"Формирование коммуникативных компетенций дошкольников посредством игры"
статья по теме

Статья содержит в себе характеристику приемов и методов работы с детьми дошкольного возраста, подборку игр и упражнений на развитие произносительной, коммуникативной стороны речи, моторики,взаимодействия со сверстниками. Теоретическую часть психологических особенностей детей разного возраста с позиции роли игры и необходимости  интерактивного общения со сверстниками и взрослыми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ д\с №4

СТАТЬЯ

«Формирование коммуникативных компетенций старших дошкольников посредством игры»

    Зам.зав.по УВР Воробьева Н.М.

                  Зам.зав.по ЗСТ Лычагина Л.В.

Ставрополь, 2015

            Формирование коммуникативности - важное условие нормального психологического развития ребенка, а так же одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Коммуникативные навыки развиваются как  в повседневной деятельности, так и игровой.  А в дошкольном детстве – в основном в игре, в дидактической, подвижной, сюжетно-ролевой ведь это - ведущий вид деятельности в этом возрасте. В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей. Познавая систему человеческих отношений, он начинает осознавать свое место в ней.

     Именно в игре дети учатся общению друг с другом, умению подчинять свои интересы интересам других. Игра способствует развитию произвольного поведения ребенка, формируется творческое воображение, становление внимания и мышления ребенка. Что касается взаимосвязи игры и общения в периоде дошкольного развития ребенка, то именно дошкольное детство (от 3 до 7 лет) - это отрезок жизни ребенка, когда прежние рамки жизни ребенка – рамки семьи, раздвигаются. Если в периоды младенчества и раннего детства ребенок, находясь в кругу семьи, получал необходимые условия для своего развития, то в дошкольном возрасте расширяется круг его интересов. В игре осуществляются два вида взаимоотношений - игровые и реальные. Игровые отношения - это отношения по сюжету и роли, реальные взаимоотношения - это отношения детей как партнеров, товарищей, которые выполняют общее дело. В совместной игре дети учатся языку общения, взаимопониманию, взаимопомощи, учатся подчинять свои действия действию других игроков.

     Игра у детей начинается с договора. Дети договариваются о начале игровой деятельности, выбирают сюжет, распределяют между собой роли и выстраивают свои действия и поведение в соответствии с выбранной ролью. Взяв на себя роль, ребенок начинает принимать и понимать ролевые права и обязанности. В статье Ремизовой Г.Е «Общение ребенка со сверстниками в дошкольном возрасте» исследуется дошкольный период, в котором закладываются основы коммуникативных навыков. В дошкольном возрасте впервые возникает деятельность, свободная от влияния взрослых, - это общение со сверстниками. Общаясь со взрослым, ребенок просто воспринимает его точку зрения, но не переосмысливает ее, не перепроверяет. В общении со сверстником у ребенка совсем иная позиция. Точка зрения, особенно не совпадающая с его собственной, тщательно обдумывается, мнение сверстника можно попытаться и изменить, чего нельзя сделать при общении со взрослым. При общении со сверстником «ребенок должен выработать свою точку зрения, сделать моральный выбор. Только общаясь со сверстником, ребенок может стать действительно равным партнером в общении».  Общение со сверстниками более многообразно, в общении со сверстниками всем видам деятельности присуща яркая эмоциональная насыщенность. Ребенок приобретает способность сочувствовать, переживать чужие радости и печали как свои собственные, эмоционально поддерживать точку зрения другого, появляется больше возможности проявлять инициативу.

      В 3-4 года ребенок вполне может обходиться один, не обращая ни на кого внимания. Может только проявлять интерес, наблюдая за другим, но не вступать в контакт. Может подражать играющему рядом ребенку, но не общаясь. А может и обмениваться игрушками с другим ребенком, а потом сказать, что он играл один!

      К 4- 5,5 годам появляется «связная игра», но ребенок еще не умеет сам создавать игру с другими, распределять роли. Вот тут взрослый и может ему помочь, постепенно обучая детей организовывать микроигры, а средством организации игры будет служить обыкновенная считалка.

     В 5-6 лет появляется феномен первой детской дружбы. Возникает стойкая избирательность - хочу играть только с ним!

     К 7 годам время игры увеличивается, и дети как бы обособляются. Дети в этом возрасте уже могут обмениваться мнениями о прочитанных книгах, рассуждать о событиях, известных им по разговорам взрослых, сравнивать свои умения и знания, выражать свое отношение к другим детям и даже посплетничать. Получение или создание группы для коммуникации каждому ребенку формирует особую среду, в которой он чувствует себя психологически защищенным.

      Ребенок не может обойтись без сверстников, но его общение с ними без помощи взрослых почти всегда оказывается малоуспешным. Конечно, самые первые уроки общения даются в семье, но этим нельзя ограничиваться. Иногда во взаимоотношения с другими детьми необходимо вмешиваться напрямую: ребенка нужно учить, как достойно выходить из конфликтной ситуации, мириться, различать допустимое и недопустимое воздействие на агрессивного сверстника. Неподготовленность наших детей к социальным коллизиям, впервые возникающим перед ними, очевидна.

      Ребенку с дошкольного возраста жизненно необходима компания как важное условие его личностного и социального развития, в том числе и подготовки к школе.

      В соответствии с этой целью успешно реализуются поставленные задачи, такие, как:

 -развивать способность ребенка к сопереживанию,

 -развивать навыки социального поведения,

 -способствовать уверенности в себе и развитию самостоятельности,

      Широкое использование игровых методик, где игра выступает своеобразной сферой, в которой происходит налаживание отношений ребенка с окружающим миром и людьми позволяет ребенку активно изучать и осваивать окружающий мир и является непременным условием разностороннего развития личности.

     В нашем ДОУ собрана картотека игр на развитие коммуникации и навыков общения. Вашему вниманию мы  предлагаем игры на развитие коммуникативных навыков; упражнения и разминки на мотивацию, эмоциональный настрой; игры-ситуации; мимические и пантомимические игры и упражнения; игры с привлечением мелкой моторики рук, способствующие речевому развитию. Эти игры направлены на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека, эмоциональной сферы. Вот некоторые из них:

Игры для развития общения  и коммуникативных навыков

«С первого слова»

«Пальцы — звери добрые,  пальцы — звери злые»

«Если «да» — похлопай, если «нет» — потопай»

«Интервью»

«Обзывалки»

«На мостике»

«Охота на тигров»

«Сиамские близнецы»

«Давай поговорим»

«Клубочек»

«Зеркала»

«Поварята»

«Живая картина»

«Ладонь в ладонь»

«Сотворение чуда»

«Войди в круг — выйди из круга»

«Найди отличие

«Дотронься...

«Клеевой ручеёк

«Слепец и поводырь

«Вежливые слова

«Подарок на всех

Упражнения и разминки на мотивацию, эмоциональный настрой

Упражнение «Нос к носу»

Разминка «Ласковое приветствие»

Разминка «Паровозик»

Игра «Липучки»

Игровая разминка «Змея»

Разминка «Дружба начинается с улыбки»

Упражнение «Комплименты»

Игровая ситуация «Поварята»

Игровая ситуация « Ветер дует на…»

Игры-ситуации

Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся

Коврик примирения

Разговор через стекло

Закорючка

Пресс-конференция

Без маски

Мимические и пантомимические игры и упражнения

“Как говорят части тела”

“Здороваемся  без  слов”

“Ожившие игрушки”

“Театр теней”

“Муравьи”

“Птенцы“

“Бездомный заяц”

Игры с привлечением мелкой моторики рук, способствующие речевому развитию

« Кто  к нам пришел?»

«Мяч по кругу»

« Паровозик  дружбы»

« Котята»

«Найди себе пару»

« Шепоток»

«Веселый клоун»

«Рыбки в аквариуме»

 «Найди себе пару»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Венгер Л. А. «Развитие общих познавательных способностей как предмет психологического исследования»
  2. Геллер Е.М. «Наш друг – игра»
  3.  Венгер Л. А. «Генезис сенсорных способностей»
  4. Деева Г. Г «Проблемы социализации детей дошкольного возраста»
  5. Зворыгина Е.В. «Игра дошкольника»
  6. Карпова С.Н., Лысюк Л.Г. «Игра и нравственное развитие ребенка»
  7. Кон И.С.  «Ребенок и общество».
  8. Неверович Я.З. «Некоторые психологические особенности овладения дошкольниками нормами поведения в коллективе»
  9.  Репина Т.А.  , Р.Б. Стеркина 2Общение детей в детской саду и семье»
  10.  Поддьяков Н. Н. «Мышление дошкольника».
  11. Запорожец А.В., М.И. Лисина «Развитие общения у дошкольников»
  12. Смирнова Е.О. «Особенности общения с дошкольниками»
  13. Ермолова Т. «Для чего ребенку друзья и как научить его с ними общаться?»
  14. Зверева О. «Сюжетно-ролевая игра»
  15. Ремизова Г.Е. «Общение ребенка со сверстниками в дошкольном возрасте»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных умений посредством устного народного творчества

Формирование коммуникативных умений посредством устного народного творчества - семинар для педагогов....

Конспект родительского собрания в подготовительной группе «Развитие познавательной, коммуникативной деятельности посредством игры"

Конспект родительского собрания в подготовительной группе«Развитие познавательной, коммуникативной деятельности посредством игры"...

Обобщение опыта работы «Формирование коммуникативных навыков посредством театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста»

Одним из основных направлений, развития коммуникативной компетентности является театрально-игровая деятельность в детском саду. Именно она позволяет развить у ребенка выразительность речи, повысить ...

Формирование коммуникативной компетентности посредством диалогической речи.

Впервые термин «коммуникация» (от лат. делать общим, сообщать, беседовать) появился в научной литературе в начале 20 века. Речевое общение (коммуникация) представляет собой особый ви...

Конспект коррекционно-развивающих занятий с детьми старшего дошкольного возраста по формированию коммуникативной компетентности посредством использования методов Арт-терапии

Конспект коррекционно-развивающих занятий с детьми старшего дошкольного возраста по формированию коммуникативной компетентности посредством использования методов Арт-терапии...

Мастер-класс на тему «Формирование коммуникативных навыков в играх с детьми с РАС»

В данном материале представлен мастер-класс на тему «Формирование коммуникативных навыков в играх с детьми с РАС»...