

    7. Сравнивать предметы (река широкая, ручеек узкий)

    7. Овладевший необходимыми умениями и навыками

    8. Аккумулировать действия и поступки, прогнозировать результаты действий и поступков

    8. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности

    9.Считать предметы и называть итоговое количество

    9. Овладевший необходимыми умениями и навыками

    10. Связно рассказывать небольшие истории

    10. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками

    11. Разрешить конфликтные ситуации

    11. Способный управлять своим поведением

    12. Отстаивать свою точку зрения (я считаю, что …)

    12. Овладевший средствами общения

    13. Работать самостоятельно и сотрудничать в группе

    13. Способный управлять своим поведением, овладевший средствами общения

    14. Решать математические задачи

    14. Овладевший необходимыми умениями и навыками

    15. Устанавливать причинно-следственные связи, закономерности

    15. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту

    16. Извлекать пользу из опыта своего и других (попробовал и понял)

    16. Любознательный, активный

    17. Использовать предметы для решения своих задач

    17. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту

    18. Использовать знаки и символы для изображения предметов

    18. Овладевший необходимыми умениями и навыками

    Роль ребенка в групповом сборе

    Важно помнить, что участие в групповом сборе конкретного ребенка не вменяется ему в обязанность, а предоставляется возможность приятного, эмоционального и познавательно насыщенного общения со сверстниками и взрослыми; позволяет вместе с другими мечтать и претворять мечты в реальность, развивать способность управлять собой, своим временем, дает возможность руководить другими (по согласованию), влиять на текущие события и формировать будущее.

    Ребенок вправе самостоятельно принять решение: продолжить начатую до утреннего группового сбора работу или игру или принять участие в групповом сборе. Ребенку не запрещается включение в групповом сбор с опозданием. Ему лишь дают понять, что если он хочет быть вместе с другими, хочет вместе играть, петь, радоваться, влиять на события, следует рационально планировать свои действия, развивать способность управлять своим поведением и временем.

    Роль воспитателя в групповом сборе

    Роль воспитателя заключается в том. Чтобы:

    - обеспечить комфортное и конструктивно-деловое участие всех детей в общем разговоре, игре, планировании;

    - установить и удерживать культурную рамку (помогать детям осваивать сообразные культуре и ситуации стили поведения и общения, культуру ведения диалога и монолога);

    - демонстрировать свое собственное педагогическое отношение к высказываниям и идеям детей, не навязывая его;

    - стимулировать и поддерживать инициативы детей относительно выбора тем, содержания, материалов, форм и способов действий;

    - предлагать детям свои идеи по содержанию, видам деятельности, заинтересовывать детей и тем самым решать образовательные задачи на том материале, который актуален для них;

    - помогать детям выбирать и планировать работу;

    - оказывать поддержку всем детям, в том числе имеющим особые образовательные потребности.

    Структура группового сбора

    В наиболее общем виде структура группового сбора выглядит так:

    1. Приветствие (вариант: пожелания, комплементы, подарки) – 1-3 мин.

    2. Игра (вариант: элементы тренинга, психогимнастика, пение, слушание) – 2-5 мин.  

    3. Обмен новостями – 2-10 мин.

    4. Планирование дня (выбор темы проекта, планирование содержания, форм и видов деятельности на весь проект); презентация центров активности (взрослыми и детьми) – 5-12 мин.

    Таким образом, общая длительность группового сбора колеблется от 10 до 30 мин.

    Могут быть варианты, когда приветствие – очень короткое, игры нет вовсе, а обмен новостями или планирование займут все основное время.

    Структура утреннего группового сбора может быть изменена. Начать групповой сбор можно с любой части, главное – не превращать его в рутинную и скучную обязанность.

    Утренний сбор – одни из способов организации свободного общения и развития речи воспитанников. В ходе утреннего сбора дошкольники учатся правилам речевого диалога, умению выражать свои чувства, обогащается и активизируется их словарный запас. У детей развиваются эмоциональная отзывчивость, толерантность, эмпатия, формируются нравственные представления и понятие для анализа норм и правил поведения, появляется уверенность в том, что их любят и принимают такими, какие они есть. Благодаря творческому подходу к организации данного компонента режима пребывания в дошкольном учреждении как у детей, так и у педагогов формируется положительный настрой на весь день, что благоприятно сказывается на воспитательно-образовательном процессе в целом.

    Литература

    Свирская Л. Утро радостных встреч.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Групповой сбор по теме "Давайте вместе поиграем!"

    Планирование работы на неделю вво 2 младшей группе....

    Развитие у детей ключевых компетенций посредством группового сбора.

    Поэтапно-творческий план по теме самообразования  на 2012-2013 учебный год....

    Доклад " Организация образовательного процесса с применением технологии группового сбора"

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДетский сад № 4 «Лебедушка» общеразвивающего видагородского округа Стрежевой (МБДОУ ДС № 4 «Лебёдушка») 636782, Российская Феде...

    Консультация для педагогов ДОУ "Технология группового сбора". Педагог Соловьева Наталья Петровна

    Групповой сбор в детском саду –время и местообмена опытом, применения знаний, планирования практических дей-ствий, осмысления и оценки результатов, себя самого и других по ихсловам и делам. Иным...

    Конспект утреннего группового сбора

    Конспект утреннего группового сбора в старшей группе...

    Методика организации совместной деятельности взрослого и детей (технология группового сбора или «Утро радостных встреч»).

    Методика организации совместной деятельности взрослого и детей (технология группового сбора или «Утро радостных встреч»).Теория и практика проведения группового сбораВ самом широком понимании утренний...