Главные вкладки

    Содержание рабочей программы "Духовно-нравственное образование и воспитание детей младшего дошкольного возраста".
    рабочая программа (младшая группа) по теме

    Маклагина Валентина Викторовна

     

    Вопрос о том, как важно развивать у детей духовно – нравственные чувства, становится все более актуальным для нашего общества. Нравственное развитие – одна из центральных линий психического развития дошкольника. Оно теснейшим образом связано с развитием эмоциональной сферы ребенка.

    Личность формируется на основе усвоения человеком общественных форм сознания и поведения. Нравственное сознание -  это отражение в сознании человека принципов и норм нравственности, которые регулируют  взаимоотношения людей, их поведение. Но усвоение нравственных понятий  само по себе еще не обеспечивает формирования нравственного поведения.  Превращение нравственных знаний, понятий в убеждения требует их закрепления в системе мотивов поведения и соответственных им нравственных привычек. Важно связывать практическую деятельность детей с их эмоциями. Целенаправленное построение деятельности детей, осуществляемой на основе нравственных понятий, пронизанное нравственными эмоциями, составляет основу формирования нравственного поведения.

    Именно в дошкольном возрасте формируются начала нравственного сознания и личности дошкольника.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon soderzhanie_rabochey_programmy_maklagina_v.v.doc205 КБ

    Предварительный просмотр:

    Месяц

    Кол-во занятий

    Тема, содержание (краткий план)

    Цели, задачи

    Образовательная область

    Сентябрь

           4            

    1 занятие

    Бог-творец мира, в котором мы живем.

    - Побеседовать с детьми о Боге, Его существовании и творении Им мира. Поговорить об окружающем мире. Полюбоваться Его красотой и совершенством.

     

    - Рассмотреть иллюстрации о днях творения.

    Прочитать детям стихотворение И. Языковой «Божий мир».

    - Дидактические игры.

    2 занятие

    Там, где дружат – живут, не тужат. (По сказке «Репка».)

    - Прослушать сказку с включением музыкальных фрагментов. Рассмотреть иллюстрации и обсудить содержание сказки, выяснить основную идею.

    - Игра-драматизация, музыкально-двигательная деятельность на тему сказки «Репка» о помощи друг другу.

    - Рельефная лепка на тему сказки.

    3 занятие

    Свои плоды приносит осень.

    - Познакомить детей с куклой Соломинкой. Рассмотреть ее. Побеседовать с детьми о наступившей осени, ее признаках, об осеннем урожае (овощах, фруктах, злаках). Выяснить, знают ли ребята, из чего сделана кукла, что такое солома, что нужно сделать с соломой, чтобы из нее получилась такая игрушка. Показать детям букет колосьев: ржаных, пшеничных, овсяных. Внимательно  рассмотреть весь букет и разные колоски по отдельности. Рассказать детям, что делают из пшеницы, ржи, овса.

    - Дидактические игры: «Угадай по описанию», «Угадай на ощупь».

    - Поделка «Ваза».

    4 занятие

    Храм Божий.

     - Побеседовать с детьми о том, как они с родителями или бабушкой ходили в храм. Выяснить, что им понравилось. Знают ли они, чем храм отличается от других зданий. Рассмотреть изображения, фотографии. Знают ли дети, когда люди ходят в храм и зачем.

    - Вспомнить с детьми, как вели себя люди в храме. Как были одеты?

    - Рассказать детям о колокольне. Прочитать стихотворение Е. Есенина «Колокольня». Прослушать запись колокольного звона. Украсить графическое изображение колокола (групповая работа).

    - Игра на слуховое восприятие «Где звенит колокольчик».

    1 занятие

     Обучающие задачи: начать раскрывать детям основные представления Православия об устроении мира и Его Создателе. Обогащать словарный запас и образный строй речи детей. Учить детей пользоваться понятиями «тьма, свет, вода, небо, человек» как обобщенными, распространяющимися на весь мир.

    Воспитательные задачи: воспитывать чувство целостности, сопричастности к живому миру, близости, открытости и доверия к Его Творцу. Учить заботливому отношению к растениям и животным, бережному отношению к окружающему миру.

    Развивающие задачи: способствовать развитию у детей образного восприятия, чувства красивого и возвышенного. Содействовать становлению духовно-нравственной личности с оптимистическим взглядом на жизнь, с направленностью на познание Бога, формируя высшие чувства.

    2 занятие

    Обучающие задачи: подводить детей к пониманию значимости малой помощи в общем деле. Способствовать развитию представлений детей об окружающем: уточнить  представления детей об овощах, в частности о репке (цвет, форма), выяснить, какие блюда готовят из репки. Создать условия для первого знакомства с русскими народными песнями как одним из жанров фольклора.

    Воспитательные задачи: содействовать развитию духовно-нравственных качеств личности ребенка: умения детей откликнуться на просьбу, принимать даже самую малую помощь, подводить детей к пониманию значимости малой помощи в общем деле.

    Развивающие задачи: развивать навыки совместной работы, учить детей делать дело вместе, дружно, слаженно.

    3 занятие

    Обучающие задачи: ввести детей в круг основных православных праздников и духовно-нравственного уклада жизни своего народа, формировать представления о том, что в определенную пору все приносит свой плод: и растения в природе, и занятия человека делом, и Ася человеческая жизнь. Уточнить представления детей о сезонных изменениях в природе. Формировать наглядные представления о различных злаковых культурах: ржи, пшенице, овсе.

    Воспитательные задачи: воспитывать нравственно-волевые качества: усидчивость, аккуратность, привычки к аккуратной работе, доводить начатое дело до конца.

    Развивающие задачи: содействовать формированию осознания детьми целесообразности устройства всего в мире. Развивать ручные умения.

     4 занятие

    Обучающие задачи: дать первоначальное представление о православном храме, ознакомить детей с правилами поведения в храме.

    Воспитательные задачи: воспитывать терпеливость и организованность; чувства красивого и возвышенного, чувство благоговейного отношения к святыням.

    Развивающие задачи: способствовать развитию образного восприятия. Содействовать становлению духовно-нравственной личности с оптимистическим взглядом на жизнь, с направленностью на познание Бога, вызывая у детей удивление красотой и радость при посещении храма. Развивать внимание и любезность; навыки произвольного поведения: внимания и терпения.

    1 занятие

    «Познание»

    «Коммуникация»

    «Художественное творчество»

    «Чтение художественной литературы»

    «Социализация»

    2 занятие

    «Чтение художественной литературы»

    «Музыка»

    «Художественное творчество»

    «Труд»

    «Познание»

    «Коммуникация»

    «Социализация»

    3 занятие

    «Познание»

    «Коммуникация»

    «Художественное творчество»

    «Труд»

    «Социализация»

    4 занятие

    «Коммуникация»

    «Художественное творчество»

    «Познание»

    «Чтение художественной литературы»

    «Музыка»

    «Социализация»

    Октябрь

           4                

    1 занятие

    Святые угодники Божии. Преподобный Сергий Радонежский.

    - Рассмотреть икону прп. Сергия Радонежского. Обратить внимание детей на его качества: добрый, трудолюбивый, смиренный, скромный, святой. Украсить икону рушником и цветами.

    - Рассмотреть картину М. Нестерова «Труды прп. Сергия» или иллюстрации.

    2 занятие

    Друг познается в беде. (По сказке «Кот и Петух».)

    - Прослушать запись с музыкой П.И. Чайковского «Русская народная песня». Прочитать детям сказку с включением музыкальных фрагментов.

     

    - Рассмотреть иллюстрации и обсудить содержание сказки, выяснить основную идею. Побеседовать с детьми о послушании и дружбе.

    - Адаптированная игра-загадка: «Выбери себе друга».

    - Лепка фигурок животных по сказке «Кот и Петух».

    3 занятие

    О ссоре, прощении и примирении.

     - Показ сценки с игрушечными ежатами.

    - Побеседовать с детьми о том, что происходило с ежатами (спорили, ругались, ссорились), выяснить хорошо это или плохо, узнать у детей как можно помочь ежатам прекратить спор.

    - Дать детям попробовать яблоко, нарезанное на тарелочке. Предложить детям рассказать ежатам какое оно оказалось на вкус.

    - Рисование яблока.

    4 занятие

    Лучше горькая правда, чем сладкая ложь. (По сказке «Колобок».)

     - Прослушать запись с музыкой П.И. Чайковского «Русская народная песня». Прочитать детям сказку с включением музыкальных фрагментов.

    - Рассмотреть иллюстрации и обсудить содержание сказки, выяснить основную идею.

    - Лепка колобка и лесных зверей.

    - Драматизация сказки «Колобок» (настольный театр).

    1 занятие

    Обучающие задачи: способствовать формированию основ исторического сознания посредством знакомства детей с основными событиями из жития преподобного Сергия Радонежского.

    Воспитательные задачи: способствовать стремлению детей к подражанию святому в добродетелях послушания родителям, смирении, любви к Богу, людям и Родине.

    Развивающие задачи: способствовать восприятию преподобного Сергия Радонежского как покровителя учения. Способствовать развитию внимательного отношения к людям.

     2 занятие

    Обучающие задачи: формировать представления о дружбе и послушании. Продолжать знакомить с русским народным песенным творчеством. Развивать и расширять понимание смысла пословиц: «Друг познается в беде», «Без друга в жизни туго». Учить различать обман и правду. Понимать значение выдержки и взаимовыручки, характерные для дружбы. Усвоить общий урок этой сказки: герой попадает в беду из-за непослушания.

    Воспитательные задачи: воспитывать послушание, осмотрительность, осторожность и благодарность за помощь. Создавать условия для формирования нравственных моделей поведения, таких как дружба, взаимовыручка, послушание. Учить детей тому, что дружить – значит помогать друг другу.

    Развивающие задачи: способствовать развитию умений управлять своими желаниями и поведением: помочь детям понять, что непослушание – причина бед. Учить детей быть внимательными и осмотрительными. Способствовать развитию нравственно-волевых качеств, выдержки и взаимовыручки.

     3 занятие

    Обучающие задачи: закреплять у детей представление о дружеских отношениях и послушании. Понимать значение выдержки и взаимовыручки, характерной для дружбы.

    Воспитательные задачи: воспитывать дружелюбие и взаимопонимание. Учить детей тому, что дружить – это значит понимать и прощать друг друга.

    Развивающие задачи: способствовать развитию нравственно-волевой сферы детей, понимания необходимости управлять своими желаниями. Содействовать формированию качеств выдержки и взаимовыручки.

    4 занятие

    Обучающие задачи: расширять представления детей о взаимоотношениях между людьми; обогащать словарный запас детей в процессе освоения слов: лесть, месть, самонадеянность, беспечность; выражений: «горькая правда», «сладкая ложь». Учить понимать смысл пословицы: «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь». Дать детям представление, почему хвастовство не доводит до добра, почему опасно быть самонадеянным.

    Воспитательные задачи: формировать нравственные эталоны, необходимые для регуляции поведения ребенка. Развивать нравственно-волевые качества личности ребенка, вызывать отрицательное отношение к хвастовству, лести и другим проявлениям беспечности, самонадеянности, хвастовства.

    Развивающие задачи: развивать восприятие музыкальных образов. Создавать условия для эмоционального настроя на восприятие сказки. Учить детей внимательно слушать и отвечать на вопросы; быть осторожными в поступках, учить послушанию. Способствовать формированию у детей представлений и навыков различения нравственных качеств: хитрость – осторожность, самонадеянность – осмотрительность, хвастовство – лень.

    1 занятие

    «Художественное творчество»

    «Познание»

    «Коммуникация»

    «Социализация»

    2 занятие

    «Музыка»

    «Чтение художественной литературы»

    «Художественное творчество»

    «Труд»

    «Познание»

    «Коммуникация»

    «Социализация»

    3 занятие

    «Коммуникация»

    «Познание»

    «Художественное творчество»

    «Труд»

    «Социализация»

    4 занятие

    «Музыка»

    «Чтение художественной литературы»

    «Художественное творчество»

    «Труд»

    «Познание»

    «Коммуникация»

    «Социализация»

    Ноябрь

           4              

    1 занятие

    О послушании. «Живи смирнее, будешь всем милее». (По сказке «Волк и семеро козлят»).

    - Прослушать запись П.И. Чайковского «Русская народная песня».

    - Рассказать сказку с включением музыкального сопровождения: тема поисков и спасения козлят – «Утенушка луговая», «Русская песня» в обработке И. Берковича; тема волка и козлят – Прокофьев «Детская музыка», «Сказка». Рассматривание с детьми иллюстраций к сказке и беседа о ее смысле.

    - Коллективная аппликация из бумаги и природного материала «Коза, козлята и серый волк».

    - Веселые игры с детьми под музыку П.И. Чайковского «Детский альбом», «Камаринская».

    2 занятие

    Поможем ежику.

    - Рассмотреть с детьми изображение ежика и корзину с грибами.

    - Прочитать стихотворение «Ежик по лесу пошел…»

    - Аппликация из готовых форм грибов разных размеров. Работа выполняется в паре. В конце занятия можно вместе с детьми проверить и посчитать, сколько грибов в каждой корзине (2-3).

    - Хоровод с именинниками, которые танцуют в центре круга. Корзиночки с грибами дарятся ноябрьским именинникам.

    3 занятие

    Была бы охота, заладится любая работа. (По рассказу «Ворона и кувшин»).

    - Прослушать рассказ «Ворона и кувшин».

    - Рассмотреть иллюстрации и обсудить содержание сказки, выяснить основную идею рассказа.

    - Разобрать и выучить образцы народной мудрости – пословицы и поговорки: «Была бы охота, заладится любая работа», «Слезами горю не поможешь», «Кто ищет, тот всегда найдет».

    - Лепка умной вороны и кувшина.

    4 занятие

    Правда дороже денег. (По сказке «Пастух и волки».

    - Рассказать сказку «Пастух и волки».

    - Рассмотреть иллюстрации и обсудить содержание сказки, выяснить основную идею.

    - Конструирование овечек. Лучшие работы дарятся детям, именины которых празднуются в ноябре.

    1 занятие

    Обучающие задачи: расширять представления детей о необходимости послушания. Учить различать обман и правду. Помочь детям усвоить общий урок этой сказки: герой попадает в беду из-за непослушания.

    Воспитательные задачи: воспитывать в детях внимательность и заботливость к родным. Воспитывать послушание, приветливость, осмотрительность, осторожность и благодарность за помощь. Развивать чувство сопереживания, ответственности за свои поступки. Учить детей выполнять обещания, исправляя ошибки в поведении, преодолевая трудности.

    2 занятие

    Обучающие задачи: расширять представления детей о необходимости труда и помощи. Помочь детям усвоить общий урок этой сказки: «Без труда нет радости».

    Воспитательные задачи: воспитывать в детях трудолюбие, внимательность, заботливость и желание радовать своих товарищей в группе.

    Развивающие задачи: развивать чувство сочувствия, стремление помочь меньшим и радоваться доброму делу.

    3 занятие

    Обучающие задачи: учить понимать нравственные качества: находчивости, настойчивости при достижении цели. Стимулировать понимание нравственных образцов, духовных значений и смыслов. Учить детей использовать поговорки: «Все делай с рассуждением», «Была бы охота, заладится любая работа», «Слезами горю не поможешь», «Кто ищет, тот всегда найдет».

    Воспитательные задачи: воспитывать любовь к труду, умение не отчаиваться, а искать решение возникших трудностей.

    Развивающие задачи: способствовать становлению духовно-нравственной личности с оптимистическим взглядом на жизнь через приобщение к красоте и мудрости созданного мира.

    4 занятие

    Обучающие задачи: учить детей ценить правдивость и не творить ложь, обман, глупые шутки, понимая их вредность. Понимать смысл пословиц «Один раз соврешь – другой не поверят», «Правда – дороже денег».

    Воспитательные задачи: содействовать воспитанию у детей правдивости. Способствовать воспитанию трудолюбия.

    Развивающие задачи: способствовать развитию внимания и памяти при запоминании сказки и пословицы. Развивать ручные умения и мелкую моторику рук.

    1 занятие

    «Музыка»

    «Познание»

    «Коммуникация»

    «Художественное творчество»

    «Труд»

    «Социализация»

    2 занятие

    «Художественное творчество»

    «Труд»

    «Музыка»

    «Познание»

    «Коммуникация»

    «Чтение художественной литературы»

    «Социализация»

    3 занятие

    «Чтение художественной литературы»

    «Познание»

    «Коммуникация»

    «Художественное творчество»

    «Труд»

    «Социализация»

    4 занятие

    «Познание»

    «Коммуникация»

    «Чтение художественной литературы»

    «Художественное творчество»

    «Труд»

    «Социализация»

    Декабрь

           4            

    1 занятие

    Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы.

    - Побеседовать с детьми о том, что Господь Наш, как и мы, имел мать.

    Рассказать детям про Богородицу.

    - Рассмотреть иллюстрации о событиях Введения. Рассмотреть и украсить цветами праздничную икону.

    - Прочитать детям стихотворение Е. Санина «В снег, в жару и под дождем…»

    2 занятие

    Какой ты?

    - Рассмотреть портрет мальчика. Спросить, какое настроение у него: он веселый или печальный? Он внимательный? Интересно ли детям рассматривать лица людей? О чем можно догадаться по выражению лица? Загадать детям загадку «Один говорит, двое глядят, двое слушают». Прочитать стихотворение «Два и один».

    - Прочитать и разучить с детьми напутсвенное стихотворение для декабрьских именинников «Если хочешь быть пай…»

    - Игра «Маленькие помощники».

    3 занятие  

    Скоро праздник Рождества Христова.

    - Прочитать детям стихотворение И.С. Никитина «Весело сияет...»

    - Рассмотреть с детьми иллюстрацию с зимним пейзажем, по содержанию подходящую к стихотворению. Подвести детей к пониманию самого главного праздника — Дня Рождения Господа нашего — Рождества Христова.

    - Рассмотреть иллюстрацию Рождества Христова. Рассказать детям о родившемся Богомладенце, о поклонении Ему пастухов и волхвов.

    - Прочитать стихотворение Нины Орловой «Елка».

    4 занятие

    Подготовка к празднику Рождества Христова.

    - Рассказать детям о родившемся Богомладенце, о поклонении Ему пастухов и волхвов.

    - Рассмотреть реалистичные и образные изображения Рождества Спасителя и действующих лиц этого великого события. Дать детям почувствовать радость от рождения Спасителя, почувствовать любовь к Богородице как матери Бога. Прочитать детям стихотворение Виктора Афанасьева «Рождество Христово!»

    - Изготовление ягнят (рисование, аппликация).

    1 занятие

    Обучающие задачи: знакомить детей с образом Богородицы – Матери Божией. Дать детям знания о празднике Введения во храм Пресвятой Богородицы.

    Воспитательные задачи: воспитывать у детей чувство защищенности и любви, святого отношения к Богородице, которое освящает отношение маленького ребенка к своей матери и к близким женщинам.

    Развивающие задачи: содействовать развитию у детей доверия, благодарности и послушания.

    2 занятие

    Обучающие задачи: дать детям знания об эмоциональном состоянии других людей. Способствовать обогащению словарного запаса детей: печальный-огорченный, веселый-радостный, удивленный-любопытный.

    Воспитательные задачи: содействовать воспитанию у детей внимательного отношения к близким; стремитьсябыть сдержанными и послушными.

    Развивающие задачи: способствовать развитию у детей самосознания и эмоциональной чувствительности к другим людям; навыков произвольного поведения и саморегуляции. Развивать навыки различия эмоционального состояния других людей и своих собственных.

    3 занятие

    Обучающие задачи: ввести детей в круг основных православных праздников и духовно-нравственного уклада жизни своего народа. Дать детям знания о событиях и образах евангельской истории о Рождестве Христовом.

    Воспитательные задачи:

    воспитывать у детей благоговейное отношение к образу Спасителя Иисусу Христу. Воспитывать интерес к Рождественскому празднику.

    Развивающие задачи: поддерживать радостное ожидание самого главного праздника в году и желание подготовиться к нему.

     

    4 занятие

    Обучающие задачи: продолжать вводить детей в круг основных православных праздников и духовно-нравственного уклада жизни своего народа. Расширять представления детей о евангельских событиях Рождества Христова. Уточнить рассказ о родившемся Богомладенце, о поклонении Ему пастухов и волхвов и пении ангелов.

    Воспитательные задачи: воспитывать у детей благоговейное отношение к образу Спасителя Иисуса Христа. Воспитывать желание потрудиться, подготавливаясь к празднику.

    Развивающие задачи: поддерживать радостное ожидание великого праздника.

    1 занятие

    «Познание»

    «Коммуникация»

    «Художественное творчество»

    «Чтение художественной литературы»

    «Социализация»

    2 занятие

    «Познание»

    «Коммуникация»

    «Чтение художественной литературы»

    «Социализация»

    3 занятие

    «Чтение художественной литературы»

    «Художественное творчество»

    «Познание»

    «Коммуникация»

    «Социализация»

    4 занятие

    «Познание»

    «Художественное творчество»

    «Труд»

    «Чтение художественной литературы»

    «Коммуникация»

    «Социализация»

    Январь

           3              

    1 занятие

     Рождественское занятие «Свет Вифлеемской звезды».

    - Напомнить повествование о Рождестве Христовом.

    - Предложить детям спеть знакомую зимнюю или рождественскую песенку.

    - Вспомнить с детьми знакомые зимние и рождественские стихотворения.

    - Поиграть в праздничную веселую игру на внимание: «Чего на елке не бывает?»

    - Поводить хоровод вокруг елки «В лесу родилась елочка» или «Маленькой елочке холодно зимой».

    2 занятие

    Рассказ о батюшке Серафиме Саровском «Малинка».

    - Пересказать детям рассказ о батюшке Серафиме и малинке, который рассказал митрополит Вениамин Федченков.

    - Побеседовать с детьми по содержанию рассказа.

    - Раскрашивание открытки ко Дню памяти Преподобного батюшки Серафима.

    3 занятие

    Глупый киснет, а умный мыслит. (По сказке «Маша и медведь».)

    - Прочитать или рассказать сказку «Маша и медведь». Рассмотреть иллюстрации. (Возможен показ настольного театра.)

    - Побеседовать с детьми о характере героев и смысле сказки.

    - Лепка короба и пирожков.

    1 занятие

    Обучающие задачи: познакомить детей с Евангельским событием Рождества Христова. Рассказать о родившемся Богомладенце, о поклонении Ему пастухов и волхвов.

    Воспитательные задачи: прививать благоговейное отношение к образу Богородицы как Матери и Ее Сыну.

    Развивающие задачи: способствовать восприятию детьми образа Господа Иисуса Христа как воплощения любви Бога на земле. Развивать чувство радости в связи с этим особым праздником. 

    2 занятие

    Обучающие задачи: дать детям представление о святых людях земли русской, которые были близки всем людям своей добротой. Уточнять знания детей о добродетелях, которые нужны каждому человеку: послушание, скромность, доброта. Расширять словарный запас детей, вводя в обиход слова «угодник Божий», «владыка», «старец», «Господь Вседержатель».

    Воспитательные задачи: воспитывать чувство уважения к скромности и доброте, которые отличали святых угодников Божиих.

    Развивающие задачи: развивать понимание значения слов и понятий, связанных с жизнью святых людей. Развивать восприятие в людях простоты и искренности; укреплять память о людях, которые остаются образцами для остальных.

    3 занятие

    Обучающие задачи: учить детей словесно описывать нравственный образ главных героев сказки, понимать их характер. Учить устанавливать причину и следствие в поступках героев сказки.

    Воспитательные задачи: воспитывать в детях трудолюбие, послушание, сообразительность и смелость, находчивость и заботу о родных.

    Развивающие задачи: способствовать развитию внимательности и заботливости к окружающим, любви к родным. Учить детей быть сообразительными и находчивыми в беде. Учить создавать в лепке образы по мотивам сказки.

    1 занятие

    «Познание»

    «Музыка»

    «Чтение художественной литературы»

    «Коммуникация»

    «Социализация»

    2 занятие

    «Познание»

    «Коммуникация»

    «Художественное творчество»

    «Труд»

    «Социализация»

    3 занятие

    «Чтение художественной литературы»

    «Художественное творчество»

    «Труд»

    «Коммуникация»

    «Социализация»

    Февраль

           4              

    1 занятие

    Зимние забавы.

    - Побеседовать с детьми о зимних забавах, играх со снегом. Прочитать стихотворение И. Сурикова «Детство».

    - Прочитать детям стихотворение А. Плещеева «Зимний вечер» и рассмотреть иллюстрации.

    - Рисование на тему «Зимний вечер» (снежок, снеговика, которых дети могут видеть за окном).

    - Предложить детям запомнить поговорку: «Нет такого дружка, как родная матушка да родимый батюшка».

    2 занятие

    Разные внучата.

    - Пересказать детям рассказ Л.Н. Толстого «Бабка и внучка».

    - Прочитать детям стихотворение «Соловейко».

    - Разучить с детьми стихотворение в подарок бабушке «Очень бабушку мою...»

    3 занятие 

    Добрые дети.

    - Пересказать детям рассказ «Юродивый». Побеседовать по рассказу.

    - Прочитать детям стихотворение «Бумажный петушок». Побеседовать с детьми о том, что люди, которые помогают другим, называются добрыми. И как дети могут помочь старым, малым, сиротам и больным. Предложить сделать для них подарок-утешение на радость — бумажного петушка.

    - Украсить аппликацией силуэтное изображение петушка в подарок.

    4 занятие

    Птички Божии.

    - Рассмотреть иллюстрации с изображениями зимних птиц на ветках, птичьей столовой-кормушки зимой. Дать представление об отношении к малым птахам, необходимости подкармливать их холодной зимой. О том, что раньше, когда подбирали замерзающую или больную птичку со сломанным крылышком или ножкой, лечили ее, ухаживали за ней. А весной в день Благовещения, в праздник Пресвятой Богородицы, выпускали птицу на волю. Поэтому и называют часто птичек божьими.

    - Изготовление изображения птиц.

    1 занятие

    Обучающие задачи: закреплять у детей знания о правилах доброй, совестливой жизни с близкими людьми — папой, мамой, братьями и сестрами.

    Воспитательные задачи: воспитывать уважение, милосердие и внимательное отношение к ближним; чувство любви к маме и папе; послушание и благодарность по отношению к родным и педагогам.

    Развивающие задачи: содействовать развитию у детей привычки к занятиям, полезной деятельности, непраздному проведению времени, развивать навыки произвольного поведения: внимания, терпения, усердия в процессе рисования.

    2 занятие

    Обучающие задачи: закреплять у детей знания о правилах доброй, совестливой жизни с близкими людьми, бабушками и дедушками.

    Воспитательные задачи: воспитывать уважение, милосердие и внимательное отношение к ближним; чувство почтения и любви к старшим. Воспитывать послушание и благодарность к родным и педагогам.

    Развивающие задачи: содействовать развитию у детей привычки к занятиям, полезной деятельности, непраздному проведению времени. Развивать навыки произвольного поведения: внимания, терпения и усердия в процессе рисования.

    3 занятие

    Обучающие задачи: закреплять у детей знания о правилах доброй, совестливой жизни с окружающими людьми, со стариками, детьми и больными.

    Воспитательные задачи:

    воспитывать уважение, милосердие и внимательное отношение к людям; чувство почтения и любви к старым и малым; сострадание к людям, нуждающимся в помощи.

    Развивающие задачи: содействовать развитию у детей привычки к делам милосердия. Развивать навыки произвольного поведения: внимания и терпения.

    4 занятие

    Обучающие задачи: дать детям знания о зимних птицах: снегирях, синичках. Формировать представления о необходимости помогать птицам зимой, подкармливать их. Дать представление о народных традициях в день Благовещения выпускать птиц на волю.

    Воспитательные задачи: воспитывать чувство милосердия к меньшим, птичкам и другим животным. Поддерживать в детях желание радовать близких маленькими праздничными подарками.

    Развивающие задачи: развивать внимание и наблюдательность детей за живой и неживой природой.

    1 занятие

    «Познание»

    «Коммуникация»

    «Чтение художественной литературы»

    «Художественное творчество»

    «Труд»

    «Социализация»

    2 занятие

    «Познание»

    «Чтение художественной литературы»

    «Коммуникация»

    «Социализация»

    3 занятие

    «Познание»

    «Коммуникация»

    «Чтение художественной литературы»

    «Художественное творчество»

    «Труд»

    «Социализация»

    4 занятие

    «Художественное творчество»

    «Труд»

    «Познание»

    «Коммуникация»

    «Социализация»

    Март

           4              

    1 занятие

    Две сестрички.

    - Рассказать детям о двух сестричках.

    - Прочитать стихотворение И. Белоусова «В зимний вечер».

    - Рисование на тему «Зимний вечер»: снежинки, елки, снеговики, которых дети могут видеть за окном.

    2 занятие

    Прощеное Воскресение. «О ссоре и прощении».

    - Прочитать детям рассказ К.Д. Ушинского.

    - Побеседовать с детьми об отношениях с близкими в семье, о том, как надо просить прощения, если провинился и понял свою вину и не будешь повторять своих ошибок.

    - Прочитать детям стихотворение Е. Санина «Прощение».

    3 занятие

    Доброе братство сильнее богатства. (По сказке «Старик и сыновья»).

    - Прочитать детям сказку «Старик и сыновья».

    - Побеседовать по содержанию сказки.

    - Рассмотреть иллюстрации и обсудить содержание сказки, выяснить основную идею.

    - Декоративное конструирование на тему сказки: украшение маленького веника бусинами и связывание его декоративной ленточкой. 

    4 занятие

    Только трудом держится дом. (По сказке «Заюшкина избушка».)

    - Прослушать запись музыки П.И. Чайковского «Русская народная песня». Слушание сказки с включением музыкальных фрагментов М.П. Мусоргского «Слеза». Тема «Поди, лиса, вон!» в музыке С. Майкапара. Тема радости зверей в музыкальном произведении «Казачок» в обработке А. Даргомыжского.

    - Рассмотреть иллюстрации и обсудить содержание сказки. Выяснить основную идею.

    - Прослушать тему «заюшкиного горя».

     

    -  Групповая работа: иллюстрация к теме «Заюшкина избушка».

    1 занятие

    Обучающие задачи: закреплять у детей знания о правилах доброй, совестливой жизни с родными людьми в семье, с братьями и сестрами.

    Воспитательные задачи: воспитывать внимательное отношение к людям; сострадание и щедрость по отношению к ближним.

    Развивающие задачи: содействовать развитию у детей привычки к делам милосердия, развивать навыки произвольного поведения: внимания и умения сдерживать свои желания. Содействовать ощущению стыда, внутреннего голоса совести.

     2 занятие

    Обучающие задачи: ввести детей в круг основных православных праздников и духовно-нравственного уклада жизни своего народа. Дать детям знания о причинах ссор, которых можно не допускать. Учить устанавливать и объяснять причинно-следственные связи ссор (разница между своими и чужими желаниями).

    Воспитательные задачи: способствовать воспитанию добродушия, прощения, уступчивости и умения прощать. Воспитывать чувство раскаяния, внутреннюю потребность попросить прощения.

    Развивающие задачи: развивать нравственно-волевые качества: сдержанность, самоограничение, бережность и уважение к другому человеку.

    3 занятие

    Обучающие задачи:

    расширять представление детей о законах взаимоотношения между близкими людьми. Обогащать словарный запас, развивать понимание смыслов слов-антонимов: согласие-вражда, вместе-врозь, порознь. Понимать и различать качества характера: мудрый, умный, дальновидный.

    Воспитательные задачи: способствовать воспитанию согласия, дружбы и послушания родителям.

    Развивающие задачи: развивать восприятие смысла сказки и пословицы «Где лад, там и клад». Развивать у детей умение уступать, договариваться, ладить с другими детьми и со взрослыми.

    4 занятие

    Обучающие задачи: продолжать формирование нравственных эталонов и различение духовно-нравственных категорий: добро-зло, мудрость-хитрость, гостеприимство-коварство, осмотрительность-неосторожность, беззащитность-неблагодарность. Учить понимать и использовать поговорки: «Все делай с рассуждением», «Храни домашний очаг», и «На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай, да свой затевай».

    Воспитательные задачи: воспитывать сочувствие и желание помочь. На примере сказки воспитывать рассудительность и осмотрительность в своих поступках.

    Развивающие задачи: развивать навыки управления своим поведением. Учить передавать характеры героев сказки через интонацию в процессе драматизации сказки, разыгрывания сценок сказки по ролям. Совершенствовать умение различать разнохарактерные музыкальные образы.

    1 занятие

    «Познание»

    «Коммуникация»

    «Чтение художественной литературы»

    «Художественное творчество»

    «Труд»

    «Социализация»

    2 занятие

    «Чтение художественной литературы»

    «Коммуникация»

    «Познание»

    «Социализация»

    3 занятие

    «Чтение художественной литературы»

    «Коммуникация»

    «Познание»

    «Художественное творчество»

    «Труд»

    «Социализация»

    4 занятие

    «Музыка»

    «Познание»

    «Коммуникация»

    «Художественное творчество»

    «Труд»

    «Социализация»

    Апрель

           4              

    1 занятие

    Беседа о взаимоотношении ребенка с ближними по сказкам «Два барана» и «Две козочки».

    - Прочитать детям сказки «Два барана» и «Две козочки».

    Обсудить прочитанное.

    - Побеседовать о смысле пословиц и поговорок об упрямстве: «Будь прям, да не будь упрям», «Дракой прав не будешь», «Худой мир лучше доброй ссоры»;

    об уступчивости: «Чем ближе беда, тем больше ума», «Глупые ссорятся, а умные договариваются».

    - Лепка фигурок баранов и козочек. Разыгрывание сценок попарно сидящими детьми с изображениями двух баранов и двух козочек.

    2 занятие

    Подготовка к празднованию Пасхи.

    - Рассказать детям в доступной форме о традициях празднования Пасхи на Руси. Рассмотреть иллюстрации о детях, которые празднуют «Пасху». Показать элементы пасхальных детских игр: «Катание яиц».

    - Рассмотреть с детьми расписные деревянные яйца. Рассказать о традиции обмена украшенными пасхальными яйцами. Предложить детям украсить аппликацией силуэтное изображение яйца для подарка другим детям на общем празднике.

    - Прочитать детям стихотворение о предстоящем празднике, к которому мы готовимся, делая подарки для друзей и близких.

    3 занятие

    Участие в общем празднике Пасхи.

    - Обратить внимание на праздничную икону Воскресения Господня, где изображено событие, когда Спаситель победил смерть и показал людям путь ко спасению, к жизни с Богом в любви ко всем людям. Предложить детям украсить икону цветами.

    - Напомнить детям о подготовленных подарках для других детей.  Можно предложить малышам не только подарить их близким, но и обмениваться ими между собой.

    - Предложить детям поиграть совместно со старшими детьми в пасхальные детские игры.

    4 занятие

    Воротились пташки.

    - Вспомнить о зимних птичках, уточнить. Как дети запомнили их названия (снегири, синички). Объяснить, что прошла зима и солнышко стало согревать землю и маленьких птичек.

    - Прочитать стихотворение «Ласточка». Рассказать о том, что весной отпускают на волю тех

     птичек, которых спасли от морозов, вылечили, кормили, когда они замерзали зимой. Что есть такой праздник «Благовещенье», когда становится теплее на улице и можно отпустить птичек на волю. Все люди-и дети, и взрослые-радовались, глядя, как свободно и легко летают птички. Прочитать стихотворение «Птичка» и рассмотреть иллюстрации.

    - Игра «Кто где живет?»

    - Позагадывать детям загадки про птиц.

    - Склеивание силуэта цыпленка или птички из готовых форм.

    - Игра «Воробышки и автомобиль» или «Цыплята и коршун».

    1 занятие 

    Обучающие задачи: учить детей понимать значение доброго дела, дела, угодного Богу, благословляемого Им, дела, совершаемого на пользу другим.

    Воспитательные задачи: способствовать формированию у детей уступчивости, дружелюбия и терпения.

    Развивающие задачи: расширять понимание

    нравственных качеств и словарный запас через освоение ключевых слов по сказке «Два барана»: глупый-разумный, упрямый-упорный, грубый-вежливый; по сказке «Две козы»: находчивость, дружелюбие, взаимовыручка, уступчивость.

    2 занятие

    Обучающие задачи: дать детям первоначальное представление о традициях празднования Пасхи на Руси, об участии в празднике детей. Ознакомиться с традиционными детскими пасхальными играми.

    Воспитательные задачи: воспитывать чувство приобщенности к духовным традициям своего народа. Воспитывать у детей интерес и желание посильно готовиться к празднику.

    Развивающие задачи: поддерживать в детях ожидание пасхальной радости. Развивать навыки содержательного праздничного общения с ровесниками и взрослыми.

    3 занятие

    Обучающие задачи: дать детям первоначальные представления о традициях празднования Пасхи на Руси, об участии в празднике детей. Познакомить с традиционными пасхальными детскими играми.

    Воспитательные задачи:

    воспитывать чувства приобщенности к духовным традициям своего народа. Воспитывать и поддерживать у детей интерес и желание посильно участвовать в большом празднике.

    Развивающие задачи: поддерживать в детях пасхальную радость и желание делиться ею со всеми. Закреплять навыки содержательного праздничного общения с ровесниками и взрослыми.

    4 занятие

    Обучающие задачи: расширять представления детей об окружающем мире. Учить различать домашних и диких птиц, называть их отличия. Обогащать словарный запас и образный строй речи.

    Воспитательные задачи: содействовать воспитанию трудолюбия, непраздному проведению времени. На примере птиц учить детей осторожности и осмотрительности в своем поведении на улице.

    Развивающие задачи: развивать у детей бережное отношение к природе и птицам, желание и привычку помогать диким птицам, ухаживать за домашними птицами.

    1 занятие

    «Чтение художественной литературы»

    «Коммуникация»

    «Познание»

    «Художественное творчество»

    «Труд»

    «Социализация»

    2 занятие

    «Познание»

    «Коммуникация»

    «Художественное творчество»

    «Чтение художественной литературы»

    «Социализация»

    3 занятие

    «Познание»

    «Коммуникация»

    «Художественное творчество»

    «Социализация»

    4 занятие

    «Познание»

    «Коммуникация»

    «Чтение художественной литературы»

    «Художественное творчество»

    «Труд»

    «Физическая культура»

    «Социализация»

    Май

           4              

    1 занятие

    Дедушка и внук. Бабочка.

    - Прочитать детям рассказ «Дед и внук».

    - Побеседовать с детьми о том, как они порадовали своих близких в семье в праздник Пасхи, как отметили Праздник Праздников в семье.

    - Прочитать детям сказку П. Засодимского «Бабочка и дитя».

    - Предложить детям раскрасить крылышки бабочек в подарок на радость своим мамам, бабушкам и сестренкам для подарка в Неделю жен-мироносец.

    2 занятие

    Неделя жен-мироносец. Мама дорогая.

    - Прочитать или пересказать детям рассказ «Умная птичка».

    - Побеседовать с детьми о материнской любви, которая сильна и у маленькой птички. Прочитать детям или разучить с ними стихотворение И. Косякова «Мама».

    - Игра «Укладывание куклы» и подвижная игра «Кот и птички».

    - Рисунки для мамы.

    3 занятие

    Ко Дню славянской письменности и культуры. Любимые книги.

    - Рассказать детям о том, как важно в нашей жизни читать хорошие книги: сказки, рассказы о животных и многом другом интересном. Книги берегут и хранят. Побеседовать с детьми о любимых книгах, дав возможность высказаться всем желающим. Напомнить детям о главной книге Православия – Библии. Рассказать, что перед началом лета, когда школьники заканчивают учебу в школе, во многих странах празднуют праздник в благодарность святым Кириллу и Мефодию, которые первые написали буквы и научили читать многие народы. День памяти святых учителей Кирилла и Мефодия – это, как день рождения книги.

    - Предложить починить, «полечить» те книги, которые не берегли. Обратить внимание детей на то, есть ли такие книги в группе в книжном уголке. Подклеить в присутствии и при посильной помощи детей 2-3 книги.

    - Поздравить майских именинников. Можно подарить им книги. Поводить с детьми хоровод вокруг именинников. Как напутственные слова и пожелания именинникам повторить вместе со всей группой детей пословицы: «Не стыдно не знать, а стыдно не учиться»; «Говори мало, слушай много, а делай доброе еще больше».

    4 занятие

    День Святой Троицы.

    - Побеседовать с детьми о том, кого мы называем Богом, о Его существовании и сотворении им мира. Мир видимый и невидимый. Творение человека. Разговор об окружающем мире. Любование его красотой и совершенством. Рассмотреть иллюстрации о днях творения. Бог – Творец всего. Прочитать детям стихотворение Е Королевой «Вот Земля – наш светлый дом…»

    - Рассказать о празднике Троицы как о празднике, посвященном Богу, который и созидает мир, и любит его, любит людей и каждого ребенка. Любовь и мудрость Бога во всем, что он создал.

    - Коллективная работа «Как прекрасен Божий мир!»

    - Игра «Солнышко, ведрышко».

    1 занятие

    Обучающие задачи:

    закреплять у детей знания 1.

    о правилах доброй, совестливой жизни с родными людьми, о необходимости заботиться о стариках и больных.

    Воспитательные задачи: воспитывать уважение, милосердие и внимательное отношение к людям; чувство почтения и любви к старым людям;

    желание помогать.

    Развивающие задачи: содействовать развитию у детей привычки к делам милосердия; развивать навыки произвольного поведения: внимания, терпения и любознательности.

    2 занятие

    Обучающие задачи: закреплять у детей знания о правилах доброй, совестливой жизни с близкими людьми. Дать детям представление о силе материнской любви.

    Воспитательные задачи: воспитывать уважение, милосердие и внимательное отношение к ближним. Воспитывать чувство почтения и любви к родителям. Воспитывать послушание и благодарность по отношению к родителям и педагогам.

    Развивающие задачи: содействовать развитию у детей привычки к занятиям, полезной деятельности, непраздному проведению времени. Развивать память и навыки произвольного поведения: внимание, терпение, усердие в процессе рисования.

    3 занятие

    Обучающие задачи: приобщить детей к нравственным устоям отечественной культуры, уважения к учению. Расширять представления детей о культурном наследии своего народа, о книжной культуре.

    Воспитательные задачи: воспитывать бережное отношение к книгам и благодарное отношение к учителям.

    Развивающие задачи: содействовать развитию у детей интереса к книгам, чтению, к учебным занятиям.

    4 занятие

    Обучающие задачи: знакомить детей с основными представлениями православия об устроении мира и его Создателе. Обогащать словарный запас и образный строй речи детей, используя такие слова, как Бог-Творец, Создатель. Способствовать формированию у детей представлений о добром, мудром и красивом устроении мира Богом-Творцом.

    Воспитательные задачи: воспитывать чувство сопричастности к живому миру, близости, открытости и доверия к его Творцу. Учить заботливому отношению к растениям и животным, бережному отношению к окружающему миру. Воспитывать у детей трудолюбие, привычки к занятиям, полезной деятельности, усидчивости и аккуратности в работе.

    Развивающие задачи: способствовать развитию у детей образного восприятия, чувства красивого и возвышенного. Содействовать становлению духовно-нравственной личности с оптимистическим взглядом на жизнь, с направленностью на познание Бога, формируя чувства радости и благодарности. Развивать ручные умения детей в процессе формирования элементарных навыков рукоделия, работы с бумагой и клеем.

    1 занятие

    «Чтение художественной литературы»

    «Познание»

    «Коммуникация»

    «Художественное творчество»

    «Труд»

    «Социализация»

    2 занятие

    «Чтение художественной литературы»

    «Познание»

    «Коммуникация»

    «Физическая культура»

    «Художественное творчество»

    «Труд»

    «Социализация»

    3 занятие

    «Познание»

    «Коммуникация»

    «Труд»

    «Музыка»

    «Социализация»

    4 занятие

    «Познание»

    «Коммуникация»

    «Чтение художественной литературы»

    «Художественное творчество»

    «Труд»

    «Социализация»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Содержание и организация музыкального центра для детей младшего дошкольного возраста

    Содержит рекомендации по наполнению и организации музыкального пространства детей 3-го года жизни....

    «Содержание и оборудование уголка природы в группах младшего дошкольного возраста».

    Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, Делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании ...

    Рабочая программа воспитателей в общеобразовательной группе младшего дошкольного возраста муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №103» Заводского района г. Саратова на 2014-2015 учебный год.

    ПРИНЯТО: УТВЕРЖДЕНА:Решением педагогического совета Заведующим МДОУ «Детский садМДОУ «Детский сад комбинированного вида №103»комбинированного вида №103» Заводского района г. СаратоваЗаводского района ...

    Рабочая программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет ОО «Речевое развитие».Тема: «Формирование связной речи, грамматического строя в старшей группе № 17 «Сказка»».

    Речь — одна из основных линий развития ребенка. Родной язык помогает малышу войти в наш мир, открывает широкие возможности для общения со взрослыми и детьми. С помощью речи ребенок познает мир, ...

    Рабочая программа «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе совместной и самостоятельной деятельности с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ». (II младшая группа, возраст детей 3-4 года).

    Рабочая программа «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе совместной и самостоятельной деятельности с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ»....

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет «Говорим правильно»

    Основная программа кружка основывается на авторской  технологии по обучению дошкольников разнообразным играм и упражнениям для развития речи дошкольников О.А. Новиковской «Скороговорки, чис...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (6-7 лет) «ПОДГОТОВКА РУКИ К ПИСЬМУ»

    Дополнительная общеразвивающая программа «Подготовка руки к письму» разработана для предоставления дополнительных образовательных услуг в МБДОУ №12 «Звёздный» г. Тамбова воспит...


     

    Комментарии

    Верещагина (Трофименко) Оксана Викторовна

    Замечательная программа! Я думаю, что духовно-нравственному развитию и воспитанию в наше время надо уделять больше внимания. У Вас всё замечательно предусмотрено, всё разложено по полочкам. Думаю, детям очень нравятся Ваши занятия.

    Маклагина Валентина Викторовна

    Вы правы, коллега:) И ребятам, действительно, очень нравятся подобные занятия.