Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки
консультация на тему

Ольга Васильевна Смирнова

"Нельзя вырастить полноценного человека без воспитания в нем чувства Прекрасного..."

                                                                                       Рабиндранат Тагор

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки.

2

«Нельзя вырастить полноценного человека

без воспитания в нем чувства Прекрасного… »

Рабиндранат Тагор

        Музыкальное искусство  в педагогике является  важным и эффективным средством воспитательного воздействия на ребенка. Ввести маленьких  детей в прекрасный мир музыки, воспитывая  на ее основе  добрые чувства, прививая нравственные качества – какая  это благодарная и вместе с тем важная задача! Понятие «нравственность» включает внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы правила поведения, определяемые этими качествами.

3

       Под духовно-нравственным воспитанием понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:

- нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);

-нравственного облика (терпения, милосердия, кротости);

- нравственной позиции (способности различению добра от зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);

-нравственного поведения (готовности служения людям и отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

         Актуальность этой темы очевидна:  фундаментальные сдвиги в системе ценностных ориентаций, связанные с экономическими и социальными  кризисами  породили обесценивание знаний, власть примитивного материального богатства, искажение исторических событий,  бездуховность современной  массовой культуры, кризис семьи и семейного воспитания,  возрастающая агрессия в обществе, озлобленность, пьянство и наркомания в подростковой среде; экологические катастрофы, в том числе, чрезмерное загрязнение вредными для здоровья детей шумами, которые разрушающе действуют на психику  детей,  все это сказывается на духовном развитии детей и на их психическом развитии –  это делает   необходимым возвращение в жизнь ребенка духовно-нравственных традиций нашего народа и мировой культуры, которые нужно привить, сберечь, передать.

4

Одна из важнейших задач музыкального образования – это воспитание души ребенка средствами музыки, воздействие на процесс становления его нравственных качеств. Именно в  дошкольном возрасте формируются задатки нравственности: что такое «хорошо» и что такое «плохо». Наша цель не в воспитании отдельных талантов, а в том, чтобы все дети полюбили музыку, чтобы для всех она стала духовной потребностью. То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности и тем более в зрелом возрасте. Чуткость, восприимчивость к красоте в детские годы несравненно глубже, чем в более поздние периоды развития личности. Одной из главных задач является воспитание потребности в «красивом», которая определяет весь строй духовной жизни ребенка, его взаимоотношения в коллективе. Потребность в «красивом»  утверждает моральную красоту, рождая непримиримость ко всему пошлому, уродливому. «Держа в руках скрипку, человек не способен совершить «плохого», - гласит старинная украинская мудрость.

5

«Искусство желает быть услышанным, оно требует любовного внимания, ему необходима встреча…такая, при которой в душе слушателя и читателя расцветут те самые цветы, что цвели в душе художника, запылает и засветит  тот самый огонь, что светил автору…» (И. Ильин). Поэтому нравственное воспитание  средствами  музыкального искусства  состоит в том, чтобы научить детей сопереживать музыке и чужому человеку  через музыку, развить способность переживать чужие радости, чувствовать чужую боль, воспитывать свое отношение к жизни на основе общечеловеческих духовных ценностей.

       Музыка легко и естественно соприкасается со всеми образовательными областями дошкольного воспитания. Наша задача, как педагогов, заключается в том, чтобы приблизить детей к процессу созидания, в результате которого рождается новое, личное отношение ребенка  к окружающему миру.  

В совместной с детьми деятельности необходимо создавать атмосферу психологического комфорта, которая способствует проявлению творчества и взаимопомощи, возможности самовыражения и самореализации. Этому способствует применение методов интеграции, которые должны дать ребенку те знания, отражающие  связь отдельных частей мира, как системы, в которой все элементы связаны.

6

Все виды музыкальной деятельности могут служить средствами духовно-нравственного развития, но основным видом является слушание музыки.

Слушание.

       Чем раньше ребенок получит возможность познакомиться с классической и народной музыкой, тем более успешным станет его общее, духовно-нравственное развитие. Маленькие дети имеют ограниченные представления о чувствах и переживаниях человека, проявляющихся в реальной жизни. Дети дошкольного возраста отдают предпочтение жизнерадостным, маршевым произведениям и веселым песням. Далее идут патриотические песни, песни героического характера, и лишь на третьем месте – лирические, спокойные произведения и песни. Это означает, что у детей необходимо развивать способность к сопереживанию чужой радости. Процесс слушания музыки очищает душу ребенка от психологического напряжения, снимает стресс, настраивает на волну радости, счастья, удовольствия.       

       В России духовно-нравственное воспитание традиционно содействовало духовно – нравственному становлению человека на основе православной культуры, фольклора.  Слушая народную, духовную музыку  и произведения великих русских композиторов, в основу которых легла народная песня, сказка, былина, ребята осваивают бесценный культурный опыт поколений, осознают и усваивают народную мелодию, переживания простого русского народа, воспевание красоты родной природы, радости, горести, любви   к  ближнему.

7

   В общении с детьми раннего возраста мы обращаемся к  «поэзии пестования», или «материнской поэзии»: колыбельным, пестушкам, потешкам и прибауткам. В это время оторванность от мамы и папы в связи с поступлением в детский сад становится для ребенка настоящим стрессом, поэтому эти маленькие песенки напоминают детям о теплоте маминых рук, о ее голосе.

Малыши, напевая и качая в этот момент куклу,  вспоминают и одновременно переживают состояние мамы в момент напевания колыбельной, ведь в ней самое главное – дитя (он сам). Колыбельная закладывает в малыше ощущение ценности собственной личности. Ребенка в этот момент окружает светлый, почти идеальный мир, в котором царят и побеждают любовь, добро, всеобщее согласие. И это добро он старается передать сначала кукле Кате, а затем - всем окружающим.

       По мере взросления и накопления музыкальных представлений, дети с интересом слушают и воспринимают  произведения русских композиторов-классиков, в основу которых легли народные мелодии, песни, воспевающие красоту родной природы и нелегкий  труд простого народа, сказки, сказания и былины.

8      

На музыкальных занятиях звучит музыка вокальная и инструментальная, и мы, связывая ее с выразительным, художественным словом, помогаем  детям осознать нравственную идею произведения. Благодаря этому перед ребятами возникают воплощенные в мелодии и непосредственно переживаемые чувства: ценность дружбы и товарищества, взаимопомощи, проявления чуткости по отношению к другому, осуждение зазнайства, одобрение скромности. В вокальном произведении воспитательный акцент мы делаем на раскрытие нравственного смысла текста, а в инструментальном -  на проясняющем слове.

       Развить чувство прекрасного можно и нужно не столько путем объяснения, сколько через процесс активного наблюдения – переживания окружающего мира в доступной детям форме (наблюдение за сменой времен года, поводками животных, сочувствие людям, пережившим наводнение и т.д.)

       Ребенку  легче ощутить доброе начало, если оно дается в противопоставлении злу, легче воспринять радость, если она оттенена грустью, почувствовать умиротворение после пережитого волнения и тревоги. Метод контрастного сопоставления облегчает восприятие произведений  музыкального искусства. Внимание детей направлено на поиск идентичного или противоположного эмоционального состояния, помогает разобраться в положительных и отрицательных эмоциях, что формирует музыкальное и интеллектуальное мышление.

9

       Песня наиболее близка и доступна детям. Она помогает им глубже воспринимать музыку, активно выражать свои переживания и чувства. Мир поэтических образов,  тексты разучиваемых песен, учат жить, творить добро, воспитывают тонкость, эмоциональную чуткость юного сердца.

       Песенный жанр способствует эмоциональной отзывчивости ребенка, его творческому самовыражению в сольном, ансамблевом и хоровом исполнении народных, классических и современных песен с сопровождением и без сопровождения.

       Нужно очень ответственно относиться к выбору  песенного репертуара. Песня вводит детей в духовную жизнь, придавая яркую, эмоциональную окраску их мыслям. Она  учит доброте, дружбе, уважению старших, любви к природе, любви к Родине, своему городу, детскому саду.

Есть такое  человеческое качество - тонкость, эмоциональность натуры. Оно выражается в том, что окружающий мир обостряет способность к переживаниям. Человек с тонкой, эмоциональной натурой не может забыть горя, страдания, несчастья другого человека. Совесть заставляет его прийти на помощь. Это качество воспитывает музыка и песня. Мир поэтических образов,  тексты разучиваемых песен, учат жить, творить добро, воспитывают тонкость, эмоциональную чуткость юного сердца.

       Музыкально-ритмические  движения  так же являются важной составляющей в духовно-нравственном развитии личности ребенка.

Возможность выразить свои чувства в движении, внимательно слушая музыку,  в огромной степени влияет на способность ребенка контролировать свои движения и делать их более гармоничными. Взаимосвязь  музыки и движения как бы перекидывает мост от эмоционально-духовного к конкретно-физическому. Это сочетание духовного и физического необходимо человеку.

       Из всех образовательных областей единственно по-настоящему воспитывающей духовно-нравственное начало является музыка, так как она развивает не только разум, но и развивает и облагораживает чувства. Если в процессе обучения мы не будем воспитывать человека в целом, то есть его тело, мозг и душу, мы не выполним своего долга по отношению к тем, кого мы развиваем и учим.

 10    

 Для реализации задач по духовно-нравственному воспитанию дошкольников необходим комплексный  подход, который осуществляется на занятиях, в игре, на прогулке, на праздниках и развлечениях.

       На праздниках  могут затрагиваться такие темы: «Прощание с детским садом», «Добро и зло», «Любовь к близким», «Любовь к природе», «Любовь к Родине» и т.п. В последнее время тема патриотического воспитания становится актуальной. Нам хочется, чтобы малыши знали: Родина – это все, что их окружает, родные и близкие люди, которые заботятся о них, родная природа, родная речь, песни и стихи обо всем этом, музыка к танцам с родными интонациями - все это учит ребенка гордиться этим и бережно ко всему относиться.

 

       Последовательная, систематическая, хорошо организованная работа по духовно-нравственному воспитанию способствует эстетическому и интеллектуальному развитию детей, развивает творческую и познавательную активность, учит осознанному отношению к восприятию музыки, другим видам искусства. Это наполняет  детей  радостью, открывает огромный мир добра, света, красоты и  учит их творчески преобразовывать окружающий мир.