«Сотрудничество детского сада и школы их целенаправленная преемственность первой ступени в образовании ребёнка»
статья (подготовительная группа) на тему

Уронина Валентина Александровна

Подготовка детей к школе – одна из актуальных проблем российского образования. Учитывая то, что одних детей готовят в детском саду, других – в учреждениях дополнительного образования, а третьих – в семье, в школу они приходят с разным уровнем знаний. Перед учителем младших классов встает задача "выравнять" их знания. Между тем это не основная проблема, на которую жалуются учителя. У детей различные индивидуальные возможности и способности, поэтому вполне закономерно, что у них разный уровень подготовки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Сотрудничество детского сада и школы  их целенаправленная преемственность первой ступени в образовании ребёнка»

                                         

Подготовка детей к школе – одна из актуальных проблем российского образования. Учитывая то, что одних детей готовят в детском саду, других – в учреждениях дополнительного образования, а третьих – в семье, в школу они приходят с разным уровнем знаний. Перед учителем младших классов встает задача "выравнять" их знания. Между тем это не основная проблема, на которую жалуются учителя. У детей различные индивидуальные возможности и способности, поэтому вполне закономерно, что у них разный уровень подготовки.[1]

В  Концепции Российской  системы народного образования усилена взаимосвязь между содержанием, методами и организационными формами воспитания и обучения в детском саду и в начальной школе.
Такая преемственность создает условия для того, чтобы переход детей из одного учреждения в другое был безболезненным и адаптация к новым условиям проходила быстро. Сотрудничество детского сада и школы во многом определяет уровень подготовленности дошкольников.[2]

Целью сотрудничества является обеспечение взаимосвязи и преемственности влияния на детей. Основными задачами при этом являются:
улучшение подготовки пяти-шестилетних детей к школе;
обеспечение естественного перехода из детского сада в школу;
углубление интереса ребят к работе в школе;
обеспечение единства воспитательного влияния школы и семьи, помощь семье в подготовке к новой ситуации, возникающей при поступлении ребенка в школу.[2]
Проблема заключается в том, что подход учителей и родителей к понятию "готовность к школе" различается. Родители считают, что если они научат детей считать и писать до школы, то это и будет залогом их успешной учебы. Однако согласно многочисленным исследованиям педагогов-психологов "правильная" подготовка должна быть сосредоточена на игровой деятельности, физическом, физиологическом и психологическом развитии дошкольника. Физиологами доказано, что развитие мелкой моторики активизирует развитие речевого центра. Поэтому в дошкольном возрасте ребенку полезно лепить, составлять композиции из мелких частей, конструировать, раскрашивать карандашами. Не менее важно вырабатывать умение слушать, говорить, общаться в среде себе подобных, организовывать свою деятельность.[3] 
Но самым важным условием успешного обучения в начальной школе является наличие у ребенка соответствующих мотивов обучения: отношение к учебе как к важному, общественно значимому делу, стремление к приобретению знаний, интерес к определенным учебным предметам. 
Только наличие достаточно сильных и устойчивых мотивов может побудить ребенка к систематическому и добросовестному выполнению обязанностей, налагаемых на него школой. Предпосылками возникновения этих мотивов служит, с одной стороны, формирующееся к концу дошкольного детства общее желание поступить в школу, приобрести почетное в глазах детей положение ученика и, с другой – развитие любознательности, умственной активности, что проявляется в живом интересе к окружающему, стремлении узнавать новое.[1]

              Особую тревогу психолого – педагогической науки вызывает растущее утомление и переутомление ребёнка. Эта проблема осознаётся всеми и в то же время никак не может быть решена. Ещё в начале века итальянский физиолог МОССО и немецкие учёные Верхард, Гакер, Лоренц и др., доказали… «Что утомление и переутомление это явление физиологического и химического порядка. Они аналогичны отравлению организма. Был открыт яд переутомления – «кенотоксин», который отрицательно воздействует не только на работоспособность человека, но и на его общее эмоциональное состояние. Наши дети и так жители «нервного века» и многие явления, приводящие к утомлению, снять не всегда удаётся, но это положение ещё более усугубляется, так как не предусматриваются условия, не допускающие или снижающие его.[3]

Принципиально важным в работе воспитателя должно быть глубокое знание особенностей личностного развития каждого ребенка, его природного потенциала, способностей и дарований, создание условий для их раскрытия.

                              Воспитатель определяет  уровень развития, который ребенок должен достичь к концу дошкольного возраста, и в частности тот объем знаний и умений, который нужен ему для освоения чтения, письма и математики.[2] Именно поэтому воспитатель детского сада особое внимание  должен уделять общению, диалогу, сотрудничеству взрослых и детей.

Очень важными являются мероприятия, которые организуют школа и детский сад для родителей пяти-шестилетних детей.[2]

Посещение воспитателем уроков в школе,  а учителем — детского сада позволяет познакомиться с обстановкой и организацией жизни и обучения ребенка, обменяться опытом, найти оптимальные методические приемы и формы работы. Специальные беседы о развитии детей, анализ достигнутых результатов — это формы сотрудничества, которые позволяют педагогам информировать друг друга об успеваемости детей, о трудностях в их воспитании и обучении, об обстановке в их семьях и т. д.
Это является важной формой индивидуального сотрудничества воспитателя и учителя еще и потому, что по окончании посещения детского сада на ребенка не пишут характеристику и не передают ее в школу.[1]

Перед поступлением в школу учитель первого класса посещает сад и знакомится с уровнем развития детей старшей группы, информирует родителей о требованиях школы, рассказывает об организации систематического обучения. Кроме индивидуального сотрудничества, полезными являются и формы коллективного обмена опытом, например совместные педагогические советы, методические совещания, специальные семинары, которые организует администрация школы.

Детский сад совместно со школой организует различные мероприятия, на которых встречаются дошкольники и учащиеся. Такие встречи усиливают интерес детей к школе в большей мере, чем любые другие мероприятия. Будущие первоклассники перенимают от школьников способы поведения, манеру разговора, вступают в свободное общение.[2]

Что необходимо сделать, чтобы проблема преемственности была решена без отрицательных последствий для ребёнка?

Прежде всего, необходимо уйти от конъюктурного понимания процесса подготовки к школе. Характеристику понятия «готовность к школе» нельзя ограничивать предметным содержанием (подготовкой к чтению и письму, изучением иностранного языка или математики и т.д.) В характеристику понятия необходимо включить новое содержание: предпосылки учебных умений, новые социальные роли ученика, познавательные интересы будущего школьника, умственные операции (сравнение, классификацию, анализ, обобщение и пр.) и др. [3]

                                             Используемая литература

  1. Журнал «Справочник воспитателя дошкольного учреждения» - №11, 2010
  2. Н.Н.Поддъяков и др. «Подготовка детей к школе в СССР» - Москва – Братислава,1989
  3. Лихнер Н.А. Доклад «Проблемы преемственности детского сада и школы, пути их решения»// Материалы городской конференции работников образования «Преемственность муниципальной системы образования в условиях модернизации» 2005, Омск.



Предварительный просмотр:

«Сотрудничество детского сада и школы  их целенаправленная преемственность первой ступени в образовании ребёнка»

                                         

Подготовка детей к школе – одна из актуальных проблем российского образования. Учитывая то, что одних детей готовят в детском саду, других – в учреждениях дополнительного образования, а третьих – в семье, в школу они приходят с разным уровнем знаний. Перед учителем младших классов встает задача "выравнять" их знания. Между тем это не основная проблема, на которую жалуются учителя. У детей различные индивидуальные возможности и способности, поэтому вполне закономерно, что у них разный уровень подготовки.[1]

В  Концепции Российской  системы народного образования усилена взаимосвязь между содержанием, методами и организационными формами воспитания и обучения в детском саду и в начальной школе.
Такая преемственность создает условия для того, чтобы переход детей из одного учреждения в другое был безболезненным и адаптация к новым условиям проходила быстро. Сотрудничество детского сада и школы во многом определяет уровень подготовленности дошкольников.[2]

Целью сотрудничества является обеспечение взаимосвязи и преемственности влияния на детей. Основными задачами при этом являются:
улучшение подготовки пяти-шестилетних детей к школе;
обеспечение естественного перехода из детского сада в школу;
углубление интереса ребят к работе в школе;
обеспечение единства воспитательного влияния школы и семьи, помощь семье в подготовке к новой ситуации, возникающей при поступлении ребенка в школу.[2]
Проблема заключается в том, что подход учителей и родителей к понятию "готовность к школе" различается. Родители считают, что если они научат детей считать и писать до школы, то это и будет залогом их успешной учебы. Однако согласно многочисленным исследованиям педагогов-психологов "правильная" подготовка должна быть сосредоточена на игровой деятельности, физическом, физиологическом и психологическом развитии дошкольника. Физиологами доказано, что развитие мелкой моторики активизирует развитие речевого центра. Поэтому в дошкольном возрасте ребенку полезно лепить, составлять композиции из мелких частей, конструировать, раскрашивать карандашами. Не менее важно вырабатывать умение слушать, говорить, общаться в среде себе подобных, организовывать свою деятельность.[3] 
Но самым важным условием успешного обучения в начальной школе является наличие у ребенка соответствующих мотивов обучения: отношение к учебе как к важному, общественно значимому делу, стремление к приобретению знаний, интерес к определенным учебным предметам. 
Только наличие достаточно сильных и устойчивых мотивов может побудить ребенка к систематическому и добросовестному выполнению обязанностей, налагаемых на него школой. Предпосылками возникновения этих мотивов служит, с одной стороны, формирующееся к концу дошкольного детства общее желание поступить в школу, приобрести почетное в глазах детей положение ученика и, с другой – развитие любознательности, умственной активности, что проявляется в живом интересе к окружающему, стремлении узнавать новое.[1]

              Особую тревогу психолого – педагогической науки вызывает растущее утомление и переутомление ребёнка. Эта проблема осознаётся всеми и в то же время никак не может быть решена. Ещё в начале века итальянский физиолог МОССО и немецкие учёные Верхард, Гакер, Лоренц и др., доказали… «Что утомление и переутомление это явление физиологического и химического порядка. Они аналогичны отравлению организма. Был открыт яд переутомления – «кенотоксин», который отрицательно воздействует не только на работоспособность человека, но и на его общее эмоциональное состояние. Наши дети и так жители «нервного века» и многие явления, приводящие к утомлению, снять не всегда удаётся, но это положение ещё более усугубляется, так как не предусматриваются условия, не допускающие или снижающие его.[3]

Принципиально важным в работе воспитателя должно быть глубокое знание особенностей личностного развития каждого ребенка, его природного потенциала, способностей и дарований, создание условий для их раскрытия.

                              Воспитатель определяет  уровень развития, который ребенок должен достичь к концу дошкольного возраста, и в частности тот объем знаний и умений, который нужен ему для освоения чтения, письма и математики.[2] Именно поэтому воспитатель детского сада особое внимание  должен уделять общению, диалогу, сотрудничеству взрослых и детей.

Очень важными являются мероприятия, которые организуют школа и детский сад для родителей пяти-шестилетних детей.[2]

Посещение воспитателем уроков в школе,  а учителем — детского сада позволяет познакомиться с обстановкой и организацией жизни и обучения ребенка, обменяться опытом, найти оптимальные методические приемы и формы работы. Специальные беседы о развитии детей, анализ достигнутых результатов — это формы сотрудничества, которые позволяют педагогам информировать друг друга об успеваемости детей, о трудностях в их воспитании и обучении, об обстановке в их семьях и т. д.
Это является важной формой индивидуального сотрудничества воспитателя и учителя еще и потому, что по окончании посещения детского сада на ребенка не пишут характеристику и не передают ее в школу.[1]

Перед поступлением в школу учитель первого класса посещает сад и знакомится с уровнем развития детей старшей группы, информирует родителей о требованиях школы, рассказывает об организации систематического обучения. Кроме индивидуального сотрудничества, полезными являются и формы коллективного обмена опытом, например совместные педагогические советы, методические совещания, специальные семинары, которые организует администрация школы.

Детский сад совместно со школой организует различные мероприятия, на которых встречаются дошкольники и учащиеся. Такие встречи усиливают интерес детей к школе в большей мере, чем любые другие мероприятия. Будущие первоклассники перенимают от школьников способы поведения, манеру разговора, вступают в свободное общение.[2]

Что необходимо сделать, чтобы проблема преемственности была решена без отрицательных последствий для ребёнка?

Прежде всего, необходимо уйти от конъюктурного понимания процесса подготовки к школе. Характеристику понятия «готовность к школе» нельзя ограничивать предметным содержанием (подготовкой к чтению и письму, изучением иностранного языка или математики и т.д.) В характеристику понятия необходимо включить новое содержание: предпосылки учебных умений, новые социальные роли ученика, познавательные интересы будущего школьника, умственные операции (сравнение, классификацию, анализ, обобщение и пр.) и др. [3]

                                             Используемая литература

  1. Журнал «Справочник воспитателя дошкольного учреждения» - №11, 2010
  2. Н.Н.Поддъяков и др. «Подготовка детей к школе в СССР» - Москва – Братислава,1989
  3. Лихнер Н.А. Доклад «Проблемы преемственности детского сада и школы, пути их решения»// Материалы городской конференции работников образования «Преемственность муниципальной системы образования в условиях модернизации» 2005, Омск.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дошкольное образование - первая ступень общего образования

Новый Закон «Об образовании в Российской Федерации» рассматривает воспитание в дошкольной организации как уровень образования. Впервые дошкольное образование стало первой ступенью общего образования, ...

Методические рекомендации для педагогических кадров по сотрудничеству детского сада с семьёй и школой по вопросам преемственности в системе дошкольного и начальной ступени общего образования.

В связи с вступлением в силу 1.01.2014 г. приказа ФГОС проблема готовности ребенка к школьному обучению стала ещё более актуальной. ГБДОУ№27, где я работаю, на протяжении 3 лет являлся экспериментальн...

Статья "Организация сотрудничества детского сада и семьи в условиях введения стандарта дошкольного образования" в сборнике научно-практической конференции УрГПУ

Статья опубликована в сборнике научно-практической конференции Уральского педагогического университета "Актуальные проблемы развития образования в период детства", 2017....

В дошкольном возрасте необходимо закладывать основы любви к прикладным видам искусства, истории и традициям. Детский сад является не только первой ступенью в образовании, но и проводником в мир знаний.

 Знакомство детей с филимоновской росписью в детском коллективе помогает развивать воображение, чувство цвета, формы и композиции. Формирование у детей навыков обводить по трафарету, прави...