Содержание рабочей программы "Духовно-нравственное образование и воспитание детей младшего дошкольного возраста".
рабочая программа (младшая группа) по теме

Маклагина Валентина Викторовна

 

Вопрос о том, как важно развивать у детей духовно – нравственные чувства, становится все более актуальным для нашего общества. Нравственное развитие – одна из центральных линий психического развития дошкольника. Оно теснейшим образом связано с развитием эмоциональной сферы ребенка.

Личность формируется на основе усвоения человеком общественных форм сознания и поведения. Нравственное сознание -  это отражение в сознании человека принципов и норм нравственности, которые регулируют  взаимоотношения людей, их поведение. Но усвоение нравственных понятий  само по себе еще не обеспечивает формирования нравственного поведения.  Превращение нравственных знаний, понятий в убеждения требует их закрепления в системе мотивов поведения и соответственных им нравственных привычек. Важно связывать практическую деятельность детей с их эмоциями. Целенаправленное построение деятельности детей, осуществляемой на основе нравственных понятий, пронизанное нравственными эмоциями, составляет основу формирования нравственного поведения.

Именно в дошкольном возрасте формируются начала нравственного сознания и личности дошкольника.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soderzhanie_rabochey_programmy_maklagina_v.v.doc205 КБ

Предварительный просмотр:

Месяц

Кол-во занятий

Тема, содержание (краткий план)

Цели, задачи

Образовательная область

Сентябрь

       4            

1 занятие

Бог-творец мира, в котором мы живем.

- Побеседовать с детьми о Боге, Его существовании и творении Им мира. Поговорить об окружающем мире. Полюбоваться Его красотой и совершенством.

 

- Рассмотреть иллюстрации о днях творения.

Прочитать детям стихотворение И. Языковой «Божий мир».

- Дидактические игры.

2 занятие

Там, где дружат – живут, не тужат. (По сказке «Репка».)

- Прослушать сказку с включением музыкальных фрагментов. Рассмотреть иллюстрации и обсудить содержание сказки, выяснить основную идею.

- Игра-драматизация, музыкально-двигательная деятельность на тему сказки «Репка» о помощи друг другу.

- Рельефная лепка на тему сказки.

3 занятие

Свои плоды приносит осень.

- Познакомить детей с куклой Соломинкой. Рассмотреть ее. Побеседовать с детьми о наступившей осени, ее признаках, об осеннем урожае (овощах, фруктах, злаках). Выяснить, знают ли ребята, из чего сделана кукла, что такое солома, что нужно сделать с соломой, чтобы из нее получилась такая игрушка. Показать детям букет колосьев: ржаных, пшеничных, овсяных. Внимательно  рассмотреть весь букет и разные колоски по отдельности. Рассказать детям, что делают из пшеницы, ржи, овса.

- Дидактические игры: «Угадай по описанию», «Угадай на ощупь».

- Поделка «Ваза».

4 занятие

Храм Божий.

 - Побеседовать с детьми о том, как они с родителями или бабушкой ходили в храм. Выяснить, что им понравилось. Знают ли они, чем храм отличается от других зданий. Рассмотреть изображения, фотографии. Знают ли дети, когда люди ходят в храм и зачем.

- Вспомнить с детьми, как вели себя люди в храме. Как были одеты?

- Рассказать детям о колокольне. Прочитать стихотворение Е. Есенина «Колокольня». Прослушать запись колокольного звона. Украсить графическое изображение колокола (групповая работа).

- Игра на слуховое восприятие «Где звенит колокольчик».

1 занятие

 Обучающие задачи: начать раскрывать детям основные представления Православия об устроении мира и Его Создателе. Обогащать словарный запас и образный строй речи детей. Учить детей пользоваться понятиями «тьма, свет, вода, небо, человек» как обобщенными, распространяющимися на весь мир.

Воспитательные задачи: воспитывать чувство целостности, сопричастности к живому миру, близости, открытости и доверия к Его Творцу. Учить заботливому отношению к растениям и животным, бережному отношению к окружающему миру.

Развивающие задачи: способствовать развитию у детей образного восприятия, чувства красивого и возвышенного. Содействовать становлению духовно-нравственной личности с оптимистическим взглядом на жизнь, с направленностью на познание Бога, формируя высшие чувства.

2 занятие

Обучающие задачи: подводить детей к пониманию значимости малой помощи в общем деле. Способствовать развитию представлений детей об окружающем: уточнить  представления детей об овощах, в частности о репке (цвет, форма), выяснить, какие блюда готовят из репки. Создать условия для первого знакомства с русскими народными песнями как одним из жанров фольклора.

Воспитательные задачи: содействовать развитию духовно-нравственных качеств личности ребенка: умения детей откликнуться на просьбу, принимать даже самую малую помощь, подводить детей к пониманию значимости малой помощи в общем деле.

Развивающие задачи: развивать навыки совместной работы, учить детей делать дело вместе, дружно, слаженно.

3 занятие

Обучающие задачи: ввести детей в круг основных православных праздников и духовно-нравственного уклада жизни своего народа, формировать представления о том, что в определенную пору все приносит свой плод: и растения в природе, и занятия человека делом, и Ася человеческая жизнь. Уточнить представления детей о сезонных изменениях в природе. Формировать наглядные представления о различных злаковых культурах: ржи, пшенице, овсе.

Воспитательные задачи: воспитывать нравственно-волевые качества: усидчивость, аккуратность, привычки к аккуратной работе, доводить начатое дело до конца.

Развивающие задачи: содействовать формированию осознания детьми целесообразности устройства всего в мире. Развивать ручные умения.

 4 занятие

Обучающие задачи: дать первоначальное представление о православном храме, ознакомить детей с правилами поведения в храме.

Воспитательные задачи: воспитывать терпеливость и организованность; чувства красивого и возвышенного, чувство благоговейного отношения к святыням.

Развивающие задачи: способствовать развитию образного восприятия. Содействовать становлению духовно-нравственной личности с оптимистическим взглядом на жизнь, с направленностью на познание Бога, вызывая у детей удивление красотой и радость при посещении храма. Развивать внимание и любезность; навыки произвольного поведения: внимания и терпения.

1 занятие

«Познание»

«Коммуникация»

«Художественное творчество»

«Чтение художественной литературы»

«Социализация»

2 занятие

«Чтение художественной литературы»

«Музыка»

«Художественное творчество»

«Труд»

«Познание»

«Коммуникация»

«Социализация»

3 занятие

«Познание»

«Коммуникация»

«Художественное творчество»

«Труд»

«Социализация»

4 занятие

«Коммуникация»

«Художественное творчество»

«Познание»

«Чтение художественной литературы»

«Музыка»

«Социализация»

Октябрь

       4                

1 занятие

Святые угодники Божии. Преподобный Сергий Радонежский.

- Рассмотреть икону прп. Сергия Радонежского. Обратить внимание детей на его качества: добрый, трудолюбивый, смиренный, скромный, святой. Украсить икону рушником и цветами.

- Рассмотреть картину М. Нестерова «Труды прп. Сергия» или иллюстрации.

2 занятие

Друг познается в беде. (По сказке «Кот и Петух».)

- Прослушать запись с музыкой П.И. Чайковского «Русская народная песня». Прочитать детям сказку с включением музыкальных фрагментов.

 

- Рассмотреть иллюстрации и обсудить содержание сказки, выяснить основную идею. Побеседовать с детьми о послушании и дружбе.

- Адаптированная игра-загадка: «Выбери себе друга».

- Лепка фигурок животных по сказке «Кот и Петух».

3 занятие

О ссоре, прощении и примирении.

 - Показ сценки с игрушечными ежатами.

- Побеседовать с детьми о том, что происходило с ежатами (спорили, ругались, ссорились), выяснить хорошо это или плохо, узнать у детей как можно помочь ежатам прекратить спор.

- Дать детям попробовать яблоко, нарезанное на тарелочке. Предложить детям рассказать ежатам какое оно оказалось на вкус.

- Рисование яблока.

4 занятие

Лучше горькая правда, чем сладкая ложь. (По сказке «Колобок».)

 - Прослушать запись с музыкой П.И. Чайковского «Русская народная песня». Прочитать детям сказку с включением музыкальных фрагментов.

- Рассмотреть иллюстрации и обсудить содержание сказки, выяснить основную идею.

- Лепка колобка и лесных зверей.

- Драматизация сказки «Колобок» (настольный театр).

1 занятие

Обучающие задачи: способствовать формированию основ исторического сознания посредством знакомства детей с основными событиями из жития преподобного Сергия Радонежского.

Воспитательные задачи: способствовать стремлению детей к подражанию святому в добродетелях послушания родителям, смирении, любви к Богу, людям и Родине.

Развивающие задачи: способствовать восприятию преподобного Сергия Радонежского как покровителя учения. Способствовать развитию внимательного отношения к людям.

 2 занятие

Обучающие задачи: формировать представления о дружбе и послушании. Продолжать знакомить с русским народным песенным творчеством. Развивать и расширять понимание смысла пословиц: «Друг познается в беде», «Без друга в жизни туго». Учить различать обман и правду. Понимать значение выдержки и взаимовыручки, характерные для дружбы. Усвоить общий урок этой сказки: герой попадает в беду из-за непослушания.

Воспитательные задачи: воспитывать послушание, осмотрительность, осторожность и благодарность за помощь. Создавать условия для формирования нравственных моделей поведения, таких как дружба, взаимовыручка, послушание. Учить детей тому, что дружить – значит помогать друг другу.

Развивающие задачи: способствовать развитию умений управлять своими желаниями и поведением: помочь детям понять, что непослушание – причина бед. Учить детей быть внимательными и осмотрительными. Способствовать развитию нравственно-волевых качеств, выдержки и взаимовыручки.

 3 занятие

Обучающие задачи: закреплять у детей представление о дружеских отношениях и послушании. Понимать значение выдержки и взаимовыручки, характерной для дружбы.

Воспитательные задачи: воспитывать дружелюбие и взаимопонимание. Учить детей тому, что дружить – это значит понимать и прощать друг друга.

Развивающие задачи: способствовать развитию нравственно-волевой сферы детей, понимания необходимости управлять своими желаниями. Содействовать формированию качеств выдержки и взаимовыручки.

4 занятие

Обучающие задачи: расширять представления детей о взаимоотношениях между людьми; обогащать словарный запас детей в процессе освоения слов: лесть, месть, самонадеянность, беспечность; выражений: «горькая правда», «сладкая ложь». Учить понимать смысл пословицы: «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь». Дать детям представление, почему хвастовство не доводит до добра, почему опасно быть самонадеянным.

Воспитательные задачи: формировать нравственные эталоны, необходимые для регуляции поведения ребенка. Развивать нравственно-волевые качества личности ребенка, вызывать отрицательное отношение к хвастовству, лести и другим проявлениям беспечности, самонадеянности, хвастовства.

Развивающие задачи: развивать восприятие музыкальных образов. Создавать условия для эмоционального настроя на восприятие сказки. Учить детей внимательно слушать и отвечать на вопросы; быть осторожными в поступках, учить послушанию. Способствовать формированию у детей представлений и навыков различения нравственных качеств: хитрость – осторожность, самонадеянность – осмотрительность, хвастовство – лень.

1 занятие

«Художественное творчество»

«Познание»

«Коммуникация»

«Социализация»

2 занятие

«Музыка»

«Чтение художественной литературы»

«Художественное творчество»

«Труд»

«Познание»

«Коммуникация»

«Социализация»

3 занятие

«Коммуникация»

«Познание»

«Художественное творчество»

«Труд»

«Социализация»

4 занятие

«Музыка»

«Чтение художественной литературы»

«Художественное творчество»

«Труд»

«Познание»

«Коммуникация»

«Социализация»

Ноябрь

       4              

1 занятие

О послушании. «Живи смирнее, будешь всем милее». (По сказке «Волк и семеро козлят»).

- Прослушать запись П.И. Чайковского «Русская народная песня».

- Рассказать сказку с включением музыкального сопровождения: тема поисков и спасения козлят – «Утенушка луговая», «Русская песня» в обработке И. Берковича; тема волка и козлят – Прокофьев «Детская музыка», «Сказка». Рассматривание с детьми иллюстраций к сказке и беседа о ее смысле.

- Коллективная аппликация из бумаги и природного материала «Коза, козлята и серый волк».

- Веселые игры с детьми под музыку П.И. Чайковского «Детский альбом», «Камаринская».

2 занятие

Поможем ежику.

- Рассмотреть с детьми изображение ежика и корзину с грибами.

- Прочитать стихотворение «Ежик по лесу пошел…»

- Аппликация из готовых форм грибов разных размеров. Работа выполняется в паре. В конце занятия можно вместе с детьми проверить и посчитать, сколько грибов в каждой корзине (2-3).

- Хоровод с именинниками, которые танцуют в центре круга. Корзиночки с грибами дарятся ноябрьским именинникам.

3 занятие

Была бы охота, заладится любая работа. (По рассказу «Ворона и кувшин»).

- Прослушать рассказ «Ворона и кувшин».

- Рассмотреть иллюстрации и обсудить содержание сказки, выяснить основную идею рассказа.

- Разобрать и выучить образцы народной мудрости – пословицы и поговорки: «Была бы охота, заладится любая работа», «Слезами горю не поможешь», «Кто ищет, тот всегда найдет».

- Лепка умной вороны и кувшина.

4 занятие

Правда дороже денег. (По сказке «Пастух и волки».

- Рассказать сказку «Пастух и волки».

- Рассмотреть иллюстрации и обсудить содержание сказки, выяснить основную идею.

- Конструирование овечек. Лучшие работы дарятся детям, именины которых празднуются в ноябре.

1 занятие

Обучающие задачи: расширять представления детей о необходимости послушания. Учить различать обман и правду. Помочь детям усвоить общий урок этой сказки: герой попадает в беду из-за непослушания.

Воспитательные задачи: воспитывать в детях внимательность и заботливость к родным. Воспитывать послушание, приветливость, осмотрительность, осторожность и благодарность за помощь. Развивать чувство сопереживания, ответственности за свои поступки. Учить детей выполнять обещания, исправляя ошибки в поведении, преодолевая трудности.

2 занятие

Обучающие задачи: расширять представления детей о необходимости труда и помощи. Помочь детям усвоить общий урок этой сказки: «Без труда нет радости».

Воспитательные задачи: воспитывать в детях трудолюбие, внимательность, заботливость и желание радовать своих товарищей в группе.

Развивающие задачи: развивать чувство сочувствия, стремление помочь меньшим и радоваться доброму делу.

3 занятие

Обучающие задачи: учить понимать нравственные качества: находчивости, настойчивости при достижении цели. Стимулировать понимание нравственных образцов, духовных значений и смыслов. Учить детей использовать поговорки: «Все делай с рассуждением», «Была бы охота, заладится любая работа», «Слезами горю не поможешь», «Кто ищет, тот всегда найдет».

Воспитательные задачи: воспитывать любовь к труду, умение не отчаиваться, а искать решение возникших трудностей.

Развивающие задачи: способствовать становлению духовно-нравственной личности с оптимистическим взглядом на жизнь через приобщение к красоте и мудрости созданного мира.

4 занятие

Обучающие задачи: учить детей ценить правдивость и не творить ложь, обман, глупые шутки, понимая их вредность. Понимать смысл пословиц «Один раз соврешь – другой не поверят», «Правда – дороже денег».

Воспитательные задачи: содействовать воспитанию у детей правдивости. Способствовать воспитанию трудолюбия.

Развивающие задачи: способствовать развитию внимания и памяти при запоминании сказки и пословицы. Развивать ручные умения и мелкую моторику рук.

1 занятие

«Музыка»

«Познание»

«Коммуникация»

«Художественное творчество»

«Труд»

«Социализация»

2 занятие

«Художественное творчество»

«Труд»

«Музыка»

«Познание»

«Коммуникация»

«Чтение художественной литературы»

«Социализация»

3 занятие

«Чтение художественной литературы»

«Познание»

«Коммуникация»

«Художественное творчество»

«Труд»

«Социализация»

4 занятие

«Познание»

«Коммуникация»

«Чтение художественной литературы»

«Художественное творчество»

«Труд»

«Социализация»

Декабрь

       4            

1 занятие

Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы.

- Побеседовать с детьми о том, что Господь Наш, как и мы, имел мать.

Рассказать детям про Богородицу.

- Рассмотреть иллюстрации о событиях Введения. Рассмотреть и украсить цветами праздничную икону.

- Прочитать детям стихотворение Е. Санина «В снег, в жару и под дождем…»

2 занятие

Какой ты?

- Рассмотреть портрет мальчика. Спросить, какое настроение у него: он веселый или печальный? Он внимательный? Интересно ли детям рассматривать лица людей? О чем можно догадаться по выражению лица? Загадать детям загадку «Один говорит, двое глядят, двое слушают». Прочитать стихотворение «Два и один».

- Прочитать и разучить с детьми напутсвенное стихотворение для декабрьских именинников «Если хочешь быть пай…»

- Игра «Маленькие помощники».

3 занятие  

Скоро праздник Рождества Христова.

- Прочитать детям стихотворение И.С. Никитина «Весело сияет...»

- Рассмотреть с детьми иллюстрацию с зимним пейзажем, по содержанию подходящую к стихотворению. Подвести детей к пониманию самого главного праздника — Дня Рождения Господа нашего — Рождества Христова.

- Рассмотреть иллюстрацию Рождества Христова. Рассказать детям о родившемся Богомладенце, о поклонении Ему пастухов и волхвов.

- Прочитать стихотворение Нины Орловой «Елка».

4 занятие

Подготовка к празднику Рождества Христова.

- Рассказать детям о родившемся Богомладенце, о поклонении Ему пастухов и волхвов.

- Рассмотреть реалистичные и образные изображения Рождества Спасителя и действующих лиц этого великого события. Дать детям почувствовать радость от рождения Спасителя, почувствовать любовь к Богородице как матери Бога. Прочитать детям стихотворение Виктора Афанасьева «Рождество Христово!»

- Изготовление ягнят (рисование, аппликация).

1 занятие

Обучающие задачи: знакомить детей с образом Богородицы – Матери Божией. Дать детям знания о празднике Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Воспитательные задачи: воспитывать у детей чувство защищенности и любви, святого отношения к Богородице, которое освящает отношение маленького ребенка к своей матери и к близким женщинам.

Развивающие задачи: содействовать развитию у детей доверия, благодарности и послушания.

2 занятие

Обучающие задачи: дать детям знания об эмоциональном состоянии других людей. Способствовать обогащению словарного запаса детей: печальный-огорченный, веселый-радостный, удивленный-любопытный.

Воспитательные задачи: содействовать воспитанию у детей внимательного отношения к близким; стремитьсябыть сдержанными и послушными.

Развивающие задачи: способствовать развитию у детей самосознания и эмоциональной чувствительности к другим людям; навыков произвольного поведения и саморегуляции. Развивать навыки различия эмоционального состояния других людей и своих собственных.

3 занятие

Обучающие задачи: ввести детей в круг основных православных праздников и духовно-нравственного уклада жизни своего народа. Дать детям знания о событиях и образах евангельской истории о Рождестве Христовом.

Воспитательные задачи:

воспитывать у детей благоговейное отношение к образу Спасителя Иисусу Христу. Воспитывать интерес к Рождественскому празднику.

Развивающие задачи: поддерживать радостное ожидание самого главного праздника в году и желание подготовиться к нему.

 

4 занятие

Обучающие задачи: продолжать вводить детей в круг основных православных праздников и духовно-нравственного уклада жизни своего народа. Расширять представления детей о евангельских событиях Рождества Христова. Уточнить рассказ о родившемся Богомладенце, о поклонении Ему пастухов и волхвов и пении ангелов.

Воспитательные задачи: воспитывать у детей благоговейное отношение к образу Спасителя Иисуса Христа. Воспитывать желание потрудиться, подготавливаясь к празднику.

Развивающие задачи: поддерживать радостное ожидание великого праздника.

1 занятие

«Познание»

«Коммуникация»

«Художественное творчество»

«Чтение художественной литературы»

«Социализация»

2 занятие

«Познание»

«Коммуникация»

«Чтение художественной литературы»

«Социализация»

3 занятие

«Чтение художественной литературы»

«Художественное творчество»

«Познание»

«Коммуникация»

«Социализация»

4 занятие

«Познание»

«Художественное творчество»

«Труд»

«Чтение художественной литературы»

«Коммуникация»

«Социализация»

Январь

       3              

1 занятие

 Рождественское занятие «Свет Вифлеемской звезды».

- Напомнить повествование о Рождестве Христовом.

- Предложить детям спеть знакомую зимнюю или рождественскую песенку.

- Вспомнить с детьми знакомые зимние и рождественские стихотворения.

- Поиграть в праздничную веселую игру на внимание: «Чего на елке не бывает?»

- Поводить хоровод вокруг елки «В лесу родилась елочка» или «Маленькой елочке холодно зимой».

2 занятие

Рассказ о батюшке Серафиме Саровском «Малинка».

- Пересказать детям рассказ о батюшке Серафиме и малинке, который рассказал митрополит Вениамин Федченков.

- Побеседовать с детьми по содержанию рассказа.

- Раскрашивание открытки ко Дню памяти Преподобного батюшки Серафима.

3 занятие

Глупый киснет, а умный мыслит. (По сказке «Маша и медведь».)

- Прочитать или рассказать сказку «Маша и медведь». Рассмотреть иллюстрации. (Возможен показ настольного театра.)

- Побеседовать с детьми о характере героев и смысле сказки.

- Лепка короба и пирожков.

1 занятие

Обучающие задачи: познакомить детей с Евангельским событием Рождества Христова. Рассказать о родившемся Богомладенце, о поклонении Ему пастухов и волхвов.

Воспитательные задачи: прививать благоговейное отношение к образу Богородицы как Матери и Ее Сыну.

Развивающие задачи: способствовать восприятию детьми образа Господа Иисуса Христа как воплощения любви Бога на земле. Развивать чувство радости в связи с этим особым праздником. 

2 занятие

Обучающие задачи: дать детям представление о святых людях земли русской, которые были близки всем людям своей добротой. Уточнять знания детей о добродетелях, которые нужны каждому человеку: послушание, скромность, доброта. Расширять словарный запас детей, вводя в обиход слова «угодник Божий», «владыка», «старец», «Господь Вседержатель».

Воспитательные задачи: воспитывать чувство уважения к скромности и доброте, которые отличали святых угодников Божиих.

Развивающие задачи: развивать понимание значения слов и понятий, связанных с жизнью святых людей. Развивать восприятие в людях простоты и искренности; укреплять память о людях, которые остаются образцами для остальных.

3 занятие

Обучающие задачи: учить детей словесно описывать нравственный образ главных героев сказки, понимать их характер. Учить устанавливать причину и следствие в поступках героев сказки.

Воспитательные задачи: воспитывать в детях трудолюбие, послушание, сообразительность и смелость, находчивость и заботу о родных.

Развивающие задачи: способствовать развитию внимательности и заботливости к окружающим, любви к родным. Учить детей быть сообразительными и находчивыми в беде. Учить создавать в лепке образы по мотивам сказки.

1 занятие

«Познание»

«Музыка»

«Чтение художественной литературы»

«Коммуникация»

«Социализация»

2 занятие

«Познание»

«Коммуникация»

«Художественное творчество»

«Труд»

«Социализация»

3 занятие

«Чтение художественной литературы»

«Художественное творчество»

«Труд»

«Коммуникация»

«Социализация»

Февраль

       4              

1 занятие

Зимние забавы.

- Побеседовать с детьми о зимних забавах, играх со снегом. Прочитать стихотворение И. Сурикова «Детство».

- Прочитать детям стихотворение А. Плещеева «Зимний вечер» и рассмотреть иллюстрации.

- Рисование на тему «Зимний вечер» (снежок, снеговика, которых дети могут видеть за окном).

- Предложить детям запомнить поговорку: «Нет такого дружка, как родная матушка да родимый батюшка».

2 занятие

Разные внучата.

- Пересказать детям рассказ Л.Н. Толстого «Бабка и внучка».

- Прочитать детям стихотворение «Соловейко».

- Разучить с детьми стихотворение в подарок бабушке «Очень бабушку мою...»

3 занятие 

Добрые дети.

- Пересказать детям рассказ «Юродивый». Побеседовать по рассказу.

- Прочитать детям стихотворение «Бумажный петушок». Побеседовать с детьми о том, что люди, которые помогают другим, называются добрыми. И как дети могут помочь старым, малым, сиротам и больным. Предложить сделать для них подарок-утешение на радость — бумажного петушка.

- Украсить аппликацией силуэтное изображение петушка в подарок.

4 занятие

Птички Божии.

- Рассмотреть иллюстрации с изображениями зимних птиц на ветках, птичьей столовой-кормушки зимой. Дать представление об отношении к малым птахам, необходимости подкармливать их холодной зимой. О том, что раньше, когда подбирали замерзающую или больную птичку со сломанным крылышком или ножкой, лечили ее, ухаживали за ней. А весной в день Благовещения, в праздник Пресвятой Богородицы, выпускали птицу на волю. Поэтому и называют часто птичек божьими.

- Изготовление изображения птиц.

1 занятие

Обучающие задачи: закреплять у детей знания о правилах доброй, совестливой жизни с близкими людьми — папой, мамой, братьями и сестрами.

Воспитательные задачи: воспитывать уважение, милосердие и внимательное отношение к ближним; чувство любви к маме и папе; послушание и благодарность по отношению к родным и педагогам.

Развивающие задачи: содействовать развитию у детей привычки к занятиям, полезной деятельности, непраздному проведению времени, развивать навыки произвольного поведения: внимания, терпения, усердия в процессе рисования.

2 занятие

Обучающие задачи: закреплять у детей знания о правилах доброй, совестливой жизни с близкими людьми, бабушками и дедушками.

Воспитательные задачи: воспитывать уважение, милосердие и внимательное отношение к ближним; чувство почтения и любви к старшим. Воспитывать послушание и благодарность к родным и педагогам.

Развивающие задачи: содействовать развитию у детей привычки к занятиям, полезной деятельности, непраздному проведению времени. Развивать навыки произвольного поведения: внимания, терпения и усердия в процессе рисования.

3 занятие

Обучающие задачи: закреплять у детей знания о правилах доброй, совестливой жизни с окружающими людьми, со стариками, детьми и больными.

Воспитательные задачи:

воспитывать уважение, милосердие и внимательное отношение к людям; чувство почтения и любви к старым и малым; сострадание к людям, нуждающимся в помощи.

Развивающие задачи: содействовать развитию у детей привычки к делам милосердия. Развивать навыки произвольного поведения: внимания и терпения.

4 занятие

Обучающие задачи: дать детям знания о зимних птицах: снегирях, синичках. Формировать представления о необходимости помогать птицам зимой, подкармливать их. Дать представление о народных традициях в день Благовещения выпускать птиц на волю.

Воспитательные задачи: воспитывать чувство милосердия к меньшим, птичкам и другим животным. Поддерживать в детях желание радовать близких маленькими праздничными подарками.

Развивающие задачи: развивать внимание и наблюдательность детей за живой и неживой природой.

1 занятие

«Познание»

«Коммуникация»

«Чтение художественной литературы»

«Художественное творчество»

«Труд»

«Социализация»

2 занятие

«Познание»

«Чтение художественной литературы»

«Коммуникация»

«Социализация»

3 занятие

«Познание»

«Коммуникация»

«Чтение художественной литературы»

«Художественное творчество»

«Труд»

«Социализация»

4 занятие

«Художественное творчество»

«Труд»

«Познание»

«Коммуникация»

«Социализация»

Март

       4              

1 занятие

Две сестрички.

- Рассказать детям о двух сестричках.

- Прочитать стихотворение И. Белоусова «В зимний вечер».

- Рисование на тему «Зимний вечер»: снежинки, елки, снеговики, которых дети могут видеть за окном.

2 занятие

Прощеное Воскресение. «О ссоре и прощении».

- Прочитать детям рассказ К.Д. Ушинского.

- Побеседовать с детьми об отношениях с близкими в семье, о том, как надо просить прощения, если провинился и понял свою вину и не будешь повторять своих ошибок.

- Прочитать детям стихотворение Е. Санина «Прощение».

3 занятие

Доброе братство сильнее богатства. (По сказке «Старик и сыновья»).

- Прочитать детям сказку «Старик и сыновья».

- Побеседовать по содержанию сказки.

- Рассмотреть иллюстрации и обсудить содержание сказки, выяснить основную идею.

- Декоративное конструирование на тему сказки: украшение маленького веника бусинами и связывание его декоративной ленточкой. 

4 занятие

Только трудом держится дом. (По сказке «Заюшкина избушка».)

- Прослушать запись музыки П.И. Чайковского «Русская народная песня». Слушание сказки с включением музыкальных фрагментов М.П. Мусоргского «Слеза». Тема «Поди, лиса, вон!» в музыке С. Майкапара. Тема радости зверей в музыкальном произведении «Казачок» в обработке А. Даргомыжского.

- Рассмотреть иллюстрации и обсудить содержание сказки. Выяснить основную идею.

- Прослушать тему «заюшкиного горя».

 

-  Групповая работа: иллюстрация к теме «Заюшкина избушка».

1 занятие

Обучающие задачи: закреплять у детей знания о правилах доброй, совестливой жизни с родными людьми в семье, с братьями и сестрами.

Воспитательные задачи: воспитывать внимательное отношение к людям; сострадание и щедрость по отношению к ближним.

Развивающие задачи: содействовать развитию у детей привычки к делам милосердия, развивать навыки произвольного поведения: внимания и умения сдерживать свои желания. Содействовать ощущению стыда, внутреннего голоса совести.

 2 занятие

Обучающие задачи: ввести детей в круг основных православных праздников и духовно-нравственного уклада жизни своего народа. Дать детям знания о причинах ссор, которых можно не допускать. Учить устанавливать и объяснять причинно-следственные связи ссор (разница между своими и чужими желаниями).

Воспитательные задачи: способствовать воспитанию добродушия, прощения, уступчивости и умения прощать. Воспитывать чувство раскаяния, внутреннюю потребность попросить прощения.

Развивающие задачи: развивать нравственно-волевые качества: сдержанность, самоограничение, бережность и уважение к другому человеку.

3 занятие

Обучающие задачи:

расширять представление детей о законах взаимоотношения между близкими людьми. Обогащать словарный запас, развивать понимание смыслов слов-антонимов: согласие-вражда, вместе-врозь, порознь. Понимать и различать качества характера: мудрый, умный, дальновидный.

Воспитательные задачи: способствовать воспитанию согласия, дружбы и послушания родителям.

Развивающие задачи: развивать восприятие смысла сказки и пословицы «Где лад, там и клад». Развивать у детей умение уступать, договариваться, ладить с другими детьми и со взрослыми.

4 занятие

Обучающие задачи: продолжать формирование нравственных эталонов и различение духовно-нравственных категорий: добро-зло, мудрость-хитрость, гостеприимство-коварство, осмотрительность-неосторожность, беззащитность-неблагодарность. Учить понимать и использовать поговорки: «Все делай с рассуждением», «Храни домашний очаг», и «На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай, да свой затевай».

Воспитательные задачи: воспитывать сочувствие и желание помочь. На примере сказки воспитывать рассудительность и осмотрительность в своих поступках.

Развивающие задачи: развивать навыки управления своим поведением. Учить передавать характеры героев сказки через интонацию в процессе драматизации сказки, разыгрывания сценок сказки по ролям. Совершенствовать умение различать разнохарактерные музыкальные образы.

1 занятие

«Познание»

«Коммуникация»

«Чтение художественной литературы»

«Художественное творчество»

«Труд»

«Социализация»

2 занятие

«Чтение художественной литературы»

«Коммуникация»

«Познание»

«Социализация»

3 занятие

«Чтение художественной литературы»

«Коммуникация»

«Познание»

«Художественное творчество»

«Труд»

«Социализация»

4 занятие

«Музыка»

«Познание»

«Коммуникация»

«Художественное творчество»

«Труд»

«Социализация»

Апрель

       4              

1 занятие

Беседа о взаимоотношении ребенка с ближними по сказкам «Два барана» и «Две козочки».

- Прочитать детям сказки «Два барана» и «Две козочки».

Обсудить прочитанное.

- Побеседовать о смысле пословиц и поговорок об упрямстве: «Будь прям, да не будь упрям», «Дракой прав не будешь», «Худой мир лучше доброй ссоры»;

об уступчивости: «Чем ближе беда, тем больше ума», «Глупые ссорятся, а умные договариваются».

- Лепка фигурок баранов и козочек. Разыгрывание сценок попарно сидящими детьми с изображениями двух баранов и двух козочек.

2 занятие

Подготовка к празднованию Пасхи.

- Рассказать детям в доступной форме о традициях празднования Пасхи на Руси. Рассмотреть иллюстрации о детях, которые празднуют «Пасху». Показать элементы пасхальных детских игр: «Катание яиц».

- Рассмотреть с детьми расписные деревянные яйца. Рассказать о традиции обмена украшенными пасхальными яйцами. Предложить детям украсить аппликацией силуэтное изображение яйца для подарка другим детям на общем празднике.

- Прочитать детям стихотворение о предстоящем празднике, к которому мы готовимся, делая подарки для друзей и близких.

3 занятие

Участие в общем празднике Пасхи.

- Обратить внимание на праздничную икону Воскресения Господня, где изображено событие, когда Спаситель победил смерть и показал людям путь ко спасению, к жизни с Богом в любви ко всем людям. Предложить детям украсить икону цветами.

- Напомнить детям о подготовленных подарках для других детей.  Можно предложить малышам не только подарить их близким, но и обмениваться ими между собой.

- Предложить детям поиграть совместно со старшими детьми в пасхальные детские игры.

4 занятие

Воротились пташки.

- Вспомнить о зимних птичках, уточнить. Как дети запомнили их названия (снегири, синички). Объяснить, что прошла зима и солнышко стало согревать землю и маленьких птичек.

- Прочитать стихотворение «Ласточка». Рассказать о том, что весной отпускают на волю тех

 птичек, которых спасли от морозов, вылечили, кормили, когда они замерзали зимой. Что есть такой праздник «Благовещенье», когда становится теплее на улице и можно отпустить птичек на волю. Все люди-и дети, и взрослые-радовались, глядя, как свободно и легко летают птички. Прочитать стихотворение «Птичка» и рассмотреть иллюстрации.

- Игра «Кто где живет?»

- Позагадывать детям загадки про птиц.

- Склеивание силуэта цыпленка или птички из готовых форм.

- Игра «Воробышки и автомобиль» или «Цыплята и коршун».

1 занятие 

Обучающие задачи: учить детей понимать значение доброго дела, дела, угодного Богу, благословляемого Им, дела, совершаемого на пользу другим.

Воспитательные задачи: способствовать формированию у детей уступчивости, дружелюбия и терпения.

Развивающие задачи: расширять понимание

нравственных качеств и словарный запас через освоение ключевых слов по сказке «Два барана»: глупый-разумный, упрямый-упорный, грубый-вежливый; по сказке «Две козы»: находчивость, дружелюбие, взаимовыручка, уступчивость.

2 занятие

Обучающие задачи: дать детям первоначальное представление о традициях празднования Пасхи на Руси, об участии в празднике детей. Ознакомиться с традиционными детскими пасхальными играми.

Воспитательные задачи: воспитывать чувство приобщенности к духовным традициям своего народа. Воспитывать у детей интерес и желание посильно готовиться к празднику.

Развивающие задачи: поддерживать в детях ожидание пасхальной радости. Развивать навыки содержательного праздничного общения с ровесниками и взрослыми.

3 занятие

Обучающие задачи: дать детям первоначальные представления о традициях празднования Пасхи на Руси, об участии в празднике детей. Познакомить с традиционными пасхальными детскими играми.

Воспитательные задачи:

воспитывать чувства приобщенности к духовным традициям своего народа. Воспитывать и поддерживать у детей интерес и желание посильно участвовать в большом празднике.

Развивающие задачи: поддерживать в детях пасхальную радость и желание делиться ею со всеми. Закреплять навыки содержательного праздничного общения с ровесниками и взрослыми.

4 занятие

Обучающие задачи: расширять представления детей об окружающем мире. Учить различать домашних и диких птиц, называть их отличия. Обогащать словарный запас и образный строй речи.

Воспитательные задачи: содействовать воспитанию трудолюбия, непраздному проведению времени. На примере птиц учить детей осторожности и осмотрительности в своем поведении на улице.

Развивающие задачи: развивать у детей бережное отношение к природе и птицам, желание и привычку помогать диким птицам, ухаживать за домашними птицами.

1 занятие

«Чтение художественной литературы»

«Коммуникация»

«Познание»

«Художественное творчество»

«Труд»

«Социализация»

2 занятие

«Познание»

«Коммуникация»

«Художественное творчество»

«Чтение художественной литературы»

«Социализация»

3 занятие

«Познание»

«Коммуникация»

«Художественное творчество»

«Социализация»

4 занятие

«Познание»

«Коммуникация»

«Чтение художественной литературы»

«Художественное творчество»

«Труд»

«Физическая культура»

«Социализация»

Май

       4              

1 занятие

Дедушка и внук. Бабочка.

- Прочитать детям рассказ «Дед и внук».

- Побеседовать с детьми о том, как они порадовали своих близких в семье в праздник Пасхи, как отметили Праздник Праздников в семье.

- Прочитать детям сказку П. Засодимского «Бабочка и дитя».

- Предложить детям раскрасить крылышки бабочек в подарок на радость своим мамам, бабушкам и сестренкам для подарка в Неделю жен-мироносец.

2 занятие

Неделя жен-мироносец. Мама дорогая.

- Прочитать или пересказать детям рассказ «Умная птичка».

- Побеседовать с детьми о материнской любви, которая сильна и у маленькой птички. Прочитать детям или разучить с ними стихотворение И. Косякова «Мама».

- Игра «Укладывание куклы» и подвижная игра «Кот и птички».

- Рисунки для мамы.

3 занятие

Ко Дню славянской письменности и культуры. Любимые книги.

- Рассказать детям о том, как важно в нашей жизни читать хорошие книги: сказки, рассказы о животных и многом другом интересном. Книги берегут и хранят. Побеседовать с детьми о любимых книгах, дав возможность высказаться всем желающим. Напомнить детям о главной книге Православия – Библии. Рассказать, что перед началом лета, когда школьники заканчивают учебу в школе, во многих странах празднуют праздник в благодарность святым Кириллу и Мефодию, которые первые написали буквы и научили читать многие народы. День памяти святых учителей Кирилла и Мефодия – это, как день рождения книги.

- Предложить починить, «полечить» те книги, которые не берегли. Обратить внимание детей на то, есть ли такие книги в группе в книжном уголке. Подклеить в присутствии и при посильной помощи детей 2-3 книги.

- Поздравить майских именинников. Можно подарить им книги. Поводить с детьми хоровод вокруг именинников. Как напутственные слова и пожелания именинникам повторить вместе со всей группой детей пословицы: «Не стыдно не знать, а стыдно не учиться»; «Говори мало, слушай много, а делай доброе еще больше».

4 занятие

День Святой Троицы.

- Побеседовать с детьми о том, кого мы называем Богом, о Его существовании и сотворении им мира. Мир видимый и невидимый. Творение человека. Разговор об окружающем мире. Любование его красотой и совершенством. Рассмотреть иллюстрации о днях творения. Бог – Творец всего. Прочитать детям стихотворение Е Королевой «Вот Земля – наш светлый дом…»

- Рассказать о празднике Троицы как о празднике, посвященном Богу, который и созидает мир, и любит его, любит людей и каждого ребенка. Любовь и мудрость Бога во всем, что он создал.

- Коллективная работа «Как прекрасен Божий мир!»

- Игра «Солнышко, ведрышко».

1 занятие

Обучающие задачи:

закреплять у детей знания 1.

о правилах доброй, совестливой жизни с родными людьми, о необходимости заботиться о стариках и больных.

Воспитательные задачи: воспитывать уважение, милосердие и внимательное отношение к людям; чувство почтения и любви к старым людям;

желание помогать.

Развивающие задачи: содействовать развитию у детей привычки к делам милосердия; развивать навыки произвольного поведения: внимания, терпения и любознательности.

2 занятие

Обучающие задачи: закреплять у детей знания о правилах доброй, совестливой жизни с близкими людьми. Дать детям представление о силе материнской любви.

Воспитательные задачи: воспитывать уважение, милосердие и внимательное отношение к ближним. Воспитывать чувство почтения и любви к родителям. Воспитывать послушание и благодарность по отношению к родителям и педагогам.

Развивающие задачи: содействовать развитию у детей привычки к занятиям, полезной деятельности, непраздному проведению времени. Развивать память и навыки произвольного поведения: внимание, терпение, усердие в процессе рисования.

3 занятие

Обучающие задачи: приобщить детей к нравственным устоям отечественной культуры, уважения к учению. Расширять представления детей о культурном наследии своего народа, о книжной культуре.

Воспитательные задачи: воспитывать бережное отношение к книгам и благодарное отношение к учителям.

Развивающие задачи: содействовать развитию у детей интереса к книгам, чтению, к учебным занятиям.

4 занятие

Обучающие задачи: знакомить детей с основными представлениями православия об устроении мира и его Создателе. Обогащать словарный запас и образный строй речи детей, используя такие слова, как Бог-Творец, Создатель. Способствовать формированию у детей представлений о добром, мудром и красивом устроении мира Богом-Творцом.

Воспитательные задачи: воспитывать чувство сопричастности к живому миру, близости, открытости и доверия к его Творцу. Учить заботливому отношению к растениям и животным, бережному отношению к окружающему миру. Воспитывать у детей трудолюбие, привычки к занятиям, полезной деятельности, усидчивости и аккуратности в работе.

Развивающие задачи: способствовать развитию у детей образного восприятия, чувства красивого и возвышенного. Содействовать становлению духовно-нравственной личности с оптимистическим взглядом на жизнь, с направленностью на познание Бога, формируя чувства радости и благодарности. Развивать ручные умения детей в процессе формирования элементарных навыков рукоделия, работы с бумагой и клеем.

1 занятие

«Чтение художественной литературы»

«Познание»

«Коммуникация»

«Художественное творчество»

«Труд»

«Социализация»

2 занятие

«Чтение художественной литературы»

«Познание»

«Коммуникация»

«Физическая культура»

«Художественное творчество»

«Труд»

«Социализация»

3 занятие

«Познание»

«Коммуникация»

«Труд»

«Музыка»

«Социализация»

4 занятие

«Познание»

«Коммуникация»

«Чтение художественной литературы»

«Художественное творчество»

«Труд»

«Социализация»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Содержание и организация музыкального центра для детей младшего дошкольного возраста

Содержит рекомендации по наполнению и организации музыкального пространства детей 3-го года жизни....

"Рабочая программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста младшей группы (3- 4 года) №1 на 2018- 2019 уч. год"

Рабочая программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста младшей группы ( 3 -4 года) ....

Рабочая программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста, младшей группы 2017-2018 уч.год.

Рабочая программа воспитания,образования и развития детей дошкольногово возраста,младшей группы....

Рабочая программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста второй группы раннего возраста (от 2 до 3 лет)

Рабочая программа воспитания, образования и развития детей третьего года жизни разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Примерной общеобр...

Рабочая программа дополнительного образования для детей младшего дошкольного возраста по художественно-эстетическому воспитанию «Мир сказок»

Рабочая программа дополнительного образования  для детей младшего дошкольного возраста по художественно-эстетическому воспитанию «Мир сказок» и аннотация к программе...

Рабочая программа дополнительного образования для детей младшего дошкольного возраста «Будем говорить правильно»

Рабочая программа дополнительного образования  для детей младшего дошкольного возраста «Будем говорить правильно» и аннотация к программе...

Рабочая программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста младшая группа

Рабочая  программа  предназначена  для воспитателей  ДОУ  для  работы  с детьми  3 - 4 лет....


 

Комментарии

Верещагина (Трофименко) Оксана Викторовна

Замечательная программа! Я думаю, что духовно-нравственному развитию и воспитанию в наше время надо уделять больше внимания. У Вас всё замечательно предусмотрено, всё разложено по полочкам. Думаю, детям очень нравятся Ваши занятия.

Маклагина Валентина Викторовна

Вы правы, коллега:) И ребятам, действительно, очень нравятся подобные занятия.