«Создание системы работы по развитию познавательных процессов детей с ОВЗ посредством использования информационно коммуникативных технологий».
консультация (старшая группа)

Описаны возможности использования ИКТ с детьми ОВЗ,направления коррекционно-развивающей работы с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_2_-_kopiya.docx38.64 КБ

Предварительный просмотр:

 «Создание системы работы по развитию познавательных процессов детей с ОВЗ посредством использования информационно коммуникативных технологий».

                                                              Если сегодня будем учить так, как учили вчера,

                                                                                      мы украдём у наших детей завтра.

     

                                                                                                                          Джон Дьюи.

                                                                                                                                   

   

        Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета. Нашу повседневную жизнь уже больше невозможно представить себе без информационно-коммуникативных технологий.              

        Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе ДОУ — одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике. Важность и необходимость внедрения таких технологий в процесс образовательной деятельности отмечалась международными экспертами во «Всемирном докладе по коммуникации и информации», подготовленном ЮНЕСКО.

Данное направление развития образовательной отрасли, как подчёркивается в государственных документах, признаётся важнейшим национальным приоритетом. «Компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнительным «довеском» в обучении и воспитании, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его качество» (Из «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года»).

  Информационно-коммуникативные технологии дают нам новые возможности. Наших воспитанников ждёт интересное будущее. А для того, чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать её, применять в освоении нового, находить неординарные решения в различных ситуациях.

Информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве — умение самостоятельно приобретать новые знания.

   На сегодняшний день для современного образовательного учреждения ИКТ становятся как средством формирования предметно-развивающей среды, так и инструментом профессиональной деятельности педагога. Необходимость широкого использования информационных технологий и электронных образовательных ресурсов в ДОУ диктуется требованиями к результатам реализации основной образовательной программы, определяемым ФГОС.

Таким образом, актуальность обусловлена новыми требованиями ФГОС, необходимостью внедрения инновационных технологий с целью, прежде всего, улучшения качества обучения, повышения мотивации детей к получению новых знаний, ускорению процесса усвоения знаний.

 Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Чем глубже ребёнок познаёт окружающий мир, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на эти вопросы.

Наиболее важным в познавательном развитии ребенка являются не просто обогащение его представлений об окружающем, а развитие познавательной инициативы. Однако, следует отметить, что в последнее время обозначилась проблема значительного увеличения количества детей со сниженной познавательной активностью. В первый класс поступает 50 – 70% детей с низкой познавательной активностью, в результате чего они хуже обучаются в школе, редко задают познавательные вопросы, не проявляют стремления к получению новых знаний и самостоятельности.

Проблема-низкий уровень развития познавательной процессов .

Причины, препятствующие развитию познавательных процессов:

- нарушение внимания (неустойчиво, снижена концентрация, повышена отвлекаемость) и ослабление волевой сферы;
- нарушение восприятия (снижена скорость восприятия и ориентировка в пространстве);
- отставание в развитии всех форм мышления;
- ограничение объёма памяти;

-готовые знания даются ребенку раньше, чем он может их усвоить.

В связи с этим возникает необходимость создания специальных условий и применения эффективных методов развития познавательной активности дошкольников. Одним из инновационных направлений являются использования ИКТ, которые позволяет  в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме развивать познавательную активность, высшие психические функции детей.

Одним из приоритетных стратегических направлений модернизации образования в Российской Федерации является обеспечение детей с ограниченными возможностями здоровья специальными условиями обучения. Информационно-коммуникационные технологии стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с такими детьми. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию. Информационно-коммуникационные технологии стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с такими детьми.

Развитие психических процессов у детей  с ОВЗ протекает с рядом особенностей:

  • нарушение внимания (неустойчиво, снижена концентрация, повышена отвлекаемость) и ослабление волевой сферы;
  • нарушение восприятия (снижена скорость восприятия и ориентировка в пространстве);
  • отставание в развитии всех форм мышления и ограничение объёма памяти.

 Изучив методические и информационные ресурсы, определила цель и задачи по развитию познавательных процессов детей с ОВЗ посредством использования информационно коммуникативных технологий.

 Цель: Создание системы работы по развитию познавательных процессов детей с ОВЗ посредством использования информационно коммуникативных технологий.

 Задачи:

 Повысить компетентность  по использованию  ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста, в том числе детей с ОВЗ, для активизации  познавательной интереса и развития психических процессов.
- Составить комплексно-тематическое планирование по развитию познавательных процессов .
- реализация комплексно-тематического планирования по развитию познавательных процессов .
 - Развивать познавательные процессы: внимание, восприятие, воображение, память, мышление у детей от 4 до 7 лет посредством ИКТ.
- Повысить компетентность родителей в вопросах использования ИКТ в развитии детей.
- Повысить педагогическую грамотность воспитателей в развитии психических процессов у детей с ОВЗ.

Использование ИКТ в работе с детьми с ОВЗ открывает возможности:

  • представить наглядно те явления, которые невозможно продемонстрировать иными способами;
  • создать положительную мотивацию за счет использования средств привлечения внимания;
  • активизировать познавательную деятельность воспитанников;
  • оптимально использовать время на занятии;
  • видеть реакцию воспитанников, вовремя реагировать на изменяющуюся ситуацию.
  • Как педагог-психолог, я в своей работе обращаю внимание на развитие психических процессов (так как без них невозможно познавательное развитие), как основы познавательного развития, в том числе детей с ОВЗ.

Для этого использую разнообразные развивающие и интерактивные технологии, в том числе ИКТ.

ИКТ, это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Под этим подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может предоставлять широкие возможности для коммуникации.

Система работы по использованию ИКТ в ДОУ - это эффективный инструмент для развития познавательной активности дошкольников. Он способствует:

 развитию интеллектуальной и свободной творческой личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе; делает образовательный процесс ДОУ открытым для активного участия родителей.

  Решение коррекционно-развивающих задач с помощью компьютерных технологий в моей деятельности встраивается в целостную систему коррекционно-развивающей работы в соответствии с индивидуальными возможностями и образовательными потребностями ребёнка.

 Ребенку с особыми потребностями для усвоения способов ориентировки в окружающем мире, для выделения и фиксирования свойств и отношений предметов, для понимания того или иного действия требуется гораздо больше повторений, чем нормально развивающемуся ребенку. Дидактические компьютерные игры подобранные мной позволяют обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию.

Использование ИКТ в работе с детьми с ОВЗ, предусматривает их внедрение в следующие направления коррекционно – развивающей работы с дошкольниками:

  • Работа над развитием и коррекцией познавательных процессов (восприятие, память, внимание, мышление, воображение);
  • Формирование зрительно-пространственных отношений;
  • Сенсорное развитие (цвет, форма, величина).

Участники проекта; педагог-психолог, дети и родители.

Диагностическое направление работы включает в себя первичное обследование ,а также систематические этапные наблюдения за динамикой развития ребенка в процессе коррекционной работы. Диагностика позволяет своевременно выявить проблемы и риски в развитии ребенка, индивидуальные психолого-педагогические особенности ребенка с ОВЗ, обеспечить индивидуальное сопровождение каждого ребенка с ОВЗ, спланировать коррекционные мероприятия, разработать программу коррекционной работы, оказывать необходимую консультационную работу родителям и педагогам. Проанализировав диагностику психических и познавательных процессов детей в начале года, я предположила, что активное использование интерактивных технологий при работе с детьми с ОВЗ позволит повысить показатели познавательного развития и развития психических процессов.

Интерактивная доска – универсальный инструмент, позволяющий сделать занятие с детьми дошкольного возраста более интересными, наглядными и увлекательными.   Интерактивная  доска  позволяет разнообразить фронтальную форму работы и сочетать ее с индивидуальной в рамках традиционных занятий.

Материал воспринимается в несколько раз лучше, благодаря использованию комбинации разных форм передачи информации. Ребенок одновременно может получать информацию визуально, а также тактильным и звуковым методом.

-Дети быстро учатся аккуратно обращаться с техникой;

-С помощью сенсорного оборудования  в несколько раз снижается психологический барьер, который очень часто может возникать между ребенком и педагогом или между несколькими детьми.

-Если раньше ребенок не слишком вникал в процесс занятий, то после начала использования интерактивной доски  у него появляется заметный интерес.

 Таким образом, возрастает мотивация детей заниматься и выполнять разнообразные задания педагога.

Материал для работы с интерактивным оборудованием  подбираю в соответствии с возрастом и возможностями детей и выстраиваю согласно перспективно - тематическому плану.

Так как в дошкольном возрасте  - игра является ведущим видом деятельности, то процесс обучения, как и процесс коррекции должен быть связан, прежде всего, с игрой.

Игры с применением интерактивного оборудования снимают проблему перехода от игровой деятельности к учебной, повышают мотивацию к процессу познания, развивают творческие способности, создают благоприятный эмоциональный фон. Интерактивная дидактическая игра - современный и признанный метод обучения и воспитания, обладающий образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве.

Интерактивные игры, конечно же, не заменят обычные игры, а дополнят их, войдя в их структуру, обогащая педагогический процесс новыми возможностями. Возможность подобрать материал разной степени сложности. Конкретному ребенку  предлагается именно то, что в данный момент соответствует его возможностям и задачам обучения.

Форма проведения коррекционно-развивающих занятий:  подгрупповая  и индивидуальная. Каждое занятие с использованием компьютерных технологий является комплексным, то есть представляет собой оптимальную комбинацию традиционных и компьютерных средств коррекционного обучения, отвечающую индивидуальным возможностям и образовательным потребностям ребёнка. 

 Занятия проводятся с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. На индивидуальных занятиях применяю игры с использованием интерактивной доски: на развитие восприятия, внимания, памяти,  мышления, воображения, речи.

На подгрупповых занятиях использую наглядный и стимульный материал с картинным  и графическим изображением, а так же компьютерные игры на развитие познавательных процессов.

Составлены: план игр на развитие  психических процессов;   перспективно - тематическое  планирование групповых и индивидуальных занятий детей с ОВЗ с использованием дидактических компьютерных игр.

Одним из инновационных  технологий, применяемых мною на занятиях,  является, развивающе-коррекционный комплекс с биоуправлением «Тимокко».   Данный комплекс  эффективно используется с целью развития двигательной активности и когнитивных функций у детей со склонностью к гиперактивности, при недостатках функции внимания, при ДЦП. Данную технологию использую ,как часть занятия.

     Дети развивают двигательные и когнитивные навыки в игровой среде, где игры не носят соревновательный характер, что обеспечивает безопасное игровое пространство. Играя в игры, включенные в комплексы, дети, не замечают интенсивной тренировочной работы, которую они совершают в отношении двусторонней координации, координации глаз-рука, поддержанию правильной осанки, тренировки внимания и многого другог

Компьютерные технологии открывают новые возможности использования педагогических приемов в традиционной коррекционной методике:

Возможность подобрать материал разной степени сложности. Конкретному ребенку  предлагается именно то, что в данный момент соответствует его возможностям и задачам обучения.

Возможность сформировать у ребенка процесс осмысливания собственных навыков.

Занятие на компьютере  создает более комфортные условия для успешного выполнения упражнений:

Дети меньше утомляются, дольше сохраняют работоспособность.

Глядя на экран монитора, ребенок сам видит результат своей работы.

Таким образом, использование компьютерной программы повышает мотивацию не только за счет игровой стратегии, на которой программа базируется, но и потому, что ребенок получает одобрение, похвалу не только со стороны взрослых, но и со стороны компьютера.

 Каждое занятие с использованием компьютерных технологий является комплексным, то есть представляет собой оптимальную комбинацию традиционных и компьютерных средств коррекционного обучения, отвечающую индивидуальным возможностям и образовательным потребностям ребёнка. Коррекционно-развивающую работу с использованием ИКТ строю по нескольким направлениям:

- коррекционно-оздоровительное направление (игры на развитие общей, мелкой моторики рук);

- работа над развитием и коррекции познавательных процессов (восприятие, память, внимание, мышление, воображение);

- сенсорное развитие (цвет, форма, величина).

Работа по данной теме проводиться с детьми, родителями, педагогами.

Работа с детьми включает: индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия с использованием ИКТ.

Работа с родителями:

консультативно-методическое сопровождение (буклеты, памятки, информация для уголка родителей),

Участие в круглом столе на тему: « Индивидуализация образования в ДОУ», выступление  с темой  «ИКТ в образовании детей» , с показом применяемых интерактивных технологий.  

Считаю, что это интересно и для родителей детей с ОВЗ, так как родителям необходимо знать новые возможности информационно коммуникативных технологий для развития детей.

Работа с педагогами:

– семинары-практикумы с просмотром видео-зарисовок, презентаций на интерактивном оборудовании;

 – творческие недели (просмотр коррекционно-развивающих занятий с их последующим анализом).

Для педагогов были проведены следующие консультации: «Создание психолого-педагогических условий развития познавательных процессов детьми с ОВЗ посредством использования интерактивных технологий»,         «Информационно-коммуникационные технологии в развитии познавательных процессов, в том числе детей с ОВЗ».

 Основываясь на личном опыте можно сказать, что применение интерактивных технологий в коррекционно-образовательном процессе в сочетании с традиционными методами значительно повышает эффективность воспитания и обучения дошкольников с ОВЗ.

Итоговые и промежуточные результаты работы ориентированы на освоение детьми ОВЗ адаптированной образовательной программы.

При использовании развивающих и обучающих компьютерных игр достигаются следующие результаты:

 – дети легче усваивают понятия формы, цвета и величины;

 – быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве;

 – тренируются внимание и память (зрительная, слуховая, образная, ассоциативная);

 – развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движения глаз и         рук;

 – воспитывается целеустремленность и сосредоточенность;

– развивается воображение и творческие способности.

Анализ практической деятельности позволяет сделать вывод, что активное применение интерактивных технологий активизирует познавательную активность и способствует развитию психических познавательных процессов  у детей с  ОВЗ. Это подтверждают результаты промежуточной диагностики. 

 

     Литература: 

1. Емченко С. А. Интеграция информационных и компьютерных ресурсов в         коррекционно-образовательный процесс ДОУ. // Составитель Емченко С. А. - Южно-Сахалинск, Издательство ГОУ ДПО ИРОСО, 2012.

2.Методические рекомендации для педагогов, специалистов образовательных учреждений, родителей. Сост.: Алещенко С. В. , Воронкова И. А., Потапова М. А. Использование средств ИКТ для дистанционного образования детей с ОВЗ.  - г. Томск  2010 г., 62 стр.

3.Соломахина Т. Н., Михалева И. М., Шевченко Е. В. Использование коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ // Молодой ученый. - 2017. - №16. - С. 496-498.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

нод по развитию речи на тему:"Весенние приметы", с использованием информационно-коммуникативной технологии

Развитие эмоциональной сферы детей, развитие общего представления детей о весне, воспитание бережного отношения к окружающему миру...

Проект «Система работы по развитию  творческих способностей детей дошкольного возраста посредством тестопластики»

ull;Одной из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе является формирование творческой личности. Решение ее начинается в дошкольном возрасте.•Дошкольный возраст &md...

"Формирование математических представлений у дошкольников, посредством использования информационно - коммуникативных технологий в образовательном процессе "

В настоящее время совершенствуются формы и методы работы с детьми по элементарным математическим представлениям, но остро ощущается нехватка методических разработок, позволяющих организовать работу в ...

Консультация для педагогов «Формирование мотивации детей на занятиях, посредством использования информационно-коммуникационных технологий»

      Проблема формирования и развития мотивации обучения занимает одно из центральных мест в образовательных учреждениях. Ее актуальность обусловлена приоритетными направлениями...

Опыт работы по теме: "Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством современных информационно-коммуникационных технологий".

Данный опыт работы составлен на основе практического опыта музыкального руководителя ДОУ. Опят апробирован успешно в муниципальных и региональных конкурсах, также некоторые материалы опыта (конспекты ...