Использование криоконтраста в работе с детьми, имеющии нарушения речи
материал по логопедии на тему

Мастер класс для родителей "Использование криоконтраста в работе с детьми, имеющими нарушения речи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_dlya_roditeley.docx19.01 КБ

Предварительный просмотр:

                                 Мастер-класс для родителей        
«Использование приемов криотерапии в работе с детьми с нарушениями речи»
Крылова Екатерина Александровна,
Учитель-логопед ДО МБОУ СОШ № 34 г.Новосибирск
Цель: обучение родителей использованию приемов криотерапии в играх с детьми для коррекции речевых нарушений.
Задачи:
1. развивать тактильную чувствительность и возбуждение иннервации мышц тонкой моторики;
2. стимулировать речевые зоны коры головного мозга;
3. способствовать развитию психических процессов: внимания, памяти.


Добрый день, уважаемые родители! Мне очень приятно видеть всех вас сегодня. И чтобы сразу включиться в работу предлагаю вам ответить на несколько простых вопросов.
Я рада вас видеть сегодня, друзья.
Прошу отвечать громко «Нет» или «Да».
Едва не замерзли в дороге, в пути,
Но все равно на мастер-класс вы пришли? (да)
Хочу я услышать ваш честный ответ,
Детей вы любите? Да или нет? (да)
Чтоб деткам своим во всем помогать
Вы новое что-то хотите узнать? (да)
Кошмар этот помним со студенческих лет
Мы скучные лекции слушаем? (нет)
Чтоб дух мастер-класса нам сохранить,
Вам нужно в работе активными быть? (да)
Тогда Вас прошу мне во всем помогать,
Приветствие кончилось, можно начать.
С прекрасным настроением и с позитивными эмоциями начинаем мастер-
класс «Использование приемов криотерапии в работе с детьми с нарушениями речи».
С каждым годом возрастает число детей, имеющих различные речевые нарушения, которые являются следствием недоразвития такого интегративного качества, как “овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками”: ребёнок не владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми, (не умеет договариваться, обмениваться предметами, распределять действия при сотрудничестве).
Так же у детей с различными речевыми расстройствами отмечаются отклонения в эмоционально-волевой сфере: трудности формирования саморегуляции и самоконтроля, неустойчивость и пониженная способность к наблюдательности, снижение мотивации к речевому общению и продуктивной деятельности, негативизм, повышенная раздражительность, иногда агрессивность и обидчивость.
В настоящее время проблема своевременного преодоления выше перечисленных особенностей развития дошкольников с нарушениями речи является достаточно актуальной, т. к. своеобразие сочетания первичных и вторичных нарушений в общей структуре речевого дефекта детей определяет необходимость отбора более оптимальных и эффективных методов и приемов логопедической работы. В связи с этим возникла необходимость использования нетрадиционных приемов по развитию тонкой моторики рук детей с нарушениями речи, что в свою очередь, будет способствовать совершенствованию тонкой моторики и их речевому развитию.
На сегодняшний день криотерапия - одна из наиболее современных нетрадиционных технологий коррекционной педагогики, предполагающей использование игр со льдом с целью развития тактильной чувствительности и возбуждения иннервации мышц тонкой моторики. Тем самым опосредованно происходит вторичная компенсация и развитие моторных центров коры головного мозга. В связи с этим улучшается артикуляционная моторика, произносительные навыки детей и в целом состояние их самостоятельного высказывания.
Проведение криотерапии не требует специального оборудования, что является достаточно удобным и ценным в домашних условиях.
Методика проведения криотерапии.
Для её проведения необходимы кусочки льда, которые заранее готовят в «шашечках», специальных силиконовых ёмкостях для заморозки или просто в подставках от шоколадных конфет.
Для того, чтобы детям было более интересно манипулировать с ледяными кубиками, можно придать им цвет, разнообразную форму или просто поместить «секретик» в замороженный кусочек льда.
На заметку! Лед, заготовленный заранее, можно хранить 10-12 часов без холодильника, в обычном термосе.
Обычно игры со льдом очень нравятся детям.
Игры с использованием метода криотерапии проводятся в несколько этапов:
1 этап – чередование теплых и холодных процедур.
Данный этап включает в себя игры, которые можно разделить по степени продолжительности на 4 категории:
1 категория игр
Погружение пальцев в бассейн с ледяными шариками (игра «Достань игрушку») на 5-8 секунд; «Тает льдинка»; «Пересчитай камешки»
2 категория игр
Выкладывание по цвету разноцветных кубиков изо льда «Выложи узор». Время взаимодействия со льдом увеличивается до 10-15 секунд.
3 категория игр
Выкладывание мозаичного рисунка из ледяных кубиков. Время взаимодействия со льдом и холодом до 25-30 секунд.
4 категория игр
Выкладывание замков из ледяных кубиков. Наиболее продолжительное взаимодействие и манипуляции со льдом от 30 до 60 секунд.
2 этап – растяжка пальцев рук с последующей пальчиковой гимнастикой.
После растяжки следует любая пальчиковая гимнастика:
Палец толстый и большой
В сад за сливами пошёл.
(Ладошка собрана в "кулачок". Отгибаем большой пальчик, выпрямляем его, затем сгибаем наполовину. Снова сгибаем и так несколько раз)
Указательный с порога
Указал ему дорогу.
(Отгибаем указательный пальчик, далее "сгибаем-разгибаем")
Средний палец самый меткий,
Он сбивает сливы с ветки.
(Отгибаем средний пальчик, "сгибаем-разгибаем" его. При этом нужно стараться не сгибать указательный и большой пальцы)
Безымянный подбирает,
(Отгибаем также безымянный, постараться не шевелить предыдущими пальчиками)
А мизинчик-господинчик
В землю косточки бросает!
(Отгибаем мизинчик)
***
(Рука сжата в кулачок)
Мы делили апельсин.
(Крутим кулачком вправо-влево)
Много нас, а он один!
(Другой рукой разгибаем пальчики, сложенные в кулачок, начиная с большого)
Эта долька для ежа,
(Разгибаем указательный пальчик)
Эта долька для чижа,
(Разгибаем средний пальчик)
Эта долька для утят,
(Разгибаем безымянный пальчик)
Эта долька для котят,
(Разгибаем мизинчик)
Эта долька для бобра,
(Открытую ладошку поворачиваем вправо-влево)
Ну, а волку - кожура.
(Двумя руками показываем волчью пасть)
Он сердит на нас - беда!
(Складываем руки домиком)
В домик прячемся - сюда!
3 этап - развитие тактильной чувствительности, включающая растирание в руках шишек, шариков, пробок от пластиковых бутылок; поглаживание карточек, обтянутых разным по качеству материалом (шёлк, шерсть, ситец, крупный наждак); развитие тактильной чувствительности с помощью щётки с жёстким ворсом.
При использовании приемов криотерапии необходимо помнить и о противопоказаниях.
Нельзя проводить криотерапию с детьми, имеющими эписиндром, с миопатией. C осторожностью применять криотерапию с длительно и часто болеющими детьми, с гипервозбудимыми детьми. Криотерапия противопоказана при повышенной индивидуальной чувствительности к процедуре (непереносимость холода), если присутствует лихорадочное состояние (жар, повышенная температура тела), при обострении респираторных заболеваний, в том числе вирусных (ОРВИ, ОРЗ и др).
В заключение можно сказать, что игры со льдом вызывают у детей радостное настроение, поднимают жизненный тонус, дают ребятам много эмоционально ярких впечатлений, переживаний. Их можно проводить перед завтраком или после него, а также в любое свободное время. А значение криотерапии переоценить невозможно. У детей значительно улучшаются не только движения кисти руки, но и стимулируется развитие речи.
Буду рада, если данный метод вы будете использовать в играх с детьми для коррекции речевых нарушений.
А мне остаётся только поблагодарить Вас за внимание, мне было приятно с вами работать!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи и опорно-двигательного аппарата"

Презентация из 2 частей о логопедической работе  с детьми с использованием элементов различных здоровьесберегающих технологий: использование оздоровительных поз, зрительной гимнастики, ортопедиче...

Статья «Использование зрительного образа для развития речи в работе с детьми, имеющих нарушения речи»

Статья «Использование зрительного образа для развития речи в работе с детьми, имеющих нарушения речи»Схема заучивания стихотворения с использованием зрительных образов...

Использование мнемотехники в работе с детьми, имеющими нарушения речи.

Мнемотехника - техника запоминания информации. Это система внутреннего письма, позволяющая последовательно записывать в мозг информацию, преобразованную через зрительное восприятие образов. В статье п...

Использование сказок в работе с детьми, имеющими нарушения речи (рекомендации для воспитателей).

quot;Не  условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, но пьет духовную жизнь и силу родимой груди родного слова."К.Д. Ушинский.Предлагаю вашему вниманию учебный материал для д...

Опыт работы по теме : " Использование ИКТ в работе с детьми , имеющими нарушения речи".

Информационно- коммуникативные технологии, как в нашем детском саду, так и в других ДОУ- актуальная проблема современного дошкольного воспитания, поэтому, сегодня мне хотелось с Вами, уважаемые коллег...

«Использование логоритмики при работе с детьми, имеющими нарушения речи»

Логоритмика – это система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки и движения, музыки и слова, музыки, слова и движения, направленных на решение коррекционных, образовательных и оздор...