Статья по теме : "Опыт создания модели информационно-образовательной среды с учётом требований ФГОС ДО".
статья ( группа) на тему

Статья раскрывает инновационные подходы к организации ППРС с учётом требований ФГОС ДО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_pprs.docx22.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №177»

Статья на тему: «Опыт создания модели информационно-образовательной среды с учётом требований ФГОС ДО»

Подготовил: старший воспитатель

Е.В.Никитина

г. Воронеж 2016г.

Опыт создания модели информационно-образовательной среды с учётом требований ФГОС ДО

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предполагает изменение всей системы, направленной на поддержку позитивной социализации и индивидуализации ребенка. Реализация принципов стандарта будет продуктивной при условии создания новой модели образовательного пространства, в которой выдержаны требования к организации развивающей предметно-пространственной среды и осуществляется отбор средств развития.

Понятие «развивающая предметно-пространственная среда» определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития».

Концепция современного дошкольного образования позволяет нам рассматривать среду как условие для развития и саморазвития личности ребенка. Роль взрослого заключается в правильном моделировании среды, создании информационно-образовательного пространства, которое способствует максимальному раскрытию потенциальных возможностей, стимулирует стремления детей к самостоятельности, мотивирует, поддерживает познавательный интерес. Насыщение окружающего ребенка пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей младшего и старшего дошкольного возраста. В такой среде возможно одновременное включение в активную коммуникативную, речевую и познавательно-исследовательскую деятельность как отдельных воспитанников, так и всех детей группы.

Требования к развивающей предметно-пространственной среде:

- ПРС обеспечивает максимальную реализацию потенциала пространства Организации;

- ПРС должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей;

- ПРС должна обеспечивать реализацию различных образовательных программ;

- ПРС должна быть:        

• содержательно насыщенной (оснащено средствами обучения и воспитания – техническим, спортивным, игровым оборудованием и т.д.)

• трансформируемой (изменение ПРС в зависимости от образовательной ситуации, меняющихся интересов и возможностей детей);

• полифункциональной (разнообразное использование различных составляющих предметной среды);

• вариативной (наличие в группе различных пространств, а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей);

• доступной;

• безопасной.

Для нас актуальна задача совмещения в едином развивающем пространстве традиционных игр, игрушек и современных технологий. Это должно стать отправной точкой для работы над целым направлением создания интерактивной образовательной среды.

Термин «интерактивность» происходит от английского слова, которое в переводе означает «взаимодействие». Учитывая то, что участниками взаимодействия являются взрослый – ребенок (дети), ребенок – ребенок, интерактивность среды раскрывает характер и степень взаимодействия между ними, обратную связь. Благодаря этому интерактивная среда обеспечивает реализацию деятельности ребенка на уровне, актуальном в данный момент, и содержит потенциальную возможность дальнейшего развития деятельности, обеспечивая через механизм «зоны ближайшего развития» (Л.С Выготский) его дальнейшую перспективу.                                                                                                                                

Моделирование развивающей предметно–пространственной среды в ДОО с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка, его склонности, интересы, учитывать уровень активности.

Что должен знать педагог при моделировании развивающей предметно-пространственной среды в группе?

  1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
  2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
  3. Форма и дизайн предметов направлены на безопасность и соответствовать возрасту детей группы.
  4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
  5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
  6. Организуя предметную среду в групповом помещении, необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоциональной сферы. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
  7. Развивающая предметно-пространственная среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной темы.

Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

Таким образом, моделируя развивающую предметно-пространственную среду любой возрастной группы в ДОО, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников образовательного процесса и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда. Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом, среда развивает ребенка только в том случае, если она представляет интерес для ребенка, подвигает его к действиям, исследованию, она должна быть мобильной. Воспитатели должны не только создавать развивающую среду, но и научить ребенка жить в этой среде, чувствовать себя в ней хозяевами, каждому воспитаннику должна быть предоставлена возможность проявить индивидуальность и творчество.

Такой подход позволяет реализовать одну из ведущих стратегий дошкольного образования – индивидуализацию образования.

С целью индивидуализации развивающей предметно-пространственной среды, позволяющей взаимодействовать с ребенком на принципах личностно-ориентированного обучения, и построения системы методической работы, направленной на повышение компетентности педагогов в данном направлении, в нашем дошкольном учреждении сложился опыт создания модели развивающей предметно-пространной среды.

Для реализации данной цели актуально решение следующих задач:

- проанализировать нормативно-правовые основы принципов построения предметно-

развивающей среды ДОО, а также теоретические исследования и практический опыт поданному по вопросу;

- разработать модель предметно-развивающей среды в ДОО и основные принципы ее

организации, с учетом индивидуальных интересов и склонностей воспитанников;

- проектировать образовательные ситуации, совместную деятельность детей и взрослых с использованием инновационных педагогических технологий.

Также важно понимать, что пространство дошкольного учреждения – это единая система педагогической деятельности, обеспечивающая индивидуальную траекторию развития каждого воспитанника. Каждый компонент единого пространства должен быть предназначен для детского коллектива в целом, при этом предоставлять каждому воспитаннику возможность проявлять и демонстрировать свою индивидуальность и творчество. Это особенно важно в аспекте групповой динамики –тенденции дошкольников "заражаться" текущими интересами сверстников и присоединяться к их деятельности.

Индивидуализированная среда служит не только условием развития личности ребенка, но и показателем профессиональной компетентности воспитателя. Педагогу необходимо постоянно импровизировать и в непосредственной, и в опосредованной деятельности.

Проектируя и создавая, систематически преобразовывая развивающую предметно-пространственную среду, направленную на поддержку индивидуальной траектории образования ребенка, педагог постоянно учитывает особенности его развития и опирается на личностно-ориентированную модель взаимодействия между детьми и взрослыми.

Её основные черты таковы: взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над, а вместе!». Его цель – содействовать становлению ребёнка как личности. Это предполагает решение следующих задач:
• обеспечить чувство психологической защищённости – доверие ребёнка к миру, радости существования (психологическое здоровье);
• формировать начала личности (базис личностной культуры);
• развивать индивидуальность ребёнка – не «запрограммированность», содействовать развитию личности.

Определяя средства развития, моделируя среду, педагог руководствуется принципом дифференциации и создает разноуровневую среду. Включая в образовательный процесс такой вид детской деятельности, как конструирование, педагог использует дидактический материал, позволяющий проводить дифференциацию, учитывать зону актуального и ближайшего развития ребенка. Так, например, геометрические кубики «Дуга сектор», «Океан» представляют собой набор из 16 кубиков и 6-ти карточек с заданиями, которые имеют 3 уровня сложности – а, в, с и способствуют формированию умения ориентироваться на плоскости, в двумерном и трёхмерном пространстве, учитывая индивидуальные возможности ребенка.

Также важно подчеркнуть, что мы опираемся на следующие принципы построения развивающей среды:
• принцип дистанции и позиции при взаимодействии;
• принцип активности, самостоятельности, творчества;
• принцип стабильности и динамичности;
• принцип комплексирования и гибкого зонирования;
• принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого;
• принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;
• принцип открытости – закрытости;
• принцип учёта половых и возрастных различий детей.

Комплексирование и гибкое зонирование, динамичность, полифункциональность обеспечиваются творческой позицией педагога в использовании различных составляющих предметной среды, например: детской мебели, мягких, модулей, ширм и т.д. Например, мягкие модули могут служить мебелью для сюжетно-ролевых игр, для игр в «сухом бассейне», а могут выступать в качестве дидактического материала для решения образовательных задач познавательного направления развития – раздела ФЭМП и художественно-эстетического направления развития – раздела конструктивно-модельная деятельность (конструирование). Легко трансформируется пространство, когда мы используем ширму для драматизации сказок взрослыми и детьми, а также для создания уголка уединения или в качестве приспособления для демонстрации наглядного материала.

В заключение хотелось бы отметить, что информационно-образовательное пространство, которое обеспечивает смоделированная взрослым развивающая предметно-пространственная среда, является важным условием развития ребенка и реализации содержания дошкольного образования на качественно новом уровне.

Список используемой литературы:

1.Индивидуализация образования детей дошкольного возраста /авт. Л.В.Михайлова-Свирская-Изд. Просвещение, 2015.

2.Путеводитель по ФГОС дошкольного образования в таблицах и схемах/Под общ.ред.М.Е.Верховкиной, А.Н.Атаровой.-СПб.:КАРО,2014,с.69-74.

3.Сборник федеральных нормативных документов для руководителей дошкольной образовательной организации/авт.-сост. Т.В.Волосовец.-М.:ООО «Русское слово-учебник»,2014,с.236-260.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающая предметно-пространственная среда с учётом требований ФГОС.

Развивающая предметно-пространственная среда группового помещения явля-ется частью целостной образовательной среды дошкольной организации. В рамках современных тенденций развития российского дошкольно...

Создание модели здоровьесберегающей образовательной среды в условиях введения ФГОС ДО

В данной статье представлен опыт работы МБДОУ "ЦРР - детский сад №121" города Воронежа  по созданию  модели здоровьесберегающей образовательной среды...

Консультация для педагогов «Создание развивающей среды дошкольной образовательной организации как средство развития математических представлений детей с учётом требований ФГОС ДО.»

Математика - серьезная и сложная наука, особенно для детей дошкольного возраста. На успешность обучения дошкольников математическим началам влияет не только содержание предлагаемого материала, но такж...

Статья по теме: «Работа с детьми раннего возраста в соответствии с требованиями ФГОС: вопросы здоровьесбережения».

В данной работе раскрываются понятия "инновация", "здоровьесберегающие технологии". Представлены разнообразные формы и методы оздоровления воспитанников, а также условия по решению...

Педсовет на тему: Мастер-класс «Ширмы-трансформеры и карманы-органайзеры как компоненты развивающей среды с учётом требований ФГОС»

Цель: использование нестандартного оборудования в процессе совершенствования развития детей дошкольного возраста.Задачи:обогащать двигательный опыт, развивать креативность в двигательной деятельности...