Опыт работы с детьми с расстройствами аутистического спектра в условиях группы кратковременного пребывания для детей с ограниченными возможностями здоровья
статья по логопедии

В настоящее время наблдается значительное увеличение количества детей с диагнозом "растройство аутистического спектра" (РАС). Нашу группу кратковременного пребывания для детей с ограниченными возможностями здоровья "Особый ребенок" посещают дети, имеющие в анамнезе различные психофизические нарушения, в том числе дети с РАС. С целью достижения эффективных результатов в работе с детьми с РАС была организована ситстема взаимодействия всех специалистов группы, родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОПЫТ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Расстройство аутистического спектра  (РАС) – своеобразное нарушение психологического развития, которое обычно проявляется к 2,5 годам (МКБ- 10). Он был впервые описан Лео Каннером. Основные признаки аутизма: нарушение контакта с окружающим миром, общения с людьми.

В настоящее время можно наблюдать значительное увеличение количества детей с диагнозом «расстройства аутистического спектра». По международным данным, сегодня аутизм диагностируется у каждого 68-го ребенка в мире, а это, безусловно, очень высокий показатель.

Нашу группу кратковременного пребывания для детей с ограниченными возможностями здоровья «Особый ребенок»  посещают дети, имеющие в анамнезе различные психофизические нарушения: детский церебральный паралич,  нарушение слуха (ребенок с кохлеарным имплантом), Даун Синдром, в том числе с 2016 года группу посещали 3 ребенка с расстройством аутистического спектра. В мае 2018 года 1 ребенок выпустился  в коррекционную школу 8 вида.

Дети с расстройством аутистического спектра пришли в нашу группу в возрасте 5 лет. Эти дети были совершенно социально - неадаптированными, не воспринимали окружающих их людей, не понимали обращенную речь, соответственно не понимали и не выполняли инструкции, навыки самообслуживания и кульурно-гигиенические навыки были не сформированы, более того, они совершенно не вступали в коммуникативное  взаимодействие:  отсутствовала жестовая речи и речь как средство общения.   Присутствовало полевое поведение. При попытках взаимодействия с ними начинали кричать, крик мог переходить в истерику, им было тяжело выходить из своей зоны комфорта.

Исходя из индивидуальных особенностей этих детей, и в частности всех детей группы, организация образовательной деятельности выстроена в комплексном взаимодействии всех специалистов группы: педагога- психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, воспитателя. Занятия проводятся в индивидуальном порядке,  сохраняется единая лексическая тема. Для каждого ребенка спроектирована и реализуется адаптированная образовательная программа с учетом рекомендаций ПМПК ГО Красноуфимск и индивидуальных особенностей.

С целью достижения эффективности результатов в работе с детьми с РАС организована система взаимодействия с родителями, в процессе которой, родители включаются в занятия, учатся конструктивным формам взаимодействия со своими детьми, посещают консультации по вопросам коррекционной работы с детьми. Каждому родителю выдаются  памятки, буклеты, письменные рекомендации по закреплению отработанных навыков в условиях семьи.

Процесс обучения ребенка с РАС тому или иному навыку довольно длительный и трудоемкий. В течение последних двух лет, что эти дети посещают группу кратковременного пребывания «Особый ребенок», наша команда специалистов первоначально устанавливала эмоциональный  контакт с детьми, путем привлечения их внимания к  личности педагога через отзеркаливания действий детей, тактильных ощущений (щекотка, поглаживание, игры с массажными шариками), сенсорных способов (звучащие игрушки, пищевые подкрепления).

После того, как дети почувствовали «неопасность» и были готовы находиться в одном помещении с педагогом, переходили к непосредственной работе с детьми.

В области социально-коммуникативного развития обучали отклику на собственное имя; привлекали к участию в элементарной совместной деятельности и подражании действиям взрослого (учили копировать действия взрослого путем выполнения заданных действий сопряженно с педагогом, затем побуждали выполнению самостоятельно). Обучение навыкам самообслуживания, самостоятельного приема пищи, одевания и раздевания, навыкам личной гигиены, проходило на основе   схем -алгоритмов действий, которые служили визуальной подсказкой для ребенка.

В области познавательного развития побуждали  прослеживанию взглядом за движением предмета в горизонтальной и вертикальной плоскости, учили выделять отдельные предметы из общего фона,  показывать на фотографиях себя и своих близких, узнавать реальные и изображенные на картинках предметы путем их соотнесения, для чего в группе и дома на отдельных предметах (окна, двери, детская мебель) размещены картинки с их изображением. Параллельно вырабатывали умение детей сидеть за столом: первоначально раскладывая приготовленный для занятий материал на полу, затем перекладывали заинтересовавшую ребенка картинку или игрушку на стол, в результате чего ребенок самостоятельно подходил и брал в руки уже знакомый предмет, постепенно страх исчезал, и занятия начинали проводиться за столом. Одним из вспомогательных средств для снятия тревожности детей использовали визуальное расписание с помощью которого отображались этапы каких-то событий или занятий.

Дети с РАС, посещающие нашу группу не используют речь, как средство общения.  В области речевого развития коррекционная работа направлена на обучение опорным коммуникативным навыкам. Первоначально вырабатывали умение фиксировать взор на картинке, параллельно обучая выполнению коротких речевых инструкций «Возьми», «Положи».  Для понимания обращенной речи и речевых инструкций необходимо комментировать происходящие действия простыми для понимания ребенком словами. При обучении  ребенка  выполнению артикуляционной гимнастики начинали с пассивной, постепенно переходили к выполнению по подражанию, пальчиковую гимнастику включили на этапе  установления эмоционального контакта как тактильного способа, побуждали копированию звучания и интонации речи взрослых, знакомых звукоподражаний, лепетных слов.         

В области художественно-эстетического развития побуждали детей  к прислушиванию к пению, музыке, тихим и громким звукам: один ребенок  с РАС испытывал дискомфорт от звучания музыки, пения, поэтому во время музыкальных занятий под присмотром взрослого за происходящим наблюдал  со стороны, находясь в  помещении рядом. Обучая  детей  рисованию толстыми фломастерами на водной основе, карандашами, акварельными красками, показывали связь между движением руки и линией, которая появляется на листе бумаги. При обучении приемам лепки из теста, пластилина, применяли метод сопряженного обучения с педагогом, побуждая подражательным действиям.

В области физического развития         ориентировали детей к осмысленным движениям руками и действию по инструкции: хватать предметы, ставить, класть и отпускать предметы, привлекали к действиям по показу взрослого, бросать и ловить мяч, ходить, садиться, прыгать. Способствовали пониманию инструкции педагога, выполнению подражательных действий, формируя ощущения от собственных движений.

Хочется отметить, что в процессе обучения ребенка с РАС тому или иному навыку,  предъявлялись единые требования в детском саду и дома.

В результате слаженной работы родителей и всех специалистов группы на сегодняшний день можно сказать о небольших, но все же успехах детей РАС:

- самостоятельны в выполнении санитарно-гигиенических норм (посещение туалета, мытье рук);

-  частично  самостоятельно  в навыках самообслуживания (натянуть штаны, одеть кофту, сандалии);

- присаживаются за стол,  обедают вместе с другими детьми (едят блюда избирательно, не позволяют себя кормить,   домашних условиях могут есть самостоятельно);

- проявляют попытки здороваться при встрече, прощаться, уходя домой;

- на занятия садятся за стол, выполняют задания педагога (самостоятельно или сопряженно).

Эффект работы не был бы столь результативным в условиях группы кратковременного пребывания  без усиленной работы родителей по обучению и закреплению изученных навыков в условиях семьи. Но в тоже время хочется отметить, что в той семье, которая выдерживала свои позиции, не придерживалась четким рекомендациям специалистов – результат коррекционной работы менее эффективен, чем в той семье, где выполнялись все рекомендации специалистов, предъявлялись единые требования. В закреплении тех или иных навыков данного ребенка с РАС отмечается результативный скачок.

Список литературы:

  1. Нуриева Л.Г. Развитие речи у аутичных детей: методические разработки / Л.Г. Нуриева. – Изд. 9-е. – М.: Теревинф, 2016. – 106 с. – (Особый ребенок)
  2. Журнал «Логопед» . №3,8/ 2017г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Группа кратковременного пребывания для детей с ограниченными возможностями здоровья.

В статье раскрывается содержание работы  группы КП детей , имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата....

Формы работы с родителями в группе кратковременного пребывания для детей с ограниченными возможностями

Этот материал содержит практическую информацию по работе с детьми с ОВЗ и их родителями. Как научиться налаживать контакт с семьей и какие формы работы помогут в этом наиболее полно отражены в тексте....

Вместе мы можем больше! (опыт организации группы кратковременного пребывания для детей с ограниченными возможностями здоровья)

В настоящее время государственная политика в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья даёт дошкольникам возможность посещать образовательное учреждение любого вида, где ребёнок...

Консультация для воспитателей "Коррекционно-развивающая работа с детьми с расстройствами аутистического спектра в условиях дошкольного образовательного учреждения"

Особенности поведения аутичного ребенка предполагают особую организацию проведения его психолого-педагогического сопровождения в условиях ДОО. Конечной целью оказания помощи детям с РАС является повыш...

Консультация для воспитателей Тема: «Коррекционно-развивающая работа с детьми с расстройствами аутистического спектра в условиях дошкольного образовательного учреждения»

Консультация для воспитателей Тема: «Коррекционно-развивающая работа с детьми с расстройствами аутистического спектра в условиях дошкольного образовательного учреждения»...

Консультация для воспитателей Тема: «Коррекционно-развивающая работа с детьми с расстройствами аутистического спектра в условиях дошкольного образовательного учреждения»

Консультация для воспитателей Тема: «Коррекционно-развивающая работа с детьми с расстройствами аутистического спектра в условиях дошкольного образовательного учреждения»...

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ

Одним из наиболее важных условий перехода к инклюзивной форме образования, его успешности является система сопровождения и поддержки детей с ОВЗ....