"Гендерный подход в организации игровой деятельности дошкольников".
методическая разработка по теме

Казиева Зумрият Абдулжелиловна

Методическая разработка о  необходимости создания в ДОУ условий для гендерной социализации дошкольников.

Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей

педагогической работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Гендерный подход51 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад

№5 Красносельского района г. Санкт-Петербурга

Семинар на тему: «Гендерный подход в организации игровой деятельности дошкольников»

Подготовила  воспитатель

Казиева З.А.

г. Санкт-Петербург

2015г.

Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношения полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин. Сейчас уже не считается из ряда вон выходящим курение и сквернословие представительниц прекрасного пола, многие из них стали занимать лидирующие положения среди мужчин, стираются границы между «женскими» и «мужскими» профессиями. Некоторые мужчины, в свою очередь, утрачивают способность играть правильную роль в браке, из «добытчиков» они постепенно превращаются в «потребителей», а все обязанности по воспитанию детей они перекладывают на женские плечи.

На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения. Наблюдая за детьми, можно заметить, что многие девочки лишены нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам.

Всё это позволяет сделать вывод о необходимости создания в ДОУ условий для гендерной социализации дошкольников. Проблема воспитания и обучения ребёнка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы.

Современные приоритеты в воспитании мальчиков и девочек заключаются не в закреплении жёстких стандартов маскулинности и феминности, а в изучении потенциала партнёрских взаимоотношений между мальчиками и девочками, воспитании человеческого в женщине и мужчине, искренности, взаимопонимании, взаимодополнимости.

Под «гендером» понимается социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками), а существующие свойства и отношения называются гендерными.

Целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе.

Все мы знаем, что период дошкольного детства неоценим в целом для развития человека. Все важнейшие качества личности, задатки и способности формируются именном в этом возрасте. Половая идентификация ребёнка происходит уже к трём четырём годам, то есть к концу младшего возраста ребёнок усваивает свою половую принадлежность, хотя ещё не знает, каким содержанием должны быть наполнены понятия « мальчик» и «девочка». Стереотипы мужского и женского поведения входят в психологию ребёнка через непосредственное наблюдение за поведением мужчин и женщин. Ребёнок подражает всему: и формам поведения, которые являются полезными для окружающих, и стереотипам поведения взрослых, являющимися вредными социальными привычками.

В дошкольном возрасте игра является основным видом деятельности. Поэтому мы на конкретных видах игр постараемся раскрыть суть гендерного подхода к их организации.

1. Дидактические игры.

Они доступны детям с младшего возраста. Например, игра «Кто что носит». Детям предлагают рассмотреть следующие картинки (на наборное полотно выставляются картинки с изображением мужской и женской одежды). Нужно распределить предметы одежды на два мольберта: там, где нарисована девочка – предметы женской одежды, а там, где мальчик – предметы мужской одежды. (слушатели распределяют картинки к соответствующим схемам) .

Или, например, словесная игра «Кто что делает» (о мужских и женских обязанностях в семье). Воспитатель бросает мяч ребёнку и называет «мама», ребёнок должен назвать слова-действия, относящиеся к обязанностям мамы.

Таких игр много и они вам знакомы. Это следующие игры: «Наши причёски», «Кем я буду и каким», «Найди правильно», «Наша семья», «Кому что нужно для работы», «Настроение», «Волшебный цветок», «Как я дома помогаю», «Кто я в семье», «Пожелания», «Благородные поступки» и другие.

2. Игры-занятия с куклами.

«Накормим куклу Машу», «Оденем куклу Машу на прогулку», «Куклы ждут гостей», Куклы заболели». Этот вид игр присутствует в младшем возрасте.

3. Имитационные игры.

Детям предлагается исполнить роль того или иного персонажа, показать жестами, мимикой эмоциональное состояние героя: «Рассердившаяся девочка», «Испуганный мальчик», «Ласковая девочка», «Любящая мама», «Весёлый папа», «Обиженная дочка», «Уставшая бабушка», «Злобный мальчик» и т. д. Можно использовать при этом кубик (показ кубика с изображением лиц с разной мимикой) .

4. Подвижные игры.

Полоролевые дейсивия прослеживаются ярче в народных играх. Это: «В хороводе были мы», «А мы просо сеяли», «Цепи-кованы», «Голубка» и др. Есть и современные игры: «Надень и попляши», «Найди пару», «Море», «Утки и утята» и др. Мы предлагаем вам поиграть в игру «Цветы и пчёлки». Распределяемся на две команды – девочек и мальчиков. Девочки – пчёлки, а мальчики – цветы. Все разбегаются по залу. По сигналу нужно выполнить свои роли: девочки грациозно двигаются, машут крылышками, качают головками, подражая жужжанию пчёл. Мальчики изображают цветы: встают на одно колено, расправляя руки, как лепестки. По второму сигналу меняются ролями. Мальчики становятся шмелями: машут руками, словно крыльями, жужжат, словно большие шмели, а девочки изображают красивые цветы.

5. Игры-состязания.

«Кто больше скажет красивых слов о маме, папе».

«Кто больше назовёт имён мальчиков (девочек) ».

«Кто больше назовёт мужских и женских (маминых и папиных) вещей».

«Кто найдёт больше сходства: в цветке – женщине; в мужчине – льве». (поиграть)

«Напиши словесный портрет девочки (мальчика) ».

«Кто больше вспомнит сказок с добрыми, заботливыми, трудолюбивыми и сильными героинями и сильными, выносливыми, отважными, находчивыми героями» ит. д.

6. Символические игры.

«Предмет – мужчина, предмет – женщина»(педагог предлагает рассмотреть предмет (кувшин, лампа, подушка, карандаш и др) и представить, каким бы он был, если бы был человеком: мужчиной или женщиной. Другие игры:

«Кто живёт в твоём сердце».

«Рассказ музыки».

«Мой любимый герой».

«Сбор чемодана».

Основная роль в гендерной социализации дошкольников принадлежит сюжетно-ролевой игре.

В сюжетно-ролевой игре дети в символической форме воспроизводят взаимоотношения взрослых людей – мужчин и женщин. Сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определённую роль. Игры имеют большое значение в социальной адаптации ребёнка, реализации его возможностей в будущем. В игре дети учатся идти на компромисс, меньше ошибаться в людях, избегать конфликтных стуаций, поддерживать дружественную атмосферу.

В сюжетно-ролевой игре успешно развивается личность ребёнка, его интеллект, воля, воображение, коммуникативность, стремление к самореализации, самовыражению Играя роль, ребёнок выполняет определённую социальную функцию, дифференцированную по полу .

Таких игр много и вам они знакомы: «Дочки-матери», «У нас в гостях», «Идём в кукольный театр», «Ожидаем гостей», «Дети заболели», «В семье именины», «Детский сад», «Салон красоты», «Супермаркет», «Ателье», «Скорая помощь».

Это игры, которые предпочитают девочки.

«Строители», «Военные», «Моряки», «Космонавты», «Спасатели», «Пожарные», «Богатыри» - в эти игры активнее играют мальчики.

Но большая часть игр, включая перечисленные, в играх детей объединяются одним сюжетом.

Особого внимания со стороны педагогов требуют проблемы, связанные с организацией предметно-пространственной среды.

В дошкольном возрасте игра является основным видом детской деятельности, именно в сюжетной игре происходит усвоение детьми гендерного поведения поэтому подбор материалов и оборудования для игровой деятельности девочек и мальчиков мы уделяем особое внимание. При проведении работы по воспитанию детей с учётом их гендерных особенностей, предлагаем обратить внимание на следующее:

  • На привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения детей к отражению в игре социально одобряемых образов женского и мужского поведения;
  • На достаточность и полноту материала для игр, в процессе которой девочки воспроизводят модель социального поведения женщины – матери;
  • На наличие атрибутики и маркеров игрового пространства для игр – «путешествий» в которых для мальчиков представляется возможность проиграть мужскую модель поведения.

Процесс одевания и раздевания кукол и мягких игрушек дети отождествляют с процедурой, с которой они постоянно сталкиваются в собственной жизни, что способствует осознанию ими человеческого смысла этого действия, и если вначале ребёнок просто воспроизводит в игре действия взрослых, то постепенно он начинает обозначать и называть свою роль: «Я мама, Я – папа».

Когда у игрушек привлекательный вид, гораздо проще вызвать у девочек и мальчиков чувство симпатии к ним. В процессе игр с такими игрушками легче побуждать детей выражать по отношению к игрушке свои чувства: говорить ласковые слова, обнимать, заглядывать в глаза и. т. д. . Отражая в игре социально одобряемые образцы женского и мужского поведения по отношению к игрушкам –девочки и мальчики получают необходимое эмоциональное развитие.

Важная роль в развитии игровой деятельности принадлежит конструированию из крупного строительного материала. Мальчики, вначале под руководством, а затем самостоятельно охотно конструируют для коллективных игр. Это может быть большая машина, самолёт, пароход, вагон поезда и. т. д. При этом очень важным условием для воспитания детей с учётом их гендерных особенностей является то, что мальчикам может быть поручена «тяжёлая» работа: «подвезти» материал на машинах, установить основные крупные детали и. т. д.

Для организации игр мальчиков необходимо наличие свободного обширного пространства, так как они, прежде всего, «исследователи, первопроходцы, осваивающие территорию и преодолевающие трудности». В большом пространстве мальчики выстраивают свою деятельность, соотносят свои возможности, своё влияние, осознают свою значимость внутри этого пространства и коллектива сверстников, в деятельности, определённой правилами. Для формирования мужского поведенческого статуса для мальчиков необходим коллектив сверстников. При наличии мужского сообщества сверстников и при выше описанных условиях организации игрового пространства у мальчиков закладываются и развиваются базовые алгоритмы мужского поведения.

Для девочек значимо ближнее пространство, в котором тренируется предназначение, данное природой: хранительницы семейного очага, создание комфорта, прежде всего для самых близких и родных, психо-эмоциональное общение. С целью формирования женского начала, для девочек необходимо общение более устойчивое в небольшом коллективе сверстниц (2-3 ребёнка), тогда они могут настраиваться на реакции друг друга в соответствии с полоролевым женским поведением. Девочкам важно иметь возможность территориально отделиться ширмой или другими предметами для организации визуального ряда и ближнего общения. Именно при таких условиях формируются нормы, жизненные ценности, стили женского поведения.

Важно грамотно подбирать и включать в игры дошкольников, сообразно гендерной данности, содержательный компонент игровой деятельности дошкольников (темы, сюжеты игр, игрушки, предметы- заменители и т.п.), так как с помощью игрушек у детей формируются на уровне символики жизненно важные ценности поведения характерные мужскому и женскому психотипу.

Недопустимо в организации игровой деятельности предлагать детям выполнение ролей противоположного пола, переодевание мальчиков в девичью одежду и наоборот, девочек в мальчишескую. Особенно разрушительным является выполнение детьми, например, «шуточных» сценок на праздниках, с использованием мимики и жестов, движений и пластики тела, характерных детям противоположного пола (мальчики, исполняющие танец матрёшек в русских сарафанах, на празднике, посвященном Международному женскому дню). При подкреплении умилением и восхищением взрослых, особенно родителями, (самыми значимыми людьми в жизни детей), происходит интенсивное разрушение полоролевого поведения и собственно гендерной идентификации (отождествление индивида сообразно полу данного природой), с быстрым формированием чужеродных программ поведения противоположного пола.

Грамотно организованная игровая деятельность и предметноразвивающее пространство, обусловленное дифференцированным подходом, непроизвольно формирует у детей тонкости общения, жизненные стили природосообразного статуса психического поведения, адекватного своему полу.

«Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребёнок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по- разному. Но обязательно очень любить!» (В.Д.Еремеевой нейрофизиолог, нейропсихолог).