Формирование экологической культуры детей через ознакомление с произведениями сибирских поэтов.
статья на тему

Каждый человек зависит от состояния всей планеты, в том числе от состояния окружающей его среды. И никто не может избежать этой глубокой зависимости. Каждый должен прийти к осознанию и принятию ответственности, как за свой образ жизни, так и за воздействие, которое он оказывает на планету. Задача педагога – осознать эту ответственность самому и воспитать ее в детях.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dou_110_g._bratsk_statya.docx26.08 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование экологической культуры детей

через ознакомление с произведениями сибирских поэтов.

  Балаценко Л. Н., Кляндина Г. А., Мусинцева А. Д., Тайцман И. В.,

МБДОУ «ДСКВ № 110» г. Братска.

Есть на Земле огромный дом

Под крышей голубой.

Живут в нем солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой.

Живут в нем птицы и цветы,

Веселый звон ручья.

Живешь в том доме светлом ты

И все твои друзья.

(Л. Дайнеко)

В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным  дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к родной природе, к родным местам, воспитания основ экологической культуры.

Каждый человек зависит от состояния всей планеты, в том числе от состояния окружающей его среды. И никто не может избежать этой глубокой зависимости. Каждый должен прийти к осознанию и принятию ответственности, как за свой образ жизни, так и за воздействие, которое он оказывает на планету. Задача педагога – осознать эту ответственность самому и воспитать ее в детях.

Наравне с другими компонентами содержания экологического воспитания,   огромный пласт возможностей развивающего значения в воспитательно-образовательном процессе мы  отводим произведениям сибирских писателей.

Надо сказать, что  стихи  братских поэтов А. В. Лисицы,  Т. П. Бравленковой, В. В. Корнилова, Ю. Е. Черных, И. Тузова помогают решить проблему включения регионального компонента в образовательный процесс дошкольного учреждения, а это соответствует   Федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования.  Авторы раскрывают темы любви к  родному сибирскому краю, его природе, к бережному отношению к ней,  сохранению ее богатств.

В течение нескольких лет мы работали над проектом  «Братские писатели – детям», в рамках которого знакомили детей с творчеством сибирских поэтов, составили  картотеку интересных и затронувших души детей стихов, затем объединили их по темам: «Времена года», «Птицы», «Растения», «Животные», «Экология». На основе картотеки создали пособие «Стихи братских поэтов в образовательной деятельности дошкольного учреждения. Социо-игровой подход», а в электронную книгу «Природа родного края» вошел материал познавательно-исследовательского характера.  

Наряду с традиционными формами работы мы активно используем инновационные методы и приемы: здоровье-сберегающие и  информационно-коммуникативные технологии, проектный метод, социо-игровые  приемы  через интеграцию экологического воспитания во все виды деятельности с детьми.

Представляем вам содержание нашего опыта по данной теме.

 Экскурсии, наблюдения и целевые прогулки – одна из самых интересных форм работы. Дети делают для себя открытия, получают новые знания, учатся соблюдать правила безопасного поведения в природе. Здесь мы используем стихи, например,

А. Лисица   «Береза»

Ей сказать спасибо надо,

Уйму добрых нежных слов.

Для души она отрада,

Я ее воспеть готов…

… Нет дерева полезней,

Если вдуматься всерьез.

И березу славят песней.

Душу трогает до слез!

В. Корнилов «Божья коровка»

… Крылышки выпустит, вдаль улетит.

С ней разлучаясь, мой взгляд загрустит…

… Мир это хрупок – мы помнить должны –

Божьи коровки нам очень нужны!

Экскурсии мы проводим не только в природу ближайшего окружения, но и совершаем автобусные поездки в Экологическо-биологический центр, в музей под открытым небом «Ангарская деревня», в «Конный мир», в агрофирму «Пурсей», расширяя социальные связи, кругозор детей, накапливая их экологический опыт. Если невозможно провести экскурсию на какой-то природный объект, используем в этом случае виртуальные экскурсии, например, в космос, на Северный полюс, или в прошлое Земли.

Наблюдая за живой природой, мы  транслируем  знания детям  через стихи:

А. Лисицы: «Гуси», «Еж», «Заяц», «Подснежник», «В лесу»;

Т. Бравленковой:  «Примета», «Вороны», «Сорока-белобока», «Воробышек»;

В. Корнилова: «Божья коровка», «Дятел», «Лесное приключение», «В мае»;

Ю. Черных: «Песенка лисички», «Кошачье семейство» и многие другие.                

          Частый метод при изучении неживой природы – проведение опытов и экспериментов. В эту деятельность мы включаем беседу, объяснение, рассказ, игровую ситуацию, слайд-презентацию, художественное слово:

Т. Бравленкова «Песок»

Льется дождик, и песок

Весь в песочнице промок.

Из него теперь смогу

Всем слепить по пирогу.

А. Лисица «Каша»

Я не буду кушать кашу!

- Почему? - От каши кашель!

- Что ты, внученька, постой,

Он от каши от другой!

Если будешь кушать снег,

Будешь кашлять громче всех

Самое активное участие принимаем в ежегодных городских экологических акциях: «Мусор – дело серьезное», «Первоцветы», «Сохрани жизнь елочке», «Чистая вода», «Вместе сбережем энергию», «Птицестрой». В рамках акций проводим творческие конкурсы, выставки поделок, рисунков, газет и плакатов, кормушек и скворечников, фотовыставки, литературные викторины, читаем и учим стихи:

А. Лисица «Экология»

…Сегодня всех вокруг волнует            экология.

Что сможем мы оставить на Земле?... 

Одних домов бетонные громады

Да фабрик и заводов корпуса.

Травы зеленой  кустик у фасада

Да в мертвом море яхты паруса?

В обложке красной, открывая книгу,

В нее поправки новые внося,

Я не зову людей назад, к мотыгам,

Хочу я видеть дикого гуся…

 А. Лисица «Подснежник»  

Еще весной не стает снег

На солнечной полянке,

Открытый, как ребенка смех,

Пробьется тоненький побег

Там, где скользили санки.

 И расцветет спустя три дня,

Притягивая взгляды,

Снега окрестные дразня,

Пугая снегопады.

Он небо все вобрал в себя,

Все запахи лесные,

Его ветры теребят,

Секут снега косые.

А он стоит на зависть всем,

Как утро фиолетов,

В своей естественной красе,

Не дожидаясь лета

В дошкольном возрасте все зависит от готовности ребенка к восприятию художественного произведения. Не все стихи были понятны детям, поэтому возникла идея  подобрать  такие игровые приемы, которые бы помогли детям прочувствовать содержание стихов экологической направленности, открыть новые знания о природе, о роли человека в ней.

          Важная роль нами отводится игровым обучающим ситуациям,  на которых  посредством стихов мы приобщаем детей к экологической культуре.     Использование социо-игровых приемов в этой деятельности пробуждает у детей интерес к стихам, закладывает основы доброжелательного отношения к окружающему миру, заставляет вместе удивляться, восхищаться, переживать, узнавать новое.  

Например, к стихотворению А. Лисицы «В лесу»,

Вышел мишка из берлоги,

Посмотрел по сторонам:

От деревьев уж немногих

Пни торчат, деревьев ноги,

Чуть белея тут и там…

 

…Берег весь горит в кострах,

Гибнут рыбы, просто страх!

Улетели стайкой птицы,

Где попить живой водицы?

используем такие приемы:

  • Ситуативная беседа:

- Что произошло в лесу?

- Думали ли люди о зверях, когда вырубали лес?

- Как относится к происходящему автор?  а вы?

  • Социо-игровая ситуация  «Катастрофа в лесу».

 С помощью игры-пантомимы по ходу чтения дети изображают реакцию животных.  

  • Социо-игровая ситуация:  «Спасатели».

 Дети в компаниях разрабатывают волшебный план помощи животных.

          Вовлекая детей в активную творческую деятельность через театрализованные постановки экологических произведений Т. Бравленковой «Лесной бал», А. Лисицы «Сказки нашего леса», В. Корнилова «Новые приключения Колобка», развиваем интерес детей к природе родного края, бережное отношение к ее богатствам. Непосредственно участвуя в театрализации произведений, дети начинают понимать, что последствия экологических ошибок человека порой необратимы. Это способствует прочному усвоению экологических правил.

         Еще одной из форм работы по приобщению детей к книге является совместная работа с библиотекой.  Встречи, конкурсы, акции, реализация проектов, досуги,  презентации книг братских поэтов, в которых мы с детьми принимаем самое активное участие, позволяют нам с уверенностью сказать, что у них повышается интерес к литературе и чтению, как к огромному багажу экологических знаний.

 Разнообразные формы совместной работы с родителями дают положительный результат по формированию экологической культуры у детей. С помощью родителей пополнен информационно-наглядный материал, созданы мини-библиотечки братских поэтов в группах и семьях. Родители активно участвуют в создании мультимедийных презентаций и роликов, костюмов и декораций к театрализованной деятельности по произведениям писателей, в трудовых десантах, в обсуждениях проблем экологии при встречах на круглых столах.

         Таким образом, в результате систематической работы по формированию экологической культуры детей через ознакомление с произведениями сибирских поэтов, мы учим детей любить, щадить природу, любоваться ею.

Дети начинают понимать, что в природе все взаимосвязано, нарушение этих связей пагубно для человека, животных и растений.  

Лес и горы, звери, люди –

Все живем в одной семье.

Если всем им плохо будет,

Значит, плохо будет мне!

                       (А. Лисица)

Список литературы:

Николаева С. Н. Программа «Маленький эколог». М, Мозаика-Синтез, 2004г.

Рыжова Н. А. Наш дом природа. М, Линка-Пресс, 1996г.

Лисица А. В. Во дворе. Зимняя радуга. Качели.  Лукошко.  Колосок.

Корнилов В. В. Бабушкины сказки. Родниковые души России.

Черных Ю. Е. Кто пасется на лугу?

Бравленкова Т. П.  Дождевые пузыри. Лесной бал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста: «Формирование экологической культуры дошкольника через наблюдения объектов живой и неживой природы родного края в разное время года»

Дошкольное учреждение сегодня - это образовательное учреждение, где дети получают  физическое, речевое, познавательное, художественно - эстетическое, социально-коммуникативное развитие.Экологичес...

МАСТЕР-КЛАСС «Формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста через экологические сказки»

Для воспитания у дошкольников таких качеств как внимательность, бережливость, умение позаботиться о слабом, защитить его и нужно большее общение с природой.  Для привлечения внимания и развития и...

«Игра, как средство формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края».

Статья о значении дидактических игр по формированию у детей старшего дошкольного возраста экологической культуры...

План самообразования на 2022 - 2023 учебный год по теме: «Формирование экологической культуры дошкольников через ознакомление с природой родного края»

Цель: продолжать знакомить детей дошкольного возраста с объектами природы родного края, особенностями взаимоотношения человека с окружающей средой, формирование начал экологической культуры....

Воспитание экологической культуры детей через ознакомление с природой родного края

Проблема экологического воспитания детей дошкольного возраста является важной составной частью теории дошкольного воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы , поэтому приобре...