Валеологическое воспитание дошкольников
рабочая программа (старшая группа) на тему

Корелина Жанна Сергеевна

Программа "Расту здоровым" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx32.2 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение социального

обслуживания ХМАО – Югры

«Социально – реабилитационный центр

для несовершеннолетних «Зина»

Валеологическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях

«Социально – реабилитационного центра «Зина»

Автор – составитель:

Воспитатель Корелина Ж.С.

Рассмотрено и утверждено

 Методическим советом учреждения

                                                                                                      протокол № 1

                                                                                             от «26» января  2012г.

Урай , 2012г.

Пояснительная записка

                                                                                           «Я не боюсь еще и еще раз сказать:

                                                                                      забота о здоровье – важнейшая

                                                                    работа воспитателя.

                                                                       От жизнерадостности,

                                                                          бодрости детей зависит

  их духовная жизнь, мировоззрение,

                                                                       умственное развитие,

                                                                 прочность знаний,

                                                                 вера в свои силы».

В. Сухомлинский

Еще до школы дети усваивают основные понятия личностной культуры, получают базовые знания. Одна из составляющих этой базы знаний – ориентирование в явлениях и процессах собственной жизни, в своей деятельности и в воем организме.поэтому валеологическое воспитатние является необходимым звеном в общем воспитании дошкольников.

Валеология («валео» - быть здоровым, «логос» - наука) изучает возможности оптимальной адаптации человека к современным условиям, учит детей вести здоровый образ жизни. Необходимо воспитать в ребенке потребность, желание быть здоровым. «Для чего нужно быть здоровым? Что нужно для этого сделать? Как победить болезнь?» - ответы на такие вопросы дает ребенку валеология.

Валеология – это наука о здоровье детей. уже в раннем детстве следует научить ребенка любить себя, окружающих людей, природу, жизнь, потому что только человек, живущий в гармонии с собой и со всем миром, будет действительно здоров.

Наметившаяся во всем мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья способствует созданию новых образовательно – оздоровительных программ по валеологии, начиная с дошкольного и младшего школьного возраста, поскольку именно в этот период у ребенка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни.

Программа по валеологии ориентирована на формирование у ребенка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре. По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи, за последние десятилетия состояние здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста ухудшилось: увеличилось количество детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья – с 60,9 до 67,6%, а имеющих хронические заболевания – с 15,9 до 17,3%

Валеологию нельзя воспринимать как сугубо медицинский или спортивный курс оздоровления. Рамки ее возможностей намного шире, чем эти два, конечно, тоже необходимых направления. Валеология включает в себя преподавание знаний, которые в других специальных предметах не связывается с сохранением и укреплением здоровья. Это и анатомия, и физиология человека, и элементарные знания по гигиене, табаке и алкогольных напитках, наркотиках; психология знания таких методов оздоровления, как закаливание, использование народных средств, аутогенные тренировки и т.д.

Актуальность сохранения и укрепления здоровья дошкольников – проблема государственного уровня, которая определена в нормативно – правовых документах.

Федеральный закон «Об образовании» нацеливает: «Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников». Национальная доктрина образования указывает: « Воспитание здорового образа жизни – одна из основных задач образования». «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении» задачу охраны жизни и укрепления физического и психического здоровья детей  относит к основным задачам образовательного учреждения.

В Уставе нашего центра, задача охраны и укрепления здоровья воспитанников находится на первом месте.

Здоровье – показатель резервов жизнедеятельности, жизнеспособности человека как сложного целостного существа. Такие резервы формируются в результате воспитания. Поэтому основной причиной всеобщего нездоровья при всей значимости других факторов (социальных, материальных, экологических, генетических и пр.) являются изъяны в системе воспитания детей.

В Центр поступают несовершеннолетние дошкольного возраста. В 2011г. социально – реабилитационные услуги получили 21 ребенок дошкольного возраста. И это количество, по сравнению с 2009-2010гг.увеличивается. как правило, дети поступают из семей, имеющих статус «неблагополучная семья», не посещающие детский сад. У детей не сформированы социально – бытовые навыки. Они неопрятны, неряшливы, не следят за своим внешним видом, не приучены к выполнению гигиенических процедур. Некоторые не имеют представления об элементарных правилах и средствах гигиены. Многие воспитанники состоят на диспансерном учете.

Несомненно, родители должны прививать ребенку элементарные навыки гигиенической культуры, следить за сохранением их здоровья. В нашем случае мы имеем дело с детьми, родители которых являются «неблагополучными», злоупотребляют спиртными напитками, ведут асоциальный образ жизни, тем самым подавая негативный пример своим детям.

В связи с вышеизложенным, стало актуальным создание системы работы по формированию валеологической культуры в группе, исходя из имеющихся в центе условий.

Цель:

Социализация и гармоничное развитие личности воспитанников дошкольного возраста в условиях «социально – реабилитационного центра для несовершеннолетних «Зина» через реализацию системы валеологического воспитания.

Задачи:

  1. Изучить передовой педагогический опыт по данной теме, провести анализ программ по оздоровлению дошкольников, имеющееся программно – методическое обеспечение, проанализировать состояние материально – технической базы и предметно – развивающей среды группы.
  2. Подобрать дидактический материал для реализации прогрпммных мероприятий.
  3. Провести стартовую и итоговую педагогическую диагностику уровня сформированности у воспитанников санитарно – гигиенических и бытовых умений и навыков, состояния здоровья ребенка, соотнести с возрастными нормами, наличие хронических заболеваний.
  4. Реализовать программные мероприятия в соответствии с разработанным планом.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитать у детей сознание того, что человек часть природы и общества.
  2. Учить выстраиванию гармоничных отношений детей с живой и неживой природой.
  3. Воспитывать у детей заботливое и бережное отношение к личному здоровью.
  4. Выработать навыки личной гигиены.
  5. Осуществлять мероприятия по профилактике и устранению вредных привычек.

Этапы реализации программы:

1 этап: Организационный

На первом этапе проводится анализ программ по оздоровлению дошкольников, имеющегося программно – методического обеспечения, анализ материально – технической базы, предметно – развивающей среды группы, а также изучение передового опыта по теме, подбор диагностического инструментария для отслеживания результатов работы. Результатом этого этапа стало определение проблематики, актуальности, определение цели и задач работы. Пополнение тематического методического, наглядного, дидактического материала, предназначенного для использования в воспитательной работе с детьми в группе

2 этап: Диагностический

На данном этапе проведена педагогическая диагностика по уровню сформированности у воспитанников санитарно – гигиенических и бытовых умений и навыков, состояние здоровья ребенка, соотнесение с возрастными нормами, наличие хронических заболеваний.

3 этап: Практический

Третий практический этап работы – самый трудоемкий по содержанию деятельности. Он состоит в решении задач воспитания валеологической культуры дошкольника через поэтапную реализацию, системы мероприятий с детьми, направленными на формирование валеологической культуры дошкольников.

4 этап: Заключительный

Проведение диагностического обследования с целью выявления эффективности проделанной работы. Анализ проделанной работы. Корректировка программы в соответствии с выявленными проблемами у детей при диагностике.

Содержание программы:

Программа разработана для детей дошкольного возраста 4 – 6 лет.

Формы реализации: групповые и индивидуальные занятия.

Данная программа рассчитана на работу с детьми в течение одного срока пребывания ребенка в центре (от 3 до 6 месяцев).

Занятия проводятся 1 раз в неделю. Количество занятий – 24.

Продолжительность занятия – 20 -25 минут.

Поскольку игра – ведущая деятельность дошкольника, то рекомендуется использовать разнообразные игры: дидактические, сюжетно – ролевые, развивающие, подвижные. Также применяются беседы, изодеятельность, просмотр мультфильмов, викторины.

Тематическое планирование

Мероприятия. Темы

Содержание

Исполнитель

Первичная диагностика при поступлении ребенка в учреждение

Изучение уровня сформированности санитарно – гигиенических умений и навыков воспитанников, занесение в карты развития, наблюдения, опрос.

Воспитатель

Ежедневно проводимые мероприятия

Оздоровление через режимные моменты

  • Утреннее умывание
  • Чистка полости рта
  • Утренняя гимнастика
  • Прогулка
  • Послеобеденный сон
  • Физминутки
  • Гимнастика для глаз
  • Гимнастика после сна
  • В процессе питания (завтрак, обед, полдник, ужин)
  • Вечерние гигиенические процедуры

Программные мероприятия

«Дружи с водой»

(2 часа)

Игра «Друзья Вода и Мыло»

Эстафета «Предметы гигиены»

Цель: привитие навыков здорового образа жизни, развитие потребности в чистоте и правильном уходе за телом. Программное содержание:

Знакомство с основными правилами мытья тела, рук, ухода за волосами.

Воспитатель

«Забота о глазах»

(2 часа)

Беседа «Почему я вижу!»

Дидактическая игра «Правила гигиены и безопасности глаз»

Цель: актуализация у детей ценности зрения

Программное содержание: 

Выявить имеющиеся у детей знания, подвести их к пониманию того, как нелегко живется слепым людям, формировать гуманные чувства по отношению к инвалидам, определить реакцию зрачков на освещение, научить правилам гигиены и безопасности.

Воспитатель

«Мой замечательный носик»

(2 часа)

Беседа – рассуждение «Зачем нам нужен нос?»

Игра «Узнай по запаху»

Цели: познакомить детей с особенностями строения и выполняемыми функциями носа; показать его важность в жизни человека.

Программное содержание:

Расширить представления детей о своем организме – о функциях носа, особенностях его строения, значении; закрепить правила безопасности жизнедеятельности, правила ухода за носом.

Воспитатель,

Медицинский работник

«Наши зубы»

(3 часа)

Беседа – практикум «Уход за зубами»

Сказка «Зубик – Зазнайка»

Дидактическая игра «Предметы индивидуального пользования»

Цели: раскрыть строение и функции зубов.

Программное содержание:

Объяснить причину болезни зубов. Формировать потребность в сохранении зубов здоровыми. Приучать ребенка быть внимательным к себе, к состоянию своих зубов

Воспитатель,

Медицинский работник

«Как следует питаться»

(3 часа)

Игра «как следует правильно питаться»

Конкурс загадок «Про вкусную еду»

Игра «полезно – вредно»

Цель: вызвать у детей желание заботиться о своем здоровье.

Программное содержание:

Дать представление о том, какие продукты наиболее полезны и необходимы человеку; научить детей выбирать самые полезные продукты; сформировать у детей основу рационального питания.

Воспитатель,

Медицинский работник

«Наша кожа»

(2 часа)

Беседа «Кожа, ее строение и значение»

Беседа – рассуждение  «Чистота и здоровье нашей  кожи»

Цель: раскрыть строение и функции кожи; познакомить с правилами ухода за кожей.

Программное содержание:

Познакомить со строением кожи, ее значением; дать представление о коже, как защите организма от инфекций. Помочь понять, что от чистоты кожи зависит здоровье человека.

Воспитатель,

Медицинский работник

«Как сделать сон полезным»

(2 часа)

Игра «если сладко спиться, сон хороший снится»

Конкурс рисунков «Придумываем сны»

Цель: дать детям понятие о сне, показать значение сна в жизни человека.

Программное содержание:

Объяснить детям физиологию сна; познакомить с основными гигиеническими правилами сна; развивать гигиенические навыки и умения детей.

Воспитатель,

Медицинский работник

«Вредные привычки»

(2 часа)

Игра «Дорога к доброму здоровью»

Игра «Рекламный мячик»

Цель: дать детям понятие о необходимости заботиться о своем здоровье с детства. Объяснить детям последствия вредных привычек, прививать любовь к занятиям физическими упражнениями, спорту.

Программное содержание:

Выделить правила навыков культурно – гигиенического поведения; определить и закрепить полученные знания о значении витаминов, навыков гигиены; выделить компоненты здоровья человека и установить их взаимосвязь.

Воспитатель,

Медицинский работник

«Если хочешь быть здоров»

(3 часа)

Конкурс рисунков «Витамины для здоровья»

Практикум «Грязь и микробы – наши враги»

Эстафеты «Мое здоровье – в моих руках»

Цели: формирование установок на здоровый образ жизни; помочь ребенку задуматься о необходимости быть здоровым.

Программное содержание:

Выделить правила навыков культурно – гигиенического поведения; определить и закрепить полученные знания о значении витаминов, навыков гигиены; выделить компоненты здоровья человека и установить их взаимосвязь; воспитывать интерес к здоровому образу жизни.

Воспитатель,

Медицинский работник, инструктор по труду

«Случайные повреждения и несчастные случаи»

(3 часа)

Практическое занятие «Помоги себе и своему другу»

Сюжетно – ролевая игра «скорая помощь»

Экскурсия на станцию скорой помощи»

Цель: дать понятие о первой медицинской помощи при солнечном, тепловом ударе, обмороке, укусе насекомого, кровотечениях, переломах, отравлении.

Программное содержание:

Провести экскурсию на станцию скорой помощи; учить детей пользоваться телефоном и вызывать скорую помощь (03) в необходимых случаях; учить оказанию первой медицинской помощи при кровотечениях из носа, ушибах, укусе насекомого и т.д. Проведение практической работы. Познакомить с медицинской аптечкой, ее назначением.

Воспитатель,

Медицинский работник

Критерии оценки эффективности:

  1. Анализ результативности программы «Расту здоровым». Диагностика развития детей. сопоставление ожидаемого результата с конечным.
  2. Обобщение опыта работы. Разработка рекомендаций для педагогов по валеологическому воспитанию дошкольников. Разработка конспектов, буклетов, памяток.

Ожидаемый результат:

В процессе работы по валеологическому воспитанию дошкольников по программе «Расту здоровым» ребенок получит знания о:

  • Правилах бережного отношения к зрению, к органам зрения, к зубам.
  • Правилах ухода за кожей.
  • Правилах питания, полезных продуктах.
  • Правилах здорового сна, хорошего настроения.
  • Признаках здорового человека.
  • Гигиене питания, закаливания, строения человека и т.п.

Сформирует навыки и умения:

  • Правильно умываться, чистить зубы, мыть уши.
  • Правильно ложиться спать.
  • Соблюдать правила гигиены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в старшей группе "Валеологическое воспитание дошкольников"

Родительское собрание в старшей группе. Тема: "Валеологическое воспитание дошкольников"....

Деловая игра для воспитателей "Путешествие за здоровьем"(валеологическое воспитание дошкольников)

Целью данной деловой игры является :уточнить и расширить знания педагогов по эколого-валеологическому воспитанию  дошкольников...

список литературы по валеологическому воспитанию дошкольников

художественная литература по валеологии...

Доклад на тему: «Валеологическое воспитание дошкольников»

Счастье быть здоровым в наших руках. Одна из важнейших задач в области дошкольного воспитания – это сохранение здоровья ребенка....

Эколого - валеологическое воспитание дошкольников

¢Под эколого – валеологическим образованием детей дошкольного возраста З. И. Тюмасева, Е. Г. Кушнина понимают природосообразный процесс обучения, воспитания и развития, ориентированный на формирование...