Проект по созданию инновационной модели развивающей образовательной среды
проект на тему

Планкина Валентина Тимофеевна

Проект по созданию инновационной модели развивающей образовательной среды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnaya_predmetno-razvivayushchaya_sreda.docx46.67 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ «Краснянский детский сад общеразвивающего вида «Ивушка»               Новохоперский муниципальный район                                                          Воронежская область

Интернет - конкурс                                                            «Детский сад. От прошлого к              будущему»

          Номинация «Мы из будущего»      

                               Проект

по созданию инновационной модели развивающей образовательной среды, обеспечивающей эффективную реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

             

Автор проекта:

Воспитатель 1КК

Планкина Валентина Тимофеевна

                 

                                                          2013 г.

          МКДОУ «Краснянский детский сад общеразвивающего вида «Ивушка» построен в 1988 году. Проектная мощность здания рассчитана на 50 мест. Типовое здание детского сада предусматривает расположение двух разновозрастных групп, которые располагаются в двух изолированных блоках. Каждая группа имеет игровую, спальню, прихожую, буфетную, раздевалку и туалет. В ДОУ имеются: психологический кабинет, служебные помещения (медицинский блок, пищеблок, прачечная, подсобные помещения), длинный узкий коридор. Внутренняя отделка стен и полов соответствует требованиям пожарной и санитарной безопасности. Территория детского сада имеет ограждение, прогулочный участок, спортивный участок, зеленую зону с лесным насаждением, хозяйственный двор. По периметру здания проложена асфальтовая дорожка.

         Учреждение посещают на данный момент 50 детей в возрасте от 1,6 до 7 лет. В настоящее время функционируют две разновозрастные группы, в которых работают 3 педагога и музыкальный руководитель.  В связи с введением в практику работы   ФГО стандарта  к основной общеобразовательной программе и ФГОС  к предметно-развивающей среде, был проведен анализ существующих условий в учреждении, посредством которого была выявлена проблема: созданная много лет назад развивающая среда в ДОУ отвечает некоторым Федеральным государственным требованиям, но не всегда учитываются психолого-педагогические принципы ее построения, страдает качественный и количественный состав предметной и игровой среды.

          Также выявлена проблема неэффективности существующей среды в группах детского сада: присутствует некоторая перенасыщенность в одном из направлений и недостаточность в другом, то есть наличие дисбаланса в оформлении и практическом применении оборудования и игр, используемых детьми. Таким образом, возникает противоречие: в детском саду создана предметно-развивающая среда, но она не отвечает в полной мере требованиям федерального стандарта и не несет той положительной роли в развитии детей, которую могла бы нести.

      В условиях современного развития общества и производства невозможно себе представить мир без информационных ресурсов. Во всем мире использование информационно-компьютерных технологий (ИКТ) в различных сферах деятельности является частью культуры и необходимой нормой. Поэтому тема внедрения технических средств в образовательную сферу стала особенно актуальна в наши дни.

Данный проект представляет собой новый взгляд на особенности организации воспитательно-образовательной работы на современном этапе развития дошкольного образования, позволяет внедрить современные информационные технологии, повысить эффективность и качество дошкольного образования.

     

 Цель проекта: создать информационно-образовательную среду ДОУ в организации нового, соответствующего современным требованиям, образовательного пространства для развития детей дошкольного возраста.

Задачи проекта: 

  • Обеспечить нормативно – правовую базу по использованию компьютеров в ДОУ.
  • Изучить передовой педагогический опыт по использованию компьютерных информационных технологий в дошкольном образовании; провести интеграцию и внедрение информационных технологий в воспитательные и образовательные процессы ДОУ.
  • Провести экспертизы и оценки цифровых образовательных ресурсов для включения их в педагогический процесс. Создать банк компьютерных обучающих программ, дидактических и методических материалов по использованию информационных ресурсов в работе ДОУ.
  • Повысить компьютерную компетенцию педагогов и родителей на обучающих семинарах, конференциях, курсах повышения квалификации.
  • Обеспечить сетевое взаимодействие с Краснянской СОШ.
  • Представить опыт работы на районных, городских методических объединениях, интернет сайтах и страницах СМИ.

                               

  Краткое описание проекта.

       Создание нового всегда сопряжено с достижением поставленных целей и решением конкретных задач. Так, при формировании предметной среды в ДОУ педагогам важно помнить, что развитие дошкольников зависит от того, как организовано пространство, из каких элементов оно состоит, каков развивающий потенциал игрушек и дидактических пособий и даже от того, как они расположены.

 Наверное, невозможно себе представить современное развитие общества и производства без информационно - коммуникационных технологий. Бесспорно, что владеть компьютером должен каждый образованный человек. ПК быстро входит в жизнь каждого ребенка. Компьютер – мощное средство обучения и саморазвития малыша. В отличие от обычных средств обучения, медиатехнологии значительно расширяют возможности родителей и педагогов в сфере развития детей, способствуют успешной реализации их интеллектуальных и творческих способностей. Позволяют не только насытить дошкольника большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и, что очень актуально в детстве - учат самостоятельно приобретать новые знания.

  • Данный проект позволит ребенку овладеть навыками пользователя компьютера, поможет ему более качественно реализовать свои компенсаторные возможности и избежать дезадаптации в начальной школе. Игровые обучающие программы приучат дошкольника к самостоятельности, разовьют навык самоконтроля.
  • Созданная система приемов компьютерно - опосредованного логопедического воздействия на речевые нарушения детей позволит активизировать участие родителей в коррекционном процессе, что улучшит его качество.
  • Созданная информационно-образовательная среда позволит использовать компьютерные технологии в развитии и обучении всех воспитанников ДОУ.
  • Вне занятий компьютерные игры помогут педагогам закрепить знания детей. Их можно использовать для индивидуальных занятий с детьми, опережающими сверстников в интеллектуальном развитии или отстающих от них.
  • Данный проект будет способствовать ориентировочно-поисковому характеру обучения детей, развитию мышления, памяти, внимания и других важных психических свойств личности ребенка. Познавательный процесс ребенка будет более наглядным, интересным, современным.

 

     Оценка эффективности работы будет проводиться по трем направлениям: дети, педагоги, родители.

  • Оценкой качества работы с детьми будут являться результаты работы с детьми: уровень мотивации к познавательной деятельности, уровень развития интеллектуальных способностей, логического мышления, результаты МПК по речевой готовности к школе.
  • Оценкой качества работы с педагогами послужат результаты работы с детьми, степень удовлетворённости родителей от проводимых мероприятий в ДОУ, проявлением качества овладения умениями и навыками на семинарах-практикумах, обобщение опыта работы по проблеме, повышение компьютерной компетенции, квалификационных категорий педагогов.
  • Оценкой качества работы с родителями будет считаться степень участия и активности родителей в запланированных мероприятиях ДОУ, уровень повышения педагогической компетенции, отзывы родителей по окончанию реализации проекта.

 

                                               Актуальность

         В послании президента Федеральному Собранию Российской Федерации (от 16. 11. 2009) отмечается, что главной задачей современной системы образования является раскрытие способностей каждого ребенка, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

   Сегодня информационные компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание. Информационные технологии обеспечивают личностно-ориентированный подход. Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Кроме того, у дошкольников один и тот же программный материал должен повторяться многократно, и большое значение имеет многообразие форм подачи. Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволят нашим специалистам создать для детей новые средства деятельности, которые будут принципиально отличаться от всех существующих игр и игрушек. Информационно-коммуникационные технологии – это средство воспитания и развития творческих способностей ребенка, формирование его личности, обогащение интеллектуальной сферы; это мощная дополнительная мотивация обучения.

        Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности: разработку методического материала, дидактических игр, участие в проектах, проведение мониторинга, контрольных срезов и т.д. Владение ИКТ помогает педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях, а образовательному учреждению – перейти на режим функционирования и развития как открытой образовательной системы. Поэтому педагогам ДОУ важно научить ребенка полезному, безопасному общению с компьютером.

      Учитывая интерес воспитанников к компьютерным играм, из опрошенных нами 25 детей старшего дошкольного возраста:

  • 19 (76%) ребенок отдал предпочтение игре на компьютере,
  • 6 (24%) детей – сюжетно ролевой игре, настольным играм.

        Педагогический совет ДОУ поставил перед собой задачу внести качественные изменения в предметно-развивающую среду дошкольников средствами ИКТ.

Передовой опыт педагогов, работающих по данной проблеме, показывает, что при использовании в образовательной деятельности ИКТ значительно возрастает мотивация детей к занятиям, повышается уровень развития познавательных способностей каждого ребёнка. Вне занятий компьютерные игры помогают закрепить знания детей; их можно использовать для индивидуальных занятий с детьми, опережающими сверстников в интеллектуальном развитии или отстающих от них; для развития психических способностей, необходимых для интеллектуальной деятельности: восприятия, внимания, памяти, мышления, развития мелкой моторики.

       Создание информационно-образовательной среды в ДОУ позволит педагогам значительно разнообразить игровой материал для дошколят. Ведь компьютер может войти в жизнь ребенка именно через игру. Игра - одна из форм практического мышления. В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлением, отображенными в общественной форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом поле игр. В ходе игровой деятельности дошкольника, обогащенной компьютерными средствами, возникают психические новообразования (теоретическое мышление, развитое воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления и др.), которые ведут к резкому повышению творческих способностей детей.

       По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:

  • предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
  • несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
  • движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
  • проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;
  • предоставляет возможность индивидуализации обучения;
  • ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;
  • в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;
  • позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты);
  • компьютер очень "терпелив", никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.

      Возможности использования современных компьютерных программ позволят педагогам нашего ДОУ наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей каждого ребенка.

                                            Этапы проекта

Главная задача, которая стоит перед коллективом нашего дошкольного учреждения сегодня – это овладение интерактивными и мультимедиа - технологиями всеми педагогами и использование этих технологий в воспитательно-образовательном процессе с целью:

а) повышения качества образования;

б) индивидуализации образовательного процесса, приспособив его к личностным особенностям и потребностям каждого ребёнка;

в) совершенствования педагогического мастерства;

г) интенсификации процесса образования и воспитания;

д) развития личности каждого дошкольника, умеющего и желающего учиться, умеющего самостоятельно решать проблемы в различных сферах деятельности.

Данный инновационный проект дополняет и углубляет содержание дошкольного образования, расширяет перечень технологий, применяемых в ДОУ, пути их дальнейшего внедрения и совершенствования, дает возможность осуществить новые подходы к воспитательно-образовательной работе.

       Проект включает в себя три основных этапа: подготовительный, основной и заключительный. На первом этапе идет подготовка нормативно-правовой базы и стимулирующей предметно-пространственной развивающей среды. На основном этапе реализуются задачи проекта в практической деятельности в работе с родителями, педагогами, детьми. Заключительный этап-мониторинг результатов работы по проекту, а также представление на круглых столах передового педагогического опыта, размещение наработок в СМИ.

       Результатом станет успешная адаптация к ускоряющимся процессам информатизации общества. Информационные технологии повысят мотивацию дошкольников к образовательной деятельности, следовательно, возрастёт уровень развития познавательных способностей и уровень усвоения программы. Проект позволит удовлетворить запросы современного ребенка, избалованного яркой, мобильной информацией, и научит его безопасно для здоровья пользоваться компьютером.

      С другой стороны проект интересен для родителей, так как предметно-развивающая среда открывает множество возможностей для личностного роста ребенка, обеспечивает доступной информацией самих родителей, помогая активно включиться в воспитательно-образовательный процесс. Длительность проекта 3 года.

               

Вид деятельности

Ответственные

Место проведения

Сроки

1 этап - подготовительный:

Работа с педагогами

1).Организовать творческую инициативную группу (ТИГ) по проекту, определение графика работы, степени вовлеченности в проект.

Заведующая, воспитатели

ДОУ

Сентябрь 2013г.

2). Изучить передовой опыт российских педагогов в области использования компьютерных технологий в дошкольном образовании (методические разработки, интернетлекции, публикации в периодической печати);

Воспитатели

ДОУ

В течение учебного года

3). Оборудовать компьютерами старшую группу.

Заведующая

ДОУ

Ноябрь – январь  

2014 г.

4). Подготовить методическое обеспечение по внедрению ИКТ в ДОУ

 Воспитатели

ДОУ

Сентябрь – октябрь 2013г.

5). Обеспечить нормативно-правовую базу по использованию компьютеров в ДОУ

Заведующая

ДОУ

Сентябрь - октябрь 2013 г.

6). Создать стимулирующую среду для познавательно-речевого развития дошкольников с помощью ИКТ

   

   Воспитатели

        ДОУ

Постоянно

7).Обучить педагогов ДОУ на компьютерных курсах

Заведующая,  воспитатели

МОУ «Краснянская СОШ»

В течение учебного года

Работа с родителями

1). Информировать о ходе реализации проекта.

Воспитатели.

ДОУ

1 неделя сентября 2013г.

2).Опросить родителей о согласии внедрения ИКТ в работу с детьми.

 Воспитатель,

ДОУ

  2 неделя сентября   2013г.

3).Ознакомить родителей с нормативно-правовой базой.

Воспитатели.

ДОУ

Октябрь 2013г.

4).Провести родительское собрание-презентацию оборудования ИКТ

 Воспитатели

ДОУ

Ноябрь 2013г.

Работа с детьми

1).Диагностики развития детей.

    Воспитатели

ДОУ

1-2 неделя сентября

ежегодно

2).Диагностика детей с целью выявления уровня мотивации к образовательной деятельности.

Воспитатели

ДОУ

1-2 неделя сентября

ежегодно

3).Подготовка презентации с участием детей «Правила поведения при работе на компьютере»

Воспитатели

ДОУ

3-4 неделя ноября 2013г.

4).Проведение бесед на тему «Для чего людям нужны компьютеры», «Правила поведения при занятиях на компьютере»

Воспитатели

ДОУ

1-2 неделя декабря 2013г.

5).Проведение занятий ознакомительного характера «Знакомство с компьютером».

Воспитатели

ДОУ

1-2 неделя декабрь 2013г.

2 этап - основной:

Работа с педагогами

 

 

 

.

 1).Провести презентацию деятельности по проекту на педсовете.

Заведующий,

воспитатели

ДОУ

Август 2014г.

 2). Осуществить сбор фото и видеоматериалов для создания презентаций, видеороликов, слайд-шоу для родителей и педагогов

     Воспитатели

ДОУ

Постоянно

3). Дать семинар-практикум для воспитателей «Информационно-компьютерные технологии, как средство развития детей дошкольного возраста»

 Воспитатель

старшей группы

ДОУ

Октябрь 2014г.

4).Дать консультацию для педагогов «Использование ИКТ в работе с детьми, имеющими нарушения речи».

Учитель - логопед

ДОУ

Ноябрь 2014г.

5). Организовать творческую неделю для педагогов ДОУ с использованием ИКТ в образовательной деятельности

Воспитатель старшей группы

ДОУ

Февраль 2015г.

6).Создать тематические мультимедийные презентации

педагоги ДОУ

ДОУ

Постоянно

7). Дать консультацию по теме «Использование информационно-коммуникационных технологий для развития математических способностей дошкольников»

Воспитатели

ДОУ

Декабрь 2014г.

   8).Дать семинар для воспитателей Новохоперского района по теме «Создание системы приёмов компьютерно -опосредованного  воздействия на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста».

Педагоги ДОУ

         ДОУ

Апрель 2015г.

Работа с родителями

1). Провести конференцию для родителей «Компьютер в детском саду. За или против?»

Заведующий, воспитатели.

ДОУ

Октябрь  2013г.

2). Провести консультацию «Использование ИКТ в домашних условиях с целью развития дошкольников».

 Воспитатели.

ДОУ

Ноябрь 2014г.

3). Дать семинар – практикум «Совместная познавательная деятельность с детьми с использованием ИКТ».

Воспитатели

ДОУ

Январь 2015г.

4).Освещать родителей о ходе реализации проекта на групповых родительских собраниях.

 Воспитатели

ДОУ

Май, ежегодно

5).Организовать фотовыставку для родителей детского сада.

Воспитатели

ДОУ

Март 2015г.

6).Организовать совместный родителей с детьми интеллектуальный конкурс с использованием компьютерных программ

Воспитатели

ДОУ

Апрель 2015г.

Работа с детьми

1).Проводить познавательно - речевые занятия с детьми с использованием ИКТ

Педагоги ДОУ

ДОУ

Согласно расписанию

2) Организовывать интеллектуальные конкурсы между детьми старшего возраста с использованием ИКТ

Педагоги ДОУ

ДОУ

В конце учебного года

                                        3 этап - заключительный:

 

 

 

1). Провести анкетирование родителей и воспитателей

Воспитатель,

ДОУ

Октябрь-ноябрь 2015г.

2). Опубликовать статьи в районной газете «Вести» и на сайте ДОУ по использованию ИКТ в образовательной деятельности

Воспитатели

Октябрь 2013г.

 3). Провести мониторинг работы с детьми в проекте

Воспитатель,

педагоги, учителя-логопеды

ДОУ

В конце каждого учебного года

4). Провести мониторинг работы с педагогами в проекте

Воспитатели

ДОУ

В конце каждого учебного года

7). Провести мониторинг работы с родителями в проекте

Воспитатели

ДОУ

В конце каждого учебного года

 8). Провести презентацию  работы по ИКТ на районной конференции

Воспитатели

Март 2016год

9). Подвести итоги работы над проектом

Заведующий, воспитатели.

ДОУ

Апрель  2016г.

10). Результаты по оснащению ДОУ информационно-компьютерным оборудованием.

Заведующий

ДОУ

Май 2016г.

 

Ресурсное обеспечение

Нормативно-правовые:

-разработка новых локальных актов, регламентирующих деятельность МКДОУ, заключение договоров с партнерами.

Научно-методические:

-функционирование творческой группы по реализации проекта в МКДОУ;

-разработка механизма, критериев и показателей оценки результативности реализации проекта;

-внедрение системы методических консультаций по ходу реализации проекта;

-оснащение педагогов методическими пособиями и рекомендациями по использованию ИКТ в работе с детьми.

Кадровые:

-создание условий для повышения квалификации, подготовки и переподготовки специалистов участвующих в реализации проекта;

-создание творческих групп.

Информационные:

-формирование банка данных по реализации проекта;

-мониторинговые мероприятия;

организация мероприятий по информированию общественности о ходе

реализации проекта.

Материально-технические:

-приобретение технических средств обучения;

-оснащение МКДОУ оргтехническими средствами: интерактивными досками, проекторами, ноутбуками.

                            План мероприятий и смета расходов. 

Мероприятие

Сроки

Необходимые

ресурсы

Затраты

(руб.)

Результат

Создание компьютерной комнаты

Сентябрь 2013г.- сентябрь 2015г.

компьютеры;

интерактивная доска;

мультимедийный проектор;

оборудование Kidsmart один комплект;

                             видеокамера;

фотоаппарат;

лицензионные компьютерные программы;

принтер 3 в 1;

методическая литература.

50000

50000

180000

50000

10000

8000

7000

8000

2000

Всего основных расходов:                                                 365000    

                                                                                             

                       

                                      Ожидаемый  результат проекта.

В результате реализации проекта:

  • Для детей будет создана целостная современная информационная среда, которая позволит обеспечить новое содержание образовательной деятельности ДОУ.
  • Группа будет оснащена компьютерной техникой и мультимедийным оборудованием.
  • Будет изучен передовой опыт педагогов, использующих в своей работе информационно – компьютерные технологии.
  • Педагоги ДОУ повысят компьютерную компетенцию и свой профессиональный уровень.
  • Будут разработаны перспективные планы и конспекты занятий с детьми с использованием компьютерных технологий.
  • Применение новых информационных технологий в образовательной деятельности повысит мотивацию у детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию их интеллектуальных способностей. Использование компьютерных технологий позволит ребенку овладеть навыками пользователя компьютера.
  • Родители получат необходимую информацию по безопасным правилам использования компьютерных игр, рекомендации по использованию обучающих и развивающих компьютерных технологий. Таким образом, родители станут участниками создания современной информационной среды в ДОУ и повысят свою педагогическую компетентность.                              

                                      Оценка проекта

          Оценка эффективности работы будет проводиться по трем направлениям: дети, педагоги и родители.

  • Оценкой качества работы с детьми будут являться результаты работы с детьми: уровень мотивации к познавательной деятельности, уровень развития интеллектуальных способностей, логического мышления, результаты МПК по речевой готовности к школе.
  • Оценкой качества работы с педагогами послужат результаты работы с детьми, степень удовлетворённости родителей от проводимых мероприятий в ДОУ, проявлением качества овладения умениями и навыками на семинарах-практикумах, обобщение опыта работы по проблеме, повышение компьютерной компетенции, квалификационных категорий педагогов.
  • Оценкой качества работы с родителями будет считаться степень участия и активности родителей в запланированных мероприятиях ДОУ, уровень повышения педагогической компетенции, отзывы родителей по окончанию реализации проекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Рекомендации по созданию предметно-пространственной развивающей образовательной среды для детей младшего возраста в соответствии с ФГОС ДО»

Предметно-пространственная развивающая среда в моей группе "Солнышко" построена в соответствии с требованиями ФГОС ДО: содержательно насыщена, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна...

проект «Создание развивающей образовательной среды в ДОУ в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта».

Данный проект предполагает повышение качества образовательного процесса у дошкольников посредством организации предметно-развивающей среды. Основными направлениями деятельности при реализации проекта ...

Проект «Инновационная модель развивающей предметно-пространственной среды музыкального зала»

  Актуальность: С введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) организация предметно-пространственной среды стала особо актуальной. В соответствии ...

Инновационный подход к созданию и совершенствованию предметно – пространственной развивающей образовательной среды ДОО в соответствии с ФГОС.

laquo; Надо предпочесть того  педагога, который идет новыми путями; каждое его слово, каждый поступок несет на себе печать незабываемой новизны»....

Проект по созданию личностно - развивающей образовательной среды «Группа – среда возможностей»

Проект направлен на создание условий индивидуализации в образовательной среде  и выявления детских интересов и потребностей  ....

Педагогический проект "Стань природе другом!" Развитие личностного потенциала детей через создание творческой личностно-развивающей образовательной среды.

Своей работой мы хотим обратить внимание на развитие личностного потенциала и социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста посредством приобщения детей к познанию природы, создания тво...