Консультация для родителей и воспитателей "Таланты детей на кончиках пальцев"
консультация по теме

Григорова Елена Витальевна

Родителей и педагогов всегда волновал вопрос, как обеспечить полноценное развитие детей в дошкольном возрасте? Также известно, что уровень развития ребенка зависит от степени сформированности движений пальцев рук. При организации работы по укреплению мышц рук, развитию ловкости и координации движений используют различные приемы и методы. Нужно позаботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной и приносила ему только лишь положительные эмоции и тогда вместе с развитием мелкой моторики рук, будут развиваться мышление и речь, а следовательно отпадут проблемы с обучением. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ГОРОДА МОСКВЫ

ГБОУ СОШ №1985 (ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ)

«СОЛНЕЧНЫЙ ГОРОД»

Консультация

для родителей и воспитателей

«Таланты детей на кончиках пальцев»

ПОДГОТОВИЛА

ВОСПИТАТЕЛЬ ГРИГОРОВА Е.В.

МОСКВА 2014

Таланты детей на кончиках пальцев.

      При организации работы по укреплению мышц рук, развитию ловкости и координации движений используют разнообразное спортивное оборудование, игрушки и мелкие предметы. Личный контакт с каждым ребенком, атмосфера увлеченности и радости помогает детям чувствовать себя уверенно при проведении подобных упражнений.

        Для того чтобы их выполнение стало увлекательной игрой, можно использовать разнообразные приемы:

  • пальчиковая гимнастика;

  • показ при помощи рук различных изображений («очки», «стул», «колокольчик», «зайка» и т.д.), которыми может сопровождаться чтение потешек или сказок;

  • конструирование из счетных палочек; лепка из соленого теста и теплого воска;

  • обрывание бумаги разной плотности и фактуры (папиросной, газетной, картона и др.). Восторг у детей вызывает создание в группе запланированного беспорядка – разрывание цветной бумаги на мелкие кусочки, подбрасывание вверх, любование их полетом («разноцветный бумажный дождь») с последующим сбором обрывков и выполнением коллективной аппликации «Радуга»;

  • сминание, а затем разглаживание ладонями и пальцами скомканного листа бумаги (заготовка фактурной бумаги для рисования или аппликации);

  • выполнение аппликаций из природного материала (семян, яичной скорлупы и т.п.);

  • выкладывание из морской гальки на фоновой бумаге или индивидуальных фланелеграфах различных изображений (декоративных узоров, геометрических фигур, букв и др.);
  • набор мозаичных композиций из цветного пластика на основе, покрытой слоем пластилина. Для изготовления элементов используются цветные пластиковые емкости от шампуней и пищевых продуктов, разрезанные на квадраты размером 1х1см;

  • нанизывание бус и пуговиц на проволоку, тесьму или леску;

  • создание на ткани изображений и узоров из цветных нитей;

  • сматывание шерстяной или хлопковой пряжи в клубки;

  • завязывание бантов и узлов различной конфигурации;

  • перебирание и сортировка различных круп и семян (рис, пшено, горох, фасоль, бобы и т.д.);

  • игры с «осьминогами». Утяжеленный предмет (например, мешочек с песком), обвязанный цветными нитями в виде осьминога, закрепляется на резинке с петлей, которая надевается на палец ребенка.

Летом прекрасным тренажером для развития мелкой моторики является песок.

Дети оставляют на влажном песке отпечатки ладоней, глубоко погружают руки в чистый сухой песок, просеивают его между ладонями. Строительство дорог, туннелей, гор, мостов, рисование по мокрому песку пальцами или палочкой, выкладывание узоров из мелких камешков – увлекательное занятие.

С удовольствием дошкольники играют в «археологов» - проводят раскопки в песке.

Используя палочки, щетки и кисточки, малыши «обнаруживают» в песочнице спрятанные воспитателем «старинные замки», «древние клады», мелкие игрушки и т.д.

На основе подобных заданий можно организовывать совместную деятельность педагогов и детей по ознакомлению с окружающим, по изобразительной деятельности, конструированию и т.д.

Играем с песком, водой, воздухом.

Летом дети большую часть дня проводят на открытом воздухе. Именно сейчас можно уделить время их «общению» с природными материалами: песком, водой.

  1. Первые представления о воде складываются в младшем дошкольном возрасте: вода течет из крана, в весеннем ручейке, вода растекается, ее можно разлить. Познакомиться с этой особенностью воды дети могут на прогулке: например, вылить воду на асфальт, на пол веранды и понаблюдать за тем, как она разливается, а затем испаряется под лучами солнца (лужи высыхают).

           Для уточнения представлений о текучести воды можно провести несложный опыт: взять два ведерка (стаканчика и др.) наполненные водой, а также два-три предмета из твердого материала (кубики, камешки, палочки). Сравните свойства воды и свойства этих предметов: вода льется, растекается, твердые предметы сохраняют форму. А есть ли форма у воды? Предложить детям баночки, формочки для переливания воды из одного сосуда в другой.

Вывод: вода принимает форму сосуда, в который ее наливают.

Обратить внимание детей на то, что вода бесцветная, прозрачная, безвкусная, без запаха (когда детям даем пить на прогулке). Обычно дети свои вкусовые ощущения называют словами: «сладкий», «кислый», «соленый», «горький».

          Сформировать представление о том, что чистая вода не имеет вкуса. Иногда дети ошибочно считают, что вода белого цвета. Как их переубедить? Предложить взять лист белой бумаги и рядом поставить прозрачную баночку с водой. На основе наглядности дети убедятся, что чистая вода не имеет цвета – она бесцветная.

         С этим признаком воды связан другой – прозрачность. Предложить детям в таз с водой бросить камешки. Спросить детей: всегда ли вода бывает мутной? Прозрачная ли вода в реке, озере, луже? Обобщить: чистая вода – прозрачная; мутная и грязная – непрозрачная. У воды есть еще один признак: способность поверхности воды отражать окружающие предметы (рассмотреть отражения в воде).

  1. Наиболее любимая игра детей в летний период – игры с песком. Главное условие успешной деятельности в данном случае – это подготовка песка к работе. Он должен быть чистым и влажным.

Работая с песком, дети воплощают свои замыслы, испытывают творческий подъем.

          Но песок как строительный материал недолговечен. Дошкольники усваивают только первоначальные представления о свойствах песка: о цвете, сыпучести сухого песка, липкости влажного.

          Детей можно познакомить с еще одним свойством песка: влажный - тяжелее сухого. Для этого следует организовать игры с песком «Испечем куличи». Предложить детям насыпать в одинаковые по размеру ведерки сухой и влажный песок, сравнить какое ведерко тяжелее. Пусть дети сами попытаются объяснить, почему ведерко с влажным песком тяжелее, почему сухой песок легче влажного.

            Целесообразно поставить перед детьми познавательную задачу: «Внимательно рассмотреть песок, найти как можно больше особенностей у песчинок» (разные по размеру, по цвету, по степени блеска).

          - Опыты с песком: «Куда исчезла вода?», «Фильтрация воды», «Через что быстрее пробегает вода?» (песок, глина).

         - Игры-эксперименты: «Песчаные бури» (что произойдет с песком и глиной, если дунуть в трубочку?), «Норка для мышки» (из чего нора крепче), «Помой сапожки» (от чего легче отмыть), «Следы на песке» (где остаются четкие следы – на влажном песке или на сухом?).

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Баранова Е.В., Савельева А.М. От навыков к творчеству. – Мозаика –    Синтез, 2009.

  1. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. - Мозаика – Синтез, 2008.
  2. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. - Мозаика – Синтез, 2008.
  3. Комарова Т.С., Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников. – Пед.общ.России, 2007.
  4. Скоролупова О.А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно – прикладным искусством. – Скрипторий, 2009.
  5. Зацепина М.Б. Культурно – досуговая деятельность в детском саду. - Мозаика – Синтез, 2006.
  6. Панькова Л.А. «Под парусом Лето плывет по Земле», 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: Таланты на кончиках пальцев»

Консультация для родителей на тему: Таланты на кончиках пальцев» /М. Монтессори/Подготовила воспитатель: Чернова О.В.  МБДОУ д с №48 г.  Белгород...

Консультация для родителей на тему: Таланты на кончиках пальцев» /М. Монтессори/

Поговорим о методе применения  песочной терапии в детском саду....

Консультация для родителей по самообразованию "Ум на кончиках пальцев".

Выражение «Ум ребенка — на кончиках пальцев» принадлежит известному педагогу Василию Александровичу Сухомлинскому. Это не просто красивые слова: в них содержится объяснение того, как...

Консультация для родителей на тему "Сказки на кончиках пальцев"

Пальчиковые игры по мотивам русских народных сказок и авторских сказок помогают не только совершенствовать мелкую моторику, но и закреплять знание содержания сказок, развивать речь и образно...

Консультация для родителей "Речь детей на кончиках пальцев"

Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: "Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творчес...