Театрализованные игры в дошкольном возрасте.
статья на тему

Рубцова Людмила Александровна

Формирование личности ребенка и развитие всех его способностей значительно эффективнее происходит в игре.  С самых  ранних лет ребенок стремится к творчеству. Важное место в игровой деятельности дошкольников занимает театрализованная игра, т.е. разыгрывание в ролях определенного литературного произведения и отображение с помощью выразительных способов (интонации, мимики, жестов) конкретных образов.

Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей. Существует множественность точек зрения на классификацию игр, составляющих театрально-игровую деятельность. Игры, когда действующими лицами являются определенные предметы (игрушки, куклы). Это игры с куклами в различных видах кукольного театра, т.е. режиссерские игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2014g._teatralizovannaya_deyatelnost.docx26.81 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитатель 2-й категории Рубцова Л.А.

МБДОУ дет/сад № 578

г. Екатеринбург, Свердловская область.

Театрализованные игры в дошкольном возрасте.

Формирование личности ребенка и развитие всех его способностей значительно эффективнее происходит в игре.  С самых  ранних лет ребенок стремится к творчеству. Важное место в игровой деятельности дошкольников занимает театрализованная игра, т.е. разыгрывание в ролях определенного литературного произведения и отображение с помощью выразительных способов (интонации, мимики, жестов) конкретных образов.

Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей. Существует множественность точек зрения на классификацию игр, составляющих театрально-игровую деятельность. Игры, когда действующими лицами являются определенные предметы (игрушки, куклы). Это игры с куклами в различных видах кукольного театра, т.е. режиссерские игры.  

В режиссерской игре «артистами являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т.д. Рассмотрим более подробную классификацию режиссерских игр в соответствии с разнообразием театров:

  • Настольный театр игрушек. Используются игрушки, поделки, которые устойчиво стоят на столе и не создают помех при передвижении.
  • Настольный театр картинок. Персонажи и декорации - картинки. Их действия ограничены. Состояние персонажа, его настроение передается интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, что создает элемент сюрприза, вызывает интерес детей.
  • Стенд-книжка. Динамику, последовательность событий изображают при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Переворачивая листы стенда-книжки, ведущий демонстрирует различные сюжеты, изображающие события, встречи.
  • Фланелеграф. Картинки или персонажи выставляются на экран. Удерживает их фланель, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки. Вместо фланели на картинки можно приклеивать кусочки бархатной или наждачной бумаги. Рисунки подбираются вместе с детьми из старых книг, журналов или создаются самостоятельно.
  • Теневой театр. Для него необходим экран из полупрозрачной бумаги, черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают тени на экран. Изображение можно получить и при помощи пальцев рук. Показ сопровождается соответствующим звучанием.

Театральные игры, когда дети сами в образе действующего лица исполняют взятую на себя роль, т.е. игры-драматизации.  В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки. Игры-драматизации могут исполняться без зрителей или носить характер концертного исполнения. Если они разыгрываются в обычной театральной форме (сцена, занавес, декорации, костюмы и т.д.) или в форме массового сюжетного зрелища, их называют театрализациями. Виды драматизации: игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки. Драматизации основываются на действиях исполнителя, который может использовать куклы. Рассмотрим несколько видов игр-драматизаций дошкольников:

  • Игры-драматизации с пальчиками. Атрибуты ребенок надевает на пальцы. Он «играет» за персонажа, изображение которого находится на руке. По ходу разворачивания сюжета действует одним или несколькими пальцами, проговаривая текст. Можно изображать действия, находясь за ширмой или свободно передвигаясь по комнате.
  • Игры-драматизации с куклами бибабо. В этих играх на пальцы руки надевают куклы бибабо. Они обычно действуют на ширме, за которой стоит водящий. Такие куклы можно изготовить самостоятельно, используя старые игрушки.
  • Импровизация. Это разыгрывание сюжета без предварительной подготовки.

Театрализованные игры развивают способности, помогают общему развитию, проявлению любознательности, стремлению к познанию нового, усвоению информации и новых способов действия, развивают мышление, формируют настойчивость. Кроме этого, эти игры развивают творческие способности и духовные потребности, раскрепощают и повышают самооценку.

Понимая значение театрализованных игр в воспитании и обучении ребёнка дошкольного возраста, мы используем это в своей работе. Задачи, которые мы ставим перед собой, состояли в том, что создать условия для развития творческой активности; приобщить к театральной культуре; обеспечить её взаимосвязь с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.

В своих группах в первую очередь нами созданы определённые условия для развития театральных способностей детей: театрализованную зону перспективный план, подбор соответствующей литературы, изготовление различных кукол.

Занимаясь с малышами, мы стремились помочь им самостоятельно найти выразительные особенности для своих героев, используя мимику, игровые импровизации. Такая же работа продолжалась и в средних группах.

В старшем дошкольном возрасте необходимо развивать самостоятельность детей в организации театрализованных игр, учить понимать эмоциональное состояние другого человека и переживать своё.  В играх-драматизациях дети более выразительно передают образы героев, сами ставят сказки-спектакли, договариваются, распределяют роли. С большим желанием показывают спектакли малышам и родителям, среди которых:  Русская народная сказка «Теремок»,  которая была переделана на «Овощной теремок»,  «Муха-Цокотуха», «Красная шапочка».

Так же проводили  работу с родителями: беседы: «Как привить дошкольникам интерес к театральному искусству», консультации: «Театрализованная игра, как средство развития речи дошкольников», «Игра и театр», «Театр и родители». Изготавливали  «Лучшая театральная маска». Родители проявляли живой интерес к театрализованной деятельности, оказывали помощь в изготовлении костюмов, кукол для театра, исполняли роли в совместных с ребятами постановках спектаклей.

Работа по развитию у дошкольников творческих способностей в процессе театрализованных игр приносит свои плоды: у ребят активизируется и обогащается словарь, они стали свободнее, раскрепощённые в общении, а главное, они испытывают эмоциональный подъём.

При слове «театр» их глаза загораются радостными искорками, а лица светятся улыбкой.

 

Приложение.

Театрализованная сказка «Три медведя».

Программные задачи:

Образовательные: Активизировать словарь детей, совершенствовать умение эмоционально передавать характер сказки, четко и внятно произносить слова.

Развивающие: Развитие музыкально-художественной деятельности детей, выразительности мимики, жестов, голоса, умения последовательно и выразительно передавать сказку.

Воспитательные: Воспитание у детей интереса к театрализованной деятельности, дружеских взаимоотношений, вежливости.

Интеграция образовательных областей:

«ОО Речевое развитие»

 Развитие речи: Развитие умения последовательно и выразительно передавать сказку, четко и внятно произносить слова.

ОО Художественно-эстетическое развитие»

Музыка: Развитие музыкально - художественной деятельности детей.

ОО Социально-коммуникативное развитие»

Социализация: Воспитание дружеских взаимоотношений среди детей.

Материалы: Настольный театр сказки «Три медведя», маски животных.

Оборудование: Ноутбук,  проектор, экран, CD–магнитола

Музыкальное сопровождение: 1) «В гостях у сказки»; 2) «Венок былин», исп. О. Глазова; 3) Музыка леса: щебетание птиц; 4) «Русская хороводная»

Ход инсценировки

  1. Приветствие
  2. Знакомство с детьми (представления себя детям, и т.д.)

Покатился по дорожке наш клубок

По дорожке, по тропинке

От березки, от осинки

От осинки – поворот – прямо к (имя ребенка) в огород!

  1. Введение в сказку

Возле леса на опушке
Трое их живет в избушке,
Там три стула и три кружки,
Три кровати, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?

  1. Знакомство с героями, распределение ролей

Действующие лица:

  1. Кот (Рассказчик взрослый)
  2. Маша
  3. Михаил Иваныч
  4. Настасья Петровна
  5. Мишутка
  6. Избушка
  7. Яблоня
  8. Яблоня
  9. Кроватка б (Стульчик б)
  10. Кроватка с (Стульчик с)
  11. Кроватка м (Стульчик м)
  12. Стол
  13. Солнце  (дети)

Кот  (Рассказчик)

На лесной опушке в маленькой избушке
Жили-поживали медведи всей семьей.
Самый старший - Михаил Иванович.
Хозяйкой в этом доме медведица была.
Настасья Петровна не спит с утра.

А еще живет в избушке маленький медвежонок, Мишутка.
Любопытный непоседа целый день он занят делом.
В этот лес пришла одна,  девочка Маша.

Кот  (Рассказчик)

Посмотрите ребята,  а у нас появился театр

Театр для кого показывают?  (ответы детей).

Да, правильно ребята. Театр показывают зрителям.  Мы сейчас этот театр сказки покажем нашем гостям .

(Кот рассказчик рассказывает сказку «Три медведя»,  а дети инсценируют сказку).

Кот (Рассказчик)  Однажды Машенька  ушла из дома в лес. В лесу она заблудилась и стала искать дорогу домой, да не нашла, а пришла в лесу к домику. Глядь она по сторонам, только елки тут и там.

Маша: Я одна в лесной глуши, тихо, тихо, ни души.

Кот  (Рассказчик)  Маша увидела домик и подошла к нему.

Маша: Кто здесь в домике живет? Кто мне двери отопрет?

Кот  (Рассказчик)  Дверь открыта,  только вот хозяев нет. Маша в домике одна, Маша очень голодна. На столе стоят три чаши: из одной поела Маша... (Маша ест из большой чаши)

Из остальных хлебнула мало, почувствовала, что устала. (Маша встает и идет к кроватям.)

 На большую кровать легла , не понравилась она. (Маша переходит к другой кровати) На среднюю легла кровать - неудобно ей лежать.  (Маша переходит к другой кровати) И крепко в маленькой уснула.

Кот (Рассказчик)  (прислушиваясь).

Шаги послышались в тиши - вот и хозяева пришли.

Входят три медведя.

Михаил Иванович: (подходит к миске и заглядывает в нее и заревел страшным голосом). Кто хлебал из моей чашки и все выхлебал?

Настасья Петровна:(посмотрела на свою чашку и зарычала не так громко). Кто хлебал из моей чашки?

Мишутка: (Увидел свою пустую чашку и запищал тонким голосом). Кто хлебал из моей чашки и все выхлебал?

(подходят к кроватям)

Михаил Иванович: Кто лежал в моей постели и помял ее? - заревел страшным голосом.

Настасья Петровна: Кто лежал в моей постели и помял ее? -зарычала не так громко.

Мишутка: Кто лежал в моей постели и помял ее?- запищал тоненьким голосом.  

Кот (Рассказчик) Вдруг он увидел девочку.  

Мишутка: Посмотрите, неужели кто-то спит в моей постели?

(Маша просыпается и прячет я за печь)

Маша: Ой, как страшно! Ой-ой-ой!

Михаил Иванович: (подходит к ней) Ты не бойся, я не злой!

Настасья Петровна: (угощает медом). Вот попробуй мед лесной, он душистый и густой.

Мишутка: Хочешь, будем мы дружить? Будешь в гости приходить.

                   Будем вместе кашу есть, будем вместе песни петь,

                   позовем лесных зверей, вместе будет веселей!

Кот  (Рассказчик)   Медведи рады, Маша рада, веселись, лесной народ! Спеть, сплясать всем вместе надо, собирайся в хоровод! (хороводная пляска)

  1. Рефлексия:

Ребята что вам больше всего понравилось?

Какие были медведи?

Какой была Маша?

А разве можно уходить из дома одним в лес?

  1. Сюрпризный момент.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...

Методические рекомендации по организации театрализованной игры (старший дошкольный возраст).

На современном этапе развития общества, ввиду его объективной интеллектуализации, проблема организации театрально – игровой деятельности старших дошкольников стоит особенно остро, поскольку она способ...

«Психологическая характеристика театрализованной игры в дошкольном возрасте и её развитие»

Психологическая характеристика театрализованной игры в дошкольном возрасте и её развитие Значение и специфика театрализованной игры заключаются в сопереживании, творчестве, познавательности, эмоц...

Театрализованные игры в дошкольном возрасте.

Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, но своему усмотрению обучаться со сверстниками, выбирать игрушки и...

Театрализованные игры в дошкольном возрасте. Определение и классификация

Важное место в игровой деятельности дошкольников занимает театрализованная игра, т.е. разыгрывание в ролях определенного литературного произведения и отображение с помощью выразительных способов (инто...

Театрализованные игры в дошкольном возрасте. Определение и классификация

Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к л...