Создание модели здоровьесберегающей образовательной среды в условиях введения ФГОС ДО
статья на тему

Куркина Лариса Михайловна

В данной статье представлен опыт работы МБДОУ "ЦРР - детский сад №121" города Воронежа  по созданию  модели здоровьесберегающей образовательной среды

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst1.docx52.44 КБ

Предварительный просмотр:

 Создание модели здоровьесберегающей образовательной среды

в условиях введения  ФГОС ДО

Физкультурно-оздоровительная работа всегда являлась одним из приоритетных направлений дошкольного образования. Актуальность этого направления основана не на простом выборе  учреждения, а на необходимости  вести работу по укреплению здоровья подрастающего поколения.

В связи с этим        одной из главных задач ДОО, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

Ведущие цели физкультурно-оздоровительной работы в детском саду - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.

В нашем дошкольном учреждении педагогами накоплен богатый опыт работы по физическому развитию и оздоровлению дошкольников. Но жизнь не стоит на месте, модернизируется система дошкольного образования. Поэтому возникла необходимость оптимизировать уже сложившуюся систему физкультурно-оздоровительной работы ДОУ, создать модель здоровьесберегающей образовательной системы

Здоровьесберегающая система-это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития физического, интеллектуального и социально личностного здоровья всех её субъектов.

        Опираясь на требования ФГОС ДО, современную нормативно – правовую базу, научно – методические разработки, передовые оздоровительные технологии,  в январе 2015г. коллектив создал        программу «Здоровый малыш». Она стала одним из главных элементов управления оптимизацией оздоровительной деятельности нашего дошкольного учреждения. Программа представляет собой систему мер, способных влиять на состояние здоровья ребёнка. Она базируется на основных принципах основной образовательной программы, реализуемой в детском саду.

 Программа была разработана на основе исходной оценки всей физкультурно-оздоровительной работы в ДОО. Был поведён анализ управленческой системы,  анализ методического, материально-технического, финансового  обеспечения, оценка предметно-пространственной среды, оценка физкультурно-оздоровительной работы в ДОО.

Разрабатывая программу «Здоровый малыш», мы стремились к тому, чтобы разработанная нами система физического воспитания, включая инновационные формы и методы, органически входила в жизнь детского сада, не заорганизовывала бы детей, сотрудников и родителей, а решала вопросы психического благополучия, нравственного воспитания, имела связь с другими видами деятельности, и самое главное, нравилась бы детям..

Цель данной программы: Создание современной модели здоровьесберегающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО.

Задачи: 

  • Обеспечить качественную работу дошкольного учреждения по укреплению и сохранению здоровья детей.
  • Формировать у детей осознанное отношение к своему здоровью.
  • Привлекать родителей к формированию у детей ценностей здорового образа жизни

Были выделены основные напрвления работы ДОУ по здоровьесбережению

  1. приобщение детей к физкультуре и спорту, воспитание потребности в движении и активном образе жизни.
  2. воспитание валеологической культуры
  3. обеспечение эмоциональной комфортности, позитивного психологического самочувствия ребенка
  4. сохранение и укрепление здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ
  5. психолого-педагогическое просвещение родителей с целью формирования знаний об особенностях и своеобразии развития детей, устойчивой потребности в обеспечении своего здоровья и здоровья детей.
  6. создание здоровьесберегающего пространства с целью сохранения и укрепления психического, интеллектуального, социального и физического здоровья детей, организация оптимальной здоровьесберегающей  двигательной развивающей среды.

Для создания целостной системы здоровьесбережения детей в  нашем детском саду важным является организация двигательной развивающей среды.

В физкультурных залах  и бассейне есть необходимое оборудование для оздоровления детей, развития основных видов движений, обучению плаванию, формированию представлений о видах спорта, кабинеты специалистов(логопед и психолог), музыкальный зал, спортивная площадка, участки на улице

Предметно – пространственная среда каждой группы оборудована таким образом, что для детей достаточно места для   двигательной активности , В каждой группе имеются физкультурные центры, где мелкое физкультурное оборудование всегда доступно для детей. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть организованна таким образом, чтобы стимулировать физическую активность детей, побуждать к подвижным играм

Формы организации двигательного режима.

Утренняя гимнастика

Двигательная разминка во время перерыва между занятиями

Динамические паузы во время ООД

Подвижные игры и физические упражнения на прогулке

Индивидуальная работа по развитию движений на прогулке

Оздоровительный бег

Гимнастика после дневного сна в сочетании с контрастными воздушными ваннами

ООД по физической культуре

Самостоятельная двигательная деятельность

Физкультурно-спортивные праздники

Неделя здоровья

Физкультурный досуг

Физкультурно-спортивные праздники

Совместная физкультурно-оздоровительная работа

детского сада и  семьи

 

Успех любой деятельности всегда зависит от грамотно построенного взаимодействия всех субъектов этой деятельности. Кратко о функциях, выполняемых специалистами нашего детского сада

Специалисты ДОО

Функции

Медицинский работник

Проводит лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия, осуществляет контроль режима и качества питания, даёт оценку физического развития и состояния здоровья детей, даёт рекомендации педагогам на основе индивидуальных особенностей детей (какие могут быть особенности? Это дети-аллергики, часто болеющие дети, дети, имеющие хронические заболевания. Ведёт консультирование родителей в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей.

Педагог-психолог

Проводит психопрофилактическую и психодиагностическую работу с детьми, ведёт специальную коррекционную работу с детьми, входящими в группу риска, оказывает методическую помощь воспитателям ив разработке индивидуальных маршрутов развития, повышает уровень психологической грамотности родителей. В настоящий момент  педагогом –психологом реализуется программа по психологическому сопровождению всех участников образовательного процесса «Цветик –семицветик», направленная на оказание помощи одновременно детям,  родителям и педагогам.

Учитель-логопед

Ведёт диагностику речевого развития, составляет индивидуальные планы развития детей, консультирует педагогических работников и родителей о применении логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы, информирует родителей о результатах диагностики, о плане индивидуального развития.

Музыкальный руководитель

осуществляет музыкального и эстетического воспитания детей с учётом психоречевого и физического развития детей

Инструкторы по физкультуре (3 инструктора- непосредственно инструктор по физическому воспитанию, инструктор по коррекции опорно-двигательного аппарата, инструктор по плаванию)

Осуществляют деятельность по укреплению здоровья детей: формированию правильной осанки, физическому развитию, внедряют и обучают детей здоровьесберегающим технологиям, дают рекомендации воспитателям по проектированию индивидуальной работы по развитию физических качеств, укреплению здоровья

Методическая служба

обобщает рекомендации всех специалистов,

разработка планы взаимодействия специалистов и воспитателей, участие в разработке индивидуальных маршрутов развития детей, организацует совместные с семьями воспитанников мероприятий оздоровительной направленности

Воспитатель

 Занимается проведение организованной образовательной деятельности, организацией совместной деятельности взрослых и детей,  самостоятельной деятельности детей, воспитывает  культурно – гигиенических навыки, организует индивидуальную работу с детьми, выполняет рекомендаций специалистов, активно применяет здоровьесберегающие технологии, консультирует родителей о формировании культурно – гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях детей, уровне развития

Родители

обеспечивают преемственность с детским садом в вопросах здоровьесбережения, организации питания, соблюдения режима дня, организации развивающей предметно-пространственной среды, участвуют в проектной деятельности.

В детском саду созданы условия для профессионального развития педагогов: проводятся: семинары, методические объединения по вопросам  приобщения к здоровому образу жизни.  Вопросы  укрепления и сохранения здоровья обсуждаются на педагогических советах, совещаниях. В помощь педагогам разрабатываются рекомендации по различным направлениям работы – режим дня, режим организованной образовательной деятельности, по использованию новых здоровьесберегающих технологий. Проводятся творческие конкурсы по изготовлению нетрадиционного оборудования для игр детей – «Забавные туннели» для пролезания, « Меткие стрелки» для метания, «Удивительные дорожки» для профилактики плоскостопия, «Веселые шнуровки» для развития мелкой моторики.

 В работе с детьми мы используем следующие виды здоровьесберегающих технологий:

Технологии обучения здоровому образу жизни

физкультурные занятия

занятия в бассейне

образовательная деятельность из серии «Школа здоровья»

точечный самомассаж

Технологии сохранения и стимулирования здоровья

динамические паузы

подвижные и спортивные игры

бодрящая гимнастика

пальчиковая гимнастика

дыхательная гимнастика

релаксация

зрительная гимнастика

гидрокинезотерапия в переводе с латыни «гидро»-вода, «кинезо»-движение, «терапия»-лечение. Т.о., гидрокинезотерапия, это лечение движениями в воде, сочетание лечебной гимнастики с элементами плавания. Эта методика позволяет осуществлять коррекцию нарушения опорно-двигательного аппарата, работы сердечно-сосудистой и дыхательной систем, закаливание детского организма. При проблемах с позвоночником гидрокинезотерапия имеет огромное преимущество перед всеми остальными видами коррекции, так как мв воде тело находится в невесомости, мышцы могут полностью расслабиться. Инструктор по плаванию достаточно широко применяет этот вид оздоровления.

В настоящее время всё большее количество детей дома проводят время перед экраном телевизора и монитором компьютера, что влечёт за собой снижение остроты зрения. Поэтому на плечи педагогов ложится задача по увеличению резерва у вспитанников. Воспитателем нашего детского сада Фатеевой ВВ. разработаны цикл занятий для каждой возрастной группы на основе методик Базарного, Бейтса, Аветисова, которую с успехом используют педагоги. Подробнее с данной методикой вы можете ознакомится в статье Использование здоровьесберегающих технологий в профилактике нарушения зрения у детей дошкольного возраста, размещённой на Образовательном портале Воронежской области в Вестнике просвещения.

Коррекционные технологии

ЛФК

музыкальная терапия

сказкотерапия

психогимнастика

В настоящий момент мы активно осваиваем такую технологию, как логоритмическая гимнастика, используя интерактивную развивающую программу для индивидуальных и групповых занятий педагогов с детьми. Занятия логоритмикой одновременно решают две задачи: развивают речь и укрепляют физическое здоровье

Вся физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ проводится в тесном единстве с семьёй.

     Основной целью ДОУ при взаимодействии с семьями является вовлечение родителей в образовательный процесс, в физическое и эмоциональное воспитание детей.

  • Совместные физкультурные досуги, праздники, дни здоровья;
  • Дни открытых дверей, где родители имеют возможность присутствовать на утренней гимнастике, физкультурном занятии;

 В рамках реализации программы «Цветик-семицветик» создан семейный клуб «Здоровый дошкольник» для родителей, объединенных проблемой укрепления и сохранения здоровья ребёнка, В рамках клуба функционирует три секции: «Мамина школа» (ранний возраст), «Непоседы» (дошкольный возраст), «Скоро в школу» (старший возраст), позволяющие объединить родителей по принципу возрастных особенностей детей

Таким образом, модель здоровьесберегающей педагогической системы, созданная в нашем детском соду, состоит из 5 блоков.

1 блок – здоровьесберегающий воспитательно-образовательный процесс, в него входят компоненты-модули:

  1. Реализация здоровьесберегающего подхода в организации воспитательно-образовательного процесса, внедрение здоровьесберегающих программ, методик, технологий.
  2. Реализация индивидуально-личностного подхода в образовании дошкольников, в результате которого снижается закомплексованность и тревожность детей – важнейшие составляющие их психического здоровья.
  3. Оптимизация поспитательно-образовательного процесса

2 блок – физкультурно-оздоровительная работа

Компоненты-модули:

  1. Физкультурно-оздоровительная работа с целью формирования культуры здоровья детей.
  2. Оптимизация двигательной деятельности детей.
  3. Профилактическая работа, которая осуществляется в целях предупреждения заболеваний, функциональных нарушений, вредных привычек.
  4. Коррекционная работа, которая представляет собой мероприятия, направленные на снижение имеющихся у детей отклонений от нормы.

3 блок – здоровьесберегающий методический процесс.

Компоненты-модули:

  1. Методическая работа по здоровьесберегающему направлению.
  2. Проектная деятельность, включающая разработку оздоровительных программ и методических рекомендаций для детей и родителей.
  3. Методическое обучение педагогов с целью повышения уровня их готовности к реализации здоровьесберегающего подхода в образовании дошкольников.

4 блок – система работы с родителями.

Компоненты-модули:

  1. Консультативно-просветительская работа по здоровьесбережению с родителями.
  2. Привлечение родителей к активному сотрудничеству в системе здоровьесбережения.
  3. Проведение совместных праздников, экскурсий и других мероприятий.
  4. организационная работа, включающая организацию родительских клубов.

5 блок – здоровьесберегающее пространство.

Компоненты-модули:

  1. Работа по организации здоровьесберегающей и здоровьеформирующей предметно-пространственной среды для максимальной самореализации детей в области здоровьесбережения в каждой возрастной группе.
  2. Создание в группах центров здоровья.
  3. Использование приобретенного нестандартного оборудования.

Таким образом, мы стараемся решить задачи, которые поставил перед нами Федеральный государственный й стандарт. Результативность нашей работы можно определить по следующим критериям:

  • Снижение заболеваемости и укрепление здоровья воспитанников.
  • Развитие у детей потребности в здоровом образе жизни.
  • Создание атмосферы благоприятного социально-психологического микроклимата для каждого ребёнка.
  • Формирование совместных традиций семьи и детского сада по физическому воспитанию ребёнка.

2. Конспект (рабочий вариант)

«В здоровом теле -  здоровый дух!»

Задача: показать совместную работу педагога-психолога и инструктора по корригирующей гимнастике в рамках экспериментального проекта «По тропинкам здоровья»

Цель: Создание благоприятных психофизических условий для увеличения подвижности позвоночника, правильного взаимоположения всех частей тела и направленной коррекции опорно-двигательного аппарата.

Задачи:

  • Создать развивающую среду, внедряя нестандартное оборудование;
  • Помочь накопить опыт знаний для укрепления  физического и психического здоровья;
  • Стимулировать к включению в процессе двигательной активности, побуждать его к самосознанию, создавать условия для внутренней активности личности;
  • Сформировать навыки саморегуляции поведения дошкольника, направленные на осознанное сохранение и укрепление своего здоровья, что позволит им быть физически, душевно и социально более благополучными при переходе от искусственно структурированной окружающей обстановки ДОУ к ситуациям повседневной жизни.

Оборудвание: проектор, мяч - фитбол,  балансировочная доска-лабиринт , тренажер для глаз прозрачный, цветные речные камушки, волнистая тактильная дорожка, тактильная дорожка для профилактики плоскостопия, гимнастические маты, оборудование «попади в мишень», гимнастические палки.  

Материалы: «свиток», музыка для релаксации, музыку А. Пахмутовой «Богатырская сила», мультимедийное оборудование, богатырская атрибутика.

Ход занятия:

Сегодня мы поговорим с вами о богатырях земли Русской. Некоторые из них жили 1000 лет назад.

Но как же мы о них узнали? Русские люди  слагали былины. Ходили на Русь  сказатели из селения в селение и рассказывали нараспев былину.  Послушайте как сказатель сказывал о богатыре Илье Муромце: Подъехал он ко городу Чернигову. У того ли города Чернигова Нагнано врагов черным черно.. Он как стал-то эту силу великую и конем топтать и копьем колоть, и побил он эту силу великую .

- Какие должны быть богатыри? Ответы.

Психолог: в давние – давние времена большую опасность для русских земель представляли набеги врагов (татар, печенегов.). Они ходили на Русь, разоряли села и деревни, города, забирали в плен людей, увозили с собой награбленное добро. И каждый раз вставали на защиту своей земли богатыри русские. Они сделали целью своей жизни служение своей Родине-Руси.

- Ребята, какие вы знаете пословицы о смелости и отваге русских героев?

Я предлагаю вам сегодня провести настоящую богатырскую тренировку, чтобы стать такими же сильными, смелыми и отважными. Попросим, Ветер Путешествий перенести нас в Древнюю Русь. Пока звучит бубен, вы кружитесь на месте. Когда бубен затихнет, вы остановитесь. Вот мы и в Древней Руси. Перед богатырской тренировкой    проверим  свое здоровье.

Антистрессовый комплекс.

Сначала проверим голову, хорошо ли работает наш помощник - мозг.

Положите одну руку на лоб, вторую - на затылок, закройте глаза, прислушайтесь к тому, что происходит там, внутри.

Поблагодарите мысленно свою голову за то, что она думает. Поблагодарите все вокруг: небо, космос, солнышко, природу - за то, что они помогают нам жить.

А теперь давайте проверим, хорошо ли работают органы внутри нашего тела.

Положите обе руки на поясницу, где живут почки. Закройте глаза, прислушайтесь к тому, что происходит там, внутри.

Поблагодарите мысленно все органы, что живут внутри нашего организма, за хорошую работу.

Откройте глазки. Кто из вас что-то необычное почувствовал внутри? Расскажите.

Инструктор ЛФК:

Здоровье проверили, теперь можно приступать к тренировке

Равняйсь, смирно! Направо! В обход по залу шагом марш!

Раз – два –Раз – два –

По дорожке мы пошли!      Обычная ходьба.

Петлять тропинка начала

Среди высоких трав!     Ходьба змейкой.

По ней шагаем на носках

Головушку подняв!        Ходьба на носках.

Муравьишка по тропинке

На плече несет травинку! Ходьба «гномики».

Чтоб на лошади скакать,

Надо лошадь подковать.  Обычная ходьба.

Эй, кузнец! Молодец!    Ходьба с высоким подниманием колен.

Расковался жеребец!

Ты подкуй его опять!

Отчего не подковать!

Вот - гвоздь,  Поднимают вверх одну руку

Вот - подкова!        Поднимают вверх другую руку

Раз, два – и готово!      Ударяют кулаками друг о друга.

Лошадь подковали

И на ней мы поскакали!     Боковой галоп.

Вот мы кочки увидали,         Прыжки на двух ногах с продвижением вперед.

Через них мы прыгать стали.

Лес красивый увидали

И к нему все побежали!           Бег в среднем темпе.

Переходим на ходьбу, выполняем дыхательные упражнения.

Нужно показать, что мы умеем, проведем богатырскую разминку. В три колонны  шагом марш, берем фитболы.

Упражнения на фитболах.

  1. «Пружинка» - и.п.: сидя на мяче, спина прямая, ноги на ширине плеч, руки на поясе. Легкие покачивания вверх – вниз. (30 сек, следить за осанкой).
  2. «Сова» - и.п.: сидя на мяче, спина прямая, ноги на ширине плеч, руки опущены. Поднять руки в стороны – вверх – в стороны – вниз. (5 – 7 раз).
  3. «Зайка танцует» - и.п.: сидя на мяче, спина прямая, ноги на ширине плеч, руки на поясе. Выпрямить правую ногу вперед, коснуться пяткой пола, вернуться ви.п. То же другой ногой.   ( по 4-6 раз каждой ногой).
  4. «Хитрая лисица» - и.п.: стоя на коленях, мяч перед собой, руки на мяче. Откатывая мяч вперед от себя, наклон туловища вперед, потянуться за мячом. Спина прямая, голова опущена между руками. Вернуться в и.п.  (4-6 раз, темп медленный, на пятки не садиться).
  5. «Самолетик» - и.п.: стоя на коленях, мяч перед собой, руки на мяче. Перекат на мяче вперед на прямые руки, ноги прямые – вверх. И вернуться обратно на колени. (5 – 7 раз).
  6. «Звезда» - и.п.: стоя спиной к мячу в приседе, руки сбоку на мяче. Откатывать мяч от себя, выпрямляя ноги, спина на мяче – выпрямить руки в стороны и задержаться в такой позе несколько секунд. Вернуться в и.п.  (5 – 7 раз).
  7. «Пружинка» - и.п.: сидя на мяче, спина прямая, ноги на ширине плеч, руки на поясе. Легкие покачивания вверх – вниз. (30 сек, следить за осанкой).(Прыжки – «Кто выше» на месте)
  8. Ходьба, сидя на мяче вперед – назад (не отрывая ягодиц от мяча).Пройти как можно дальше. Спина прямая.

Руки верх подняли выше,

Опустили – четко дышим.

Психолог: После хорошей разминки надо подкрепиться. А самая лучшая еда для солдат, для богатырей – это каша. Она силы бойцам прибавляет.

Пальчиковая игра «Каша»

Как в кастрюле каша прела,           Дети водят указательным пальцем правой руки по ладони левой (варят кашу)

И шипела, и пыхтела,

К нам в тарелку захотела.              Прижимают ладони ребром друг к другу и протягивают их вперед.

К каше масло подадим,                  Хлопают одной ладонью по другой.

Всех знакомых угостим.      Протягивают руки вперед.

Приготовьте ложки,                       Поочередно загибают пальцы на каждое имя.

Маша и Антошка,

Валерка и Полинка,

Смешливая Иринка. С поклоном протягивают руки вперед.

Педагог – психолог: ребята огромный камень перекрыл нам дорогу дальше, давайте посмотрим, что на нем написано:

Пойдёшь направо —  Клад найдешь, но обратно домой не вернешься

Пойдёшь налево —   Друзей потеряешь

Пойдешь прямо — Силу, храбрость приобретешь, но испытания преодолеть придется

Основные виды движений: способ поточный (3 раза)

Ребята, мы попали в заколдованный Соловьем-разбойником и Змеем Горынычем лес, но я вам помогу справиться с испытаниями, будьте внимательными и осторожными:

1. Ходьба по канату приставным шагом (лицом вперед)

1 испытание -    Вот - речка на пути

                             Не проехать, не пройти -

                             Соловей, разбойник злой,

                             Мост сломал здесь над рекой

                             По узкой дорожке шагайте,

                             И по ущелью проползайте!

 (Ходьба  и по канату приставным шагом руки в сторону, ползание на четвереньках по  туннелю)

2 испытание -      А дальше кочки на пути -

                                По ним попрыгать вы должны,

                                Сходить с кочек, вам нельзя,

                                Пропасть ждет внизу друзья.                

- Вот на пути нам встретился холодный горный ручеек

  1. Пройти босиком по холодному горному ручейку, на дне которого лежат камушки. Почувствуйте твердость камушков ….
  2. Ручеек впадает в болото. Болото нужно перейти, перепрыгнуть с кочки на кочку.

Психолог: А вот с болота взлетела неведомая птица. Покажите мне как она кричит и машет крыльями.

  1. Восстановим дыхание (дыхательная гимнастика)
  2. А затем богатыри хотят проверить свою меткость (Игра попади в мишень).

Чтобы меткими нам стать,

будем в цель мы попадать

Педагог психолог: Какими еще должны быть богатыри? Ответы…

Педагог –психолог, а еще внимательными.

  1. Педагог ЛФК: упражнение с балансиром, тренажер для глаз.
  2. Проверили богатыри свою меткость и внимание отправились дальше, на пути у них огромная пропасть. Богатырям необходимо пройти по краю пропасти, соблюдая равновесие.  (Ромб из гимнастических палок.)
  3. Подошли  к Ильмень озеру (интерактивный пол игра со льдом). Богатырям необходимо расколоть лед, и разогнать тучи и тем самым прогнать Змея горыныча с земли русской.
  4.  Устали богатыри, легли отдохнуть.  (релаксация под музыку)

- А нам пора домой возвращаться. Ветер Путешествий закружи нас и домой отнеси

Рефлексия занятия.

Спросить у деток, что им понравилось на занятии, что запомнилось, как им было ощущать себя богатырями русскими?

3. Организационно-деятельностная игра

«Педагогический пробег» по теме:

«ЗНАЧЕНИЕИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОУ»

Задача: показать работу по обучению педагогов с целью повышения уровня их готовности к реализации здоровьесберегающего подхода в образовании дошкольников

Участники игры: ведущий, начальник поезда и инструкторы по ФК

Материалы и оборудование: 

три стола и стулья для участников игры;

для эстафет участники могут использовать любой спортивный инвентарь; альбом и карандаши;

касса и разноцветные билеты;

три флажка (красный, желтый, зеленый);

карточки с вопросами;

протокол;

ПРАВИЛА ИГРЫ:

На время игры участники делятся на три команды и рассаживаются за столы согласно купленным билетам (какого цвета билет за такой стол и садится участник).  Инструктора отправляются в путь на поезде и останавливаются на станциях: «Здоровьесберегающая», «Игровая», «Семейная». Начальник поезда предлагает «приезжающим» группам вопросы, обозначенные в путевом листе данной станции. На первой станции участники работают 7 минут, из них 5 минут длится дискуссия, 2 минуты на формирования единого мнения для начальника станции. На второй станции-для организации эстафет даётся 3 минуты, а продолжительность игры не ограничена и победит та команда у которой эстафета была веселей. На третей станции для рисования выделяется 7 минут и побеждает та команда, которая сделает больше рисунков. На каждой станции начальник поезда выставляет командам баллы. После того как все группы побывали на всех трех станциях объявляется перерыв (музыкальная пауза). В это время начальник поезда оформляет единое табло и готовится к выступлению с обобщением материала.

СЦЕНАРИЙ ИГРЫ

Ведущий: Уважаемые коллеги, я предлагаю вам сегодня отправиться в путешествие на поезде под названием «Значение и использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ». Все вы прекрасно знаете, что здоровьесберегающие технологии- это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.

Далее ведущий объясняет правила игры и приглашает участников приобрести билеты в кассе и занять свои места.

Даётся сигнал к началу игры

СТАНЦИЯ «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ»

ЗАДАНИЯ

1. Педагогам предлагается сделать сообщение о пальчиковой гимнастике и ее значении. И продемонстрировать одну две игры со всеми участниками.

Вывод: Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, установили, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Выполняя пальцами различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, что способствует развитию внимания, мышления, памяти, благотворно влияет на развитие речи и готовит руку к письму. Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

    Бобик, Бобик, славный пес (вращение кулаком)

   Белый лобик, черный нос   (показать на лице)

   Бобик, Бобик, лапу дай!     (вытянуть руку вперед)

   Сядь на коврик и не лай!   (погрозить пальчиком)

Стоит в поле Теремок, на двери весит замок (пальцы рук соединены домиком)

Как же нам замок открыть и зверей туда впустить. (развести большие пальцы)

Это – зайчик, (указательный и средний – поднять, остальные сжать)                             Это мышка,  (пальцы сжаты в кулак, мизинец поднять вверх)

Это ежик,      (ладони соединить, пальцы развести)

Это мишка  (руки у головы, пальцы согнуты)

 Стоит в поле теремок, он не низок, не высок  (хлопать в ладони)

2. Педагогам предлагается сделать сообщение на тему «Дыхательная гимнастика» и продемонстрируйте один два комплекса со всеми участниками.

Вывод: От дыхания во многом зависят здоровье человека, его физическая и

умственная деятельность. Тренированность дыхательной мускулатуры определяет физическую работоспособность человека. Лёгкие являются не только органом дыхания, но и выделения, регуляции температуры тела.

Они так же принимают участие в выработке физиологически активных веществ, участвующих в процессе свёртывания крови, обмена белков, жиров и углеводов. Именно поэтому дыхательная гимнастика играет огромную роль в закаливании и оздоровлении детей.

3. Педагогам предлагается сделать сообщение на тему «Физкультминутки для дошкольников» и продемонстрировать одну две физминутки со всеми участниками.

Вывод: Физкультминутки применяются с целью предупреждения утомления на занятиях, связанных с длительным сидением в однообразной позе, требующих сосредоточенного внимания и поддержания умственной работоспособности детей на хорошем уровне.

        Наши красные цветки распускают лепестки.

        (плавно поднять руки вверх)

        Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

        (качание руками влево, вправо)

        Наши красные цветки закрывают лепестки,

        (присели, спрятались)

          Головой качают (наклон головы вправо, влево)

          Тихо засыпают (закрыть глаза).

 Крутим мельницу вперед, а потом наоборот.

(вращение руками вперед и назад)

Наклоняться будем все, будто прыгаем в бассейн.

(наклоны вперед, руки назад)

А потом прогнемся, хорошенько разомнемся.

(Наклоны назад, руки на пояс)

И попрыгать нам пора, мы не прыгали с утра.

(прыжки на месте)

Шаг на месте в заключенье. Это тоже упражненье.

(ходьба на месте)

Руки к верху потянули, вот как славно отдохнули.

(Руки вверх – вдох, руки опустить - выдох).

СТАНЦИЯ «ИГРОВАЯ»

ЗАДАНИЯ

1. организовать эстафету с мячом

2. организовать эстафету с обручем

3. организовать эстафету со скакалкой

УЧАСТНИКИ МОГУТ ФАНТАЗИРОВАТЬ, КАК ХОТЯТ!

СТАНЦИЯ «СЕМЕЙНАЯ»

ЗАДАНИЯ

1. нарисовать полезные и вредные продукты

2. нарисовать предметы домашнего обихода, которые могут представлять опасность для детей

3. нарисовать героев сказок и мультфильмов, которые иллюстрируют здоровый образ жизни.

Ведущий: Вот наш поезд приехал в страну Кваквандию. Приглашаю всех выйти из вагонов и немного размяться! Пока идет музыкальная пауза начальник поезда подводит итоги.

 Педагогу предложено добавить в игру станцию ОБУЧАЮЩАЯ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по созданию инновационной модели развивающей образовательной среды

Проект по созданию инновационной модели развивающей образовательной среды....

Итоговая работа по экспериментальной деятельности в МБДОУ «Детский сад №2 «Чулпан» п.г.т. Кукмор» по теме «Создание здоровьесберегающей образовательной среды в условиях образовательного учреждения»

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение«Детский сад комбинированного вида №2 « Чулпан»  п.г.т. Кукмор»Кукморского муниципального района Республ...

Статья по теме : "Опыт создания модели информационно-образовательной среды с учётом требований ФГОС ДО".

Статья раскрывает инновационные подходы к организации ППРС с учётом требований ФГОС ДО....

Проект «Создание системы работы по развитию речи дошкольников посредством образовательной среды в условиях образовательной программы дошкольного учреждения»

Данный проект является дополнением к существующей основной общеразвивающей программе, которая разрабатывалась главным образом усовершенствованная программа по развитию речи.Целью разработки проекта ст...

Выступление "Создание современной здоровьесберегающей образовательной среды"

Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье ребенка — это важнейший труд воспитателя.В. А. Сухомлинский...

Доклад на тему:Дошкольная образовательная организация как эффективная модель инклюзивной образовательной среды в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Дошкольная образовательная организация как эффективная модель инклюзивной образовательной среды в условиях реализации ФГОС дошкольного образования...