Главные вкладки

    Календарно-тематическое планирование (старшая группа) на тему:
    План по самообразованию на тему: «Опытно-экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста»

    Русских Оксана Анатольевна

     В данной работе представлен перспективный план по опытно - экспериментальной деятельности с детьми, план работы с родителями и педагогами.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл samoobrazovanie_2016.docx23.92 КБ

    Предварительный просмотр:

    План по самообразованию на тему:

    «Опытно-экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста»

    Подготовила:

    воспитатель

    Русских О.А.

    Актуальность

      На сегодняшний день модернизация российского образования требует пересмотра технологий обучения дошкольников, ориентируя педагогов на использование в своей деятельности более эффективных форм и методов, позволяющих строить педагогический процесс на основе развивающего обучения. Одним из таких методов является детское экспериментирование.

           Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения.  Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

    Цель:   Развитие устойчивого познавательного интереса дошкольников в опытно-экспериментальной деятельности.

    Для достижения поставленной цели определила ряд задач:

    • Создание условий для исследовательской активности детей;
    • Организация индивидуальной деятельности по осмыслению и проработке заданного материала;
    • Изучение методик, технологий по опытно-экспериментальной деятельности;
    • Поддержания у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.

    Мною был разработан перспективный план по опытно - экспериментальной деятельности детей в старшей группе .

    месяц

    1-я неделя

    2-я неделя

    3-я неделя

    4-я неделя

    сен

    тябрь

    «Сухая и влажная почва»

    Цель: Учить определять и сравнивать сухую и влажную почву.

    «Песок»

    Цель:

    Рассмотреть форму песчинок.

    «Песчаный конус»

    Цель:

    Определить, может ли песок двигаться.

    «Своды и тоннели»

    Цель:

    Выяснить, почему насекомые, попавшие в песок, не раздавливаются им, а выбираются целыми и невредимыми.

    ок

    тябрь

    «Бережём воду»

    Цель:

    Показать способ очистки воды с помощью фильтра, учить беречь воду.

    «Свойства воды»

    Цель:

    Познакомить детей со свойствами воды (принимает форму, не имеет запаха, вкуса, цвета).

    «Живая вода»

    Цель:

    Познакомить детей с животворным свойством воды.

    «Испарение»

    Цель:

    Познакомить детей с превращениями воды из жидкого в газообразное состояние и обратно в жидкое.

    ноя

    брь

    «Агрегатные состояния воды»

    Цель:        Доказать, что состояние воды зависит от температуры воздуха и находится в трех состояниях: жидком – вода; твердом – снег, лед; газообразном – пар.

    «Можно ли пить талую воду»

    Цель:

    Показать, что даже самый чистый, белый снег грязнее водопроводной трубы.

    «Свойства воздуха»

    Цель:

    Познакомить детей со свойствами воздуха.

    (Ароматизированные салфетки, корки апельсин и т.д.)

    «Воздух сжимается и расширяется»

    Цель:

    Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха.

    де

    кабрь

    «Нужен ли корешкам воздух»

    Цель:

    Помочь выявить причину потребности растения в рыхлении, что растение дышит всеми частями.

    «Есть ли у глаз помощники?»

    Цель: Помочь определить помощников глаз (уши и пальцы)

    «Взаимосвязь органов вкуса и запаха»

    Цель:

    Показать взаимосвязь органов вкуса и запаха.

    «Почему кажется, что звезды движутся по кругу»

    Цель:

    Установить, почему звезды движутся по кругу.

    ян

    варь

    «Зависимость таяния снега от температуры»

    Цель.        

    Подвести детей к пониманию зависимости состояния снега (льда) от температуры воздуха. Чем выше температура, тем быстрее растает снег.

    «Как работает термометр»

    Цель:

    Посмотреть, как работает термометр.

    «Как действуют магниты на предмет?»

    Цель:

    Расширить логический опыт детей, связанный с выявлением таких свойств материалов, как липкость, способность приклеивать, свойств магнитов притягивать железо.

    «Как достать скрепку из воды, не замочив рук?»

    Цель:

    Помочь определить, какими свойствами магнит обладает в воде и на воздухе.

    фев

    раль

    «Мир ткани»

    Цель:

    Познакомить с различными видами тканей, учить сравнивать свойства тканей.

    «Лёгкая пластмасса»

    Цель:

    Определение свойства пластмассы (гладкая, шероховатая), рассмотреть изделия из пластмассы.

    «Мир бумаги»

    Цель:

    Познакомить с различными видами бумаги (салфетная, писчая, обёрточная, чертёжная), учить сравнивать свойства бумаги.

    «Путешествие в мир стеклянных вещей»

    Цель:

    Познакомить с процессом изготовления стеклянной посуды, определить свойства стекла(прозрачное, легкое, хрупкое, бьётся и т.д.)

     март

    «Опыт с металлом и пластмассой»

    Цель:

    Сравнить способность тонуть металлических и пластмассовых предметов.

    «Чудесные спички»

    Цель:

    Показать, что дерево впитывает воду.

    «Необычное рисование»

    Цель:

    Показать возможность использования для создания картины различных природных материалов (лепестки цветков).

    «Как образуется тень»

    Цель:        

    Понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаимоположения

    ап

    рель

    «Узнай всё о себе, шарик»

    Цель:

    Познакомить с резиной, её качествами и свойствами.

    «Как замесить тесто?»

    Цель:

    Познакомить с составом теста.

    «Тайный похититель варенья»

    Цель:

    Познакомить с понятием «отпечатки пальцев», показать способ их получения (карандашный грифель)

    «Проращивание гороха»

    Цель:

    Выяснить, что появляется из семени.

    май

    «Пускание лодочек  в ручейках»

    Цель:

    Познакомить с силой ветра и воды.

    «Радуга»

    Цель:

    Показать способ, как можно увидеть радугу в комнате (тазик, зеркало, белый лист бумаги)

    «Естественная лупа»

    Цель:

    Показать способ увеличения насекомых без помощи лупы (3х литровая банка и пищевая плёнка)

    «Как устроены перья у птиц?»

    Цель:

    Установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме.

    Перспективный план работы с родителями и воспитателями.

    месяц

    работа с родителями

    работа с воспитателями

    сентябрь

    Привлечение родителей к пополнению уголка «Юные исследователи».

    октябрь

    Консультация «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

    ноябрь

    декабрь

    Фотовыставка «Домашние любимцы»

    январь

    Буклет «Познавательные опыты для детей»

    февраль

     Памятка для родителей

    «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса к экспериментированию»

    март

    Выставка « Бумага»

    апрель

    Подготовка фотографий детей во время экспериментирования.

    май

     На летний период родителям и детям задание - пополнить мини-лабораторию новыми материалами и инструментами.

    Памятки «Планирование работы с детьми по экспериментированию»

    (младший, средний, старший возраст)

    Самореализация

    Раздать памятки для педагогов на тему: «Планирование работы с детьми по экспериментированию».

    Список литературы

     

    1. Виноградова Н.Ф«Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г.

    1. Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.

    1. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.

    1. О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина «Неизведанное рядом» - издательство ТЦ Сфера, 2010г.

    1. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2

    1. Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.

    1. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет.// Е.А.Мартынова И.М.Сучкова, 2011.

    1. О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина «Неизведанное рядом» - издательство ТЦ Сфера, 2010г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация отчёта плана по самообразованию на тему: "Занимательные математические игры в старшем дошкольном возрасте"

    В данной презентации представлен материал, над которым я работала в течение 2012- 2013 учебного года . Это занимательные математические игры. К ним относятся " Блоки Дьенеша", "Выращивание дерева", "С...

    План работы по самообразованию на тему "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста"

    план работы по самообразованию на тему "Развитие связной речи у детей старшего дошкольного развития"...

    План работы по самообразованию на тему "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста"

    план работы по самообразованию на тему "Развитие связной речи у детей старшего дошкольного развития"...

    План работы по самообразованию на тему "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста"

    план работы по самообразованию на тему "Развитие связной речи у детей старшего дошкольного развития"...

    План по самообразованию на тему: «Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста» 2016-2017г (средняя группа)

    Развитие связной речи у детей считают одной из главных задач детского сада ,так как смысловое развернутое высказывание обеспечивает общение и полноценное взаимодействие детей и взрослых, дает возможно...