«Духовно-нравственное воспитание дошкольников 4-5 лет»
элективный курс

Погодина Наталья Константиновна

ПРОГРАММА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prgramma_d.n.v.4-5l.docx31.31 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

        детский сад № 6 «Золотой ключик»

        

                                                                                                                  Утверждаю:

                   заведующий МБДОУ д/с № 6

        «Золотой ключик»

         Барышникова Н.Н.____________

ПРОГРАММА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

воспитателя МБДОУ д/с № 6 «Золотой ключик»

Погодиной Натальи Константиновны

ТЕМА:

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников 4-5 лет»

        2014-2016 учебный год

        Выполнила:Погодина Н.К.

        

                                                 

                                              Содержание:

1.Пояснительная записка
2. Цели и задачи духовно-нравственного воспитания детей
дошкольного возраста 4-5 лет
3. Особенности духовно-нравственного воспитания дошкольников

4.Ожидаемые результаты работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста 4-5 лет

5. Обоснование используемых в образовательном процессе по духовно-
нравственному воспитанию детей дошкольного возраста
4-5 лет образовательных технологий, методов, форм организации
деятельности
6. Календарно-тематическое планирование по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста 4-5 лет
7. Разработка воспитательного мероприятия по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста 4-5 лет
8. Литература
9. Приложения

1. Пояснительная записка

    На протяжении последних двух  лет я веду работу по духовно-нравственному воспитанию детей средней группы МБДОУ д\с №6 «Золотой ключик».

   Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. «Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа. Как ни сложна, ни темна психология национальной связи, мы можем, однако, утверждать, что мы не можем созреть вне национальной культуры, которой мы должны проникнуться, чтобы присущие душе нашей силы могли получить развитие», — писал известный русский религиозный философ В.В. Зеньковский. Система духовно-нравственного воспитания ребенка строится на и через приобщения его к культурному наследию своего народа.
   Культура - это, прежде всего, система ценностей, закрепленная в традициях. Для удовлетворения духовных потребностей: в поиске жизненных целей, смысла, идеалов, высших ценностей, современной молодежи, в прямом смысле, на каждом шагу взамен настоящей культуры насильно подается духовная отрава, более опасная, чем нитраты или радиация, которыми все привычно запуганы. Невозможно отвернуться, невозможно уберечь детей от нравственной грязи, которая вылезает из всех информационных щелей. Права детей и семьи на духовную чистоту давно и грубо нарушены. Нормальные люди теряются в антикультурной среде обитания: среде распущенности, эгоизма, потребительства, грубой ругани, унижений и насилия, которыми перенасыщены даже мультфильмы и игрушки, а тут еще боевики и реклама. Происходит заметное "одичание" детей и молодежи. Норма и отклонение уже поменялись местами, особенно в попкультуре.
   Таким образом, сегодня как никогда актуальна системная организация духовно-нравственного воспитания, начиная с первых лет жизни и взаимодействие системы образования и здравоохранения по насущным проблемам молодой семьи: восстановление отечественной культуры пестования малышей, создание приближенной к традиционной предметно-развивающей среды.

2. Цели и задачи духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста 4-5 лет

Цель духовно-нравственного воспитания:
    Сохранение, формирование духовно-нравственного здоровья детей младшего дошкольного возраста 4-5лет в условиях организации работы в  дошкольном учреждении.

Задачи:

-Воспитание нравственных и эстетических чувств;

-Формирование базисных основ личности;

-Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности:

-к родному дому,семье,детскому саду,селу,стране;

-к культурному наследию своего народа;

- к природе родного края;

-Создании условий,обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка;

-Обеспечение обогащенного художественно-эстетического,познавательного развития.

Основные принципы работы
• Гуманистическая направленность (отношение педагога к воспитаннику как к ответственному субъекту собственного развития) реализуется путем формирования отношения к себе, к другим субъектам и объектам. (любовь к ближним, природе, бережное отношение к материальным ценностям, святыням нашего народа).
• Природосообразность (воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития человека сообразно его полу, возрасту, здоровью).
• Непрерывность и преемственность воспитательных воздействий (семьи, дошкольного учреждения, школы).

 
3. Особенности духовно-нравственного воспитания дошкольников

«Уклад слагается, формируется и закрепляется прежде всего и больше всего – в детстве». И.А. Ильин

    Кризисные социальные явления вызвали научный интерес к теоретическим вопросам и моделям интеграции православной педагогики для создания доброго, безопасного мира и повышения гуманитарного потенциала образования, как социального института, определяющего качество жизни. Во многих развитых странах давно введены специальные учебные предметы, посвященные знакомству с отечественной духовной и нравственной культурой. Отечественные мыслители и ученые А.А. Ухтомский, И.А. Ильин, М.М. Бахтин, В.В.Зеньковский и др. рассматривали воспитание как процесс приобщения личности к высшим ценностям отечественной духовной культуры, в которой органически осуществляется связь проблем педагогики с духом христианства. Идея В.В. Зеньковского о необходимости раскрытия внутренней связи подлинных и серьезных достижений современной педагогической мысли с глубоким православным пониманием человека, очень актуальна для развития педагогической культуры.
   Ведущие ученые (В.Г. Александрова, Б.С. Братусъ, Ф.Е. Василюк, Т.И. Петракова, В.В. Рубцов, В.И. Сластенин, В.И. Слободчиков) научно обосновали необходимость сближения психолого-педагогической науки и христианства в России. Построение современной педагогической науки движется в направлении возвращения на новом уровне постулатов души и духа, восстановлении понимания целостности личности во всех пространствах бытия: психофизическом, социальном, социокультурном и духовном.
   Крылатая фраза «Все начинается с детства» - как нельзя больше коллектируется с данным вопросом. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дрожание кружев с молодых листьев березы, и родные напевы, и восход солнца, и журчанье весенних ручьев. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
   Дошкольный возраст самый сенситивный (чувствительный) из всех возрастных периодов, именно в этом возрасте закладываются основы человеческой личности, ее нравственные и культурные ценности. Поэтому необходимо в этот период создать вокруг ребенка чистую, духовно-здоровую атмосферу для развития и воспитания в обществе, детском саду, семье. А в случае необходимости скорректировать негативные проявления в развитии воспитанника.
   Пятый год жизни является периодом интенсивного физического и психического развития. Дети активно овладевают связной речью, могут рассказывать небольшие рассказы, вспоминать о событиях личной жизни. В социальной психологии детства было показано, что гуманные отношения в детской группе развиваются от непосредственных реакций в пять-шесть лет – через опосредованные содержанием совместной деятельности в семь-восемь леи и затем к внутренне опосредованным. У них формируется умение подчинять свои желания требованиям взрослых, развивается чувство ответственности за порученное дело.
   В дошкольном детстве происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому в работе использовано самое действенное средство на дошкольника – игра, театральное действие, кукла, сказка. Герои просят совета у детей, рассуждают о своих поступках, уважительно относятся к старшим, просят прощения, если провинились, или прощают обидчикам, стремятся быть добрыми. Именно такими мы и хотим видеть наших детей.
   В данном контексте использование искусства (театра) в системе воспитательной работы выполняет роль ретранслятора социального опыта и культурного наследия, обеспечивает создание специальных условий для «врастания» ребенка в культуру. С его помощью происходит в основном передача духовного опыта человечества, способствующая восстановлению связей между поколениями. Оно в силу своей природы способно эффективно помочь ребенку построить целостную картину мира, научиться принимать решения в широком спектре жизненных ситуаций, преодолевать негативные эмоциональные переживания.

4. Ожидаемые результаты работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста 4-5 лет.
С помощью систематической работы по духовно-нравственному воспитанию,планируются следующие результаты:
• устойчивость навыков поведения;
• сформированность основ ценностных сфер личности;
• стабильность психического развития;
• целостность восприятия мира;
• воспитание всесторонне и гармонично развитой личности;
• формирование коллектива, где каждый самоценен, и все прибывают в гармонии друг с другом;
• развитие способностей к самосовершенствованию и самостоятельному творчеству;
• приобщение детей и взрослых к опыту православной культуры, знаниям о формах традиционного семейного уклада, пониманию своего места в семье и посильному участию в домашних делах.

    Главный результат, на который очень бы хотелось надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.

5. Обоснование используемых в образовательном процессе по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста 4-5 лет образовательных технологий, методов, форм организации деятельности

    В МБДОУ детский сад  №6«Золотой ключик» средняя группа  целенаправленно ведется работа по духовно-нравственному воспитанию.

Принципами отбора содержания образования являются:

• Научность и каноничность (сочетание современных достижений дошкольной педагогики, дошкольной психологии и специальной психологии с духовными установлениями).
• Многоуровневый подход (учет возрастных, индивидуальных возможностей, состояния психо-физического здоровья детей).

     Для реализации работы по духовно-нравственному воспитанию используются следующие методы: наглядно-действенный, словесно-образный, практический.
Наглядно-действенный метод используется во время:
- чтения педагогом художественной литературы;
- наблюдений;
- показа сказок (педагогом, детьми);
- рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
- воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях;
- экскурсий по селу, целевых прогулок;
- проведения дидактических и музыкально-дидактических игр;

    Словесно-образный метод представляется наиболее эффективным в процессе:

-чтения и обыгрывания литературных произведений воспитателем, родителями;
- бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;
- чтение сказок и стихотворений детьми, воспитателем с последующей драматизацией;
- ответов на вопросы педагога, детей;
- проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);
- сообщения дополнительного материала воспитателем;
-загадывания загадок;
- рассматривания наглядного материала;
- рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
-разбора житейских ситуаций;
- рассказов детей о своих впечатлениях;
- проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров;

    Практический метод используется, когда необходимо:
- организовать продуктивную деятельность;
- провести игры: дидактические («Хорошие и плохие поступки»), подвижные («Помоги дедушке»), малоподвижные («Мирилка»), и др.;
- изготовить, сшить кукол к сказкам;
- организовать постановку пьес, сказок, литературных произведений, а так же конкурсы, викторины;
-провести экскурсии различной направленности;
- организовать вечера с родителями, для родителей;
- изготовить с детьми наглядные пособия.

    Формы работы с детьми
-Проведение праздников, развлечений с последующим анализом.
- Просмотр слайд - фильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения.
- Экскурсии, целевые прогулки (по селу).
- Тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия).
- Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).
- Творческие вечера.
- Организация совместного проживания событий взрослыми и детьми.
- Продуктивная деятельность (например, открытки к празднику).

-Разучивание стихов, песен к празднику;

- Оформление фотоальбома «Наши праздники»;

- Выставки рисунков, открыток, поделок, выполненными детьми и детьми вместе со взрослыми;
- Посиделки-чаепития.


Литература:

1.Аверина Н.Г. О духовно – нравственном воспитании младших школьников./Н.Г. Аверина /Начальная школа – 2005 - №11
2. Петракова Т.И. Духовные основы нравственного воспитания. – М.,1997
3.Истоки:примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Под ред.Л.А.Парамоновой
4.Жуковская Р.И. и др.Родной край/Р.И.Жуковская,Н.Ф.Виноградова,С.А.Козлова;Под ред.С.А Козловой-3,М.:Просвещение,1990г.

5.И.В.Цветкова.Как создать программу воспитательной работы:Методическое пособие/И.В.Цветкова М.:Просвещение,2006г.
                                                                                                                                                                         

Приложение 1

Анкета для родителей

1. С какого возраста, по вашему мнению, должно начинаться духовно-нравственное воспитание?________________________
2. Хотели бы Вы, чтобы в ДОУ была организована работа по духовно-нравственному воспитанию в православных традициях?____________________________________________
3. Хотели бы Вы, что бы Ваш ребенок посещал данный кружок?______________________________________________
4. Какую информацию о работе кружков данного профиля Вы хотели бы получить?____________________________________
5. Ваши пожелания и предложения по организации деятельности по духовно-нравственному воспитанию_____________________
__________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо!

Приложение 2   Рекомендации родителям

1.В своих отношениях с ребенком придерживаться «позитивной модели».Хвалите его в каждом случае.когда он этого заслужил,подчеркивайте даже незначительные успехи.Помните,что дети дошкольного возраста игнорируют выговоры и замечания,но чувствительны к малейшей похвале.
2. Не прибегайте к физическому наказанию. Ваши отношения с ребенком должны основываться на доверии, а не на страхе. Он всегда должен чувствовать вашу помощь и поддержку. Совместно решайте возникшие трудности. Чаще говорите «да», избегайте слов «нет» и «нельзя».
3. Поручайте ему часть домашних дел, которые необходимо выполнять ежедневно (ходить за хлебом, кормить собаку и т. д.) и ни в коем случае не выполняйте этого за него.
4. Избегайте завышенных или, наоборот, заниженных требований к ребенку. Старайтесь ставить перед ним задачи, соответствующие его способностям.
5. Определите для ребенка рамки поведения – что можно и чего нельзя. Вседозволенность однозначно не принесет никакой пользы.
6. Не навязывайте ему жестких правил. Ваши указания должны быть указаниями, а не приказами. Требуйте выполнение правил, касающихся его безопасности и здоровья, в отношении остальных не будьте столь придирчивы.
7. Вызывающее поведение вашего ребенка – это его способ привлечь ваше внимание. Проводите с ним больше времени: играйте, учите, как правильно общаться с другими людьми, как вести себя в общественных местах, переходить улицу и другим социальным навыкам, духовно – нравственным качествам.
8. Дома следует создать для ребенка спокойную обстановку. Идеально было бы предоставить ему отдельную комнату
9. Не позволяйте ему долго сидеть у телевизора.
10. Помните! Ваше спокойствие – лучший пример для ребенка.
11. Воспитывайте у ребенка интерес к «доброму».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: "Воспитание духовно-нравственных качеств у дошкольников посредствам народных игр"

Приобщение дошкольников к национальной культуре, общечеловеческим ценностямпомогают заложить фундамент нравственности, патриотизма, формируют основы самосознания и индивидуализма....

"Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников"

Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников...

Воспитание духовно-нравственных качеств у дошкольников посредствам народных игр

Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно – исторического опыта поколений – одна из серьёзных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследи...

«Воспитание духовно-нравственных качеств у дошкольников посредством народных игр»

Педагогическая идея опыта заключается в воспитании духовно-нравственных качеств у дошкольников через познание культуры своей Родины посредствам народных игр....

«Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников в ходе организации проектной деятельности с детьми»

В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в ходе проектной деятельности....

Опыт работы "Влияние экологического воспитания на духовно-нравственное развитие личности дошкольника"

Экологическое воспитание - самое важное в наше время. Воспитанники, получившие определенные экологические представления, будут бережней относится к природе. В будущем это может повлиять на оздоровлени...

Доклад на тему "Формы и методы работы с дошкольниками по воспитанию духовно- нравственной культуры у дошкольников в условиях ФГОС ДО"

Вступивший в силу ФГОС ДО, закрепляет приоритет духовно - нравственного воспитания дошкольников. Одним из основных принципов, дошкольного образовательного учреждения, является приобщение дет...