«Воспитываю патриотов»
рабочая программа (средняя группа) по теме

Русакова Нина Егоровна

Авторская программа «Воспитываю патриотов»

 в соответствии с ФГТ

по реализации социально-личностного направления

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.dokument_microsoft_office_word.docx37.34 КБ

Предварительный просмотр:

Авторская программа «Воспитываю патриотов»

 в соответствии с ФГТ

по реализации социально-личностного направления

Пояснительная записка

     Рабочая программа социально – личностной направленности по формированию гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу у детей группы общеразвивающей направленности (от 3-5лет) составлена в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, на основе основной общеобразовательной программы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида № 21 «Белочка».

Рабочая программа ориентирована на использование учебно -методического комплекса:

  1. ФГТ в ДОУ «Комплексные занятия» по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. Н. Васильевой – Волгоград, Издательство «Учитель», 2011;
  2. Используемая литература: Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада», Воронеж: ТЦ «Учитель», 2007. Дерягина Л.Б. Моя Родина Россия. Серия «Малышам о родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир. М: Мозаика –Синтез, 2005. Евтушенко С., Веселова Л. Воспитание большого гражданина России. // Дошкольное воспитание 2007 No6, с.118-121. Игушенцева А. Музей боевой славы // Дошкольное воспитание 2006 No5, с.11-13. Комарова Т. Искусство как фактор воспитания любви к родному краю // Дошкольное воспитание 2006 No2, с.3-8.Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2006 No5, с.3-10.Казакова Н.В. Большая река начинается с родничка, любовь к родине с детского сада // Воспитатель ДОУ 2008 No12, с.31-36. Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2005 No10, с.10-19. Пряхина С.А. Мне посчастливилось родиться на Руси // Воспитатель ДОУ 2008 No8, с.27-29. Соболева И. Любить малую родину. // Дошкольное воспитание 2005 No10, с.52-54. Татаринкова Л.Ю. Права маленького гражданина. Серия «Малышам о Родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007. Татаринкова Л.Ю. Я и моя семья. Серия «Малышам о Родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.

 

Содержание программы.

     Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем не сравнимая красота Отечества.

     Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности. Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию –это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.

     Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению психологов –лучший период для формирования любви к малой родине. Мы очень гордимся своей малой родиной и нашими земляками, знакомим детей с историей и культурой своего края, воспитываем к нему любовь и уважение.

 

Обоснование актуальности программы.

     О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Чувство Родина... оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям –к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

     Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль, в становлении личности патриота.

      Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, своей семьей, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

     Родной город... Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

     Быть гражданином, патриотом–это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему отечеству, гордости за свою страну, должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

Цель.

Формирование у детей дошкольного возраста патриотического отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края.

Основные задачи.

  1. Формирование у дошкольников нравственных качеств личности через ознакомление с родным городом.
  2. Формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину.
  3. Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился.
  4. Воспитание любви и уважения к своему народу, его обычаям, традициям.
  5. Формирование основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому.
  6. Формирование художественного вкуса и любви к прекрасному, развитие творческих способностей.
  7. Воспитание у дошкольников чувств уважения и заботы к Защитникам Отечества.
  8. Воспитание здорового образа жизни.
  9. Воспитание чувства уважения к профессиям и труду взрослых.

Педагогические принципы программы.

Доступность: Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.

Непрерывность: На нынешнем этапе образование призвано сформировать у

подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.

Научность: Одним из важных принципов программы является ее научность. На основе сведений об истории и культуре родного края.

Системность: Принцип системного подхода, который предполагает анализ

взаимодействия различных направлений патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о патриотических чувствах в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.

Преемственность: Патриотическое воспитание дошкольников продолжается в начальной школе.

Культуросообразность: Этот принцип выстраивает содержание программы как последовательное усвоение и выработке на этой основе ценностных ориентаций.

Программа составлена по возрастным группам. Она охватывает два возрастных периода развития детей: младший возраст (3-4 года, вторая младшая группа), средний возраст (4-5 лет, средняя группа),

Программой определена последовательность решения комплекса поставленных задач, она определяется по блокам.

Блоки

Пути достижения

Формы, методы закрепления

1

2

3

Я, моя семья, мой дом, адрес, улица, ближайшее окружение, детский сад, труд людей в детском саду

Специально организованные занятия, беседы в свободное время, экскурсии по детскому саду, наблюдение за трудом сотрудников, целевые прогулки в ближайшем окружении

Дидактические словесные игры «Радио», «Расскажи мне о себе», «Кто потерялся».

Музыкальное познавательное развлечение «Поле чудес» (совместно с родителями)

Природа на участке детского сада

Экскурсии в парк, наблюдения на прогулке, работа и наблюдения в уголке природы, чтение художественных произведений о природе Е. Чарушина,

М. Пришвина, стихов, пословиц, загадок

Отражение наблюдений в календаре природы, в рисунках, рассматривание иллюстраций, картин, на которых изображена природа края

Фольклор: народные сказки, пословицы, потешки, загадки

Использование их на занятиях (заучивание в совместной деятельности), в режимных моментах, драматизация сказок, кукольный, пальчиковый и настольный театр

Театрализованные игры по русским народным сказкам «Колобок», «Теремок», «Репка», «Три медведя», «Маша и медведь», «Лисичка со скалочкой». Музыкальное развлечение «Бабушкины сказки»

Знакомство с предметами русского народного быта, упоминаемыми в сказках

Рассматривание экспонатов музея народного быта (в группе на специально организованных занятиях), иллюстраций Ю. Васнецова к русским народным сказкам, былинам, рассказ воспитателя, беседа с детьми

Рассматривание и тактильное обследование предметов народного быта в свободное время, сюжетно- ролевая дидактическая игра

«Мы пришли в музей» (экскурсовод, кассир, смотритель зала)

Знакомство с народной музыкой, пение народных песен, частушек, пляски в хороводе

Музыкальные занятия, дни народной музыки, прослушивание народных мелодий

Музыкальные праздники и развлечения, самостоятельная театрализованная деятельность детей

Знакомство с народным декоративно-

прикладным искусством

Рассматривание вышивки на полотенцах, подушках, народных глиняных и деревянных игрушках, посуды, изделий народного ткачества (дорожка)

Отражение впечатлений в рисунках,играх. Сюжетно-ролевая дидактическая   игра «Мы пришли в музей»

Знакомство с историей России через народные былины, сказания, сказки

Чтение и рассказывание былин, сказок о русских богатырях, защитниках Отечества. Рассматривание картины В.Васнецова «богатыри». Беседы о мужестве, стойкости, любви к Родине, ратных подвигах русских богатырей.

Театрализованная игра

«Русские богатыри». Отражение впечатлений в изобразительной деятельности (рисунки, лепка). Развлечение «Что за прелесть эти сказки!»

Семья и детский сад

–первый коллектив ребенка и в нем он должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть скромную, лепту в семейное дело. В этом разделе дети знакомятся с историей своей семьи, рассказывают, где родились и жили дедушка и бабушка ребенка, их прадеды, кем работали, какие у них были увлечения, какие трудности им пришлось испытать.

Цель: Воспитание любви и уважения к семье, родным и близким людям.

Задачи: Познакомить с понятием «семья». Учить детей называть членов семьи; внушать детям чувство гордости за свою семью; Привитие уважительное, заботливое отношение к пожилым родственникам. Формирование интерес к своей родословной. Желание посещать детский сад, встречаться с друзьями. Воспитание у детей уважение к сотрудникам детского сада, бережное отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь.

«Вот эта улица, вот этот дом»

Задачи:

  1. Формирование представления детей о географических, климатических, социально-экономических особенностях малой Родины, символике родного края.
  2. Расширение представления о природных богатствах земли, в особенности города: растительном и животном мире; полезных ископаемых.
  3. Воспитание любови к природе родного края и чувства сопричастности к ее сбережению.

«Город, в котором я живу»

Цель: Дать элементарные представления об истории, героях труда и Великой Отечественной Войны, о защитниках Отечества, достопримечательностях города, социально-экономической значимости города.

Задачи:

  1. Формирование представления об исторических корнях города.
  2. Расширение представления о достопримечательностях, социально-экономической значимости города.
  3. Воспитание уважение к людям, героям труда, Великой Отечественной Войны, защитникам Отечества.

«Русская изба»

Цель: Дать представление дошкольникам о народах, и культуре, которую они представляют.

Задачи:

  1. Воспитание у детей любовь к Родине, к родному краю и его истории; учить видеть историю вокруг себя (в домах, которые нас окружают, в предметах быта, в названиях улиц, парков, скверов).
  2. Приобщение к культуре и традициям русского народа; воспитывать лучшие качества, присущие ему: трудолюбие, доброту, взаимовыручку, сочувствие;
  3. Развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, их речевую культуру.
  4. Культивирование эмоционального, поэтического отношение к природе, свойственное нашим предкам.

Ожидаемый результат реализации программы.

Наличие у детей знаний об истории возникновения города, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края.

Возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного города, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма.

Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей.

Дети должны знать:

3–4 года.

Знать имя, отчество родителей.

Знать где работают их родители.

Знать участок и группу детского сада; уметь поддерживать порядок на них, бережно относиться к оборудованию участков, и группы, ухаживать за растениями.

Знать имя, отчество сотрудников детского сада, уважать их труд, уметь оказывать посильную помощь взрослым.

Знать некоторых домашних и диких животных родного края; без надобности не срывать растения, не ломать ветки деревьев и кустарников, не пугать животных, не уничтожать насекомых.

Знать название своего города; с доверием относиться ко взрослым, которые заботятся о них.

4–5 лет

С удовольствием рассказывать о семье, семейном быте, традициях; активно участвовать в мероприятиях, готовящихся в группе, в ДОУ, в частности, направленных на что, чтобы порадовать взрослых, детей.

Уметь рассказывать о своем родном городе.

Рассказывать о желании приобрести в будущем определенную профессию (стать военным, пожарным, милиционером и т.д.).

Участвовать в наблюдениях за растениями, животными, птицами, рыбами и в посильном труде по уходу за ними; делиться своими познаниями о живом и не живом; не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им

Стихи, произведения искусства местных поэтов и художников.

Правила безопасности поведения в природе и на улице города.

Иметь элементарные представления об охране природы

Понимать сопричастность к социальной и окружающей среде, осознавать себя полноправным членом общества.

Этапы внедрения программы

Сбор информации.

Разработка и внедрение программы.

Разработка и реализация плана программы.

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.

Реализация планов обеспечивающих выполнение программного материала.

Регулирование выполнения программы.

Текущий мониторинг выполнения программы.

Итоговый анализ реализации программы, итоговый мониторинг.

Механизм сопровождения программы

1. Планирование и подготовка

Изучение методической литературы.

Составление календарно-тематического плана

Утверждение плана.

2. Методическое сопровождение

Организация и проведение семинара по изучению программы.

Консультации.

Проведение мастер-класса, круглых столов, открытых дверей.

Самообразование.

3. Использование результатов работы

Подготовка и проведение методических мероприятий (МО,  педсоветов, открытых просмотров).

Оформление результатов работы.

Написание  проектов.

Выступление в СМИ.

4. Мероприятия поддержки

Разработка и проведение комплексных интегрированных мероприятий, совместных праздников.

Взаимодействие с семьей.

Сотрудничество с районной библиотекой.

Сотрудничество с Центром культуры и досуга, краеведческим музеем

5. Итоговый анализ

Изучение результатов диагностирования развития детей (текущий мониторинг).

Оформление результатов работы.

Совместная выработка рекомендаций по совершенствованию педагогического процесса в рамках программы.

VIII. Взаимодействие с родителями по патриотическому воспитанию детей

Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанников. Помощь родителей или совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций ребенка, его социальной восприимчивости. В процессе общения с родителями и другими членами семьи ребенок, подражая им, усваивает нормы, правила и формы социального поведения.

Взаимодействие с родителями

1.Выставка цветов и композиций посвященных Дню города.

Сентябрь

2.Клуб выходного дня для родителей «Загадки осени» (конкурс-выставка собранного урожая нашего края).

Октябрь

3.Конкурс рисунков «Моя мама лучше всех».

Ноябрь

4.Круглый стол, посвященный Дню матери.

Ноябрь

5.Оформление стенда «Древо своей семьи».

Январь

6.Конкурс плакатов «Защитники Отечества».

Февраль

7.Досуг «Мой –папа».

Февраль

8.Физкультурный досуг «Мама, папа, я –спортивная семья».

Март

9. Организация совместных занятий детей и родителей.

Апрель

11. Изготовление подарков для ветеранов ВОВ.«Дети ветеранам».

Май

12. День взаимопомощи: «Зеленая улица» (озеленение территории детского сада).

Формы и методы работы по патриотическому воспитанию детей.

Работа по патриотическому воспитанию проводится с применением разнообразных форм и методов.

1. Познавательные занятия

Интегрированная НОД, посвященная  изучению государственных символов России.

Занятия о происхождении города, географическом расположении, климате и т.д. «Наш город» и т.д.

2. Традиции

Знакомство детей с культурой, языком, традициями, обрядами русского народа укрепляет связь между поколениями, развивает чувство принадлежности и уважения к русскому народу. Для этого проводятся:

Обрядовые праздники: «Рождественские колядки», «Масленица», «Посиделки»; они объединяют всех участников, вызывают радостные волнения, эмоциональный подъем, дают возможность полнее проявить свою фантазию, изобретательность, творчество;

Экскурсии в краеведческий музей г. Моршанска;

Тематические досуги «Край родной, навек любимый», «Моя семья», «Мой папа».

3. Природа и экология

Одно из слагаемых патриотизма –воспитание любви к родной природе на прогулках и экскурсиях. Постепенно у детей формируются представления о родном городе, природа становится ближе и понятнее, дети стараются что-то сделать для нее, испытывают чувство ответственности перед ней.

4. Героическое прошлое

Важно донести до детей мысль: спустя много лет люди помнят о событиях грозных лет войны, чтя память погибших, окружат вниманием и любовью людей защищавших нашу Родину. Это такие мероприятия как:

1. Ежегодный месячник военно-патриотического воспитания, во время которого организуются: Конкурс плакатов и рисунков «Защитники Отечества»,на которых дети обращаются к славным подвигам российского солдата, проявившего беспримерное мужество в суровое для страны время.

2. «Неделя памяти» включающая: оформление поздравительных открыток и подарков для ветеранов войны.

Занятия, беседы. Утренник «День Победы» с приглашением ветеранов войны.

Экскурсия к памятнику, посвященная памяти воинам Великой Отечественной Войны.

5. Взаимодействие с родителями

Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанника. Родители оказывают большую помощь, активно участвуют в жизни детского сада, проявляя выдумку, фантазию, энтузиазм. С их участием проводятся:

Выставки рисунков, поделок: «Моя мама лучше всех», «Моя семья» и др.

Оформление групповых комнат.

Благоустройство ДОУ.

Труд бытовой в природе.

Утренники, праздники, экскурсии, соревнования.

Природоохраняемые акции «Посади цветок», «Изготовление кормушки» и др.

Патриотическое воспитание осуществляется во всех направлениях работы с детьми: в ознакомлении с окружающим и с художественной литературой, развития речи, музыке, изобразительном искусстве.

Также проводится большая работа по изучению уровня знаний, умений и навыков познавательного, социально-нравственного развития воспитанников.

Диагностическое обследование: начало, конец учебного года.

Материально-техническое сопровождение.

Дидактические и наглядные пособия; современные средства ТСО; методическая литература; Репродукции картин, показ презентаций, картинки с различными видами войск и Защитников Отечества, фотоальбомы «Мой город»;  «Моя семья»;художественная литература; грамзаписи и аудиозаписи с песнями военных лет; карты.

Дети 3-4 года

Интегративное качество «имеющий первичные представления

о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе»

    Имеет первичные представления о себе: знает свое имя, возраст, пол. Имеет первичные гендерные представления (мужчины смелые, сильные; женщины нежные, заботливые).

Называет членов своей семьи, их имена. Знает название родного города (поселка). Знаком с некоторыми профессиями (воспитатель, врач, продавец, повар, шофер, строитель).

Дети 4-5 лет

Интегративное качество «имеющий первичные представления

о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе»

    Знает свое имя и фамилию, возраст, имена членов своей семьи. Может рассказать о своем родном городе (поселке, селе), назвать его, Знает некоторые государственные праздники. Имеет представление о Российской армии, ее роли в защите Родины. Знает некоторые военные профессии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для родителей "Воспитываем патриотов"

Республика         Башкортостанг. Стерлитамак      2012 годМБДОУ - детский сад № 61Материал для родителей     "Воспитываем патриотов"Разработала:   ...

Материал для родителей "Воспитываем патриотов"

Республика   Башкортостан2012год           г. Стерлитамак         МБДОУ - детский сад № 61Материал    для   родителей"Воспитываем ...

Консультация для родителей. Начало всех начал - воспитываем патриотов и творцов.

Любовь к Родине  рождается из мелочей повседневной жизни. И именно от взрослых зависит, как сформируется личность ребенка.Сегодня никто не поручится, что наши дети, став взрослыми, будут жить и р...

Методическая разработка по ОО "Познание" Окружающий мир. Воспитываем патриотов

методическая разработка по ознакомлению с окружающим. Необходимость прививать любовь детям к Родине с раннего детства....

Воспитываем патриота России

Воспитываем патриота России. Воспитание патриотизма  - одна из актуальных задач на сегодняшний день.  Но она же стоит, чуть ли не на первом месте по своей сложности. Разве может быть пр...

Воспитываем патриотов

        Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени....