Использование мнемотехники в работе с детьми, имеющими нарушения речи.
консультация (старшая группа)

Зайцева Виктория Евгеньевна

Мнемотехника - техника запоминания информации. Это система внутреннего письма, позволяющая последовательно записывать в мозг информацию, преобразованную через зрительное восприятие образов. В статье предложены упражнения, развивающие память детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovan.mnemot.docx24.27 КБ

Предварительный просмотр:

Использование мнемотехники в работе с детьми, имеющими нарушения речи.

        

Мнемотехника - техника запоминания информации. Это система внутреннего письма, позволяющая последовательно записывать в мозг информацию, преобразованную через зрительное восприятие образов. Длительность сохранения информации контролируется, можно запомнить информацию на один час, а можно на всю жизнь. Основной принцип мнемотехники – от частей к целому. Все состоит из частей. Слова состоят из букв. Предложения строятся их слов. Текст состоит из предложений. Информация не может состоять из одного элемента и содержит как минимум два связанных элемента. Смысл заключается в запоминании этих связей с помощью естественных  и искусственных ассоциаций. Естественные ассоциации - это связи, реально существующие между воспринимаемыми нами объектами. Мозг их запоминает автоматически. Искусственная ассоциация – образуется путем  сознательного ввода в сознание в один момент времени сигналов зрительного, речевого, двигательного анализаторов.

Невозможно развивать память ребенка, не тренируя  остроту его восприятия, способность принимать информацию через зрительное, слуховое внимание, через обоняние, осязание, движение. Многие приемы мнемотехники поэтому и эффективны, что для запоминания подключаются все каналы восприятия, включая эмоциональный компонент. Приступая к занятиям необходимо помнить, чтобы у ребенка был положительный эмоциональный настрой, ребенку нужно дать возможность видеть свое продвижение, свой рост. Желательно, чтобы занятия  носили системный характер. Развивая память ребенка, необходимо учитывать правила:

- постепенно переходить от простого к сложному;

-освоив прием запоминания, постараться добиться полного его закрепления;

- параллельно с усвоением мнемотехнического приема показать детям, как можно использовать тот или иной прием в жизни.

Для ребенка с речевыми отклонениями возникают трудности в заучивании стихов, поэтому можно использовать схемы, пиктограммы, как один из приемов быстрого запоминания.

Очень важная часть подготовки к усвоению приемов мнемотехники, так называемый ассоциативный тренинг. Работа нашей памяти построена на ассоциациях, на способности связывать каждую новую единицу информации с тем, что уже известно нашему мозгу. Эти ассоциации, как невидимые нити связывают нас и со временем, и с пространством, со всем, что нас окружает. Тренируя способность к их образованию, мы тренируем память. Ассоциации могут возникать по смежности: например, в пространстве (жираф - Африка, пчела- улей ) или во времени ( зима - лето, день - ночь), по сходству ( солнце- апельсин,), по контрасту (холодно - горячо). Это помогает развить у детей скорость реакции, беглость мышления. В других упражнениях можно попросить ребенка связать между собой разнородные явления и предметы и создать свой яркий зрительный образ.

Упражнения:

1. «Клубок ассоциаций».  Сначала потренируемся в  «разматывании» клубка ассоциаций. Для этого нужно представить себе клубок ниток и потянуть нить за один конец, т.е. вызвать в воображении любой образ. Один образ тут же влечет за собой следующий и т.д. Через минуту останавливаемся. Теперь нужно клубок смотать, вспомнить весь ассоциативный ряд. После тренировки можно увеличить время до 2 минут. Результат необходимо зафиксировать. Попросите ребенка закрыть глаза и нарисовать в своем воображении первый образ, например, медведя.  Дальше  он будет вслух называть возникающие у него ассоциации: лес, берлога, деревья, берлога, хруст веток – ассоциации могут быть самые разнообразные и неожиданные. Через определенное время попросите ребенка остановиться и припомнить все названные ассоциации по порядку. Можно   в прямом и обратном порядке.

2. «Что может быть желтым?» Подготовьте бумажные квадратики разного

цвета  и сложите их в коробочку. Ребенок должен достать квадратик, например, желтого цвета и через минуту назвать все, что бывает желтым. Упражнение стимулирует мышление и воображение. Не забывайте хвалить ребенка за разнообразие ассоциаций, результат фиксируется.

3. «Вспомни пару».  Понадобится 7- 10 пар картинок по различным признакам, так, чтобы возникли естественные, знакомые связки: дом и окно, голова и очки, тарелка и ложка и т.д. Разложите картинки перед ребенком и попросите его соединить картинки в пары, а затем одну картинку из пары положите под другую. Ребенку надо внимательно рассмотреть верхний ряд картинок и постараться запомнить как можно больше изображений. Убираете их, оставив нетронутым нижний ряд. Ребенок смотрит на оставшиеся картинки и называет для каждой ту, которая убрана.      

4. «Кому нужно зеркало?». Положите в коробку несколько разнообразных  предметов: мех, монету, крышку от бутылки, колесико от машинки, зеркало, шарик, пуговицу и т.д.  Если играющий вытащил зеркальце, ему нужно за определенное время назвать все профессии, занятия, связанные с этим предметом.

5. «Открытка плюс слово». Понадобятся 7-10 открыток со сказочными персонажами. По очереди показываете их ребенку, даете время рассмотреть изображение в деталях, задача ребенка на каждую открытку дать ассоциацию, обозначив ее словом. По ходу записываются названные слова. Когда показ картинок закончатся, вы предъявляете ребенку слова, а он вспоминает изображение, желательно в деталях. Поначалу слова из списка даются по порядку. Потом можно давать вперемешку. Задача этого упражнения - стимулировать ребенка к поиску ассоциаций.

6. «Открытка плюс имя». Заготовьте список имен,  в него включите имя самого ребенка (мужские, женские в полном и уменьшительном варианте). К каждому имени подберите картинку, с чем оно может перекликаться, например, Рома - ромашка, Юля - юла, Владимир - мир, Никита - кит, картинки нужно разбавить нейтральными изображениями, не несущими смысловой нагрузки по отношению к заготовленным именам, разложите перед ребенком  подготовленные картинки в произвольном порядке. Называйте по очереди имена из списка, ребенка попросите подобрать к каждому имени картинку, не подсказывайте ему, картинки, оставшиеся убираем. Остальные переворачиваем вниз изображением. Попросите ребенка брать по очереди из них и, глядя на нее, вспомнить имя, с которым она ассоциировалась. Тренировка начинаем с 7-10 единиц информации, постепенно увеличивая объем запоминания.

Тренировка различных видов памяти.

Мнемотехника успешно использует нашу эмоциональную память. Что запоминается лучше? То, что привлекло наше внимание, вызвало интерес или улыбку, или что было связано с какими-то другими эмоциями?

Тренировка слуховой памяти.

1. «Действуй по инструкции» Например: «Подойти к книжной полке. Достать вторую книгу слева». «Подойти к окну. Сделать три наклона туловищем влево и вправо. Задерни занавеску».

2. «Магнитофон» Попросите ребенка закрыть глаза. Пусть он прислушается в одной минуты к окружающим звукам и постарается их запомнить. Где-то капает из крана вода, тикают часы, на улице залаяла собака… Прошла минута -попросите открыть глаза и назвать услышанные звуки.

3. «Слушаем и звучим». Желательно организовать две команды. Первая команда закрывает глаза. Вторая команда издает несколько узнаваемых звуков течение 30 секунд (барабанит по столу, нажимает на клавиатуру, шуршит газетой, мяукает). Первая команда должна воспроизвести прозвучавшие звуки в правильной последовательности.

4. «Узнаешь звук?» Это упражнение помогает развить и активное внимание, и слуховую память. Подберите несколько по-разному звучащих предметов (стеклянная банка, металлическая кастрюля, резиновый мяч, фанерный ящик). Еще понадобятся две палочки - металлическая и деревянная. Вы постукиваете сначала металлической палочкой, потом - деревянной. Ребенку нужно запомнить, как они звучали. Потом он отворачивается и должен узнать, когда и чем ударяли.

5. «Сколько раз услышим звук?» Воспринимая на слух рассказ, посчитать сколько раз прозвучал заданный звук. (Ж)

6. «Воздушное письмо». Рисование в воздухе букв, предметов указательным пальцем или кончиком карандаша.

7. «На ком прервется?» Первый участник делает высказывание (например, «Я люблю бананы…»). Второй – «Я люблю бананы и апельсины…». Третий «Я люблю бананы, апельсины и яблоки» и т.д.

8. «Сочиняем сказку или волшебный сундучок». Нужна коробочка с крышкой – волшебная. В нее положим кусок цветной бумаги в виде различных геометрических фигур (зеленый овал, синий треугольник, красный прямоугольник…),маленькое перышко, листик с дерева, ракушку. Первый участник наугад достает какой-то предмет из волшебного  сундучка, кладет его на стол и начинает рассказ – одной фразой, связанной с этим предметом. Второй участник вытаскивает следующий предмет и продолжает рассказ. Когда цепочка будет окончена, одному из игроков предлагается восстановить всю цепочку.

9. «Угадай предмет». Ведущий загадывает предмет. Задача игроков – с помощью вопросов угадать предмет. Условие: вопросы должны подразумевать ответ «да» или «нет».

Например: - Он большой? - Этот предмет красный?

Запоминание мнемотаблиц.

Мнемотаблица используется для запоминания знаков и символов. Освоение приема начинается с таблицы из 9 клеток, число их постепенно увеличивается до 12,15,18. В каждой клетке таблицы расположен один знак или символ. Такие таблицы готовятся заранее. Элементы таблицы связываются между собой с помощью сюжетного метода. Начинать составление рассказа можно с любого рисунка или символа - порядок запоминания символов произвольный: последовательно по горизонтали, или по вертикали, или от центра к периферии. Надо попросить ребенка назвать то, что он запомнил, или зарисовать мнемотаблицу по памяти.

Составление рассказа (сюжетный метод).

Применяется для  запоминания цепочек слов, изображений, реальных объектов, тактильных образов. Каждый элемент цепочки оживляется и вплетается в связный рассказ. Можно взять ряд предметных картинок, перемешать их и предъявить ребенку в случайно сложившемся порядке. Ребенок составляет рассказ по картинкам, связывая первое изображение со вторым, второе с третьим и т.д. Даем ребенку задание – запомнить цепочку слов  или картинок, необходимо подвести его к самостоятельному воспроизведению ассоциаций. Таким образом, проводя такие упражнения для детей, можно развить у ребенка не только память, но и речь, мышление, воображение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи и опорно-двигательного аппарата"

Презентация из 2 частей о логопедической работе  с детьми с использованием элементов различных здоровьесберегающих технологий: использование оздоровительных поз, зрительной гимнастики, ортопедиче...

Статья «Использование зрительного образа для развития речи в работе с детьми, имеющих нарушения речи»

Статья «Использование зрительного образа для развития речи в работе с детьми, имеющих нарушения речи»Схема заучивания стихотворения с использованием зрительных образов...

Использование сказок в работе с детьми, имеющими нарушения речи (рекомендации для воспитателей).

quot;Не  условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, но пьет духовную жизнь и силу родимой груди родного слова."К.Д. Ушинский.Предлагаю вашему вниманию учебный материал для д...

Опыт работы по теме : " Использование ИКТ в работе с детьми , имеющими нарушения речи".

Информационно- коммуникативные технологии, как в нашем детском саду, так и в других ДОУ- актуальная проблема современного дошкольного воспитания, поэтому, сегодня мне хотелось с Вами, уважаемые коллег...

Использование криоконтраста в работе с детьми, имеющии нарушения речи

Мастер класс для родителей "Использование криоконтраста в работе с детьми, имеющими нарушения речи"...

Использование мнемотехники в работе с детьми с нарушением речи.

консультация по использованию приёмов мнемотехники...

«Использование логоритмики при работе с детьми, имеющими нарушения речи»

Логоритмика – это система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки и движения, музыки и слова, музыки, слова и движения, направленных на решение коррекционных, образовательных и оздор...