"Ознакомление родителей с особенностями построения образовательного процесса на первой ступени дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования"
методическая разработка на тему

Ботвина Елена Владимировна

Публикация материала в СМИ "Вестник педагога"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie.doc898.5 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ ПГО «Центр развития ребенка – Детский сад № 70 «Радуга»

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ НА ТЕМУ:

«ОЗНАКОМЛЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПОСТРОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ПЕРВОЙ СТУПЕНИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

 Подготовила: Заведующий Ботвина Елена Владимировна

http://uomakr.educrimea.ru/images/users-files/uomakr/folder/fgos/gos_doshkol_nogo_obrazovaniya_1.jpg

http://uomakr.educrimea.ru/images/users-files/uomakr/folder/fgos/gos_doshkol_nogo_obrazovaniya_1.jpg

ЦЕЛЬ:

знакомство родителей с особенностями построения образовательного процесса на первой ступени дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

ЗАДАЧИ:

  • Дать представление о том, что такое ФГОС;
  • Показать родителям преимущества деятельностного подхода в воспитании и обучении.

Уважаемые родители!

Сегодня мы с вами поговорим о программе внедрения ФГОС в дошкольное образование.

Что такое ФГОС? Что такое стандарт?

Чем он отличается от ФГТ? И почему его называют «Стандарт второго поколения?»

  В отличие от других стандартов, ФГОС дошкольного образования не является основой оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.

Стандарт направлен на достижение следующих целей:

  • Повышение социального статуса дошкольного образования;
  • Обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;
  • Обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;
  • Сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

Зачем нужен ФГОС дошкольного образования?
Стандарт для ДОУ – это требование нового закона об образовании, в котором дошкольное образование признано уровнем общего образования и требований к условиям её реализации. В стандарте появились требования к результатам, но это не означает, что выпускники дошкольных учреждений будут сдавать экзамены! Никакой итоговой аттестации не будет, это норма закона. При этом с помощью мониторинговых исследований на разных этапах можно и нужно будет фиксировать уровень развития ребенка, чтобы педагоги дошкольных учреждений, родители (законные представители)понимали, над чем работать дальше.

        

Внимание к стандарту будет, более пристальным, потому что дошкольное детство – это тот период жизни ребенка, когда семья проявляет к нему максимальный интерес.

ФГОС включает в себя следующие требования к:

  • Структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы в части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;
  • Условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
  • Результатам освоения основных образовательных программ.

 Программа состоит из Образовательной деятельности – 60%

                                           Дополнительной деятельности – 40%

Что нового ожидает дошкольное образование в ближайшем будущем?

  • Во – первых, дошкольное образовательное учреждение из «камеры хранения» ребенка реально превращается в образовательную организацию, в которой реализация основной образовательной программы дошкольного образования сопровождается осуществлением присмотра и ухода за воспитанниками, включая организацию их питания и режима дня.
  • Во – вторых, все дети предшкольного возраста должны быть обеспечены возможностью получения дошкольного образования.
  • В – третьих, плата с родителей (законных представителей ) взимается за питание. Образовательная деятельность предоставляется бесплатно.

Отличие принципиально видно. В основе лежит деятельностный подход, ребенок узнает мир через деятельность.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – должна стать основой обучения ребенка т.е. уйти от монологичной речи воспитателя и придти к тому, что ребенок станет самостоятельным. Другими словами добывает знания себе сам.

        Воспитатель лишь сопровождает ребенка и на первом занятии (образовательная деятельность). Дошкольник должен почувствовать

себя хозяином в том, что может ответить, когда ответить и как ответить.

Иными словами, нет скованности. Мы не загоняем в определенные рамки, даем высказаться всем.

        Это не означает, что мы не занимаемся. Мы прежде всего занимаемся развитием ребенка, знаем его все физиологические особенности, но не требуйте, чтоб ребенок писал и читал. Всему этому его научат в школе.

        Новый документ ставит во главу угла индивидуального подхода к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Факт повышения роли игры как ведущего вида деятельности дошкольника и отведение ей главнодействующего места – безусловно положителен.

        Необходимо отказаться от учебно-дисциплинированной модели образовательного процесса – отказ от специально организованной деятельности уже давно назрел. Ведущими видами детской деятельности станут: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др. Необходимо отметить, что каждому виду детской деятельности соответствуют определенные формы работы с детьми.        

Содержание основной программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечат разностороннее развитие детей с учетом их возраста:

  1. Социально-коммуникативное развитие
  2. Познавательное развитие
  3. Речевое развитие
  4. Художественно-эстетическое развитие
  5. Физическое развитие

Образовательные области введены для поддержания между всеми направлениями работы детского сада – все они в равной степени должны быть представлены в образовательной порграмме дошкольного образования.

        Целевые ориентиры дошкольного образования:

  • Инициативность и самостоятельность ребенка в разных видах деятельности;
  • Любознательность;
  • Способность выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности;
  • Уверенность в своих силах, открытость внешнему миру, положительное отношение к себе и к другим, чувство собственного достоинства;
  • Развитое воображение, способность к фантазии, творчеству;
  • Умение подчиняться разным правилам и социальным нормам;
  • Развитая крупная и мелкая моторика;
  • Способность к волевым усилиям в разных видах деятельности.

Если говорить о принципиально новом в содержании дошкольного образования, то это обязательность его соответствия заявленным в ФГОС принципам:

  1. Поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства – понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких усилий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период  и есть период подготовки к следующему периоду;
  2. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей, законных представителей), педагогических и иных работников дошкольного учреждения и воспитанников;
  3. Уважение личности ребенка;
  4. Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

Документ ориентирует на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и современного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.

- И что еще очень важно, основная программа дошкольного образования обеспечивает преемственность с примерными основными программами начального образования, чего не было ранее.

В результате принимаемых мер должна измениться организационно-правовая форма дошкольных учреждений, создан сектор автономных некоммерческих организаций. Планируется в будущем развитие частных дошкольных учреждений. Внедрение нормативно – подушевого механизма оплаты услуг представит родителям возможность выбора между муниципальными и частными учреждениями, оказывающими услуги дошкольного образования.

Требования к развивающей предметно-пространственной среде:

  • Содержательная насыщенность;
  • Трансформируемость;
  • Полуфункциональность;
  • Вариативность;
  • Доступность;
  • Безопасность.

 Требования к финансовым условиям:

Финансирование в объеме не ниже определяемых органами государственной власти субъектов РФ нормативов:

  • Расходы на оплату труда
  • Расходы на средства обучения
  • Расходы связанные с дополнительным профессиональным образованием руководящих и педагогических работников.

Таким образом, новые стратегические ориентиры в развитии системы образования следует воспринимать позитивно. Во-первых, система дошкольного образования должна развиваться в соответствии с запросами общества и государства, которые обнародованы в этом приказе. Во –вторых, в приказе много положительного:

  • Желание сделать жизнь в детском саду более осмысленной и интересной
  • Создание условий для того, чтобы воспитатель мог учитывать особенности развития и интересы своей группы, многое другое
  • Стремление к оформлению инициативного, активного и самостоятельного ребенка
  • Отказ от копирования школьных технологий и форм обучения
  • Ориентация на содействие развитию ребенка при взаимодействии с родителями.

Г. Полевской, 2015 г