Формирование коммуникативной компетентности посредством диалогической речи.
статья по логопедии

Мишина Анастасия Сергеевна

 

Впервые термин «коммуникация» (от лат. делать общим, сообщать, беседовать) появился в научной литературе в начале 20 века. Речевое общение (коммуникация) представляет собой особый вид деятельности, цель которой – обмен мыслями, установление взаимопонимания.

Компетентность – (от лат. competens - надлежащий, способный) - мера соответствия знаний, умений и опыта лиц определенного социально-профессионального статуса реальному уровню сложности выполняемых ими задач и решаемых проблем. В отличие от термина «квалификация», включает помимо сугубо профессиональных знаний и умений, характеризующих квалификацию, такие качества, как инициатива, сотрудничество, способность к работе в группе, коммуникативные способности, умение учиться, оценивать, логически мыслить, отбирать и использовать информацию.

Коммуникативная компетентность — это владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность, ориентация в коммуникативных средствах, присущих национальному, сословному менталитету и выражающихся в рамках данной профессии.

Коммуникативная компетентность рассматривается специалистами в разных аспектах: изучается ее сущность и структура, специфика и особенности формирования. Результаты анализа психолого-педагогической литературы говорят о том, что большинство ученых раскрывают содержание понятий «компетенция» и «компетентность» по-разному. Компетенция рассматривается и как способность, и как умение, и как готовность субъекта деятельности к эффективному выполнению какой-либо работы, но во всех определениях четко просматривается ее практическая направленность.  Это касается и понятия «компетентность». Ее рассматривают и как совокупность профессиональных свойств, и как умение объединять знания и навыки для решения проблемы и т.д. (Компетентность это - качество человека, который обладает всесторонними знаниями в определённой области. Благодаря этому его мнение является веским и авторитетным).

Нет единого мнения и на раскрытие понятия «коммуникативная компетентность». Несмотря на различные трактовки данного понятия, их объединяет то, что все они указывают на компоненты, необходимые для общения:

  • владение средствами общения (речью, мимикой, пантомимикой);
  • умение с помощью вербальных и невербальных средств общения устанавливать контакты, включая для этого необходимые внутренние ресурсы (мотивы, направленность на общение, желание обменяться информацией и пр.);
  • умение слышать, слушать и говорить (в процессе общения выражать свои чувства, эмоции, желания, задавать вопросы и аргументировать свою точку зрения).

 

Коммуникативная компетенция подразумевает умение пользоваться всеми видами речевой деятельности: чтением, аудированием, говорением (монолог, диалог), письмом.

Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования направлены, прежде всего, на улучшение его качества. В ФГОС указано, что одно из требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования является владение речью, как средством общения и культуры; обогащение активного словаря, развитие связной грамматически правильной диалогической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи… (ст. п. ФГОС).

Доказано, что язык занимает чрезвычайно важное место в развитии ребенка. Хорошее знание языка ребенку необходимо для общения и взаимодействия с окружающим миром, следовательно, коммуникативные способности – это те способности, которые можно и нужно формировать.

Любому взрослому, будь то родитель или педагог, нужно помнить, что в том случае, когда мы вступаем в общение с ребенком, на нас ложится особая ответственность за построение взаимодействия, поскольку именно в общении ребенок воспринимает и усваивает его образцы. Ранний опыт общения дошкольника создает тот фон, который ведет к развитию речи, умению слушать и думать, подготавливает ребенка к вычленению смысла слова.

Однако задачи коммуникативного развития не исчерпываются умением элементарно осознавать факты слышимой речи и словесно формулировать мысль. Ребенка надо научить отвечать на вопросы взрослого, и самому их задавать, инициативно высказываться, налаживать взаимодействие, устанавливать с окружающими доверительные, личностные, эмоционально положительные контакты, вежливо вести спор, поддерживать содержательный разговор, беседу.

Известно, что любые виды деятельности детей, в том числе учебный, и общение с другими людьми переплетены в жизни самым тесным образом и фактически не могут существовать отдельно. От того, как организовано общение детей, зависит результат обучения, которое зачастую требует постоянного взаимодействия детей и взрослых. Безусловно, к успешному результату приводит не всякое общение с ребенком, а только организованное в соответствии с нравственными принципами. Оно должно сопровождаться, с одной стороны, воспитанием внимания к другим людям, а с другой – сообщением ему нужных знаний по культуре человеческого общения. Невозможно обучать детей общению, не без взаимодействия друг с другом, не обусловив речевое действие и поведение какой-то другой деятельностью: игровой, практической, познавательной. Диалогическая форма общения является наиболее социально значимой для дошкольников. Диалог является естественной средой развития личности. Отсутствие или дефицит диалогического общения ведет к искажениям личностного развития, росту проблем взаимодействия с окружающими людьми, появлением серьезных сложностей в умении адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, в связи с этим и возникает необходимость развивать умение строить диалог. Обучение диалогической речи протекает в двух формах:

‒ в свободном речевом общении;

‒ на специальных занятиях.

В свободном речевом общении средством обучения диалогической речи служит разговор или беседа взрослого с детьми на различные темы: о событиях из личного опыта, о жизни в детском саду и дома, на нравственные темы, рассматриваются разнообразные воображаемые проблемные ситуации. Цель неподготовленных бесед и разговоров: пробудить речевую активность каждого ребенка, его умение вступить в разговор, поддержать беседу, делиться своими переживаниями. Развитие диалогической речи происходит в специально подготовленной беседе, цель которой: изучение одного вопроса темы. Чтобы тема разговора развивалась целенаправленно, важно продумать заранее вопросы, наметить план, как можно больше обращаться к опыту детей.

Важную роль при работе с детьми играет воспитание любви и интереса к художественному слову. Основными принципы организации работы по воспитанию у детей интереса к художественному слову является ежедневное чтение детям вслух. Ведь при чтении книги ребёнок видит перед собой определённую картину, конкретную ситуацию, образ, переживает описываемые события, и чем сильнее его переживания, тем богаче его чувства и представления о действительности.

Среди различных форм взаимодействия с детьми, влияющими на развитие диалогической речи, специалисты особенно выделяют театрализованные игры, которые используются в интересах речевого развития ребенка. Эмоциональное воздействие произведений театрального искусства стимулирует усвоение языка, вызывает желание делиться впечатлениями. Для успешного проведения театрализованных игр необходима импровизация, доверительная атмосфера, как со стороны педагога, так и со стороны детей. Прежде чем предложить ребёнку включиться в театрализованную игру, необходимо подготовить его, ввести в мир театра, сказки, игры. Чем полнее и эмоциональнее воспримут произведение дети, тем легче им будет потом театрализовать прочитанное, поэтому при чтении используется весь комплекс средств интонационной, лексической и синтаксической выразительности.

Совместная работа воспитателей, учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, должна вестись в едином направлении, что помогает учить детей имитационным движениям, подмечать характерные особенности разных животных: медведь косолапый, лиса хитрая, ловкий зайчик. Таким образом, ненавязчиво и непринужденно, дети учатся словесному перевоплощению, стремясь, чтобы характер персонажа, голос и его привычки легко узнавались всеми. Как бы примитивны не были истории, сочиненные детьми, педагогу необходимо создавать атмосферу доброжелательности, взаимного доверия, воспитывать у детей уважительное отношение друг к другу. В многообразных заданиях-этюдах один и тот же сказочный персонаж может переживать разное внутреннее состояние: волк злится, тоскует, может стать добрым. Дети стараются передавать образы игрушек, животных путем изображения их внешних действий: петушок ходит, машет крыльями, клюет зерна. Заученные диалоги, передаваемые детьми в инсценировках, театральных представлениях формируют в их сознании образ участника диалога, правила ведения диалога, развиваются организаторские умения и навыки, совершенствуются формы и методы, виды средств общения.

В качестве одного из средств формирования коммуникативной компетентности выступает сюжетно-ролевая игра, которая является основной деятельностью ребенка дошкольного возраста. Для детей игровая деятельность сохраняет свое значение как необходимое условие развития интеллекта, психических процессов, личности в целом. Посредством игры ребенок в доступной для него форме познает окружающую действительность, выстраивает для себя модель жизни.

Развивать речь ребенка, не включая его в познавательную деятельность невозможно, т.к. речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делая ее более целенаправленной и осознанной. Поэтому необходимо обозначить задачи, решение которых позволяет:

1. Обогащать познавательную сферу детей информацией через занятия, наблюдения, экспериментальную деятельность, речь.

2. Обогащать эмоционально-чувственный опыт в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми.

3. Помочь упорядочить сведения об окружающем мире, формировать представления его целостности.

4. Формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять.

5. Создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности в познавательно-речевой деятельности.

6. Поддерживать условия для развития познавательно – речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что педагогическая среда, в которой находится ребенок в дошкольном образовательном учреждении, обладает потенциальными возможностями формирования коммуникативной компетентности детей и способна выполнить свою развивающую функцию при разработке и осуществлении педагогами дошкольного учреждения системы целенаправленной работы по формированию культуры речевого общения.

Игры на развитие коммуникативных навыков

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование коммуникативной компетентности посредством диалогической речи

Впервые термин «коммуникация» (от лат. делать общим, сообщать, беседовать) появился в научной литературе в начале 20 века. Речевое общение (коммуникация) представляет собой особый вид деятельности, цель которой – обмен мыслями, установление взаимопонимания.

Компетентность – (от лат. competens - надлежащий, способный) - мера соответствия знаний, умений и опыта лиц определенного социально-профессионального статуса реальному уровню сложности выполняемых ими задач и решаемых проблем. В отличие от термина «квалификация», включает помимо сугубо профессиональных знаний и умений, характеризующих квалификацию, такие качества, как инициатива, сотрудничество, способность к работе в группе, коммуникативные способности, умение учиться, оценивать, логически мыслить, отбирать и использовать информацию.

Коммуникативная компетентность — это владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность, ориентация в коммуникативных средствах, присущих национальному, сословному менталитету и выражающихся в рамках данной профессии.

Коммуникативная компетентность рассматривается специалистами в разных аспектах: изучается ее сущность и структура, специфика и особенности формирования. Результаты анализа психолого-педагогической литературы говорят о том, что большинство ученых раскрывают содержание понятий «компетенция» и «компетентность» по-разному. Компетенция рассматривается и как способность, и как умение, и как готовность субъекта деятельности к эффективному выполнению какой-либо работы, но во всех определениях четко просматривается ее практическая направленность.  Это касается и понятия «компетентность». Ее рассматривают и как совокупность профессиональных свойств, и как умение объединять знания и навыки для решения проблемы и т.д. (Компетентность это - качество человека, который обладает всесторонними знаниями в определённой области. Благодаря этому его мнение является веским и авторитетным).

Нет единого мнения и на раскрытие понятия «коммуникативная компетентность». Несмотря на различные трактовки данного понятия, их объединяет то, что все они указывают на компоненты, необходимые для общения:

  • владение средствами общения (речью, мимикой, пантомимикой);
  • умение с помощью вербальных и невербальных средств общения устанавливать контакты, включая для этого необходимые внутренние ресурсы (мотивы, направленность на общение, желание обменяться информацией и пр.);
  • умение слышать, слушать и говорить (в процессе общения выражать свои чувства, эмоции, желания, задавать вопросы и аргументировать свою точку зрения).

Коммуникативная компетенция подразумевает умение пользоваться всеми видами речевой деятельности: чтением, аудированием, говорением (монолог, диалог), письмом.

Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования направлены, прежде всего, на улучшение его качества. В ФГОС указано, что одно из требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования является владение речью, как средством общения и культуры; обогащение активного словаря, развитие связной грамматически правильной диалогической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи… (ст. п. ФГОС).

Доказано, что язык занимает чрезвычайно важное место в развитии ребенка. Хорошее знание языка ребенку необходимо для общения и взаимодействия с окружающим миром, следовательно, коммуникативные способности – это те способности, которые можно и нужно формировать.

Любому взрослому, будь то родитель или педагог, нужно помнить, что в том случае, когда мы вступаем в общение с ребенком, на нас ложится особая ответственность за построение взаимодействия, поскольку именно в общении ребенок воспринимает и усваивает его образцы. Ранний опыт общения дошкольника создает тот фон, который ведет к развитию речи, умению слушать и думать, подготавливает ребенка к вычленению смысла слова.

Однако задачи коммуникативного развития не исчерпываются умением элементарно осознавать факты слышимой речи и словесно формулировать мысль. Ребенка надо научить отвечать на вопросы взрослого, и самому их задавать, инициативно высказываться, налаживать взаимодействие, устанавливать с окружающими доверительные, личностные, эмоционально положительные контакты, вежливо вести спор, поддерживать содержательный разговор, беседу.

Известно, что любые виды деятельности детей, в том числе учебный, и общение с другими людьми переплетены в жизни самым тесным образом и фактически не могут существовать отдельно. От того, как организовано общение детей, зависит результат обучения, которое зачастую требует постоянного взаимодействия детей и взрослых. Безусловно, к успешному результату приводит не всякое общение с ребенком, а только организованное в соответствии с нравственными принципами. Оно должно сопровождаться, с одной стороны, воспитанием внимания к другим людям, а с другой – сообщением ему нужных знаний по культуре человеческого общения. Невозможно обучать детей общению, не без взаимодействия друг с другом, не обусловив речевое действие и поведение какой-то другой деятельностью: игровой, практической, познавательной. Диалогическая форма общения является наиболее социально значимой для дошкольников. Диалог является естественной средой развития личности. Отсутствие или дефицит диалогического общения ведет к искажениям личностного развития, росту проблем взаимодействия с окружающими людьми, появлением серьезных сложностей в умении адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, в связи с этим и возникает необходимость развивать умение строить диалог. Обучение диалогической речи протекает в двух формах:

‒ в свободном речевом общении;

‒ на специальных занятиях.

В свободном речевом общении средством обучения диалогической речи служит разговор или беседа взрослого с детьми на различные темы: о событиях из личного опыта, о жизни в детском саду и дома, на нравственные темы, рассматриваются разнообразные воображаемые проблемные ситуации. Цель неподготовленных бесед и разговоров: пробудить речевую активность каждого ребенка, его умение вступить в разговор, поддержать беседу, делиться своими переживаниями. Развитие диалогической речи происходит в специально подготовленной беседе, цель которой: изучение одного вопроса темы. Чтобы тема разговора развивалась целенаправленно, важно продумать заранее вопросы, наметить план, как можно больше обращаться к опыту детей.

Важную роль при работе с детьми играет воспитание любви и интереса к художественному слову. Основными принципы организации работы по воспитанию у детей интереса к художественному слову является ежедневное чтение детям вслух. Ведь при чтении книги ребёнок видит перед собой определённую картину, конкретную ситуацию, образ, переживает описываемые события, и чем сильнее его переживания, тем богаче его чувства и представления о действительности.

Среди различных форм взаимодействия с детьми, влияющими на развитие диалогической речи, специалисты особенно выделяют театрализованные игры, которые используются в интересах речевого развития ребенка. Эмоциональное воздействие произведений театрального искусства стимулирует усвоение языка, вызывает желание делиться впечатлениями. Для успешного проведения театрализованных игр необходима импровизация, доверительная атмосфера, как со стороны педагога, так и со стороны детей. Прежде чем предложить ребёнку включиться в театрализованную игру, необходимо подготовить его, ввести в мир театра, сказки, игры. Чем полнее и эмоциональнее воспримут произведение дети, тем легче им будет потом театрализовать прочитанное, поэтому при чтении используется весь комплекс средств интонационной, лексической и синтаксической выразительности.

Совместная работа воспитателей, учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, должна вестись в едином направлении, что помогает учить детей имитационным движениям, подмечать характерные особенности разных животных: медведь косолапый, лиса хитрая, ловкий зайчик. Таким образом, ненавязчиво и непринужденно, дети учатся словесному перевоплощению, стремясь, чтобы характер персонажа, голос и его привычки легко узнавались всеми. Как бы примитивны не были истории, сочиненные детьми, педагогу необходимо создавать атмосферу доброжелательности, взаимного доверия, воспитывать у детей уважительное отношение друг к другу. В многообразных заданиях-этюдах один и тот же сказочный персонаж может переживать разное внутреннее состояние: волк злится, тоскует, может стать добрым. Дети стараются передавать образы игрушек, животных путем изображения их внешних действий: петушок ходит, машет крыльями, клюет зерна. Заученные диалоги, передаваемые детьми в инсценировках, театральных представлениях формируют в их сознании образ участника диалога, правила ведения диалога, развиваются организаторские умения и навыки, совершенствуются формы и методы, виды средств общения.

В качестве одного из средств формирования коммуникативной компетентности выступает сюжетно-ролевая игра, которая является основной деятельностью ребенка дошкольного возраста. Для детей игровая деятельность сохраняет свое значение как необходимое условие развития интеллекта, психических процессов, личности в целом. Посредством игры ребенок в доступной для него форме познает окружающую действительность, выстраивает для себя модель жизни.

Развивать речь ребенка, не включая его в познавательную деятельность невозможно, т.к. речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делая ее более целенаправленной и осознанной. Поэтому необходимо обозначить задачи, решение которых позволяет:

1. Обогащать познавательную сферу детей информацией через занятия, наблюдения, экспериментальную деятельность, речь.

2. Обогащать эмоционально-чувственный опыт в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми.

3. Помочь упорядочить сведения об окружающем мире, формировать представления его целостности.

4. Формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять.

5. Создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности в познавательно-речевой деятельности.

6. Поддерживать условия для развития познавательно – речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что педагогическая среда, в которой находится ребенок в дошкольном образовательном учреждении, обладает потенциальными возможностями формирования коммуникативной компетентности детей и способна выполнить свою развивающую функцию при разработке и осуществлении педагогами дошкольного учреждения системы целенаправленной работы по формированию культуры речевого общения.

Игры на развитие коммуникативных навыков

Игра «Незнакомец» Инструкция. Я хочу предложить вам игру, в которой вам надо будет догадаться, о ком идёт речь. Если вам покажется, что вы знаете, кого из детей я загадала то, пожалуйста, молчите и просто улыбайтесь. У него (неё) голубые глаза, светлые волосы, есть ли у него домашние животные, какая у него семья, какие игры он любит, его личные достоинства и т.д.

Игра «Волшебная палочка» Игра развивает навыки общения и групповую сплочённость. Инструкция. Сядьте, образуя круг. Говорить будет тот, у кого в руках волшебная палочка. Например, я хочу , чтобы каждый, кто держит волшебную палочку рассказал нам, что интересного случилось с ним на прошлой неделе или, что было для тебя на прошлой неделе самым трудным? Следите за тем, чтобы каждый ребёнок получил слово.

Игра «Доброе утро» Каждый ребенок получает возможность поприветствовать своих одногруппников и рассказать, что его в этот день радует, что он хочет сделать, какое у него настроение. Это эффективный ритуал, он пробуждает у детей интерес, стимулирует их готовность прислушиваться друг к другу и самое главное, дарит им возможность почувствовать себя в центре внимания. Говорящему ребёнку нужно дать микрофон (игрушечный). Может случиться, что некоторые из детей не захотят говорить. Может начать говорить учитель в микрофон, а затем передать его кому -нибудь из детей.

«Интервью в день рождения». Можно использовать также микрофон. Инструкция: Олег, у тебя сегодня день рождения. Я хочу поздравить тебя и взять у тебя интервью. 1) Какое самое смешное событие произошло с тобой за прошедший год жизни? Иногда имеет смысл записать интервью на кассету, а потом подарить эту кассету ребенку. При этом нужно подбирать вопросы в соответствии с возрастом и уровнем развития ребёнка.

Игра. Учащиеся передают по кругу мяч и высказываются о своём настроении, физическом состоянии. Это упражнение может быть монологическим, когда каждый воспитанник высказывается одной фразой, без комментариев и вопросов со стороны других участников игры и может быть диалоговым, если в ответ на высказывание последуют вопросы. Можно разнообразить это упражнение, используя невербальные средства (пантомима, рисунок). Это позволяет развивать навык интерпритации невербальной информации, с другой стороны практиковать правильное интонационное оформление речи и употребление вопросительных предложений.

Например, то же самое задание может быть выполнено в другой последовательности: ребенок 1 – принимает определённую позу или изображает на лице своё состояние; ребенок 2 – вопросом уточняет правильно ли он понял? Ребенок 1 подтверждает и объясняет, почему у него такое состояние, если ребенок 2 не угадал, то пытается другой. Бывают случаи, когда детям трудно говорить о своём эмоциональном состоянии, например, из – за нехватки языковых средств. Преодолеть это можно следующим образом: взрослый заготавливает маски или карточки с изображением разных эмоциональных состояний. Они прикрепляются на спины участникам игры. Сами «носители» не знают, что изображено у них, но видят изображение партнёра. Задание: в пантомиме передать содержание изображения, а «носители», задавая вопросы, пытаются угадать. Можно предложить учащимся самим изготовить такие маски, карточки дома.

Упражнение «Комплимент». Это вербальное выражение положительных эмоций по отношению к партнёру. Если учащиеся ещё не знакомы со словом «комплимент», необходимо предварительная короткая беседа о том, что такое комплимент, зачем нужно говорить комплименты, когда это уместно. Можно предложить использовать следующие варианты упражнения «комплимент»:

Комплимент внешности. Посмотри на своего партнёра и скажи ему, как он сегодня выглядит. Используй известные тебе прилагательные для описания внешности. Начни своё высказывание с обращения по имени «Ты сегодня такой… !

Комплимент – похвала. Скажи своему однокласснику, что у него хорошо получается… .

Комплимент – подарок (сюрприз). Сделайте своему другу подарок к празднику. Этот подарок может быть визуальным (рисунок), вербальным (обозначать словом), невербальным (пантомима). Такое упражнение может сочетаться с комплиментом – пожеланием.

Комплимент – пожелание. Может быть выражен одним словом, сложным предложением, предложением в повелительном наклонении. По назначению это может быть пожелание к празднику, пожелание к занятию и т.д.

Комплимент – предложение. Предложи другу самое вкусное блюдо, чтобы поднять его настроение или предложи провести время вместе.

Комплимент – совет. Посоветуй своему другу, как можно провести выходные.

Важно учить отвечать на комплименты: благодарить, давать ответные комплименты. Это позволяет практиковать воспитанников в диалогической речи.

Список литературы

1. Зимняя И.А. Педагогическое общение как процесс решения коммуникативных задач // Под ред. А.А. Бодалёва, В.Я. Ляудис. – М.: Просвещение, 1980.

2. Лепская Н.И. Детская речь в свете теории коммуникации // Вопросы языкознания. – 1994. – №2. – С. 82–90.

3. Смирнова Е.А. Формирование коммуникативной компетентности: Теория и практика проблемы: Монография. – Шуя: Весть, 2006.

4. Юдина Е. Коммуникативное развитие ребенка и его педагогическая оценка в группе детского сада // Дошкольное воспитание. – 1999. – №9.

5. Ерёмина Н.В. Развитие коммуникативных способностей детей младшего дошкольного возраста средствами театрально-игровой деятельности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ds82.ru/doshkolnik/4207-.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театр как средство формирования коммуникативной компетентности у детей 3-5 лет с системным недоразвитием речи

В настоящее время значительно увеличилось количество детей с тяжелыми (или системными) нарушениями речи. Характерной особенностью таких детей являются затруднения в обучении, общении со взрослыми и де...

Развитие диалогической речи детей с ОНР как средство формирования коммуникативной компетентности.

Комплексное, систематическое обучение навыкам общения с использованием речевых ситуаций, ролевых игр оказывает положительное влияние на развитие коммуникативных способностей детей с речевой патологией...

Мастер-класс. "Развитие лидерских качеств воспитанников старшего дошкольного возраста посредством формирования коммуникативной компетентности".

Мастер-класс. "Развитие лидерских качеств воспитанников старшего дошкольного возраста посредством формирования коммуникативной компетентности"....

Конспект коррекционно-развивающих занятий с детьми старшего дошкольного возраста по формированию коммуникативной компетентности посредством использования методов Арт-терапии

Конспект коррекционно-развивающих занятий с детьми старшего дошкольного возраста по формированию коммуникативной компетентности посредством использования методов Арт-терапии...