Статья. "Lego-конструирование как средство формирования коммуникативной компетентности у дошкольников с ОВЗ"
статья (подготовительная группа)
Научно-практическая интернет-конференция
«Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: лучшие практики»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 984.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Научно-практическая интернет-конференция
«Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: лучшие практики»
Секция 3
«Методическая копилка воспитательного блока: работа с детьми с ОВЗ»
Тема: «Lego-конструирование как средство формирования коммуникативной компетентности у дошкольников с ОВЗ»
Автор: Самойленко Наталия Николаевна
Воспитатель СП детский сад «Золотой ключик» ГБОУ СОШ с. Подстепки
Самара 2022
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предъявляет определенные требования к овладению дошкольниками необходимым уровнем коммуникативных навыков во всех видах деятельности. Дети, в том числе с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), должны «овладеть основными культурными способами деятельности, проявлять инициативу и самостоятельность в игре, общении, конструировании и т.д.» [5]. А для достижения воспитанниками заданных целевых ориентиров в дошкольном учреждении важно создать такую образовательную среду, которая будет стимулировать их коммуникативные умения, способствовать развитию познавательной активности и речи.
Дети с ОВЗ – это особая категория дошкольников, формирование коммуникативной компетентности которых чрезвычайно актуальная проблема, так как степень её сформированности влияет не только на результативность их обучения, но и на процесс социализации и развития личности в целом.
Успешная социализация детей с ОВЗ зависит от того насколько они умеют сотрудничать, слушать и слышать, воспринимать и понимать информацию, говорить. Поэтому при формировании коммуникативной компетентности необходимо опираться на их возможности и, в первую очередь, развивать:
- «способность ориентироваться в социальных отношениях и умение включаться в них;
- умение концентрировать внимание и реагировать на обращение окружающих;
- умение воспринимать речь;
- умение соблюдать очередность в разговоре;
- умение выражать эмоции вербальными и невербальными способами;
- умение применять навыки общения в повседневной жизни» [2].
Наш детский сад «Золотой ключик» посещают дети с нарушениями в развитии речи, в частности, с общим недоразвитием речи (ОНР). Трудности общения наших воспитанников с ОНР проявляются в несформированности у них основных форм коммуникации, сниженной потребности в общении, его ситуативном характере, незаинтересованности в контакте, невыполнении норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, т.е. в отсутствии самой культуры общения. Полноценному общению детей с ОНР препятствуют бедность и недифференцированность словарного запаса, недостаточность глагольного словаря, несовершенство связной речи. Поэтому целенаправленное формирование коммуникативной деятельности детей и достижение ее развивающего эффекта становится возможным при создании специальных образовательных условий в детском саду. «Одной из форм этих условий – систематическое, регламентированное, специально организованное коммуникативное обучение, которое обеспечит возможность ребенку с ОНР правильно взаимодействовать с окружающими его людьми в различных ситуациях» [1].
Современным средством, которое через созидательную игру помогает решать проблемы коммуникации ребенка с ОВЗ в специально организованном коммуникативном обучении, является Lego-конструирование. Основная цель в Lego-конструировании – научить дошкольников эффективно взаимодействовать в парах, подгруппе в процессе создания, исследования, совершенствования моделей из конструктора. В процессе такого интерактивного взаимодействия происходит совместное освоение знаний, развитие коммуникативных навыков и умений, речи [4].
Поэтому в качестве средства оптимизации работы с детьми с ОНР по коммуникативному развитию стали использовать Lego-конструирование. Поскольку оно «даёт возможность объединить детей не только общей идеей, переживаниями, сплотить на основе интересной деятельности, но и позволяет каждому ребёнку проявить свою активность, индивидуальность и творчество» [3].
Мы определили задачи формирования коммуникативной компетентности:
- формировать правильность речи;
- развивать коммуникативные умения: слушать собеседника, договариваться, адресовать высказывания, выражать чувства симпатии, формировать открытость, доброжелательность;
- формировать умение видеть цель высказывания и прогнозировать его результат;
- воспитывать культуру общения (речевой этикет).
Решение поставленных задач осуществляли в совместной деятельности педагога и детей, в самостоятельной деятельности дошкольников в рамках непрерывной образовательной деятельности, в проектной деятельности.
Алгоритм нашей работы по развитию коммуникативной компетентности в процессе Lego-конструирования был таким. В первую очередь, при создании постройки вместе с детьми обсуждали какая она должна быть, составляли план её возведения. Обратили внимание на то, что во время обсуждения дети старались согласовывать свои интересы с интересами партнеров, объяснять свой замысел, доказать правильность того или иного решения.
Далее, организовывая работу в парах или подгруппах, создавали различные постройки, например, «Домики для зверей», «Морское путешествие», «Стройка». В процессе создания построек предлагали дошкольникам речевой образец по определенной схеме, т.е. все свои действия ребенок для партнеров по игре проговаривал вслух: Что я делаю? Что я хочу сделать? Как я буду делать? Отметили, что дети с интересом распределяли обязанности в паре или подгруппе: кто что строит и к чему присоединяет, анализировали результаты коллективного конструирования.
Таким образом, в ходе создания построек воспитанники получали практические навыки ролевого диалога, у них развивались умения договариваться друг с другом, пояснять и объяснять свои действия, сотрудничать, работать в команде, достигать желаемого результата.
Затем созданные детьми постройки использовали в непосредственной образовательной деятельности при обучении рассказыванию, описанию. Коллективные обсуждения построек, беседы, вопросы, рассказы способствовали расширению пассивного и активного словаря, развитию связной речи и умения обобщать, делать выводы.
Таким образом, в специально организованном коммуникативном обучении с использованием Lego-конструирования мы помогали нашим воспитанникам с ОНР преодолевать коммуникативные и речевые трудности, развивали их компетентность, способствовали расширению социальных контактов. Мы научили детей работать в паре и коллективе, общаться, поддерживать беседу со взрослыми и детьми, обсуждать. Дети в свободной деятельности стали применять полученные навыки: умение договариваться со сверстниками о предстоящей игре, самостоятельно решать в игре конфликтные ситуации.
Формирование коммуникативной компетентности в дошкольном возрасте – актуальная проблема, решение которой имеет огромное значение для социализации и развития личности ребенка. Мы, педагоги должны помочь детям приобрести компетентности, помогающие жить в современном мире, научить их налаживать контакты, помочь найти свое «я» в обществе людей.
Список литературы
1. Осипенко Н.В. LEGO-конструирование как средство создания образовательной среды, ориентированной на интересы ребенка, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья // Образование и воспитание. – 2017. – № 1.1 (11.1). – С. 17-20. – URL: https://moluch.ru/th/4/archive/52/1774/(дата обращения: 26.10.2022).
2. Погодаева А.В. Особенности общения со сверстниками детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями // Молодой ученый. – 2017. – № 15 (149). – С. 625-627. – URL: https://moluch.ru/archive/149/42261/ (дата обращения: 26.10.2022).
3. Рыжкина Е.А. Формирование коммуникативных умений и навыков у дошкольников через конструирование // Актуальные исследования. – 2020. – №18 (21). – С. 93-95. – URL: https://apni.ru/article/1208-formirovanie-kommunikativnikh-umenij-i-navik (дата обращения: 26.10.2022).
4. Савчишина Д.А Использование Lego-конструирования в работе с детьми с ОВЗ – URL: https://урок.рф/library/kak_legokonstruktor_pomogaet_razvivatsya_detyam_s_164426.html (дата обращения: 26.10.2022).
5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. URL: https://pravobraz.ru/federal nyjgosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya/ (дата обращения: 26.10.2022).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/12/picture-816102-1481569934.jpg)
Презентация проекта на тему: "Развитие диалогической речи младших дошкольников, как средство формирования коммуникативной компетентности."
Развитие диалогической речи младших дошкольников....
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/02/picture-63061-1483372092.jpg)
Развитие связной речи как средство формирования коммуникативной компетентности дошкольников
Материал подготовлен для проведения лекции для воспитателей по теме "Развитие связной речи как средство формирования коммуникативной компетентности дошкольников"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/27/picture-293404-1380296484.jpg)
"Давайте, поиграем" игра как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольников
Передача информации рассматривается как коммуникативный аспект общения; взаимодействие как интерактивный аспект общения; понимание и познание друг друга....
![](/sites/default/files/pictures/2019/08/31/picture-1158939-1567235912.jpg)
Развитие связной речи как средства формирования коммуникативной компетентности дошкольников
Ни для кого не секрет, что речь – это средство общения между людьми. Умение общаться является неотъемлемой частью жизни каждого человека, залогом его успешной социализации....
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/13/picture-904983-1644775400.jpg)
Консультация: «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования коммуникативной компетентности у дошкольников»
Коммуникативная компетентность детей дошкольного возраста — это владение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, «умение общаться и посредством общения ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/21/picture-411680-1645465465.jpg)
Консультация для педагогов "Игра как средство формирования коммуникативной компетентности дошкольника."
Приобретать коммуникативный опыт человек начинает с младенчества. Самый естественный путь его освоения - игра. Изменяясь с возрастом, она сопровождает ребенка всю жизнь. Игр...
![](/sites/default/files/pictures/2017/07/07/picture-935185-1499427998.jpg)
Семинар-практикум "Развитие связной речи как средство формирования коммуникативной компетентности дошкольников".
ldquo;Ввести ребёнка в мир человеческих отношений— одна из важных задач воспитания личностиребёнка дошкольного возраста”В. А. Сухомлинский...