МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВОПРОСАМ ПРОФИЛАКТИКИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ
методическая разработка (старшая, подготовительная группа) на тему

Шардакова Наталья Владимировна

Агрессивность – это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Что же такое агрессия и агрессивность?

Агрессия – это любая форма поведения, нацеленная на оскорбление или причинение вреда другому человеку, не желающему подобного обращения.

Агрессивность – это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии.

Среди существующих нарушений у детей дошкольного возраста данная проблема самая распространенная. Детская агрессивность выражается в готовности к поведению, которое противоречит нормам поведения в обществе и может приводить к нанесению физического и морального ущерба. При этом дети дошкольного возраста, проявляющие агрессивное поведение, чаще всего, не имеют самого агрессивного мотива. Давайте попробуем разобраться в том, что в жизни ребенка провоцирует его на агрессивность. Прежде всего, следует сказать о том, что агрессивность ребенка может быть обусловлена естественными физическими и возрастными факторами.

Какого ребенка можно назвать агрессивным?

Чтобы ответить на этот вопрос, надо знать:

- на кого он нападает? (на более младшего, слабого - могут быть и другие варианты);

- как часто он это делает? В одном из исследований подсчитали, что агрессивные дошкольники в течение часа делают несколько выпадов против своих сверстников, а более мирные собратья - не более одного выпада за то же время;

- нападает он первым или нет, в каких обстоятельствах это делает и провоцирует ли его кто-то в этот момент?

Первая причина появления признаков агрессивного поведения у дошкольников лежит в природе социализации: наиболее экономный для ребенка путь социализации – подражание взрослому. Ребенок, видя агрессию у взрослых, подражает им. Агрессивность пока еще не является чертой характера ребенка, она взята им на вооружение как «подсмотренный» у взрослых способ поведения. Если на этом этапе агрессия не пресекается, если взамен ребенка не учат другим способам поведения, если, более того, она поддерживается взрослыми, то очень скоро ребенок начинает проявлять агрессивность осознанно.

Агрессия может возникать и как механизм самозащиты, как проявление страха или тревоги в тех случаях, когда ребенок видит реальную или мнимую опасность. Проявляя агрессивность, ребенок стремится защитить себя, оградить от того, с чем он по-другому не может справиться. У него создается иллюзия смелости. Согласно Э. Эриксону, враждебность и агрессивность связывается у ребенка с несформированностью на первом году жизни базисного доверия к миру. Степень развития чувства доверия к людям и к миру зависит от качества получаемой им материнской заботы. Полноценная материнская забота обеспечивает ребенку уверенность в себе, не боязнь проявлять инициативу, допускать ошибки и т. д. Если же ребенок не получает полноценной материнской заботы, то у него вырабатывается и закрепляется собственная защитная реакция в виде агрессивных форм поведения.

Одной из причин возникновения агрессии у детей, как считает А. Адлер, является стремление к преодолению чувства неполноценности, которое ребенок переживает довольно долго. Незрелость, несамостоятельность, неуверенность приводят к болезненному переживанию своего подчиненного положения, появляется стремление во что бы то ни стало достичь превосходства над более сильными и умелыми (над взрослыми). Конечно, это причина социально-педагогического порядка. Взрослые, которые не умеют или не хотят понять чувства ребенка, которые унижают его, показывают свое превосходство, стимулируют возникновение агрессивного поведения.

Мощными факторами, провоцирующими агрессивность несовершеннолетних, являются некоторые особенности психики, такие как «трудный» темперамент, перенесенные травмы головы или инфекционные заболевания. С этим часто связаны неустойчивость нервно-психических процессов, затрудненность процессов торможения в центральной нервной системе, повышенный тонус нервной системы, импульсивность.

Таким образом, причины появления агрессии у детей могут быть самыми разными.

По способам проявления агрессии у дошкольников их можно разделить на несколько групп. Это зависит от врожденных особенностей нервной системы (темперамента) и условий воспитания.

•        Агрессивно-гиперактивный ребенок. Двигательно расторможенным детям труднее быть дисциплинированными и послушными. Такие дети, воспитываясь в семье по типу «кумира» (ребенок — центр внимания семьи) или в атмосфере вседозволенности, попадая в коллектив сверстников, могут становиться агрессивными.

•        Агрессивно-обидчивый и истощаемый ребенок. Обидчивость может быть следствием как недостатков воспитания, так и особенностей созревания нервной системы и организма. Повышенная чувствительность, раздражительность и ранимость будут провоцировать агрессивное поведение.

•        Ребенок с оппозиционно–вызывающим поведением. Если ребенок часто грубит, но не всем, а только родителям, знакомым ему людям, то, наверное, в их взаимоотношениях что-то не складывается: с ребенком редко общаются; ему скучно, и он переносит на взрослых собственное настроение и проблемы, перекладывает ответственность за свое поведение.

•        Агрессивно-боязливый ребенок. Враждебность, подозрительность могут быть средством защиты от мнимой угрозы, «нападения».

•        Агрессивно-бесчувственный ребенок. Есть дети, у которых способность к сопереживанию, сочувствию к другим нарушена. Такой ребенок часто раздражается или, наоборот, равнодушен, дерется, обзывает других детей, мучает животных, и при этом ему трудно понять, что обиженному плохо и больно.

В дальнейшем любого несовершеннолетнего по характеру проявления агрессии в отклоняющемся поведении можно отнести к одной из перечисленных групп. Это позволяет в практической работе делать выводы о причинах подобного поведения и выбирать верную стратегию дальнейшего взаимодействия.

Профилактика и коррекция детской агрессивности

Столкновение с детской агрессивностью всегда вызывает растерянность у взрослых. Но некоторые проявления жестокости, упрямства и непослушания не всегда свидетельствуют о наличии у ребенка каких-либо психических отклонений, часто он просто не знает, как себя правильно вести, и ему достаточно просто немного помочь, оказать поддержку. Психологи говорят, что с агрессивными или демонстративными детьми работать легче, чем с замкнутыми или заторможенными, так как они быстро дают понять, что с ними происходит.

Для профилактики детской агрессивности очень важно поддерживать в семье атмосферу теплоты, заботы и поддержки. Чувство защищенности и уверенность в родительской любви способствуют более успешному развитию ребенка. Чем более уверенным в себе он станет, тем реже будет испытывать гнев, зависть, тем меньше в нем останется эгоизма.

Родителям следует сосредоточить усилия на формировании желательного поведения, а не на искоренении нежелательного, подавая детям пример просоциального поведения (заботы о других, помощи, сочувствия и т. д.).

Необходимо быть последовательными в своих действиях по отношению к детям. Наибольшую агрессию проявляют те дети, которые никогда не знают, какую реакцию родителей вызовет их поведение на этот раз. Например, за один и тот же поступок ребенок в зависимости от настроения отца мог получить либо подзатыльник, либо поощрение.

!   Требования, предъявляемые детям, должны быть разумны, а на их выполнении надо настаивать, ясно давая детям понять, чего от них ждут.

Следует избегать неоправданного применения силы и угроз для контроля поведения детей. Злоупотребление такими мерами воздействия на детей формирует у них аналогичное поведение и может стать причиной появления в их характере таких неприятных черт, как злость, жестокость и упрямство.

Важно помочь ребенку научиться владеть собой, развивать у него чувство контроля. Дети должны знать о возможных последствиях своих поступков и о том, как их действия могут быть восприняты окружающими. К тому же у них всегда должна быть возможность обсудить спорные вопросы с родителями и объяснить им причины своих поступков — это способствует развитию чувства ответственности за свое поведение.

Ребенок имеет право выражать свои отрицательные эмоции, но делать это не с помощью визга или тумаков, а словами. Надо сразу дать понять ребенку, что агрессивное поведение никогда не принесет выгоды. Необходимо учить ребенка говорить о своих переживаниях, называть вещи своими именами: «я разозлился», «я обиделся», «я расстроился». Когда взрослый рассержен, важно сдерживать гнев, но высказать свои чувства громко и сердито: «Я поражен и обижен». Ни в коем случае не обзывайте ребенка глупым, тупым и т.д. — он будет так же вести себя с другими детьми.

!   Чем больше будет агрессии со стороны взрослого, тем больше враждебности зародится в душе ребенка. Не имея возможности ответить своим непосредственным обидчикам — родителям, педагогам, ребенок отыграется на кошке или побьет младшего.

Иногда ребенку нужно просто понимание, и одно лишь ласковое слово способно снять его озлобление. В других случаях только принятия и сочувствия ребенку бывает недостаточно.

Задача взрослых в том, чтобы научить детей правильно направлять, проявлять свои чувства. Бывает, что очень вспыльчивый ребенок старается сдерживаться на людях (например, в школе), но дома он срывается: устраивает истерики, скандалит, грубит родным, дерется с братьями и сестрами. Такое проявление агрессии не приносит ему желаемого облегчения. Он недоволен случившимся и чувствует себя виноватым. Из-за этого напряжение увеличивается еще больше, и следующий срыв бывает более бурным и продолжительным.

Самое главное — научить ребенка разряжаться — избавляться от накопившегося раздражения, дать ему возможность использовать переполняющую его энергию «в мирных целях».

Таким детям необходимо предложить социально приемлемые методы для выражения подавленного гнева.

-        Пусть ребенок останется один в комнате и выскажет все, что накопилось, в адрес того, кто его разозлил.

-        Предложите ему, когда сложно сдержаться, бить ногами и рукам специальную подушку, рвать газету, комкать бумагу, пинать консервную банку или мяч, бегать вокруг дома, писать все слова, которые хочется высказать в гневе.

-        Дайте ребенку совет: в момент раздражения, прежде чем что-то сказать или сделать, несколько раз глубоко вдохнуть или сосчитать до десяти. Это помогает успокоиться.

-        Также можно послушать музыку, громко попеть или покричать под нее.

-        Можно попросить ребенка нарисовать чувство гнева. Тогда агрессия найдет выход в творчестве.

-      Родители могут научиться управлять поведением своих агрессивных детей, для этого следует:

•        обратить особое внимание на игры ребенка. В играх дети осуществляют свои мечты, фантазии и страхи;

•        обсуждать с ребенком, на кого он хочет быть похож, какие качества характера его привлекают, а какие отталкивают;

•        следить за тем, какой пример вы подаете ребенку. Если ребенок судит других людей, награждает их «ярлыками», возможно, он повторяет ваши слова;

•        быть готовым внимательно выслушать ребенка, если он хочет рассказать вам свой сон. Во сне дети часто видят то, чего им не хватает в жизни. Особое внимание обращайте на повторяющиеся сюжеты сновидений;

•        поощрять ребенка говорить о том, что его волнует, что он переживает;

•        научить ребенка прямо говорить о своих чувствах, о том, что ему нравится, а что нет.

!   Очень активным и склонным к агрессии детям следует создать условия, позволяющие им удовлетворить потребность в движении, а также заняться интересующим их делом. Например, можно предложить им занятия в спортивных секциях, участие в соревнованиях или в постановке спектаклей, организовывать для них разные игры, длительные прогулки или походы.

Современным родителям очень сложно выдержать соперничество со средствами массовой информации (особенно с телевидением), оказывая воздействие на социальное развитие своих детей. Психологи считают, что телевизионное насилие особенно увеличивает вероятность агрессивных реакций у тех, кто и так склонен к агрессии.

Не надо пытаться полностью оградить ребенка от отрицательных переживаний. В повседневной жизни избежать гнева, обид или столкновения с жестокостью невозможно. Важно научить детей противостоять агрессорам, не уподобляясь им.

!   Ребенок должен уметь сказать «нет», не поддаваться на провокации окружающих, с юмором относиться к неудачам и знать, что в свои проблемы иногда правильнее посвятить взрослых, чем разбираться с ними самостоятельно.

Однако если родители любят смотреть фильмы ужасов и боевики — ребенок тоже их полюбит. А если бить собаку на глазах у ребенка, нечего удивляться, что через некоторое время он начнет мучить животных, а потом и людей. Дети - максималисты, и, получив урок цинизма в детстве, повзрослев, они не станут задумываться о том, что чувствует их жертва.

!   Только личным примером, развивая у ребенка сочувствие, сопереживание, стремление помогать тем, кто слабее, противостоять волне агрессии, захлестывающей детей с экранов телевизоров, мониторов компьютеров и страниц популярных газет и журналов.

Литература

1.        Агрессия у детей и подростков / Под ред. Н.М. Платоновой– СПб.: Изд-во «Речь», 2004.

2.        Басс А.Г. Психология агрессии // Вопросы психологии. – 1997. - №3. – С.60-67.

3.        Берон Р. Агрессия. – СПБ.: Изд-во «Питер», 2000.

4.        Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. – СПб.: Изд-во «Речь», 2004.

5.        Коннор Д. Агрессия и антисоциальное поведение у детей и подростков. – М.: Изд-во «Олма-Пресс», 2005.

6.        Кэмпбелл Р. Как справиться с гневом ребенка. –М.: Изд-во «Генезис», 1998.

7.        Масагутов Р.М. Детская и подростковая агрессия. – Уфа, 2002.

9.        Фурманов И. А. Агрессия и насилие. Диагностика, профилактика и коррекция. – СПб.: Изд-во «Речь», 2007.

10.        Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. – СПб.: Изд-во «Речь»,1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вопросы профилактики речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Что следует сделать для того, чтобы речь ребенка формировалась вовремя, полноценно, правильно? Решение этих задач неразрывно связано с профилактикой и своевременным выявлением отклонений в развитии де...

Информационно-деловое оснащение ДОУ по вопросам профилактики нарушений и развития речи у детей дошкольного возраста

Годовой план консультационного сопровождения родителей (законных представителей) по вопросам профилактики и коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста....

Информационно-деловое оснащение ДОУ по вопросам профилактики нарушений и развития речи у детей дошкольного возраста

Годовой план консультационногосопровождения родителей (законных представителей) - "Советы логопеда"...

Деловая игра «Что? Где? Когда? Вопросы профилактики нарушений звукопроизношения у детей средней

Представленные в работе положительные результаты подтверждают достижение поставленной цели - привлечь внимание родителей к проблеме профилактике нарушений речи, путём вовлечения в коррекционнообразова...

"Повышение компетентности родителей в области воспитания детей по вопросам профилактики наркомании"

Тема наркомании и борьбы с ней действительно важная, в буквальном смысле – жизненно важнаПочему дети начинают принимать наркотики?Однозначно на вопрос, почему дети начинают принимать наркотики, ...