Представление моего педагогического опыта работы по самообразованию по теме: «Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста»
консультация (средняя группа) на тему

Романько Елена Николаевна

Детство – это летний ветер,

Парус неба и хрустальный звон зимы.

Детство – это значит дети!

Дети – это значит мы! ”

Актуальность темы обусловлена тем, что личностные качества ребёнка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx19.08 КБ

Предварительный просмотр:

Представление моего педагогического опыта работы по самообразованию по теме: «Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста»

Детство – это летний ветер,

Парус неба и хрустальный звон зимы.

Детство – это значит дети!

Дети – это значит мы! ”

Актуальность темы обусловлена тем, что личностные качества ребёнка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра.

ЦЕЛЬ:

развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста.

ЗАДАЧИ:

  • развитие речи детей;
  •  учить детей действовать в уме;
  •  приобретение детьми опыта совместной интеллектуально – творческой деятельности;
  •  вызвать интерес у детей в образовательной деятельности

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

  • развитие речи детей;
  •  умение действовать в уме;
  •  развитие логического мышления;
  •  развитие произвольных процессов;
  •  развитие представлений об окружающем мире.

Давно доказано, что каждый ребенок от рождения наделен огромным умственным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность ребенку достигать больших высот в своем развитии.

1. Самое главное создать положительный психологический настрой.

А как это сделать давайте попробуем вместе:

Я ребенок, ты ребенок

У меня нос, у тебя нос

У меня щечки гладкие

У тебя щечки гладкие

У меня губки сладкие

У тебя губки сладкие

Я твой друг, ты мой друг

Мы очень любим друг друга.

Ну, вот положительный настрой создан, можно продолжать.

2. Не менее важно, чтобы ребенок развивался гармонично. А для этого нужно развивать не только умственные способности, но одновременно и физические, и творческие способности. Давайте подробнее остановимся на интеллектуальных и умственных способностях:

• Развитие мелкой моторики рук, которое повышает уровень организации мышления ребенка.

Какими методами и приемами я пользуюсь?

1. Игры с разрезными картинками и пазлами.

2. Игры с мелким конструктором.

3. Дорисовывание узоров.

4. Игры с крупами.

5. Пальчиковые игры - эта форма оригинальна и интересна:

• Развиваем память.

Как я это делаю:

1. Запоминание небольших стихотворений, текстов.

2. Игры «Что изменилось? », «Чего не стало? » Цель: помочь детям запомнить названия некоторых предметов мебели и их деталей (спинка, сиденье, ножки, полки); обратить их внимание на сходство ряда предметов (стул — кресло — табурет и т. д.); учить правильно согласовывать слова в предложении (убрали большое кресло; не стало большого кресла).

3. Игры на запоминание карточек - картинок.

4. Игры – тренировки (таблица из нескольких фигур, время запоминания 15 с) .

• Развитие восприятия.

Для этого использую в своей работе:

1. Игры на поиски формы, похожей на предмет «Что на что похоже? »

2. Игры-опознания «Силуэты», «Сколько предметов спряталось на картинке? » и др.

3. Игры-дорисовывания «Дорисуй картинку» - угадать, что нарисовано и дорисовать до целого.

• Развитие мышления. Наглядно – образное.

Использую:

  • - Игры-обобщения: «Назови одним словом» (картинки и слова).
  • Игры-классификации: «Что лишнее?» (слова и картинки), с объяснениями. Желательно подбирать задания на исключение по нескольким параметрам – форма, величина, цвет; игра «Разложи на две группы» - разложить, без пояснений, карточки с изображением

Логическое.

Использую:

1 игры и упражнения на составление рассказов по серии картинок сначала нужно правильно расположить картинки. Рассказ должен быть связанным, иметь начало и конец, поощряется упоминание эмоциональных состояний героев, присвоение им имен.

2 логические игры «Продолжи ряд». «Заполни пустоты» и др.

• Развитие воображения.

Здесь можно использовать те игры, которые мы использовали при развитии восприятия, но самым главным, я считаю, является упражнение, когда ребенок может фантазировать сам. Например: «Нарисуй несуществующее животное» или придумай и нарисуй несуществующий предмет, а далее идет уточнение, какой предмет: посуды, мебели и т. п.

• Развитие внимания.

Оно у детей дошкольного возраста не велико 12-20 секунд на привлекательных картинках.

1. Игры с изменениями «Что изменилось? »

2. Игры с убиранием предметов «Чего не стало? »

3. Игры такого характера как «Веселый регулировщик» - я шагаю вправо, вы поднимаете левую руку, я шагаю влево, вы поднимаете правую руку. Вперед – один хлопок, назад – два хлопка.

2. Работа с родителями.

Сейчас я говорила о том, какими методами и приемами пользуюсь при развитии умственных способностей, но без помощи родителей добиться хороших результатов очень сложно. Я считаю, что в ребенке может укорениться лишь то, что сформировано в семье, а значит - основой успеха являются родители. Вы, наверное, обратили внимание, я везде использую в основном игровые методы работы, потому что именно в играх ребенок легко и быстро запоминает то, что может ему показаться скучным и неинтересным.

Неведомый мир обширный,

Детям открою я весело.

Самая в мире мирная –

Это моя профессия!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию на тему "Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с ПДД"

План работы на целыйгод по самообразованию для воспитателей д/с. Содержит цель, задачи , используемую литературу и описание работы по месяцам....

План работы по самообразованию на тему «Познавательное развитие ребёнка дошкольного возраста через игровую деятельность»

План работы по самообразованию на тему «Познавательное  развитие ребёнка дошкольного возраста через игровую деятельность» на 2010-2015 годы...

Тема опыта работы: «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста».

Началом работы по теме опыта стало проведение мониторинга уровня сформированности игровых умений. Данные показали, что у 11% детей – низкий уровень, средним уровнем обладают – 55%, 33% - имеют высокий...

Тема опыта работы: «Здоровьесберегающие технологии как средство физического развития детей дошкольного возраста»

Тема опыта работы: «Здоровьесберегающие технологии как средство физического развития детей дошкольного возраста»...

Отчет по самообразованию по теме «Интеллектуальное развитие детей старшего возраста»

Представленный отчет по самообразованию,составленный по индивидуальному плану в соответствии с заявленной темой. в котором указаны мероприятия для достижения поставленной цели....

Самообразование на тему: Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста через организацию формы взаимодействия «педагог-дети-родители»

Данный проект рассчитан на детей дошкольного возраста и затрагивает актуальный вопрос интеллектуального развития дошкольников.Проект призван формировать у воспитанников элементы интеллектуального созн...