Методические рекомендации "Организация работы с неорганизованными детьми" (группы кратковременного пребывания)
методическая разработка на тему

Рубцова Ирина Владимировна

организация работы с детьми не посещающими ДОУ 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С НЕОРГАНИЗОВАННЫМИ ДЕТЬМИ В ДОУ (группы кратковременного пребывания)»

В настоящее время появилось больше возможностей для внедрения новых форм образования в дошкольных учреждениях. Группы кратковременного пребывания — одна из таких форм.

Данные группы организуются в целях обеспечения наиболее полного охвата детей дошкольным образованием, создания условий для оказания помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста. А так же для всестороннего развития детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, формирования у них готовности к школьному обучению, коммуникативных навыков, более легкой адаптации малышей при поступлении в ДОУ.

        По данным статистики 45-50% первоклассников приходят в школу, минуя дошкольные образовательные учреждения. Большинство таких детей испытывают в школе определенные трудности. Это и трудности в освоении программы начальной школы, и проблемы в общении со сверстниками, учителями и многое другое. С целью помочь предотвратить возникновение подобных сложностей, оказать своевременную помощь детям, не посещающим детский сад, мы организовали в нашем ДОУ группу кратковременного пребывания детей по преддошкольной подготовки.

На первом этапе мы подобрали и изучили нормативно-правовые документы, регламентирующие порядок создания и работы групп кратковременного пребывания в ДОУ:

  • Конвенция о правах ребенка;
  • Конституция Российской Федерации (ст.43);
  • Семейный кодекс Российской Федерации;
  • Закон об образовании (ст. 5,12,18, 32, 40, 41, 50, 52);
  • Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (утв. Постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995г. № 677, с изменениями от 14 февраля 1997г., 23 декабря 2002г.);
  • Распоряжение Правительства Москвы от 3 сентября 2001г. № 23-РЗМ «О внесении изменений и дополнений в распоряжение первого заместителя Премьера Правительства Москвы от 11 января 1999г. № 6-РЗП «Об утверждении Положения о группах развития (кратковременного пребывания) для детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения»;
  • Приложение к распоряжению первого заместителя Мэра в Правительстве Москвы от 3 сентября 2001 г. «Положение о группах кратковременного пребывания для детей не посещающих дошкольные образовательные учреждения»;
  • Приказ от 11.12.2002 Москва № 4353 «Об итогах всероссийского эксперимента по  организации новых форм дошкольного образования на основе кратковременного пребывания воспитанников в детском саду».

Следующим этапом было написание программы занятий группы кратковременного пребывания, разработанная на основе методических рекомендаций Московского Института открытого образования.

В программе освещены цели и задачи, требования к организации предметно-развивающей среды, режим дня, содержатся планы, анкеты и опросники для родителей, приведена рекомендуемая литература и пр.

Цели создания данной группы:

  • удовлетворение запросов родителей по развитию индивидуальных  способностей детей;
  • создание условий для гармоничного развития интеллектуальных, физических, духовных задатков детей;
  • подготовка детей к обучению на начальных ступенях образования.

Задачи программы:

  1. Обеспечить единые стартовые условия, для детей, поступающих в школу, минуя ДОУ.
  2. Помочь родителям квалифицированно подготовить ребенка к школе.
  3. Обеспечить преемственность между дошкольным и начальным образованием, комфортный переход ребенка в школу.
  4. Сохранить и укрепить здоровье детей, готовящихся к обучению в школе.
  5. Заложить основы доброжелательного отношения к сверстникам, выработать навыки общения с ними.
  6. Обеспечить интеллектуальную готовность к школе, которая включает в себя овладение средствами познавательной деятельности, мыслительную активность ребенка.
  7. Обеспечить волевую готовность, т. е. способность подчиняться правилам и требованиям взрослого. Ребенок должен уметь управлять своим поведением, умственной деятельностью.
  8. Обеспечить личностную, социально-психологическую, эмоциональную готовность к школе. Психическая готовность ребенка к школе  предполагает определенный уровень развития его психики,  соответствующий требованиям систематического обучения в школе.  При организации работы данной группы мы придерживались программы психологического сопровождения воспитанников группы, которая реализуется психологом ДОУ.

Работа психолога в рамках такой программы направлена на:

• регулярное, систематическое проведение психологических занятий, ориентированных на раскрытие, адаптацию и интеграцию индивидуальности ребенка в условиях группы развития;

•        информирование, консультирование взрослых по вопросам развития детей, их активности, успехов на психологических занятиях;

•        вовлечение в развивающую работу родителей и воспитателей в качестве участников психологических занятий;

•        изучение динамики развития детей, как в отношении функционального созревания психики, так и в плане специальных развиваемых, раскрываемых качеств личности.

Разработав программу, организовали предметно-развивающую среду для разнообразной деятельности детей (учебной, игровой, изобразительной двигательной и др.) Развивающая среда соответствует возрастным особенностям дошкольников, пригодна как для самостоятельной деятельности, так и для совместной, рациональна, логична, функциональна и удобна для детей. А так же соответствует санитарно-гигиеническим нормативным требованиям, физиологии ребенка.

Подготовив документацию, программу, развивающую среду, организовали рекламу, старались заинтересовать родителей. Развесили объявления в многолюдных местах (детской поликлинике, школах, магазинах, остановках), провели день открытых дверей.

Получив согласия родителей и набрав группу из 8 человек подготовили необходимый пакет документов:

- штатное расписание;

- режим дня и распорядок жизнедеятельности детей;

- список детей;

- заявление от родителей;

        С 01.09.06г. группа начала свою работу, дети с интересом посещают занятия 3 раза в неделю, где в игровой, увлекательной форме получают новые знания,  по математике, развитию речи, ИЗО, ознакомлению с окружающим.  Ребята познакомились с правилами поведения в обществе, сотрудничества со взрослым и сверстником, умением работать в группе.

        На данный момент, мы с уверенностью говорим о пользе и необходимости данной работы по результатам диагностики и изменениям в поведении, знаниях и мотивации детей.

        Так же у нас уже несколько лет успешно работает адаптационная группа кратковременного пребывания детей раннего возраста не посещающих ДОУ.

  ЦЕЛЬ работы данной группы

  • плавный переход от воспитания в условиях семьи к воспитанию детей в детском саду;
  • всестороннее развитие детей, их ранняя социализация, позволяющая обеспечить успешную адаптацию ребенка к условиям дошкольного учреждения;
  • педагогическое просвещение родителей.

ЗАДАЧИ

  1. Укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечивая эмоциональное благополучие и учет индивидуальных возможностей детей раннего возраста.
  2. Формирование у детей адекватных возрасту способов и средств общения со взрослыми и сверстниками.
  3. Развитие познавательной сферы в соответствии с возрастом, расширение кругозора, усвоение общепринятых способов использования предметов окружающего мира.
  4. Взаимодействие с родителями с целью развития у них педагогической компетентности по отношению к собственным  детям.

        Работа адаптационной группы строилась по тому же принципу, что и преддошкольная. Помещение оборудовано в соответствии с  санитарно-эпидемиологическими требованиями, предметно-развивающая среда соответствует возрасту детей.        

        Организация работы предусматривает создание психологического комфорта и условий для развития навыков в различных видах деятельности с учетом интересов и возможностей детей раннего возраста.

        Воспитатель организует прием детей в группе, уделяя особое внимание формированию спокойного психологически-комфортного настроя у каждого ребенка, укрепляя личностные контакты с каждым. С малышами и родителями работает воспитатель, который будет набирать группу, что очень важно для более легкой адаптации детей, как и то, что дети знакомятся и привыкают друг к другу.

        Основные средства работы на улице - физические упражнения и подвижные игры; наблюдения, создание радостного, приподнятого настроения во время экскурсий по «красивым местам» территории ДОУ; игры с песком; индивидуальная работа с детьми по сенсорике, развитию речи и движений через дидактические игры с природным материалом.

        В группе – игры–забавы, игры-развлечения, игры с дидактическими куклами, чтение потешек, индивидуальная работа по развитию движений, развитию речи, сенсорному воспитанию. Очень радуют малышей игры с водой, строительным материалом, в кукольном уголке.

        Для родителей воспитатель и психолог проводят семинары-практикумы, лекции, консультации, тренинги по проблеме воспитания детей раннего возраста.

        Необходимо отметить удачно выбранное время – это выходной день, когда родителям удобно прийти вместе с малышом и поучиться у воспитателя играм и приемам воспитания. Группу постоянно посещают 18 человек, дети и родители с удовольствием ходят в ДОУ, выражают свою благодарность за помощь и содействие в воспитании.

        В свою очередь и мы видим целесообразность и успешность данной работы, дети посещающие адаптационную группу легче и быстрее адаптируются к ДОУ.