Презентация опыта работы «Пособие фразовый конструктор как средство развития детей дошкольного возраста».
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Федотова Наталья Владимировна

Презентация опыта работы

«Пособие фразовый конструктор как средство развития детей дошкольного возраста».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rmo_fpedsovet.docx20.64 КБ

Предварительный просмотр:

Добрый день уважаемые коллеги.

Использование в играх занимательного наглядного материала при работе с дошкольниками – один из основных залогов успешного обучения детей абстрактным понятиям. Ребенку не просто осознавать, что такое звук, слово, предложение, если объяснения педагога не подкрепляется иллюстративным материалом.

        Использование в играх практических приемов позволяет наглядно показать суть этих понятий и их назначение, так как основной формой деятельности дошкольников является наглядно-практическое.

        Предлагаю вашему вниманию игру, фразовый конструктор.

Фразовый конструктор – это наглядная опора для высказываний. «Опираясь на глаза» - ребенок формирует способность планировать и проговаривать последовательность слов. Таким образом, работа с детей дошкольного возраста идет не на заучивание слов и предложений, а на формирование языковой способности.

«Фразовый конструктор» представляет собой альбом, где на липучках прикреплены картинки и основы предложений.

Игра «Фразовый конструктор» имеет несколько вариантов, отличающихся по степени сложности, поэтому её используют в развивающей и коррекционной работе с детьми от трёх до семи лет.

В игре может принять участие как один ребёнок, так и группа детей.

В ходе увлекательного игрового процесса дети научатся составлять предложения различного типа:

- из двух слов, в которых подлежащее является существительным единственного или множественного и сказуемое, в виде глагола прошедшего, настоящего или будущего времени;

- из трёх слов, где дополнением является существительное единственного или множественного числа винительного падежа без предлога;

- из четырёх слов, где определением является прилагательное, согласованное с дополнением.

При составлении предложений дети используют существительные, относящиеся к различным лексическим темам.

У фразового конструктора есть несколько правил.

1. Вводим фразовый конструктор с известными ребенку словами. Минимальный порог ввода: 100 существительных+10 глаголов (в данном пособии  160 существительных и 40 глаголов).

2. Вводим части речи по онтогенезу. Начинаем с фраз существительное+глагол: "машина едет", "попугай летает", далее можно взять "существительное+глагол+существительное": "Девочка рисует цветок", "Кошка ест рыбу", а затем добавлять прилагательные, предлоги и союзы, числительные, местоимения.

3. Если мы даем глагол, лучше обозначать его черно-белой пиктограммой. Все пиктограммы должны заранее, до работы, обговорены  с детьми.

Примерные цели работы с конструктором.

С чего же начать работу с данным пособием:

- ребенок должен составлять двусоставные предложения на основании фразы взрослого: "Машина едет", "Кошка ест", подбирая к одной картинке вторую (помогаем ребенку по методу рука-в-руке, а потом убираем подсказку);

- ребенок должен составлять двусоставные предложения на основании фразы взрослого, подбирая к одной картинке вторую из набора в 3 картинки;

- ребенок должен составлять двусоставные предложения на основании фразы взрослого, подбирая оба слова из двух отдельных наборов "глаголы" и существительные" по 3 картинки;

- ребенок должен составлять двусоставные предложения на основании фразы взрослого, подбирая оба слова из 5 доступных вариантов для каждого из двух слов, все варианты лежат в одном наборе;

- переходим к предложениям из трех слов и т. п.

- ребенок по собственной инициативе составляет предложения.

Благодаря фразовому конструктору решаются следующие задачи:

1.        Расширять и активизировать словарный запас.

2.        Учить строить простое двусоставное нераспространённое предложение.

3.        Развивать логическое мышление.

4.        Учить изменять глаголы по лицам и времени.

5.        Учить распространять простое двусоставное предложение дополнением в форме винительного, дательного и творительного падежей.

6.        Учить правильно употреблять предлоги.

7.        Учить отвечать на вопросы распространёнными предложениями, опираясь на картинку.

8.        Развивать зрительное восприятие, память м мышление.

Данное пособие хорошо использовать в логопедической работе,  кроме того, в работе с детьми с нарушениями речи.

Кроме составления предложений можно делить слова на слоги, выделять местоположения звука, считать количества букв, описывать предмет

По моему мнению, фразовый конструктор, удобный функциональный, трансформируемый помощник в речевом развитии детей дошкольного возраста.

А сейчас давайте не много поиграем.

Первая игра «Мостик». В данной игре воспитатель выкладывает перед ребенком по очереди две карточки. Задача ребенка – найти слово, которое связало бы эти два изображенных на карточках предмета, являясь как бы «мостиком» между ними. Выбор слов следует обосновать. Например, даются слова: «бабушка» и «торт». «Мостиком» могут быть следующие слова: «купила», «испекла», «принесла» и т. д.

Для вас педагоги два слова девочка и парк, бабочка и панама, мама и салат.

Втора игра «Кто? Что?» Воспитатель предлагает составить при помощи картинок предложения по разным моделям. Например, составь такое предложение, в котором будет говориться о том, Кто? Что делает? Что? (Маша поливает помидоры») и т. д. Кто? Что делал? Что?

Третья игра «Расскажи, что нарисовано». Воспитатель выкладывает серию картинок в нужной последовательности, дает возможность их рассмотреть. Разбирает содержание каждой картинки, объясняет, почему они расположены в такой последовательности. Долее просит рассказать, что нарисовано на данной серии картинок.

Четверная игра «Составь предложение». Воспитатель дает речевую подсказку. Ребенок ориентируется на нее и составляет предложение.  Для вас уважаемые коллеги речевые подсказки. Кто-ест-какой-фрукт. Кто-несет-что-куда. Кто-бежит-куда.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация опыта работы «Формирование пространственного мышления и воображения у детей дошкольного возраста в процессе приобщения к одному из нетрадиционных видов изобразительной деятельности – пластилинографии»

Опыт работы по формированию пространственного мышления и воображения у детей дошкольного возраста в процессе приобщения к одному из нетрадиционных видов ИЗО-деятельности - пластилинография....

Представление моего педагогического опыта работы по самообразованию по теме: «Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста»

Детство – это летний ветер,Парус неба и хрустальный звон зимы.Детство – это значит дети!Дети – это значит мы! ”Актуальность темы обусловлена тем, что личностные качества ребёнка формируются в активной...

Тема опыта работы: «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста».

Началом работы по теме опыта стало проведение мониторинга уровня сформированности игровых умений. Данные показали, что у 11% детей – низкий уровень, средним уровнем обладают – 55%, 33% - имеют высокий...

Описание опыта работы по созданию системы раннего математического развития детей дошкольного возраста в условиях МБДОУ «Математические развивашки»

Цель: повышение качества обучения и стимулирование познавательной активности детей через использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.Задач...

Обобщение опыта работы воспитателя по теме самообразования «Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста посредством художественно-творческой деятельности»

Актуальность проблемы сенсомоторного развития дошкольников заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с "живого созерцания", с ощущения и восприятия в целом предме...

Презентация опыта работы «Песочная терапия в художественно - эстетическом развитии детей дошкольного возраста»

Что такое песочная терапия? Это одна из тех техник, которая позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, расширить его мировоззрение, развивает способность осознавать свои желания и возможност...