Описание опыта работы по созданию системы раннего математического развития детей дошкольного возраста в условиях МБДОУ «Математические развивашки»
статья по математике на тему

Табакова Марина Николаевна

Цель: повышение качества обучения и стимулирование познавательной активности детей через использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.

Задачи:

- Формировать базисные математические представления, речевые умения;

- формирование приемов логических операций дошкольников (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия), умения обдумывать и планировать свои действия.

- развивать воображение, креативность мышления (умение гибко, оригинально мыслить);

- развивать  гармонично, сбалансировано у детей эмоционально-образное и логическое начало;

-  содействовать развитию самостоятельности в своем  выборе;

-  овладение математической терминологией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty_statya_riro_-_kopiya.doc377.5 КБ

Предварительный просмотр:

Описание опыта работы по созданию системы раннего математического развития детей дошкольного возраста в условиях МБДОУ «Математические развивашки»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 26»

Система раннего математического развития детей дошкольного возраста «Математические развивашки»

Воспитатель Табакова Марина Николаевна

Цель: повышение качества обучения и стимулирование познавательной активности детей через использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.

Задачи:

- Формировать базисные математические представления, речевые умения;

- формирование приемов логических операций дошкольников (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия), умения обдумывать и планировать свои действия.

- развивать воображение, креативность мышления (умение гибко, оригинально мыслить);

- развивать  гармонично, сбалансировано у детей эмоционально-образное и логическое начало;

-  содействовать развитию самостоятельности в своем  выборе;

-  овладение математической терминологией.

Математика…выявляет порядок,

симметрию  и определенность.

А это важнейшие виды  прекрасного.

Аристотель

Взрослые не перестают удивляться, как много может усвоить, запомнить ребенок в первые годы жизни. Период дошкольного детства относительно всей жизни человека недолог, а как он насыщен познанием! Каждый день приносит ребенку что-то новое, неизведанное; становится близким и понятным ранее недоступное. Поток информации  в окружающей жизни огромен и велик, и эта лавина обрушивается на маленького человека. На многие вопросы малыш  находит ответ, идя путем проб и ошибок, постигая закономерности:  с легкостью можно прокатить предмет, имеющий форму шара, нежели предметы, имеющие углы, легкий предмет подбросить легче, чем тяжелый,   каждый гость получит угощение, если количество гостей и подарков совпадет и многое другое….

Воспитатель старается сформировать у ребенка определенное отношение к миру, поэтому важно понимать, не только то, что дает то или иное знание малышу, но и насколько оно трудно для выполнения. Если ребенок столкнется  с рядом проблем, которые ему не под силу, это напугает  юного математика.  Вводя дошкольников в мир математики, важно показать им присутствие чисел в мире природы, наполнить представление о каждом числе живыми ассоциациями. Малыши должны познавать в игре и не догадываться, что это математика, и тогда они будут ждать  чего-то особенного и волшебного.

Математика играет большую роль не только в умственном воспитании, но и  в развитии интеллекта. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Родители должны  с малых лет знакомить ребёнка с математикой, чтобы он впоследствии мог ею овладеть в совершенстве! Ребёнок растет, и каждый день слышит много для себя нового, в частности, слова, обозначающие количество, название величин, единицы измерения разных величин, названия разных геометрических фигур и их свойств и много другой математической информации.

А если с самого начала предоставить ребёнку возможность познакомиться с математикой, подружиться с ней, увидеть в ней интересную игру а, точнее, игры, где надо что-то угадывать, придумывать, переделывать, как тебе хочется и так далее, познавать что-то новое, необычное.

 В МБДОУ «ЦРР-детский сад № 26» создана и успешно реализуется система раннего математического развития дошкольников «Математические развивашки». Девиз нашего учреждения  в данном направлении - «Математиком будет каждый!». Для реализации данного направления, в объеме превышающем Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования,  разработана дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа логико-математического развития дошкольников «МиллимЭтры».  Программа носит социально-педагогическую направленность, рассчитана на 2 года обучения, возраст обучающихся 3 – 5 лет.

В нашем учреждении, согласно реализуемой  системе раннего математического развития дошкольников, детей окружает специально созданная пространственно-развивающая среда:

  • в холле вас встретят «Математические ступени»;
  • в группах – математические Центры, насыщенные развивающими  и дидактическими пособиями;
  • подборка занимательных  математических видеофильмов и презентаций;
  • на 2 этаже – математический холл, оснащенный  медиа-оборудованием, шкафами для пособий, мебелью для проведения специализированных занятий, сенсорными игрушками;
  • на улице – зона развивающих подвижных игр «Умный дворик».

«Умный дворик» - это игры на развитие логики, памяти. Дети здесь с огромным интересом проводят время: проходят лабиринты, играют в шашки и шахматы, здесь игры на ориентировку в пространстве, игры с цифрами.  Играя, дети становятся более усидчивыми и  внимательными. Часто вечером дети ведут на это игровое поле своих родителей, и игра начинается сначала.

В детском саду функционирует объединение дополнительного образования «МиллимЭтры», которое посещают 70 % детей младшего и среднего дошкольного возраста.  Наши занятия мы начинаем со слов:

 «Математику, друзья, не любить никак нельзя».

Очень важно, чтобы педагог сам был влюблен в царицу наук и умел привить эту любовь детям. Математика оказывается «по зубам» только  тем, у кого действительно есть желание  найти правильное решение, то есть докопаться до истины.

Традиционным стало проведение Математического Чемпионата среди всех занимающихся по программе детей. Это позволяет провести срезовое исследование математического развития дошкольников на достаточно большой выборке детей. Игровые задания разработаны отдельно по каждой возрастной группе и соответствуют возрастным возможностям детей. Итоги Чемпионата подводятся на итоговом математическом празднике.  Особый восторг вызвал у детей математический КВН. Дети  соревновались разных возрастов(2 младшая и средняя группы), у каждой команды был девиз, который помогал вести команду к победе. Дети переживали и помогали друг другу, что сплачивало ребят еще больше. Дети младшего возраста тянулись за старшими, а старшие  следили за ответами младших  и помогали им. В конце всех участников ждали  шоколадные медали.

Обучение математике детей  младшего дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Мы  всегда помним, что интерес у детей вызовет игра не слишком трудная и не слишком легкая. Легкое задание вскоре станет не интересным,  и ребенок потеряет интерес.  С каждым разом детям  предлагаются более сложные задания, в этом случае они приносят пользу и радость детям. Дети на занятиях располагаются  таким образом, чтобы «сильные» дети находились рядом со «слабыми» и оказывали им помощь, если это необходимо. Например, знакомя  детей с формой, стараемся, чтобы малыши не только запомнили название геометрических фигур, но и получили представления о многообразии  форм в природе. На каждого ребенка раздаются геометрические фигуры (деревянные, пластмассовые, картонные), которые он может потрогать, сравнить, построить из них ( елка, дом, башня, снеговик и т.д.) и сделать правильный вывод. Дошкольник обращает внимание на признаки предмета, которые он видит (форма, цвет) или ситуацию, которая ему знакома ( магазин, в который он ходит с мамой, дорога, по которой он ходит каждый день ), но ребенок не находит взаимосвязи между этими признаками и не может объединить это все в более общее понятие. Вследствие этого ребенок во время рассуждения руководствуется внешними признаками.  Большая часть детей могут различать основные цвета  и формы, поэтому первые игры  даются на классификацию этих признаков, затем игры на группировку предметов,  которые предполагают различение и называние соответствующего цвета или признака формы. При ознакомлении малышей с формой и цветом я делю группу на подгруппу (8 – 10человек). Обязательно в группе должны быть и активные дети и пассивные, от этого зависит успех в обучении. Активно используем блоки Дьенеша, кубики, игрушки, счетные палочки, палочки Кюизинера,  дополнительные  карточки. Часто для игры беру самые простые игрушки, которые есть в детском саду: кубики, машины, куклы.  Каждое занятие стараемся превратить в сказку. Наличие  сказочного персонажа обязательно. Дети помогают персонажу исправить допущенные ошибки и найти верное решение. Дети  ощущают себя волшебниками и очень нужными, следовательно, справляются с заданием. Дети могут рассказывать свои предположения и давать ответы не воспитателю, а медвежонку или мышке, которые сидят у него на столе.

Вначале занятия должна быть интрига, которая заинтересует малышей и заставит быть внимательным и активным.  Знакомство с цифрами проходит путем ощупывание самой цифры, сделанной из пластмассы, наждачной бумаги, глины и других материалов. В процессе этого вида деятельности у детей  развиваются двигательная и зрительная память, мышление, внимание, речь. Учимся штриховать и обводить, составлять цифры  при помощи счетных палочек.  Это учит детей аккуратности, точности движений, в ходе выполнения задания дети уточняют знания о цвете, расположении на листе бумаге, ориентироваться в пространстве. Для  развития воображения ищем сходство, играя в игру «На что похожа цифра?». С более слабыми детьми изучая цифры, иногда прибегаю к методике Глена Домана. Запоминаем количество кружков, которые разбросаны на карточке, затем ребенок  соотносит количество кружков с цифрой. При решении задачи четко проговаривает действия вслух (один плюс один равно два) и показывает два кружка. Чтобы закрепить знания, полученные на занятиях, необходимо проводить с детьми игры и в течение всего дня. Это могут быть беседы, в которых воспитатель уточняет, кто носит белую одежду, что можно слепить из красного пластилина; можно ли цветом изобразить чувства человека и т. д. Во время сюжетно – ролевых игр можно использовать только определенные цвета или необходимое количество предметов, показывать карточки с цифрами, а малыш может принести нужное количество предметов.  

Каждый ребенок может попробовать себя в роли педагога.  С большим удовольствием малыши  выходят к доске или к песочному столику и рисуют цифры мокрым пальцем, рассказывают стихи. Так же в работе с детьми используется большое количество коллективных игр, что позволяет сплотить детский коллектив в единую группу, сп  особный решать задачи более высокого уровня. Часто на  используем пластилин и цветную бумагу, пусть дети составляют геометрические фигуры из палочек, вырезают, лепят, рисуют. В  работе применяются  разнообразные формы проведения  занятий: от путешествий до занятий с элементами драматизации. Проводим «вкусные» занятия, где наглядным пособием бывают фрукты и овощи, конфеты и печенье. Дети с большим желанием отправляются в путешествие, где угощают зайчат и медвежат лакомством, делят конфеты между куклами, а в конце с удовольствием получают сладкий приз. Избегаю отрицательных оценок, если у ребенка, что-то не получилось, оцениваю ребенка не только с точки зрения успеваемости. Учу детей спокойно реагировать на неудачу и поражение в игре. Каждое занятие поощряется небольшим бонусом: наклейка в тетрадь, похвала, приз, флажок на стол, как самому активному и т. д.

Обязательно на занятиях есть место физминутке. Это не просто забавные стихи с движениями, а упражнения под веселую музыку Железновой, задания на сообразительность, где дети не только  отдыхают, но и думают, «включая» смекалку и сообразительность.

Конечно же, активное участие в образовательном процессе принимают родители, наши самые настоящие союзники. Родители бывают частыми гостями на наших занятиях, где  наравне с детьми строят из геометрических фигур, решают сложные задачи,  строят из песка цифры, лабиринты и находят пары ,потерявшейся картинке. Родители с большим удовольствием помогают нам в изготовлении  математических ковриков, пазлов, цветной мозаики, лабиринтов. Для родителей существует папка – передвижка, где можно ознакомиться с математическими играми, специальной литературой для детей, новыми технологиями и новинками в математическом мире.

Обучение математике не должно быть скучным занятием для ребенка. Детская память избирательна. Ребенок усваивает только то, что его заинтересовало, удивило, обрадовало или испугало. Он вряд ли запомнит что-то неинтересное, даже если взрослые настаивают. Только любовь и ласка поможет ребенку усвоить и понять новое.

Игра помогает сделать  любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, создает  радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

В дидактических играх ребенок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует по предметам по тем или иным признакам, производит доступный ему анализ и синтез, делает обобщение.

Дети очень активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических упражнений. Ищу веселые задачки и стихотворения к каждому занятию, так как при положительных эмоциях весь материал гораздо легче усваивается. Задачки Г.Остера дети всегда ждут и решают гораздо быстрее, нежели задачи из повседневной жизни. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. В том случае, когда занимательная задача доступна ребенку, у  него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность. Ребенку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру,  короткую дорогу,   преобразовать  и это увлекает его.

Используемые в программе дидактические игры по формированию математических представлений можно разделить на следующие группы:

 1. Игры с цифрами и числами

 2. Игры путешествие во времени

 3. Игры на ориентирование в пространстве

 4. Игры с геометрическими фигурами

 5. Игры на развитие логического мышления

Актуальность  внедрения системы раннего математического развития дошкольников «Математические развивашки» обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий.

Какие преимущества получит ребенок, играя:

- развиваются внимание, память, мышление;

- ребенок учится ставить цели и достигать их;

- повышаются креативность и творческий потенциал;

- ребенок учится делать выбор и принимать самостоятельные решения;

- начинает ценить свой труд и творчество, вырабатывает адекватную самооценку;

-учится работать в коллективе, доказывать свое решение, оспаривать неправильное.

Интегрируя занятия математикой с танцами, чтением и рисованием мы:

  • Облегчаем усвоение информации. Помогаем ребенку усвоить материал с помощью движения, слуха, зрения, подключая к этому положительные эмоции, возникающие в процессе игры, мы обеспечиваем малышу прочное запоминание любого материала.
  • Предотвращаем утомляемость, так как малыш имеет возможность переключаться с одной игры на другую.
  • Создаем условия для комплексного развития ребенка.  Музыкальные, ритмические и пальчиковые игры – это основа для развития речи, рисование развивает моторику и образное мышление, а сочетаясь с математическими понятиями, ритмика становится еще полезней.
  • Актуализируем и закрепляем полученные знания. Ребенок имеет возможность применить полученные знания в привычных играх. Так новые знания становятся для детей значимыми и применимыми.

        Сюжетность совместной игровой деятельности и специально подобранные игры-задания способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления), мотивируют деятельность ребёнка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач.

Создавая игровую ситуацию, необходимо  привлечь внимание детей, удерживать его; побуждать интерес к занятию, к изучаемому материалу. Особенно детям нравятся занятия с использованием блоков Дьенеша, палочек Кюизенера, развивающих игр: "Сложи узор", "Уникуб", "Кубики для всех", "Танграм", "Дроби", "Волшебный круг", различных головоломок, лабиринтов, математическое лото.

        При выборе дидактического материала, игр, пособий для занятий учитывается   особенности разноуровнего развития детей, что помогает осуществлять необходимую коррекцию для позитивного продвижения в развитии каждого ребенка.

        Ожидаемый результат

Ожидаемые результаты реализации системы раннего математического развития дошкольников «Математические развивашки»  ориентированы не только на сформированность отдельных математических представлений и понятий у детей, но и на развитие умственных возможностей и способностей, чувства уверенности в своих силах, интереса к познанию, стремления к преодолению трудностей, интеллектуальному удовлетворению.

Дидактический материал и техническое оснащение:

  1. Логические блоки Дьенеша.
  2. Цветные счётные палочки Кюизенера.
  3. Дидактические игры и пособия, наборы геометрических фигур, счётного материала, карточек-схем, цветные карандаши и т.д.
  4. Медиа-ресурсы: (магнитофон, телевизор, экран, проектор)
  5. Авторские развивающие игры.
  6. Сенсорные игрушки и оборудование для пескотерапии.

         В  программе логико-математического развития дошкольников «Миллимэтры» используются некоторые элементы   парциальной программы Л. Г. Петерсон  «Игралочка», учебно-методических пособий: «Математика в детском саду» В. П. Новиковой, Е.В.Колесниковой « Я считаю до  пяти».

         Согласно  реализуемой в МБДОУ «ЦРР-детский сад № 26» системе раннего математического развития дошкольников «Математические развивашки», главной целью современного математического образования дошкольников является формирование у детей основ математической культуры и готовности личности к непрерывному самообразованию и практическому применению математических знаний. 


Приложение 1.

Зона развивающих подвижных игр

«Умный дворик»

Вкусные математические игры

Палочки Кюизенера

Авторские развивающие пособия

Математический праздник
«В гости к Пятерочке»

Наши занятия и игры

Литература и ресурсы.  

1.Михайлова З.А., Носова Е.А. «Логико-математическое развитие дошкольников». ООО « Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013

2.Михайлова З.А. Издательство «Просвещение»,1985

http://lib.convdocs.org/docs/index-113032.html

http://shkolnie.ru/matematika/27207/index.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы по математическому развитию детей дошкольного возраста

Основными целями, задачами были: формирование количественных и пространственных представлений, которые являлись важным условием полноценного развития ребёнка на всех этапах дошкольного детства. Они сл...

Представление моего педагогического опыта работы по самообразованию по теме: «Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста»

Детство – это летний ветер,Парус неба и хрустальный звон зимы.Детство – это значит дети!Дети – это значит мы! ”Актуальность темы обусловлена тем, что личностные качества ребёнка формируются в активной...

Тема опыта работы: «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста».

Началом работы по теме опыта стало проведение мониторинга уровня сформированности игровых умений. Данные показали, что у 11% детей – низкий уровень, средним уровнем обладают – 55%, 33% - имеют высокий...

Опыт работы по развитию математических способностей детей дошкольного возраста на базе МБДОУ «Детский сад № 91»

Здравствуйте, уважаемые коллеги. В данной публикации я рада поделиться с вами своим опытом работы по развитию математических способностей детей по программе "Математические ступеньки". Здесь...

Тема опыта работы: «Здоровьесберегающие технологии как средство физического развития детей дошкольного возраста»

Тема опыта работы: «Здоровьесберегающие технологии как средство физического развития детей дошкольного возраста»...

Статья на тему: ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ МБДОУ

Художественно-эстетическое развитие раскрывается в статье, как одно из необходимых условий развития личности ребенка. Рассматриваются формы и направления работы для осуществления эффективного и полноц...

Обобщение опыта работы воспитателя по теме самообразования «Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста посредством художественно-творческой деятельности»

Актуальность проблемы сенсомоторного развития дошкольников заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с "живого созерцания", с ощущения и восприятия в целом предме...