Перспективный план развития познавательных способностей посредством опытно – экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста
календарно-тематическое планирование (старшая группа) на тему

солодкова яна васильевна

Перспективное планирование составлено на основании программ Н. Н. Николаевой «Юный эколог»,  Н.А. Рыжовой «Наш дом - природа» и опыта работы:

·       Дубининой О.В., Рахмановой Н.П., Щетининой В.В. «Неизведанное рядом» (занимательные опыты и эксперименты для дошкольников);

·       Иллюстрированные научно-популярные журналы «Обруч».

Данное перспективное планирование составлено по разделам:

-

Каждый раздел включает в себя занятия познавательного цикла и опытно – экспериментальную деятельность в нерегламентированных видах деятельности.

Опытно – экспериментальная деятельность рассчитана с третей недели сентября  по апрель.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon perspektivnyy_plan.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план

развития познавательных способностей

посредством опытно – экспериментальной деятельности

детей старшего дошкольного возраста

Разработала:

воспитатель

Солодкова  Я.В.

Пояснительная записка

Перспективное планирование составлено на основании программ Н. Н. Николаевой «Юный эколог»,  Н.А. Рыжовой «Наш дом - природа» и опыта работы:

  • Дубининой О.В., Рахмановой Н.П., Щетининой В.В. «Неизведанное рядом» (занимательные опыты и эксперименты для дошкольников);
  • Иллюстрированные научно-популярные журналы «Обруч».

Данное перспективное планирование составлено по разделам:

-

Каждый раздел включает в себя занятия познавательного цикла и опытно – экспериментальную деятельность в нерегламентированных видах деятельности.

Опытно – экспериментальная деятельность рассчитана с третей недели сентября  по апрель.

Цель: Развитие познавательных способностей детей, посредством опытно-экспериментальной деятельности.

Задачи: 

  1. Формирование у детей диалектического мышления;
  2. Развитие собственного познавательного опыта;
  3. Способствовать развитию умений устанавливать причинно-следственные связи;
  4. Вызывать желание к поисковой деятельности.

Формы работы:

  1. Подгрупповые  занятия
  2. Индивидуальные экспериментирования
  3. Взаимодействие с родителями: беседы, выставки,

Предполагаемый результат:

  1. Формирование интеллектуальных впечатлений;
  2. Развитие умений работать в коллективе и самостоятельно;
  3. Умение отстаивать собственную точку зрения и доказывать ее правоту.

Дата

Тема разделов

Задачи

Содержание

Материал

Октябрь

«Солнце - звезда»

Углубить представление о солнце, его параметрах.

  1. Познавательное занятие «День - ночь»;
  2. Эксперимент «Далеко - близко»;

  1. Эксперимент  «Чем ближе, тем быстрее»;

  1. Дидактическая игра «День - ночь».

Два термометра, настольная  лампа, длинная линейка

Пластилин, длинная линейка

Ноябрь

«Почва – живое, неживое»

Сформировать представления о почве, ее строении, значении.

  1. Беседа «Что такое почва?»
  2. Чтение познавательной литературы «Сказки о волшебной кладовой»;
  3. Эксперимент «Такая разная земля»;

  1. Эксперимент «Земля после дождя»;

Разная по составу земля (садовая, с участка детского сада, из парка);

Пластиковый стакан с землей, емкость с водой, закрытая крышкой с небольшим отверстием.

Декабрь

«Песок и глина»

Формировать представления о песке и глине, их свойствах и применении.

  1. Эксперимент «Песок рыхлый, а глина -  нет»;
  2. Эксперимент «Из чего состоит песок и глина»;
  3. Познавательное занятие «Глина, хранящая тепло человеческих рук»

Песок, глина

Поделки из глины и цветного песка

«Полезные ископаемые»

Формировать представления о некоторых полезных ископаемых  (уголь, ракушечник)

  1. Эксперимент «Рассматривание материала с помощью лупы»;

Уголь, ракушечник, лупы по количеству детей

Январь

«Вода, ее значение»

Сформировать представление о воде, ее свойствах и значении.

  1. Познавательное занятие «Путешествие капельки»;
  2. Совместная деятельность:
  3. Эксперимент «Невесомая вода»;
  4. Эксперимент «Куда плывет рыбка»;
  5. Эксперимент «Спиралька»;
  6. Эксперимент «Радуга»;
  7. Эксперимент (на плавучесть).
  8. Условия для самостоятельной деятельности

Емкость с небольшим отверстием на дне.

Большой таз с водой, пипетка, растительное масло, соломинка, вилка, вырезанная из картона рыбка.

Тонкая проволока, растительное масло, мыльный раствор, пипетка.

Миска с водой, зеркало, белый лист бумаги.

Емкость с водой, набор вещей из разного по составу материала.

Февраль

«Воздух – необходимое условие для жизни на земле»

Сформировать представление о воздухе, как компоненте неживой природы. Его значение для живых организмов.

Развивать умение определять наличие воздуха на практике.

  1. Познавательное занятие «Как увидеть воздух?»;
  2. Познавательное занятие «Как мы чувствуем запах?»
  3. Опыт «Как увидеть воздух?»;
  4. Опыт «Как услышать воздух?»;
  5. Эксперимент «Движение воздуха».

Емкость с водой, прозрачный стакан, воздушный шар, тонкие полоски бумаги.

Март

«Растительность – значение в жизни людей и животных»

Сформировать представления о растительности, о ее пользе, значении в жизни растений для человека.

  1. Экскурсия к реке;
  2. Познавательное занятие  - наблюдение «Зеленый лук для Чиполлино»;
  3. Эксперимент «Чем дышит растение?»
  4. Проращивание семян гороха, фасоли и злаковых культур;
  5. Рассматривание листьев (виды жилкования: пальчатое, параллельное)

Семена гороха, фасоли и злаковых культур, вата, блюдца;

Листья клена, акации, тополя, лупа.

Апрель

«Человек – функционирование организма»

Сформировать представления о строении человека, его внутренних органов.

  1. Познавательное занятие  «Уши разные нужны, уши разные важны»;
  2. Познавательное занятие  «Носы нужны не только для красы»;
  3. Эксперимент «Чем мы дышим?»;

  1. Эксперимент «Волшебные очки»

Различные вещества с сильным запахом (апельсин, чеснок, мыло, духи и т.д.);

Повязка для глаз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Рекомендации и тематическое планирование по организации опытно-экспериментальной деятельности детей 5-6 лет. Значение экспериментирования.Структура деятельности.постановка проблемной задачи.Фиксация р...

Использование информационно коммуникационных технологий в организации опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Использование информационно-коммуникационных технолгий для формирования навыков 21 века, организация опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ....

ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

План по самообразованию на тему: «Опытно-экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста»

В данной работе представлен перспективный план по опытно - экспериментальной деятельности с детьми, план работы с родителями и педагогами....

Перспективный план развития познавательных способностей посредством опытно – экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет.

Пояснительная записка Перспективное планирование составлено на основании программ Н. Н. Николаевой «Юный эколог»,  Н.А. Рыжовой «Наш дом - природа» и опыта работы:Дуб...

Перспективный план работы опытно – экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Перспективный план работы опытно – экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста...