Консультация для педагогов "Игра как средство формирования коммуникативной компетентности дошкольника."
консультация

Сурина Любовь Викторовна

       Приобретать коммуникативный опыт человек начинает с младенчества. Самый естественный путь его освоения - игра. Изменяясь с возрастом, она сопровождает ребенка всю жизнь. Играя, он изучает себя, других,окружающий мир, примеряя на себя различные роли, формирует свое мировоззрение, систему оценок и ценностей.

Учитывая многовековой опыт игрового обучения, можно сказать,  что правильно организованное общение является не только залогом успешной профессиональной деятельности в будущем, но и условием сохранения культуры общения. 

 

                                                   

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx20.16 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Игра как средство формирования                                                      коммуникативной компетентности дошкольника»

            Обучить детей дошкольного возраста навыкам и умениям общения нелегко - нет определенной системы. К тому же, нужно учитывать, что каждый ребенок индивидуален, каждый получает разное воспитание в семье и общение его зависит от эмоционального развития, чувственного восприятия, от отношения ребенка к людям. Учитывая многовековой опыт игрового обучения, можно сказать,  что правильно организованное общение является не только залогом успешной профессиональной деятельности в будущем, но и условием сохранения культуры общения.   Особенности взаимодействия детей –дошкольников – не все дети  умеют договариваться, признаки: не приходят к общему решению; не используют средства( уговоры, убеждения); осуществляют контроль по ходу выполнения деятельности; замечают  друг у друга отступления от первоначального замысла;  реагируют вспыльчиво,  игнорируют замечание друг друга.  

В результате проведенного исследования среди проблемных форм межличностных отношений выявились обидчивость, как болезненное переживание ребенком игнорирования или отвержения со стороны партнеров по общению; застенчивость, которая проявляется в робости, неуверенности напряжении, тревоге и страхе перед другими; демонстративность, как устойчивая личностная особенность.

Общим для всех проблемных форм межличностных отношений дошкольников является невнимание к другим детям, неспособность видеть и понимать другого.

Для формирования коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста можно взять систему игр, разработанную известным детским психологом Е. О. Смирновой и кандидатом психологических наук В.М. Холмогоровой.

 Связи с этим рекомендуем проводить коммуникативные игры на прогулке, так как прогулка дает великолепные возможности не только для оздоровления и закаливания, но и для обогащения коммуникативной компетентности дошкольника.

Приобретать коммуникативный опыт человек начинает с младенчества. Самый естественный путь его освоения - игра. Изменяясь с возрастом, она сопровождает ребенка всю жизнь. Играя, он изучает себя, других, окружающий мир, примеряя на себя различные роли, формирует свое мировоззрение, систему оценок и ценностей.

Освоение элементов коммуникативной культуры в дошкольном возрасте позволит детям успешнее реализовать свой потенциал.

Развитие коммуникативной компетенции - важное звено в социальной адаптации ребенка поскольку, совершенствуя свои коммуникативные умения, ребенок в дальнейшем будет более успешен в установлении контактов с окружающими людьми, легче пройдет процесс социализации.

Среди средств, способствующих формированию коммуникативной компетентности в шести - семилетнем периоде развития ребенка в условиях обучения, называются: диалог, создание сюжетных ситуаций, организация самостоятельной деятельности, игровые ситуации.

Игры позволяют открыть новые возможности для эффективного формирования коммуникативных умений, так как основываются на таких естественных способностях человека как:

способность к подражанию от рождения до семи лет;

потребность в общении;

природная предрасположенность человека к игре;

реализация воображаемых ситуаций;

свобода выбора и свобода действий и др.

Использование игр для формирования коммуникативной компетентности способствует повышению мотивации детей 6-7 лет в овладении способами коммуникации.

Возможность использования сюжетно-ролевых игр является действенным средством развития целостной личности.

В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Задача воспитателя состоит в том, чтобы  сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий, способствовать установлению между детьми отношений, основанные на дружбе, справедливости, взаимной ответственности.

В игре все стороны детской личности формируются в единстве и взаимодействии. Организовать дружный коллектив, воспитать у детей товарищеские чувства, организаторские умения можно только в том случае, если удается увлечь их играми, отражающими труд взрослых, их благородные поступки, взаимоотношения. В свою очередь только при хорошей организации детского коллектива можно успешно развивать творческие способности каждого ребенка, его активность.

I этап. Общение без слов.

Задача: побуждать детей к непосредственному общению, без привычных для них вербальных и предметных способов взаимодействия.

Игры: "Жизнь в лесу", "Волны", "Ожившие игрушки", "Театр теней", "Хлопок».

Игра "Волны".        

Воспитатель собирает детей вокруг себя и говорит: "Если в море волны небольшие, так приятно, когда они ласково омывают тебя. Давайте сейчас превратимся в морские волны, будем двигаться, как они, улыбаться, как волны, когда они искрятся на солнце". Затем взрослый предлагает всем желающим по очереди искупаться в море. Купающийся становится в центре, волны окружают его и, поглаживая, тихонько шепчут.

П этап. Внимание к другому.

Задача: отвлечь детей от сосредоточенности на собственном Я и на отношении к себе ровесников; обратить внимание ребенка на других.

Игры: "Зеркало", "Эхо", "Испорченный телефон", "Передай движение", "Кто сказал?" ("Ты мой голос не узнаешь, кто сказал - не угадаешь"), "Из семечка - в дерево", "Разговор сквозь стекло", "Тень".

Игра "Зеркало".

Взрослый, собрав детей вокруг себя, говорит: "Наверное, у каждого из вас дома есть зеркало. А иначе как узнать, как вы сегодня выглядите, идет ли вам новый костюм или платье? А что делать, если зеркала под рукой нет?" (Ответы детей: можно увидеть свое отражение в стекле, в воде.)

Перед началом игры проводится разминка: воспитатель показывает простые действия, а дети - "зеркало" воспроизводят их. Затем дошкольники разбиваются на пары. Каждая пара самостоятельно решает, кто будет показывать какое-либо действие, а кто повторять его как зеркало. Показав 2-3 движения, пара садится на место. Все дети оценивают, насколько хорошо зеркало отражало (показатели - точность и одновременность движений). Если были искажения или не синхронность, - зеркало испорчено (или кривое). Паре детей предлагается его "починить" (потренироваться).

Когда все дети научатся показывать отражение верно, воспитатель усложняет задачу: "Зеркало должно повторять все действия человека (как он делает зарядку, танцует и т.д.). Вам нужно постараться сделать это очень точно. Готовы? Тогда давайте попробуем". Взрослый встает в пару с кем-нибудь из детей и копирует все его движения, показывая пример остальным. Затем предлагает дошкольникам играть самостоятельно, при этом следит за ходом игры и помогает парам, у которых что-то не получается.

Ш этап. Согласованность действий.

Задачи: учить ребенка согласовывать свои действия с действиями других детей.

Игры: "Горошинки", "Работаем вместе", "Лепим скульптуры", "Живые картины", "Слепой и поводырь", "Мостик", "Змейка", "Продолжи движение".

Игра "Продолжи движение".

Дети стоят в кругу. Воспитатель предлагает одному из них быть ведущим. "Сейчас, ведущий начнет выполнять какое-нибудь движение (поднимать руки, садиться на корточки, поворачиваться вокруг себя и т.д.). По моему хлопку он замрет, а его сосед продолжит это движение. И так - по кругу". Взрослый прерывает выполнение движения после того, как пройден весь круг.

Игра продолжается до тех пор, пока в роли ведущего не побывают все желающие.

IV этап. Общие переживания.

Задачи: дать детям возможность ощутить единение с другими, разрушать отчуждение, снять защитные барьеры, учить поддерживать друг друга.

Игры: "Злой дракон", Шторм", "Мышата в мышеловке", "Кто смешнее засмеется", "Обнималки", "Курица с цыплятами", "Актеры".

Игра "Актеры".

Дети стоят в кругу. Воспитатель говорит: "Вы все - актеры, а я - зритель. Я буду говорить, кого вы должны изобразить. Хороший актер играет так, что зрители верят в то, что он изображает.

Нахмурьтесь, как: осенняя туча; рассерженный человек; злая волшебница.

Улыбнитесь, как: кот на солнце; само солнце; Буратино; хитрая лиса; радостный ребенок; будто вы увидели солнце.

Позлитесь, как: ребенок, у которого отняли мороженое; один из двух баранов на мосту; человек, которого ударили.

Испугайтесь, как: ребенок, потерявшийся в лесу; заяц, увидевший волка; котенок, на которого лает собака.

Вы устали, как: папа после работы; человек, поднявший тяжелый груз; муравей, притащивший большую муху.

Отдохните, как: турист, снявший тяжелый рюкзак; ребенок, который помог маме убрать весь дом; уставший воин после победы.

Старайтесь представить, как себя чувствуют ваши герои, и точно передать их состояние. Смотрите, друг на друга, пытайтесь "заразить" своих соседей этим состоянием".

V этап. Взаимопомощь в игре.

Задачи: создание благоприятной атмосферы непосредственного, свободного общения, эмоциональной близости и взаимопомощи; проявление сопереживания и сорадования.

Игры: "Старенькая бабушка", "Живые куклы", "Шляпа волшебника", "День помощника", "Заблудившийся ребенок", "Гномики".

Игра "Гномики".

Для игры нужны колокольчики (или погремушки) по числу участников. Один колокольчик должен быть испорчен (не звенеть).

Взрослый предлагает детям поиграть в гномиков. У каждого из них есть волшебный колокольчик. Когда он звенит, гномик может загадать любое желание, и оно когда-нибудь обязательно исполнится. Дети получают колокольчики. "Давайте послушаем, как звенят ваши колокольчики! Каждый из вас по очереди будет звонить, и загадывать желание". Дети выполняют действия, но вдруг оказывается, что один из колокольчиков молчит. "Что же делать, у одного из гномиков не звенит колокольчик! Это такое для него несчастье! Он теперь не сможет загадать желание. Как ему помочь? Подарим что-нибудь вместо колокольчика? Или попробуем исполнить его желание?" (Дети предлагают свои решения.)

Возможно, кто-то уступит на время свой колокольчик, за что, естественно, получит благодарность ребенка и одобрение группы взрослого. Добрые слова и пожелания.    

Задачи: Учить детей замечать положительные качества других и выражать словами свое отношение к ним, желать им добра, делать комплименты.

Игры: "Обзывалка", "Спящая красавица", "Пожелания", "Комплименты", "Конкурс хвастунов", "Я хотел бы быть таким (умным, красивым, веселым), как ты", "Царевна-Несмеяна".

Игра "Комплименты".

Стоя в кругу, дети берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Например: "У тебя такие красивые сапожки", или "С тобой так хорошо играть", или "Ты умеешь петь и танцевать лучше всех". Принимающий комплимент кивает головой и говорит: "Спасибо, мне очень приятно!" Затем он дарит комплимент своему соседу. Упражнение проводится по кругу.

За это время ребята научились:

вступать в процесс общения;

ориентироваться в партнёрах, ситуациях общения;

согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями товарищей по общению;

доверять, помогать и поддерживать тех, с кем общаешься;

применять свои индивидуальные умения при решении совместных задач;

оценивать результаты совместного общения;

делиться своими чувствами, интересами, настроением с партнерами по общению;

проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание к партнерам по общению;

оценивать эмоциональное состояние друг друга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта «Формирование понятия «Имени признака» как средство становления коммуникативной компетентности дошкольников ».

Цель: «Создание дидактических условий для становления коммуникативной компетентности дошкольников, через усвоение детьми набора Имен признаков объектов материального мира и описание их конкретных Знач...

Развитие связной речи как средство формирования коммуникативной компетентности дошкольников

Материал подготовлен для проведения лекции для воспитателей по теме "Развитие связной речи как средство формирования коммуникативной компетентности дошкольников"...

Проект "Формирование коммуникативной компетентности дошкольников средствами речевых игр"

Проект информационный, групповой, представляет организацию работы по формированию коммуникативной компетентности дошкольников средствами речевых игр....

Развитие связной речи как средства формирования коммуникативной компетентности дошкольников

Ни для кого не секрет, что речь – это средство общения между людьми. Умение общаться является неотъемлемой частью жизни каждого человека, залогом его успешной социализации....

Консультация: «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования коммуникативной компетентности у дошкольников»

Коммуникативная компетентность детей дошкольного возраста — это владение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, «умение общаться и посредством общения ...

Семинар-практикум "Развитие связной речи как средство формирования коммуникативной компетентности дошкольников".

ldquo;Ввести ребёнка в мир человеческих отношений— одна из важных задач воспитания личностиребёнка дошкольного возраста”В. А. Сухомлинский...