Консультация: «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования коммуникативной компетентности у дошкольников»
консультация (старшая группа)

Манеева Иркям Рафиковна

Коммуникативная компетентность детей дошкольного возраста — это владение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, «умение общаться и посредством общения успешно решать возникающие игровые, познавательные, бытовые и творческие задачи» .                                   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_syuzh_rol_igra.docx18.09 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация: «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования коммуникативной компетентности у дошкольников»

  Коммуникативная компетентность обладает особой значимостью в жизни ребенка-дошкольника, поэтому ее формированию следует уделять пристальное внимание.                                                                                                                           Коммуникативная компетентность детей дошкольного возраста — это владение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, «умение общаться и посредством общения успешно решать возникающие игровые, познавательные, бытовые и творческие задачи» .                                   Главными составляющими коммуникативной компетентности являются общение и речь. Кроме того, речь является инструментом общения, которое является необходимым инструментом познания.Недоразвитие коммуникативной функции оказывает неблагоприятное влияние на обучение детей в школе и вызывает задержку в умственном развитии детей. Ведь при правильной организации всей жизни и деятельности ребенка речь уже в раннем возрасте становится основным средством общения. Общение со взрослыми в этот период детства носит положительно эмоциональный, предметный и деловой характер, становясь основой и важнейшей предпосылкой для общения со сверстниками, которое возникает и разворачивается позднее. При дефиците общения в раннем возрасте, его ограниченности, бедности, ненасыщенности ребенку трудно будет научиться общаться с детьми и другими людьми, он может вырасти необщительным, замкнутым.                                                                                                                                                                    В качестве одного из средств формирования коммуникативной компетентности выступает сюжетно-ролевая игра. Игра является основной деятельностью ребенка дошкольного возраста. Для детей игровая деятельность сохраняет свое значение как необходимое условие развития интеллекта, психических процессов, личности в целом.Приведу пример сюжетно-ролевых игр, которые помогают воспитателям в развитии коммуникативной компетентности дошкольников:                                                           Игра «Ассоциации»                                                                                                                 Цель. Совершенствование коммуникативных навыков, воспитание внимания по отношению к личным качествам своим и сверстников, понимание различий в характерах людей, умение их ценить, снятие эмоционального напряжения.        Описание игры. Дети делятся на две команды. Каждая загадывает одного ребёнка из противоположной команды и совместно описывает его с помощью ассоциаций, отвечая на следующие вопросы:                                                                                            На какого сказочного героя похож этот ребёнок?                                                             На какой вид спорта, одежду, время года, цвет он похож?                                        Какое высказывание наиболее точно определяет его характер?

После этого команды по очереди оглашают полученные ответы и угадывают ребёнка, который был описан с помощью ассоциаций.                                           Примечание. В игре побеждает та команда, которая правильно и с первого раза смогла назвать имя ребёнка, который был загадан.                                                            Игра «Испорченный телефон»                                                                                            Цель. Развитие умения понимать других детей на вербальном уровне, снять эмоциональное напряжение.                                                                                           Описание игры. Игра для 5-6 человек. Дети садятся в одну линию. Ведущий шепотом спрашивает одного ребенка, как он провел выходные дни,а после этого говорит всем детям: «Как интересно рассказал мне Саша про свои выходные дни! Хотите узнать, что он делал и что он мне рассказал? Тогда Саша шепотом на ушко расскажет об этом своему соседу. И так по цепочке мы все узнаем о том, что делал Саша». Взрослый советует детям, как лучше понять и передать,что говорит сверстник: нужно сесть поближе, смотреть ему в глаза и не отвлекаться на посторонние звуки (можно даже зажать другое ухо рукой). Когда все дети передадут свои сообщения соседям, последний громко объявляет, что ему сказали и как он понял, что Саша делал в выходные. Все дети сравнивают, насколько изменился смысл передаваемой информации.                                                                   Если первому ребенку трудно сформулировать четкое сообщение, «запустить» цепочку может взрослый. Начинать игру можно с любой фразы, лучше, если она будет необычная и смешная. Например: «У собаки длинный нос, а у кошки длинный хвост» или «Когда птички зевают, они рот не открывают».                       Иногда дети специально, ради шутки искажают содержание полученной информации, и тогда можно констатировать, что телефон совершенно испорченный и нуждается в починке. Нужно выбрать мастера, который найдет «поломку и сможет ее устранить». Мастер понарошку «чинит» телефон, и после следующего круга все оценивают, стал ли телефон работать лучше.                           Игра «Волшебные очки»                                                                                                            Цель. Развить коммуникативные навыки, научить детей быть внимательными по отношению друг к другу, говорить комплименты, снять эмоциональное напряжение.                                                                                                                Описание игры. Взрослый приносит в группу коробочку с сюрпризом и торжественно объявляет: «Я хочу показать вам волшебные очки. Тот, кто их наденет, увидит только хорошее в других, и даже то хорошее, что человек иногда прячет от всех. Вот я сейчас примерю эти очки… Ой, какие вы все красивые, веселые, умные!»                                                                                                               Подходя к каждому ребенку, взрослый называет какое-либо его достоинство (кто-то хорошо рисует, кто-то умеет строить из кубиков, у кого-то красивое платье и пр.). «А теперь мне хочется, чтобы каждый из вас примерил эти очки и хорошенько рассмотрел своего соседа. Может они помогут рассмотреть то, что вы раньше не замечали». Дети по очереди надевают волшебные очки и называют достоинства своих товарищей. В случае, если кто-то затрудняется, можно помочь и подсказать. Повторения одних и тех же достоинств здесь не страшны, хотя желательно расширять круг хороших качеств.                                                                                 Игра «Комплименты»                                                                                                          Цель. Развить коммуникативные навыки, научить детей быть внимательными по отношению друг к другу, говорить комплименты, снять эмоциональное напряжение.                                                                                                            Оборудование. Маленький мячик.                                                                       Описание игры. Дети становятся в круг. Взрослый спрашивает, знают ли они что такое комплименты (приятные слова, которыми люди радуют друг друга). Взрослый предлагает, передавая мячик по кругу, говорить комплименты тому, кто его получает. В ответ на комплимент в свой адрес ребёнок должен обязательно говорить: «Спасибо, очень приятно!». Начать, разумеется, должен взрослый. Он первым передаёт мячик соседу и говорит,например: «Люба, какие у тебя сегодня красивые бантики!»                                                                                                                Обязательное условие – смотреть в глаза тому, с кем в данный момент говоришь.     Пребывание детей в дошкольном образовательном учреждении создает благоприятные условия для проведения систематической работы по развитию коммуникативной компетентности дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Игра как средство формирования коммуникативных взаимоотношений у детей. 22.02.16г.

Расширять знания педагогов о влиянии игры на коммуникатияные взаимоотношения детей, пути их решения....

Игра как средство формирования коммуникативных качеств у дошкольников

Игра является ведущей деятельностью ребенка – дошкольника. Дошкольное детство – наиболее благоприятный период для формирования коммуникативных способностей.Игра способствует развитию ...

"Давайте, поиграем" игра как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольников

Передача информации рассматривается как коммуникативный аспект общения; взаимодействие как интерактивный аспект общения; понимание и познание друг друга....

Подвижные игры как средство формирования коммуникативных навыков младших дошкольников.

Сюжетная и несюжетная подвижная игра младших дошкольников.Особенности приемов ее проведения,оптимальные механизмы организации и руководства педагогического воздействия на их развитие....

Консультация для педагогов "Игра как средство формирования коммуникативной компетентности дошкольника."

     Приобретать коммуникативный опыт человек начинает с младенчества. Самый естественный путь его освоения - игра. Изменяясь с возрастом, она сопровождает ребенка всю жизнь. Игр...

Статья. "Lego-конструирование как средство формирования коммуникативной компетентности у дошкольников с ОВЗ"

Научно-практическая интернет-конференция«Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: лучшие практики»...