Театр как средство формирования коммуникативной компетентности у детей 3-5 лет с системным недоразвитием речи
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) по теме

Чернак Татьяна Александровна
В настоящее время значительно увеличилось количество детей с тяжелыми (или системными) нарушениями речи. Характерной особенностью таких детей являются затруднения в обучении, общении со взрослыми и детьми, обусловленные отставанием в речевом и психологическом развитии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prizentaciya_so_slaydami.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Театр как средство формирования коммуникативной компетентности у детей 3-5 лет с системным недоразвитием речи

Чернак Т.А., музыкальный руководитель,

МДОУ «Улыбка» г. Нерюнгри

В настоящее время значительно увеличилось количество детей с тяжелыми (или системными) нарушениями речи. Характерной особенностью таких детей являются затруднения в обучении, общении со взрослыми и детьми, обусловленные отставанием в речевом и психологическом развитии. Неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно-логического мышления, незрелость эмоционально-волевой сферы ограничивают его речевые контакты со взрослыми и сверстниками, препятствуя осуществлению полноценного общения. Из-за имеющихся у него трудностей, ребенок минимально использует речь как средство общения или же полностью заменяет ее паралингвистическими средствами (мимикой, жестами, пантомимикой). Непонимание окружающими часто приводит к проявлению негативных поведенческих реакций и отказу ребенка от речевой коммуникации.

Занятия театрализованной деятельностью являются богатым ресурсом для формирования у ребенка способов речевого и неречевого общения. Театрализация удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка: в автономности (в сказке герой действует самостоятельно, полагаясь на свои силы); в компетентности (герой побеждает, преодолевая препятствия и временные неудачи); в активности (герой активен, всегда в действии). 

Поэтому мы, осуществляя работу с детьми в группе компенсирующей направленности 4-5лет, поставили перед собой цель: способствовать формированию коммуникативной компетентности у детей с системным недоразвитием речи в процессе театрализованной деятельности. Эта цель предусматривает решение ряда задач:

  1. Создание предметно-развивающей среды для организации театрализованной деятельности.
  2. Формирование мотивационной готовности ребенка к совместной деятельности со взрослыми и сверстниками.
  3. Разработка комплекса сценариев взаимодействия взрослого с детьми в процессе театрализованной деятельности.

При организации театрализованной деятельности мы придерживались следующих принципов: принципа активности через самовыражение в активном действии; принципа самостоятельности через стремление к обоснованию собственной точки зрения; принципа творчества через совместный поиск описаний чувств; принципа эмоциональности через осознание своих эмоций, понимание эмоций других людей и умение подобрать соответствующие языковые средства для их выражения.

Взаимодействие взрослого с детьми предусматривает соблюдение определенных психолого-педагогических условий.

1. Задания, которые даются ребенку, должны быть интересными, увлекательными, посильными, т.е. соответствовать индивидуальным и возрастным возможностям ребенка.

2. Каждый сценарий общения должен иметь логическое завершение, а ребенок видеть конечный результат своего труда (выученное стихотворение, завершенный диалог либо прощание с персонажем и т.д.)

3. Необходимым условием является создание ситуации успеха для каждого ребенка. Ощущение успеха рождается, когда ребенок с помощью педагога или самостоятельно преодолевает робость, неуверенность, страх, затруднения прикладывая к этому усилия.

4. Основой взаимодействия должны стать партнерские отношения педагога и детей. При этом помощь, которую оказывает педагог, должна быть незаметна для ребенка, носить опосредованный организующий характер через третье лицо (куклу, картинку, персонаж).

В своей работе мы используем различные формы организации деятельности, такие как драматизация отрывков из сказок; мимические, пантомимические этюды; упражнения, игры-превращения; разыгрывание простейших диалогов.

Работа осуществляется в рамках комплексного психолого-педагогического сопровождения детей воспитателями и специалистами ДОУ. Игровое взаимодействие организовывается один раз в неделю во вторую половину дня продолжительностью 10-15 минут в театральной студии «У Лукоморья». В помещение театральной студии детского сада созданы условия для погружения ребенка в атмосферу театра: мини-сцена, гримерная, костюмерная, зрительный зал, театральный реквизит, различные куклы.

Работа по развитию навыков коммуникации средствами театра проводиться поэтапно. Каждый этап предусматривает последовательное усложнение заданий и мотивационных установок. С10На первом этапе чтобы ребенок чувствовал себя более комфортно и уверенно, мы используем куклу. Отождествляя себя с куклой, дети говорят от ее имени, раскрепощаются и становятся более общительными. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость, приобретается жизненный опыт.

На втором этапе, используя кукольных персонажей, постепенно подводим детей к диалоговой речи во время обыгрывания отрывков знакомых сказок и небольших фольклорных произведений. Это способствует развитию навыков общения со сверстниками, т.е. умению выслушать собеседника и сформулировать свое высказывание в соответствии с темой диалога.

После освоения детьми навыков ведения диалога в рамках заданного сюжета мы переходим к третьему этапу – драматизации отрывков сказок и литературных произведений. Перед детьми стоит непростая задача: нужно запомнить слова своего персонажа, выбрать доступные средства для передачи образа, запомнить, когда и куда выходит персонаж в общем сюжете. Чувствуя поддержку со стороны взрослого, дети стали более смело раскрывать свои способности, научились слушать друг друга, перестали бояться выходить на сцену.

Одним из направлений работы является вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми. Союз педагога, родителя и ребенка способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей. Создается микроклимат, в основе которого лежит уважение, забота, доверительные отношения между взрослыми и детьми.

Из выше сказанного можно сделать вывод, что театрализованная деятельность побуждает детей активно участвовать в занятии, к познанию себя, своего места в мире, позволяет пережить различные чувства, попробовав себя в разных ролях, помогает всесторонне развиваться. Это в свою очередь способствует активному желанию детей высказываться, налаживать контакт со сверстниками и взрослыми, решать коммуникативные задачи, узнавать новые способы установления диалога и продуктивного общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Наиболее характерным для старшего дошкольного возраста является активное освоение ребенком речевых конструкций разного типа. Ребенок осваивает форму монолога. Его речь становится контекстной, независи...

Развитие диалогической речи детей с ОНР как средство формирования коммуникативной компетентности.

Комплексное, систематическое обучение навыкам общения с использованием речевых ситуаций, ролевых игр оказывает положительное влияние на развитие коммуникативных способностей детей с речевой патологией...

Развитие связной речи как средство формирования коммуникативной компетентности дошкольников

Материал подготовлен для проведения лекции для воспитателей по теме "Развитие связной речи как средство формирования коммуникативной компетентности дошкольников"...

Логосказки как средство формирования правильного звукопроизношения, у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В данной статье рассматривается система коррекционно - логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по формированию звукопроизношения с помощью логосказок. А...

Развитие связной речи как средства формирования коммуникативной компетентности дошкольников

Ни для кого не секрет, что речь – это средство общения между людьми. Умение общаться является неотъемлемой частью жизни каждого человека, залогом его успешной социализации....