«Развитие осязания и мелкой моторики у детей с нарушениями зрения»
консультация (старшая группа)

Татьяна Ивановна Титова

Дети с нарушенным зрением чаще всего пользуются только своим дефектным зрением, которое обедняет их чувственный опыт, искажает предметные представления. У детей отмечается неточность восприятия изображения, пропуск деталей изображения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx17.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 1 «Машенька» города Сафоново Смоленской области

Консультация для родителей

«Развитие осязания и мелкой моторики

у детей с нарушениями зрения»

Подготовила воспитатель\

Титова Т.И.

Г. Сафоново

2024г.

Дети с нарушенным зрением чаще всего пользуются только своим дефектным зрением, которое обедняет их чувственный опыт, искажает предметные представления. У детей отмечается неточность восприятия изображения, пропуск деталей изображения. Возникающие образы искажаются и бывают неадекватными действительности. Формируются ошибочные версии относительно изображенного на рисунке, а в дальнейшем и относительно реального предмета. Осязание же поможет компенсировать зрительную недостаточность. На основе возникшего осязательного образа формируется соответствующее представление о предмете, его пространственных и физических свойствах. Ребенок с помощью осязания дополняет, расширяет и проверяет информацию, которую получает при помощи других анализаторов. Подключение осязательного восприятия к зрительному, в значительной мере расширяет чувственный опыт, что является основой для развития психики ребенка, формирования у него познавательной деятельности и социально - адаптивного поведения.

Сеченов отмечал, что осязательное определение мало чем отличается от зрительного, «рука заменяет слепому зрение, она дает представления о предметах, за исключением цвета и видения вдаль. Рука становится органом, который очень широко используется в ходе обучения». Совместное использование зрения и осязания в учебной деятельности детей с остаточным зрением отличается от совместной работы зрения и осязания нормально видящих детей тем, что в норме зрение и осязание выполняют разные функции: зрение - функцию контроля, а осязание - исполнительскую. При наличии у детей остаточного зрения оно, как и осязание, выполняет, как правило, одну и ту же функцию - познания и контроля. Без специального обучения ребенок с нарушением зрения не способен развить свое осязательное восприятие, как основу формирования компенсаторных процессов.

Активное познание окружающего мира детьми с нарушениями зрения должно осуществляться на бисенсорной основе, т.е. с включением всех сохранных анализаторов. Мелкая моторика - двигательная деятельность, которая обусловливается скоординированной работой мелких мышц руки и глаза, умение выполнять точно дозированные целенаправленные действия руками. Развитие мелкой моторики руки является необходимым условием готовности руки к активному осязательному восприятию предмета. Кроме того, развитие мелкой моторики тесно связано с развитием речи. Целью занятий по развитию мелкой моторики является формирование у детей с нарушением зрения умений и навыков осязательного восприятия предметов и явлений окружающего мира, а также обучение их приёмам выполнения предметно-практических действий с помощью сохранных анализаторов.

Мозаика: «Дорожка»: выложить дорожку для зайчика. «Цветочек»: из построенной дорожки, путём добавления деталей, построить цветочек.

Развитие мелкой моторики детей 5 - 6 лет

Пальчиковая гимнастика (театр на руке, теневой театр, игры с пальцами). Использование различных приспособлений для массажа (массажные мячики, валики, “ёжики”, “скалочки”, семена).

Игры с мелкими предметами (косточки, бусы, камешки, пуговицы, скрепки, спички, мелкие игрушки). Завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков. Игры с нитками (наматывание клубков, выкладывание узоров, вышивание, плетение). Работа с бумагой (складывание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров).

Работа с карандашом (обводка, штриховка, раскрашивание, выполнение графических заданий, графический диктант). Игры в “сухом бассейне”, наполненном мячиками разной величины или цветными крышками: нахождение заданных предметов.

Использование методики Су Джок (работа с различными семенами) «Кто, чем питается»: сортировка крупы для птиц: перловка и горох, «Картинки из яичной скорлупы»: измельчение яичной скорлупы и заполнение объема трафарета зайца, медведя по методу цветной мозаики. Мозаика: выкладывание узоров (используются различные мозаики).

Динамический праксис: «Солнышко – флажок - ветки»: «Солнышко" - расставлены пальцы от себя. "Флажок" - пальцы собрать, развернуть к себе и наклонить. "Ветки" - ладони от себя, одна на другую находят, перекрещивающиеся пальцы расставлены. (Солнышко - флажок - ветки).

ЛЕГО - конструирование: «Дачный домик», «Животный мир».

Формирование способов осязательного обследования и восприятия предметов. Если у ребенка низкое зрение, необходимо научить его все окружающие предметы обследовать не только с помощью зрения, но и осязания (то есть на ощупь). Делается это так: Возьмите руки ребенка в свои и обследуйте предмет двумя руками (например, стул). Проговаривайте: "Это стул" (проведите руками ребенка сверху вниз). А это у стула спинка. Это - сиденье. Это - ножки стула. Давай посчитаем, сколько их". Руки ребенка направляйте своими руками для обследования отдельных деталей. Если вы даете ребенку для знакомства куклу, сначала проведите руками ребенка по всей кукле (сверху вниз), затем покажите ему голову куклы, туловище, руки и ноги.

Обследование всех предметов проводите от основных частей к деталям. При знакомстве с новой игрушкой не забудьте объяснить и показать, как с этой игрушкой можно поиграть. Постоянно обращайте внимание ребенка на различные признаки и качества предметов: их форму, цвет, величину, особенности строения, из чего они сделаны и другие признаки. "Это кубик". (Возьмите руки ребенка в свои, обхватите кубик). "Посмотри, он красного цвета. Потрогай, какой кубик гладкий. Подержи кубик в одной руке. Кубик легкий, потому что он пластмассовый", (Затем своими руками направляйте руки ребенка для обследования углов и сторон кубика). "У кубика есть углы. Вот они. И стороны. Вот они".

Таким образом, проблема развития осязания и мелкой моторики как средства компенсации зрительной недостаточности у дошкольников с нарушением зрения может быть решена за счет актив

Используемая литература:

3. Бережная, Н. Ф. Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста/Н. Ф. Бережная. //Дошкольная педагогика. -2007.-N 1. - С. 50-52

4. Стебенева Н. Город на песке. Игры с песком для детей дошкольного возраста. /Н. Стебенева//Школьный психолог: прил. к газ. "Первое сентября"-2001.-N 11. - С. 14


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения.

Целью непосредственно образовательной деятельности по развитию осязания и мелкой моторики является формирование и развитие умений и навыков ручной деятельности.Задачи:Укрепление кистей рук и пальцев;Р...

Коррекция развития осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения

В данной консультациии для педагогов представлен материал по развитию осязания мелкой моторики у детей с нарушением зрения. Рассматриваются разные способы обследования предметов. Даются рекомендации п...

Коррекция развития осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения.

Для развития моторики большое значение имеет созревание нервно – мышечного аппарата, особенно важным для развития психики ребенка  с нарушением зрения является овладение движениями рук,  мыш...

Развитие осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения.

Данный материал раскрывает значение развития осязания и мелкой моторики у дошкольников с нарушением зрения....

План-конспект по развитию осязания и мелкой моторики детей с нарушениями зрения в ДОУ. Младшая группа.

Примерное содержание работы по развитию осязания и мелкой моторики в младшей группе детей с нарушениями зрения. Тема "Дикие животные"....

Развитие осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения через дидактическую игру.

Познавательная деятельности у детей с нарушениями зрения протекает при совместной деятельности недостаточного зрения и сохранных анализаторов. Однако не все анализаторы задействованы в полной мере. ...

"Развитие мелкой моторики детей с нарушением зрения через пластилинографию"

Развитие мелкой моторики детей с нарушением зрения через пластилинографию....