Главные вкладки

    Характеристика модели построения коррекционно-развивающей среды в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования в ДОУ
    статья по развитию речи

    Кузнецова Анна Сергеевна
    1. Предметно – пространственная среда группы, значение для речевого развития.
    2. Требования к организации предметно – пространственной среды группы.
    3. Нормативные требования по организации развивающей предметно-пространственной среды.
    4. Методические рекомендации по содержанию речевого центра в группах ДОУ
    5. Методические рекомендации по содержанию книжного центра в группах ДОО

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    https://i.pinimg.com/originals/6d/9b/34/6d9b340d9357af670a6da03f04d5a858.jpg

    УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КЛИНСКОГО

    МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ -

    ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №2 «КАЛИНКА»

    141612, Московская область, г. Клин, ул. К.Маркса, д.96 «А», тел.8(49624) 2-02-16

    Выступление на педагогическом совете № 1:

    «Характеристика модели построения

    коррекционно-развивающей среды

    в соответствии с требованиями ФГОС

    дошкольного образования в ДОУ»

                                                                                                               Подготовила:

                                                                                                          Кузнецова А.С.

                                                                                                          Киприна Д.В.

    «Характеристика модели построения коррекционно-развивающей среды в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования в ДОУ»

    План:

    1. Предметно – пространственная среда группы, значение для речевого развития.
    2. Требования к организации предметно – пространственной среды группы.
    3. Нормативные требования по организации развивающей предметно-пространственной среды.
    4. Методические рекомендации по содержанию речевого центра в группах ДОУ
    5. Методические рекомендации по содержанию книжного центра в группах ДОО

         Детский сад — первое звено в системе народного образования. Чтобы стать высокообразованным, человек должен овладеть всеми богатствами родного языка. Поэтому одна из главнейших задач детского сада — формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими литературным языком своего народа.
    Развитие речи нужно тесно связывать с развитием мышления ребенка. Освоение языка, его грамматического строя дает возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями.
    Для решения речевых задач в детском саду, важнейшей предпосылкой является правильно организованная обстановка, предметно –пространственной среды, в которой у детей появилось бы желание говорить, вступать в речевое общение. Развитие речи ребенка проходит нитью через все предметно – пространственное пространство группы, где непосредственно находится ребенок. Поэтому требования к среде речевого развития сводится к требованиям предметно – пространственной среды в целом.

     Требования ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде:

    1. предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.

    2. доступность среды, что предполагает:

    2.1 доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс.

    2.2. свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.

    Развивающая предметно-пространственная среда  группы должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

    1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

       Образовательное пространство группы, участка должно быть оснащено средствами обучения (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходными, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём (в соответствии со спецификой Программы).

       Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

    ● игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

    ● двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

    ● эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

    ● возможность самовыражения детей.

    2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

    3) Полифункциональность материалов предполагает:

     ● возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.;

    ● наличие в группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре.

    4) Вариативность среды предполагает:

     ● наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

    ● периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

    5) Доступность среды предполагает:

     ● доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательный процесс;

    ● свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, посещающих группу, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

    6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования. 

    (14.11.2013 г.)

    Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить:

    1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

    2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

    3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.

    4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.

    5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.

    6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально - потребностной сферы.

    7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.

    8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.

    9. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

    Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

    Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

    Нормативные требования по организации развивающей предметно-пространственной среды

    При организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации необходимо учитывать нормативные требования следующих документов:

    • Конституция Российской̆ Федерации;
    • Федеральный законот 29.12.2012№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
    • Федеральный закон от 02.07.2013 № 185«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"»;
    • Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
    • Письмо Минобрнауки России 28.02.2014 № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»;
    • Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утвержденная Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17 июня 2003 года;
    • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
    • Постановление Главного государственного санитарного врачаРФ от 19.12.2013. № 68 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3147-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда»;
    • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утверждённая Президентом РФ 04.02.2010 № Пр-271;
    • Письмо Минобразования России от 17 мая 1995 года № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» (вместе с «Порядком проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек», «Методическими указаниями к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек», «Методическими указаниями для работников дошкольных образовательных учреждений "О психолого-педагогической ценности игр и игрушек"»);
    • Приказ Министерства образования РФ от 26.06.2000 №1917 «Об экспертизе настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей»;
    • Письмо Минобразования РФ от 15.03.2004 № 03-51-46ин/14-03 «О направлении Примерных требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье».

     Методические рекомендации по содержанию речевого центра в группах ДОУ

     Дидактический материал в речевом уголке:

      материал по развитию артикуляционной моторики (предметные картинки-опоры; артикуляционные уклады схемы; артикуляционная гимнастика в альбомах на определенный звук; артикуляционная гимнастика в стихах и картинках; ватные палочки, ватные диски)

     пособия для развития дыхания (разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки; вертушки - карандаши; колокольчики из фольги на ниточке и т.д.)

    пособия для развития мелкой моторики  (сухой бассейн; массажные валики, мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры; различный материал для составления букв)

     материал по звукоподражанию (шумовые инструменты; звуковые коробочки; детские музыкальные инструменты: рояль, гармошка, барабаны, дудочка, бубен, трещотка, колокольчики, погремушки; предметные, сюжетные картинки для высказывания звуков и их автоматизации; звуковички гласных и согласных звуков (домики для твердых и мягких звуков); индивидуальные пособия для звукобуквенного анализа; схемы слова; звуковые дорожки, звуковая лесенка; альбомы по слоговой структуре слова)

     игры и пособия по автоматизации звуков (мелкие игрушки; предметные картинки; сюжетные картинки; различные виды театров; альбомы на каждый звук; логопедические альбомы для автоматизации различных звуков; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; схема характеристики звуков; схема слова)

     игры по лексике и грамматике (предметные картинки по лексическим темам)

     игры по развитию связной речи (серии сюжетных картинок; разные виды театра; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; библиотека детских книг и др.)

    материал по грамоте – (магнитная доска; наборы магнитных букв; кассы букв и слогов; кубики «Азбука в картинках», «Учись читать», «Умные кубики», «Слоговые кубики»).

    При организации речевого уголка необходимо соблюдать следующие требования:

     Дидактическое оснащение должно соответствовать структуре речевых нарушений детей, их индивидуальным и возрастным особенностям.

     Речевой уголок желательно разместить рядом с книжным уголком.

    Оформление уголка должно быть эстетичным, привлекательным для детей, и вызывать стремление к самостоятельной деятельности.

    Игровой материал должен быть доступным для ребенка.

    Не следует перегружать уголок оборудованием.

     Неотъемлемым атрибутом речевого уголка должна быть игрушка – "одушевленный персонаж”, который помогает решать такие важные коррекционные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительность, достижение эмоциональной устойчивости, саморегуляции, вызывать у детей речевой интерес, побуждать к речевой активности.

    Содержание речевых центров в возрастных группах:

    1-я младшая группа

    1.  Картинки по лексическим темам.

    2.  Каталог игр:

    а) по звуковой культуре речи; 
    б) упражнений артикуляционной гимнастики; 
    в) упражнений дыхательной гимнастики;
    г) пальчиковой гимнастике.

    3.  Художественные произведения по программе и др.

    4.  Словесные дидактические игры.

    5.  Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.

    6.  Предметные картинки.

    7.  Различные виды театров.

    8.  Картинки:

    а) с изображением явлений природы; 
    б) предметами домашнего обихода; 
    в) основными частями транспорта (кабина, руль, окна, двери, колеса); 
    г) изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьет); 
    д) с изображением размера, цвета, качества предметов (красный т.д., чистый-грязный, сладкий-горький, большой-маленький т.д.); 
    е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т.д.)

     2-я младшая группа

    1.  Картинки по лексическим темам (альбомы).

    2.  Каталог игр:

    а) по звуковой культуре речи; 
    б) упражнений артикуляционной гимнастики; 
    в) упражнений дыхательной гимнастики; 
     г) пальчиковой гимнастике.

    3.  Художественные произведения по программе и др.

    4.  Словесные дидактические игры.

    5.  Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.

    6.  Предметные и сюжетные картинки для составления описательных рассказов.

    7.  Различные виды театров.

    8.  Картинки:

    а) с изображением характерных особенностей времен года; 
    б) предметами домашнего обихода; 
    в) деталями предметов; 
    г) с изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьет); 
    д) с изображением размера, цвета, качества предметов; 
    е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т.д.).

      Средняя группа

    1.  Картинки по лексическим темам.

    2.  Каталог игр:

     а) по звуковой культуре речи; 
     б) упражнений артикуляционной гимнастики; 
     в) упражнений дыхательной гимнастики; 
     г) пальчиковой гимнастике.

    3.  Художественные произведения по программе и др.

    4.  Словесные дидактические игры.

    5.  Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.

    6.  Предметные и сюжетные картинки для составления описательных рассказов.

    7.  Различные виды театров.

    8.  Картинки:

    а) с изображением явлений природы; 
    б) предметами домашнего обихода; 
    в) основными частями предметов; 
    г) изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьет); 
    д) с изображением размера, цвета, качества предметов (красный т.д., чистый-грязный, сладкий-горький, большой-маленький т.д.); 
    е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т.д.). 
    ё) с изображением предметов во множественном числе (один стол – много столов, одна кукла – много кукол); 
    ж) для согласования существительных с числительными (1-а груша, 2-е груши, 5 грушп

    9.  Зеркало или индивидуальные зеркала.

     Старшая группа

    1.  Картинки по лексическим темам.

    2.  Каталог игр:

    а) по звуковой культуре речи; 
    б) упражнений артикуляционной гимнастики; 
    в) упражнений дыхательной гимнастики; 
    г) пальчиковой гимнастике; 
    д) игр на развитие фонематического слуха (цветовые обозначения звуков).

    3.  Художественные произведения по программе и др.

    4.  Словесные дидактические игры.

    5.  Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.

    6.  Предметные, сюжетные картинки, серии сюжетных картин для составления рассказов.

    7. Картинки:

    а) с изображением явлений природы; 
    б) картинки с изображением профессий (каменщик, маляр, плотник, животновод, сельхоз работники, закройщик, швея, военный, врач, учитель; 
    в) основными частями транспорта (кабина, руль, окна, двери, колеса); 
    г) с изображением техники специального назначения (подъемный кран, экскаватор, трактор, панелевоз, снегоуборочная машина), электротехника (пылесос, овощерезка, электрическая мясорубка, миксер); 
    д) с четко выраженными признаками предметов (светлый, темный, сладкий, кислый, горький, звонкий, чистый, грязный, прочный, хрупкий, большой и т.д.); 
    е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т.д.); 
    ж) с изображением синонимов; 
    з) с изображением животных во множественном числе; 
    и) с изображением предметов во множественном числе (1-а груша, 2-е груши, 5 груш); 
    к) с изображением несклоняемых существительных (кофе, пальто, пианино, какао)

    8.  Зеркало или индивидуальные зеркала.

     Подготовительная группа

    1.  Картинки по лексическим темам.

    2.  Каталог игр:

    а) по звуковой культуре речи; 
    б) упражнений артикуляционной гимнастики; 
    в) упражнений дыхательной гимнастики; 
    г) пальчиковой гимнастике; 
    д) игр на развитие фонематического слуха (цветовые обозначения звуков).

    3.  Художественные произведения по программе и др.

    4.  Словесные дидактические игры.

    5.  Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.

    6.  Предметные, сюжетные картинки, серии сюжетных картин для составления рассказов.

    7.  Картинки:

    а) с изображением явлений природы; 
    б) картинки с изображением профессий (каменщик, маляр, плотник, животновод, сельхоз работники, закройщик, швея, военный, врач, учитель; 
    в) основными частями транспорта (кабина, руль, окна, двери, колеса); 
    г) с изображением техники специального назначения (подъемный кран, экскаватор, трактор, панелевоз, снегоуборочная машина), электротехника (пылесос, овощерезка, электрическая мясорубка, миксер); 
    д) с четко выраженными признаками предметов (светлый, темный, сладкий, кислый, горький, звонкий, чистый, грязный, прочный, хрупкий, большой и т.д.); 
    е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т.д.); 
    ж) с изображением синонимов; 
    8.  Зеркало или индивидуальные зеркала.

    Методические рекомендации по содержанию книжного центра в группах ДОО

    Уголок книги должен быть организован во всех группах детского сада.

    Основной принцип, которого должны придерживаться педагоги при его организации – удовлетворение разнообразных литературных интересов детей. Необходима периодическая сменяемость материала (литература, картины, портреты) и связь с воспитательно-образовательной работой в группе. Например, в книжном уголке можно подготовить детей к беседе о своем городе: рассмотреть иллюстрации, фотографии, изготовить альбом.

    К устройству уголка предъявляется ряд требований:

    - удобное расположение – спокойное место, удаленное от дверей во избежание хождения и шума;

    - хорошая освещенность в дневное и вечернее время, близость к источнику света (недалеко от окна, наличие светильника вечером), чтобы дети не портили зрение;

    - эстетичность оформления – уголок книги должен быть уютным, привлекательным, с несколько отличающейся мебелью. Украшением могут быть предметы народно-прикладного искусства. На стене вывешивают репродукции картин, а для детей 5-6 лет – портреты писателя.

    В уголке должны быть полочки или витрины, на которых выставляются книги, репродукции с картин известных художников. Хорошо рядом иметь шкаф для хранения книг, альбомов, материала для ремонта, правила пользования книгой. В нем можно хранить персонажи и декорации для теневого театра, фланелеграфа. Существуют разные варианты оформления уголка.

    В оформлении уголка книги каждый воспитатель может проявить индивидуальный вкус и творчество. Однако существуют главные условия, которые должны быть соблюдены, - это удобство и целесообразность.

    Кроме того, уголок книги должен быть уютным, привлекательным, располагающим ребёнка к неторопливому, сосредоточенному общению с книгой. Подбор литературы и педагогическая работа, организуемая в уголке книги, должны соответствовать возрастным особенностям и потребностям детей.

    В младших группах уголок книги организуется не сразу, так как у детей нет навыка пользования книгой, и часто они используют ее как игрушку.

    В книжном уголке должны быть 3 – 4 книги, подходящие для детей, но обязательно несколько экземпляров одного названия. В уголок книги помещают, как правило, издания, уже знакомые детям, кроме книг здесь могут находиться отдельные картинки, наклеенные на плотную бумагу, тематический альбом. Книги должны быть с небольшим количеством текста, с крупными красочными иллюстрациями – книги-картинки.

    Много материала не дается, это ведет к дезорганизации поведения детей. Воспитатель приучает детей к самостоятельному общению с книгой, рассматривает с ними иллюстрации, читает текст, говорит о правилах пользования (не рисовать в книге, не рвать ее, брать чистыми руками, не мять, не использовать для игр; после того как посмотрел, всегда класть книгу на место и т.д.). Позже, в средней группе, основные умения самостоятельно и аккуратно рассматривать книги закрепляются, становятся привычкой.

    В средней группе уголок книги организуется с самого начала года с участием детей. На полочке-витрине 4–5 книг, остальные хранятся в шкафу. Помимо книг и альбомов постепенно вносят реквизит теневого театра, материал для ремонта (бумага, ткань, ножницы, клей и др.). Требования к книгам остаются те же. Книги-картинки используются реже. Оставляют любимые детьми книги из младшей группы, добавляют новые сказки, поэтические произведения, книги о природе, веселые книги. В уголке книги выставляются детские рисунки на темы художественных произведений.

    Воспитатель продолжает учить детей рассматривать книги, иллюстрации, обращая их внимание на сюжет, последовательность событий. Проводятся беседы о книгах, выясняется, знают ли дети их содержание, понимают ли смысл иллюстраций; ведутся разговоры о литературных произведениях, которые детям читают дома.

    У детей формируют устойчивые навыки бережного обращения с книгой. С этой целью детей привлекают к отбору книг, нуждающихся в ремонте, к наведению порядка. Продолжают знакомить детей с элементарными правилами (рассматривать книги только за столом, не загибать листы, не перегибать обложку и т.д.). Следует чаще давать поручения: проверить порядок в книжном уголке перед уходом из группы, найти книгу, которую хочет почитать воспитатель, и др. Ремонт книг в младшей и средней группах проводит сам воспитатель, но в присутствии детей и с их помощью. Пятилетних детей можно привлекать к несложному подклеиванию переплета, к изготовлению альбома с картинками, поделок персонажей для теневого театра.

    В старшей и подготовительной к школе группах содержание книжного уголка старших групп детского сада и педагогическая работа в нем определяются изменениями в литературном развитии детей, которые происходят к пяти годам: для старшего дошкольника становится важной частью духовной жизни, у него появляются литературные пристрастия, выраженные индивидуальные интересы.

    Содержание книжного уголка становится более разносторонним за счет жанрового и тематического многообразия. Количество книг на книжной витрине можно увеличить до 10-12 разных книг:

    - учитывая особый, постоянный, преобладающий интерес всех дошкольников к сказкам, обязательно помещаются в уголок книги 2-3 сказочных произведения.

    - в уголке книги постоянно должны быть стихи, рассказы, направленные на формирование гражданских черт личности ребёнка, знакомящие его с историей нашей родины, с её сегодняшней жизнью.

    - также должны находиться 2-3 книги о жизни природы, о животных, растениях. Рассматривая иллюстрации природоведческих книг, ребёнок естественно входит в мир природы, лучше познаёт его тайны и закономерности.

    - на витрине уголка книги должны находиться издания произведений, с которыми в данное время детей знакомят на занятиях. Рассматривание книги даёт ребёнку возможность вновь пережить прочитанное, углубить свои первоначальные представления.

    - особое удовольствие получают дети от разглядывания смешных картинок в юмористических книгах. Весёлые книги С. Маршака, С. Михалкова, Н. Носова, В. Драгуновского, Э.Успенского и многих других писателей с иллюстрациями наших лучших художников обязательно должны быть в уголке книги. Общение с ними не только приносят детям радость, но и полезно им, так как развивает необходимую человеку способность- способность чувствовать и понимать юмор, умение видеть смешное в жизни и литературе.

    - кроме того, в уголок можно иногда помещать интересные, хорошо иллюстрированные книги, которые дети приносят из дома, а также «толстые» книжки.

    Срок пребывания книги в уголке определяется интересом детей к этой книге. В среднем же срок её пребывания в нём составляет 2-2,5 недели. Если к книге интерес утрачен, можно убрать её с полочки, не дожидаясь намеченного срока.

    Кроме книг, в книжном уголке могут находиться разнообразные альбомы для рассматривания. Это могут быть и специально созданные художниками альбомы на определённые темы («Разные звери» Н. Чарушина, «Наша детвора» А.Пахомова и др.), альбомы, составленные воспитателем вместе с детьми из отдельных открыток и рисунков о труде, природе в разные времена года, книгах того или иного писателя и др.

    Для детей 5-6 лет можно организовать дежурство в уголках книги, они выдают книги, отвечают за них, получают книги.

    Кроме чтения и рассказывания воспитателя, применительно к детям старшего возраста используются такие формы работы, как беседы о книгах, организация книжных выставок, беседы о писателях и художниках, литературные утренники.

    Содержанием беседы о книге может быть разговор о ее внешнем виде (обложка с названием, именем автора и художника; листы и страницы, их нумерация; начало и конец); книги пишут писатели и поэты; их печатают в типографии; в них печатаются сказки, загадки, рассказы, стихи.

    Уместен проблемный вопрос: «Почему говорят, что книга – друг человека?» Нужно сказать детям, что книги оформляются разными художниками, рассмотреть несколько книг. В конце беседы можно спросить, какие правила пользования книгой знают дети. Заканчивается беседа эмоционально: чтением веселого рассказа или стихов. Продолжением этой беседы может быть рассказ о том, как делают книги.

    Интересной может быть беседа о писателях и их книгах.

     Цель таких бесед – вызвать у детей интерес к личности того или иного писателя, желание ближе познакомиться с его творчеством, повысить читательскую культуру ребёнка.

    Рассказ воспитателя должен отвечать следующим требованиям:

    Ø факты из жизни писателя должны быть точными и научными;

    Ø изложение должно быть образным, интересным;

    Ø рассказ должен быть доступным дошкольнику, не следует приводить даты (хронология детям не понятна); можно использовать перифразы, например:

    Ø рассказ должен быть близок детским интересам, то есть, рассказать о детстве писателя. Но останавливаться только на детских и юношеских годах писателя – значит не создавать в представлении ребёнка законченной картины;

    Ø рассказ должен быть оснащён богатым наглядным материалом;

    Ø в рассказ нужно обязательно включать вопросы к детям, выявляющие знания детей о произведениях писателя, опыт посещения памятных мест, музеев, просмотра диафильмов;

    Ø особенно важно, чтобы в рассказе звучало личное отношение педагога к творчеству писателя.

    В процессе беседы выясняется, как называют людей, которые пишут рассказы, стихи; каких писателей и поэтов дети знают и какие книги ими написаны, о чем в них рассказывается. Можно рассмотреть с детьми их любимые книги. В конце беседы можно договориться об организации выставки книг какого-то одного писателя или нескольких любимых писателей.

    В старших группах в книжном уголке могут устраиваться тематические выставки книг. Их основная цель – углубить литературные интересы детей, сделать для дошкольников особо значимой, актуальной ту или иную литературную или общественно важную тему.

    Выставки детских книг связывают с юбилеем писателя, с «книжкиной неделей», с литературным утренником. О. И. Соловьева рекомендовала перед поступлением детей в школу устраивать выставку «Наши любимые книги и картины». В ее подготовке принимают участие дети и отдельные родители. Отбор книг должен быть строгим (художественное оформление, разные издания одной книги, внешний вид и т.д.). Выставка может продолжаться не более трех дней, так как интерес к ней детей быстро ослабевает.

    Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДО, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

    Литература:

    1. Асмолов А. Г. «Культурный ген связи времён. Растим сообщество почемучек» (интервью) // «Учительская газета», №29 от 16. 07. 2013г.
    2. Вераксы Н.Е. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования – М.Мозайка-синтез, 2014.-
    3. Дошкольная педагогика: учебник для бакалавров / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева; под общ. ред. Н.В. Микляевой. – М.: Издательство Юрайт, 2013
    4. Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн – проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах Л.Н. Павлова. 2-е изд. – М.: Айресс Пресс, 2007. - 119 с.
    5. Проект Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. – М., 2013г.
    6. Смирнова Е.О. Детский сад. Оценка предметно-развивающей среды. //Дошкольное воспитание.- №4, 2010.  


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Порядок формирования портфолио в соответствии с требованиями Министерства образования и науки Хабаровского края

    Портфолио педагога - индивидуальная папка, в которой зафиксированы, накоплены его личные профессиональные достижения в воспитательно-образовательной деятельности, результаты обучения, воспитания...

    Статья на тему :" Построение развивающей среды в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования"

    Развивающая среда детства – это система условий, обеспечивающая возможность осуществления детской деятельности и предусматривающая ряд базовых компонентов, необходимых для полноценного физического, эс...

    Статья по теме : "Опыт создания модели информационно-образовательной среды с учётом требований ФГОС ДО".

    Статья раскрывает инновационные подходы к организации ППРС с учётом требований ФГОС ДО....

    Модель предметно-пространственной среды в средней группе детского сада, соответствующая требованиям ООП ДО «От рождения до школы».

    В настоящее время детские сады сегодня функционируют и развиваются в условиях нестабильной социально-экономической и образовательной ситуации. Меняются нормативные правовые основы. Это не может не пов...

    ДОКЛАД «Модель выпускника дошкольного учреждения в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования»

    В докладе раскрываются  целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО....

    "Организация и характеристика компонентов предметно-развивающей среды кабинета русского языка в соответствии с требованиями ФГОС ДОО муниципального дошкольного образовательного учреждения «Большеатнинский детский сад».

    Выступление перед педагогами детского сада  на тему:«Организация и характеристика компонентов  предметно-развивающей среды  кабинета русского языка в соответствии с требовани...