Развитие связной речи как средство формирования коммуникативной компетентности дошкольников
методическая разработка по развитию речи на тему

Павленко Юлия Юрьевна

Материал подготовлен для проведения лекции для воспитателей по теме "Развитие связной речи как средство формирования коммуникативной компетентности дошкольников"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – «Детский сад № 8 «Лесная сказка»

Лекция для воспитателей

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Подготовила:

Павленко Юлия Юрьевна,

учитель-логопед

высшей квалификационной категории

г. Северодвинск

2016 г.

Современная система образования предъявляет высокие требования к формированию коммуникативной компетентности дошкольника к обучению к школе. Поскольку, в современном обществе коммуникативная компетентность рассматривается как показатель образованности человека, как одно из условий жизненной успешности (в учебе, в построении карьеры, межличностных отношений и т.д.).

Коммуникативная компетентность – это совокупность навыков и умений, необходимых для эффективного общения.

Некоторые авторы (Столяренко Л.Д., Петровская Л.А) рассматривают понятие коммуникативной компетентности как систему внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия.

Таким образом, коммуникативная компетентность – это способность ставить и решать определенные типы коммуникативных задач: определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации, быть готовым к изменению соответственного речевого поведения.

При этом ведущей задачей в развитии коммуникативно-речевой компетентности на ступени дошкольного образования является развитие связной речи, поскольку в связной речи реализуется основная функция речи – коммуникативная, связная речь наиболее взаимодействует с развитием мышления, в ней отражены все другие задачи речевого развития ребенка.

Связной речи отводится одно из ведущих мест в развитии ребенка. Владение разнообразными навыками связной речи позволяет ребенку осуществлять полноценное общение со сверстниками и взрослыми, дает возможность поделиться с ними накопительными впечатлениями, а также получить необходимую информацию.

Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.

Связная речь включает в себя:

  • Диалогическую форму речи;
  • Монологическую форму речи.

Обе формы объединяет единая природа происхождения (потребность людей общаться друг с другом). Развитие обеих форм связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в дошкольном учреждении.

Однако они отличаются друг от друга, каждая имеет свои особенности и специфику. Поэтому развитие диалога и монолога протекает по-разному, и каждая форма связной речи требует своего методического подхода.

Остановимся на характеристике связной речи более подробно.

Диалогическая форма речи (диалог) – первичная по происхождению форма речи. Имея ярко выраженную социальную направленность, она служит потребности непосредственного живого общения.

Диалог, как вид общения, предполагает знание языка, умение им пользоваться при построении связного высказывания и налаживания речевого взаимодействия с партнером.

Диалог – форма речи, живое общение, в результате которого его участники развиваются и обогащаются духовно и интеллектуально. Он опирается на общность восприятия собеседников, общность ситуации, знание предмета, о котором идет речь.

Диалог состоит из реплик (отдельных высказываний), из цепи последовательных речевых реакций; он осуществляется или в виде чередующихся обращений, вопросов и ответов, или в виде разговора (беседы) двух или нескольких участников речевого общения.

Диалогическую речь отличает краткость, преобладание простых предложений, широкое использование внеречевых средств (жестов, мимики), а также средства интонационной выразительности.

Диалог – это «сравнительно быстрый обмен речью, когда каждый компонент обмена является репликой и одна реплика в высшей степени обусловлена другой, обмен происходит вне какого-нибудь предварительного обдумывания; компоненты не имеют особой заданности; в построении реплик нет никакой предумышленной связанности, и они в высшей степени кратки» (Л.П. Якубинский).

Развитие диалогической формы речи во многом определяется формированием всей системы языка, его фонетики, лексики, грамматики. Также характер диалога и его развитие теснейшим образом связано с формой мышления и ведущей деятельностью ребенка.

Рассмотрим содержание требований к диалогической речи по возрастным группам.

В группах раннего возраста ставится задача развития понимания речи окружающих и использования активной речи детей как средства общения. Детей учат выражать просьбы и желания словом, отвечать на некоторые вопросы взрослых (Кто это? Что делает? Какой? Какая?). Развивают инициативную речь ребенка, побуждают его обращаться к взрослому и детям по различным поводам, формируют умение задавать вопросы.

В младшем дошкольном возрасте воспитатель должен добиваться, чтобы каждый малыш легко и свободно вступал в общение со взрослыми и детьми, учить детей выражать свои просьбы словами, понятно отвечать на вопросы взрослых, подсказывать ребенку поводы для разговоров с другими детьми. Следует воспитывать потребность делиться своими впечатлениями, рассказывать о том, что сделал, как играл, привычку пользоваться простыми формулами речевого этикета (здороваться, прощаться в детском саду и семье), поощрять попытки детей задавать вопросы по поводу ближайшего окружения (Кто? Что? Где? Что делает? Зачем?).

В среднем дошкольном возрасте детей приучают охотно вступать в общение со взрослыми и сверстниками, отвечать на вопросы и задавать их по поводу предметов, их качеств, действий с ними, взаимоотношений с окружающими, поддерживают стремление рассказывать о своих наблюдениях, переживаниях.

Воспитатель больше внимания уделяет качеству ответов детей: учит отвечать как в краткой, так и в распространенной форме, не отклоняясь от содержания вопроса. Постепенно он приобщает детей к участию в коллективных беседах, где требуется отвечать только тогда, когда спрашивает воспитатель, слушать высказывания товарищей.

Продолжается воспитание культуры общения: формирование умений приветствовать родных, знакомых, товарищей по группе, с использованием синонимических формул этикета (Здравствуйте! Доброе утро!), отвечать по телефону, не вмешиваться в разговор взрослых, вступать в разговор с незнакомыми людьми, встречать гостя, общаться с ним.

В старших группах следует учить более точно отвечать на вопросы, объединять в распространенном ответе реплики товарищей, отвечать на один и тот же вопрос по-разному, кратко и распространенно. Закреплять умение участвовать в общей беседе, внимательно слушать собеседника, не перебивать его, не отвлекаться. Особое внимание необходимо уделять умениям формулировать и задавать вопросы, в соответствии с услышанным строить ответ, дополнять, исправлять собеседника, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения других людей.

Сензитивным периодом в развитии диалогической формы речи считается возраст три года, а уже к пяти годам в большинстве случаев в полной мере сформирован.

Отсутствие или дефицит диалогического общения ведет не только к отставаниям в овладении языка, но и к различного рода искажениям личностного развития, росту проблем взаимодействия с окружающими людьми, появлению серьезных сложностей в умении адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях.

Затруднения в развитии диалогической речи, которые влияют на усвоение и поддержание контактов со сверстниками во время процесса общения:

  • Застревание на второстепенных деталях и, как результат, малоинформированность диалога;
  • Отсутствие инициативы в диалоге, незаинтересованность в продолжении диалогического общения;
  • Различного рода недостатки отбора языковых средств;
  • Адресация собственных реплик «в никуда»;
  • Неадекватность истолкования невербальных средств диалога, применяемых собеседником;
  • Большее значение в диалоге отдается невербальным средствам коммуникации;
  • Бедная лексическая наполняемость диалога.

Диалог подготавливает развитие монолога, с появлением монолога развивается параллельно с ним.

Монологическая форма речи (монолог). Монолог понимается как связная речь одного лица, коммуникативная цель которой – сообщение о каких-либо фактах, явлениях реальной действительности. Монолог представляет собой наиболее сложную форму речи, служащую для целенаправленной передачи информации.

«Обычно говорящий планирует или программирует не только каждое высказывание, но и …весь «монолог» как целое» А.А. Леонтьев

К основным свойствам монолога относятся:

  • Односторонний и непрерывный характер высказывания;
  • Планируемость (задана определенная программа);
  • Произвольность (умение сознательно отбирать речевые и языковые средства для наиболее точной передачи информации);
  • Развернутость (полнота и четкость);
  • Логическая последовательность изложения;
  • Обусловленность содержания ориентацией на конкретного слушателя;
  • Ограниченное употребление невербальных средств передачи информации (мимика и жесты).

В отличие от диалогической речи формирование монолога требует целенаправленного обучения, осознанного отношения ребенка к построению связанных высказываний. Психологические исследования (Д.Б. Эльконин, А.Р. Лурия) отмечают появление элементов монологической речи лишь к пяти годам. Только с этого времени ребенок начинает овладевать сложнейшей формой сообщения в виде монолога – рассказа о пережитом и увиденном. связной речь дошкольник общение

Затруднения в развитии монологической речи:

  • Трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления;
  • Для высказываний (пересказ, различные виды рассказов) характерны: нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, выраженная ситуативность и фрагментарность;
  • Низкий уровень употребляемой фразовой речи (сложных синтаксических конструкций);
  • Трудности в формировании высших психических функций (восприятия, внимания, памяти, логического мышления);
  • Различного рода недостатки отбора языковых средств;
  • Трудности в установлении причинно-следственных связей, взаимоотношений действующих лиц.

Являясь особым видом речевой деятельности, монологическая речь отличается спецификой выполнения речевых функций. В ней используются и обобщаются такие компоненты языковой системы, как лексика, способы выражения грамматических отношений, а также синтаксические средства. Реализация связанного развернутого высказывания предполагает удерживание в памяти составленной программы на весь период речевого сообщения, задействование всех видов контроля за процессом речевой деятельности с опорой как на слуховое, так и на зрительное восприятие.

Последовательность и логичность, полнота и связность изложения, композиционное оформление являются важнейшими качествами монологической речи, вытекающими из ее контекстного и непрерывного характера.

Выделяется три логико-смысловых и структурных типа монологических высказываний, которые являются моделями в процессе обучения старших дошкольников.

Это:

  • Описание,
  • Повествование,
  • Рассуждение.

Сообщение о фактах действительности, состоящих в отношениях одновременности и постоянства признаков, называется описанием.

Временные признаки показывают то, что наблюдается в этот момент. Постоянные же признаки показывают то, что свойственно, например, тому или иному времени года, местности. Постоянные признаки в объекте могут обозначать как внешние черты (размер, цвет, форму и т.д.), так и внутренние его качества (характер человека, его увлечения, повадки животного и т.д.).

Описание отличается:

  • Статичностью (единый временной план),
  • Констатацией (утверждается наличие или отсутствие каких-либо признаков предмета),
  • Перечислительной структурой однородных компонентов,
  • Перечислительной интонацией,
  • Наличием объекта описания (картины природы, какая-либо обстановка или человек, животное, неопределенный предмет).

Повествование  – особый вид монологического высказывания со значением сообщения о развивающихся действиях или состояниях природы, сообщение о фактах, находящихся в отношениях последовательности.

Повествование отличается:

  • Динамичностью (действительность воспринимается в процессе изменения и развития),
  • Последовательностью событий,
  • Повествовательной интонацией,
  • Наличие композиционной структуры (введение, основная часть, заключение).

Рассуждение  – особый вид высказывания, отражающий причинно – следственную связь каких-либо фактов (явлений).

В структуру монолога-рассуждения входят:

  • Исходный тезис (информация, истинность или ложность которой требуется доказать),
  • Аргументирующая часть (аргументы в пользу или против исходного тезиса),
  • Выводы.

Это самый сложный тип монолога для детей дошкольного возраста. Полноценное рассуждение требует сформированного логического мышления, появление которого относится к концу дошкольного детства.

Сравнительная таблица форм связной речи

Характеристика

Диалогическая речь

Монологическая речь

Форма речи

Первичная

Развивается на основе диалога

Цель

Потребность непосредственного живого общения

Сообщение о каких-либо фактах, явлениях действительности

Возраст формирования

3 – 5 лет

Начинает к 5 годам

Система языка

Достаточный уровень сформированности фонетики, лексики, грамматики, синтаксиса

Условия коммуникации

Связность высказываний

Ситуация возникновения

Ситуативная

Запрограммированная (планируемая)

Виды предложений

Реплика, вопрос – ответ, преобладание простых предложений

Связное развернутое изложение

Невербальные средства (мимика, жесты, интонация)

Широко используется

Мало используется

Работа педагога

Развивать

Целенаправленно обучать


Развитие навыков диалогической речи

Работа по развитию диалогической речи направлена на формирование умений, необходимых для общения.

Одним из условий развития диалогической речи является организация речевой среды, взаимодействия взрослых между собой, взрослых и детей, детей друг с другом.

Обучение диалогической речи протекает в следующих формах:

  • в свободном речевом общении,
  • на специальных занятиях,
  • в игре.

В свободном речевом общении средством обучения диалогической речи служит неподготовленная беседа. Она может проводиться во время режимных моментов: на прогулке, во время игры и т.д. Неподготовленной беседа является для детей, воспитатель же должен быть обязательно подготовлен к любому виду общения. Подготовленность педагога состоит в том, что, являясь носителем грамотной разговорной речи, он в каждой стихийно возникающей ситуации общения своей речью учит детей языку.

Основным методом формирования диалогической речи в повседневном общении является разговор воспитателя с детьми (неподготовленный диалог). Это наиболее распространенная, общедоступная и универсальная форма речевого общения воспитателя с детьми в повседневной жизни. Данный метод является самым естественным методом приобщения детей к диалогу, поскольку стимулом к участию в разговоре служат коммуникативные мотивы.

Аналогичными по степени коммуникативности можно считать и правильно организованные беседы с детьми (подготовленные разговоры).

Именно поэтому беседы и разговоры воспитателей с детьми рассматриваются как традиционные способы постоянного, каждодневного речевого взаимодействия педагога с детьми.

Как методические приемы они универсальны, поскольку возможность продемонстрировать образцы различных реплик и выполнение правил ведения диалога в них сочетается с привлечением воспитанников к воспроизведению этих образцов.

Беседа – организованный разговор педагога со всей группой детей, посвященный одному какому-либо вопросу.

На разных возрастных этапах первостепенное значение приобретает та или иная задача, и в зависимости от этого воспитатель отбирает содержание, форму, метод проведения беседы.

В беседе педагог:

1) уточняет и упорядочивает опыт детей, т.е. те представления и знания о жизни людей и природы, которые дети приобрели во время наблюдений под руководством педагога и в разнообразной деятельности в семье и в школе;

2) воспитывает у детей правильное отношение к окружающему;

3) приучает детей целеустремленно и последовательно мыслить, не отвлекаясь от темы беседы;

4) учит просто и понятно излагать свои мысли.

Кроме того, во время беседы педагог воспитывает у детей устойчивое внимание, умение слушать и понимать речь других, сдерживать непосредственное желание сразу отвечать на вопрос, не подождав вызова, привычку говорить достаточно громко и отчетливо, чтобы все слышали.

При проведении беседы педагог должен стремиться к тому, чтобы все дети были активными ее участниками. Для этого необходимо соблюдать следующие правила: ставить вопрос всей группе, затем вызывать одного ребенка для ответа. Нельзя спрашивать детей в том порядке, в каком они сидят. Это приводит к тому, что часть детей перестает работать: неинтересно ждать очереди, когда знаешь, что до тебя еще далеко.

Недопустимо спрашивать одних и тех же детей (наиболее бойких). Надо стараться вызывать большее количество детей хотя бы для краткого ответа на поставленный вопрос. Если же педагог долго разговаривает с одним ребенком, то остальные дети перестают участвовать в беседе. То же происходит, когда сам педагог, во время беседы много говорит о том, что детям уже хорошо известно, или без всякой нужды повторяет все, что говорят дети.

Дети во время беседы должны отвечать по одному, а не хором. Но если воспитатель ставит такой вопрос, на который у всех или у многих детей может быть один и тот же простой ответ (например, «были», «ходили»), то дети могут ответить хором.

Не следует прерывать отвечающего ребенка, если в том нет прямой надобности; нецелесообразно ценой длительных усилий «вытягивать» ответ, если ребенок не имеет необходимых знаний или еще не преодолел своей застенчивости; в таких случаях можно удовлетвориться кратким, даже односложным ответом.

Дети должны отвечать достаточно громко, отчетливо, бодрым голосом. Воспитатель предлагает ребенку, если он говорит тихо, повторить ответ громко, но не кричать.

Чтобы беседа проходила живо и доставляла радость, детям читают веселые стихи, сказки, рассматривают с ними картинки. Итак, целью беседы в данном случае является не проверка знаний детей, а обмен чувствами, представлениями, переживаниями, высказывание собственного мнения, рассуждения.

В развитии диалогического общения детей со сверстниками в дошкольном возрасте можно применять игру.

К игровым упражнениям в диалоге можно отнести:

1) любую игру (дидактическую, подвижную, сюжетно-ролевую, драматизацию), правилами или сюжетом которой предусмотрено речевое взаимодействие, обмен высказываниями;

2) передачу литературных текстов по ролям.

Игровые упражнения в диалоге могут быть классифицированы по степени самостоятельности в производстве диалогических высказываний как упражнения на основе литературного текста и упражнения в импровизации самостоятельных диалогов. Упражнения в диалоге на основе литературных текстов различаются как заученные литературные диалоги и как литературные диалоги в свободной передаче.

Литературные произведения дают детям наилучшие образцы диалогического взаимодействия. Заученные литературные диалоги, передаваемые детьми в инсценировании стихов (чтение стихов по ролям), в театрализованных представлениях, в подвижных играх, формируют в их сознании образ «участника» диалога, обобщают формы диалогических реплик и правил ведения диалога.

Народная педагогика создала множество потешек, песенок, игр, построенных именно в форме диалогов.

Чтение стихов по ролям – один из методов подобного плана. Подбирая для этого стихи, потешки с различными функциональными репликами, педагог способствует усвоению разнообразия этих реплик. Диалоги с использованием вопросов и ответов представлены во множестве стихотворных произведений для детей. Чтение стихотворений по ролям позволяет детям освоить не только форму различных высказываний диалога, но и правила очередности, усвоить вопросительную, повествовательную, побудительную и другие виды интонации. Поддержанию темы разговора, развитию его логики исподволь учат многие произведения фольклора, построенные в виде разговора.

Подвижные игры с текстом нередко содержат диалоги. Правила игры способствуют приучению детей к соблюдению очередности реплик, к внимательному выслушиванию реплик своих партнеров. Но непроизвольно дети усваивают в игровом диалоге формы разных реплик и его правила. («Гуси-лебеди», «Краски», «Где мы были – мы не скажем, а что делали – покажем»)

Словесные игры. Богатый материал для развития диалогической речи дают словесные игры:

- игра «Садовник» (дает возможность воспитывать внимательность к репликам партнеров по игре, чтобы вовремя вступить в игру);

- игра «Факты» (формирует быстроту реакции в диалоге, умение избежать запретных слов и так задать вопрос, чтобы спровоцировать партнера на использование запретных слов).

В этой игре нет готового текста для реплик, готов только зачин, а все остальные высказывания формулируются игроками в ходе игры. Это сближает диалог в игре с естественным реальным диалогом. Реплики функционально и логически связываются между собой, благодаря чему, дети упражняются во многих диалогических умениях.

Многие народные словесные игры проникнуты задором и юмором. Возможность посмеяться в игре делает ее более привлекательной для дошкольников. Такова, к примеру, игра «Как тебя зовут». В ней роль водящего выполняет вначале взрослый, а потом дети. Роль водящего предполагает придумывание вопросов, естественно, что это умение формируется постепенно в ходе игры, содержание ее таково.

Участники игры садятся кружком на стулья (на траву). Водящий дает каждому какое-нибудь смешное имя (либо дети выбирают имя сами): Пузырек, Метла, Расческа, Авторучка, Самосвал и т.д. После этого водящий задает вопросы. Отвечая на них, надо повторять только «свое слово» (пузырек, метла и пр.). Отвечать надо быстро, не задумываясь. Ни в коем случае нельзя смеяться. Другие пусть смеются, а тот, с кем говорит водящий, должен отвечать серьезно. Даже улыбаться нельзя.

Народные игры используют разные способы налаживания диалогического общения детей со сверстниками:

  1. Ориентировка на партнера, необходимость слушать и слышать его голос, речь, смотреть в глаза.

Это игры типа «Угадай по голосу» (угадать по голосу, кто позвал); «Что изменилось?» (внимательно рассмотреть и запомнить внешность партнера и угадать, какие изменения в своем внешнем облике он произвел).

Цели создания ориентировки на партнера служат разнообразные хороводные игры, в которых дети говорят и двигаются в едином темпе, держась за руки (тактильный и слуховой контакты).

  1. Установка на ответ, необходимость внимательно слушать речь партнера и готовность вовремя быстро ответить ему. Вспомним игру «Садовник». После слов «Все цветы мне надоели, кроме…» партнер должен откликнуться до окончания счета «раз, два, три».
  2. Поддержание диалога через обмен высказываниями (вопросы, комментарии, побуждения). Это разнообразные диалоги внутри игр, в которых заложены ритуалы (формулы) приветствия, прощания, обхождения).

Сюжетно-ролевые игры занимают особое место в развитии диалогического общения дошкольников, помогают налаживать взаимодействие детей в совместной игре, строить ролевые диалоги. («Больница», «Почта», «Магазин», «Шоферы»)

Дидактические игры, или игры с правилами, могут оказать большое положительное влияние на развитие диалогического общения детей со сверстниками в том случае, если при их организации внимание обращается не только на усвоение познавательного содержания, но и на формы взаимодействия детей друг с другом.

В дидактике известно несколько основных типов настольных дидактических игр: лото, домино, маршрутные (лабиринтные), разрезные картинки. Все они строятся на взаимодействии играющих. Роль взрослого, организующего взаимодействие, когда дети осваивают эти игры, велика. Потом дети начинают управлять играми самостоятельно. Появляются указания: твой ход, ходи, ставь фишку, не подглядывай; возникают вопросы: вишня – это фрукт? Кукуруза – это овощ? Телевизор – это мебель?

Особое значение для развития диалогического общения со сверстниками, по мнению имеют словесные дидактические игры с небольшими подгруппами детей (2–3 человека). В этих играх познавательные задачи задаются на материале языка (многозначные слова, грамматические формы, дифференцирование звуков и др.), а правила организуют взаимоотношения детей. Правила побуждают слушать и слышать партнера, задавать ему вопросы, давать поручения, указания, высказывать согласие или несогласие с игровыми и речевыми действиями партнера, аргументировать высказывание, рассуждать, соблюдать очередность, отвечать на высказывания собеседника.

В процессе словесных дидактических игр парами обучающими моментами являются осознание игровых правил как правил общения, а также обогащение опыта взаимодействия со сверстником в ходе игр с правилами. Парное взаимодействие может быть эффективно организовано и в процессе коллективного речевого занятия. Для этого хороши задания с разрезными картинками, игры с коллективным рисованием по типу «Запомни и нарисуй», а также игра в кругу с мячом «Закончи предложение». Очень хорошо использовать на фронтальном занятии игру «Отгадай предмет, который я загадала»: один ребенок загадывает предмет (кладет фишку под одну из выставленных картинок), а остальные дети пытаются отгадать его, задавая вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет». Например, на стенде картинки с изображением часов (часы механические и электронные; настенные, напольные, настольные, наручные; песочные, ходики, будильник и т.п.). Дети отгадывают предмет, задавая вопросы типа: это часы электронные? Механические? У этих часов есть гири? У них есть маятник? Они стоят на полу?

По этому же типу можно строить игры, в которых материалом являются разнообразные игрушки, предметы посуды, мебели, сюжетные картинки.

Игра-драматизация – является благодатным полем для закрепления и формирования диалогических умений. Развивая игровое взаимодействие детей в игре (ролевые диалоги), педагог не только целенаправленно обогащает игру детей, но и формирует все стороны диалога.

Творческой игрой детей, в которой они активно упражняются в диалоге, являются игры-инсценировки. Игры-инсценировки – это свободный пересказ литературных произведений по ролям. Организации таких игр предшествует этап ознакомления с произведением, его неоднократный пересказ по ролям под руководством воспитателя, а затем прямое и косвенное содействие возникновению таких игр по инициативе детей. Ценность таких игр состоит в том, что в них сочетаются репродуктивные реплики, заимствованные из текста произведения, и проективные, «придуманные» и оформленные ребенком самостоятельно. Ценность игр-инсценировок и в том, что дети черпают формы разнообразных реплик из литературного образца, подражая которым они их присваивают, вкладывают их в свой активный речевой багаж.

Режиссерские игры – разновидность игр-инсценировок по мотивам литературных произведений. В этих играх ребенок может «озвучить» роли нескольких персонажей один или с товарищем. Передвигая фигурки настольного кукольного театра (или действуя другими видами кукол), дети разыгрывают спектакли, упражняясь в воспроизведении литературных диалогов или сочиняя свои «пьески». Педагог может руководить усвоением той или иной стороны диалога через подбор литературных произведений, при помощи подсказок, советов.

Таким образом, игровые упражнения в диалоге разнообразны. Их связь с литературными произведениями дает детям «лучшие образцы» родной речи, а упражнения, предполагающие свободные импровизированные диалоги без опоры на литературный образец, приближают их к реальному общению.

Для развития навыка монологической речи у дошкольников необходимо знать особенности выполнения заданий, требующих различной степени самостоятельности процессов программирования и языкового оформления связных речевых высказываний:

  • Пересказ (при пересказе степень самостоятельности минимальная);
  • Рассказ по сюжетной картине, серии сюжетных картинок (смысловое программирование высказывания облегчается наличием серии сюжетных картинок, отражающих развитие сюжета);
  • Рассказ-описание предметов (при наличии зрительной опоры смысловая программа связного речевого высказывания должна быть организована ребенком самостоятельно);
  • Самостоятельный рассказ на заданную тему (степень самостоятельности максимальная, так как осуществляется самостоятельное программирование без всякой наглядной опоры).

Перейдем к развитию навыков пересказа.

Обучение пересказу обогащает словарный запас, благоприятствует развитию восприятия, памяти, внимания. Использование при обучении высокохудожественных произведений детской литературы позволяет целенаправленно проводить работу по воспитанию у детей «чувства языка» - внимания к лексической, грамматической, синтаксической сторонам речи.

В процессе работы большое значение придается выбору произведений для пересказа. Подбор произведений осуществлять из различных источников: хрестоматий, методической литературы, авторских разработок. Предпочтение отдается текстам с однотипными эпизодами, повторяющимися сюжетными моментами, ясной логической последовательностью событий. При подборе текста важно учитывать индивидуальные речевые, возрастные и интеллектуальные возможности детей. Тексты должны быть просты и доступны по содержанию, построению, ведь ребенку придется передавать последовательность и логику в описании событий, сопоставлять отдельные факты, анализировать поступки героев, делая при этом соответствующие выводы.

Обучение пересказу на материале каждого произведения осуществлялось на одном-двух занятиях (в зависимости от объема текста и речевых возможностей детей).

В структуру занятий входит:

  1. организационная часть с включением вводных, подготовительных упражнений;
  2. чтение и разбор текста детьми;
  3. упражнения на усвоение и закрепление языкового материала;
  4. анализ детских рассказов.

Целью подготовительных упражнений является организация внимания детей, подготовка их к восприятию текста (например, отгадывание загадок о персонажах будущего рассказа; активизация лексического материала по теме произведения - уточнение значения отдельных слов и словосочетаний и др.).

Разбор содержания текста целесообразно проводить в вопросно-ответной форме, причем вопросы составить так, чтобы отразить основные моменты сюжетного действия в их последовательности, определить действующие лица и наиболее значимые детали повествования.

Кроме того, из текста выделяются и воспроизводятся детьми слова - определения, сравнительные конструкции, служащие для характеристики предметов и героев. Воспроизведение детьми слов и словосочетаний, обозначающих действия, значительно облегчает им последующее составление пересказа.

Рассмотрим поподробнее методические приемы, используемые на занятиях по обучению детей пересказу.

На начальном этапе работы дети обучаются адекватному воспроизведению текста рассказа с опорой на иллюстративный материал и словесную помощь педагога. Максимально используются приемы, выделения главных звеньев сюжета произведения (пересказ по опорным вопросам, по иллюстрациям).

Чтобы усилить эмоциональное восприятие художественного текста, можно использовать прием «мыслительного вхождения в описанную ситуацию», когда ребенок представляет себя на месте какого-нибудь из героев рассказа, причем не только живых объектов, но и неживых предметов. Пересказывая рассказ от лица любого персонажа, ребенок становится реальным участником описываемых событий, переносит на себя переживания героев рассказа, учится сопереживать им и находить выход из проблемной ситуации. Метод эмпатии активизирует воображение детей. Вместе с героем они наблюдают, размышляют, удивляются, радуются.

В целях обучения детей действиям планирования при пересказе я рекомендую использование методики моделирования сюжета произведения с помощью условной наглядной схемы. Для ее выполнения целесообразно разместить на штативе блоки-квадраты, изображающие отдельные фрагменты рассказа. При моделировании сюжетного содержания блоки последовательно заполняются условными силуэтными изображениями персонажей и значимых объектов, соответствующих каждому фрагменту эпизода. Опорные картинки, являясь зрительным планом, направляют процесс связного высказывания.

После чтения и разбора текста дети сами выбирают нужные силуэтные изображения и размещают их в блоках-квадратах. По составляемой схеме дети пересказывают текст по частям или полностью. (рисунок схемы)

Возможен также пересказ текста повторно, без опоры на наглядную схему. Применение условной наглядной схемы позволяет варьировать задания в процессе подготовки и проведения пересказа: планирование рассказа в целом или выборочно; распределение заданий между детьми на моделирование сюжета и пересказ по готовой схеме; воспроизведение ребенком текста по самостоятельно составляемой схеме. Работа по наглядной схеме способствует лучшему усвоению способа программирования содержания развернутого высказывания путем установления основных смысловых звеньев рассказа, их последовательности и взаимосвязи.

В дальнейшем, можно переходить к составлению пересказа по предварительному словесному плану-схеме. Чтобы закрепить в детской памяти план, целесообразно предложить кому-либо из детей повторить его.

Большое значение придается анализу и обсуждению детских пересказов. В ходе коллективного обсуждения пересказа дети (по указаниям педагога) вносят дополнения, уточнения, указывают на допущенные ошибки в употреблении слов и словосочетаний.

Таким образом, создаются дополнительные возможности для упражнения детей в подборе лексем, правильном употреблении словоформ и построении предложений.

Ряд вспомогательных и активизирующих приемов работы:

  • составление пересказа по диафильмам;

Этот прием очень нравится детям. Они чувствуют себя участниками общего процесса демонстрации диафильма, озвучивая его кадры. Такая эмоционально положительная мотивация активизирует речевые возможности детей, побуждая их к четкому, последовательному пересказу;

  • игры-драматизации на сюжет пересказываемого произведения;
  • рисование на сюжет пересказываемого произведения.

Прием использования детского рисунка считается весьма эффективным. После пересказа, на отдельном занятии, детям предлагается выполнить рисунок по собственному выбору на сюжет произведения. Затем дети самостоятельно составляют фрагмент пересказа с опорой на свой рисунок, что способствует лучшему осмыслению текста, формированию навыков самостоятельного рассказывания. Опора на рисунок делает высказывания ребенка более выразительными, эмоциональными и информативными. Это очень продуктивный прием, сочетающий в себе развитие воображения, изобразительную деятельность и художественную литературу. Ребенок как бы записывает художественное произведение изобразительными средствами, при этом развивается восприятие, внимание, рука ребенка.

  • Восстановление «деформированного» текста с последующим его пересказом:

а) подстановка в текст пропущенных слов (словосочетаний);

б) восстановление нужной последовательности предложений.

  • Составление «творческих пересказов» - с заменой действующих лиц, места действия, изменением времени действия, изложением событий рассказа (сказки) от 1-го лица и др.
  • Придумывание краткого продолжения к пересказанному тексту (продолжение к сказке, законченному рассказу).

Обучение рассказыванию по картинам

Теперь рассмотрим обучение детей составлению связного повествовательного рассказа по картине. Приоритетной задачей на данном этапе выступает формирование умения строить высказывания. Дети должны анализировать структуру высказывания: есть ли в нем начало, как развивается действие, имеется ли завершение.

При этом большое значение имеет подготовка детей к восприятию содержания картины (предварительная беседа, чтение литературных произведений по тематике картины и т.д.).

При обучении рассказыванию по картине используются следующие методические приемы:

  • образец рассказа педагога по картине или ее части,
  • наводящие вопросы,
  • предваряющий план рассказа,
  • составление рассказа по фрагментам картины,
  • коллективное сочинение рассказа детьми.

Для активизации внимания, зрительного восприятия проводятся игровые упражнения типа «Кто больше увидит?» или «Кто самый внимательный?», в ходе которых необходимо найти все части картины. Все детали важны, нет ничего второстепенного. Дети перечисляют все детали картины.

Вначале дети упражняются в составлении краткого, а затем более развернутого рассказа целиком по наводящим вопросам; в дальнейшем переходят к составлению рассказа по подробному плану, предлагаемому педагогом. В конце года дети сами составляют план.

В занятия по составлению рассказов по сюжетной картине и по серии картинок я включаю логические упражнения:

  • расстановка картинок в логической, временной последовательности;
  • восстановление специально пропущенного звена;
  • придумывание дополнительных событий в начале или в конце (для этого использовались вопросы к детям: «Представьте, с чего начиналась эта ситуация?», «Как дальше развивались события?», «Что будет потом?»).
  • придумывание названия к картине или серии картин, а также различных вариантов названия;
  • придумывание названия к каждой последовательной картинке серии (к каждому фрагменту-эпизоду).
  • разыгрывание действий персонажей картины (игра-драматизация с использованием пантомимы и др.)
  • придумывание продолжения к действию, изображённому на картине (серии картин) составление завязки к изображённому действию (с опорой на речевой образец педагога).

Обучение описанию предметов

Коммуникативной задачей высказывания описания является создание словесного образа объекта: при этом признаки объекта раскрываются в определенной последовательности.

Описанию присущи основные характеристики связного развернутого высказывания:

  • тематическое и структурное единство,
  • адекватность содержания поставленной коммуникативной задаче,
  • произвольность,
  • плановость и контекстность изложения,
  • логическая завершенность,
  • грамматическая связность.

Наиболее эффективные пути и способы формирования у детей навыков описательной речи:

  • прием параллельного описания педагогом и ребенком двух однотипных игровых предметов, когда воспитатель, а вслед за ним ребенок составляет описание предмета по частям, называя одни и те же признаки.
  • коллективное составление описания одного предмета или объекта детьми (по «цепочке»), каждый дает характеристику по 1-3 признакам (микротемам) или подсказывает подходящие по смыслу слова или словосочетания.
  • план-схема (на основе наглядного и речевого материала уже пройденных и новых лексических тем) я использую схему, предложенную Т.Ткаченко (картинка схемы)

Дети с помощью наглядности усваивают определенную схему высказывания-описания на основе формирования представлений об основных структурных частях описательного текста. В качестве такой схемы предлагается использовать трехчастную композиционную схему описания предметов. На занятиях детям объясняется, как следует строить описание предмета. Вначале нужно определить объект описания («Это кукла»; «Здесь - кошка» и т.п.). Далее (во второй части описания) следует перечисление признаков предмета в указанной педагогом последовательности. Завершается описание указанием на принадлежность предмета к той или иной группе («Мебель», «Домашнее животное»), на его назначение (в шкафу хранят одежду), приносимую пользу (собака охраняет дом). Такая обобщенная схема наполняется конкретным лексическим содержанием в зависимости от особенностей предметов той или иной группы.

В зависимости от особенностей предмета в схему описания вводятся и другие элементы: указание на материал, из которого сделан предмет, перечисление его частей и деталей и др. С учетом отображаемых в рассказе элементов-микротем составляется образец и план описания. В зависимости от особенностей строения предмета, пространственного расположения его частей (кукла, животное, автомобиль) детям предлагается определенный порядок его рассматривания и описания (сверху - вниз, спереди - назад, от основной части к деталям).

При затруднениях, возникающих у детей в ходе составления описания, используются различные вспомогательные приемы. Условные символы показываются по ходу составления рассказа-описания, что помогает ребенку избежать пропусков, строить свой рассказ в соответствии с предложенным планом-схемой.

  • Прием описания предмета по выполненному рисунку является эффективным для усвоения детьми навыков самостоятельного описания.

Рисунки выполняются цветными карандашами или фломастерами в целях закрепления цветовых зрительных представлений. Дети поочередно рассказывают об изображенных предметах.

  • игровые приемы работы, предусматривающие закрепление и развитие речевых навыков и речемыслительных действий, формируемых в процессе обучения описанию (прием описания предметов без их называния)

При проведении сравнительного описания двух предметов необходима специальная подготовительная работа. Она включает в себя различные речевые упражнения на основе сравнения натуральных предметов, муляжей и предметов, представленных в графическом изображении.

Эффективными являются следующие виды упражнений:

  • дополнение предложений, начатых педагогом, нужным по смыслу словом, обозначающим признак предмета («У гуся шея длинная, а у утки…»);
  • составление предложений по вопросам типа: «Каковы на вкус лимон и апельсин»; упражнения в выделении и обозначении контрастных признаков двух предметов, связанных с их пространственными характеристиками (дерево высокое, а куст низкий; река широкая, а ручей узкий);
  • прием параллельного описания (по частям) двух предметов - педагогом и ребенком (описание собаки и кошки, коровы и козы и т.д.).

Постепенно мы перешли к формированию у детей навыков планирования небольшого по объему описания. Вначале проводится коллективное составление плана: детям задаются вопросы по содержанию описания, а затем составление описания также коллективно, если дети затрудняются педагог может предложить помощь в форме начала фраз или значимых слов. В дальнейшем дети составляют рассказ индивидуально.

Обучение рассказыванию с элементами творчества

Под творческими рассказами понимают придуманные детьми рассказы с самостоятельным выбором содержания (ситуаций, действий, образов), логически построенным сюжетом, облеченным в соответствующую словесную форму.

Обучение творческому рассказыванию играет важнейшую роль в развитии словесно-логического мышления, представляя большие возможности для самостоятельного выражения ребенком своих мыслей, осознанного отражения в речи разнообразных связей и отношений между предметами и явлениями, способствует активизации знаний и представлений об окружающем.

Творческое рассказывание максимально приближает ребенка-дошкольника к тому уровню монологической речи, который потребуется ему для перехода к новой ведущей (учебной) деятельности.

К основным его видам относятся рассказы по аналогии, придумывание продолжения и завершения рассказа, составление его по нескольким опорным словам и на предложенную тему.

Составление творческого рассказа предполагает умение связно и последовательно отображать в речи те или иные события, а также наличие у детей представлений о некоторых правилах построения рассказа-сообщения (зачин, развитие сюжетного действия, концовка, определение времени и места событий и т.д.). Поэтому обучение составлению творческих рассказов осуществляется при условии сформированности у них определенных навыков связных развернутых высказываний (пересказ, составление рассказа по картине, о предмете и др.).

Методы формирования творческого рассказа:

  • творческий пересказ с введением в сюжетное действие новых действующих лиц (по заданию педагога);
  • «трансформации» сюжета (введение новых персонажей, замена некоторых деталей повествования);
  • пересказ от первого лица (составление таких рассказов-«контаминаций» активно способствует развитию воссоздающего и творческого воображения и монологической речи детей);
  • придумывание на основе наглядного содержания завязку или продолжение к изображенному сюжетному действию (по вопросам педагога).
  • воспроизведение в речи наглядного содержания одного из фрагментов картины, закрытого экраном.
  • составление рассказа по аналогии;
  • придумывание продолжения (окончания) незавершенного рассказа;
  • составление сюжетного рассказа по набору игрушек;
  • сочинение на заданную тему по нескольким опорным словам и предметным картинкам и др.

При этом решаются следующие практические задачи: развитие у детей умений ориентироваться в предложенном текстовом и наглядном материале при составлении собственного рассказа; активизация имеющихся у детей знаний и представлений об окружающем; уточнение и развитие пространственных и временных представлений; развитие воссоздающего и творческого воображения.

Вывод

Коммуникативная компетентность дошкольников представляет собой совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективность протекания коммуникативных процессов (овладение навыками речевого общения, восприятие, оценка и интерпретация коммуникативных действий, планирование ситуации общения) включающих воздействие на мотивационную сферу (изменение ценностных ориентаций и установок личности, формирование коммуникативной культуры), а также правила регуляции коммуникативного поведения дошкольника .

Педагогическая среда, в которой находится ребенок в дошкольном образовательном учреждении, обладает потенциальными возможностями развития коммуникативной компетентности дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театр как средство формирования коммуникативной компетентности у детей 3-5 лет с системным недоразвитием речи

В настоящее время значительно увеличилось количество детей с тяжелыми (или системными) нарушениями речи. Характерной особенностью таких детей являются затруднения в обучении, общении со взрослыми и де...

Развитие диалогической речи детей с ОНР как средство формирования коммуникативной компетентности.

Комплексное, систематическое обучение навыкам общения с использованием речевых ситуаций, ролевых игр оказывает положительное влияние на развитие коммуникативных способностей детей с речевой патологией...

Консультация для родителей.Развитие связной речи как путь формирования коммуникативных компетенций в дошкольном возрасте.

Под связной речью понимается смысловое развёрнутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание.Связность, по мнению С.Л.Рубинштейна, - это «адекватность речевого оформления мысли гово...

Развитие связной речи как средства формирования коммуникативной компетентности дошкольников

Ни для кого не секрет, что речь – это средство общения между людьми. Умение общаться является неотъемлемой частью жизни каждого человека, залогом его успешной социализации....

Консультация для педагогов "Игра как средство формирования коммуникативной компетентности дошкольника."

     Приобретать коммуникативный опыт человек начинает с младенчества. Самый естественный путь его освоения - игра. Изменяясь с возрастом, она сопровождает ребенка всю жизнь. Игр...

Семинар-практикум "Развитие связной речи как средство формирования коммуникативной компетентности дошкольников".

ldquo;Ввести ребёнка в мир человеческих отношений— одна из важных задач воспитания личностиребёнка дошкольного возраста”В. А. Сухомлинский...