Проект «Создание системы работы по развитию речи дошкольников посредством образовательной среды в условиях образовательной программы дошкольного учреждения»
проект по развитию речи

Малова Ася Александровна

Данный проект является дополнением к существующей основной общеразвивающей программе, которая разрабатывалась главным образом усовершенствованная программа по развитию речи.

Целью разработки проекта стало создание системы работы по развитию речи дошкольников как средства формирования коммуникативной компетенции, используя образовательную среду в условиях образовательной программы дошкольного учреждения.

Для решения данной цели были поставлены следующие задачи:

- создать эффективную систему управления проектом, включающую мониторинг и коррекцию деятельности, механизмы оценки результативности (в том числе – промежуточной результативности) проекта;

- создать систему речевого развития дошкольников в рамках образовательной области «Речевое развитие»;

- совершенствовать предметно-развивающую среду для речевого развития у дошкольников;

- оценить результативность реализации проекта;

- подготовить на основе полученных материалов методические рекомендации для педагогов дошкольного образовательного учреждения;

- популяризировать инновационный опыт.

В создании и реализации проекта участвуют администрация детского сада, воспитатели и родители.

Реализация проекта  проходит в три этапа по следующим направлениям:

•         совершенствование предметно-развивающей среды, направленной на речевое развитие дошкольников;

•         создание информационно-методической базы по речевому развитию дошкольников;

•         систематизация применения инновационных технологий по речевому развитию;

•         организация работы по повышению педагогической компетентности родителей в речевом развитии дошкольников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_razvitie_rechi_microsoft_word.docx165.2 КБ

Предварительный просмотр:

http://www.cartoonswallpapers.net/wallpapers/cinderella-birtay-party-ideas-wallpaper-iphone.jpg


Краткая аннотация проекта

Данный проект является дополнением к существующей основной общеразвивающей программе, которая разрабатывалась главным образом усовершенствованная программа по развитию речи.

Целью разработки проекта стало создание системы работы по развитию речи дошкольников как средства формирования коммуникативной компетенции, используя образовательную среду в условиях образовательной программы дошкольного учреждения.

Для решения данной цели были поставлены следующие задачи:

- создать эффективную систему управления проектом, включающую мониторинг и коррекцию деятельности, механизмы оценки результативности (в том числе – промежуточной результативности) проекта;

- создать систему речевого развития дошкольников в рамках образовательной области «Речевое развитие»;

- совершенствовать предметно-развивающую среду для речевого развития у дошкольников;

- оценить результативность реализации проекта;

- подготовить на основе полученных материалов методические рекомендации для педагогов дошкольного образовательного учреждения;

- популяризировать инновационный опыт.

В создании и реализации проекта участвуют администрация детского сада, воспитатели и родители.

Реализация проекта  проходит в три этапа по следующим направлениям:

•        совершенствование предметно-развивающей среды, направленной на речевое развитие дошкольников;

•         создание информационно-методической базы по речевому развитию дошкольников;

•        систематизация применения инновационных технологий по речевому развитию;

•        организация работы по повышению педагогической компетентности родителей в речевом развитии дошкольников.

Для реализации проекта требуются следующие ресурсы:

Основные расходы

Всего

Имеется

Требуется

Оборудование:

- моноблок;

- лазерный принтер

40000 руб.

15000 руб.

40 000 руб.

00,00

00,00

15000 руб.

Всего по оборудованию

55000

40000

15000 руб.

Методические материалы:

- плакаты по тематическим проектам;

- раздаточные материалы;

- настольные игры

2000 руб.

5000 руб.

10000 руб.

00,00

2000 руб.

2000 руб.

2000 руб.

3000 руб.

8000 руб.

Всего по методическим материалам

17000 руб.

4000 руб.

13000 руб.

Расходные материалы:

- диски с видеоматериалами по групповым тематическим проектам;

- канцтовары для изготовления книг, театров и настольных игр

2000 руб.

5000 руб.

00,00

00,00

2000 руб.

5000 руб.

Всего по расходным материалам:

7000 руб.

00,00

7000 руб.

Финансовые расходы:

- на повышение собственной компетенции;

- на организационные взносы в конкурсах

10000 руб.

2100 руб.

5000 руб.

2100 руб.

5000 руб.

00,00

Всего по финансовым расходам:

12100 руб.

7100 руб.

5000 руб.

Итого

91100 руб.

51100 руб.

40000 руб.

В результате реализации проекта качественно изменится работа педагогов, которые смогут эффективно решать задачи речевого развития дошкольников. В дальнейшем будет продолжена работа по:  

- совершенствованию программы по развитию коммуникативных способностей у дошкольников младшего и старшего дошкольного возраста;

- расширению  и обновлению содержания учебно-дидактического комплекса для старших дошкольников;

- разработке учебно-дидактического комплекса для детей младшего дошкольного возраста;

- открытию  консультационного центра для родителей детей, не посещающих образовательное учреждение  по вопросам формирования коммуникативной компетенции дошкольников.

Описание учреждения (организации)

Наше дошкольное образовательное учреждение расположено в Ленинском районе г. Новосибирска. Данное учреждение оказывает образовательные услуги с 1986 года. С 2015 г. Наше дошкольное учреждение работает по основной образовательной программе, написанной на основе примерной программы «Открытия» под редакцией Е.Г.Юдиной.

Данная программа предусматривает создание предметной пространственной развивающей среды. А именно, разделение ее на субпространства, называемые центрами активности. Помещение каждой группы детского сада условно разделено на 6 центров: манипулятивный, литературный, сюжетно-ролевой, строительный, «Накука. Песок и вода», «Искусство». В каждом из центров ведется работа по развитию речи.

Для усовершенствования работы в данном направлении требуется привлечение современных технических средств, новейших приемов и методик.

Постановка проблемы

На сегодняшний день — образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. Растет количество детей, развитие речи которых затруднено уже в раннем возрасте. А в старшем дошкольном возрасте речь односложная, состоящая лишь из простых предложений. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи.

Проблема низкого речевого развития актуальна и для нашего детского сада (приложение 21).

Успех в речевом развитии ребенка дошкольного возраста зависит от многих факторов: уровня профессиональной подготовки воспитателя, от его умения верно определить соответствующие приемы воздействия, обеспечить индивидуальный подход к ребенку с учетом его личностных особенностей, а так же от правильно организованной образовательной среды группы. Согласно ФГОС ДО, развивающая предметно пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Поэтому, мы решили создать систему работы по развитию речи дошкольников посредством образовательной среды в условиях образовательной программы дошкольного учреждения.

Цель и задачи проекта

Целью нашей работы стало: создание системы работы по развитию речи дошкольников как средства формирования коммуникативной компетенции, используя образовательную среду в условиях образовательной программы дошкольного учреждения.

Для решения данной цели были поставлены следующие задачи:

- создать эффективную систему управления проектом, включающую мониторинг и коррекцию деятельности, механизмы оценки результативности (в том числе – промежуточной результативности) проекта;

- создать систему речевого развития дошкольников в рамках образовательной области «Речевое развитие»;

- совершенствовать предметно-развивающую среду для речевого развития у дошкольников;

- оценить результативность реализации проекта;

- подготовить на основе полученных материалов методические рекомендации для педагогов дошкольного образовательного учреждения;

- популяризировать инновационный опыт.

Обоснование актуальности проекта

Дети – любознательные, спонтанные, конкретно мыслящие существа, стремящиеся получить доступ к миру взрослых. Главный ключ к этому миру  - речь.

Развитие речевой деятельности является одной из важных задач дошкольной педагогики. Об этом свидетельствует ФГОС ДО, где результаты освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. На этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, выражать свой мысли и желания, выделять звуки в словах. Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте.

Готовность к реализации проекта

Для реализации данного образовательного проекта повысили собственную компетентность в речевом развитии дошкольников посредством работы в центрах активности групп. А также, составлены перспективные планы работы с детьми  в центрах активности по речевому развитию дошкольников.

Для совершенствования предметно-развивающей среды в группах создан центр активности «Литературный», который способствует развитию речи дошкольников. Также, в данном центре родители воспитанников получают квалифицированную педагогическую помощь по вопросам развития речи. Проводятся мастер-классы по изготовлению книг своими руками, настольных и пальчиковых театров, настольных речевых игр, мнемотаблиц. На родительских собраниях знакомим родителей с новыми приемами и методами по развитию речи, которые применяем в своей работе.

Создание информационной базы по речевому развитию дошкольников находиться в стадии разработки.

Этапы, содержание и методы реализации проекта

Реализация проекта  будет проходить в три этапа по следующим направлениям:

  • совершенствование предметно-развивающей среды, направленной на речевое развитие дошкольников;
  •  создание информационно-методической базы по речевому развитию дошкольников;
  • систематизация применения инновационных технологий по речевому развитию;
  • организация работы по повышению педагогической компетентности родителей в речевом развитии дошкольников.

Совершенствование предметно-развивающей среды, направленной на речевое развитие дошкольников

При организации предметно-пространственной развивающей среды в группе руководствуемся требованиями ФГОС ДО, а именно – «развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы».

Развивающая среда построена с учётом требований и принципов образовательной программы ДОУ: наличие центров активности, оснащённых согласно теме, возрасту детей, их интересов и индивидуальным возможностям. Индивидуализация достигается за счет учёта личного уровня развития каждого ребёнка и планирования соответствующих видов деятельности, которые, в свою очередь, гарантируют каждому ребёнку возможность добиться успеха, реализовать потребность в признании.

Помещение группы разделено на небольшие субпространства - центры активности (Приложение 1): «Литературный», «Искусство», «Строительный». «Сюжетно-ролевой», «Наука», «Манипулятивный», «Песок и вода», «Юный инженер».

Места для спокойных и шумных центров разделены таким образом, чтобы дети не мешали друг другу, поскольку шум отрицательно влияет на уровень тревожности, креативность и способность концентрироваться.

Наполняемость центров активности происходит в рамках тематических проектов (Приложение 2). Каждый центр промаркирован и подписан. В центрах расположена памятка для родителей, в которых описаны возможные виды деятельности в данном центре.

Литературный центр отвечает за речевое развитие детей. Внимательный и ответственный подбор воспитателями материалов в этом центре способствует развитию естественного стремления детей к постоянному речевому общению, развитию уверенной связной речи и обогащению словаря.

Наполняемость центра включает книги, сказки, энциклопедии, различные театры, настольные и дидактические игры по развитию речи, а также книги и игры, сделанные своими руками.

Для познавательного развития в группе создан экспериментальный центр «Наука. Песок и вода», Строительный центр, Манипулятивный центр.

Обучение детей происходит через собственный опыт детей, пробы и открытия. Это один из самых важных принципов нашей работы. Принцип познания через собственные действия и открытия выдерживается в программе при работе во всех без исключения видах деятельности.

Создание информационно-методической базы по речевому развитию дошкольников

В ходе проектной деятельности нами создается методическая база по речевому развитию. Она включает в себя диагностические карты (приложение 3) по речевому развитию, комплексно-тематическое планирование тем (приложение 4), картотеку дидактических игр по речевому развитию (приложение 5), картотеку пальчиковых и артикуляционных гимнастик (приложение 6), копилку настольных речевых игр (приложение 7), картотеку мнемотаблиц (приложение 8), копилку настольных и пальчиковых театров (приложение 9), сделанных своими руками.

Систематизация применения инновационных технологий по речевому развитию

Формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования определяются целевыми ориентирами, среди которых можно отметить следующий: «ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности».

Современный выпускник дошкольного учреждения должен использовать вербальные и невербальные средства общения, владеть диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми. Диалогическую речь необходимо формировать еще со второй младшей группы, и продолжать её развитие до выпуска в школу. Важным условием успешности обучения в школе является умение активно вступать в речевое взаимодействие и инициативно высказываться в ходе общения. Так как данные виды коммуникативных умений позволяют получать информацию и налаживать отношения с окружающими. Тем самым развивая речевую и познавательную активность детей.

Ярким показателем наличия познавательных интересов детей являются вопросы. Вопросы детей – показатель роста и развития детской мысли, являются также «проводником педагогического воздействия». Вопросы имеют тем большее значение для характеристики ребенка и воздействия на него, чем моложе ребенок, чем меньше он развит.

В нашем дошкольном учреждении применяются различные методы для формирования умения грамотно задавать вопросы и отвечать на поставленный вопрос.

А именно, во время утреннего сбора на этапе «Новости» дети рассказывают всей группе о событиях личной жизни (приложение 10), своих достижениях и отвечают на вопросы своих друзей. Так же во время «Информационной части» дети отвечают на вопросы взрослого, а так же задают свои вопросы. И во время вечернего сбора, когда делятся впечатлениями от проделанной работы в центрах активности в первой половине дня. Эта работа проводится ежедневно в каждой возрастной группе.

В свое работе применяем еще один метод формирования умения отвечать на вопрос. Это методика "Загадки" программы "ПРОдетей". Требованием нашей образовательной программы является задавать детям только открытые вопросы (для того чтобы дети могли рассуждать). Как же быть с закрытыми вопросами, ведь они встречаются в повседневной жизни? Отвечая на данные вопросы только «да» или «нет» дети учатся читать. Как же это происходит?

На наш взгляд эти вопросы можно начать задавать еще во второй младшей группе, предварительно выделив для них отдельное место для стенда вопросов. На данном стенде расположить вопрос и иллюстрацию, передающую содержание вопроса. А также, фотографии и имена детей, а рядом место для ответа на вопрос. Ввести условное обозначение для детей (например, красный круг – «нет», зелёный круг – «да»). Взрослый задаёт детям вопрос, после чего каждый ребёнок самостоятельно выбирает ответ и крепит рядом со своей фотографией.

Продолжая работу в данном направлении, в средней группе заменить условные обозначения на карточки с ответами «да» и «нет».

Вопросы для детей можно задавать разной направленности, например, по теме группового проекта, о времени года, о правилах поведения в группе, о погоде и т. д.

В старшей группе предложить детям самостоятельно записать ответ на вопрос.

А также, в ходе работы по данной методике дети самостоятельно стали придумывать их, сначала зарисовывать, а после и записывать. Данная форма работы очень понравилась детям, в связи с этим некоторые проявили интерес самостоятельно проводить работу со своей загадкой (Приложение 11). Воспитателю остается только записывать высказывания детей.

Данная работа позволит сформировать у детей самостоятельность, творческую активность, способность обосновывать свой ответ и принимать точку зрения других детей, а также коммуникабельность. А, вследствие чего, можно сделать вывод, что у ребенка развито сократовское мышление.

Также, особое место отводится письменно речи. Для того используем методику «Моделирование письма». Данная методика направлена на ознакомление детей с действием планирования и  на ознакомление детей с рядом общих и конкретных принципов, лежащих в основе чтения и письма. В ходе работы дети овладевают  общими представлениями о функциях письменной речи, а также усваивают конкретные правила перевода устного сообщения в письменное (Приложение 12).

Устное сообщение можно записать графически в виде картинок или символов. Записанное сообщение можно прочитать, при этом при каждом прочтении сохраняется общий смысл сообщения, но он может выражаться разными словами. Общий смысл сообщения воспроизводится одинаково всеми, кто его читает

Устное сообщение можно записать словами. Записанное сообщение можно прочитать, при этом при каждом прочтении воспроизводятся те же самые слова в том же самом порядке. Это не зависит от того, кто это сообщение читает. Читаются только те слова, которые написаны.

Для развития диалоговой речи используем методику «Парные коммуникации» программы «ПРОдетей». В игре «Почитай-послушай» дети учатся контролю и планированию, работая со сверстником. Карточки-подсказки помогают детям оставаться в роли «читателя» или «слушателя», «делающего» и «проверяющего» (приложение 13).

В ходе сюжетно-ролевой игры отводим особое значение речевому диалогу (Приложение 20).

В старшем дошкольном возрасте особое внимание отводим защите собственных проектов (Приложение 14). Дети знакомятся с научным текстом. С помощью взрослого стараются обосновать актуальность, учатся формулировать цель своей работы, описывают материалы, которые использовали.

Организация работы по повышению педагогической компетентности родителей в речевом развитии дошкольников

Задача современного детского сада – выстроить подлинные партнерские отношения, с разделением «зон ответственности», с пониманием того, что «родители – главные воспитатели», и что «в помощь семье создана сеть дошкольных образовательных учреждений» (Закон РФ «Об образовании», ст.18).

Одна из задач нашей работы – вовлечь родителей в дела группы, НОД, проекты, реализующиеся в группах.

Практика показала, что вовлечение семьи приносит пользу и детям, и детскому саду, и, прежде всего, самим родителям. Они чувствуют себя продуктивными, энергичными, причастными к образованию своего ребенка. Физическая вовлеченность позволяет им сформировать новые умения, забыть о беспокойствах, познакомиться с другими людьми, повеселиться и посмеяться.

Наблюдение за своими детьми на фоне других детей позволяет им понять, что все дети разные, что нужно не сравнивать своего ребенка с другими, а видеть и оценивать его развитие раньше и теперь.

Свою работу с родителями начинаем со знакомства и с образовательной средой и программой ДОУ. Данная работа проходит в виде семинара-практикума (приложение 15), в ходе которого знакомим с приемами развития речи в ходе игры в каждом центре активности.

Далее на информационном стенде предлагаем родителям формы участия в проектной деятельности по развитию речи в ходе реализации группового проекта. Это могут быть книги (приложение 16) и настольные речевые игры, сделанные своими руками, семейные макеты и поделки, которые дети презентуют. Так же предлагаем разучить пальчиковые гимнастики, стихи, загадки, физминутки по теме проекта.

Особое значение придаем участию родителей в НОД (приложение 17). На утреннем сборе родители могут познакомить детей со своей профессией. А также поиграть в сюжетно-ролевую игру по данной тематике и познакомить с профессиональным речевым диалогом.

Родители проводят мастер-классы в ходе проектной деятельности по изготовлению книжек и настольных речевых игр своими руками.

Неотъемлемой частью работы с родителями является участие в литературных конкурсах (приложение 22) с их помощью.

Рабочий план реализации проекта

Подготовительный этап

Задача

Мероприятия

Ответственный

Сроки

Создать

эффективную

систему

управления

проектом,

включающую

мониторинг и

коррекцию

деятельности,

механизмы оценки

результативности

(в том числе –

промежуточной

результативности)

проекта

Определение

результатов

реализации проекта

для всех участников

образовательного

процесса

Воспитатели творческой группы:

Самойлова О.А.,

Малова А.А.,

Ятченко Н.П.

05.2015-08.2019

Разработка критериев

эффективности

проекта

Воспитатели творческой группы

05.2015-08.2019

Разработка системы

мониторинга по

определению

эффективности

реализации проекта

Воспитатели творческой группы

05.2015-08.2019

Оформление

необходимого

материала:

авторских игр,

дидактических

карточек, схем и т.д.

Воспитатели творческой группы

05.2015-08.2019

Подбор

методической,

справочной

литературы

Воспитатели творческой группы

05.2015-08.2019

Подготовить и

оснастить центр активности «Литературный» в группе

Воспитатели творческой группы

05.2015-08.2019

Основной этап

Задача

Мероприятия

Ответственный

Сроки

Создать систему речевого развития дошкольников в рамках образовательной области «Речевое развитие»

Реализация перспективного плана образовательной

Деятельности в рамках тематических проектов по

образовательной

области

«Речевое развитие»:

- в непосредственной

деятельности;

- в режимных

моментах;

- в самостоятельной деятельности;

- во взаимодействии с

семьей

Воспитатели творческой группы

Родители

Воспитанники

09.2015-05.2019

Реализация проектной деятельности с последующей презентацией

Воспитатели творческой группы, родители, воспитанники

09.2015-05.2019

Внедрение в образовательный процесс инновационных методов и способов развития речи

Воспитатели творческой группы

02.2017-05.2019

Совершенствовать предметно-развивающую среду для речевого развития у дошкольников

Систематическое

пополнение

центров активности группы образовательными

ресурсами (в том

числе –

собственными)

Воспитатели творческой группы, родители, воспитанники

09.2015-05.2019

Обеспечить эффективное

использование

системы речевого развития дошкольников в образовательном процессе

Проведение открытых

занятий, мероприятий

Воспитатели групп

09.2015-05.2019

Мониторинг

эффективности:

-динамика уровня

достижений

воспитанников;

-результативность участия педагогов и

воспитанников в

конкурсах, проектах,

и т.д.;

-анкетирование

родителей

Воспитатель

09.2015-05.2019

Промежуточная оценка эффективности проекта, коррекция

деятельности по

применению системы в случае необходимости

Воспитатель

В течении всего проекта

Заключительный этап

Задача

Мероприятия

Ответственный

Сроки

Оценить результативность реализации проекта

Определение результативности

реализации проекта путем анализа данных мониторинга

Воспитатели творческой группы

05.2019

Оформление результатов проекта

Воспитатели творческой группы

05.2019-08.2019

Подготовить на основе полученных материалов методические рекомендации для педагогов дошкольного образовательного учреждения

Выпуск информационно-методического

пособия по итогам

реализации проекта

Воспитатели творческой группы, старшие воспитатели

05.2019-08.2019

Популяризировать инновационный опыт.

Обмен инновационным опытом работы в данном направлении с коллегами на местном, районном, городском, федеральном, всероссийском и международном уровнях

Воспитатели творческой группы

В течении реализации проекта

Прогнозируемые результаты деятельности

В результате реализации проекта «Создание системы работы по развитию речи дошкольников посредством образовательной среды в условиях образовательной программы дошкольного учреждения» будет:

- создана эффективная система управления проектом, включающая мониторинг и коррекцию деятельности, механизмы оценки результативности (в том числе – промежуточной результативности) проекта;

- создана система речевого развития дошкольников в рамках образовательной области «Речевое развитие»;

- совершенствована предметно-развивающая среда для речевого развития у дошкольников;

- подготовлены методические рекомендации для педагогов дошкольного образовательного учреждения;

- популяризирован инновационный опыт (приложение 23).

На наш взгляд, данный проект позволит создать оптимальные условия речевого развития посредством работы с инновационными методиками.

Промежуточные результаты реализации данного проекта представлены в приложении 18.

Практическая значимость результатов

Цель педагогического проекта - создание системы работы по развитию речи дошкольников как средства формирования коммуникативной компетенции, используя образовательную среду в условиях образовательной программы дошкольного учреждения. Одной из задач для реализации поставленной цели является совершенствование предметно-развивающей среды для речевого развития. Для этого в группе создан центр «Литературный», который в ходе реализации проекта будет совершенствоваться. На данном этапе Литературный  центр включает в себя следующие материалы (фабричного изготовления и сделанные своими руками):

- разные виды театров;

- ширмы;

- книги;

- настольные игры;

- уголок для книгопечатания;

- мнемотаблицы;

- ребусы;

- магнитные доски и буквы;

-алфавит;

-слова по теме.

Данный центр эффективно используется и пользуется спросом у детей.

На наш взгляд данный центр создает оптимальные условия для становления и развития речи у детей.

Критерии и показатели эффективности реализации проекта

Исходя из того, что цель проекта – создание системы работы по развитию речи дошкольников как средства формирования коммуникативной компетенции, используя образовательную среду в условиях образовательной программы дошкольного учреждения, встает вопрос об определении критериев эффективности.

Критериями, позволяющими оценить ход реализации проекта, будут являться:

Критерий диагностики

Показатель оценки

Повышение компетентности по речевому развитию у дошкольников всех участников образовательного процесса

Степень участия, уровень квалификации педагогов и родителей

Совершенствование предметно-пространственной среды

Абсолютные величины

Задействованность родителей в совершенствовании предметно-пространственной среды

Мониторинг (проценты)

Открытость образовательного процесса

Степень удовлетворенности родителей

Речевое развитие у детей посредством НОД

Абсолютные величины (на основе анализа диагностических карт речевого развития дошкольников)

(Приложение 18)

Оценка степени эффективности речевого развития дошкольников складывается из сбора сведений по итогам промежуточного и итогового анализа. Он включает оценку проекта всеми участниками образовательного процесса: педагог, родители и дети.

Оценка проекта педагогом складывается в ходе мониторинга соблюдения графика работы, поступления ресурсов. А также в ходе оценки сформированности речевого развития дошкольников и контент-анализа. Данная оценка формируется на основе наблюдения за детьми в ходе деятельности в центрах активности.

Оценка проекта родителями складывается в ходе анкетных опросов и тестирования (Приложение 19).

Оценка проекта детьми складывается в ходе интервью детей.

На основе анализа оценки проекта всеми участниками проекта можно говорить о степени эффективности данного проекта.

В ходе реализации проекта возможны следующие риски:

Вид рисков

Возможные риски

Механизмы минимизации негативного влияния

Внутренние

Отсутствие квалифицированных специалистов дошкольного образования

Развитие сетевого взаимодействия и социального партнерства

Нарушение сроков реализации проекта

Продление сроков реализации проекта

Нарушение договорных отношений между ДОУ и семьёй

Урегулирование отношений между ДОУ и семьёй

Ресурсы (бюджет проекта)

Программа проекта включает обучение педагогов, разработку обучающихся материалов и организацию групповых игр по развитию речи. Для этого необходимо привлечение следующих ресурсов:

Основные расходы

Всего

Имеется

Требуется

Оборудование:

- моноблок;

- лазерный принтер

40000 руб.

15000 руб.

40 000 руб.

00,00

00,00

15000 руб.

Всего по оборудованию

55000

40000

15000 руб.

Методические материалы:

- плакаты по тематическим проектам;

- раздаточные материалы;

- настольные игры

2000 руб.

5000 руб.

10000 руб.

00,00

2000 руб.

2000 руб.

2000 руб.

3000 руб.

8000 руб.

Всего по методическим материалам

17000 руб.

4000 руб.

13000 руб.

Расходные материалы:

- диски с видеоматериалами по групповым тематическим проектам;

- канцтовары для изготовления книг, театров и настольных игр

2000 руб.

5000 руб.

00,00

00,00

2000 руб.

5000 руб.

Всего по расходным материалам:

7000 руб.

00,00

7000 руб.

Финансовые расходы:

- на повышение собственной компетенции;

- на организационные взносы в конкурсах

10000 руб.

2100 руб.

5000 руб.

2100 руб.

5000 руб.

00,00

Всего по финансовым расходам:

12100 руб.

7100 руб.

5000 руб.

Итого

91100 руб.

51100 руб.

40000 руб.

Для реализации проекта были привлечены средства из фонда развития и поддержки детского сада. Также мы находимся в поиске дополнительных источников финансирования.

Функционал участников проекта

Для разработки и реализации данного проекта привлечено большое количество субъектов в процесс дошкольного образования с целью речевого развития дошкольников. Данные субъекты условно разделены на группы:

Целевые группы участников

Субъекты проекта

Содержание деятельности

Организаторы

Администрация детского сада

Нормативно-правовое обеспечение, координация процесса реализации проекта, мониторинг результативности

Реализаторы (непосредственные)

Педагоги детского сада

Интеграция в образовательном процессе всех видов деятельности. Ориентация на самостоятельную деятельность детей. Изучение запросов родителей

Реализаторы (опосредованные)

Родители

Поддержка ребёнка и педагога в реализации проекта. Взаимодействие с детьми для речевого развития. Создание домашнего развивающего пространства для речевого развития. Обмен опытом по организации деятельности, направленной на речевое развитие ребёнка

Дети

Взаимодействие с детьми, педагогом и родителями в центрах активности  группы. Стремление к речевому развитию

Участники реализации образовательного проекта образовательной организации:

Ф.И.О. сотрудника

Должность, образование

Функционал специалиста образовательной организации в проекте

1

Теплякова Мария Сергеевна

Заведующий, высшее

Руководитель, координатор проекта, куратор проекта

2

Сизикова Татьяна Геннадьевна

Заместитель заведующего по УВР, высшее

Эксперт проекта

3

Федорова Татьяна Юрьевна

Старший воспитатель, высшее

Эксперт проекта

4

Самойлова Ольга Александровна

Воспитатель, высшее

Разработчик проекта, участник проекта

5

Малова Ася Александровна

Воспитатель, средне-специальное

Разработчик проекта, участник проекта

6

Ятченко Наталья Петровна

Воспитатель, высшее

Разработчик проекта, участник проекта

Перечень источников

  1. С.М. Оберемок. Общие основы проектирования. Новосибирск – 2004.
  2. ФГОС ДО.
  3. Примерная основная образовательная программа ДО «Открытия». Научный руководитель А. Г. Асмолов. Под редакцией Е. Г. Юдиной.
  4. Примерная основная образовательная программа ДО «ПРОдетей». Под редакцией Е.Г. Юдиной.
  5. Алексеева М.М. Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. - М.: Академия, 2000.
  6. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. -- М.: Мозаика-Синтез, 2000.
  7. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / Сост. С. Г. Бочаров, примеч. С. С. Аверинцев и С. Г. Бочаров. М.: Искусство, 2003.
  8. Белоус Е. Развитие речи и фонематического слуха в театрально-игровой деятельности // Дошкольное воспитание. - 2009. - №7. - С. 66-70.
  9. Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре. - М.: Просвещение, 2002.
  10.  Ветчинкина Т. Игровая деятельность как средство коррекции речевых нарушений у дошкольника // Учитель. - 2009. - №3. - С. 14-15.
  11.  Выготский Л.С. Педагогическая психология - М.: Педагогика, 1991.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

система работы над развитием связной речи в процессе организованной образовательной деятельности у детей с ЗПР

обобщён материал об особенностях формирования связной речи у детей с ЗПР, показана система работы по коррекции и формированию связной речи у детей данной категории....

Описание опыта работы по созданию системы раннего математического развития детей дошкольного возраста в условиях МБДОУ «Математические развивашки»

Цель: повышение качества обучения и стимулирование познавательной активности детей через использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.Задач...

«Создание системы работы по развитию познавательных процессов детей с ОВЗ посредством использования информационно коммуникативных технологий».

Описаны возможности использования ИКТ с детьми ОВЗ,направления коррекционно-развивающей работы с детьми....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Создание системы ранней социализации личности в условиях ДОО посредством художественно-эстетического развития детей»

ПРОЕКТ«Создание системы ранней социализации личности в условиях ДОО посредством   художественно-эстетического развития детей»...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Создание системы ранней социализации личности в условиях ДОО посредством художественно-эстетического развития детей»

ПРОЕКТ«Создание системы ранней социализации личности в условиях ДОО посредством   художественно-эстетического развития детей»...

ПРОЕКТ «Создание системы ранней социализации личности в условиях ДОО посредством художественно-эстетического развития детей»

laquo;Создание системы ранней социализации личности в условиях ДОО посредством   художественно-эстетического развития детей»...