Консультация для родителей детей подготовительной к школе группы "Развитие познавательных интересов вашего ребенка"
статья (подготовительная группа) на тему

Материал может использоваться в виде папки-передвижки или как часть родительского собрания

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей детей подготовительной к школе группы

«Развитие познавательных интересов вашего ребенка»

                                                       Воспитатель: Кузнецова Татьяна Ивановна,                                                                   ГБДОУ детский сад № 44 компенсирующего вида Колпинского района Санкт-Петербурга

     Скоро ваши дети станут школьниками. Что принесет им школьная жизнь? Будет ли она успешной, радостной или омрачится неудачами, огорчениями?  Во многом это зависит от того, как мы подготовим ребенка к обучению в школе, насколько сумеем сформировать у него те качества, которые определяют эффективность обучения.

     При подготовке ребенка к школе большое значение имеет воспитание у него внутренней потребности в знаниях. Стремление узнавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений, действительности, желание вникнуть в их сущность, найти имеющиеся между ними связи и отношения характеризуют развивающийся познавательный интерес. Познавательный интерес – это стремление к знанию, которое соединяется с радостью познания и побуждает человека как можно больше узнать нового, выяснить непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, в желании проникнуть в сущность, найти имеющиеся между ними связи и отношения (Т.А.Куликова). Познавательные интересы на пути своего развития характеризуются познавательной активностью, избирательной направленностью, стремлением самостоятельно решать проблемные вопросы, познавательные задачи, устанавливать причинно-следственные связи. Они включают в себя интеллектуальную активность в сочетании с эмоциональным отношением и волевым усилием. Под влиянием активной мыслительной деятельности ребенок оказывается способным к более длительной и устойчивой сосредоточенности внимания, проявляет самостоятельность при решении умственной или практической задачи.

     Условием возникновения познавательного интереса является установление связи между имеющимся опытом и вновь приобретенными знаниями. Дошкольник легче запоминает и воспроизводит интересный для него материал, поэтому при организации деятельности детей необходимо учитывать их интересы. Развитие познавательных интересов и активности, самостоятельности личности - процессы взаимообусловленные. Познавательный интерес порождает активность; в свою очередь повышение активности укрепляет и углубляет познавательный интерес. Свойство активности как черты личности складывается в деятельности различного плана (игровой, познавательной, трудовой). Познавательная активность, обретая черты интеллектуального и эмоционального отклика на решение различных задач обучения, создает у ребенка желание более чутко прислушиваться и присматриваться к тому, что происходит вокруг, искать занимательные вопросы в обыденной жизни. Для развития активности, самостоятельности как личностных качеств, важную роль играет то, чтобы ребенок выступал как субъект деятельности. Если деятельность ребенка будет всегда только исполнительской, подражательной, побуждения к деятельности ребенка будут всегда исходить только от взрослого, а его собственная активность не будет опираться на внутреннюю среду, интерес в своем развитии будет испытывать колебания ситуативного порядка, а при отсутствии побуждений извне и вовсе угаснет. Поэтому для развития познавательного интереса к истории предметного мира необходима деятельность поискового, творческого характера, где ребенок выступает как субъект деятельности.

    Творческие процессы в развитии познавательных интересов активизируют воображение, фантазию, предвосхищение, озарение и создание новых образов. Более того, под влиянием познавательного интереса активизируются не только указанные процессы, но и вся познавательная деятельность, лежащая в основе поисковой исследовательской деятельности.

                   

     В детском саду виды совместной образовательной деятельности педагогов с детьми разнообразны по тематике и содержанию, используются все возможности для организации их в игровой, занимательной обстановке. Созданы условия для опытно-исследовательской деятельности, что стимулирует развитие предпосылок логического мышления и умения устанавливать причинно-следственные связи.

     В группе с детьми проводятся дидактические и развивающие игры, способствующие развитию их комбинаторских способностей, понятий анализа и синтеза. Познавательный интерес дошкольника отражается в его играх, рисунках и других видах творческой деятельности. Очень большое значение имеет отношение окружающих взрослых к проявлениям творчества и самостоятельности детей-дошкольников. Зачастую родители, сами того не сознавая, уделяют основное внимание материальной обеспеченности детей, не придавая особого значения тому, какие условия созданы для их развития. Порой из самых добрых побуждений родители стараются сделать все вместо ребенка, а не вместе с ним, тем самым перекрывая путь к развитию самостоятельности, творческого начала.

     Пытливость мысли и интересы ребенка проявляются в его вопросах.  К детским вопросам необходимо относиться внимательно и бережно, отвечать на них таким образом, чтобы поддержать и углубить любознательность и познавательные интересы детей (см. приложение — памятку на тему «Как отвечать на детские вопросы»).

Приложение

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Как отвечать на детские вопросы?»

  • Относитесь к вопросам ребенка с уважением, не отмахиваясь от них. Внимательно вслушайтесь в детский вопрос, постарайтесь понять, что заинтересовало ребенка в том предмете, явлении, о котором он спрашивает.

  • Давайте краткие и доступные пониманию дошкольника ответы, избегайте при этом сложных слов, книжных оборотов речи.

  • Поощряйте самостоятельную мыслительную деятельность ребенка, отвечая на его вопрос встречным: «А ты как думаешь?».

  • В ответ на вопрос ребенка постарайтесь вовлечь его в наблюдение за окружающей действительностью, прочесть ему книгу, вместе найти ответ в энциклопедии, рассмотреть иллюстративный материал.

  • Отвечая на вопрос ребенка, воздействуйте на его чувства, воспитывайте чуткость, гуманность, тактичность к окружающему миру.

  • Если ответы на вопросы ребенка требуют сообщению сложных, недоступных пониманию дошкольника знаний, не бойтесь ему сказать: «Пока ты мал и не сможешь многое понять. Будешь учиться в школе, о многом узнаешь, сможешь сам ответить на свой вопрос».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей детей подготовительной к школе группы «Обучение детей звуковому анализу слова».

Основная задача работы по подготовке к обучению грамоте – это формирование у детей общей ориентировке в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова. Под звуковым анализом слова понимае...

Консультация для родителей детей подготовительной к школе группы «Нам пора в школу»

Ваш ребёнок скоро идёт в школу. «А готов ли он?», — с волнением думают родители...

Консультация для родителей детей подготовительной к школе группы «Как обучают детей звуковому анализу слов».

Консультация для родителей детей подготовительной к школе группы«Как обучают детей звуковомуанализу слов»....

Консультация для родителей детей подготовительной к школе группы «Игры при подготовке ребенка к школе»

Повышение компетенции родителей в вопросах развития дошкольника; оказание практической помощи родителям будущих первоклассников....

Индивидуальная консультация для родителей детей 6 лет по развитию познавательного интереса.

Цель:  расширение представления родителей о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста.Задачи:...

Консультации для родителей "Дети и музыка. Слушать или нет?" "Зачем вашему ребенку музыка?"

Консультации для родителей "Дети и музыка. Слушать или нет?" "Зачем вашему ребенку музыка?"...