Главные вкладки

    Перспективный план развития познавательных способностей посредством опытно – экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста
    календарно-тематическое планирование (старшая группа) на тему

    солодкова яна васильевна

    Перспективное планирование составлено на основании программ Н. Н. Николаевой «Юный эколог»,  Н.А. Рыжовой «Наш дом - природа» и опыта работы:

    ·       Дубининой О.В., Рахмановой Н.П., Щетининой В.В. «Неизведанное рядом» (занимательные опыты и эксперименты для дошкольников);

    ·       Иллюстрированные научно-популярные журналы «Обруч».

    Данное перспективное планирование составлено по разделам:

    -

    Каждый раздел включает в себя занятия познавательного цикла и опытно – экспериментальную деятельность в нерегламентированных видах деятельности.

    Опытно – экспериментальная деятельность рассчитана с третей недели сентября  по апрель.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon perspektivnyy_plan.doc56 КБ

    Предварительный просмотр:

    Перспективный план

    развития познавательных способностей

    посредством опытно – экспериментальной деятельности

    детей старшего дошкольного возраста

    Разработала:

    воспитатель

    Солодкова  Я.В.

    Пояснительная записка

    Перспективное планирование составлено на основании программ Н. Н. Николаевой «Юный эколог»,  Н.А. Рыжовой «Наш дом - природа» и опыта работы:

    • Дубининой О.В., Рахмановой Н.П., Щетининой В.В. «Неизведанное рядом» (занимательные опыты и эксперименты для дошкольников);
    • Иллюстрированные научно-популярные журналы «Обруч».

    Данное перспективное планирование составлено по разделам:

    -

    Каждый раздел включает в себя занятия познавательного цикла и опытно – экспериментальную деятельность в нерегламентированных видах деятельности.

    Опытно – экспериментальная деятельность рассчитана с третей недели сентября  по апрель.

    Цель: Развитие познавательных способностей детей, посредством опытно-экспериментальной деятельности.

    Задачи: 

    1. Формирование у детей диалектического мышления;
    2. Развитие собственного познавательного опыта;
    3. Способствовать развитию умений устанавливать причинно-следственные связи;
    4. Вызывать желание к поисковой деятельности.

    Формы работы:

    1. Подгрупповые  занятия
    2. Индивидуальные экспериментирования
    3. Взаимодействие с родителями: беседы, выставки,

    Предполагаемый результат:

    1. Формирование интеллектуальных впечатлений;
    2. Развитие умений работать в коллективе и самостоятельно;
    3. Умение отстаивать собственную точку зрения и доказывать ее правоту.

    Дата

    Тема разделов

    Задачи

    Содержание

    Материал

    Октябрь

    «Солнце - звезда»

    Углубить представление о солнце, его параметрах.

    1. Познавательное занятие «День - ночь»;
    2. Эксперимент «Далеко - близко»;

    1. Эксперимент  «Чем ближе, тем быстрее»;

    1. Дидактическая игра «День - ночь».

    Два термометра, настольная  лампа, длинная линейка

    Пластилин, длинная линейка

    Ноябрь

    «Почва – живое, неживое»

    Сформировать представления о почве, ее строении, значении.

    1. Беседа «Что такое почва?»
    2. Чтение познавательной литературы «Сказки о волшебной кладовой»;
    3. Эксперимент «Такая разная земля»;

    1. Эксперимент «Земля после дождя»;

    Разная по составу земля (садовая, с участка детского сада, из парка);

    Пластиковый стакан с землей, емкость с водой, закрытая крышкой с небольшим отверстием.

    Декабрь

    «Песок и глина»

    Формировать представления о песке и глине, их свойствах и применении.

    1. Эксперимент «Песок рыхлый, а глина -  нет»;
    2. Эксперимент «Из чего состоит песок и глина»;
    3. Познавательное занятие «Глина, хранящая тепло человеческих рук»

    Песок, глина

    Поделки из глины и цветного песка

    «Полезные ископаемые»

    Формировать представления о некоторых полезных ископаемых  (уголь, ракушечник)

    1. Эксперимент «Рассматривание материала с помощью лупы»;

    Уголь, ракушечник, лупы по количеству детей

    Январь

    «Вода, ее значение»

    Сформировать представление о воде, ее свойствах и значении.

    1. Познавательное занятие «Путешествие капельки»;
    2. Совместная деятельность:
    3. Эксперимент «Невесомая вода»;
    4. Эксперимент «Куда плывет рыбка»;
    5. Эксперимент «Спиралька»;
    6. Эксперимент «Радуга»;
    7. Эксперимент (на плавучесть).
    8. Условия для самостоятельной деятельности

    Емкость с небольшим отверстием на дне.

    Большой таз с водой, пипетка, растительное масло, соломинка, вилка, вырезанная из картона рыбка.

    Тонкая проволока, растительное масло, мыльный раствор, пипетка.

    Миска с водой, зеркало, белый лист бумаги.

    Емкость с водой, набор вещей из разного по составу материала.

    Февраль

    «Воздух – необходимое условие для жизни на земле»

    Сформировать представление о воздухе, как компоненте неживой природы. Его значение для живых организмов.

    Развивать умение определять наличие воздуха на практике.

    1. Познавательное занятие «Как увидеть воздух?»;
    2. Познавательное занятие «Как мы чувствуем запах?»
    3. Опыт «Как увидеть воздух?»;
    4. Опыт «Как услышать воздух?»;
    5. Эксперимент «Движение воздуха».

    Емкость с водой, прозрачный стакан, воздушный шар, тонкие полоски бумаги.

    Март

    «Растительность – значение в жизни людей и животных»

    Сформировать представления о растительности, о ее пользе, значении в жизни растений для человека.

    1. Экскурсия к реке;
    2. Познавательное занятие  - наблюдение «Зеленый лук для Чиполлино»;
    3. Эксперимент «Чем дышит растение?»
    4. Проращивание семян гороха, фасоли и злаковых культур;
    5. Рассматривание листьев (виды жилкования: пальчатое, параллельное)

    Семена гороха, фасоли и злаковых культур, вата, блюдца;

    Листья клена, акации, тополя, лупа.

    Апрель

    «Человек – функционирование организма»

    Сформировать представления о строении человека, его внутренних органов.

    1. Познавательное занятие  «Уши разные нужны, уши разные важны»;
    2. Познавательное занятие  «Носы нужны не только для красы»;
    3. Эксперимент «Чем мы дышим?»;

    1. Эксперимент «Волшебные очки»

    Различные вещества с сильным запахом (апельсин, чеснок, мыло, духи и т.д.);

    Повязка для глаз.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Организация опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста

    Рекомендации и тематическое планирование по организации опытно-экспериментальной деятельности детей 5-6 лет. Значение экспериментирования.Структура деятельности.постановка проблемной задачи.Фиксация р...

    ПРОЕКТ "ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

    Опыт работы по теме "Опытно экспериментальная деятельность старших дошкольников". Разработан проект, состоящий из трех этапов, перспективный план составлен с учетом интеграции образовательных областей...

    Использование информационно коммуникационных технологий в организации опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

    Использование информационно-коммуникационных технолгий для формирования навыков 21 века, организация опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ....

    ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

    План по самообразованию на тему: «Опытно-экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста»

    В данной работе представлен перспективный план по опытно - экспериментальной деятельности с детьми, план работы с родителями и педагогами....

    Экологическое воспитание через опытно- экспериментальную деятельность детей старшего дошкольного возраста

             В настоящее время наблюдается процесс отчуждения детей от природы. Многие дети живут практически в искусственной среде, не имея возможности общаться с природны...