«Формирование социальных навыков поведения детей среднего возраста в условиях детского коллектива»
методическая разработка (средняя группа) на тему

опыт работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx172.28 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад «Солнышко»

Тема опыта: «Формирование  социальных   навыков поведения  детей  среднего возраста в условиях детского коллектива»

Автор опыта: воспитатель

Баженова Ольга Васильевна

Р.п. Мучкапский 2013

Актуальность опыта:

Дошкольное детство - это период усвоения норм морали и социальных способов поведения. Когда ребёнок начинает активную жизнь в человеческом обществе, он сталкивается с множеством проблем и трудностей. Они связаны не только с тем, что он ещё мало знает об этом мире, а должен и хочет его познать; но  ему, этому милому "пришельцу", нужно научиться жить среди себе подобных. И не только физически жить, но хорошо, комфортно чувствовать себя среди людей и развиваться, и совершенствоваться. А для этого важно понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят, что порицают, за что хвалят, а за что ругают или даже наказывают. И вот в процессе этого сложного познания сам ребёнок становится личностью, со своим мировоззрением, со своим пониманием добра и зла, со своими реакциями на поступки других и собственным поведением.

Противоречия:

  1. Между глубокими теоретическими основами социального развития и его практической направленностью.
  2. Между утратой нравственных ценностей, ростом бездуховности и осознанием обществом необходимости приобщения детей к добру, красоте, ненасилию

Проблема:

 Именно в дошкольном возрасте складываются основные этические инстанции, оформляются и укрепляются основы личности и отношение к другим людям. Вместе с тем методы такого воспитания далеко не столь очевидны и представляют серьезную педагогическую проблему. При всем многообразии программ по социально-нравственному воспитанию дошкольников педагоги отмечают нарастание детской агрессивности, жестокости, эмоциональной глухоты, замкнутости на себе и собственных интересах. 

Цель:

     Обучение  детей  этически  ценным  формам и  способам  поведения в отношениях  с  другими людьми.  

Задачи:

  1. Формировать  коммуникативные  навыки.
  2. Учить  устанавливать  и  поддерживать  контакты,  кооперироваться  и  сотрудничать,  избегая  конфликтных  ситуаций.
  3. Обучить  детей  нормам  и  правилам  поведения, на  основе  которых  в  дальнейшем  складываются  этически  ценные  формы  общения.
  4. Воспитание положительного отношения ребёнка к окружающим людям

Ожидаемые результаты:

  1. Сформированность  у детей навыков социальной ответственности, способности чувствовать, понимать себя и другого человека.

2.Обеспечение социализации  для успешного  вхождения дошкольников в современный социум

3. Развитие социальной уверенности ребенка и предупреждение социально-неуверенного поведения

4. Развитие  у детей таких личностных качеств, как самостоятельность, ответственность, коммуникативность

Этапы реализации:

Подготовительный(01.09.2011- 31.10.2011)

      1.  Диагностика начального уровня особенностей социально-нравственного развития детей;

      2. Разработка стратегии  воспитания  у дошкольников социальных навыков;

      3. Подбор игр и упражнений;

      4. Разработка плана мероприятий по работе с детьми и родителями.

Практический(1.11.2011-1.05.2012)

Работа с детьми с детьми

Работа Работа с родителями

1. Организация образовательного процесса по освоению детьми образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация, «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка»;

  1. Родительские собрания

2. Беседы с детьми.

2. Анкетирование родителей

3. Игры.

3. Тренинги

4. Ритуалы

4. Консультации

5. Совместная деятельность.

5. Стенды

6. Творческие задания.

6. Фотовыставки

7. Проблемные ситуации.

7. Открытые просмотры и праздники.

8. Творческие конкурсы.

Заключительный(1.09.12-30.09.12) 

1.Анализ и оценка полученных результатов;

2. Проведение открытого просмотра для педагогов ДОУ.

3.Обобщение опыта работы;

4. Презентация опыта на районном уровне.

Вывод:

1.Воспитательная работа педагога и родителей обогатила жизнь детей ситуациями, требующими проявления доброжелательности к окружающим

2.Улучшились  и  сформировались коммуникативные  навыки  и  умения у детей.

3.Снизились  негативные  эмоции  и  конфликтные  ситуации в детском коллективе.

4.Сформировались  наиболее сплоченные  отношения  детей  в  обществе  и  играх.

5.Увеличился процент родителей, активно участвующих в жизнедеятельности детского сада.

6.Уменьшился процент детей с отрицательными качествами  социально-личностного развития

  1. Перспектива реализации опыта
  1. Развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков сверстников.
  2. Приобщать детей к отечественным, этнокультурным и национальным ценностям.
  3. Успешность при  переходе к школьному обучению
  1. Информационные ресурсы
  2. Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. – М.,2003 г.
  3. Макаренко А.С. О воспитании /Сост.и автор вступ.ст. В.С.Хелемендик. – М: Политиздат, 1990. – 415с
  4. Семенека С.И. Учимся сочувствовать, сопереживать. – М, 2003 г.
  5. Шипицина Л.М. Азбука общения – С-Петербург, 2002 г.
  6. Е.О. Смирновой.  «Я — ты — мы».

   

Количество детей с положительными  качествами социально-нравственного развития

Количество детей с отрицательными качествами социально-нравственного развития

Мониторинг образовательного процесса.

Приложение

Б) говорите ребенку, что, когда он так себя ведет, вы чувствуете раздражение и досаду, воспринимая это равнодушие с его стороны к вашим заботам, сообщаете ему, чего вы ждете сейчас от него;

В) пытаетесь сами побыстрей одеть ребенка, отвлекая как-то от шалостей, не забывая при этом постыдить.

Подсчитайте, каких ответов больше – А, Б, В.

Под каждой буквой прочтите резюме.

«А» - тип авторитарного стиля воспитания, мало доверия ребенку и учета его потребностей.

«Б» - стиль воспитания, при котором признается право на личный опыт и ошибки, акцент – научить его отвечать за себя и свои поступки.

«В» - стиль воспитания без особых попыток понять ребенка, основные методы – порицание и наказание.

Результаты анкетирования

"Изучение особенностей социально-нравственного развития детей группы, характера взаимоотношений детей в коллективе сверстников"

( методика Т.А. Репиной).

Группы

Начало года

Конец года

1.

Самых общительных со взрослыми.

 Самых необщительных замкнутых детей.

1

9

10

5

2.

Самых общительных с детьми,

 самых нерешительных, замкнутых

3

6

11

3

3.

Вожаков, организаторов в группе,

 выполняющих, в основном, ведущие роли в играх:

 не проявляющих организаторских способностей

 детей, склонных к подчинению:

2

16

5

11

4.

Самых доброжелательных, спокойных детей

 самых недружелюбных, часто ссорящихся, дерущихся.

8

5

15

2

5.

Самых добрых(делятся игрушками, гостинцами

 с детьми, угощают воспитателя)

 неохотно делящихся гостинцами и игрушками с другими

3

8

12

5

6.

Самых отзывчивых (стараются помочь другому,

 утешить)

равнодушных к огорчению и неудаче другого.

2

10

8

6

7.

Самых честных, правдолюбивых детей

 детей, которые часто говорят неправду, поступают нечестно

 детей, которые могут сказать неправду, не отличаются

 честностью

3

6

12

7

3

11

8.

Самых вежливых детей

 невежливых детей, редко

 употребляющих "волшебные слова"

4

12

16

5

9.

Самых послушных, покладистых детей

 непослушных, упрямых детей

5

7

10

3

10.

Самых самостоятельных детей,

 несамостоятельных, часто обращающихся за помощью.

3

10

14

3

11.

Настойчивых, организованных детей

 Детей, не умеющих довести ни одного дела до конца

3

7

7

5

12.

Уверенных в себе детей

 неуверенных, робких детей

4

5

8

3

13.

Самых трудолюбивых, охотно выполняющих

 трудовые поручения взрослых

 ленивых детей, которые не любят трудиться.

2

12

8

8

14.

Самых веселых, жизнерадостных детей

 детей грустных, угрюмых, плаксивых.

4

5

9

3

Формирование межличностного взаимодействия в средней и старшей группах

Базовые характеристики отношений к себе и другим

Свойства личности и характеристика отношений

Цели

Отношение к себе

Представление

о себе

Сформировать позитивное отношение к себе, умение выделять в себе различные качества с осознанием их на достаточном для дошкольников уровне, развивать способность к самопринятию.

Состояние личности

Уверенность

Формировать уверенность как состояние, обеспечивающее независимость, самостоятельность и автономность личности.

Переживание личности

Радость

Формировать позитивный эмоциональный настрой личности, способность переживать, сочувствовать и содействовать.

Позиции в процессе взаимодей-

ствия

Руководство-подчинение-равенство

Формировать способность занимать позиции положительного доминирования и положительного подчинения, оказывать ненасильственное сопротивление в случаи отрицательного доминирования противоположной стороны, учить взаимодействовать на равных.

Отношение к другим

Дружелюбие

Доброта

Любовь

Смелость

Выдержка

Формировать дружелюбие как способность позитивно относиться к другим с ориентацией на положительное в их личности, умение преодолевать собственное недоверие и подозрительность

Формировать способность строить отношения с другими людьми таким образом, чтобы наносить им минимальный ущерб или не наносить его вообще, оказывать другим посильную помощь, прощать обиды и т.д.

Формировать способность к взаимопринятию, эмоционально-положительному переживанию существования другого, усилению позитивного в личности другого.

Формировать способность не теряться в трудной ситуации, справляться  с тревогой и страхами, проявлять твердость и решительность в осуществлении своих намерений в стрессовой или угрожающей ситуации, используя ненасильственные способы сопротивления.

Формировать выдержку как предпосылку терпимости, выражающуюся в умении проявлять терпение  в сложной неблагоприятной ситуации, воздерживаться от импульсивных действий.

Форма выражения отношений

Вежливость

Формировать способность использовать в процессе взаимодействия с другими выработанные человечеством этические формы общения, основанные на уважении прав и достоинств других людей.

Интеграция отношений на уровне личности

Миролюбие

Формировать миролюбие как интегральное качество личности, выражающееся в способности преодолевать собственную враждебность и агрессивность, ненасильственно разрешать возникающие конфликты, находить компромиссы, пути к взаимопониманию и сотрудничеству.

Технологическая карта планирования образовательной деятельности в течение дня

Направление

развития

ребенка

1-я половина дня

2-я половина дня

1

2

3

Физическое

развитие

и

здоровье

Прием детей на воздухе в теплое  время года.

Утренняя гимнастика (подвижные  игры, игровые сюжеты).

Гигиенические процедуры (обширное умывание, полоскание рта).

Закаливание в повседневной жизни (облегченная одежда в группе, одежда по сезону на прогулке, воздушные ванны).

Специальные виды  закаливания.

Физкультминутки.

Прогулки, двигательная деятельность на воздухе

Гимнастика после сна.

Закаливание (воздушные

ванны, ходьба босиком в

спальне).

Физкультурные досуги, игры

и развлечения.

Самостоятельная двигательная деятельность.

Работа студий ритмической

гимнастики, хореографии,

спортивных секций.

Прогулка (индивидуальная

работа по развитию основных видов движений)

Познавательно-

речевое

развитие

Дидактические игры.

Наблюдения.

Беседы. Экскурсии.

Исследовательская работа, детское экспериментирование

Развивающие игры.

Интеллектуальные досуги.

Занятия по интересам.

Индивидуальная работа.

Чтение (слушание) художественной литературы.

Самостоятельная познавательная деятельность детей

Социально-личностное

Утренний прием детей, индивидуальные и подгрупповые беседы.

Оценка эмоционального

реакцией плана работы.

Формирование навыков культуры

еды.

Этика быта, трудовые поручения.

Дежурства в столовой, уголке

природы, помощь педагогам в

подготовке к занятиям.

Формирование культуры общения.

Театрализованные игры.

Сюжетно-ролевые игры

Воспитание в процессе хозяйственно-бытового труда и труда в природе.

Эстетика быта.

Тематические досуги в игровой форме.

Работа в книжном уголке.

Общение младших и старших

детей (совместные игры,

спектакли, дни дарения).

Сюжетно-ролевые игры

Художественно-

эстетическое развитие

Творческие мастерские.

Эстетика быта.

Экскурсии в природу.

Посещение музеев.

Самостоятельная творческая деятельность детей

Работа студий, кружков художественно-эстетической

направленности.

Музыкально-художественные досуги.

Чтение (слушание) художественной литературы. Индивидуальная работа

 

Технологическая карта планирования образовательной деятельности в течение дня

(старшая группа)

Организуемый вид деятельности детей

Форма проведения

Число

повторений

в неделю

1

2

3

Утро. Работа в группе

Самообслуживание

Индивидуальная. Микрогруппы

1

Дежурство по трем направлениям:

— в экологическом уголке;

— по столовой;

— на занятиях

—// —

3

1

1

Беседы:

— по ОБЖ;

— познавательные;

— нравственно-патриотические;

— гражданско-правовые

Фронтальная. Подгрупповая

4—5

1

1—2

1

1

Формирование культурно-гигиенических навыков

Индивидуальная. Микрогруппы

1

Ознакомление с искусством

Фронтальная. Подгрупповая

1

Детское экспериментирование

— II —

1—2

Проектная деятельность

— II —

1

Хозяйственно-бытовой труд

Индивидуальная. Микрогруппы

1

Работа в уголке природы

II —

1

Наблюдения в уголке природы

Микрогруппы. Подгрупповая

3

Игры:

— сюжетно-ролевые;

— дидактические;

— подвижные;

— коррекционно-развивающие;

— коррекционно-оздоровительные;

— настолько-печатные

12—15

Микрогруппы. Подгрупповая

5

Фронтальная. Подгрупповая

3—4

— // —

1—2

Микрогруппы. Подгрупповая

1

Фронтальная. Подгрупповая

1—2

Индивидуальная. Микрогруппы

1

Самостоятельная игровая деятельность детей

Фронтальная. Подгрупповая

1—2

Музыкальное творчество

— // —

1

Художественный труд

1

Микрогруппы

Утро. Прогулка

Наблюдение за природой, погодой, животными, деятельностью людей

Фронтальная. Подгрупповая

5

Игры:

- дидактические;

- подвижные;

— с природными материалами (песком,

нодой, снегом);

- коррекционно-развивающие;

- коррекционно-оздоровительные

16—18

Микрогруппы. Подгрупповая

3

— // —

5

Фронтальная. Подгрупповая

5

Микрогруппы. Подгрупповая

1—2

II —

1

Фронтальная. Подгрупповая

1—2

Экспериментирование

Микрогруппы. Подгрупповая

1

Труд в природе

Индивидуальная. Микрогруппы

3-4

Самостоятельная игровая деятельность

Микрогруппы. Подгрупповая

3-4

Нерегламентированная двигательная  деятельность

Фронтальная. Подгрупповая

3

Оздоровительные пробежки

— // —

3

Вечер. Прогулка

Наблюдение за природой, погодой, животными, деятельностью людей

Фронтальная. Подгрупповая

5

Игры:

- сюжетно-ролевые,

- подвижные,

- с природными материалами, (с песком, водой, снегом),

- коррекционно-оздоровительные

-

10

Микрогруппы. Подгрупповая

3

Фронтальная. Подгрупповая

5

Микрогруппы. Подгрупповая

1

Фронтальная. Подгрупповая

1

Самостоятельная игровая деятельность

Микрогруппы. Подгрупповая

1

Нерегламентированная двигательная деятельность

Микрогруппы. Подгрупповая

1

Оздоровительные пробежки

Фронтальная. Подгрупповая

1-2

Вечер. Работа в группе

Беседы по этике  и культуре поведения

Фронтальная. Подгрупповая

1

Индивидуальная работа с детьми по разным направлениям

Индивидуальная

3-4

Слушание музыкальных произведений

Фронтальная. Подгрупповая

1

Игры:

- дидактические,

- сюжетно-ролевые,

- со строительным материалом,

- музыкальные,

- театрализованные

Микрогруппы. Подгрупповая

3

Ознакомление с художественной литературой

Микрогруппы. Подгрупповая

1

Работа в книжном уголке

Микрогруппы. Подгрупповая

1

Работа в уголке физического воспитания

Микрогруппы. Подгрупповая

1

План организации сюжетно – ролевой игры в средней группе

Тематика сюжетно – ролевых игр

Задачи и приемы руководства сюжетно – ролевой игрой

Время проведения

Семья

- совместное придумывание семейных историй на основе реалистических событий и их обыгрывание;

- помощь в «завязке» историй, поддержание ролевого диалога

сентябрь, март

Библиотека

- формирование ролевого взаимодействия: библиотекарь – читатель, читатель – читатель и др.;

- помощь в изменении игровой ситуации в ходе игры

октябрь, апрель

Почта

- совместное придумывание сюжетов игры;

- формирование игрового взаимодействия: сортировщица – почтальон – шофер – клиенты;

- поддержка ролевого диалога; введение новых эпизодов в игру

ноябрь, май

Больница - поликлиника

- показ взаимодействия всех служб по оказанию помощи больным людям: поликлиника – аптека – скорая помощь – больница;

- расширение ролевого взаимодействия , введение новых проблемных ситуаций;

- поощрение многотемности  игры

январь, март

Магазин

- формирование ролевого взаимодействия: продавец – покупатель, покупатель – кассир, покупатель – покупатель и др.;

- смена ролей в ходе игры ; введение новых ситуаций, событий в игру;

- поддержание многотемности игры

февраль, апрель

Тематическое планирование занятий по разделу программы «Социальный мир» в старшей группе

№ п/п

Тема занятия

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

2526

27

28

29

30

- «Посмотри, как хорош  край, в котором ты живешь»;

- «Я и моя семья»;

- «Родственные связи»;

- «Человек трудился всегда»;

- «Где люди живут (город, село)»;

- «Какие люди живут на земле?»;

- «Эмоциональные состояния людей»»

- «Профессии»;

- «Какой я и каким я хочу быть?»;

- «В мире предметов: одежда и обувь»;

- «Из чего что сделано: стекло, металл, дерево»;

- «Какой бывает транспорт?»;

- «Я и мое настроение»;

- «Бытовая техника»;

- «Кем быть, кто важнее?»;

- «В мире предметов: посуда и мебель»;

- «Я и сверстники»;

- «Чувствовать. Думать. Говорить»;

- «Настоящий друг»;

- «Пешеходы и транспорт»;

- «Как люди трудятся сейчас и работали раньше»;

- «Когда тебе грозит опасность»;

- «Почему Солнце светит днем, а звезды ночью?»;

- «Специальный транспорт»;

- «Я выбираю сам(а)»;

- «Наша Родина – Россия»;

- «Государственные символы»;

- «Воздушный транспорт»;

- «За что я умею отвечать?»;

- «Скоро в школу»

План работы с родителями в средней группе на 2011-2012 уч. год.

№п/п

Сентябрь

1.

Родительское собрание « Азы воспитания».

Обсуждение единой системы требований в детском саду и дома.

2.

Консультация для родителей «Одежда детей осенью».

3.

Оформление фотовыставки «Как мы провели лето»

4.

Консультация « Режим дня и его значение в жизни ребенка».

5.

Анкетирование «Мой стиль воспитания ребенка в семье»

6.

Октябрь

.Консультация для родителей  инструктора по физ. воспитанию «Закаливание детей».

.

1.

Индивидуальные беседы   «Профилактика детских болезней»

2.

Консультации психолога «Тревожный ребенок».

3.

Творческий конкурс поделок из овощей и фруктов

4.

Папка-передвижка «Мои права и обязанности»

5.

Анкетирование «Общение и эмоции»

6.

Консультация медсестры «ОРВИ»

7.

Ноябрь

Физкультурный праздник совместно для детей и родителей, посвященный Дню Матери

1.

Анкетирование «Какой я родитель»

2.

Фотовыставка «Жизнь ребенка в детском саду»

3.

Папка-передвижка «День Матери»

4.

Консультация «Почему дети разные?»

5.

Декабрь

Памятка для родителей «За что надо наказывать детей».

1.

Родительское собрание «Знаете ли Вы своего ребенка?»

2.

Индивидуальные консультации «Одежда детей зимой»

3.

Папка-передвижка «Новый год в детском саду и дома».

4.

Советы психолога.

5.

Советы логопеда «Говорите с ребенком правильно»

6

Январь

Консультация «Учим ребенка общаться».

1.

Фотовыставка «Я у ёлочки стою».

2.

Советы родителям“ Играйте вместе с ребенком”, « Игры и упражнения по развитию речи».

3.

Творческий конкурс «В гостях у снеговиков».

4.

.  Практические тренинги: «Как помочь ребенку и себе преодолеть негативные эмоции? Как научить ребенка владеть собой?».

5.

Февраль

Консультация «Умеем ли мы общаться с детьми».

1.

Совместное чаепитие «Дело было вечером…»

2.

Памятка «Что воспитывает детский сад».

3.

Консультация психолога

4.

Памятка  «Полезная еда»

Март

1.

Мамины посиделки «Как провести выходной с ребенком»

2.

Выставка детских работ «Моя мамочка».

3.

Фотовернисаж «Признание в любви»

4.

Приглашение мам и бабушек на праздник, посвященный 8 марта.

5.

Памятки «Чтобы ребёнок слушался»

Апрель

1..

«Памятка родителю от ребенка».

2.

Советы родителям: «Как провести выходные с ребенком»

3.

Консультация «Роль дыхательных упражнений в укреплении здоровья ребенка».

4.

Консультация “ Индивидуальные особенности детей”.

5.

Фотовернисаж «От улыбки станет веселей»

Май

1.

Выпуск родительской  газеты «День победы»

2.

Выставка совместных рисунков «Папа, мама, я – дружная семья».

3.

Консультация «Профилактика детского травматизма».

4.

День открытых дверей.

5.

Родительское собрание "Воспитываем добротой"».

План проведения досуговых мероприятий в средней группе. 

№ п/п

Название мероприятия, форма проведения

Дата проведения

1

Утренник «В гостях у осени»

Сентябрь

2

Драматизация русской народной сказки «Заюшкина избушка»

Октябрь

3

Праздник спортивно-развлекательный «Семья – это папа,мама,я.»

Ноябрь

4

Утренник «Здравствуй, здравствуй Новый год!»

Декабрь

5

Театрализованное представление «Рождественская история»

Январь

6

Военно – патриотическая игра «Бравые солдаты»

Февраль

7

Праздник «Ты на свете всех лучше, мама!»

Март

8

Утренник «Весна – красна тепло принесла»

Апрель

9

Праздник «Салют, Победа!»

Май

10

Праздник «День добра»

Май

Чтение художественной литературы в средней группе 

№п/п 

Название произведения, автор  

Формирование представлений о качестве личности 

Дата проведения 

1. 

«Крошка енот» Долотцева М.В. 

кто я - какой я 

Сентябрь 

2. 

«Перчатки» С.Я. Маршак,»Доктор Айболит» К.И. Чуковский 

радость-огорчение 

Октябрь 

3. 

«Заюшкина избушка» рус.нар.ск., «Котята» англ. нар. песенка 

дружелюбие-враждебность 

Ноябрь 

4. 

«Вовка – добрая душа» А.Л. Барто, «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» рус.нар.ск, «Бармалей» К.И. Чуковский 

доброта-злобность 

Декабрь, 

январь 

5. 

«Игрушки» А.Л. Барто, «Сказка о глупом мышонке» С.Я. Маршак, «Подарок» Е.А. Благинина 

любовь-ненавесть 

Февраль 

6. 

«Не буду бояться!»Э.Э. Мошковская, «Три поросенка» анг.нар.ск., «Тараканище» К.И. Чуковский 

смелость-трусость 

Март, апрель 

7. 

«Волк и семиро козлят» рус. нар. ск., «Как лисичка бычка обидела» Эскимосская сказка 

вежливость-грубость 

Май 

Игры на развитие социально-личностных качеств

1.        Общий круг

Воспитатель собирает вокруг себя детей. «Давайте сейчас сядем на пол, но так, чтобы каждый из вас видел всех других ребят и меня, и чтобы я могла видеть каждого их вас» (Единственным верным решением здесь является создание круга). Когда дети рассаживаются в круг, взрослый говорит: «А теперь, чтобы убедиться, что никто не спрятался, и я вижу всех, и все видят меня, пусть каждый из вас поздоровается глазами со всеми по кругу. Я начну первая, когда я поздороваюсь со всеми, начнет здороваться мой сосед». (Взрослый заглядывает в глаза каждому ребенку по кругу и слегка кивает головой; когда он «поздоровался» со всеми детьми, он дотрагивается до плеча своего соседа, предлагая ему поздороваться с ребятами).

2.        Зеркало

Взрослый, собрав детей вокруг себя, говорит: «Наверное, у каждого из вас есть дома зеркало. А иначе как же вы узнаете, как вы сегодня выглядите, идет ли вам новый костюм или платье? А что же делать, если зеркала под рукой не найдете? Давайте сегодня поиграем в зеркала. Встаньте парами друг против друга (взрослый помогает детям разбиться на пары). Решите, кто из вас человек, а кто - зеркало. Потом вы поменяетесь ролями. Пусть человек делает то, что обыкновенно делают перед зеркалом: умывается, причесывается, делает зарядку, танцует. Зеркало должно одновременно повторять все действия человека. Только нужно стараться делать это очень точно, ведь неточных зеркал не бывает! Готовы? Тогда давайте попробуем». Воспитатель встает в пару с кем-нибудь из детей и копирует все его движения, показывая остальным пример. Затем предлагает детям играть самостоятельно. При этом он следить за ходом игры и подходит к парам, у которых что-то не получается.

3.Шторм

Для игры необходим большой кусок ткани, чтобы им можно было накрыть детей. Воспитатель собирает детей вокруг себя и говорит: «Беда тому кораблю, который окажется в море во время шторма: огромные волны грозят перевернуть его, а ветер швыряет корабль из стороны в сторону. Зато волнам в шторм одно удовольствие: они резвятся, гудят, соревнуются между собой, кто выше поднимется. Давайте представим, что вы — волны. Над вами — вода. Вы можете радостно гудеть, зловеще шипеть, поднимать и опускать руки, поворачиваться в разные стороны, меняться местами и т.д. Следите за тем, чтобы вы все оставались под водой, а не то превратитесь в кораблик, и тогда вам несдобровать». Взрослый вместе с детьми забирается под кусок ткани, прыгает, шипит, гудит, машет руками.

4. Кто смешнее засмеется

Воспитатель рассаживает детей вокруг себя и говорит: «В одной стране правил Король Смех, и была у него жена — Королева Хохотунья. А еще у них было много-много детей Смешинок. Люди в этой стране никогда не грустили и смеялись с утра до вечера. И вот однажды в страну Смеха пришел чужестранец. Его приняли очень гостеприимно и, конечно же, попросили рассказать о тех странах, в которых он побывал. И тогда путник поведал им, что на все соседние государства напала страшная болезнь — люди перестали смеяться и плакали круглые сутки. Долго не спало в эту ночь королевское семейство и все гадало, как же помочь соседям. А наутро Король Смех и Королева Хохотунья собрали своих детей Смешинок и снарядили их в дорогу, чтобы они разбрелись по свету и научили людей смеяться. С тех пор так и бродят Смешинки по миру, и везде, где бы они ни появились, раздается смех, и люди начинают веселиться. И только один раз в году все Смешинки возвращаются в свое королевство, чтобы навестить Короля и Королеву и увидеть друг друга. Что тут начинается! Они смеются так искренне и громко, что земля ходит ходуном. Давайте сегодня, устроим праздник смеха и будем все вместе смеяться искренне и радостно, как Смешинки. Договорились? Тогда начали. А я посмотрю, кто из вас смеется смешнее». Воспитатель начинает заразительно смеяться, подходит к каждому ребенку, смеется вместе с ним, подзывает других детей.

5. Обнималки

На полу обозначается небольшой круг таким образом, что вся группа, может поместиться в нем только крепко, прижавшись, друг к другу. Взрослый говорит: «Вы — скалолазы, которые с большим трудом забрались на вершины самой высокой горы в мире. Теперь вам нужно отдохнуть. У скалолазов есть такая традиция: когда они достигают вершины, они стоят на ней и поют песенку:

Мы — скалолазы

До верха дошли,

Ветра проказы

Нам не страшны.

Запомнили? Тогда вставайте на площадку. Она очень маленькая, а за чертой — глубокая бездна. Поэтому на ней можно стоять только очень тесно прижавшись, друг к другу и крепко обнявшись. Поддерживайте друг друга, чтобы никто не упал». Дети встают в круг, обняв друг друга, и поют.

6.Эхо

Дети сидят в кругу. Воспитатель спрашивает: «Вы когда-нибудь слышали эхо в лесу? Звук повторяется несколько раз. Причем каждый следующий раз все тише и тише. Сейчас мы с вами поиграем в эхо. Я крикну какое-нибудь слово. Мой сосед повторит его, но чуть-чуть тише, следующий — еще тише, и так — по кругу». Игра продолжается до тех пор, пока каждый ребенок не крикнет свое слово, а остальные по кругу не повторят его

7.        Испорченный телефон

Дети сидят в кругу. Взрослый обращается к любому ребенку с просьбой шепотом рассказать своему соседу, что он делал в выходные. Задача — передать это сообщение по цепочке, говоря шепотом друг другу. В конце игры первый и последний участники произносят первоначальный вариант сообщения и то, что услышал последний.

8.        Передай движение

Дети становятся в круг и закрывают глаза. Взрослый, находясь в общем кругу, придумывает какое-нибудь движение (например, причесывается, моет руки, ловит бабочку и т.д.), затем «будит» своего соседа и показывает ему свое движение, тот «будит» следующего и показывает ему, и так — по кругу, пока все дети не «проснутся» и не дойдет очередь до последнего. Игра продолжается до тех пор, пока все желающие не загадают свое движение и не передадут его по кругу.

9.        Передай настроение

Правила игры — те же, что и в предыдущей, только ведущий должен придумать настроение (грустное, веселое, тоскливое, удивленное и т.д.). Когда дети передали его по кругу, можно обсудить, какое именно настроение было загадано. Затем ведущим становится любой желающий. Если кто-то из детей хочет побывать ведущим, но не знает, какое настроение загадать, воспитатель может помочь ему, подойдя и подсказав ему на ушко какое-нибудь настроение.

10. Тень

Воспитатель собирает детей и предлагает им вспомнить, как они играли в тень несколько недель назад: «Помните, мы когда-то играли с вами в тень? Но тогда каждый из нас был собственной тенью. А сегодня давайте побудем тенями других. Разделитесь на пары (воспитатель помогает детям разделиться на пары). Пусть один из вас будет человеком, а другой — его тенью. Потом вы поменяетесь. Человек будет ходить по комнате, и делать вид, будто он в лесу: собирает ягоды, грибы, ловит бабочек, а тень будет в точности повторять его движения». Взрослый просит кого-нибудь из детей изобразить, будто он собирает в корзинку грибы, а сам идет за ним и в точности копирует все его движения. Затем предлагает детям играть самостоятельно. Если детям нравится игра, в следующий раз им можно дать другое задание, например: украсить новогоднюю елку; сходить в магазин и купить продукты; проснуться, умыться и сделать зарядку и пр.


11.        Выбери партнера

Дети сидят в кругу. Воспитатель говорит: «Сейчас вы должны будете разделиться на пары. Каждый из вас молча должен выбрать себе партнера, но так, чтобы другие этого не заметили. Например, я хочу, чтобы моим партнером была Маша, я смотрю на нее и незаметно ей подмигиваю. Попробуйте договориться с тем, кого вы выбрали глазами. Все договорились? Сейчас мы выясним, кто не сумел договориться. На счет три подбегите к своему партнеру и возьмите его за руку». Если с первого раза не получается, следует повторить упражнение несколько раз, воспитатель при этом должен следить за тем, чтобы дети менялись парами.

12.        Разговор сквозь стекло

Воспитатель помогает детям разбиться на пары, а затем говорит: «Представьте, что один из вас находится в большом магазине, а другой ждет его на улице. Но вы забыли договориться о том, что нужно купить, а выход — на другом конце магазина. Попробуйте договориться о покупках сквозь стекло витрины. Но помните, что вас разделяет такое толстое стекло, что попытки кричать, бесполезны: партнер все равно вас не услышит. После того как вы «договорились», вы можете обсудить, правильно ли вы друг друга поняли». Воспитатель выбирает ребенка и пытается объяснить ему жестами, что тот должен купить, а потом спрашивает его, все ли он понял. Затем дети играют самостоятельно. Воспитатель следит за ходом игры, помогает парам, у которых что-то не получается. Затем можно поменяться ролями.

Консультации для родителей

«Почему дети разные?»

Подготовила: воспитатель Баженова Ольга Васильевна

Р.п. Мучкапский МБДОУ «Детский сад «Солнышко»

Почему дети разные? Почему одни дети ведут себя спокойно, а другие неутешно плачут, как только закроется дверь за мамой или папой? Почему некоторые дети при поступлении в детский сад отказываются играть, не вступают в контакт с воспитателем, долго не могут освоиться в группе, а другие с первых дней чувствуют себя, «как рыба в воде»? Отрыв от дома и близких, встреча с новыми взрослыми, незнакомыми детьми могут стать для ребенка серьезной психической травмой. Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания, защиты. Очень важно, чтобы этот переход был плавным, мягким, бестравматичным.

Нетрудно заметить, что уже в первые годы жизни дети отличаются друг от друга поведением. Одни шустрые, энергичные, другие более пассивные, третьи хотя и активны, но медлительны. Идеал большинства взрослых – послушный ребенок. Но не к каждому малышу подходит этот эпитет. Драчун и «паинька», «сорви голова» и робкий, боязливый, неумелый, требующий постоянной опеки и вполне самостоятельный – вот какие они разные, наши малыши!

Отчего же зависят индивидуальные особенности детей? В этом важно разобраться! Многое, безусловно, решает воспитание. Ребенок не рождается добрым или жадным, послушным или капризным, самостоятельным или неумелым. Эти особенности складываются постепенно, под влиянием условий жизни и воспитания. Имеет значение и состояние здоровья ребенка. Если малыш ослаблен, много болеет, он может стать вялым, раздражительным, капризным.

Но ведь есть случаи, когда дети растут и воспитываются в одинаковых условиях, в одной семье, одинаково здоровы, а ведут себя по-разному. С самого рождения дети отличаются друг от друга особенностями нервной системы, накладывающими отпечаток на поведение ребенка. Эти особенности сказываются на общей подвижности малыша, быстроте движений, темпе речи, на том, как скоро и легко возникают чувства и насколько они сильны. Вследствие этого дети очень рано начинают проявлять себя как шустрые или медлительные, энергичные или вялые, более или менее эмоциональные. Один ребенок бурно выражает свои чувства: будучи недоволен, громко плачет и столь же ярко выражает радость, заливаясь смехом, приходя в восторг. Другой при подобных же обстоятельствах лишь тихонько хнычет или добродушно улыбается.

Тип высшей нервной деятельности очень устойчив и мало поддается изменениям. Однако надо иметь в виду, что ярко выраженные представители того или иного типа нервной системы встречаются среди детей реже, чем так называемые «переходные». Другими словами, ребенок может проявлять в своем поведении особенности, свойственные как одному, так и другому типу.

Случается также, что истинный тип высшей нервной деятельности как бы маскируется под влиянием условий жизни и воспитания. Например, возможно, что ребенок от природы быстрый, подвижный, а его флегматичная мама не дает возможности активно двигаться. Постепенно он становится малоподвижным, флегматичным.

Чрезмерная строгость в отношении к ребенку, злоупотребление наказаниями, постоянные запреты также могут привести к маскировке типа высшей нервной деятельности, при которой ребенок с сильными нервными процессами, подвижный может стать робким, тихим, малоактивным. Однако в первые годы жизни типологические особенности проявляются наиболее отчетливо.

«Уравновешенный ребенок»

Дети с сильными, уравновешенными нервными процессами, чаще всего настроены бодро, плачут изредка и не без существенной (с их «точки зрения») причины, а при ее устранении быстро успокаиваются. У них преобладают положительные эмоции – радость, удовольствие. Сон глубок и продолжителен. Такой ребенок легко вступает в контакт со взрослыми, детьми, не боится новых людей, что благоприятствует формированию общительности. Однако, если родители, добиваясь послушания, будут запугивать малыша, он может стать боязливым, замкнутым, плаксивым.

«Шустрики»

У таких детей процесс возбуждения сильнее, чем процесс торможения (условно назовем их легковозбудимыми). Особенностью их физического развития на первом году жизни является неравномерное увеличение веса по месяцам – то в пределах нормы, то ниже ее.

При приближении времени кормления такие младенцы обычно проявляют большую нетерпеливость: громко и продолжительно плачут. Приняв небольшое количество пищи и утолив голод, может тут же уснуть.

Сон таких детей неглубокий, чуткий. Малейший разговор, даже шорохи в комнате, где спит ребенок, могут разбудить его.

У таких детей обычно легко формируется общительность. Они быстро вступают в контакт с незнакомыми детьми, но нередко являются и зачинщиками конфликтов, так как им труднее, чем другим детям, сдерживать свои желания и побуждения. Понравилась лопатка, которую держит в руках сосед, тут же тянет ее к себе; на бегу толкает кого-то Он и не хотел этого, но его вечная неугомонность делает его «без вины виноватым».

Воспитывая таких маленьких непосед, надо особые усилия направлять на развитие у них выдержки, положительных взаимоотношений с детьми и взрослыми, интереса к занятиям, требующим усидчивости, устойчивого внимания. Этого можно добиться своей эмоциональностью, искренней заинтересованностью, одобрением самых небольших успехов малыша.

«Мямлики»

Нервные процессы этих детей характеризуются преобладанием торможения. Они медлительны, невозмутимы, благодаря ровному, спокойному поведению не доставляют обычно хлопот. Но некоторых взрослых (холериков), которые сами привыкли все делать в быстром темпе, могут раздражать своей медлительностью. Ребенку надо помочь преодолеть присущую ему инертность, а не сердиться за медлительность.

Дети этого типа нередко имеют вес, превышающий средние нормы, хороший устойчивый аппетит. Едят медленно, обстоятельно. Сон их глубок и продолжителен. А вот активности им порой не хватает. Заметив это, взрослые должны чаще побуждать малыша к разнообразной деятельности, к проявлению самостоятельности. Не следует делать за ребенка то, что он может выполнить сам, хотя и не так быстро, как этого хотелось бы взрослым. Проявите чуточку терпения! Ребенка порадует и подбодрит похвала взрослого, одобрение пусть самых малых его успехов

Возможно, некоторым взрослым нравятся медлительность и невозмутимость ребенка, и они не стараются преодолеть его инертность. Ведь такой ребенок не доставляет много хлопот, в общем-то, это удобно! Но следует в таком случае подумать и о его будущем. Пройдет время, малыш подрастет и станет школьником. Его медлительность может мешать ему в учении, а неловкость и нерасторопность в играх сделают его предметом насмешек сверстников.

«Впечатлительные дети»

Эти дети требуют особого ухода, потому что их тип нервной системы условно называют слабым. Эти дети очень чувствительны ко всему происходящему вокруг, они чутко реагируют на настроение окружающих, а их собственное настроение отличается неустойчивостью. Самые малозаметные причины могут огорчать их и вызывать плач. Если такого ребенка ничто не беспокоит, он приветлив. Радость выражает улыбкой или тихим смехом, а будучи недоволен чем-то, хнычет, стараясь привлечь внимание взрослых. Это деликатные дети, не требовательные, но остро переживающие малейшие обиды. Они быстрее, чем другие утомляются, что особенно заметно у самых маленьких. Сон их неглубок, потому что для полноценного отдыха им нужно создавать спокойную обстановку, по возможности исключать шумы.

Подрастая, такие дети могут чувствовать себя неуютно в обществе сверстников: то кто-то толкнул его, то сломал песочный пирожок, то взял формочку. Для других детей это может и не иметь значения: толкнули – он отошел, сделал другой пирожок, взял свою формочку, а нашему малышу – «слабышу» небезразлично, он огорчается и старается уединиться. Такие дети более остро реагируют на все новое: могут пугаться непривычной обстановки, незнакомых взрослых, большого количества других детей. Зачастую именно они трудно и болезненно переносят поступление в ясли или детский сад. К этому событию их нужно готовить особенно тщательно. Задача взрослых – помочь такому ребенку войти в детское общество.

Такого ребенка не стоит излишне опекать, так как это только изнежит его, сделает неуравновешенным, робким. Подбадривая, поощряя похвалой, надо помогать ему преодолевать боязнь. Пусть больше двигается, выполняет поручения взрослых, обращается по их заданию к другим детям и взрослым с вопросами и просьбами, приобщается к самостоятельности. Первые успехи окрыляют малыша, он становится все смелее и решительнее.

Период адаптации – тяжелое время для малыша. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. Поэтому очень важна совместная работа родителей и воспитателей. Рассказывая воспитателям об интересах, привычках своих детей, о состоянии их здоровья, об уровне развития, о том, как спит ребенок, любит ли он играть, трудиться, родители способствуют развитию открытых и доверительных отношений с педагогами, помогают воспитателю найти индивидуальный подход к ребенку.

В наших общих интересах добиться того, чтобы ребенок справился с трудностями привыкания к новой среде на уровне легкой адаптации и всячески предупреждать и н

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Солнышко»

Конспект непосредственной образовательной деятельности

в средней группе

 «Жадным быть - друзей не любить».

Открытый просмотр

воспитателя

Баженовой Ольги Васильевны

Р.п. Мучкапский

2012

Задача:

Воспитание у детей желания  и готовности делиться с другими людьми, воспитание нежадности, отзывчивости;

Цель:

Чтение художественной литературы. Знакомство с новым произведением Эммы Мошковской «Жадина», создание условий для возникновения у детей сочувствия к персонажам;

Познание.  Знакомство и заучивание пословиц о жадности; Дать детям  представление о целом и о долях; закрепить порядковый счет; развитие познавательного интереса, обогащение сенсорного опыта;

Социализация. Осознание из своего опыта и опыта других детей «Я поделился»;

Коммуникация Тренировка речедвигательных навыков, тонкой  моторики руки, Художественное творчество. Закрепление навыков работы с ножницами, развитие творческих способностей,

Материал к занятию: Мяч, игрушки собаки, кошки, лягушки, курицы, утки; целые овощи и фрукты, и их кусочки, кубик шоколада; ножницы и лист бумаги прямоугольной формы; воздушные шары и фломастеры.

Ход занятия.

Ритуал: Дети в кругу. Педагог по очереди кидает мяч каждому ребенку и говорит одну фразу, ребёнок, кидая мяч обратно, произносит другу фразу.

Утром в детский сад приду

И тебя, мой друг, спрошу:

Для чего мы собрались?

Чтобы вместе

Поиграть и помечтать

Посчитать и поучиться,

Пошутить и подружиться,

И, конечно, поделиться!

Отдохнуть, повеселиться,

Позагадывать загадки,

Поиграть, конечно, в прятки!

Рисовать, читать. Лепить.

Комплименты говорить!

Ребята, сегодня я прочитаю вам интересную историю, отгадайте о ком она?

В будке спит

Дом сторожит.

Кто к хозяину идет,

                       Он знать дает.   (Собака.)

А рассказать мне её помогут наши гости – собака, кошка, лягушка, курочка,уточка.

Чтение произведения. Беседа. Экспрессивный этюд «Жадный пес» и «Грустные звери».

А я вас хочу угостить овощами и фруктами.  «Узнай по вкусу», «Узнай на ощупь». (Овощ или фрукт? кислое или сладкое? мягкое или твердое?). Последняя шоколадка.  Всю шоколадку сам съешь? Угостишь одного друга? Или дашь всем по кусочку? Перед тем как разделить шоколадку, давайте отдохнем.

Хватит спинку напрягать,

Надо лечь и отдыхать.

Я на коврике лежу,

Прямо в потолок гляжу.

Лежат ровно пяточки,

Плечики, лопаточки.

Спинка ровная, прямая.

А могла бы быть кривая.

Давайте представим, что это у нас шоколадка. И надо её разделить на 4-8 частей (угостите кого хотите). 

Речедвигательная игра:

Дружно тесто замесили,

Соль и сахар положили,

Яйца, масло, молоко

Делать тесто нелегко!

О-хо-хо! О-хо-хо!

Делать тесто нелегко!

А теперь тесто в печь

Нам пора пирог испечь.

Вот и наши пирожки!

Угощайтесь, малыши!

А как вы думаете, жадность помогает, или мешает дружбе? А готовность поделиться игрушкой или конфетой? С кем бы вы хотели дружить с жадным человеком или с тем. Кто готов поделиться?

Послушайте пословицы как жадность и дружба несовместимы, и одну пословицу мы с вами выучим.

«Жадным быть – друзей не любить», « Кто жаден, тот в дружбе не ладен», «Не тем богат, что есть у тебя, а тем богат, чем поделиться рад».

Вам ребята понравилось занятие? Какое у вас настроение? Я вам предлагаю из воздушных шариков сделать смешных человечков. Гости подержат шарики, а мы на них нарисуем круглые глазки, треугольный носик и улыбающийся рот. Давайте посмотрим какие смешные и весёлые человечки получились у нас. А теперь наших человечков из воздушных шариков подарим гостям, чтобы и у них было хорошее настроение.

МБДОУ «Детский сад «Солнышко»

КОНСПЕКТ

непосредственно образовательной деятельности

по областям «Коммуникация», «Социализация», «Познание»,

в средней группе

«Доброе слово лечит, а злое калечит»

Провела воспитатель:

Баженова Ольга Васильевна

Программное содержание. Учить способам общения между   людьми на основе знания этикета, правилам ведения диалога (разные приемы, средства и методы вежливого общения). Развивать умение употреблять слова приветствия и благодарности, способность преодолевать застенчивость и скованность. Формировать выразительные средства общения (интонациию, мимику, пантомимику). Воспитывать потребность в доброжелательном общении; необходимость в общении друг с другом.

Р. п. Мучкапский 2011г     

                                                                                                                                     

Место проведения: групповая комната

Длительность: 20 минут

Программное содержание. Учить способам общения между   людьми на основе знания этикета, правилам ведения диалога (разные приемы, средства и методы вежливого общения). Развивать умение употреблять слова приветствия и благодарности, способность преодолевать застенчивость и скованность. Формировать выразительные средства общения (интонациию, мимику, пантомимику). Воспитывать потребность в доброжелательном общении; необходимость в общении друг с другом.

Материал. Маски-шапочки разных  животных (по числу детей). Игрушечные заяц, котенок. «Цветок добрых слов». Большой лист белой бумага, на котором точками нарисован контур сердца.

Ход занятия

Дети произвольно сидят на ковре. Воспитатель организует игру «Пора вставать».

        Мои детки, мои детки,

        Мои детки крепко спят,

        Мои детки, мои детки,

       Потихонечку сопят. Вот так!

Воспитатель и дети, закрыв глаза, делают шумный вдох носом,   выдох ртом «Хо-о-о-о!» (несколько раз). Затем  воспитатель громко  говорит: «Солнце встало! Хватит спать! Хватит спать! Пора вставать!» Дети просыпаются» и, встав на носки и подняв руки вверх, делают вдох. Затем, быстро опустив руки вдоль туловища и опустившись на всю ступню, делают  выдох (несколько раз).

Воспитатель. Проснулись! Улыбнулись! Здравствуйте!

Дети отвечают словами приветствия, улыбками или кивком головы и вместе с воспитателем говорят: «Солнце встало! Хватит спать! Хватит спать! Пора вставать! Здравствуйте!»

Дети выстраиваются в круг, берутся за руки, играют в игру «Не сердись, улыбнись!» Каждый ребенок поворачивает голову к рядом стоящему партнеру, смотрит ему прямо в глаза и говорит, ласково, сердечно улыбаясь: «Не сердись, улыбнись». Игра заканчивается, когда все дети обратятся друг к другу с этой просьбой.

Воспитатель. К нам в гости пришел зайчик. Он очень хочет поздороваться с каждым из вас. И вы тоже, наверное, хотите поздороваться с ним? Но учтите: каждый должен сделать это по-разному, по-своему.

Дети подходят и приветствуют зайчика, каждый no-своему, кланяются, жмут лапу, гладят по головке, улыбаются, произносят добрые слова.

Воспитатель. Что вы можете сказать о том, как себя чувствует зайчик? Объясните свое мнение. (Ему хорошо, он радуется, улыбается, потому что он понял, что мы рады ему, любим его, он у нас не чужой.) Давайте и мы улыбнемся зайчику и друг другу еще раз. (Дети улыбаются.) А что вы сейчас чувствуете? Почему? Верно, это оттого, что мы стали с вами добрыми волшебниками. А какие волшебные слова вы знаете? (Здравствуйте! Доброе утро! Мы тебе рады! И т.п.)

Читает стихотворение Н. Красильникова.

Придумано кем-то просто и мудро,

При встрече здороваться:

Доброе утро!

Доброе утро! — солнцу и птицам,

Доброе утро! - улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым,

                                      доверчивым...

Пусть доброе утро длится до вечера.

Далее дети разыгрывают и обсуждают игровую ситуацию: «Сидит девочка. К ней подходит мальчик, говорит: «Здравствуй!» К другой девочке подходит другой мальчик. Он говорит: «Здравствуй, Таня!»

Воспитатель. Какое приветствие вам больше понравилось? Почему? (Ответы.) Да, оказывается, наши имена - тоже настоящие волшебники. Почему? (Обращаются именно к тебе, тебя помнят.) Значит, при приветствии надо сказать не только «Здравствуй», но и назвать того, с кем здороваешься, по имени.

Проводится игра «Поприветствуем друг друга». Дети встают в круг. По очереди каждый выходит в центр, и дети обращаются именно к нему с приветствием типа: «Здравствуй, Вова! Как красиво ты сегодня причесан!» (У каждого ребенка надо найти и отметить что-нибудь хорошее.)

Воспитатель. Здороваются друг с другом не только люди, но и животные и даже растения. Как же здороваются животные?

Воспитатель разбивает детей на пары, дает маски-шапочки животных. Дети показывают, как здороваются «их» животные, используя разную интонацию, мимику, жесты. Затем все играют в игры.

Игра «Утка, утка, утка, гусь!» Дети становятся в круг. Водящий обходит их, приговаривая: «Утка, утка, утка, гусь!» Тот, на ком заканчивается считалка, берет водящего за руки, и они вместе приветливо, ласково говорят: «Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер!» Затем бегут по кругу, но в разные стороны. Тот, кто не успеет занять свободное место в кругу, становится водящим.

Игра «Пожалуйста». Дети и воспитатель встают в круг. Педагог показывает какое-нибудь движение, прикасается ладонью к рядом стоящему ребенку и говорит: «Пожалуйста!» Тот отвечает: «Спасибо!» - и показывает такое же движение! Все повторяют его несколько раз. Затем! ребенок «передает» движение следующему, говоря: «Пожалуйста!» - и прикасаясь к нему ладонью. Игра продолжается до тех пор, пока все дети по очереди не

«передадут» друг другу движение.

Воспитатель. Зайчонок очень доволен: вы умеете здороваться, умеете говорить «волшебные слова». А кто знает, как надо правильно предлагать что-то? Забыли? Сейчас вспомним. Зайчик к нам в гости пришел не один. Он привел с собой котенка. Вот он (показывает). Давайте рассмотрим его. Какой он?

Дети разглядывают котенка, трогают его, гладят. Подбирают для него слова: беленький, пушистый, мягкий, ласковый и т.д. Бережно, осторожно передают его друг другу, соблюдая правила вежливости: передавать прямо в руки, глядя в глаза тому, кому передают, ласково называя его, например: «Танечка, возьми, пожалуйста! Спасибо».

Воспитатель. Случается, вы обижаете, друг друга, ссоритесь... Давайте устроим конкурс: кто придумает лучший способ примирения? (Предложения детей.) А вот автор стихотворения «Поссорились» (А Кузнецов) предлагает такой способ: Дам ей Мишку, извинюсь,

Дам ей мячик, дам трамвай

И скажу: «Играть давай».

Так как же нужно поступить и что надо сказать, если случайно обидел товарища? (Ответы.) А еще зайчик принес из леса цветок. Необыкновенный. Он называется «Цветок добрых слов». На каждом его лепестке живут добрые слова, с которыми обращаются к родным людям: маме, папе, бабушке. друту. а также к себе. Давайте произнесем эти слова.

Показывает лепестки - дети называют добрые слова для мамы, для бабушки и т.д.

Воспитатель. Какими счастливыми стали люди, которые услышали эти слова! Как радостно забилось их сердце! Давайте преподнесем им еще один сюрприз. Соединим точки вот на этом листе, расколдуем рисунок. (Дети соединяют точки и nолучаюm изображение сердца.) Это сердце очень счастливое, доброе, нежное: оно услышало много хороших слов. Покажите это!

        Дети под музыку раскрашивают сердце. Выполнение коллективной работы еще больше сближает их.

Родительское собрание в средней группе «Знаете ли Вы своего ребенка?»

(провела О.В. Баженова)

Знаете ли вы своего ребенка? Конечно. Ответит почти каждый родитель. Многие родители искренне считают, что своего ребенка они знают очень хорошо. Чем меньше ребенок, тем мы действительно лучше знаем его. Но уже в дошкольном возрасте замечаем, что наши суждения о нем становятся всё более приблизительными. И возможно, через десять-двенадцать лет обнаружим в лице собственного ребенка абсолютного незнакомца.  Давайте. Уважаемые родители об этом и поговорим. Скажите, пожалуйста, какое слово на свете самое сладкое, ласкающее слух? Что главное в жизни ребенка с рождения? (Высказывания родителей.) Это его имя. Мудрецы говорили: «Как назовешь судно, так оно и поплывет». Для каждого человека его имя - самый важный и сладкий звук на земле, который звучит, как лучшая музыка в мире. Посмотрите на фото ваших детей: какие они все разные, каждый из них индивидуален и неповторим.

Упражнение «Цветик-семицветик».

Перед вами цветик-семицветик. Представьте. Что это ваш малыш, нежный, цветущий. Напишите на лепестках ласкательные производные от имени или семейные прозвища. На стебельке – имя, которым вы обдращаетесь к ребенку, когда недовольны им, сердитесь на него. Пусть этот цветок имени вашего ребенка лежит в семейном альбоме, ведь это часть его жизни, а потом станет частью истории вашей семьи.

 И всё-таки что нужно знать о ребенке и для чего? (Высказывания родителей.) Вы все абсолютно правы. Однозначного ответа на данный вопрос не существует. О ребенке нужно знать всё!  Для этого нужно стараться быть ближе к нему, знать, чем он живет, кого и за что любит, во что верит, а в чем сомневается, почему лжет и т.д.

Малыши по природе своей уникальны и неповторимы. У них очень гибкое мышление, которое помогает фантазировать, воображать. Временами свои выдумки, фантазии начинают использовать в личных корыстных целях. Они тонко чувствуют и знают, где вставить свои выдумки. Ложь – это искажение происходящих событий, а фантазии – это воображаемый мир. Дети умеют убедительно сочинять, потому что сами в это верят, но любые события каждым воспринимаются по-разному. Давайте это проверим.

Игра «Испорченный телевизор».

Выходят четверо родителей. Педагог первому родителю показывает пантомиму: маленькая девочка берет у мамы без спроса, пока её нет дома, косметичку и красится; вдруг в дверь кто-то стучится, от испуга (а вдруг мама) девочка роняет косметичку и зеркало.

Игра «Испорченный телефон».

 Выходят три родителя за дверь, Один родитель остается, воспитатель передает телефонограмму, а тот зашедшему родителю. «Здравствуйте! Примите телефонограмму! Заседание, запланированное на 5 июня 2010г., отменяется в связи с отъездом председателя комиссии для покупки инвентаря для кабинета».

Вывод: информация искажается, принося тем самым различного рода вред. Значит, и дети могут доносить до близких неверную информацию. Лучше переспросить у воспитателя, чтобы не возникало недоразумений или того хуже, конфликтов на этой почве.

Конфликты – часть нашей жизни, и надо уметь конструктивно их решать.Предлагаю вам проанализировать следующую ситуацию. « Молодая мама из состоятельной семьи каждый день допрашивает воспитателей: как вел себя ребенок? С кем играл? Во что играл? Что ел? Как спал? И получает в ответ не то, что хотела бы услышать (ни с кем не играл, пассивен, сам в себе). В итоге мама в недоумении. Доказывает, что дома ребенок совсем другой, спрашивает, почему так происходит.

Родители обсуждают ситуацию.

У ребёнка явные трудности в общении. Социальная среда в детском саду противоположна домашней. Дома ребенок воздвигнут на пьедестал. Жизнь семьи вертится вокруг него. А в детском саду он такой же, как и все. Он только часть группы. У ребёнка развивается внутриличностный конфликт, и он не знает, как себя вести в группе. Он не обучен этим навыкам. Родители должны скорректировать некоторые поведенческие особенности ребенка. Приоритетная установка должна быть следующей: ребенок – не главный в семье, а часть семьи.

Давайте заполним таблицу. (Какая колонка больше заполнена? Почему?)

Достоинства

Недостатки

Каким бы я хотел видеть своего ребёнка

Обобщение.  В жизни нет ни одного человека, у которого были бы только одни достоинства или только одни недостатки. Мудрость родителей заключается, в том, что, видя те или другие особенности своего ребенка, они соотносят их с эффективностью семейного воспитания. Ребенок не пустой сосуд. И если в нем не формируются положительные качества, то возникают вредные привычки и наклонности. Если ребенок ленив, то это значит, что в семье его не приучили к труду; если он агрессивен, значит, он не познал доброго отношения. Родители должны хорошо знать достоинства и недостатки своего ребенка, чтобы уравновешивать их, опираясь на положительное, чтобы помочь избавиться от отрицательного. Попробуйте взглянуть на вашего ребенка такими глазами.

Хочу рассказать притчу. Человек хотел озадачить мудреца, который знал ответы на все вопросы. Поймал бабочку и решил: сомкну ладони, где находится бабочка и спрошу: «О мудрейший! Бабочка в ладонях у меня живая или мертвая?» Если скажет «мертвая», разомкну руки, и она улетит, а если «живая», незаметно сомкну руки и покажу мертвую бабочку. Пришел, спросил. А мудрец ответил « Всё в твоих руках, человек!» Уважаемые родители, ваш ребенок в ваших руках!

Встречу хотелось бы закончить словами С. Соловейчика: «Каждое утро взываю к тому лучшему, что есть во мне: «Мне послан ребенок; это дорогой мой гость; я благодарен ему за то, что он есть. Он так же призван к жизни, как и я, это нас объединяет - мы есть, мы живые люди. Он такой же, как и я, он человек, и не будущий человек. Сегодняшний, и потому он другой, как и все люди; я его принимаю, как всякого другого человека. Я принимаю ребенка. Я принимаю его, охраняю его детство, понимаю, терплю, прощаю. Я не  принимаю силу к нему; не угнетаю его соей силой, потому что я его люблю. Я люблю его и я благодарен ему за то, что он есть, и за то, что я могу его любить, и тем самым я возвышаюсь в духе своем».

Родительское собрание в средней №1 группе «Азы воспитания»

(Провела Баженова О.В.)

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас сегодня! И так, начнём.

Сегодня мы поговорим о простых вещах, с которыми сталкиваемся ежедневно и иногда не придаём должного значения. Хотя, по сути. Эти мелочи мешают нам быть счастливыми и правильно воспитывать наших детей.

Многие родители как гром среди ясного неба поражает поведение их детей в подростковом возрасте. Был вроде нормальный ребёнок и вдруг грубит, хлопает дверью…

Нравственность подростка зависит от того, как его воспитывали в годы детства, что заложили в его душу от рождения до 10-11 лет.

Родители для ребёнка – камертон: как они прозвучат, так он и откликнется.

Основные правила культурного поведения, которые должны быть сформированы у дошкольника 4-5 лет. 

  • Умение считаться в игре с желаниями и намерениями других детей, играть вместе общими игрушками, уступать.
  • Регулярно участвовать в труде, в умении приготовить столы к завтраку, обеду.
  • Детей нужно научить соблюдению правил культурного поведения в автобусе, в общественных местах.
  • У детей должна быть воспитана привычка всегда говорить правду.
  • Важной задачей, приобретающей на этой возрастной ступени особое значение, является формирование взаимоотношений с взрослыми и сверстниками: вежливое внимательное отношение к взрослым, умение дружно играть с детьми, защищать слабого, обиженного.
  • Необходимо научить детей поддерживать порядок в комнате. В игровом уголке. Правило: «Каждой вещи – своё место».

С чего начинать воспитание культуры?

Конечно же, с создания вежливой, терпимой, сочувственной и ласковой семейной атмосферы. И плюс к этому, учитывая возраст детей, начинать его воспитание надо с создания духа игры, с приветливо-вежливой сказки.. Ежедневно можно вывешивать на стене оценку-маску(доброй феи или злого дракона,, или хотя бы оценка в виде смайлика):, является главным в воспитании навыков культурного поведения и хороших манер?

Конечно же, одним из главных компонентов в воспитании навыков культурного поведения и хороших манер является личный пример взрослых, то есть вас, родителей. Именно вы авторитет для ребёнка. И именно с вас, в первую очередь, он берёт пример во всём.

Методы, которые используют родители для привития детям навыков культурного поведения и хороших манеры:

  • Чтение книг с ярким примером хороших манер
  • Общение с авторитетными для ребёнка людьми
  • Постоянство и настойчивость в обучении
  • Хорошее уважительное отношение друг к другу в семье
  • Влияние общества
  • Круг общения.

Все эти методы, несомненно, имеют положительные результаты.

Речевой этикет

Ребёнок усваивает родную речь так называемым «материнским способом», подражая близким, поэтому так важно, чтобы он слышал не только правильную, но и вежливую речь, соответствующую правилам речевого этикета. Вот что писал выдающийся педагог А.С. Макаренко о роли примера взрослых, окружающих ребёнка: «Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы разговариваете с другими людьми и говорите о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеётесь, читаете газеты – всё это для ребёнка имеет большое значение».

Необходимо избавить ребёнка от грубостей, исключить из семейного обихода бранные, тем более нецензурные слова.

А часто ли вы обращаетесь к своему ребёнку не в форме приказания, а просьбы и употребляете слово «пожалуйста», благодарите его, высказываете своё родительское одобрение по поводу проявленной им вежливости? Задумайтесь над этим.

3. Включается спокойная музыка.

Уважаемые родители! Познакомьтесь, пожалуйста, с памяткой «Чтобы ребёнок слушался».

Советы А.С.Макаренко Прочитайте их. Многие из советов, конечно же, проверены вами на практике и, наверняка, имеют положительные результаты.

Чтобы ребёнок вас слушался, нужно следить за тем, чтобы Ваше распоряжение удовлетворяло следующим требованиям:

  1. Оно не должно отдаваться со злостью, с криком, с раздражением, но не должно быть похоже на упрашивание.
  2. Оно должно быть посильным для ребёнка, не требовать от него слишком трудного напряжения.
  3. Оно должно быть разумным, т.е. не должно противоречить здравому смыслу.
  4. Если распоряжение отдано, то оно должно быть обязательно выполнено.
  5. Там, где Вы должны требовать, никаких теорий не должны разводить и добиваться выполнения Ваших требований.

Известная поэтесса А.Барто в одном из своих стихотворений писала:

«Когда не ладятся дела
Мне помогает похвала»

  • Как часто и за что вы хвалите своего ребёнка: Конкурс «Кто дольше может похвалить ребёнка за проявление вежливости?»

(передаётся игрушка по кругу)

Да, похвала очень помогает в достижении результатов. Ни одного дня без похвалы, без слов восхищения. Продолжайте и дома хвалить ребёнка, Пусть первую порцию похвалы ребёнок получает утром до прихода в детский сад, вечером по дороге домой - обязательно найдите возможность похвалить, а дома в присутствии родственников, соседей, друзей – хвалите, и тогда произойдут большие перемены.

А сейчас мы предлагаем вам, как бы со стороны посмотреть на своих детей и проанализировать их поведение с помощью фишек, лежащих на подносах.

Если ребёнок выполняет данное правило, то вы кладёте на стол фишку красного цвета; если не всегда выполняет или не совсем правильно – жёлтого цвета; если не выполняет совсем - синего цвета.

  • Ребёнок умеет мыть руки, причём моет их всегда перед едой, после посещения туалета. Умеет вытираться развёрнутым полотенцем.
  • Аккуратно складывает одежду.
  • Всегда пользуется носовым платком по мере необходимости. Зевает и высмаркивается бесшумно.
  • Вежливо обращается с просьбой завязать шапку, застегнуть пальто, благодарит за оказанную помощь.
  • Умеет вовремя извиниться и говорит это слово с нужной интонацией, чувством вины.
  • Не указывает пальцем на окружающих, на предметы.
  • Не вмешивается в разговор без надобности, в случае срочной просьбы, соответственно правилам, извиняется.
  • При встрече приветливо здоровается, прощаясь, всегда говорит «до свидания».
  • Не бросает на улице, в помещении бумажки, обёртки и т.д.
  • Не говорит матерных слов.

Посмотрите на фишки, их цвета помогут вам решить, над чем следует поработать с детьми, используя испытанные практикой примеры, похвалу и упражнения.

.Воспользуйтесь советами, которые вы сегодня услышали, и вы увидите, как измениться мир вокруг. И это не из области фантастики, потому что всё в наших руках.

.Воспитан ли мой ребёнок? Не стыдно ли за него в обществе? Присущи ли ему чуткость, внимательность, предупредительность? На эти вопросы у каждого будет свой ответ сегодня, завтра, спустя многие годы и зависеть он будет от нашего желания и умения.

.Так пусть же хватит нам, взрослым, терпения, любви, душевных сил для того, чтобы поднять наших детей к высотам культуры поведения.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование социально-бытовых навыков у детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада

Педагоги и родители совместными усилиями способствуют всестороннему развитию личности ребенка, в котором трудовое воспитание занимает достаточно важное место. Формирование у ребенка социально-бытовых ...

Методические разработки на тему «ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО С

Важнейшим фактором работоспособности организма является здоровье. Понятие здоровья включает не только отсутствие заболевания, болезненного состояния, ф...

«Формирование навыков общения у детей младшего возраста в условиях детского сада» (по технологии Н.П. Гришаевой «Рефлексивный круг»)

Статья «Формирование навыков общения у детей младшего возраста  в условиях детского сада»  (по технологии Н.П. Гришаевой «Рефлексивный круг»)....

Сообщение из опыта работы с методическими рекомендациям«Обновление содержания образовательной деятельности в области физического развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада». мастер класс «Тимбилдинг игры – игры для сплочения коллектива».

В последние годы   умение работать в команде имеет большое значение практически во всех сферах   деятельности современного общества. Команды сопровождают деятельность человека...

Формирование социально-бытовых навыков у детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада

Формирование социально-бытовых навыков у детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада Педагоги и родители совместными усилиями способствуют всестороннему развитию личности ребенка, ...

ВОСПИТАНИЕ НАВЫКОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА.

ВОСПИТАНИЕ НАВЫКОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА.Н. В. Муравьева, воспитательМДОУ Детский сад общеразвивающего вида поселка Октябрьский»В современной...