Коррекция развития осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения.
консультация (средняя группа) на тему

Для развития моторики большое значение имеет созревание нервно – мышечного аппарата, особенно важным для развития психики ребенка  с нарушением зрения является овладение движениями рук,  мышечные возможности руки ребенка также как и мышцы глаза, требуют особой тренировки и коррекции.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коррекция развития осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения.

 

         Нарушение деятельности зрительного анализатора вызывает затруднения в познании окружающей действительности, сужая социальный контакт, ориентировку, ограничивая возможность ребенка заниматься различными видами деятельности.

        Среди дошкольников с нарушениями зрения часто отмечаются две крайности: одни дети в практической деятельности опираются на свое дефектное зрение, которое дает им ограниченную и искаженную информацию; другие – с очень низкой остротой зрения, опираются на осязание, не используя при этом имеющееся остаточное зрение.  У детей с нарушением  зрения страдают процессы познания, ориентировка в пространстве и практическая деятельность.

Для развития моторики большое значение имеет созревание нервно – мышечного аппарата, особенно важным для развития психики ребенка  с нарушением зрения является овладение движениями рук,  мышечные возможности руки ребенка также как и мышцы глаза, требуют особой тренировки и коррекции.  При этом особую роль играют гимнастические упражнения  для мелкой мускулатуры пальцев, каждое из которых позволяет коррегировать движения каждого пальца в отдельности и в целом относительно друг друга, воздействовать на все мышцы руки, тренируя мышечные усилия и точность двигательной реакции.

            Особую роль в развитии мелкой моторики играют пальчиковые игры – своеобразные упражнения для развития мелкой моторики пальцев, в которых отрабатываются статические и динамические движения. Они развивают координацию движений, концентрировать внимание.

Для разностороннего, гармоничного развития двигательных функций кисти рук необходима  тренировка всех типов движений -  и сжатие, и растяжение, и расслабление.  Максимальный эффект  упражнений достигается тогда, когда сочетаются различные виды с вовлечением каждого из пальцев в это движение.

 Для тренировки мелкой моторики рук детям с нарушением зрения полезно сортировать различные предметы: бусинки, камешки, желуди т.д.  при выполнении предлагаемых упражнений более крупные предметы складываются в коробочку, а мелкие  - в бутылочку с нешироким горлом. Последнее нужно для того, чтобы вырабатывать у детей умение достаточно прочно брать предметы большим и указательным пальцами. Сначала упражнения нужно проводить в медленном темпе, затем постепенно в них включать элемент соревнования (игра «Кто скорее и точнее?»).

         Развитию мелкой моторики рук способствуют игры с разноцветной мозаикой, различные конструкторы, лепка, плетение, штриховка, нанизывание бус. При  выполнении всех перечисленных видов деятельности используются в основном движения первых  трех пальцев, тех, что постоянно активны в быту, в общении.

          Как для полноценного зрительного восприятия необходимы движения глаз, так и для осуществления осязательного восприятия требуются движения рук. Еще Павлов отмечал, что в «драгоценной способности руки» зрячие не нуждаются и не развивают осязание.  Неполноценное зрение дает детям ограниченную, а иногда и искаженную информацию.  Дети с нарушением зрения не способны по подражанию овладеть различными предметно – практическими действиями, а в результате  малой двигательной активности мышцы рук у них обычно вялые или слишком напряжены.  Поэтому каждого ребенка надо научить  рациональным приемам осязательного обследования.  Осязательное обследование подразделяется на два этапа.  Сначала осуществляется общеознакомительное беглое обследование предмета (изображения) в целом. При этом руки детей движутся от начального пункта.  Затем сразу же следует уточняющее восприятие с выделением существенных (главных) признаков изучаемого предмета. Обследование проводиться двумя руками. При этом обе руки действуют не синхронно, а функции их разделяются: правая рука обычно бывает поисковой, а левая контролирующей.

          Обследование животных начинается с головы при последующем переходе к туловищу, крыльям, хвосту, лапам (ногам). Обследование  растения начинается со знакомой части (цветка с его головки, ветки дерева – с листьев, овощей  - с части, употребляемой в пищу).  Для закрепления навыков осязательного восприятия  с детьми проводится игра «Чудесный мешочек». В зависимости от дидактических задач игра может развиваться по – разному. Например: ребенок ощупывает и достает названный педагогом предмет или отбирает предметы по указанному признаку (форме, величине); 2 –й вариант -  ребенок достает первый попавшийся предмет, обследует его и дает ему характеристику, т. е. называет характерные признаки этого предмета.

          Другим видом деятельности, способствующей развитию осязания, является занятие аппликацией. Его можно начать с обследования геометрических фигур, из которых составляются различные орнаменты и композиции.

           Формирование навыков осязания и мелкой моторики происходит в различных видах предметно – практической деятельности.

Аппликационная лепка -  очень нравиться детям. Пластилин пальцами наносится на контур нанесенного заранее рисунка, затем  его поверхность выравнивается, рисунок украшается более мелкими деталями из пластилина другого цвета.

Работа со штампами.  Штамп – это карандаш со срезанным углом 45 градусов ластиком на другом конце в процессе работы со штампами развивается сила руки, переключаемость: напряжение – расслабление  - напряжении.

Ниткопись . Выкладывание нитками контура рисунка на бархатной бумаге контрастного цвета. Дети с низким уровнем развития моторики сначала выкладывают нитки по трафарету, потом без них, проявляя фантазию.

         Таким образом, для того, чтобы ребенок с нарушением зрения мог в совершенстве овладеть навыком осязания, у него должны быть развиты тонкие движении пальцев рук.  Выполняя пальчиками различные упражнения, кисти рук детей приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что облегчает формирование навыков осязания.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения.

Целью непосредственно образовательной деятельности по развитию осязания и мелкой моторики является формирование и развитие умений и навыков ручной деятельности.Задачи:Укрепление кистей рук и пальцев;Р...

Коррекция развития осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения

В данной консультациии для педагогов представлен материал по развитию осязания мелкой моторики у детей с нарушением зрения. Рассматриваются разные способы обследования предметов. Даются рекомендации п...

Развитие осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения.

Данный материал раскрывает значение развития осязания и мелкой моторики у дошкольников с нарушением зрения....

Развитие осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения через дидактическую игру.

Познавательная деятельности у детей с нарушениями зрения протекает при совместной деятельности недостаточного зрения и сохранных анализаторов. Однако не все анализаторы задействованы в полной мере. ...

Развитие осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения

Дошкольный возраст в жизни каждого ребенка - очень важный период для его дальнейшего развития. Ведь в это время развивается и формируется «фундамент» его личности. Особенно важен этот пери...

Консультация для воспитателей групп компенсирующей направленности "Развития осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения дошкольного возраста через дидактические игры"

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме использования дидактической игры как средства развития осязания и мелкой моторики у дошкольников с нарушением зрения. Основное внимание акценти...