Главные вкладки

    Вопросы профилактики речевых нарушений у детей дошкольного возраста
    статья по теме

    Что следует сделать для того, чтобы речь ребенка формировалась вовремя, полноценно, правильно? Решение этих задач неразрывно связано с профилактикой и своевременным выявлением отклонений в развитии детей.  

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл voprosy_profilaktiki_rechevyh_narusheniy_u_detey.docx20.95 КБ

    Предварительный просмотр:

    ВОПРОСЫ ПРОФИЛАКТИКИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ

    ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА

     

    Общение людей осуществляется в основном с помощью речи, которая неразрывно связана с развитием абстрактного мышления. Человек воспринимает предметы и явления двояко - непосредственно, с помощью органов чувств (например, сигналом еды служит запах пищи) и посредством слов (например, слово «горячо» заставляет отдернуть руку от огня или горячего утюга). Благодаря речи, мы можем принимать действительность отвлеченно, мысленно. 

    В последнее время наблюдается увеличение количества детей с нарушениями речи, поэтому в дошкольном воспитании особенно актуальными стали вопросы  оказания логопедической помощи.          

    Каковы же причины возникновения речевых нарушений? Их множество.

    Можно перечислить основные:

    • ухудшение экологической обстановки;
    • увеличение числа патологий беременности и родов;
    • ослабление здоровья детей;
    • различные социальные причины.

      Современные дети часто слышат неправильно оформленную речь. Таким образом, неполноценное речевое окружение также является одной из причин возникновения у детей нарушений развития речи.

    Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка в целом. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей.

    Особого внимания в смысле профилактики речевых нарушений требует период беременности. Большая забота об обеспечении нормального протекания этого ответственнейшего периода в жизни женщины проявляется у нас в общегосударственном масштабе - через сеть женских консультаций, где с будущими мамами планомерно проводится разъяснительно-профилактическая работа. Однако очень многое зависит и непосредственно от самой женщины.

     Отрицательно могут сказаться на будущем ребёнке  возникающие в семье стрессовые ситуации. Поэтому все члены семьи должны хорошо понимать важность и необходимость создания в доме возможно более спокойной обстановки.

      После рождения ребёнка следует внимательно наблюдать за протеканием его раннего развития, отмечая любое отставание в этом развитии. Так, если ребёнок в положенное время не начинает держать головку или самостоятельно садиться, если у него задерживается начало ходьбы или появление первых слов и фразовой речи, то причины этих отставаний необходимо своевременно выяснить у специалистов и безотлагательно принимать рекомендуемые ими меры.

     Что касается профилактики непосредственно речевых нарушений в раннем возрасте, то она складывается в основном из следующих моментов:

    1. Забота о физическом и нервно-психическом здоровье ребёнка и о сохранности его речевых органов;
    2. Забота о правильном речевом развитии ребёнка, включая и создание необходимых для этого социально-бытовых условий.


     Решение первой из названных задач конкретно выражается в следующем:

    • предупреждение ушибов головы;
    • предупреждение различных заболеваний и детских инфекций, протекающих с высокой температурой (соблюдение сроков профилактических прививок, исключение непосредственных контактов с больными и пр.);
    • охрана органа слуха от простудных заболеваний, от попадания инородных тел, от излишнего шума (даже во время сна), а также своевременное лечение и обязательное "долечивание" ушных заболеваний;
    • охрана артикуляторных органов;
    • предупреждение и лечение рахита и возможного появления аномалий костных частей речевого аппарата;
    • исключение случаев сосания пальца или постоянного подкладывания руки под щеку во время сна (последнее может привести к образованию так называемого перекрестного прикуса);
    • раннее протезирование зубов в случае их преждевременной потери, поскольку потеря зубов у детей вызывает значительную деформацию соседних зубов и челюстей (здесь не имеется в виду возрастная смена зубов);
    • своевременное оперирование расщелин верхней губы и нёба, если они имеются у ребёнка;
    • своевременное подрезание короткой уздечки языка (не позднее 4-5 лет, поскольку к этому времени в речи должны появиться те звуки, правильному артикулированию которых мешает короткая уздечка);
    • охрана голосового аппарата от простуды, попадания пыли, голосовой перегрузки (чрезмерные крики, излишне громкая и напряженная речь и т.п.);
    • охрана нервной системы ребёнка (исключение громких окриков, страшных рассказов и разного рода запугиваний, щадящий подход к ребёнку во время любой болезни и в течение некоторого времени после её окончания).    

      Забота о правильном речевом развитии ребёнка должна выражаться в следующем - обеспечение благоприятного речевого окружения как необходимого образца для подражания.

    • Поощрение лепета ребёнка мимикой радости;
    • воспитание направленности на восприятие речи окружающих, для чего нужно как можно больше разговаривать с ребёнком, начиная с первых дней его жизни;
    • медленное и чёткое произнесение взрослыми простых слов, связанных с конкретной для ребёнка жизненной ситуацией, а также отчётливое называние окружающих предметов и производимых действий, что поможет ребёнку постепенно "приступить" к овладению речью;
    • отчётливое произнесение взрослыми неправильно сказанных ребёнком слов, рассчитанное на ненавязчивое и постепенное исправление его неправильного произношения;
    • приучение ребёнка смотреть во время разговора в лицо собеседника, поскольку зрительное восприятие артикуляции способствует более точному и более быстрому её усвоению;
    • систематическое создание таких ситуаций, при которых ребёнок должен выразить свою просьбу словесно (взрослым не следует стремиться "понимать его с полуслова", и тем более, с одного только жеста или взгляда);
    • необходимо организовать жизнь ребёнка таким образом, чтобы сама обстановка вызывала у него необходимость речевого общения, включая "разговор" с животными, игрушками и пр.;
    • полное исключение случаев "сюсюкания" с ребёнком, лишающего его правильного образца для подражания;
    • занятия ритмикой, музыкой и пением: последнее способствует развитию правильного дыхания и достаточно гибкого и сильного голоса, а также предупреждает невнятность речи;
    • развитие тонкой ручной моторики, играющей чрезвычайно важную роль в овладении полноценной речью.

    Огромная роль в формировании правильной речи детей принадлежит воспитателям детских дошкольных учреждений. Программа воспитания и обучения в детском саду предусматривает развитие всех сторон устной речи: словаря, грамматического строя, связной речи, звукопроизношения. Таким образом, воспитание звуковой культуры речи является составной частью системы работы по развитию речи.

    Последовательная систематическая работа по развитию слухового внимания, развитию артикуляционной и мелкой моторики у детей, уточнению артикуляции и произношения звуков создает благоприятные условия для нормального развития звуковой стороны речи детей дошкольного возраста.

    Таким образом, все члены педагогического коллектива детского сада, родители должны следить за речью ребенка, развивать у него мелкую моторику, слуховую память и другие психические процессы, связанные с речью, а также сами говорить правильно и красиво.

                     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста

    Профилактика речевых нарушений у детей...

    Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста

    Статистика говорит об увеличении количества детей с нарушениями речи. В связи с этим возрастает необходимость совместной работы логопедов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений по предуп...

    О профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста

    О профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста...

    Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

    В последнее время в дошкольном воспитании актуальными стали вопросы оказания специализированной логопедической помощи детям дошкольного возраста. Статистика показывает, что в настоящее время наблюдает...

    Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста

    Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста является идним из важных направлений логопедической работы....

    Консультация для воспитателей: «Логопедические пятиминутки как средство профилактики речевых нарушений у детей дошкольного возраста»

    Речь — важное условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содер...