Главные вкладки

    Единство подходов к формированию здорового образа жизни в семье и детском саду.
    опыты и эксперименты (подготовительная группа) на тему

    Представлен опыт работы за год с детьми и родителями по формированию здорового образа жизни как актуального вопроса в данный исторический период.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл doklad_k_pedsovetu.docx26.44 КБ

    Предварительный просмотр:

    Формирование основ здорового образа жизни в дошкольном возрасте является одной из важнейших педагогических задач, от решения которой зависит полноценное развитие личности. Реализация данной задачи обеспечивается организацией эффективного взаимодействия в системе «педагог - ребенок - родитель». С рождения начинается путь ребенка к здоровью. На этом пути важную роль играют детский сад и родители. Взаимодействие ДОУ с семьей - это объединение общих целей, интересов и деятельности в плане развития гармоничного и здорового ребенка. Совместную работу с семьей я строю на принципах добровольности, компетентности, современности, единства, системности и последовательности, преемственности и индивидуального подхода к каждому ребенку и к каждой семье.

    Работу по формированию основ здорового образа жизни в своей группе осуществляю в соответствии с программой и по пособию И.М.Новиковой «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников» При успешном выполнении программы рассчитываю получить следующие результаты:

    • постепенное снижение уровня заболеваемости детей;
    • повышение уровня профилактической и физкультурно - оздоровительной работы;
    • формирование здорового образа жизни в семье;

    - создание системы взаимосвязи и сотрудничества с родителями воспитанников.

    В своей работе я использую различные формы сотрудничества: беседы, консультации, родительские собрания, анкетирование. На информационных стендах для родителей в группе есть рубрики, освещающие вопросы профилактики и оздоровления.

    Процесс взаимодействия детского сада и семьи будет эффективным, если организованы психолого-педагогические условия, обеспечено сотрудничество специалистов, воспитателей и родителей, обогащены знания педагогов и родителей по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей и правильно организован процесс управления деятельностью коллектива.

    Безусловно, личный пример является важнейшим фактором.

    Недаром говорят: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому».

    Педагогическое просвещение родителей - необходимое условие эффективной работы по воспитанию здорового дошкольника

    Воспитание детей неразрывно связано с педагогическим просвещением родителей. Именно родителями закладываются основы характера ребенка, формируются особенности его взаимоотношения с окружающими людьми. Каждая семья по-своему определяет для себя процесс воспитания, но каждая, в силу разных обстоятельств и в разной степени, нуждается в квалифицированной педагогической помощи.

    Проблема воспитания культуры здоровья у всех участников образовательного процесса в ДОУ является особенно актуальной на современном этапе развития общества. Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию здоровья человека, особенно детей дошкольного возраста. Приоритетной задачей работы нашего учреждения является физическое развитие ребёнка, сохранение его здоровья. Здоровый ребенок характеризуется, прежде всего, гармоничным, соответствующим возрасту физическим, интеллектуальным, эмоционально- волевым, нравственным и социальным развитием.

    Воспитать здорового ребенка - значит создать все условия для его нормального роста и разностороннего гармоничного развития.

    Ведущим естественным фактором роста и развития ребенка является движение. Благодаря движению происходит развитие физиологических и психических функций. Только движение стимулирует развитие иммунной системы организма и повышает его устойчивость к действию неблагоприятных факторов. Очень важно обеспечить ребенку оптимальную двигательную активность, которая осуществляется в процессе разнообразной двигательной деятельности. Современную семью мы знаем как пассивную в двигательном смысле: компьютер, телевизор, машина, диван, а ведь вся работа по компенсации физиологической незрелости организма ребенка ложится на плечи родителей.

    Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа, не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьёй. Важно, чтобы родители выступали не только в роли пассивных участников консультаций и зрителей спортивно- развлекательных мероприятий, а активно вовлекались в педагогический процесс в рамках детско-родительских проектов и презентаций семейного опыта. Это дает возможность родителям прочувствовать на себе необходимость и сложность данного вида деятельности, помогает более грамотно и цельно заниматься физическим развитием детей, передавать положительный опыт другим семьям.

    У детей, которые постоянно видят положительный пример педагогов и родителей, постепенно пробуждается интерес к спорту, желание попробовать себя в соревнованиях. Спорт должен стать средством здорового отдыха детей и интересным досугом.

    Организация и результаты совместной деятельности с семьей по воспитанию здорового ребенка.

    Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Появились программы по формированию здорового образа жизни, здоровьесберегающие технологии, проводятся беседы с родителями и детьми, в группе организуется образовательная деятельность, подвижные игры.

    В группе имеются дидактические игры, карточки, иллюстрации, литература по формированию представлений о здоровом образе жизни. Я надеюсь, что это приведет моих детей к формированию потребности вести

    здоровый образ жизни, к сознательной охране своего здоровья, здоровья окружающих людей. Как известно, развитие и воспитание ребенка во многом зависит от взрослых, которые его окружают, и от того, какой пример, они подают своим поведением. Поэтому сознательное отношение к собственному здоровью и здоровью детей в первую очередь нужно формировать у родителей. Семейное воспитание - это источник общественного опыта. Мне думается, что условием успешной работы является целенаправленность, систематичность и плановость, дифференцированный подход, доброжелательность, открытость, возрастной характер работы с родителями. Здоровье детей зависит не только от их физических особенностей, но и от условий жизни в семье, санитарной грамотности и гигиенической культуры населения, уровня развития здравоохранения и образования, социально- экономической и экологической ситуации в стране.

             С этой позиции в центре работы по полноценному физическому развитию и оздоровлению детей должны находиться семья и детский сад как две основные социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья ребенка.

    Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов. Условия, в которых ребенок живет в семье, имеют не менее существенное значение для формирования его здоровья, чем условия его пребывания в детском саду. Если в семье сложились доброжелательные взаимоотношения, внимательное отношение к ребенку, соблюдается режим дня, соответствующий возрасту дошкольника, если у него имеется возможность заниматься любимой игрой - все это в совокупности служит основой поступательного развития.

    Многие родители уделяют недостаточно внимания регулярному пребыванию ребенка на воздухе, полноценному ночному сну, рациональной двигательной активности. Именно поэтому проблема укрепления здоровья ребенка в семье должна занимать важнейшее место в числе проблем, требующих решения.

    Во многих семьях дети не гуляют или мало гуляют в выходные или праздничные дни. Данные анкетного опроса большинства родителей свидетельствуют о том, что в праздничные и выходные дни детей днем не укладывают спать. Это создает предпосылки для перенапряжения нервной системы ребенка, наступающего в результате чрезмерно длительного бодрствования, и затрудняет его засыпание днем в детском саду. Некоторые дети проводят у телевизора до 1,5-2 часов в день. Некоторые родители отмечают, что их дети смотрят не только предназначенные для них телевизионные передачи, но и те, которые им смотреть не рекомендуется.

    Как известно, закаливающие мероприятия могут быть эффективны только тогда, когда они проводятся в комплексе, систематически и в дошкольном учреждении, и дома. Однако, как выяснилось, в семье довольно часто дети нерегулярно выполняют гигиенические правила - не чистят зубы, не моют ежедневно ноги, не выполняют простейшие водные процедуры, которые старшие дошкольники могут осуществлять самостоятельно.

    Все это требует от работников дошкольного учреждения серьезного внимания к работе с родителями. Лучший опыт семей в воспитании ребенка заслуживает широкого распространения и поощрения. Медицинский персонал и воспитатели должны вести с семьями работу по повышению их гигиенической и педагогической культуры для того, чтобы и дома, и в детском саду требования к воспитанию и оздоровлению дошкольников были согласованными В своей группе я бы отметила несколько семей , которые на мой взгляд ведут здоровый образ жизни: это семьи Бобковы, Зарыповы, Макаровы, Наместниковы, Ионкины, Матвеевы , Петуховы.

              Эти семьи активно проводят выходные дни, выезжают за город, отдыхают на турбазах, занимаются спортом, плаванием, зимой катаются на лыжах и коньках, ни один из родителей не курит.

    Формирование здоровья ребенка в дошкольном возрасте в значительной степени зависит от того, какая работа в детском саду ведется в этом направлении. Необходимо создать эмоциональную, радостную обстановку, потому что здоровье детей во многом зависит от их психического состояния. Большое значение имеет организация пространства в группе. Правильно организованная развивающая среда дает ребенку возможность проявить себя в социальном плане, освоить определенные правила здорового образа жизни, ощутить взаимосвязь с другими детьми, укрепить уверенность в своих силах. И тогда наши дети будут физически здоровы, активны, коммуникабельны.

    Важным показателем здоровья и физического развития ребёнка является его осанка. Осанка - это привычная правильная поза человека при сидении и стоянии. Она способствует нормальной деятельности внутренних органов. В дошкольном возрасте, когда формируется осанка, педагогам совместно с родителями чрезвычайно важно следить за этим процессом и при первых признаках нарушения обращаться к специалистам. В нашей группе соответственно возрасту и росту ребёнка подобрана мебель и тщательно следим за тем, какую позу принимает ребёнок во время сидения и сна.

    Ведущим фактором укрепления здоровья ребёнка является выполнение режима дня. Режим дня организуется в соответствии с особенностями биоритма, с обязательным учётом физической и умственной работоспособности, а также эмоциональной реактивности в первой и второй половине дня.

    Принципы питания детей практически одни и те же на протяжении всего дошкольного возраста. В детском саду питание достаточно хорошо, сбалансировано, поэтому в домашних условиях рекомендую компенсировать недостающие пищевые вещества. Очень хорошо, если родители ежедневно интересуются, что и сколько ел ребенок в детском саду и чем его кормить дома на ужин. В нашей группе есть такие родители это: Кудрявцева, Мясникова,Голубева, Бутолина.

    Одной из частей общечеловеческой культуры является физическая культура. Она охватывает те стороны жизни и воспитания, которые имеют важнейшее значение для нормального психофизического развития ребёнка, укрепления его здоровья и развития двигательной сферы. Работа по физической культуре с детьми направлена на развитие движений, совершенствование двигательных навыков и физических качеств. Двигательная деятельность оказывает благоприятное воздействие на организм ребёнка. Работая в этом направлении, мы даём рекомендации родителям по созданию условий для полноценной двигательной деятельности дома, в семье. Но не все родители понимают важность этого вопроса и возлагают всю ответственность по этому вопросу на детский сад. Мне думается, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно- оздоровительная программа, не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьёй, если в дошкольном учреждении не создано детско-взрослое сообщество (дети - родители — педагоги), для которого характерно содействие друг другу, учёт возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей. Более того вопросы создания детско- взрослого сообщества, повышение педагогической культуры родителей необходимо рассматривать в тесной связи с повышением квалификации самих воспитателей, поскольку уровень их профессионального мастерства определяет отношение семьи к детскому саду, педагогам и их требованиям. Причём для того чтобы быть настоящим пропагандистом идей, средств и методов воспитания здорового образа жизни, всей физкультурно- оздоровительной работы с дошкольниками, детский сад, и в первую очередь педагог, в своей деятельности должен служить образцом такого воспитания. Только при этом условии родители с доверием отнесутся к рекомендациям воспитателей и охотно пойдут с ними на контакт. Поэтому, организуя сотрудничество с семьёй по воспитанию здорового ребёнка и глубоко понимая тесную взаимосвязь данной работы с содержанием всей физкультурно-оздоровительной программы, я особое внимание буду уделять постоянному совершенствованию своего мастерства, поиску новых подходов к физическому развитию детей, базирующихся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребёнка, учёте особенностей его организма, индивидуализации профилактических мероприятий. Таким образом, совместную работу с семьёй по воспитанию здорового ребёнка я буду строить на следующих основных положениях, определяющих её содержание, организацию и методику.

    1. Единство, которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребёнка хорошо понятны не только воспитателю, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приёмами физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, а педагог использует лучший опыт семейного воспитания.
    2. Систематичность и последовательность работы в течение всего года.
    3. Индивидуальный подход к каждому ребёнку и к каждой семье на основе учёта их интересов и способностей.
    4. Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики, укрепление авторитета педагога в семье, а родителей - в детском саду.

    Список использованной литературы: 1 .Новикова И. М «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников»

    1. «От рождения до школы». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
    2. «Дошкольное воспитание» №7 2013 г, №8 2013 г.

    6


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Культура здорового образа жизни в семье и детском саду»

    «Культура здорового образа жизни в семье и детском саду»...

    Формирование здорового образа жизни у дошкольников в детском саду

    Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду....

    «Культура здорового образа жизни в семье и детском саду»

    Консультация для родителей«Культура здорового образа жизни в семье и детском саду»      Проблема воспитания культуры здоровья у всех участников образовательного пр...

    Формирование представлений ребенка о здоровом образе жизни в семье и детском саду

    Тезисы о важности формирования ЗОЖ в семье и детском саду...