Главные вкладки

    Консультация для педагогов «Создание развивающей среды дошкольной образовательной организации как средство развития математических представлений детей с учётом требований ФГОС ДО.»
    консультация (подготовительная группа) на тему

    Математика - серьезная и сложная наука, особенно для детей дошкольного возраста. На успешность обучения дошкольников математическим началам влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность ребенка и его познавательную активность. Необходимо организовать педагогический процесс так, чтобы ребенок играл, развивался и обучался одновременно. Поэтому непременным условием развития математических способностей у дошкольников, является обогащенная предметно - развивающая среда.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultatsiya_matematika_i.e.docx22.59 КБ

    Предварительный просмотр:

    Создание развивающей среды дошкольной образовательной организации как средство развития математических представлений детей с учётом требований ФГОС ДО.

                                   

    Консультацию подготовила: Бабушкина И.Э.

    Воспитатель подготовительной «А» группы

    МКДОУ «Д/с №8»

    Развивающая предметно – пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

            Вопрос  организации развивающей предметно – пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ДО) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

            В соответствии с ФГОС ДО, программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными особенностями и возможностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в  самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.

            Создавая предметно – пространственную среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно – образовательного процесса,  дизайн и эргономику современной среды ДОУ и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

    Математика - серьезная и сложная наука, особенно для детей дошкольного возраста. На успешность обучения дошкольников математическим началам влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность ребенка и его познавательную активность. Необходимо организовать педагогический процесс так, чтобы ребенок играл, развивался и обучался одновременно.

     Поэтому непременным условием развития математических способностей у дошкольников, является обогащенная предметно - развивающая среда.

    Под, развивающей предметно-пространственной средой следует понимать естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную в пространстве и времени, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы.

    Активность ребенка в условиях обогащенной развивающей среды стимулируется свободой выбора деятельности. Ребенок играет, исходя из своих интересов и возможностей, стремления к самоутверждению; занимается не по воле взрослого, а по собственному желанию, под воздействием привлекших его внимание игровых материалов.

    Такая среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, а ведь именно оно определяет особенности личностного развития на ступени дошкольного детства.

    Концептуальная модель предметно-пространственной развивающей среды включает в себя три компонента:

    - предметное содержание,

     - его пространственную организацию

    - и их изменения во времени.

    К предметному содержанию относятся:

    • игры, предметы и игровые материалы, с которыми ребенок действует преимущественно самостоятельно или в совместной со взрослым и сверстниками деятельности (например, геометрический конструктор, пазлы);

    • учебно-методические пособия, модели, используемые взрослым в процессе обучения детей (например, числовая лесенка, обучающие книги);

    • оборудование для осуществления детьми разнообразных деятельностей (например, материалы для экспериментирования, измерений).

    Непременным условием построения развивающей среды в дошкольных учреждениях любого типа является реализация идей развивающего образования.

    Развивающее образование направлено прежде всего на развитие личности ребенка и осуществляется через решение задач, основанных на преобразовании информации, что позволяет ребенку проявлять максимальную самостоятельность и активность; предполагает перспективу саморазвития ребенка на основе познавательно-творческой деятельности.

    В старшем дошкольном возрасте важно развивать любые проявления самостоятельности, самоорганизации, самооценки, самоконтроля, самопознания, самовыражения. Характерной особенностью старших дошкольников является появление интереса к проблемам, выходящим за рамки личного опыта. Это находит отражение в среде группы, в которую вносится содержание, расширяющее личный опыт ребенка.

    В группе выделяется специальное место и оборудование для центра по  математическому развитию. В нем находятся игровые материалы, способствующие  познавательному и математическому развитию детей. Это дидактические, развивающие и логико-математические игры, направленные на развитие логического действия сравнения, логических операций классификации, сериации, узнавание по описанию, воссоздание, преобразование, ориентировку по схеме, модели; на осуществление контрольно-проверочных действий, на следование и чередование и др.

    Для организации детской деятельности используются разнообразные  дидактические  игры позволяющие «потренировать» детей в установлении отношений, зависимостей. Соотношение игровых и познавательных мотивов в данном возрасте определяет, что наиболее успешным процесс познания будет в ситуациях, требующих сообразительности, познавательной активности, самостоятельности детей. Используемые материалы и пособия должны содержать элемент «неожиданности», «проблемности». При их создании должен быть учтен имеющийся опыт детей; они должны позволять организовывать различные варианты действий и игр. Эти игры должны быть представлены в достаточном количестве и по мере снижения у детей интереса к ним заменяться аналогичными.

       Для представлений о Количество и счет

    Развитие словесно-логического мышления и логических операций (прежде всего обобщения) позволяет детям старшего возраста подойти к освоению числа. Дошкольники начинают осваивать способ образования и состав числа, сравнение чисел, выкладывают счетные палочки, используют наборы с цифрами от 1 до 10, знаками на каждого ребенка), играют в игру «Числовые домики», «Мои первые цифры» и т.д.

    Для накопления опыта действий со множествами используется разнообразный  раздаточный материал, наборы с геометрическими фигурами, наборы с предметными картинками на каждого ребенка.

                  Для представления о величине

    Используют средства измерения (линейки, полоски и предметы разной величины, весы, мерные стаканчики, сыпучие вещества, камни и т. п.) Всё это активизирует поиск общего и различного, что способствует обобщению представлений о мерах и способах измерения. Материалы, вещества должны присутствовать в достаточном количестве; быть эстетично представлены (храниться по возможности в одинаковых прозрачных коробках, емкостях в постоянном месте); позволять экспериментировать с ними (измерять, взвешивать, пересыпать и т. п.). Необходимо предусматривать представление контрастных проявлений свойств (большие и маленькие, тяжелые и легкие камни; высокие и низкие сосуды для воды).

            Для представлений о форме используются наборы с геометрическими формами, разнообразные развивающие игры (на плоскостное и объемное моделирование), в которых дети не только выкладывают картинки, конструкции по образцам, но и самостоятельно придумывают и составляют силуэты. В старшей группе представлены разные варианты игр на воссоздание («Танграм», «Монгольская игра», «Листик», «Пентамино», «Колумбово яйцо», «Геометрическая мозаика» и др.)

             Для ориентировки в пространстве используются дидактические игры и пособия, которые помогают детям определять где находятся предметы по отношению к себе и по отношению к другим предметам, дети пользуются предлогами (в, на, под, за, вверху, внизу, слева, справа). Учатся ориентироваться  на листе бумаги в клетку, выкладывают из палочек фигуры и т.д.

            Для формирования ориентировки во времени

    Должны быть макеты часов желательно на каждого ребенка,  макет дни недели,  части суток и времена года, развивающие игры «Мои первые часы», «Определи который час» и т.д.

    В старшем дошкольном возрасте дети проявляют интерес к кроссвордам, познавательным заданиям.

    Развитие произвольности, планирования позволяет более широко применять игры с правилами — шашки, шахматы,  игры с фишками, нарды и т. п.

    Работая по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста, важным условием в организации развивающей среды является отбор педагогом игр, игрушек, игрового оборудования, оптимальных с точки зрения количества и качества.      

                 Насыщение предметно - развивающей среды должно быть разумным. Игры должны соответствовать возрасту детей и задачам, которые решаются на данном этапе.

    Педагогу необходимо своевременно изменять предметно – развивающую среду за счёт новых атрибутов, игрушек, игрового оборудования в соответствии с новым содержанием игр. Конечно же, важна и доступность предметно – развивающей среды для детей: игры, игрушки, различные игровые атрибуты должны располагаться не выше вытянутой руки ребенка. Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребёнка.

    Для формирования элементарных математических представлений детей важно создать такую среду и такую систему отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную его умственную деятельность и развивали бы в ребенке именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проектирование непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе с учетом требований ФГОС ДО

    Проектирование непосредственной образовательной деятельности по   речевому развитию  в средней группе с учетом требований ФГОС ДО...

    Предметно - развивающая среда, как средство развития математических представлений детей старшего дошкольного возраста

    В работе описаны принципы построения предметно - развивающей среды и её наполнение. В том числе, дидактические игры и пособия....

    Рассказы цепной организации как средство развития связной речи детей с ОНР

    В презентации представлены этапы работы над рассказами цепной организации с детьми с общим недоразвитием речи. Материал будет интересен учителям-логопедам, учителям-дефектологам, родителям....

    Проект развивающей среды дошкольной образовательной организации, направленной на развитие самостоятельной деятельности детей по теме «Скоро в школу!»

    Проект развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации, направленной на развитие самостоятельной деятельности детей по теме "Скоро в школу!"  ...