«Социально-коммуникативное развитие в аспекте федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
презентация на тему

Самойлова Мария Евгеньевна

Дошкольный период необычайно значим для вхождения в мир социальных отношений, то есть он значим для процесса социализации, который, по словам  Льва Семеновича Выготского, звучит как «врастание в человеческую культуру».

Социальное развитие (социализация) дошкольника – процесс усвоения и дальнейшего развития ребенком ценностей социально-культурного опыта своего народа. Этот опыт представлен в структуре личности сочетанием четырех компонентов, находящихся в тесной взаимозависимости: социальные качества, социальные навыки, специфические знания и ролевое поведение.

Огромное влияние на процесс социализации оказывают аспекты социализации: семья, детский сад, общество. Вообще всех людей, которые общаются с ребенком, можно разделить на 4 уровня приближенности, которые характеризуются сочетанием 3х факторов: частотой контактов с детьми, эмоциональной насыщенностью контактов, информативностью. На первом уровне находятся родители – все три фактора имеют максимальное значение. На втором уровне – воспитатели ДОУ – максимальное значение имеют эмоциональная насыщенность контактов и информативность. Третий уровень – люди, имеющие лишь ситуативные контакты с ребенком. На 4 уровне – люди, о которых ребенок знает, но с которыми никогда не встречался – жители других городов, стран.

Целью дошкольного учреждения является создание условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка, что является немаловажным на пути к успешной социализации.

В аспекте социализации рассматривается социально-коммуникативное развитие, т.к. это является ключевой проблемой в педагогике. Ее актуальность обусловлена в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором наблюдается дефицит общения, доброты, отзывчивости, доброжелательности в отношениях людей. А в рамках реализации ФГОС достижению целей социально-коммуникативного развития уделено более пристальное внимание. Социально-коммуникативное развитие представляет собой процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для включения его в социальные отношения.

ФГОС рассматривает это понятие более подробно: «Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные  и нравственные ценности, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со              сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности  к своей семье и к сообществу детей и взрослых; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе».

Педагогическая деятельность в разделе «социально-коммуникативное развитие» идет по 3м направлениям: «Я и другие», «Что я могу», «Я среди других». В рамках реализуемых задач можно использовать игры: 1. Направленные на развитие эмоциональной сферы, развитие коммуникативных способностей, на сплоченность, сотрудничество, на снятие конфликтности, формирование доброжелательного отношения к другим.

Социально-коммуникативное развитие представлено тематическими категориями, каждая из которых помогает детям постигать наш сложный, разноликий мир во всем его многообразии.

Особое место занимает совместная деятельность педагога с детьми, а именно: игры, беседы, труд, театрализованная деятельность, коллективные работы.

Выделяется ряд требований к условиям реализации ОО «Социально-коммуникативное развитие»:

1. Требования ФГОС  ДО к основным компетенциям педагога: поддержка индивидуальности и инициативы детей; обеспечение эмоционального благополучия ребёнка; построение развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития, установление правил поведения и взаимодействия с детьми в разных ситуациях; организация сотрудничества с родителями воспитанников.

2. Рекомендуемые инновационные формы работы по С. К .Р в рамках ФГОС: Младший дошкольный возраст:

- Вариативная организация игр-экспериментов и игр-путешествий предметного характера с детьми как основных методов воспитания;

- Организация сюжетных игр;

- Организация моментов радости, связанных с культурно-гигиеническими навыками и навыками ЗОЖ;

- Простейшие поисковые и проблемные ситуации;

- Игры с моделированием;

- Литература и игра (чтение)

Средний дошкольный возраст:

- Организация сюжетно-ролевых игр;

- Вариативная организация игровых проблемных ситуаций, игровых поисковых ситуаций, усложняющихся игр-экспериментирований и игр-путешествий

- Введение в процесс воспитания простейших ситуационных задач.

- Беседы и совместная познавательная деятельность воспитателя и детей с элементами игры

Старший и подготовительный  дошкольный возраст:

- Ситуационные задачи, их широкая вариативность.

- Использование метода проектов.

- Использование метода коллекционирования.

- Использование театрализованной деятельности.

- Использование литературно-игровых форм (сочинение с детьми загадок, стихотворные игры, сочинение с детьми лимериков (форма коротких стихов)

- Самостоятельная деятельность детей.

3. Организационно-педагогические условия:

- Создание атмосферы доброжелательности, взаимопонимания и любви;
- Обучение умению слушать и слышать другого;
- Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях;
- Воспитание доброжелательного отношения к сверстникам;
- Объяснение детям, что неосторожно сказанное слово ранит, не менее больно, чем действие;
- Обучение умению детей владеть собой;
- Развитие умения анализировать ситуацию;
- Целенаправленное формирование у детей коммуникативных навыков.

 

Подводя итог, хочется подчеркнуть: специфика дошкольного возраста заключается в том, что социальное развитие детей идет под воздействием и при содействии взрослых, будь то родители или воспитатели, мы должны помочь ребенку, открыть перед ним мир, будущее. Выступая посредниками по отношению к деятельности детей, чтобы помочь им в обретении собственного ни с чем не сравнимого опыта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fgos_sots-komm.pptx87.34 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБДОУ «Детский сад №78» г.Энгельса Социально-коммуникативное развитие дошкольников в аспекте ФГОС ДО Воспитатель Самойлова М.Е. 2015 г.

Слайд 2

Социальное развитие ребёнка дошкольного возраста - процесс, в течение которого ребенок усваивает ценности, традиции своего народа, культуру общества, в котором ему предстоит жить.

Слайд 3

А спекты социализации: Семья ( родители, братья, сёстры, дедушки, бабушки и др. родственники) Детский сад ( в первую очередь воспитатели) Общество ( сверстники, друзья)

Слайд 4

Социально – коммуникативное развитие - процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений.

Слайд 5

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе Стр.6 ФГОС подпункт 2.6

Слайд 6

Основные направления педагогической деятельности по разделу «Социально-коммуникативное развитие воспитанников»: 1 направление: « Я среди других» 2 направление: «Что я могу?» 3 направление: «Я и другие» В рамках реализуемых задач можно использовать игры: НА РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ : «Моё настроение» и др., в ходе которых решались бы задачи развития детей и задачи педагогической деятельности: развивать умение распознавать эмоциональный настрой сверстников, взрослых НА РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ : развивать умение инициировать общение, выражать словами свои мысли, чувства, желания, результаты, аргументировать свою точку зрения НАПРАВЛЕННЫЕ НА СПЛОЧЕННОСТЬ, СОТРУДНИЧЕСТВО : развивать отношения, построенные на равноправии или готовности конструктивно решать проблемы; воспитывать чувство заинтересованности в достижении общей цели; НАПРАВЛЕННЫЕ НА ОБУЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНЫМ СПОСОБАМ ОБЩЕНИЯ: формировать умение считаться с другими. НАПРАВЛЕННЫЕ НА СНЯТИЕ КОНФЛИКТНОСТИ: развивать социально - коммуникативные навыки и умения мирно разрешать конфликты; регулировка поведения в коллективе и расширение поведенческого репертуара у детей. НАПРАВЛЕННЫЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К СВЕРСТНИКАМ: развивать умение проявлять интерес друг к другу и свое отношение к другим;

Слайд 7

Социально-коммуникативное развитие Я среди других ОБЖ Предметный мир Правовое воспитание Человек в истории и культуре Моя Родина Я и другие Труд взрослых

Слайд 8

Театрализованная деятельность Совместный труд беседы Совместная деятельность педагога с детьми Имитационные игры Подвижные игры Художественная литература Сюжетно-ролевые игры Коллективные работы Дидактические игры

Слайд 9

1. Требования ФГОС ДО к основным компетенциям педагога: Поддержка индивидуальности и инициативы детей; Организация сотрудничества с родителями воспитанников. Обеспечение эмоционального благополучия ребёнка; Установление правил поведения и взаимодействия с детьми в разных ситуациях ; Построение развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития

Слайд 10

Младший дошкольный возраст: - Вариативная организация игр-экспериментов и игр-путешествий предметного характера с детьми как основных методов воспитания; - Организация сюжетных игр; - Организация моментов радости, связанных с культурно-гигиеническими навыками и навыками ЗОЖ; - Простейшие поисковые и проблемные ситуации; - Игры с моделированием; - Литература и игра (чтение) Средний дошкольный возраст: - Организация сюжетно-ролевых игр; - Вариативная организация игровых проблемных ситуаций, игровых поисковых ситуаций, усложняющихся игр-экспериментирований и игр-путешествий - Введение в процесс воспитания простейших ситуационных задач. - Беседы и совместная познавательная деятельность воспитателя и детей с элементами игры 2. Рекомендуемые инновационные формы работы по С. К .Р в рамках ФГОС : Старший и подготовительный дошкольный возраст: - Ситуационные задачи, их широкая вариативность. - Использование метода проектов. - Использование метода коллекционирования. - Использование театрализованной деятельности. - Использование литературно-игровых форм (сочинение с детьми загадок, стихотворные игры, сочинение с детьми лимериков (форма коротких стихов) - Самостоятельная деятельность детей.

Слайд 11

- Создание атмосферы доброжелательности, взаимопонимания и любви; - Обучение умению слушать и слышать другого; - Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях; - Воспитание доброжелательного отношения к сверстникам; - Объяснение детям, что неосторожно сказанное слово ранит, не менее больно, чем действие; - Обучение умению детей владеть собой; - Развитие умения анализировать ситуацию; - Целенаправленное формирование у детей коммуникативных навыков. 3. Организационно-педагогические условия:

Слайд 12

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ ПРИМЕРНОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Примерная основная  общеобразовательная программа дошкольного образования  (далее - Программа) является документом, на основании которого дошкольные образовательные учреждения Российск...

О СТАНДАРТЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования». 2018

О СТАНДАРТЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования»....

Содержательные аспекты федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Содержательные аспекты федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования...