Формы работы с родителями в группе кратковременного пребывания для детей с ограниченными возможностями
статья (младшая группа) на тему

Этот материал содержит практическую информацию по работе с детьми с ОВЗ и их родителями. Как научиться налаживать контакт с семьей и какие формы работы помогут в этом наиболее полно отражены в тексте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_formy_raboty_s_ovz.doc764 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                       

Формы работы с родителями в группе кратковременного пребывания для детей с ограниченными возможностями.

    В современных социально-экономических условиях значительно обострились проблемы социальной адаптации и реабилитации лиц с особыми потребностями. Несмотря на множество предложенных форм образования и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, семья сталкивается с трудностями в решении педагогических, социально-психологических и правовых задач.

   Семья не может воспитывать ребенка изолированно от других воспитательных институтов, так как ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) посещает дошкольное учреждение, школу, различные центры и другие образовательные учреждения. Для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, сотрудничество с педагогом расширяет представление о собственной компетентности, придает уверенность в своих силах, способствует пониманию своих возможностей и компенсаторных возможностей ребенка, активному участию в процессе обучения и воспитания, помогает родителю и ребенку адекватно взаимодействовать друг с другом.

    Взаимодействие с родителями – совершенно особый вид педагогической деятельности, требующий специальных психологических знаний, такта, терпимости. Образованию родителей свойственна определенная очередность, постепенность освоения знаний, этапность, что определяет и специфику форм работы родительского всеобуча, и особенности контингента слушателей, и формы проводимых занятий.

Семья, имеющая ребенка с особыми потребностями - это семья, где происходит дезинтеграция семейных отношений. Болезнь ребенка зачастую меняет весь привычный уклад жизни в семье. Возникают неровные, конфликтные отношения между супругами и другими членами семьи. Также, появление в семье ребенка-инвалида может вызвать стремление родителей к изоляции от общества. Опыт работы воспитателя на группе  кратковременного пребывания с детьми с ОВЗ и их общения со здоровыми сверстниками выявил актуальную социально-психологическую проблему семей, в которых растут такие дети. Зачастую дети и взрослые в таких семьях очень ранимы. Поэтому коллектив дошкольного учреждения проводит работу с детьми с ОВЗ и их родителями таким образом, чтобы они чувствовали себя полноправными участниками общего дела и были так же успешны, как каждый из их сверстников. В «Центре ППРиК» г. Вельска имеется такая группа. В ней получают помощь 6 детей с ОВЗ: с болезнью Дауна, с ДЦП, с нарушениями зрения. С детьми работают специалисты: воспитатель, учитель-логопед, музыкальный руководитель, педагог-психолог, старший воспитатель, старшая медицинская сестра, врач-педиатр. Воспитателю группы важно не только обеспечить детям оптимальные условия для развития, но и создать положительный эмоциональный фон в семье такого ребенка, а так же взаимодействовать с организациями (медицинскими, образовательными, общественными, социальными, научными и др. учреждениями) для эффективной реализации задач образовательной программы.

      Одной из форм сотрудничества с родителями воспитанников стало проведение «круглых столов». На этих встречах педагоги рассказывают о маленьких достижениях детей этой группы в сфере эмоционального общения и развития. Родители, в свою очередь, говорят о своих проблемах, задают вопросы, принимают совместные решения. Одним из решений «круглого стола» предполагалось проведение цикла занятий, необходимых как для детей, так и для родителей. Занятия «Здравствуй, малыш!», «Новый мир для ребенка», «Я познаю себя», «Что я умею?», «Какое у меня настроение?» помогли детям понять друг друга, а их родителям — ближе познакомиться друг с другом.

     Все активнее стали внедряться групповые формы с родителями. Родительские встречи, направленные на психолого-педагогическое просвещение, повышение родительской компетентности, проходили в рамках Семейного Клуба «Счастливы вместе». Темы звучали так: «Будем знакомы», «Роль отца в семейном воспитании». Состоялось знакомство с новыми членами Клуба – попросили родителей немного рассказать о себе, а также поздравили именинников с Днем Рождения. В конце мероприятия все были приглашены к столу – на чаепитие. На втором мероприятии мы  провели анкетирование на предмет роли отца в воспитании ребенка. Таким образом, основная функция в семье у наших пап -  воспитательная, и, конечно, же они много времени уделяют своему любимому ребенку, и находят это время, даже общие интересы и любимые занятия есть, в большинстве своем. Затем был проведен анализ педагогических ситуаций, различные конкурсы («папа, одень меня», творческие конкурсы).

 

         Не только в своем кругу мы проводим праздники, но и дети из групп общего типа приглашают нас на развлечения, утренники. Встречи проходят тепло и весело.

     Еще одной формой работы с родителями и детьми стали выставки. Состоялась фотовыставка на тему: «Это умеет мой ребенок», а также выставка на тему: «Осень». Более старшие дети выполняют работы сами. Родители охотно принимают участие  в подобных мероприятиях.

       

    Также интересным событием в жизни нашей группы стал выпуск газеты «Это мы». За учебный год мы выпустили 2 номера газеты. В газете рассказывается о новостях, произошедших в группе; специалисты размещают советы («Гимнастика для глаз», «Роль отца в семейном воспитании ребенка», психотехника «Терапия материнской любовью») и другую полезную информацию для родителей. Родители тоже принимают непосредственное участие в составлении газеты. Там публикуются отзывы, их воспоминания  о том, как все начиналось и чего они теперь добились.

   Традиционной формой работы с семьей ребенка с ОВЗ остается визитирование. В рамках этого мы провели ряд мероприятий, направленных на поддержание положительного эмоционального фона семьи: выездные праздники, дни рождения, индивидуальные занятия. Родители всегда ждут этих встреч, ведь события проходят в домашней привычной для ребенка обстановке.

   Результатом взаимодействия между родителями и специалистами стало взаимопонимание — исчезли напряжение, недоверие, боязнь за ребенка. Теперь родители поддерживают друг друга, обмениваются личным опытом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Группа кратковременного пребывания для детей с ограниченными возможностями здоровья.

В статье раскрывается содержание работы  группы КП детей , имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата....

Новые формы взаимодействия с родителями в работе музыкального руководителя ДОУ. Дистанционная музыкальная гостиная для родителей «Содружество» группы кратковременного пребывания детей дошкольного возраста.

Важным в дошкольном образовании  является  согласованность  совместной работы родителей и педагогов. Начиная с самого первого знакомства с родителями детей, посещающих группу кратк...

Интегрированный проект как метод взаимодействия педагогов и родителей в рамках работы группы кратковременного пребывания для детей от 1,5 до 3 лет. Проект "Музыка. Движение. Речь"

В статье представлен опыт работы по реализации исследовательско-творческого  проекта "Музыка. Движение. Речь" в  рамках работы группы кратковременного пребывания для детей от 1,5 до 3 лет с ...

Вместе мы можем больше! (опыт организации группы кратковременного пребывания для детей с ограниченными возможностями здоровья)

В настоящее время государственная политика в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья даёт дошкольникам возможность посещать образовательное учреждение любого вида, где ребёнок...

1. Приказ № 650- О Об открытии групп кратковременного пребывания на базе дошкольных групп Лицея им. Г.Ф. Атякшева 2. ПЕРСПЕКТИВНЫЙ план работы с детьми в группе кратковременного пребывания

1. Документ подтверждает моё участие в работе групп кратковременного пребывания.2. Составила перспективный план работы учителя-логопеда  и разработала конспекты логоритмических занятий в группе к...

Организация работы по взаимодействию между группой кратковременного пребывания и 1 младшей группой. Взаимодействие с родителями

   Адаптация ребенка к детскому саду – это и процесс, и результат согласования ребенка с окружающим его миром дошкольного образовательного учреждения, приспособление к новой обс...

Опыт работы с детьми с расстройствами аутистического спектра в условиях группы кратковременного пребывания для детей с ограниченными возможностями здоровья

В настоящее время наблдается значительное увеличение количества детей с диагнозом "растройство аутистического спектра" (РАС). Нашу группу кратковременного пребывания для детей с ограниченным...