Формы работы с семьей
консультация на тему

Чиркова Татьяна Григорьевна

Изложены принципы совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения, подробно описаны формы работы с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formy_raboty_s_semey.docx17.19 КБ

Предварительный просмотр:

Формы работы с семьёй.

Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний и навыков родителей; помощь педагогов родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий правильного воспитания детей; взаимодействие воспитателей и родителей в процессе развития детей.

Основным противоречием, возникающим при реализации задач сотрудничества детского сада и семьи, является недостаточное проведение различных форм и методов работы с родителями. На современном этапе в основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:

  • родители и педагоги являются партнёрами в воспитании и обучении детей;
  • это единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей;
  • помощь, уважение и доверие к ребёнку, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей;
  • знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми;
  • постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, его промежуточных и конечных результатов.

Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребёнка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребёнка, в преодолении, формировании ценных жизненных ориентаций.

Определяющая роль в установлении такого взаимодействия принадлежит педагогам. В современной практике для привлечения родителей к деятельности дошкольного учреждения, существуют разные формы работы с ними:

  •  Презентация дошкольного учреждения, цель которой познакомить родителей с ДОУ, его уставом, программой развития и коллективом педагогов; показать (фрагментарно) все виды деятельности по развитию личности каждого ребёнка. В результате такой формы родители получают полезную информацию о содержании работы с детьми, услугах, оказываемых специалистами (логопедом, психологом и т.д.).
  •  Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей, цель которых познакомить родителей со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ.

Воспитатель при проведении занятия может включить в него элемент беседы с родителями (ребёнок может рассказать что-то новое гостью, ввести его в круг своих интересов).

  •   Педагогический совет с участием родителей, цель которого привлечь родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье на основе учёта их индивидуальных потребностей.
  •  «Круглый стол» с родителями, цель такой формы, в нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсудить с родителями актуальные проблемы воспитания. На заседание «круглого стола» приглашаются родители, письменно или устно выразившие желание участвовать в обсуждении той или иной темы со специалистами.
  •  Конференция с родителями. На конференции в занимательной форме педагоги, профильные специалисты и родители моделируют жизненные ситуации, проигрывая их. Это даёт возможность родителям не только накапливать профессиональные знания в области воспитания детей, но и устанавливать доверительные отношения с педагогами и специалистами.
  •  Общие собрания с родителями. На таких собраниях обсуждаются общие организационные вопросы совместной работы всего дошкольного учреждения. На каждом собрании избираются председатель и секретарь (из родителей), ведётся регистрация присутствующих. Планирует и проводит общее собрание заведующая ДОУ совместно с родительским комитетом и воспитателями.
  •  Педагогические беседы с родителями. Это наиболее доступная форма установления связи педагога с семьёй, она может использоваться как самостоятельно, так и в сочетании с другими формами: беседа при посещении семей, на родительском собрании, консультации. Цель таких бесед – оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам.
  •  Посещение семей. Воспитатель каждой возрастной группы должен посетить семьи своих воспитанников. Каждое посещение имеет свою цель. Цель первого посещения – выяснить общие условия семейного воспитания. Повторные посещения планируются по мере необходимости и предусматривают более частные задачи, например проверку выполнения рекомендаций, которые были ранее даны воспитателем; знакомство с положительным опытом семейного воспитания; выявление условий подготовки к школе и т.д.

А также проводятся тематические консультации (плановые и неплановые, индивидуальные и групповые), лекции, семинары, работа творческих групп по интересам, конкурсы, викторины, работа кружков, совместные с родителями мероприятия и т.д.

Эти формы могут стать эффективными только в том случае, если мы найдем индивидуальный стиль взаимоотношений с каждым родителем. Очень важно расположить к себе родителей, завоевать их доверие, вызвать на откровенность, разбудить желание поделиться с педагогом своими мыслями, сомнениями. Всё это поможет лучше понять ребёнка, найти оптимальные способы решения проблем воспитания конкретной личности в ДОУ и дома.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на КМО из опыта работы: "Формы работы с семьей по изучению второго языка"

В данном материале излагаются необходимые рекомендации родителям для гармоничного развития дошкольника....

Работа с родителями. «Диалог как форма работы с семьей. Педагогические идеи по повышению родительской активности»

В настоящее время актуальной считается задача по осуществлению взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников. Различные формы работы детского сада с семьей позволяют перестроить взаимоотношения субъектов...

Формы работы с семьей по внедрению оздоровительных мероприятий в семье

В своей работе я стараюсь раскрыть современнын подходы по оздоровлению детей в детском саду....

Доклад из опыта работы "Детско-родительская студия как эффективная форма работы с семьей"

Детско-родительская студия – особая форма взаимодействия между участниками, предполагающая взаимный обмен опытом, знаниями по проблемам развития и воспитания детей, способствующая углублению понимания...

Работа с родителями «Использование разнообразных форм работы с семьей в ДОУ»

Цель: установление партнерских отношений между педагогами, родителями и детьми; вовлечение семьи в общеобразовательный процесс;Задачи:ü привлечь родителей к активной деятельности, через проведение сов...

Обобщение опыта работы педагога-психолога Заговорич И.М. по нетрадиционным формам работы с семьей в виде клуба Знаек-Познаваек

Данная работа содержит описание функционирования клуба как формы организации работы с родителями по вопросам воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста. В нашем случае клуб «Знаек-Позн...