Вместе мы можем больше! (опыт организации группы кратковременного пребывания для детей с ограниченными возможностями здоровья)
статья по коррекционной педагогике

Дергунова Ирина Ильинична

В настоящее время государственная политика в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья даёт дошкольникам возможность посещать образовательное учреждение любого вида, где ребёнок может воспитываться, обучаться независимо от состояния здоровья, при наличии ДОУ условий для коррекционной работы. Так как количество таких детей увеличивается с каждым годом,  актуальным становится поиск новых форм оказания коррекционной психолого-педагогической помощи этим детям.

Такой формой в нашем детском саду стала группа кратковременного пребывания Росточек»,  для детей от 3 лет до 7 лет с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), существенно затрудняющими их функционирование, воспитание, обучение и социальную адаптацию, имеющих и не имеющих статус ребенка-инвалида. Наш детский сад отличается тем, что мы принимаем на воспитание детей с очень сложными, зачастую сочетанными дефектами. Дети поступают в группу  по медицинскому заключению и направлению  территориальной психолого-медико-педагогической комиссии ( далее ПМПК). После поступления ребёнка в группу проводится ПМПК в детском саду,  даётся заключение и разрабатываются индивидуальный план развития ребёнка,  выработка рекомендаций для педагогов и родителей

Группа кратковременного пребывания для детей с ОВЗ открывается на базе ДОУ при наличии необходимых санитарно-гигиенических условий, кадрового обеспечения, по приказу заведующего. При работе группы кратковременного пребывания для детей с ограниченными возможностями здоровья соблюдаются требования санитарных норм по минимальному набору помещений. Режим дня в группе согласован с родителями, для детей организуется завтрак и обед.  Дети посещают  группу совершенно бесплатно.  Для организации деятельности детей созданы все условия: имеется специальное оборудование для детей,  утяжелители, столики, вертикализатор. Используются функциональные помещения: спортивный зал, музыкальный зал, сенсорная комната, кабинет учителя-логопеда, кабинет педагога-психолога, бассейн.

  Особенность организации группы кратковременного пребывания для детей с ОВЗ в нашем детском саду - родители находятся в группе вместе с ребёнком и  включение родителей в совместный коррекционный процесс.  Это является необходимостью, и одновременно позволяет значительно повысить его эффективность, так как группу ходят дети с разными нарушениями развития.  Вовлечение родителей в коррекционно- педагогическое воздействие влечёт за собой рост их активности, повышение педагогической компетентности, а также меняет характер отношений родителей к ребёнку и его особенностям.

Коррекционно-образовательный процесс организуется в соответствии с адаптированной образовательной программой для детей со сложной структурой дефекта, разработанной на основе Программы для дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта «Коррекционно- развивающее обучение и воспитание» (Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева) и федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации.

 Педагоги детского сада (старший воспитатель, учитель-дефектолог, педагог-психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре и  инструктор по плаванию, воспитатель)  прошли обучение на курсах  «Организация инклюзивного образования  в условиях реализации ФГОС дошкольного образования» в  Чувашском государственном педагогическом университете им. И. Я. Яковлева.  Реализация индивидуальных образовательных планов коррекционно- педагогической работы идет во взаимодействии и координации всех специалистов, которая отражена в циклограмме организации деятельности группы «Росточек». Система психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ для обеспечения их развития в условиях дошкольного учреждения обеспечивает индивидуальный маршрут развития каждого ребёнка с ОВЗ на основе взаимодействия деятельности всех специалистов ДОУ; единство диагностики и коррекции, развивающей деятельности детей с ОВЗ,  дает возможность наглядно продемонстрировать родителям результаты успешного развития ребёнка.

Особенностью контингента детей группы является то, что они часто находятся на реабилитации в лечебных учреждениях. В это время дети не ходят в детский сад и, чтобы продолжать коррекционно-образовательный процесс, мы используем дистанционные технологии - электронную почту, скайп, социальные сети, где родители получают ответы специалистов, а дети - задания учителя-дефектолога. Также, родители ребёнка, не посещающего детский сад,  имеют возможность получить дополнительную помощь специалистов, обратившись в Консультационный центр детского сада лично, или дистанционно.  Обратиться в  центр родители могут лично или записаться на сайте детского сада. Специалисты окажут необходимую  психолого-педагогическую, диагностическую и консультативную помощь по вопросам воспитания, обучения, развития малыша.

         Мы видим, что добиваемся хороших результатов. Это позитивные изменения в развитии детей, которые видны не только  в результатах диагностики: несомненные улучшения в физическом развитии, дети стали более общительными, улучшилось эмоциональное состояние и детей и их родителей. Группа кратковременного пребывания для детей с ОВЗ «Росточек» уже имеет свою историю, свои традиции,  мы вместе со специалистами растём профессионально, наши воспитанники получают новые возможности социализации и адаптации в обществе, возможности развития. Наш девиз с самого первого дня существования группы:  Вместе мы можем больше!

    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleksnoe_soprovozhdenie_spetsialistov.ppsx520.45 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Комплексное психолого-педагогическое сопровождение детей группы «Росточек» специалистами Дергунова И.И., старший воспитатель высшей кв. категории Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №201 «Островок детства» города Чебоксары Чувашской Республики Чебоксары,2016

Слайд 2

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ Обучение 1 3 4 Воспитание 2 Развитие личности Социализация

Слайд 3

Комплексное сопровождение специалистами Алгоритм B E C D A Корректировка планов Мониторинг Планирование Оценка результатов Реализация ИП

Слайд 4

Воспитанники Комплексное сопровождение специалистов Старший воспитатель; Учитель-дефектолог; Учитель-логопед; Педагог-психолог; Инструктор по плаванию; Инструктор по физической культуре Родители воспитанников и

Слайд 5

Коррекционно-образовательный процесс На основе заключения ТПМПК: диагностическое исследование специалистов; заключение ПМПК ДОУ. Разрабатывается : индивидуальный план развития ребёнка; выработка рекомендаций для педагогов и родителей Создаются условия: Предметно-пространственная среда Методическое обеспечение

Слайд 6

Музыкальный руководитель

Слайд 7

Инструктор по физической культуре

Слайд 9

Инструктор по плаванию

Слайд 11

Формы взаимодействия специалистов с родителями воспитанников: анкетирование, опросы консультации памятки буклеты тренинги коучинг-сессии совместные досуги активный отдых

Слайд 12

Вместе мы можем больше! Наши планы: Расширить возможности для социализации Эффективно использовать личностно-ориентированные технологии Повысить качество образовательного процесса путём активного взаимодействия с родителями


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к проекту "Играя, развиваюсь" - Организация групп кратковременного пребывания для детей, не посещающих дошкольные учреждения.

За 9 лет работы данной группы у коллектива наработан богатый опыт, которым мы можем поделиться с коллегами, разработана соответствующая нормативно-правовая база, отобраны и апробированы диагностически...

Организация адаптивной образовательной среды в ДОУ(Организации) в условиях интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

Современное дошкольное образование находится на новом этапе развития - идет его модернизация. Этому способствуют как социальные, так и экономические перемены в обществе. Ратификация Россией международ...

Группа кратковременного пребывания для детей с ограниченными возможностями здоровья.

В статье раскрывается содержание работы  группы КП детей , имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата....

Формы работы с родителями в группе кратковременного пребывания для детей с ограниченными возможностями

Этот материал содержит практическую информацию по работе с детьми с ОВЗ и их родителями. Как научиться налаживать контакт с семьей и какие формы работы помогут в этом наиболее полно отражены в тексте....

Опыт работы с детьми с расстройствами аутистического спектра в условиях группы кратковременного пребывания для детей с ограниченными возможностями здоровья

В настоящее время наблдается значительное увеличение количества детей с диагнозом "растройство аутистического спектра" (РАС). Нашу группу кратковременного пребывания для детей с ограниченным...