Рекомендации для воспитателей "Утро радостных встреч" (технология группового сбора)
статья на тему

Умярова Флёра Тавфиковна

Рекомендации для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon utro_radostnykh_vstrech.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                Рекомендации для воспитателей                                                 «Утро радостных встреч»

                                                (технология группового сбора)

В самом широком понимании утренний сбор группы предназначен для того, чтобы обеспечить возможность конструктивного, познавательно-делового развития детей в ситуации естественного социально-эмоционального общения со сверстниками и взрослыми, для формирования навыков понимания себя и других, согласовывания целенаправленной деятельности всей группы и каждого в отдельности.

Назначение группового сбора состоит:

- в создании общности детей и взрослых (например, группа «Гномики»);

- в воспитании уважения и интереса к личности каждого члена группы, к его индивидуальным особенностям;

- в умении распознавать, определять словом и корректировать эмоциональное состояние свое и других людей;

- в совершенствовании навыков и культуры общения (умение использовать различные формы приветствий, комплиментов);

- в создании эмоционального настроя (позитивного, делового);

- в развитии речи и коммуникативных умений: высказывать суждения, аргументировать свои идеи, отстаивать свою точку зрения; выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывать о них кратко, но последовательно и логично, внимательно слушать и проявлять конструктивное отношение к мнению других;

- в развитии способностей выбирать, планировать собственную деятельность, договариваться с другими о совместной деятельности, т.е. в развитии у детей ключевых компетентностей.

Технологически групповой сбор:

- прост в проведении;

- легко воспринимается взрослыми и детьми любого возраста;

- значительно меняет характер взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса и закладывает основу для других позитивных изменений;

- позволяет органично реализовать компетентностный подход в организации работы с детьми.

Групповой сбор мотивирует детей к инициативной, активной самостоятельной деятельности, обращаясь к таким человеческим потребностям, как::

- чувствовать себя значимым;

- управлять собой, своим временем, действительностью, отношениями с другими людьми;

- веселиться и развивать.

Принципы организации и проведения группового сбора

Групповой сбор основан на соблюдении принципов открытости, диалогичности и рефлективности.

Открытость обозначает:

- право свободного высказывания и отношения к высказываниям других;

- право участия в выборе предложенных идей в инициировании и осуществлении собственных планов;

- право участия (неучастия ребенка в групповом сборе).

Принцип диалогичности заложен в самой форме группового сбора, построенного на свободном, по регулируемом выработанными в субкультуре группы правилами ведения диалога со сверстниками и взрослыми, где взрослый организует, ведет разговор и групповой сбор в целом, но не подавляет детскую инициативу.

Реализация принципа рефлективности заключается в представлении каждому ребенку возможностей для проговаривания, а значит, и для осмысления своих чувств (мыслей, идей), для восприятия и понимания других людей. Вербализируя мысли, чувства, планы, дети получают ответную реакцию от взрослых, сверстников и вместе с этим – представление о том, что принимается, одобряется, вызывает интерес других, а что – нет.

Вторая сторона действия принципа рефлективности – это огромной важности работа по совместному планированию проектов, текущих событий, своих собственных поступков каждым участником, а по завершению дела, дня всего проекта – анализ результатов и достижений.

Педагогические задачи формулируются исходя из общего смысла группового сбора:

- создать положительный эмоциональный настрой на весь день – «задать тон»;

- обеспечить условия для межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых;

- активизировать навыки детей, касающиеся коммуникации, планирования и организации собственной деятельности;

- выбрать совместно с детьми тему нового проекта;

- разработать план реализации нового проекта;

- подвести итого проекта;

- развивать эмпатию;

- прививать навыки культуры общения (приветствия, комплементы).

Примеры образовательных задач для развития детей раннего возраста:

- формировать умение делать выбор и принимать решение (я хочу рисовать, играть);

- формировать умение ставить цель (я буду строить дом);

- развивать умение определять словами свои чувства, желания (мне весело, я хочу отдохнуть);

- развивать умение говорить предложениями;

- формировать умение различать и называть признаки предметов (цвет, форма, величина, пространственное положение);

- развивать умение устанавливать и поддерживать отношения с разными людьми (младшими, сверстниками, старшими, взрослыми).

Примеры образовательных задач для развития детей среднего и старшего дошкольного возраста

Примеры образовательных задач

Интегративные качества

1. Формировать умение: инициировать разговор, поддерживать общение

1. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками

2. Обращаться к источнику получения знаний (узнавать это из книги…)

2. Любознательный, активный

3. Заявлять о своих представлениях, знаниях (я знаю, что белые медведи…)

3. Любознательный, активный

4. Понимать мотивы собственных действий и действий других людей (я так делаю, потому что…)

4. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений

5. Принимать разные социальные роли и действовать в соответствии с ними в контексте ситуации (я играю в доктора)

5. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками

6. Управлять своим поведением и способами общения (я понимаю, что мама устала, буду играть тихо)

6. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия

7. Сравнивать предметы (река широкая, ручеек узкий)

7. Овладевший необходимыми умениями и навыками

8. Аккумулировать действия и поступки, прогнозировать результаты действий и поступков

8. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности

9.Считать предметы и называть итоговое количество

9. Овладевший необходимыми умениями и навыками

10. Связно рассказывать небольшие истории

10. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками

11. Разрешить конфликтные ситуации

11. Способный управлять своим поведением

12. Отстаивать свою точку зрения (я считаю, что …)

12. Овладевший средствами общения

13. Работать самостоятельно и сотрудничать в группе

13. Способный управлять своим поведением, овладевший средствами общения

14. Решать математические задачи

14. Овладевший необходимыми умениями и навыками

15. Устанавливать причинно-следственные связи, закономерности

15. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту

16. Извлекать пользу из опыта своего и других (попробовал и понял)

16. Любознательный, активный

17. Использовать предметы для решения своих задач

17. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту

18. Использовать знаки и символы для изображения предметов

18. Овладевший необходимыми умениями и навыками

Роль ребенка в групповом сборе

Важно помнить, что участие в групповом сборе конкретного ребенка не вменяется ему в обязанность, а предоставляется возможность приятного, эмоционального и познавательно насыщенного общения со сверстниками и взрослыми; позволяет вместе с другими мечтать и претворять мечты в реальность, развивать способность управлять собой, своим временем, дает возможность руководить другими (по согласованию), влиять на текущие события и формировать будущее.

Ребенок вправе самостоятельно принять решение: продолжить начатую до утреннего группового сбора работу или игру или принять участие в групповом сборе. Ребенку не запрещается включение в групповом сбор с опозданием. Ему лишь дают понять, что если он хочет быть вместе с другими, хочет вместе играть, петь, радоваться, влиять на события, следует рационально планировать свои действия, развивать способность управлять своим поведением и временем.

Роль воспитателя в групповом сборе

Роль воспитателя заключается в том. Чтобы:

- обеспечить комфортное и конструктивно-деловое участие всех детей в общем разговоре, игре, планировании;

- установить и удерживать культурную рамку (помогать детям осваивать сообразные культуре и ситуации стили поведения и общения, культуру ведения диалога и монолога);

- демонстрировать свое собственное педагогическое отношение к высказываниям и идеям детей, не навязывая его;

- стимулировать и поддерживать инициативы детей относительно выбора тем, содержания, материалов, форм и способов действий;

- предлагать детям свои идеи по содержанию, видам деятельности, заинтересовывать детей и тем самым решать образовательные задачи на том материале, который актуален для них;

- помогать детям выбирать и планировать работу;

- оказывать поддержку всем детям, в том числе имеющим особые образовательные потребности.

Структура группового сбора

В наиболее общем виде структура группового сбора выглядит так:

1. Приветствие (вариант: пожелания, комплементы, подарки) – 1-3 мин.

2. Игра (вариант: элементы тренинга, психогимнастика, пение, слушание) – 2-5 мин.  

3. Обмен новостями – 2-10 мин.

4. Планирование дня (выбор темы проекта, планирование содержания, форм и видов деятельности на весь проект); презентация центров активности (взрослыми и детьми) – 5-12 мин.

Таким образом, общая длительность группового сбора колеблется от 10 до 30 мин.

Могут быть варианты, когда приветствие – очень короткое, игры нет вовсе, а обмен новостями или планирование займут все основное время.

Структура утреннего группового сбора может быть изменена. Начать групповой сбор можно с любой части, главное – не превращать его в рутинную и скучную обязанность.

Утренний сбор – одни из способов организации свободного общения и развития речи воспитанников. В ходе утреннего сбора дошкольники учатся правилам речевого диалога, умению выражать свои чувства, обогащается и активизируется их словарный запас. У детей развиваются эмоциональная отзывчивость, толерантность, эмпатия, формируются нравственные представления и понятие для анализа норм и правил поведения, появляется уверенность в том, что их любят и принимают такими, какие они есть. Благодаря творческому подходу к организации данного компонента режима пребывания в дошкольном учреждении как у детей, так и у педагогов формируется положительный настрой на весь день, что благоприятно сказывается на воспитательно-образовательном процессе в целом.

Литература

Свирская Л. Утро радостных встреч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика организации совместной деятельности взрослого и детей (технология группового сбора или «Утро радостных встреч»).

Методика организации совместной деятельности взрослого и детей (технология группового сбора или «Утро радостных встреч»).Теория и практика проведения группового сбораВ самом широком понимании утренний...

Режимный момент технологии группового сбора «Утро радостных встреч»

Технология «Утро радостных встреч».Цель: создать положительный эмоциональный настрой и вселить в ребёнка уверенность, что среди сверстников ему будет хорошо, а день обещает быть интересным...

Сценарий группового сбора для детей второй младшей группы "Утро радостных встреч"

Помочь детям положительно настроиться на приход в детский сад, воспитать положительное отношение к воспитателю, детям....

Мастер-класс Технология группового сбора " Утро радостных встреч"

Мастер класс для педагогов по технологиям утреннего сбора...

Технология группового сбора «Утро радостных встреч»

В самом широком понимании утренний сбор группы предназначен для того, чтобы обеспечить возможность конструктивного, познавательно-делового развития детей в ситуации естественного социально-э...

Технология группового сбора "Утро радостных встреч"

Утренний круг (или утренний сбор) - это режимный момент, являющийся формой организации образовательного процесса при совместной деятельности взрослых и детей, который проводится перед зЦель«зада...

Утренний круг (групповой сбор) методические рекомендации.

Утренний круг (групповой сбор) методические рекомендации....