Проект « Формирование благоприятных условий социальной адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения при помощи использования изобразительной деятельности».
методическая разработка (младшая группа) на тему

Ракова Елена Валентиновна

Дети часто тяжело привыкают к детскому саду, они попадают в новую среду, к незнакомым людям. Часто адаптация сопровождается нервными и эмоциональными расстройствами. Изобразительное творчество является одним из любимейших занятий детей. У ребенка возникает вполне естественное желание передать в рисунках свои впечатления от увиденного и пережитого. Он берет в руки карандаши, краски, кисти, бумагу, и начинается процесс творчества. С его помощью малыш может преодолеть свой страх перед незнакомым местом, людьми, вследствие чего процесс адаптации пройдет легче.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1111.docx131.22 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

« Формирование  благоприятных условий социальной адаптации  детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения при помощи использования изобразительной деятельности».

Список литературы

    1.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155)

2. Конвенция ООН о правах ребёнка

3.Смирнова Е. Ранний дошкольный возраст: становление произвольного поведения.// Дошкольное воспитание, №3, 1998.

          4.Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками. / Е.О. Смирнова. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2000.

       5. Смирнова Е. Ранний дошкольный возраст: становление произвольного поведения.// Дошкольное воспитание, №3, 1998.

      6.Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций. М., 2004

    7.Печора К.Л., Пантюхина, Г.В., Голубева, Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях / К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Л.Г. Голубева. – М.: ВЛАДОС, 2003

    8.Полуянов Ю.А. Диагностика общего и художественного развития детей по их рисункам. М.; 2000.

    9.Степанова Г. Эмоциональные состояния ребенка-дошкольника и их педагогическая оценка в условиях детского сада / Г.Степанова // Дошкольное воспитание. –1998. – №5.

    10.Эльконин Д.Б. Психология детей дошкольного возраста. / Д.Б. Эльконин. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 1998.

ПРОЕКТ  формирования  благоприятных условий социальной адаптации  детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения при помощи использования изобразительной деятельности.

Проект по срокам-среднесрочный

Автор проекта :Ракова Елена Валентиновна

Должность : воспитатель младшей группы

Организация : МБДОУ «Кирский детский сад «Тополёк»

Возраст детей: от 1,5 до 4 лет.

ВВЕДЕНИЕ

1.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155)

I. Общие положения

1.2. Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации и с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка (2), в основе которых заложены следующие основные принципы:

1) поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;

2) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей;

3) уважение личности ребенка;

4) реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

1.3. В Стандарте учитываются:

1) индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее - особые образовательные потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;

1.4. Основные принципы дошкольного образования:

1) полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

5) сотрудничество Организации с семьёй;

6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

1.6. Стандарт направлен на решение следующих задач:

1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

II. Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему

2.3. Программа формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объём, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).

2.4. Программа направлена на:

создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;

2.6. Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области):

социально-коммуникативное развитие;

познавательное развитие;

речевое развитие;

художественно-эстетическое развитие;

физическое развитие.

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

2.8. Содержание Программы должно отражать следующие аспекты образовательной среды для ребёнка дошкольного возраста:

1) предметно-пространственная развивающая образовательная среда;

2) характер взаимодействия со взрослыми;

3) характер взаимодействия с другими детьми;

4) система отношений ребёнка к миру, к другим людям, к себе самому.

  С приходом в детский сад или другое дошкольное учреждение у ребенка начинается новый этап в его жизни. Ведь воспитание в коллективе вырабатывает у малыша позитивные социальные стереотипы поведения – самостоятельность, внимание к окружающим, готовность помочь другому, а также способность находиться в группе детей.

Е. Смирнова пишет: «Ребенку нужно общество сверстников, других детей. Возможно, такое утверждение покажется странным: ведь дети раннего возраста еще не умеют играть вместе — только рядом. Но они склонны к подражанию и способны заражать друг друга тем или иным состоянием: не только плачем или испугом, но и радостью, смехом, веселой беготней — и получают от этого несказанное удовольствие» .

                КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ

Дети часто тяжело привыкают к детскому саду, они попадают в новую среду, к незнакомым людям. Часто адаптация сопровождается нервными и эмоциональными расстройствами. Изобразительное творчество является одним из любимейших занятий детей. У ребенка возникает вполне естественное желание передать в рисунках свои впечатления от увиденного и пережитого. Он берет в руки карандаши, краски, кисти, бумагу, и начинается процесс творчества. С его помощью малыш может преодолеть свой страх перед незнакомым местом, людьми, вследствие чего процесс адаптации пройдет легче.

Гипотеза – использование педагогом  изобразительной деятельности  обеспечивает положительное эмоциональное состояние ребенка в период адаптации к ДОУ.

Цель проекта - формирование  благоприятных условий социальной адаптации  детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения при помощи использования изобразительной деятельности.

Задачи:

  1. Изучить и проанализировать состояние проблемы адаптации дошкольников к ДОУ и их эмоциональных состояний в этот период в психологии и педагогике.

  1. Проанализировать педагогические условия изобразительной деятельности, способствующие снятию эмоционального напряжения в период адаптации ребенка к ДОУ

  1. Анкетирование родителей.
  2. Диагностика детей раннего  возраста в группе.
  3. Составление плана действий.
  4. Реализация проекта.
  5. Подведение итогов.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  1.    Изучена и проанализирована  проблема адаптации дошкольников к ДОУ и их эмоциональных состояний в этот период в психологии и педагогике.

  1.  Проанализированы педагогические условия изобразительной деятельности, способствующие снятию эмоционального напряжения в период адаптации ребенка к ДОУ

  1.    Проведено анкетирование родителей.
  2.   Проведена диагностика детей раннего  возраста в группе.
  3. составление плана действий.
  4.  Проект реализован
  5. Выведены результаты работы.

Особенности адаптации детей младшего дошкольного возраста

Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. «Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, т. е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды).»

Процесс социально-психологической адаптации распадается на несколько стадий:

а) ознакомление;

б) ролевую ориентацию;

в) самоутверждение.

Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. Каждый ребенок привыкает по-своему.

Однако в процессе адаптации можно отметить некоторые закономерности

Во-первых, до 2-3 лет ребенок не испытывает потребности общения со сверстниками, она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же.. Дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере в ДОУ. Эти страхи - одна из причин затрудненной адаптации ребенка к ДОУ.

  Под прессом стресса ребенок обычно изменяется настолько, что может забыть почти все навыки самообслуживания, которые уже давно усвоил и которыми успешно пользовался дома. Его приходится кормить из ложечки и умывать, как будто бы младенца. Он «не умеет» одеваться, раздеваться и пользоваться носовым платком. Не знает, когда надо говорить спасибо. Однако же по мере адаптации ребенка к условиям организованного коллектива, он «вспоминает» вдруг забытые им навыки, дополнительно легко усваивая новые.

У некоторых малышей на фоне стресса, при тяжелой степени адаптации меняется и речь, регрессируя. Словарный запас малыша скудеет, и он на несколько ступенек словно опускается вдруг вниз, при разговоре употребляя младенческие или облегченные слова. Предложения становятся односложными, причем состоят в основном из глаголов. При легкой степени адаптации – речь или же не изменяется совсем, или описанные изменения касаются ее чуть-чуть.

    В три года познавательная деятельность тесно связана с игрой. Поэтому малыш, впервые придя в детский сад, нередко не интересуется игрушками и не желает интересоваться ими. Ему не хочется знакомиться со сверстниками, понять, что происходит рядом с ним. Его познавательная деятельность заторможена. Но, как только проснется интерес к новому, активность стресса станет минимальной и в скором времени исчезнет насовсем.

  1. В процессе адаптации педагогом решаются следующие задачи.

 Установить с ребенком такие отношения, чтобы воспитатель стал для него близким человеком.

Показатель того, что цель достигнута:

  • Ребенок охотно идет от матери к воспитателю;
  • Улыбается, радуется, когда видит воспитателя;
  • Успокаивается от общения с воспитателем;
  • Ребенок обращается за помощью к воспитателю.
  1. Помочь ребенку привыкнуть к новой для него обстановке и ориентироваться в ней.

Показатель того, что цель достигнута:

  • Ребенок знает расположение и назначение комнат;
  • Знает, где находятся предметы для его личного пользования: кровать, полотенце, салфетка, верхняя одежда и т. д.
  1. Помочь ребенку как можно легче и быстрее привыкнуть к новой для него организации жизни.

Показатель того, что цель достигнута:

  • ребенок легко подчиняется режиму;
  • сохраняет хорошее настроение не только около взрослого, но и играя самостоятельно.
  1. Помочь ребенку установить правильные взаимоотношения со сверстниками.

Показатель того, что цель достигнута:

  • ребенок охотно играет с детьми;
  • спокойно относится к тому, что во время кормления, одевания, умывания его обслуживают не первым;
  • ребенок спокойно относится к тому. что игрушками играет не только он, но и другие дети

Целью воспитателя является создание эмоционально-комфортных условий в группе. Это залог успешности решения всего комплекса и образовательных задач, формирования эмоциональной сферы детей и благополучной адаптации детей.

Таким образом, можно выделить некоторые наиболее важные особенности детей раннего возраста:

  • Ведущей деятельностью в раннем возрасте является предметная деятельность, которая носит социальный характер;
  • в раннем возрасте развиты сенсомоторные потребности;
  • в этом возрасте складывается определенное отношение к окружающим его людям, явлениям, а в соответствии с этим – и различное поведение;
  • детям раннего возраста трудно сосредоточиться на однообразной, непривлекательной для них деятельности, в то время, как в процессе игры они достаточно долгое время могут оставаться внимательными;
  • поведение ситуативно и почти всегда складывается из импульсивных поступков;
  • форма общения со взрослыми преобладает ситуативно-деловая, но начинает формироваться внеситуативная.
  • В этом возрасте ребенок эмоционально чувствителен, поэтому в обучении детей раннего возраста особую роль играют положительные эмоции.

       Художественная деятельность детей младшей группы

В формировании личности ребенка большое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природных материалов и т.д. Изобразительная деятельность дошкольников как вид художественной деятельности должна носить эмоциональный, творческий характер. Педагог должен создавать для этого все условия: он, прежде всего, должен обеспечить эмоциональное, образное восприятие действительности, формировать эстетические чувства и представления, развивать образное мышление и воображение, учить детей способам создания изображений, средствам их выразительного исполнения.

На занятиях художественной деятельностью развивается речь детей: усвоение и название форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдений за предметами, при обследовании предметов, построек, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи.

В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность. Для создания рисунка, лепки, аппликации необходимо приложить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть определенными умениями. Художественная деятельность дошкольников учит их преодолевать трудности, проявлять трудовые усилия, овладевать трудовыми навыками. Сначала у детей возникает интерес к движению карандаша или кисти, к следам оставляемыми ими на бумаге; постепенно появляются новые мотивы творчества – желание получить результат, создать определенное изображение.

Освоение трудовых умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. У детей воспитываются умения трудиться, добиваться желаемого результата.      Изобразительное творчество является одним из любимейших занятий детей. Необходим большой запас зрительных образов и впечатлений, творческое воображение. У ребенка возникает вполне естественное желание передать в рисунках свои впечатления от увиденного и прочитанного. Он берет в руки карандаши, краски, кисти, бумагу, и начинается процесс творчества.

В возрасте 1-2 года ребенок не испытывает потребности рисовать .Если в поле зрения малыша оказывается материал или взрослый дает лист бумаги и карандаш, он начинает манипулировать ими.  Поэтому взрослым очень важно позаботиться о том, чтобы в поле зрения малыша оказались изобразительные материалы. Чем ярче и привлекательнее они будут, тем лучше. Это могут быть цветные карандаши, фломастеры, бумага. Ребенок быстрее их заметит, если они будут лежать на видном месте, положенные отдельно от других предметов.

В этом возрасте малыши еще не могут изображать предметы. Этот период исследователи называют доизобразительным. Деятельность носит характер манипуляций с кисточкой или карандашом. Надо дать ему возможность «изжить» желание черкать по бумаге, заполнять пространство листа. Рука ребенка движется взад и вперед непроизвольно, получаются повторяющиеся неотрывные штрихи. Направление и форма штриха часто определяется случайным положением руки. Это так называемый штриховой период. Движение руки организует ритм, однородные движения повторяются многократно

К полутора годам появляются более ритмичные ломаные или прямые линии, «мотки». Ребенок переходит к неотрывным круговым движениям (на листе появляются спирали, круги разных форм и размеров), стремится заполнить весь лист. Передвигая руку по листу, он получает спирали. Первые каракули имеют зигзагообразный характер.

Вo втором полугодии второго года жизни движения совершенствуются. Отдельные линии приобретают разнообразный характер: закругляются, ломаются под углом, появляются зигзаги, перекрещенные линии. Неотрывное повторение однородных движений служит для получения пятна, выделяющегося на фоне листа. Это период каракуль.

Взрослым в этот период очень важно показать ребенку, что в штрихах, точках, линиях, каракулях можно увидеть какое-то содержание, образ. Но сначала целесообразно дать ему возможность самому сделай, открытие, увидев в штрихах и линиях кошечку, яблочко или машинку. Возникает так называемый ассоциативный образ.

 Малыш должен как следует освоить один способ (это может занять неделю или даже пару месяцев), и только потом можно вводить новый. Также вводятся и новые способы изображения – вертикальные, горизонтальные и наклонные линии, замкнутые и спиралевидные формы. Получившиеся рисунки ребенок пытается ассоциировать по форме, цвету с известными ему предметами. В этом возрасте возникают первые попытки назвать изображение. Поэтому взрослому необходимо обыгрывать и наполнять смыслом все, что появляется на листе: «солнышко светит», «тучка приплыла - все небо закрыла, «дождик кап-кап – лужа», «травка-муравка», «дорожки бегут и по ним ножки бегут - топ-топ-топ» и т.д

В 2-3 года малышей начинают активно интересовать книжки-раскраски. При этом контур не играет для них роли ограничителя, как для более старших детей. Они узнают образ, радуются и начинают рисовать скорее на основе картинки, чем в ее пределах. Проявляется это очень индивидуально. Одни дети рисуют крупными цветовыми пятнами как живописцы, другие «идут» по контуру как графики, третьи ставят маленькие пятнышки, полоски или мазки.

Рисование в книжках-раскрасках яркими гуашевыми красками необыкновенно увлекает малышей. Они не ограничиваются пределами контура, свободно выходят за него (травка возле цыпленка, море под корабликом). Создают свой сюжет, начинают играть (двигают картинку по столу, будто паровозик бежит или жучок ползет) и звукоподражанием передают урчание, гудение, шипение... Конечно, поначалу малышам это надо показать («Цыпленок пошел гулять, давай нарисуем травку и цветочки. Покорми цыпленка - нарисуй зернышки или червячка»). Если же их не остановить вовремя («Молодец - красивый кораблик получился, давай его покажем бабушке») или не переключить на другой рисунок («Ой, ой, вот цыпленок плачет, он замерз, давай ему поможем - нарисуем желтое платьице-пушок»), дети закроют цветовыми пятнами весь лист, так что невозможно будет разглядеть начальный рисунок .

Таким образом, изобразительная деятельность ребенка составляет преимущественный вид детского творчества в раннем возрасте, деятельности: способствует снятию тревожности, агрессии, интенсивного развития эмоционального мира и общения.

Из проведенного теоретического анализа возможно выявить организационные педагогические условия, способствующие созданию изобразительной деятельности, и созданию его адаптации к детскому саду.

К организационным условиям мы относим:

1. насыщенная предметно игровая среда.

2. Постепенное увеличение времени пребывания в детском саду.

3. Использование всех доступных поверхностей и природных материалов для изобразительной деятельности.

4. Позиция наблюдателя на первых днях.

5. Использование расширенного спектра материалов для творчества

детский учреждение дошкольник адаптация изобразительный


Диагностическое изучение эмоциональных состояния детей до эксперимента

Диагностическое исследование подразумевает подготовительную работу по сбору информации о ребенке, его семье, уровне его подготовленности к дошкольному учреждению, об индивидуальных особенностях вашего ребенка, что ему нравиться, что нет, каковы его умения и навыки, в какой помощи он нуждается, какие методы поощрения и наказания приемлемы для ребенка.

В работе были использованы следующие методики:

  • изучение эмоциональных состояний детей;
  • прогноз готовности детей к детскому саду по психолого-педагогическим параметрам.

В исследовании приняли участие 5 детей 2,5 – 3 лет, которые недавно поступили в первую младшую группу детского сада

Исследование и анализ результатов были проведены в сотрудничестве с  родителями данной группы детского сада.

В качестве основных методов, позволяющих выявить особенности эмоционального развития и оценить эмоциональное состояние ребенка, используются наблюдение, эксперимент. Этими методиками могут успешно пользоваться как специалисты-психологи, так и воспитатели, которые, наблюдая ребенка каждый день, имеют возможность тщательно исследовать его поведение в реальных жизненных обстоятельствах. Регулярное наблюдение позволяет достаточно объективно оценить эмоциональное состояние ребенка в условиях детского сада – при взаимодействии с воспитателем и со сверстниками, в процессе организационной деятельности и отдельных режимных моментах.

Наблюдения за ребенком должны происходить в естественной ситуации: в группе, на прогулке, во время прихода в детский сад и ухода из него.

Т.А. Данилина, В.Я. Зедгенидзе, Н.М. Степина выделяют следующие ситуации, в которых эмоциональное состояние ребенка проявляется наиболее ярко, что дает невозможность пронаблюдать и оценить степень эмоционального реагирования ребенка на данные воздействия.

  • Страх
  • Приход в детский сад, появление где-нибудь;
  • незнакомая удивительная игрушка;
  • поломка игрушки;
  • плач, крик сверстника, друга;
  • нападение сверстника, друга;
  • незнакомый звук;
  • воспитатель запрещает, ругается, кричит;
  • незнакомая комната;
  • появление незнакомых взрослых или детей;
  • приближение незнакомых людей.
  • Гнев
  • Уход матери;
  • желание иметь что-то, чем обладает сверстник;
  • желание иметь что-то, чем обладает воспитатель;
  • желание иметь что-то, что нельзя взять;
  • трудная игрушка, поломка игрушки;
  • внимание близкого обращено на другого ребенка;
  • другой ребенок забирает игрушку, нападает, дразнится, прячет игрушку;
  • воспитатель забирает игрушку;
  • физическое наказание;
  • воспитатель обижает, ругается;
  • наличие препятствия;
  • возвращение матери.
  • Радость
  • Приход, прибытие куда-либо;
  • Выполнение задания;
  • Смотрит в зеркало на себя;
  • Смотрит в зеркало на другого ребенка, друга;
  • Сверстник дурачится;
  • Внимание, похвала другого человека при взаимодействии, общении;
  • Смешной (незнакомый) звук;
  • воспитатель дурачится, напевает.
  • Печаль
  • приход в детский сад;
  • уход матери, близкого взрослого;
  • игра, общение со сверстниками;
  • невнимание со стороны взрослого;
  • наказание, порицание взрослого;
  • трудности при выполнении задания;
  • сверстники не принимают в игру.
  • Интерес
  • приход в группу, прогулка;
  • незнакомый взрослый;
  • незнакомый сверстник;
  • новая игрушка;
  • незнакомая игра;
  • рассказ взрослого или показ чего-либо;
  • проявление интереса на прогулке, во время занятия к предметам окружающей среды, явлениям природы;
  • подготовка к праздникам.
  • Удивление
  • появление чего-либо/кого-либо в группе;
  • незнакомая игрушка;
  • на занятиях (прогулке) услышал или увидел что-то новое;
  • новая игра;
  • знакомый сверстник, друг ведет себя по-другому;
  • близкий взрослый общается иначе.

Поскольку основным методом оценки эмоционального состояния ребенка является наблюдение, используются следующие таблицы фиксации результата.

Таблица 1. Шкала оценки проявления эмоционального состояния

Степень выраженности

Характеристика

Способы проявления

1-я степень

 внешние проявления негативных эмоций отсутствуют или выражены незначительно

2-я степень

Эмоциональные проявления выражены средне

Мимика, поза, слова и т.д.

3-я степень

Эмоции выражены сильно

Мимика, речь, двигательная активность

Таблица 2. Шкала оценки проявления эмоционального состояния

 

1-я степень

2-я степень

3-я степень

Страх

спокоен, нерешителен, малоактивен

хмурит брови, возбужден, напряжен

отказывается смотреть, убегает, плачет, хватается за близкого, замирает, визжит

 Гнев

спокоен, хмурит брови, смотрит угрюмо

убегает, крепко зажмуривается, колотит руками, сжимает кулаки

все отвергает, плачет, дерется

Радость

расслаблен, слегка улыбается

обнимается, активно играет, широко улыбается

размахивает руками, прыгает, хвастается, хохочет, дурачится, восторженно кричит

 Печаль

спокоен, малоактивен,

хмурит брови, кривит губы, сдерживает слезы

плачет, все отвергает, капризничает

Интерес

практически не интересуется ничем новым, предпочитает старые игрушки, уклоняется от незнакомых

играет с новыми игрушками, улыбается при встрече с новым

активно интересуется всем происходящим, задает вопросы взрослым

Удивление

не выказывает удивления, не обращает внимания на необычное

широко открывает глаза и рот от удивления,

подбегает к тому, что его удивило, расспрашивает окружающих об этом

.

По результатам оценки проявления эмоционального состояния детей мною были получены следующие данные:

Рис. 1. Оценка проявления эмоционального состояния детей степени выраженности эмоционального состояния до проведения работы

Первая степень выраженности обнаружена у 14% детей . Вторая степень выраженности – у 57% детей. Третья степень выраженности – у 29% .

Второй этап исследования заключался в определении психолого-педагогических параметров определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение ( Приложение 1) Полученные данные представлены на диаграмме ( Рис.2.)

Рис. 2. Оценка готовности детей к ДОУ по психолого-педагогическим параметрам

14% детей группы.  57% детей условно готовы, 29% детей были не готовы к поступлению в ДОУ

Художественная деятельность как одно из средств адаптации детей к ДОУ

Как уже говорилось ранее, в период адаптации у ребенка возникает переделка ранее сформированных динамических стереотипов и, помимо иммунной и физиологической ломки, происходит преодоление психологических преград. Стресс может вызвать у малыша защитную реакцию в виде отказа от еды, сна, общения с окружающими, ухода в себя и др. Поэтому в период адаптации с детьми необходимо проведение особой работы, чтобы облегчить этот процесс.

Для оптимального осуществления периода адаптации переход ребенка из семьи в дошкольное учреждение необходимо сделать по возможности более плавным. Здесь начинается второй этап нашего исследования – вхождение ребенка в группу – его первая неделя в детском саду. Во время работы, чтобы следить, как проходит адаптация на каждого ребенка заполняется лист адаптации ( Приложение 2.)

Направления работы педагога:

  1. Работа непосредственно с ребенком
  • работа, не связанная с художественной деятельностью;
  • занятия художественной деятельностью.
  • 2 направление. Занятия художественной деятельностью.

1 направление. Работа, не связанная с художественной деятельностью.

2 направление. Занятия художественной деятельностью.

Конечно, ребенок раннего возраста еще не способен четко выразить в рисунках свои страхи, но, тем не менее, занимаясь рисованием, малыш отвлекается от своих переживаний, связанных с отсутствием мамы.

Даже непоседливый ребенок, который не может усидеть на одном месте 2 минуты, может спокойно заниматься рисованием 10-15 минут.

Художественная деятельность позволяет людям справиться со многими психологическими проблемами. В том числе и со стрессами. Поскольку ребенок младшего дошкольного возраста ограничен в способах избавления от стресса, связанного с периодом адаптации, на помощь ему может придти только игра и художественная деятельность. Занимаясь художественной деятельностью, малыш отвлекается от своих переживаний, связанных с отсутствием мамы, учится ориентироваться в новой для себя ситуации общения с детьми.

Продолжительность занятий: от 5 до 15 минут каждый день (начиная с 5 минут, постепенно увеличивая интервал до 15 минут), сначала индивидуально с каждым малышом, позже по подгруппам.

На занятиях были использованы различные виды игр, некоторые из которых представлены в Приложении 4.

Работа педагога основывалась на следующих принципах:

  • не ограничивать ребенка и не навязывать своего мнения. Педагог является лишь направляющим.
  • проявлять внимательное и терпеливое отношение к детям, которое проявляется в том, что ребенок чувствует к себе любовь и принятие таким, какой он есть.

Материал должен быть достаточно прочным, так как малыш, исследуя эти вещи, не всегда использует их по назначению. Например, лучше дать фломастер с толстым стержнем, а вместо хрупких карандашей – цветные шариковые ручки. Не следует одновременно давать слишком много материала, это рассеивает внимание малыша. Он может катать, бросать карандаши, стучать ими, просовывать в какую-нибудь щель, пробовать на вкус и т.д. Бумагу он будет мять, и рвать на мелкие кусочки.

На занятиях использовались такие виды художественной деятельности, как рисование на бумаге (кисточками, руками), рисование красками на камне, рисование на песке, аппликация, лепка из теста.

  1. Рисование на бумаге руками и кисточками.
  • знакомство с материалами (краски, ручки и бумага);
  • рисование пальчиковыми красками (вместе с другими детьми) (правила рисования: мыть руки после работы, не пачкать детей и окружающее и т.д.);
  • простейшие рисунки: линии (дождик, дорожки и т.д.);
  • рисование рядом с другими детьми (у каждого свои инструменты, чтобы детям не приходилось их делить);
  • рисование гуашью, кисточками (сначала одной краской) (правила рисования: мыть кисточку, рисовать на листе бумаги и т.д.).
  1. Аппликация.
  • знакомство с материалом (бумага цветная, клей, ножницы);
  • приклеивание готовых деталей;
  1. Лепка из теста.
  • знакомство с материалом (тесто);
  • простейшие приемы работы с тестом (разминание, катание колбасок, шариков, отщипывание)

Заключительное исследование

На заключительной стадии  было проведено повторное исследование эмоционального состояния и адаптированности детей .

Повторное диагностическое исследование показало, что в

 эмоциональное состояние детей проявилось в лучшей степени. Они более спокойны, склонны к радости, у них выше интерес к новому.

Рис. 3. Оценка проявления эмоционального состояния детей степени выраженности эмоционального состояния после проведения эксперимента

Первая степень выраженности обнаружена у 57% детей. Вторая степень выраженности – у 43% детей группы. Третья степень выраженности – у 0% детей

Было проведено также анкетирование родителей ( Приложение 3) .Анкета дала возможность узнать у родителей, какая была подготовка ребенка к ДОУ, а также выяснить особенности протекания процесса адаптации с точки зрения родителей. Поэтому в анкете освещаются различные вопросы, например: какой режим дня ребенка дома, особенности темперамента ребенка, каким образом проходила подготовка к детскому саду, как воспринимает малыш детский сад, воспитателей, других детей, как проходит общение и игры их ребенка с другими детьми, с каким настроение он утром идет в группу, а вечером встречает маму.

Анкетирование показало, что когда ребенка готовили к поступлению в детский сад, предварительно знакомили детей с воспитателями, детьми и т.д., в период адаптации воспитатель занимался с детьми художественной деятельностью, это оказалось более успешным в установлении отношений с детьми и воспитателем. Адаптация проходит легче.

Анкетирование помогло разобраться в причинах успешности или не успешности адаптации.

Также анкетирование показало, что у большинства детей происходит дома процесс «откачки маятника». Одни дети, очень подвижные днем в детском саду, затихают. Им необходимо заняться чем-то спокойным: почитать книгу, порисовать, поиграть в успокаивающие игры. Другие дети, наоборот, дома «отрываются». В детском саду сидят в уголочке, стесняются или боятся, а дома им нужно выбросить лишнюю энергию, они обязательно должны быть в центре внимания. Если поведение родителей соответствует нуждам ребенка, то на следующий день ребенок чувствует себя хорошо, если же родители не видят, что нужно ребенку, то он начинает испытывать неудовлетворение, которое постепенно переходит в стресс.

                                ВЫВОД

Таким образом, проведенная работа показала, что  художественная деятельность позволяет детям справиться со многими психологическими проблемами. В том числе и со стрессами. Поскольку ребенок младшего дошкольного возраста ограничен в способах избавления от стресса, связанного с периодом адаптации, на помощь ему может придти только игра и художественная деятельность. Занимаясь художественной деятельностью, малыш отвлекается от своих переживаний, связанных с отсутствием мамы, учится ориентироваться в новой для себя ситуации общения с детьми ,можно сделать вывод, что художественная деятельность является средством успешной адаптации дошкольников к ДОУ, а это – необходимое условие полноценного развития ребенка.

                                 Приложения

Приложение 1

Психолого-педагогические параметры определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение

№ п/п

Параметры

Дополнительный вопрос к матери

Оценка в баллах или словесно

I. Поведение

1.1

Настроение:

бодрое, уравновешенное,

раздражительное, неустойчивое,

подавленное

Какое из перечисленных настроений преобладает у ребенка?

3

2

1

1.2

Сон

1.2.1

Засыпание

1.2.1.2

Длительность:

быстрое до 10 минут, медленное

Как засыпает ребенок?

3

2

1.2.1.3

Характер:

спокойный,

неспокойный

3

1

1.2.1.4

  1. использую дополнительные воздействия;
  2. без дополнительных

воздействий

Что вы делаете, чтобы ребенок заснул?

1

3

1.2.1.5

Сон:

длительность соответствует возрасту,

не соответствует возрасту

Какова длительность сна?

3

1

1.3

Аппетит:

хороший,

избирательный, неустойчивый,

плохой

Какой аппетит у ребенка?

3

2

1

1.4

Отношение к высаживанию на горшок:

положительное,

отрицательное

Как ребенок относится к этой процедуре?

3

1

1.5

Навыки опрятности:

просится на горшок,

не просится, но бывает сухой,

не просится, ходит мокрый

3

2

1

1.6

Отрицательные привычки:

есть (какие?), нет

Сосет пустышку, палец, раскачивается и др.

1

II. Нервно-психическое развитие

2.1

Возраст 1 г. 6 мес.— 1 г. 9 мес.

Понимание речи

Движения

Игра

Навыки

Выявляются методом диагностики

2.2

Возраст 1 г. 9 мес. — 2 г.

Понимание речи

Активная речь

Игра

Навыки

Соответствует возрасту

Ниже на один эпикризисный срок

Ниже на 2—3 эпикризисных срока

3

2

1

III. Личность

3.1

Проявление познавательных потребностей

Проявляет интерес к игрушкам, предметам домашнего обихода и в новой обстановке?

3.1.1

В повседневной жизни:

недостаточно проявляет,

не проявляет

а) Проявляет интерес к игрушкам, предметам домашнего обихода и в новой обстановке?

б) Интересуется ли действиями взрослых? Любит ли заниматься, внимателен, активен, усидчив?

2

1

3.1.2

При обучении:

проявляет интерес, активность;

недостаточно проявляет;

не проявляет

3

2

1

3.2

Инициативность

3.2.1

Инициативность в игре:

проявляет инициативность по всем указанным параметрам, умеет сам найти для себя дело:

Да,

нет

3

1

Есть фаза подготовки игры самостоятельно,

с помощью взрослого

Есть элементы воображения;

Да,

нет

3

2

3

1

3.2.2

Инициативность во взаимоотношениях со взрослыми:

вступает в контакт по своей инициативе,

сам не вступает в контакт

3

2

3.2.3

Инициативность во взаимоотношениях с детьми:

вступает в контакт по своей инициативе,

сам не вступает в контакт

3

2

3.3

Результативность:

доводит начатое дело до конца,

не всегда,

не доводит

3

2

1

3.4

Самостоятельность в игре:

умеет играть самостоятельно в отсутствие взрослого,

не всегда,

не играет сам

3

2

1

3.5

Социальные связи

3.5.1

Социальные связи со взрослыми:

легко идет на контакт,

избирательно,

трудно

3

2

1

3.5.2

Контакты с детьми:

вступает легко,

избирательно,

трудно

3

2

1

3.5.3

Наличие опыта совместной деятельности со взрослыми:

есть,

недостаточные,

нет

3

2

1

3.5.4

Уверенность в себе:

есть,

не всегда,

нет

3

2

1

3.5.5

Адекватное отношение к оценке взрослым деятельности ребенка:

Да,

не всегда,

нет

3

2

1

3.5.6

Был ли опыт разлуки с близкими (санаторий, больница и др.). Как перенес:

легко,

нет

3

1

3.5.7

Аффективная привязанность к кому-либо из взрослых

К кому именно

Прогноз адаптации (по среднему числу баллов):

3 - 2,6 б. – готов

2,5 - 2 б. – условно готов

1,9 - 1,6 б. – не готов


Приложение 2

ЛИСТ АДАПТАЦИИ

Фамилия, имя ребенка_______________________________

Дата рождения_____________________________________

Возраст при поступлении ____________________

Дата поступления

Дни наблюдений

1-й

2-й

3-й

4-й

8-й

16-й

32-й

46-й

Адаптационные данные:

 

 

 

 

 

 

 

 

Настроение

 

 

 

 

 

 

 

 

Аппетит

 

 

 

 

 

 

 

 

Завтрак

 

 

 

 

 

 

 

 

Обед

 

 

 

 

 

 

 

 

Полдник

 

 

 

 

 

 

 

 

Сон: засыпание, длительность

 

 

 

 

 

 

 

 

Активность: в игре, в речи

 

 

 

 

 

 

Взаимоотношения с детьми

 

 

 

 

 

 

 

 

Взаимоотношения со взрослыми

 

 

 

 

 

 

 

 

Условные обозначения: положительно + ; неустойчиво + –; отрицательно – ; болел – б; дома – д.


Приложение 3

Вопросы к родителям адаптационного периода у детей, начавших посещать детский сад.

Подготовленность к детскому саду. Прогноз и анализ периода адаптации (после первых дней-недель в детском саду)

  1. Были ли попытки ходить в ясли, детсад раньше?
  2. Почему перестали водить?
  3. Режим дня ребенка дома.
  4. Особенности темперамента ребенка и его подвижности:

обычный,

очень подвижный,

медлительный?

5. Есть ли «откачка маятника» дома после детсада?

6. Многочисленны ли контакты дома у ребенка, его родителей?

7. Если ли у ребенка тяготение к сверстникам?

8. Есть ли любимая игрушка? (Дать замену с собой.)

9. Был ли проведен «ознакомительный визит» в группу: что показали, что понравилось?

10. Если ли дети, которые понравились?

11. Были ли попытки играть с ними? Удачные ли?

12. Если ли в группе дети, которые постоянно обижают вашего ребенка? Как? Почему (ваше мнение)?

Причины а вашем ребенке:

медлительный, обидчивый, ранимый, беспокойный, нерешительный, плохо говорит, не умеет играть, не умеет дать сдачи, не умеет удержать игрушку, боится.

Причины в другом ребенке:

агрессивный (нападает не только на вашего), гиперактивный, неуравновешенный, неуправляемый, непослушный, просто старше, сильнее и не соразмеряет свою силу, другие причины.

Возможность социальных контактов с воспитателем

1. Знает ли ребенок воспитателя, его сменщика, няню?

2. Знает ли, как их зовут?

3. Отдает ли предпочтение кому-либо? Почему?

4. Совпадает ли это с вашим мнением о воспитателе?

5. Боится ли воспитателя? Какого?

6. Может ли обратиться к воспитателю с вопросом,

просьбой?

7. Слушается ли воспитателя?

8. Вспоминает ли о нем дома? В каких ситуациях?

9. Рассказывает ли дома о детях и воспитателях, отвечает ли на вопросы?

10. Играет ли дома в детский сад? Как именно:

с игрушками;

с мамой;

предпочитаемая роль;

возможные сюжеты.

Адаптация в целом

1. Плачет ли ребенок при разлуке?

2. Спрашивает ли часто, когда вы его заберете?

3. Ест ли, спит ли в детском саду?

4. Поведение ребенка при встрече?

5. Просится ли в детский сад в выходные дни?

6. Отказывается ли идти в детский сад при любых обстоятельствах?


 

Приложение 4

Игры, используемые на занятиях.

Занятие (лепка из теста) «Домик для зайчика»

Цель: Формировать умение скатывать кусочки теста ладошками на дощечке. Воспитывать доброжелательное отношение к игровым персонажам, вызывать сочувствие.

Материал: вертикальные ёлочки, «осенние листочки», мягкая игрушка зайчик, зонтик, пластилин, доски, салфетки, кусочки морковки на разносе.

Воспитатель: Ребята, пойдёмте в осенний лес погуляем. Смотрите, как здесь красиво! Ёлочки растут, под ногами листья жёлтые, красные лежат. Походите по ним, послушайте, как они шуршат.

Мы листочками шуршим,

Ш-ш-ш,

Нагуляться мы хотим,

Ш-ш-ш,

Наступаем ножками,

Ш-ш-ш,

И шуршим немножко мы,

Ш-ш-ш.

Воспитатель: Смотрите-ка! Погода испортилась, дождик пошёл. А у нас зонтик есть! Спрячемся под зонтиком и не намокнем под дождём! Ой, слышите, кто-то плачет? Поищите, под ёлочки загляните. (Дети находят мокрого плюшевого зайку). Ребята, да он весь мокрый! Пощупайте шубку. Мокрая? Почему он такой мокрый? (дождик намочил). Да, у нас зонтик есть. Мы можем под зонтом укрыться. Или дома от дождя можем спрятаться, или в детском саду. А у зайчика ни зонтика, ни домика нет. И когда в лесу идёт дождь, зайка всегда мокрый. Жалко его! (Заяц чихает). Вот заболел, наверно. Давайте ему домик слепим. Садитесь за столы.

(У каждого ребёнка по несколько кусочков теста). Воспитатель согревает и разминает кусочки теста, показывает способ катания брёвнышек, поощряет детей, делает указания, оказывает индивидуальную помощь, спрашивает: «Что лепим? Для кого?»). После того, как все брёвнышки готовы, воспитатель вместе с детьми строит домик для зайчика.

Воспитатель: Смотрите, зайчик повеселел, улыбается. Домик готов. Осталось только крышу сделать (крыша делается из картона).

Заяц (подпрыгивая): У меня красивый дом,

Тёплый дом, крепкий дом,

Мне не страшен дождь и гром,

Дождь и гром, дождь и гром.

Большое спасибо, мальчики и девочки! Вы очень помогли мне. Я за это хочу угостить вас морковкой.

Занятие (аппликация) «Тучки по небу гуляют...»

Цель: Повышать у детей произвольность действий – выкладывать неправильные формы в одном направлении, плотно приставляя их одну к другой; располагать элементы по всему пространству листа. Развивать способность ориентироваться на всей плоскости листа, находить «верх», «низ». Формировать навыки совместной работы.

Материал: изображения туч разной величины синего цвета, изображения капель дождя, силуэты деревьев, синий большой лист цветного картона.

Ход занятия. Ребята, сегодня я вас познакомлю с семьёй тучек. Посмотрите – папа-туча, мама-туча и дети-тучки. Все они ходят по небу, внимательно смотрят на землю и, если видят, что деревья, цветы, трава хотят пить, то льют дождём. Найдите папу-тучу. Папа самый большой. Какого он цвета? (Кладёт тучу на большой лист бумаги). А где же мама? Она какого цвета? Тоже синего, но меньше. (Прикладывает к папе). Сегодня им нужно полить деревья. Вместе с папой и мамой отправятся в путь и их дети - маленькие тучки. (Дети берут деток-тучек и прикладывают их плотно к родителям и друг к другу в верхней части листа).

Подуйте на тучки, чтобы они быстрей поплыли по небу, но дуйте осторожно, чтобы они не разлетелись и не растерялись.

Включается музыка плавного характера.

Ребята, тучи плывут, смотрят вниз и видят: стоят деревья, которые ждут их (воспитатель предлагает выложить несколько силуэтов деревьев в нижней части листа). Деревья жалобно просят: «Пить-пить». Тучи постарались, и пошёл дождь. Воспитатель предлагает детям выложить в средней части листа капли дождя: «Дождь идёт везде, чтобы полить все деревья. Капельки нужно выкладывать острой часть вверх, чтобы не поранить деревья».

Во время выполнения задания воспитатель делает указания: «Уступайте соседям, не толкайте друг друга, передвигайтесь по всему листу».

После выполнения задания воспитатель обращает внимание детей на то, что все деревья политы. Кто им помог? (Тучки и ребята).

«Рисование пальчиками»

Возьмите кусок ненужных обоев (можно старых и дешевых). Прикрепите их на стену и на пол в комнате. Приготовьте пальчиковые краски. Малыша заранее лучше нарядить в одежду, которую не страшно будет испачкать краской, или надеть на него детский фартук. Для начала обмакните пальчик ребенка в краску и приложите к обоям, сделав отпечаток - первая ягодка готова! Потом можно будет покрасить ладошку и все пальчики и снова сделать отпечаток. Отпечатки делайте и на обоях, которые висят на стене, и на обоях, расстеленных на полу.

Можно просто зачерпнуть краску из банки пальчиками и размазать по бумаге. Смешайте вместе с ребенком несколько цветов на бумаге и посмотрите, что получится. Позвольте ему испачкаться и повозиться с красками, как он захочет. Ваша задача в этот момент состоит в том, чтобы комментировать те рисунки, которые «малюет» малыш, придумывая им разные смешные названия. Кстати, можно рисовать не только ладошками, но и пяточками.

«Разноцветные кирпичики»

Возьмите большой альбомный лист. Положите его на пол или закрепите вертикально. Приготовьте разноцветные губки для мытья посуды (неиспользованные). Покрасьте вместе с ребенком губку краской (лучше гуашью) и, пока она не высохла, приложите ее к бумаге. Получится отпечаток цветного кирпичика. Из таких кирпичиков на листе бумаги можно создать цветную башню, домик, забор... Наверняка, ваше воображение и фантазия вашего ребенка помогут вам найти новые образы.

«Рисование по мокрому листу»

Прикрепите плотный белый (можно цветной) лист бумаги вертикально. Вместе с ребенком смочите губку в воде и проведите по листу, сделав его влажным по всей поверхности. Кисточку обмакните в акварельную краску, разведенную водой, и проведите сверху на бумаге горизонтальную линию (сначала рисуете рукой ребенка). Вы увидите, как цветные капли стекают вниз, образуя причудливые узоры. Так вы можете вместе с малышом нарисовать дождь, который идет прямо у вас на глазах. Если вы смешаете несколько красок, то получится красивое разноцветное небо, утреннее или вечернее.

«Цветные брызги»

Возьмите 2 пипетки и маленький одноразовый пластмассовый шприц. Плотный лист бумаги разложите на полу или на столе. Вместе с ребенком увлажните лист (см. выше). Разведите краску (гуашь, акварель) водой на палитре или в другой любой емкости. Наберите в пипетку или шприц разведенную краску и капните на бумагу. Таких капель можно сделать много по всей поверхности листа, и в итоге у вас получится поляна с разноцветными цветами. Конечно, движения пальчиков вашего малыша еще не настолько развиты, чтобы с легкостью самому справляться с пипеткой и шприцом, и вам придется вместе с ним набирать краску и капать ее на бумагу. Но это занятие послужит ему хорошей тренировкой, и со временем вы увидите, что многое он будет уже делать сам без вашей помощи.

«Зеркальное озеро»

Найдите зеркальце небольшого размера, лучше круглой формы. Закрасьте его поверхность разноцветными акварельными красками. Сверху на зеркало положите глянцевую бумагу и похлопайте ладошкой ребенка, чтобы получился четкий отпечаток. Снимите кусочек бумаги, и перед вами - сказочное озеро.

«Простые фигуры»

Вырежьте из бумаги какой-нибудь простой контур: цветок, дом, шарик и т.д. Пусть ребенок закрасит его целиком, используя кисточку и краску, не оставляя белых пятен (сначала одним тоном). Затем, когда он уже хорошо будет справляться с этим заданием, усложните контур: может быть, это будет пчела или зебра, которой нужно будет нарисовать полоски, а может, это будет платье с узором (на синем фоне белый горошек) и т.п.

«Сюжетные картинки»

Вместе с малышом закрашиваете лист бумаги (размер А5) темно-синим цветом. Затем берете тонкую кисточку или маленький кусочек губки или пальчиком рисуете желтые звездочки. Все, картина «Ночное небо» готова. Можно нарисовать «Морское дно» или «Лесную опушку», используя вашу фантазию и подручные средства.

Кляксография

Она заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Затем уже 3-летний ребенок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали. "На что похожа твоя или моя клякса?", "Кого или что она тебе напоминает?" - эти вопросы очень полезны, т.к. развивают мышление и воображение. После этого, не принуждая ребенка, а показывая, рекомендуем перейти к следующему этапу - обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет.

Размещено на Allbest.ru

 «Разноцветные кирпичики»

Возьмите большой альбомный лист. Положите его на пол или закрепите вертикально. Приготовьте разноцветные губки для мытья посуды (неиспользованные). Покрасьте вместе с ребенком губку краской (лучше гуашью) и, пока она не высохла, приложите ее к бумаге. Получится отпечаток цветного кирпичика. Из таких кирпичиков на листе бумаги можно создать цветную башню, домик, забор... Наверняка, ваше воображение и фантазия вашего ребенка помогут вам найти новые образы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Трудности детей раннего возраста при посещении дошкольного учреждения.

Поступление ребёнка в ДОУ вызывает тревогу у взрослых. От того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и благоп...

Проект педагогической деятельности по адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения. «Адаптация без слез».

Адаптационный проект «Адаптация без слез» для детей раннего возраста с 1,5-3 лет, учитывающий психологические, физиологические и социальные особенности детей этого возраста....

Проект на тему: «Закаливание детей раннего возраста в условиях ДОУ»

Здоровье, приобретенное в дошкольный период детства, служит фундаментом для общего развития и сохраняет свою значимость в последующие годы. Состояние физического здоровья детей, без преувеличения &nda...

Консультация для родителей по теме: «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада» Ранняя группа №1 «Медвежата» 24.01.2021 г.

Адаптация ребенка к новым социальным условиям протекает подчас очень болезненно. Когда он впервые приходит в детский сад, происходит серьезная перестройка всех его отношений с людьми, ломка привы...

«Воспитание и развитие детей раннего возраста в условиях социального приюта»

Воспитание и развитие детей раннего возраста – одна из самых актуальных проблем современного общества.Раннее детство – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих...

СОПРОВОЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Изобразительное творчество является одним из средств, способствующих развитию успешного взаимодействия ребенка со взрослыми и детьми. Поэтому поиск путей эффективности развития детей раннего возраста ...

Проект по адаптации детей группы раннего возраста к условиям ДОУ «Первый раз в детский сад»

Проект по социально-коммуникативному, познавательному, художественно-эстетическому, речевому, физическому развитию детей направленный на психическое и физическое развитие детей группы раннего возраста...