Картотека подвижный игр и игровых упражнений для детей средней группы
картотека по физкультуре (средняя группа) по теме

Корнеева Евгения Николаевна

Картотека содержит подвижные игры и игровые упражнения для детей 4-5 лет. Она удобна в использовании как на занятиях по физической культуре, так и на прогулке воспитателям. Является важным компонентом спортивного уголка группы и неотъемлемой частью в кабинете инструктора по физической культуре.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мыши в кладовой

Цель: Развитие бега с подлезанием.

Инвентарь: верёвка, скамейка

Место проведения: зал, площадка

Правила и ход игры: Дети - «мыши» сидят в «норках» – на стульях или на скамейках, поставленных вдоль стен зала или по одной стороне площадки. На противоположной стороне площадки протянута веревка на высоте 50-40 см. Это «кладовая». Сбоку от играющих сидит «кошка», роль которой вначале исполняет воспитатель, а затем – дети.

    Кошка засыпает, и мыши бегут в кладовую. Проникая в кладовую, они нагибаются, чтобы не задеть веревку. Там они присаживаются и как будто грызут сухари или другие продукты. Кошка внезапно просыпается, мяукает и бежит за малышами. Мыши убегают в норки (кошка не ловит мышей, а только делает вид, что хочет поймать их). Возвратившись на место, кошка засыпает, и игра возобновляется.

Усложнение: (Во второй половине года, когда дети усвоят правила) пойманные мышки пропускают одну игру (остаются сидеть на стульчиках в доме кошки), а при последующем повторении снова играют.

Найди свой цвет

Цель: Развитие бега, ориентировки в пространстве.

Инвентарь: флажки (ленты на кольцах) трех-четырех цветов – по кол-ву детей.

Место проведения: зал, площадка.

Правила и ход игры: Дети получают флажки трех-четырех цветов: одни – красного, другие – синего; третьи – желтого – и группируются по 4-6 человек в разных углах зала (площадки). В каждом углу воспитатель ставит на подставке цветной флажок (красный, синий, желтый).

По сигналу воспитателя «Идите гулять» дети расходятся по площадке (залу) группками или в одиночку. По сигналу воспитателя «Найди свой цвет» дети бегут к флажку соответствующего цвета.

Найди себе пару

Цель: Развитие бега, ориентировки в пространстве.

Инвентарь: флажки по кол-ву детей, бубен.

Место проведения: зал, площадка.

Правила и ход игры: Половина флажков одного цвета, остальные – другого цвета. Дети получают по одному флажку. По сигналу воспитателя (напр., удар в бубен) дети разбегаются по площадке (залу). По другому сигналу (напр., два удара в бубен) дети, имеющие одинаковые флажки, находят себе пару. В игре должно принимать участие нечетное число детей, чтобы один из играющих оставался без пары. Обращаясь к ребенку, оставшемуся без пары, все играющие хором говорит:  

             Ваня, Ваня, не зевай (Маня, Оля…)            

             Быстро пару выбирай.            

Затем по удару в бубен дети опять разбегаются по площадке, и игра повторяется. Следить за тем, чтобы во время бега дети держали свои флажки поднятыми вверх, чтобы на них не натолкнулись другие участники игры.

Цветные автомобили

Цель: Развитие бега.

Инвентарь: флажки (круги, эмблемы) по кол-ву детей, светофор (3 цвета).

Место проведения: зал, площадка.

Правила и ход игры: Вдоль стены комнаты или по краю площадки сидят на стульях дети. Они – «автомобили». Каждому из играющих дается флажок какого-либо цвета (по желанию) или цветной круг, кольцо. Воспитатель стоит лицом к играющим в центре комнаты (площадки). Он держит в руке три цветных флажка (светофора).

Воспитатель поднимает флажок какого-нибудь цвета. Все дети, имею-щие флажок этого цвета, бегут по площадке (в любом направлении); на ходу они гудят, подражая автомобилю. Когда воспитатель опустит флажок, дети останавливаются и по сигналу «Авто-мобили возвращаются» направляются шагом каждый в свой «гараж» (к своему стулу).

3атем воспитатель поднимает флажок другого цвета, и игра возобновляется.    

 Воспитатель может поднимать один, два или все три флажка вместе, и тогда все автомобили выезжают из своих гаражей.

Если дети не видят, что флажок опущен, воспитатель дополняет зрительный сигнал словесным: «Автомобили (называет цвет) остановились».

Количество цветов увеличивается постепенно. Вначале даются флажки двух, затем трех и четырех основных (спектральных) цветов.

Вначале воспитатель показывает флажок того или иного цвета, потом может заменить цветовой сигнал слух новым (например, «Выезжают синие автомоби-ли», «Синие автомобили возвращаются домой»).

В тех случаях, когда дети наблюдали движение тракторов, можно автомобили заменить тракторами.

Трамвай

Цель: Развитие бега.

Инвентарь: флажки три цвета – желтый, красный и зеленый, шнур.

Место проведения: зал, площадка.

Правила и ход игры: Дети стоят вдоль стены комнаты или стороны площадки в колонне парами, держа друг друга за руку. Свободными руками они держатся за шнур, концы которого связаны (один ребенок держится правой рукой, другой – левой). Воспитатель находится в одном из углов комнаты и держит в руке три цветных флага. Воспитатель поднимает флаг зеленого цвета, и дети бегут – «трамвай» двигается. Добежав до воспитателя, дети смотрят, не сменился ли цвет флага; если поднят зеленый флаг, движение трамвая продолжается, если появился желтый или красный флаг, дети останавливаются и ждут, когда появится зеленый цвет, чтобы можно было снова двигаться.

Если желающих играть много, можно усложнить сюжет игры, например, устроить остановку, на которой дети сидят и ждут прибытия трамвая. Когда трамвай подъезжает к остановке, он замедляет ход и останавливается; одни пассажиры выходят из трамвая, другие входят. Если детям более знаком автобус или троллейбус, можно трамвай заменить другим видом транспорта.

У медведя во бору

Цель: Развитие ходьбы и бега

Инвентарь: эмблема медведя, мел (канат)

Место проведения: зал, площадка.

Правила и ход игры: На одном конце площадки проводится черта. Это «опушка леса». 3а чертой, на расстоянии 2-3 шагов от нее, очерчивается место для «медведя». На противоположном конце площадки обозначается линией «дом детей».

Воспитатель назначает одного из играющих медведем.

Остальные играющие - дети; они находятся у себя дома.

Воспитатель говорит: «Идите гулять». Дети направляются к опушке леса, собирая грибы, ягоды, т. е. имитируя соответствующие движения (наклон и выпрямление корпуса), и одновременно произносят хором стихи:

                   

                    У медведя во бору  

                    Грибы, ягоды беру,

                    А медведь сидит

                    И на нас рычит.

                    Пробеги тихо

Медведь в это время должен сидеть на своем месте. Когда играющие произносят последнее слово «рычит», медведь с  рычанием встает, а дети бегут домой. Медведь старается их поймать (коснуться). Пойманного медведь отводит к себе. Дети возобновляют сбор грибов и ягод.

После того как медведь поймает 2-3 играющих, назначается или выбирается новый медведь, и игра повторяется.

Пробеги тихо

Цель: Развитие бега.

Инвентарь: мел (канат)

Место проведения: зал, площадка.

Правила и ход игры: Дети делятся на группки по пять-шесть человек. Они стоят за чертой в одном конце площадки. Выбирается водящий, он садится посередине площадки (зала) и закрывает глаза. По сигналу воспитателя одна группка бежит мимо водящего в противоположный конец площадки до условленного места (черты). Дети должны бежать бесшумно. Если водящий услышит шум шагов, он говорит «стой», бегущие останавли-ваются. Не открывая глаз, ведущий показывает, где слышит шум. Если он указал правильно, дети отходят в сторону, если ошибся, они возвраща-ются на свои места и бегут снова. Так поочередно пробегают все группки детей. Выигрывает та группка, которую не услышал водящий. При повторении игры она бежит первой.

Самолеты

Цель: Развитие бега.

Инвентарь: флажки

Место проведения: зал, площадка.

Правила и ход игры: Дети строятся в 3-4 колонны в разных местах площадки, которые отмечаются флажками. Играющие изображают «летчиков». Они готовятся «к полету». По сигналу воспитателя «К полету готовься!» дети делают движения руками – «заводит мотор». «Летите!» – говорит педагог. Дети поднимают руки в стороны и «летят» врассыпную в разных направлениях по площадке.

   По сигналу воспитателя «На посадку!» «самолеты» находят свои места и «приземляются»; строятся в колонны и опускаются на одно колено.

      Воспитатель отмечает, какая колонна построилась первой.

      Ведущими колонн надо назначать первое время более активных детей.

      Следует обращать внимание на легкость бега детей.

Лошадки

Цель: Развитие бега и координации движений.

Инвентарь: шнуры.

Место проведения: зал, площадка.

Правила и ход игры:

Дети становятся парами. В паре один – «лошадка», другой – «возчик». Исполь-зуются вожжи, если дети владеют ими, или дети держат один другого за поясок.

   Поёхали, поёхали  (Бегут простым  

   с орёхами, с орехами                бегом)

   к дедке по репку,

   по пареньку,

   по сладеньку,

   по горбатеньку.

С окончанием текста дети продолжают бежать в том же ритме под приговаривание воспитателя: «Гоп, гоп...» или прищелкивают языком до тех пор, пока воспитатель не скажет: «Тпру-у...» При повторении игры лошадки и возчики меняются ролями.

Вначале, когда дети только усваивают игру, не следует добиваться четкости шага.

Дети постепенно подчиняют движение ритму потешки. После того как они освоятся с игрой, воспитатель простой бег заменяет высоким бегом (поднимает выше колени). Дети начнут перенимать движение. Не следует требовать от них быстрого усвоения нового движения, так как процесс усвоения у малышей протекает различно, индивидуально.

Начинать игру следует с одной парой, постепенно увеличивая число участников до    3-4 пар.

Зайцы и волк

Цель: Развитие бега и прыжков.

Инвентарь: обручи по кол-ву детей.

Место проведения: зал, площадка.

Правила и ход игры: Одного из играющих выбирают «волком». Остальные дети изображают «зайцев».

На одной стороне площадки зайцы устраивают себе «домики» (чертят кружочки). В начале игры зайцы стоят в своих домиках. Волк находится на противоположном конце площадки (в «овраге»). Воспитатель говорит:

Зайки скачут, скок, скок, скок,

На зеленый на лужок, на лужок,

Травку щиплют, кушают,

Осторожно слушают –

Не идет ли волк.

3айцы выпрыгивают из домиков и разбегаются по площадке. Они то прыгают на двух ногах, то, согласно тексту, присаживаются, щиплют траву и оглядываются, не идет ли волк. Когда воспитатель произносит последнее слово «волк», волк выходит из оврага и бежит за зайцами, стараясь их поймать (коснуться).

3айцы убегают каждый в свой домик. Пойманных зайцев волк отводит к себе в овраг.

Как только волк уходит, воспитатель повторяет стихотворение, и игра возобновляется.   После  того  как  поймано

2-3 зайца, выбирается другой волк.

Надо следить за тем, чтобы дети не делали домики близко один от другого.

Воробышки и автомобиль

Цель: Развитие прыжков и бега.

Инвентарь: мел (флажки), скамейки, руль (кольцо), эмблемы.

Место проведения: зал, площадка.

Правила и ход игры: Границы площадки очерчиваются или отмечаются флажками. На одном конце площадки размещаются на стульях или на скамейках «воробышки». На другом конце обозначается место для «автомобиля» («гараж»).

«Воробышки вылетают из гнезда»,- говорит воспитатель, и дети спрыгивают со скамеек (высота их – 10-15 см), начинают бегать в разных направлениях, подняв руки в стороны, прыгают на двух ногах. Раздаётся гудок, и появляется автомобиль. (В первое время автомобиль изображает воспитатель, а затем назначенный ребенок.) Воробышки пугаются и улетают в «гнезда» (при этом, каждый занимает свое место – гнездо). Автомобиль возвращается в гараж.

Детям, изображающим в игре автомобиль, можно дать рули. Воспитатель следит, чтобы дети не убегали за границы площадки, при спрыгивании сгибали колени и приземлялись на носки. Прежде чем вводить прыжки в игру, нужно дать детям возможность поупражняться, при этом воспитатель должен проследить, как прыгает каждый ребенок, и помочь детям овладеть движениями.

В игру можно ввести «клевание зернышек». Воспитатель говорит: «Птицы захотели есть и стали клевать зерна». При этих словах дети присаживаются на корточки и стучат пальцами о пол или о землю.

        

Охотник и зайцы

Цель: Развитие метания и бега.

Инвентарь: обручи (по кол-ву детей), мяч.

Место проведения: зал, площадка.

Правила и ход игры: На одной стороне площадки очерчивается место для «охотника», назначаемого воспитате-лем. На другой стороне обозначаются кружками «места зайцев». В каждом кружке находится по 2-3 зайца.

Охотник обходит площадку, как бы разыскивая следы зайцев, затем возвращается к себе. Воспитатель говорит: «Выбежали на полянку зайцы». «3айцы» выбегают из своих кружков и прыгают на двух ногах, продвигаясь вперед. По слову воспитателя «Охотник!» зайцы приседают, а охотник, не сходя с места, бросает в них мячом. Тот заяц, в которого охотник попал мячом, считается подстреленным, и охотник уводит его к себе. После трехкратного повторения игры производится подсчет пойманных, выбирается другой охотник, и игра продолжается.

Мяч через веревку (сетку)

Цель: Развитие метания.

Инвентарь: канат (сетка) со стойками, мяч.

Место проведения: зал, площадка.

Правила и ход игры: Между деревьями или гимнастическими стойками натягивается веревка или сетка на уровне груди ребенка. По обе стороны веревки (сетки) на расстоянии 1 м от нее проводятся линии. Группки детей (по 4-6 человек с каждой стороны) становятся на линиях друг против друга. Одна группка детей – с мячами. По сигналу воспитателя они перебрасывают мячи через сетку детям, стоящим на противоположной стороне. Эти дети, поймав мяч, перебрасывают его обратно. Так повторяется несколько раз. Воспитатель отмечает, кто из детей ни разу не уронил мяча, затем игра повторяется снова. Право начинать игру получает та группка детей, у которой было меньше ошибок.

Лиса в курятнике

Цель: Развитие подлезания.

Инвентарь: скамейки, обруч (канат).

Место проведения: зал, площадка.

Правила и ход игры: На одной стороне площадки очерчивается «курятник» (размер его зависит от числа играющих). В курятнике «на насесте» (на скамейках) сидят «куры». На противоположной стороне площадки находится «нора лисы». Все остальное место – «двор».

Один из играющих назначается «лисой», остальные – куры. Они ходят и бегают по двору, клюют зерна, хлопают крыльями.    

По сигналу воспитателя «Лиса!» куры убегают в курятник и взбираются на насест, а лиса старается утащить курицу, не успевшую взобраться на насест.

Лиса отводит пойманную курицу в свою нору. Куры спрыгивают с насеста, и игра возобновляется. Игра кончается, когда лиса поймает двух-трех кур (по условию).

До начала игры необходимо проверить устойчивость скамеек или других предметов, на которые должны выбираться дети.

Кролики

Цель: Развитие пролезания.

Инвентарь: обручи, стул.

Место проведения: зал, площадка.

Правила и ход игры: На одной стороне площадки очерчиваются кружки – «клетки кроликов». Перед ними ставятся стульчики, к которым вертикально привязываются обручи. На противоположной стороне ставится стул – «дом сторожа», на котором сидит воспитатель. Между домом и клетками кроликов – «луг». Дети маленькими группками, по 3-4 человека, становятся в очерченные кружки.

«Кролики сидят в клетках»,– говорит воспитатель, дети присаживаются на корточки. Воспитатель, выполняющий роль сторожа, поочередно подходит к клеткам и выпускает кроликов на травку. Кролики пролезают в обруч и начинают бегать и прыгать.

Через некоторое время воспитатель говорит: «Бегите в клетки». Кролики бегут домой, и каждый возвращается в свою клетку, пролезая снова в обруч.

Кролики отдыхают до тех пор, пока сторож снова не выпустит их из клетки.

Подарки

Цель: Развитие ходьбы по кругу.

Инвентарь: без предметов.

Место проведения: зал, площадка.

Правила и ход игры: Взявшись за руки, дети образуют хоровод. Выбирается водящий, он становится в середину хоровода, а остальные идут по кругу в правую сторону и говорит:

           Принесли мы всем подарки,

           Кто захочет, тот возьмёт.

           Вот вам кукла с лентой яркой,

           Конь, волчок и самолёт.

С окончанием слов дети останавливаются, а стоящий в кругу называет, какой из перечисленных подарков оп желает получить. Если он назовет коня, дети изображают, как скачет конь: бегут по кругу друг за другом, высоко поднимая ноги, руки протянуты вперед, корпус слегка отклоняется назад; если куклу – они пляшут на месте лицом к центру круга под любую плясовую мелодию; если волчок – кружатся  на  месте,  потом

присаживаются, слегка склонившись набок, как волчок; если самолет – подражают полету и        приземлению самолета: раздвинув руки в стороны, бегут плавно друг за другом по кругу. Когда стоящий в кругу скажет «стоп», замедляют ход и плавным движением опускаются на корточки.

Изображая ту или иную игрушку, дети говорят слова:

            Скачет конь наш, чок, чок, чок,

            Слышен топот быстрых ног.

            Кукла, кукла, попляши,

            Красной лентой помаши.

             Вот как крутится волчок,

                Прожужжал и на бок лёг.

               Самолёт летит, летит,

           Лётчик смелый в нём сидит. 

Стоящий в кругу ребенок выбирает какую-нибудь «игрушку» - одного        из участников игры. Тот, кого выбрали, идет на середину круга, и игра начинается снова.

 

Найди, где спрятано

Цель: Развитие ходьбы.

Инвентарь: флажок.

Место проведения: зал, площадка.

Правила и ход игры:   Дети сидят вдоль стены зала или по одной стороне площадки. Воспитатель показывает детям флажок и говорит, что он его спрячет. 3атем воспитатель предлагает детям встать и отвернуться к стене. Убедившись, что никто из детей не смотрит, воспитатель прячет флажок, после чего говорит: «Пора». Дети начинают искать спрятанный флажок. Кто первый его найдет, тот получает право прятать его при повторении игры.

Флажок надо спрятать так, чтобы дети его не сразу нашли.  Если дети долго не могут найти флажок, воспитатель подходит к месту, где он спрятан, и предлагает детям поискать там. Когда флажок прячет ребенок, подыскать соответствующее место. Флажок можно заменить другим помочь ему нужно предметом.

Из-за леса, из-за гор …

Цель: Развитие прыжков и бега.

Инвентарь: без предметов.

Место проведения: зал, площадка.

Правила и ход игры: Воспитатель, как бы натягивая вожжи, шагает, высоко поднимая колени: «Так шагает лошадка у дедушки Егора». Дети следом за педагогом свободной группкой.

        Из-за, леса, из-за гор

         Едет дедушка Егор:

        Сам на лошадке,

        Жена на коровке,

 Все скачут галопом, как телятки и козлятки.

              Дети на телятках,

        Внуки на козлятах.

        Гоп, гоп, гоп, гоп...

        Гоп, гоп, гоп, гоп...

Останавливаются по слову воспитателя:  «Тпру».

Сидит, сидит зайка...

Цель: Развитие прыжков и ритмического бега.

Инвентарь: без предметов.

Место проведения: зал, площадка.

Правила и ход игры:   У стены на корточках сидит «зайка». «Охотники» (10-12 человек) расположились группой у противоположной стены. Участники и незанятые в игре дети говорят, а Зайка поворачивает голову из стороны в сторону и замирает прислушиваясь.

Сидит, сидит зайка,

Сидит зайка сёрый

Под кустом, под кустом.

Охотнички скачут галопом по кругу и задерживаются на том месте, где их застанет речь зайки.

Охотнички ёдут,

Едут, скачут в поле

В пустом, во пустом.

Говорит один зайка, стоп во весь рост и слегка пружиня ноги в коленях. На последние   строки    делает     прыжок,    ещё

 

прыжок    и   ещё    прыжок,    поворачиваясь  спиной к охотникам.

          Вы, охотнички, скачите,        

На мой хвостик поглядите:

Я не ваш,

Я ушёл!

      3атем зайка убегает. Охотнички ловят его, окружая сцепленными руками. Выбегать из-под рук охотников зайка не имеет права, если круг замкнулся – заяц пойман.

Огуречик, огуречик,

Цель: Развитие приседания и ловкости.

Инвентарь: кубики (мешочки).

Место проведения: зал, площадка.

   Ход игры: В одном конце площадки – воспитатель – «ловишка», в другом – дети. Дети приближаются к ловишке прыжками на двух ногах под приговорку, произносимую воспитателем:

Огуречик, огуречик,

Не ходи на тот конечик:

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызет.

По окончании слов дети убегают на свои места, ловишка их ловит.

Шагай шире

Цель: развитие ходьбы и прыжков.

Инвентарь: без предметов.

Место проведения: площадка.

Ход игры: Расстояние между двумя линиями 3—4 м. Необходимо быстрее дойти до противоположной черты, делая широкие шаги. Вместо широких шагов можно передвигаться и прыжками.

 Лучинки

Цель: Развитие ловкости движения пальцев.

Инвентарь: набор лучинок (30-40 штук длиной 10-15 см, 3-4-х цветов), стол.

Место проведения: зал, площадка.

Правила и ход игры: Воспитатель показывает, какие узоры можно выложить  из лучинок. Дети берут из коробки лучинки и выкладывают узоры по образцу воспитателя. 3атем воспитатель предлагает детям самим придумать, что можно выложить из лучинок. Напоминает, какого цвета лучинки лучше использовать. После того как дети научатся выкладывать узоры, к имеющемуся набору добавляются лучинки разных размеров – 5 и 15 см, по нескольку штук каждого. Воспитатель предлагает детям выкладывать и несложные сюжеты, например дом с забором, дерево и т. п. Наборы лучинок можно изготовить самим из деревянного бруска или из тонкой фанеры. Лучинки нужно хорошо обстругать и покрасить несмываемой краской.

Мозаики

Цель: Развитие координации движения руки, пальцев.

Инвентарь: Плоскостные и объемные мозаики.

Место проведения: зал, площадка.

Правила и ход игры: Плоскостные и объемные мозаики, помимо воспитания у детей чувства цвета, умения красиво сочетать цвета в узоре, строить узоры в определенном ритме, способствуют развитию мелких мышц руки, а также ловкости движений пальцев.

Кегли

Цель: Развитие глазомера.

Инвентарь: кегли, шары.

Место проведения: зал, площадка.

Правила и ход игры: Кегли ставят в определённом порядке:

- в один ряд, в плотную друг к другу, высокая кегля в середине;

- в один ряд, одна от другой на небольшом расстоянии (5-10 см);

- в небольшой кружок, большая кегля в центре;

- большая кегля между рядами;

- в три ряда, большая кегля во втором ряду;

- квадратом, большая кегля в центре и т.п.

На расстоянии 2-3 м от линии, на которой расположены кегли, чертят две-три линии: дети, соблюдая очерёдность, начинают прокатывать шары с самой ближней линии.

Рекомендации: В одной игре рекомендуется использовать не более одного – двух построений кеглей. Можно подсчитать очки, тогда большая кегля должна быть самой ценной.

Догоните меня

(На лыжах)

Цель: Закрепление умения передвигаться на лыжах вперёд.

Инвентарь: лыжи

Место проведения: ровная снежная площадка.

Правила и ход игры: Двое-трое детей становятся на лыжах параллельно друг другу и по сигналу «Догоните меня!» идут за воспитателем, который передвигается впереди них.

Рекомендации: Эту игру детям предлагают после того, как они научатся стоять на лыжах и самостоятельно передвигаться ступаю-щим шагом. Движение по параллель-ным лыжням, а не друг за другом (т.к. у младших дошкольников двигательные навыки ещё не совершенны, темп передвижения различен). Воспитатель передвигается медленно, наблюдает за детьми, подбадривает их. Это игровые задания стимулируют интерес детей к овладению ходьбе на лыжах.

Цель подвижных игр в средней группе:

Совершенствовать основные и специальные движения, обогащать двигательный опыт, расширять кругозор детей; формировать умения и навыки действовать в коллективе сверстников, ответственно относиться к выполнению правил. Важно приучать детей к выполнению различных действий в игровых ситуациях, чтобы они проявляли самостоятельность, ловкость, ориентировку в пространстве, актив-ность.

 

Карусель в лесу

(На лыжах)

Цель: Развитие умения скользить по кругу.

Инвентарь: лыжи

Место проведения: ровная свободная площадка.

Правила и ход игры: Лыжня прокладывается вокруг куста, ёлочки. Несколько детей становятся на лыжню на ровном расстоянии друг от друга и двигаются по лыжне вокруг ёлочки (куста). Совершив один-два круга в одном направлении, дети останавливаются. После небольшого отдыха заводят карусель в другую сторону.

Рекомендации: В одной карусели кружатся дети равных физических возможностей, чтобы они не мешали друг другу.

Кто первый повернётся

(На лыжах)

Цель: Закрепление умения переступать и поворачиваться  «звёздочкой».

Инвентарь: лыжи

Место проведения: ровная свободная площадка.

Правила и ход игры: Дети становятся на одной линии на расстоянии нескольких шагов друг от друга лицом к воспитателю. По команде воспитателя «Кругом!» поворачиваются, переступая на месте вокруг себя, чтобы на снегу образовался рисунок звёздочки.

Рекомендации: Вначале воспитатель показывает детям, как надо выполнять поворот, затем дети сами пробуют выполнить задание, и только после этого проводится игра.

С горки в присядку

(На лыжах)

Цель: Закрепление умения скатываться с горы, подлезая под предметы.

Инвентарь: лыжи, лыжные палки (гим-настические палки на стойках).

Место проведения: площадка со снежной горкой.

Правила и ход игры: На пологом склоне поперёк лыжни ставятся воротца из 2-х лыжных палок, соединённых верхними концами. Подходя по лыжне к воротцам, дети сгибают ноги в коленях и проезжают под воротцами, стараясь не сбить их.

Рекомендации: Предварительно следует упражнять детей в выполнении движения на ровном месте. Воспитатель показывает и объясняет, что, проходя под воротцами, надо не наклоняться вперёд, а глубже присесть. Для усложнения  задания можно поставить двое воротец разной высоты, проезжая под которыми дети будут приседать по-разному.

Чем дальше, тем лучше

(На лыжах)

Цель: Обучение скольжению.

Инвентарь: лыжи

Место проведения: ровная свободная площадка.

Правила и ход игры: Ребенку предлагают сделать пять-шесть шагов энергичного разбега и оттолкнувшись на последнем шаге как можно сильнее, проскользить на двух лыжах до полной остановки.

Рекомендации: В этом упражнении дети участвуют по одному, чтобы не мешать друг другу. Воспитатель следит, кто, как скользит, подсказывает, как надо разбежаться, чтобы дальше проскользить. Можно усложнить  игру внесением дополнительного задания: после разбега в скольжении присесть и выпрямиться.

Упражнения с длинной скакалкой

Цель: Развитие прыжков, координации движений, внимания.

Инвентарь: длинная скакалка(2,5-3м)

Место проведения: зал, площадка.

Упражнения: 

  1. Перепрыгивать через неподвижную скакалку, которую держат педагог и ребёнок или двое детей (высота от земли не белее 5-10 см);

  1. Перепрыгивать через слегка качающую-ся скакалку, на небольшой высоте;

  1. Пробегать под вращающейся длинной скакалкой;

  1. Пытаться вбежать под вращающуюся длинную скакалку, сделать один, два прыжка и выбежать из неё, стараясь не задеть; постепенно увеличивать количество прыжков.

Рекомендации: (с 5-ти лет). Первое время скакалку держит воспитатель вместе с ребёнком, регулируя её высоту над землёй. Вращая скакалку, воспитатель старается подлаживаться к умениям и темпу прыжков каждого ребёнка. Постепенно, с появлением у детей уверенности, скакалку могут вращать двое детей.

Упражнения с короткой скакалкой

Цель: Развитие прыжков; согласован-ности движения рук и ног.

Инвентарь: короткие скакалки (по кол-ву детей)

Место проведения: зал, площадка.

Упражнения: 

  1. Стоя, скакалка за спиной, стараться перебросить её вперед через себя, преступить её попеременно одной и другой ногой;
  2. Стоя, скакалка за спиной, перебрасывать скакалку вперёд и перепрыгивать через неё одновременно двумя ногами;
  3. Пытаться вращать скакалку и перепрыгивать через неё несколько раз подряд;
  4. Прыгать, вращая скакалку вперёд и назад.

Рекомендации: (с 5-ти лет). Педагог показывает, как можно прыгать с короткой скакалкой. Он объясняет, что подпрыгивать надо, когда скакалка ударится о землю. Необходимо поощрять стремление детей, особенно мальчиков, научиться прыгать со скакалкой. Следует предоставлять скакалки в свободное пользование детям летом на площадке, где имеются благоприятные условия для овладением этим видом прыжков.

Кто ушёл

Цель: Развитие ориентировки в пространстве.

Место проведения: зал, площадка

Инвентарь: без предметов.

Правила и ход игры: Дети стоят по кругу или полукругом. Воспитатель предлагает одному из играющих запомнить стоящих с ним рядом детей  (5-6), затем выйти из комнаты или отвернуться и закрыть глаза. Один из детей прячется. Воспитатель говорить: «отгадай, кто ушёл?». Если он угадает, то выбирает кого-нибудь вместо себя. Если не отгадает, то снова отворачивается и закрывает глаза, а тот, кто прятался, становится на своё место. Отгадывающий должен его назвать. Игра повторяется 4-5 раз.                Рекомендации:

Дети не должны подсказывать кто ушёл. Можно никому не прятаться, тогда отгадывающий должен заметить, что все остались на своих местах.

Серсо

Цель: Развитие ловкости и глазомера.

Инвентарь: лёгкие пластмассовые или деревянные кольца (диаметр 18-20 см), две палки с ручками (длина 50-60 см) и перекладинами.

Место проведения: зал, площадка.

Правила и ход игры: Дети становятся друг против друга на расстоянии 3-4 м. Сначала проводится упрощённый вариант игры: ребёнок бросает кольца, а воспитатель или другой ребёнок ловит их.

Затем усложнённый вариант: ребёнок бросает кольцо, а другой ловит на палочку.

Рекомендации:  Игру проводить к концу 4-го года жизни.

Колечко

(народная забава)

Цель: Развитие быстроты реакции.

Инвентарь: Длинный шнур, кольцо (2 шт.).

Место проведения: зал, площадка.

Правила и ход игры: На длинный  шнур надевают колечко, концы шнура сшивают. Дети встают в круг и держат шнур двумя руками сверху. В середине круга – водящий, он закрывает глаза и медленно поворачивается 3-4 раза, стоя на одном месте. Играющие быстро передвигают кольцо по шнуру. После слов водящего «Я иду искать» кто-либо из детей прячет колечко в руке. Водящий отгадывает, у кого оно спрятано. Если он угадывает, то встаёт в круг, а игрок, у которого нашли кольцо, водит.

Рекомендации: Кольцо можно передвигать по шнуру, когда водящий с закрытыми глазами поворачивается вокруг себя. Воспитатель следит, чтобы водящий произносил слова «Я иду искать» тоже с закрытыми глазами. Играющий должен снять руки со шнура, как только водящий назовёт его имя.

Челночок

(народная игра)

Цель: Развитие подлезание.

Инвентарь: без предметов.

Место проведения: зал, площадка.

Правила и ход игры: Все участники игры встают парами лицом друг другу и берутся за руки – это ворота. Дети из последней пары проходят под всеми воротами и встают впереди колонны. За ними идёт следующая пара. Игра заканчивается, когда все играющие пройдут через ворота.

Рекомендации: Ворота по высоте могут быть разными. Дети могут поднимать руки вверх, держать на уровне плеч или на уровне пояса. Чем ниже ворота, тем сложнее проходить под ними.

Платок

(народная игра)

Цель: Развитие ходьбы и бега.

Инвентарь: платок.

Место проведения: зал, площадка.

Правила и ход игры: Все участники игры встают в круг. Водящий с платочком идёт за кругом, кладёт его на плечо одному из играющих и быстро бежит по кругу, а тот, кому положили платок, поднимает его и бежит  за водящим. Оба игрока стараются занять свободное место в круге. Если игрок с платком догонит водящего и сможет положить ему платок на плечо, прежде чем тот займёт свободное место в круге, тот вновь становится водящим, а игрок, отдавший платок, занимает свободное место. Если убегающий первым встанет в круг, то водящим становится игрок с платком. Игра начинается сначала.

Рекомендации: Воспитатель следит, чтобы дети не перебегали через круг, не задевали руками стоящих в нём.

Играющие не должны поворачиваться в то время, когда водящий выбирает, кому положить на плечо платок. Величина круга определяется количеством играющих и физическими возможностями детей. Чем шире круг, тем больше нужно приложить усилий, чтобы занять свободное место.

Жмурки с колокольчиком

(народная игра)

Цель: Развитие бега.

Инвентарь: платок.

Место проведения: зал, площадка.

Правила и ход игры: У водящего колокольчик. Двое других детей – жмурки. Им завязывают глаза. Ребёнок с колокольчиком убегает, а жмурки его догоняют. Если кому-то из детей удастся поймать водящего, они меняются ролями.

Рекомендации: Для этой игры нужно ограничить место, так как на большом пространстве малышам трудно ловить детей, особенно с закрытыми глазами.

Дай кролику морковку

(народная игра)

Цель: Развитие ориентировки в пространстве.

Инвентарь: скамейка, морковка (муляж), платок.

Место проведения: площадка, веранда.

Правила и ход игры: Дети сидят на скамейках на веранде или площадке. У одного морковка, которую он должен отдать игрушечному кролику. Ребёнок встаёт на расстоянии 3 м от кролика, ему завязывают глаза. Малыш должен подойти к кролику и дать ему морковку (поднести её к мордочке кролика).

Рекомендации:  Обычно ребёнку не удаётся сразу выполнить задание, и его действия вызывают смех у детей, поэтому водящего в этой и подобных ей играх назначают по желанию.

Гонки санок тройками

(весёлые тройки)

(на санках)

Инвентарь: санки.

Место проведения: площадка, дорожка.

Правила и ход игры: Трое детей везут санки, на которых сидят двое детей. Правит тройкой сидящий впереди ребёнок. По уговору доезжают до определенного места, останавливаются и меняются местами. Можно заранее изготовить упряжки – дугу

С колокольчиками, вожжи с бубенцами.

Рекомендации:  Место для игры выбирается заранее. Воспитатель следит, чтобы дети менялись ролями – все побывали и седоками, и в тройках.

Оленьи упряжки.

(на санках)

Инвентарь: санки, оленьи рога (из картона  или веток).

Место проведения: площадка.

Правила и ход игры: Воспитатель заранее изготавливает, оленьи рога, прикрепляет их к шапкам детей оленей. К санкам должны быть привязаны две верёвки: за одну держится сидящий на санках, который управляет оленями, в другую впрягается олень (ребёнок закрепляет верёвку за пояс). По сигналу воспитателя «Поехали!» олени везут седоков до определённого места, поворачивается и возвращается на место. Затем дети меняются ролями.

Рекомендации:  Для этой игры подбираются дети, равные по силе, так как они должны попеременно везти друг друга.

Попрыгунчики вокруг санок

(на санках)

Инвентарь: санки.

Место проведения: площадка.

Правила и ход игры: Дети встают с правой стороны санок, расставленных по кругу или в одну линию на расстоянии 1,5-2 м друг от друга. По сигналу воспитателя «Прыгаем!» дети начинают прыгать вокруг санок на двух ногах. На сигнал «Стоп!» останавливаются. При повторении игры дети меняют направление движения.

Рекомендации:  Можно дать задание прыгать друг за другом вокруг всех санок. По сигналу «На санки!» дети бегут к своим санкам и становятся около них или садятся на них.

Кто быстрее

(на санках)

Инвентарь: санки (2-3 шт.), ориентиры.

Место проведения: площадка.

Правила и ход игры: Санки ставят на одной стороне площадки, на расстоянии 1-1,5 м одни от других. Сзади санок встают дети. На противоположной стороне площадки на расстоянии 5-6 м от исходной позиции находятся ориентиры (комья снега, снеговики или флажки). По сигналу воспитателя «Начали!» дети наклоняются, опираются руками о санки и бегут вперед до ориентиров, обегают вокруг них и возвращаются на своё место. Воспитатель отмечает, кто выполнил задание быстрее.

Рекомендации:  Для игры подбираются дети примерно одинаковых физических возможностей и физической подготовленности. Воспитатель следит, чтобы дети начинали движение строго по сигналу.

Кольцеброс

Цель: Развитие глазомера.

Инвентарь: кольцеброс (палочки длиной 30-40 см), кольца (диаметр 15-20 см).

Место проведения: зал, площадка.

Правила и ход игры: Игра состоит в набрасывании колец правой и левой рукой на палочки, укреплённые вертикально на подставке в разных конфигурациях (в виде квадрата, треугольника и др.) с расстояния 1,5-2 . В игре участвуют два-три ребёнка. Они по очереди набрасывают одинаковое количество колец, подсчитывая, кто сколько набросил.

Рекомендации:  Желательно предложить каждому ребёнку действовать с кольцами одного цвета. В этом случае дети могут бросать кольца одновременно.

Школа мяча

Цель: Развитие бросания и ловли.

Инвентарь: мячи (по кол-ву детей).

Место проведения: зал.

Правила и ход игры:

  • Подбросить мяч вверх и поймать его двумя руками.
  • Ударить мяч о землю и поймать его двумя руками.
  • Ударить мяч о стену и поймать его двумя руками.
  • Ударить мяч о стену, дать ему отскочить от пола и поймать его двумя руками.
  • Вдвоём: один ударяет мяч о стену, так чтобы он отскочил под углом в сторону товарища, другой после падения мяча и отскока ловить его.

 

Кто быстрее слепит десять снежков

(зимние забавы со снегом)

Цель: развитие моторики рук.

Инвентарь: липкий снег.

Место проведения: площадка.

Ход игры: По команде дети начинают лепить снежки и складывать их около себя. Снежки должны быть аккуратные, круглые. Выигрывает тот, кто раньше слепит десять комков и поднимет последний комок над головой.

Снежки

(Зимние игры)

Цель: развитие меткости, глазомера, координации движений.

Инвентарь: снежки.

Место проведения: площадка.

Ход игры: Дети лепят снежки и стараются попасть друг в друга. Бросать можно только в ноги. Вариант: можно разделить детей на две команды. Выбывает из игры тот, в кого попадут снежком. Выигрывает та команда, у которой останется больше игроков.

Кто выше подбросит снежок

(зимние забавы)

Цель: развитие подбрасывания, координации движений.

Инвентарь: снежки.

Место проведения: площадка.

Ход игры: В игре принимают участие все дети. По команде дети начинают лепить снежки и подбрасывать их. Каждый выполняет задание 3 раза. Побеждает тот, кто все три раза подбросит снежок выше всех. Бросают 2 раза правой и 1 раз левой рукой.

Катание на санках с горы

(зимние игры и забавы)

Цель: развитие ориентировки в пространстве, ловкости.

Инвентарь: санки, колокольчик, ленты (флажки), ящик.

Место проведения: площадка с горкой.

Ход игры: На середине ската горы, на высоте вытянутой руки ребенка укрепляется веревка. На эту веревку вешается колокольчик или цветные ленты. Проезжая на санках, ребенок звонит в колокольчик или снимает ленты, флажки. Можно дать такое задание: взять флажок или ленту определенного цвета или во время скатывания с горки бросить снежок в ящик, стоящий сбоку.



Предварительный просмотр:

Работа с картотекой подвижных игр:

  1. Распечатайте закладки на цветных листах: закладки с названием возрастных групп на листах А-4 одного цвета, а закладки с программными задачами на листах другого цвета, для удобства в поиске нужной игры.

  1. Распечатайте на белых листах А-4 картотеку, разрежьте лист на 4 части.

 Внимание. Если игра заканчивается на двух четвертях листа, то разрезать лист следует пополам, а игру сложить пополам. Можно два варианта одной игры тоже соединить с двух сторон и использовать как усложнение.

 

  1.  Вырежете закладки так, чтобы они были чуть выше, чем карточки с подвижными играми, примерно на 1-2 см.

Внимание. Если вы будете делать картотеку в виде книжечки (брошюровать), то закладки не следует делать слишком большими (они могут быть длиннее основных карточек на 5 мм).

  1. Заламинируйте картотеку в пленке для формата А-6.  Можно использовать пленку для формата А-4, но в таком случае, придется обрезать края карточек, так как формат не рассчитан для припусков с четырех сторон 4-х карточек.

 

  1. Картотека готова. Поставьте карточки в пластиковые рекламные стойки формата А-6 или картотеку для карточек А-6. Картотека для карточек А6 на 1300шт HAN открытая 956/0-11

 

 

  1. Возможно оформление картотеки в виде мини-книги (сброшюровать карточки по возрастным группам или по задачам, поставленным на занятии или на прогулке), но уже использовать картотеку на улице надо будет осторожно, т.к. листы становятся открытыми для влажности.

Желаю Вам удачи и творческих успехов!

Используемая литература:

  1. Игры с правилами в детском саду./Сборник дидактических и подвижных игр к «Программе воспитания в детском саду». М., 1962.
  2. Тимофеева Е.А., Сагайдачная Е.А., Кондратьева Н.Л. Подвижные игры: Хрестоматия и рекомендации: Методическое пособие. Часть 1. – М.: Воспитание дошкольника, 2008.
  3. Тимофеева Е.А., Сагайдачная Е.А., Кондратьева Н.Л. Подвижные игры: Хрестоматия и рекомендации: Методическое пособие. Часть 2. – М.: Воспитание дошкольника, 2009.
  4. Долбилова Ю. Игры в сапогах-скороходах: подвижные игры для детей. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.

и другие игры, неизвестных авторов.

Используемые интернет-ресурсы:

Картинка «Картотека для карточек» - http://www.komus.ru/catalog/1015/

Фотографии Чернобаевой Е.Н.



Предварительный просмотр:

Картотека

подвижных  

игр и игровых упражнений

на развитие основных движений

для всех

возрастных групп

Старшая группа

Подготови-тельная   к школе группа

I  Младшая группа

II  Младшая группа

Средняя

группа

Подвижные  

игры

на развитие

Прыжков

Подвижные  

игры с разнообраз-ными движениями

Подвижные  

игры

на развитие

Бега

 и

Ходьбы

Подвижные  

игры на развитие Ориентировки

в пространстве

Подвижные  

игры

на лыжах и

санках

Народные подвижные  

игры


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ (рекомендованные программой «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой)

Основу каждого занятия составляют подвижные игры разной направленности.На каждом занятии решается комплекс оздоровительных,образовательных и воспитательных задач....

Подвижные игры и игровые упражнения для детей средней группы

Подвижные игры способствуют физическому развитию ребенка, укрепляют мышцы, усиливают быстроту реакции и ловкость, благоприятно сказываются на здоровье ребенка.  Кроме этого благодаря своему сорев...

КАРТОТЕКА ПОДВИЖНЫХ ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ

КАРТОТЕКА ПОДВИЖНЫХ ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ...

Подвижные игры и игровые упражнения для детей средней группы

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ «САМОЛЕТЫ» (средняя группа)Задачи: Развивать у детей ориентировку в пространстве, закрепить навык построения в колонну. Упр...

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ  (рекомендованные программой «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО Ш...

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ...

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ (рекомендованные программой «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой)

ОГЛАВЛЕНИЕ   с бегом: «Самолеты» «Цветныеавтомобили» «У медведя вобору» «Птичка и кошка» «Найди себе пару» &laqu...