Коррекция осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения
консультация по теме

Романова Ирина Павловна

Консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon korrektsiya_osyazaniya_i_melkoy_motoriki.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекция осязания и мелкой моторики.

Почему такое большое значение уделяется развитию осязания и мелкой моторики у детей со зрительной патологией? Потому что осязание выступает мощным средством компенсации нарушенного зрения, потому что именно осязание позволяет малышу, имеющему проблемы со зрением, познать признаки и свойства окружающего мира. Необходимо отметить, что в повседневной жизни слабовидящие дети привыкли пользоваться своим зрением для познания окружающего, а оно у них дефектное, поэтому дети получают ограниченную, а иногда и искаженную информацию об окружающем. Поэтому таких детей надо учить рациональному использованию остаточного зрения и осязания.

Формирование навыков осязания и мелкой моторики происходит в различных видах предметно-практической деятельности.

Лепка.

Во время лепки из глины, пластилина особенно хорошо развивается мелкая моторика, укрепляется мускулатура пальцев, вырабатываются тонкие движения руки и пальцев, закрепляются навыки осязательного обследования, особенно в процессе лепки с натуры. Поначалу педагог берет их руки в свои, и вместе катают колбаски, шарики, сдавливают их, превращая в плоские формы. Затем учат детей лепить простые предметы (овощи, фрукты, грибы). Позже дети учатся лепить фигурки животных, людей, превращая их в замечательные дымковские игрушки.

Аппликационная лепка.

Она очень нравится детям. Пластилин пальцами размазывается до контуров нанесенного заранее рисунка, затем его поверхность выравнивается, рисунок украшается более мелкими деталями из пластилина другого цвета.

Мозаики и конструкторы

Также развивают мелкую моторику и осязание. Следует использовать мозаики и конструкторы разного размера, учитывая зрительную нагрузку и уровень развития мелкой моторики. Маленькие дети учатся сортировать фишки мозаики по цвету, размеру и форме, выкладывать горизонтальные и вертикальные дорожки, простые узоры. Дети более старшего возраста выкладывают рисунки из мелкой мозаики по образцу, считая фишки в разных направлениях.

Для детей со сходящимся косоглазием можно предложить работу с мозаикой на фланелеграфе или использовать магнитную мозаику на металлической подставке.

Работа со штампами.

Штамп-это карандаш со срезанным под углом 45 градусов ластиком на другом его конце. Работа со штампами проводится с детьми с низким или средним уровнем развития моторики. В процессе работы со штампами развивается сила руки, переключаемость (напряжение – расслабление -- напряжения), развивается щепоть руки, что необходимо для подготовки руки к письму.

Ниткопись.

Выкладывание нитками контура рисунка на бархатной бумаге контрастного цвета. Яркая ворсистая нитка хорошо держится на бархатной бумаге. Она также легко отделяется от нее, что позволяет детям корректировать свои работы, добиваясь лучших результатов.

Дети с низким уровнем развития моторики сначала выкладывают нитку по трафаретам, потом без них, проявляя фантазию.

На занятиях, в свободной деятельности мы используем также нанизывание бус разного размера, плетение ковриков, шнуровки, застежки, работаем с природным материалом, с бумагой, вышиваем на картоне, пришиваем пуговицы. Это способствует развитию ручной умелости, а главное – повышает остроту зрения у детей с амблиопией.

У детей, страдающих содружественным косоглазием, чаще, чем у нормально видящих сверстников можно наблюдать отсутствие самоконтроля и саморегуляции движений. А это сказывается на согласованности действия рук и глаз. Коррекционно – педагогическая работа направлена на формирование у детей автоматизированных навыков синхронности действий руки и глаза в различных видах деятельности. Старшие дошкольники могут выполнять работу в тетрадях в крупную клетку. Это такие задания, как «Продолжи узор»: вертикальные и горизонтальные прямые палочки и комбинации из них; наклонные палочки и комбинации из них; дуги, волнистые линии, круги, овалы. Печатание букв по клеткам, печатание цифр, графические диктанты, рисование фигур сложной формы путем подсчета клеточек на образце (нарисуй рядом такую же фигуру и раскрась ее). В процессе работы в тетради у ребенка укрепляется мелкая мускулатура пальцев, совершенствуются зрительно – моторная координация и ориентировка в микропространстве, развиваются произвольное внимание, зрительная память.

Необходимым средством коррекции являются упражнения для укрепления и восстановления работы мышц глаза, поэтому необходимо включать в ежедневную работу специальные зрительно – восстановительные упражнения. Они полезны всем детям, кроме перенесших глазную операцию. Эти упражнения способствуют улучшению кровообращения; снимают статическое напряжение глазных мышц. Упражнения и игровые приемы дают возможность справиться со значительной зрительной нагрузкой, с которой ребенок столкнется в школе.

Мышечные возможности руки так же, как и мышцы глаз, требуют тренировки и коррекции. Овладение движениями рук и пальцев имеет большое значение для развития ребенка в целом, в том числе речи, а для детей с нарушением зрения является эффективным средством формирования бисенсорного восприятия окружающего мира.

Особую роль в развитии мелкой моторики играют пальчиковые игры – своеобразные упражнения для развития мелкой мускулатуры пальцев. Они позволяют коррегировать движения каждого пальца в отдельности и относительно друг друга, тренируют точность двигательных реакций.

Пальчиковые игры организуем в водной части занятий или после напряженной зрительной работы в качестве активного отдыха. Они развивают координацию движений, помогают концентрировать внимание. Пальчиковые игры как бы отображают реальность окружающего мира: предметы, животных, людей, явления природы. Если они сопровождаются стихами, то у детей развиваются речь и чувство ритма, а ритм облегчает процесс восприятия и деятельность, что особенно необходимо детям с различными отклонениями в здоровье и развитии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения.

Целью непосредственно образовательной деятельности по развитию осязания и мелкой моторики является формирование и развитие умений и навыков ручной деятельности.Задачи:Укрепление кистей рук и пальцев;Р...

Коррекция развития осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения

В данной консультациии для педагогов представлен материал по развитию осязания мелкой моторики у детей с нарушением зрения. Рассматриваются разные способы обследования предметов. Даются рекомендации п...

Коррекция развития осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения.

Для развития моторики большое значение имеет созревание нервно – мышечного аппарата, особенно важным для развития психики ребенка  с нарушением зрения является овладение движениями рук,  мыш...

«Коррекция осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения.»

Многие дети с нарушением зрения имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности и моторики пальцев и кистей рук. Происходит это потому, что дети с частичной потерей зрения полностью полага...

Консультация учителя-дефектолога. Коррекция осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения.

Дефекты зрения тормозят развитие двигательных навыков и умений. Дети испытывают трудности в координации рук и глаз, мелких координированных движений кисти и пальцев рук.  Это сдерживает разв...

Коррекция осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения

Коррекция осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения...

Коррекция осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения

Чтобы развитие зрительного, тактильного, двигательного восприятия у детей с нарушением зрения приблизилось к нормальному, необходимо систематически проводить специальную коррекционную работу...