Методические рекомендации "Организация работы с неорганизованными детьми" (группы кратковременного пребывания)
методическая разработка на тему
организация работы с детьми не посещающими ДОУ
Скачать:
Предварительный просмотр:
«ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С НЕОРГАНИЗОВАННЫМИ ДЕТЬМИ В ДОУ (группы кратковременного пребывания)»
В настоящее время появилось больше возможностей для внедрения новых форм образования в дошкольных учреждениях. Группы кратковременного пребывания — одна из таких форм.
Данные группы организуются в целях обеспечения наиболее полного охвата детей дошкольным образованием, создания условий для оказания помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста. А так же для всестороннего развития детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, формирования у них готовности к школьному обучению, коммуникативных навыков, более легкой адаптации малышей при поступлении в ДОУ.
По данным статистики 45-50% первоклассников приходят в школу, минуя дошкольные образовательные учреждения. Большинство таких детей испытывают в школе определенные трудности. Это и трудности в освоении программы начальной школы, и проблемы в общении со сверстниками, учителями и многое другое. С целью помочь предотвратить возникновение подобных сложностей, оказать своевременную помощь детям, не посещающим детский сад, мы организовали в нашем ДОУ группу кратковременного пребывания детей по преддошкольной подготовки.
На первом этапе мы подобрали и изучили нормативно-правовые документы, регламентирующие порядок создания и работы групп кратковременного пребывания в ДОУ:
- Конвенция о правах ребенка;
- Конституция Российской Федерации (ст.43);
- Семейный кодекс Российской Федерации;
- Закон об образовании (ст. 5,12,18, 32, 40, 41, 50, 52);
- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (утв. Постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995г. № 677, с изменениями от 14 февраля 1997г., 23 декабря 2002г.);
- Распоряжение Правительства Москвы от 3 сентября 2001г. № 23-РЗМ «О внесении изменений и дополнений в распоряжение первого заместителя Премьера Правительства Москвы от 11 января 1999г. № 6-РЗП «Об утверждении Положения о группах развития (кратковременного пребывания) для детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения»;
- Приложение к распоряжению первого заместителя Мэра в Правительстве Москвы от 3 сентября 2001 г. «Положение о группах кратковременного пребывания для детей не посещающих дошкольные образовательные учреждения»;
- Приказ от 11.12.2002 Москва № 4353 «Об итогах всероссийского эксперимента по организации новых форм дошкольного образования на основе кратковременного пребывания воспитанников в детском саду».
Следующим этапом было написание программы занятий группы кратковременного пребывания, разработанная на основе методических рекомендаций Московского Института открытого образования.
В программе освещены цели и задачи, требования к организации предметно-развивающей среды, режим дня, содержатся планы, анкеты и опросники для родителей, приведена рекомендуемая литература и пр.
Цели создания данной группы:
- удовлетворение запросов родителей по развитию индивидуальных способностей детей;
- создание условий для гармоничного развития интеллектуальных, физических, духовных задатков детей;
- подготовка детей к обучению на начальных ступенях образования.
Задачи программы:
- Обеспечить единые стартовые условия, для детей, поступающих в школу, минуя ДОУ.
- Помочь родителям квалифицированно подготовить ребенка к школе.
- Обеспечить преемственность между дошкольным и начальным образованием, комфортный переход ребенка в школу.
- Сохранить и укрепить здоровье детей, готовящихся к обучению в школе.
- Заложить основы доброжелательного отношения к сверстникам, выработать навыки общения с ними.
- Обеспечить интеллектуальную готовность к школе, которая включает в себя овладение средствами познавательной деятельности, мыслительную активность ребенка.
- Обеспечить волевую готовность, т. е. способность подчиняться правилам и требованиям взрослого. Ребенок должен уметь управлять своим поведением, умственной деятельностью.
- Обеспечить личностную, социально-психологическую, эмоциональную готовность к школе. Психическая готовность ребенка к школе предполагает определенный уровень развития его психики, соответствующий требованиям систематического обучения в школе. При организации работы данной группы мы придерживались программы психологического сопровождения воспитанников группы, которая реализуется психологом ДОУ.
Работа психолога в рамках такой программы направлена на:
• регулярное, систематическое проведение психологических занятий, ориентированных на раскрытие, адаптацию и интеграцию индивидуальности ребенка в условиях группы развития;
• информирование, консультирование взрослых по вопросам развития детей, их активности, успехов на психологических занятиях;
• вовлечение в развивающую работу родителей и воспитателей в качестве участников психологических занятий;
• изучение динамики развития детей, как в отношении функционального созревания психики, так и в плане специальных развиваемых, раскрываемых качеств личности.
Разработав программу, организовали предметно-развивающую среду для разнообразной деятельности детей (учебной, игровой, изобразительной двигательной и др.) Развивающая среда соответствует возрастным особенностям дошкольников, пригодна как для самостоятельной деятельности, так и для совместной, рациональна, логична, функциональна и удобна для детей. А так же соответствует санитарно-гигиеническим нормативным требованиям, физиологии ребенка.
Подготовив документацию, программу, развивающую среду, организовали рекламу, старались заинтересовать родителей. Развесили объявления в многолюдных местах (детской поликлинике, школах, магазинах, остановках), провели день открытых дверей.
Получив согласия родителей и набрав группу из 8 человек подготовили необходимый пакет документов:
- штатное расписание;
- режим дня и распорядок жизнедеятельности детей;
- список детей;
- заявление от родителей;
С 01.09.06г. группа начала свою работу, дети с интересом посещают занятия 3 раза в неделю, где в игровой, увлекательной форме получают новые знания, по математике, развитию речи, ИЗО, ознакомлению с окружающим. Ребята познакомились с правилами поведения в обществе, сотрудничества со взрослым и сверстником, умением работать в группе.
На данный момент, мы с уверенностью говорим о пользе и необходимости данной работы по результатам диагностики и изменениям в поведении, знаниях и мотивации детей.
Так же у нас уже несколько лет успешно работает адаптационная группа кратковременного пребывания детей раннего возраста не посещающих ДОУ.
ЦЕЛЬ работы данной группы
- плавный переход от воспитания в условиях семьи к воспитанию детей в детском саду;
- всестороннее развитие детей, их ранняя социализация, позволяющая обеспечить успешную адаптацию ребенка к условиям дошкольного учреждения;
- педагогическое просвещение родителей.
ЗАДАЧИ
- Укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечивая эмоциональное благополучие и учет индивидуальных возможностей детей раннего возраста.
- Формирование у детей адекватных возрасту способов и средств общения со взрослыми и сверстниками.
- Развитие познавательной сферы в соответствии с возрастом, расширение кругозора, усвоение общепринятых способов использования предметов окружающего мира.
- Взаимодействие с родителями с целью развития у них педагогической компетентности по отношению к собственным детям.
Работа адаптационной группы строилась по тому же принципу, что и преддошкольная. Помещение оборудовано в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями, предметно-развивающая среда соответствует возрасту детей.
Организация работы предусматривает создание психологического комфорта и условий для развития навыков в различных видах деятельности с учетом интересов и возможностей детей раннего возраста.
Воспитатель организует прием детей в группе, уделяя особое внимание формированию спокойного психологически-комфортного настроя у каждого ребенка, укрепляя личностные контакты с каждым. С малышами и родителями работает воспитатель, который будет набирать группу, что очень важно для более легкой адаптации детей, как и то, что дети знакомятся и привыкают друг к другу.
Основные средства работы на улице - физические упражнения и подвижные игры; наблюдения, создание радостного, приподнятого настроения во время экскурсий по «красивым местам» территории ДОУ; игры с песком; индивидуальная работа с детьми по сенсорике, развитию речи и движений через дидактические игры с природным материалом.
В группе – игры–забавы, игры-развлечения, игры с дидактическими куклами, чтение потешек, индивидуальная работа по развитию движений, развитию речи, сенсорному воспитанию. Очень радуют малышей игры с водой, строительным материалом, в кукольном уголке.
Для родителей воспитатель и психолог проводят семинары-практикумы, лекции, консультации, тренинги по проблеме воспитания детей раннего возраста.
Необходимо отметить удачно выбранное время – это выходной день, когда родителям удобно прийти вместе с малышом и поучиться у воспитателя играм и приемам воспитания. Группу постоянно посещают 18 человек, дети и родители с удовольствием ходят в ДОУ, выражают свою благодарность за помощь и содействие в воспитании.
В свою очередь и мы видим целесообразность и успешность данной работы, дети посещающие адаптационную группу легче и быстрее адаптируются к ДОУ.