Познавательно-творческий проект "Боярыня Масленица"
проект (средняя группа) по теме

Познавательно-творческий проект "Боярыня Масленица"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение «Дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития детей

 № 4 «Родничок» муниципального образования Ханты-Мансийского автономного

округа–Югры городской округ город Радужный

Познавательно-творческий проект:

«Боярыня Масленица»

группа общеразвивающей направленности

№ 1 «Кроха» от 4-х до 5-ти лет (средняя группа)

Бородкина Нина Владимировна, воспитатель

Пашкевич Ольга Святославовна, воспитатель

2015

Актуальность темы проекта:

Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Масленица - это озорное и веселое прощание с зимой и встреча весны, несущей оживление природе и солнечное тепло. Люди испокон века воспринимали весну, как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь и силы всему живому. В честь Солнца сначала пекли пресные лепешки, а когда научились приготовлять кислое тесто, стали печь блины. Наши предки верили, что вместе с круглым, румяным блином, так похожим на солнце, они съедают частичку его тепла и могущества. А еще Масленица – это чучело из соломы, наряженное в женскую одежду. В течение недели вокруг чучела происходит праздничное веселье, а в последний день Масленицы чучело сжигается, символизируя приход весны.

Данный проект позволит детям познакомиться с возникновением праздника, старинными обрядами и традициями. Особенностью воспитания любви к своей многонациональной Родине заключается в воспитании интереса к культуре, традициям и обычаям, развитее способности понимания красоты и многообразия народного творчества.  В результате реализации этого проекта дети приобретут знания о смене сезонов,  навыки игры на музыкальных инструментах, узнают новые песни, сказки, пляски, народные игры. Усвоение традиционных культурных эталонов не только детьми, но и их родными, близкими, сотрудниками детского сада.

Проблема проекта:

Отсутствие интереса у младших дошкольников  к культурным традициям своего народа.

Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.

Цель проекта:

  • знакомство детей с народным праздником Масленица;
  • воспитание любви к своей Родине;

Задачи проекта:

  • Возрождение интереса к обрядовым  праздникам;.
  • Провести праздник, через эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии, приобщить  участников к традиции проведения народного праздника Масленицы;

Тип проекта:

  • по методу – творческо-познавательный;
  • по содержанию – ребенок и взрослые;
  • по характеру контактов – открытый;
  • по количеству участников – групповой, дети 4-5 лет, их родители законные представители, воспитатели, музыкальный руководитель.
  • по продолжительности – краткосрочный с 16.02.2015 по 20.02.2015.

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально - коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие.

Ожидаемые результаты проекта:

Для воспитанников:

  • Приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.
  • Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.
  • Повышение познавательного интереса к родной истории.

Для педагогов:

  • Расширение связей специалистов в ДОУ.

Для родителей:

  • Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада.

Этапы работы над проектом:

 1 этап – Формулирование цели и определение задач. Составление плана основного этапа проекта. Подбор и анализ литературы, информации с интернет ресурсов по теме проекта. Подбор материалов по теме проекта. Организация предметно -  развивающей среды в группе, в соответствии с планом основного этапа реализации проекта. Взаимодействие с родителями  с целью создания условий для реализации проекта, обеспечения предметами народного  быта и культуры.

2 этап – Коммуникативная деятельность, восприятие художественной литературы, музыкально-художественная деятельность, восприятие произведений изобразительного искусства, познавательно-исследовательская и продуктивная деятельность, продуктивная и восприятие произведений изобразительного искусства, развитие двигательной деятельности, игровая и познавательная деятельность, работа с родителями.

3 этап – Презентационный, обобщение результатов работы, анализ, закрепление, оценка результатов проекта.

Планирование мероприятий по проекту

Форма организации работы с детьми

Цель

Ответственные

Понедельник «Встреча Масленицы»

В этот день встречают Масленицу, строят снежные горы. Делали куклу–чучело — Масленицу, наряжали ее, усаживали в сани и везли на горку. Встречали ее песнями.

Первая половина дня

Знакомство детей со значением и обычаями праздника с помощью мультимедиа

Бородкина Н.В.

Просмотр презентации «Широкая Масленица»

Разучивание масленичных закличек

Познакомить детей с малыми формами устного народного творчества, развивать память, воспитывать интерес к русской народной культуре.  

Бородкина Н.В.

Прогулка

Развитие интереса детей к культуре, знакомство с народными играми русского народа.

Бородкина Н.В.

Народные подвижные игры: «Два Мороза», «Лапти», «Малечина – колочина.

Вторая половина дня

Раскрытие индивидуальных музыкально – ритмических и творческих возможностей детей.

Бородкина Н.В.

Разучивание хороводной народной песни «Вот уж зимушка проходит»

Загадывание загадок о весне и зиме

Поддерживать и развивать у детей интерес к пониманию смысла образных выражений.

Оформление выставки народных предметов в группе.

Развитие творческого потенциала направленное на формирование любви к народным традициям.

Бородкина Н.В

Пашкевич О.С.

Вторник «Заигрыш»

Дети и взрослые ходили от дома к дому, поздравляли с Масленицей и выпрашивали блины. Все ходили друг к другу в гости, пели песни, шутили. В этот день начинались игрища и потехи, устраивались девичьи качели, поездки на лошадях, строили снежные и ледяные крепости, скоморохи пели свои частушки.

Первая половина дня

Дать представление о традиционном празднике, народных посиделках, чаепитиях с песнями, хороводами, народными играми, национальными кушаньями.

Пашкевич О.С.

Беседа «Как отмечать Масленицу»

С использованием мультимедиа.

Хороводные игры «А я по лугу гуляла», «Заинька, попляши»

Раскрытие индивидуальных музыкально – ритмических и творческих возможностей детей.

Пашкевич О.С.

Прогулка

Продолжать знакомить детей с традиционными народными детскими

 играми.

Пашкевич О.С.

Забавы, на прогулке «Снежный тир», «Горелки», «Перетягивание каната»

Вторая половина дня

Развивать двигательную активность, точность движений, чувство ритма. Дать детям представления о русских народных играх–забавах. 

Пашкевич О.С.

Заучивание масленичных частушек

Рассматривание картин Кустодиева «Масленица», Соловьёва «Тройка»

Познакомить детей с художественным творчеством. Дать представление о русской тройке, праздновании Масленицы на Руси.

Пашкевич О.С.

Среда «Масленица-объедуха или Лакомка»

С этого дня по деревне катались на тройке с бубенцами. Родственники навещали друг друга семьями, ходили в гости с детьми, лакомились блинами и другими масленичными яствами.

Первая половина дня

Развивать у детей самостоятельность, активность при выборе листа бумаги, способов изображения; совершенствовать технику рисования красками; обогащать знания детей о народном празднике.

Бородкина Н.В.

НОД Рисование «Масленица»

НОД по речевому развитию «Масленица-кривошейка»

Рассказать детям о традициях и обычаях русского народа, что Масленица – один из самых радостных и светлых праздников, вызывать чувство интереса к истории России.

Бородкина Н.В.

Прогулка

Продолжать знакомить детей с традиционными народными детскими

играми.

Бородкина Н.В.

Подвижные игры «Кто быстрее на метле?», «Прятки»

Вторая половина дня

Ввести в мир народной культуры, традиции празднования масленицы посредством просмотра мультфильма.

Бородкина Н.В.

Просмотр мультипликационного фильма «Смешарики Масленница»

Слушание песни «Песня блинам», «Как на Маслянской неделе»

Расширять знания детей о народных традициях, праздниках, забавах.

Бородкина Н.В.

Чаепитие с блинами.

Совместно с родителями, создать радостное настроение,

Бородкина Н.В.

Четверг «Широкий четверг или Разгуляй-Четверток»

В этот день было больше всего развлечений, самый веселый день, гуляли с утра до вечера. Устраивали конские бега, кулачные бои и борьбу. Строили снежный городок и брали его боем. Катались на конях по деревне. Ряженые веселили народ. Все угощались блинами. Возили чучело на колесе, пели частушки, плясали, водили хороводы.

Первая половина дня

Знакомство со значением и символикой блинов, лепка из солёного теста блинчиков.

Пашкевич О.С.

НОД Конструирование «Блинчики»

Слушание русских народных песен.

Обогащать знания детей о русском народном творчестве. Показать  красоту русской народной песни.

Пашкевич О.С.

Прогулка

«Масленица пришла – пословицы, поговорки принесла». Уточнить и закрепить представления детей о жанровых и языковых особенностях пословиц и поговорок

Пашкевич О.С.

- Игры забавы на прогулке «Перетягивание каната»

«Гори, гори, ясно», «Горшки»;

- Конкурс рисунков на снегу.

Вторая половина дня

Развивать навыки работы с солёным тестом; закреплять умение преобразовывать шар в овал, шар в диск.

Пашкевич О.С.

Лепка из солёного теста «Ой да Блины»

Пальчиковая игра «Снежок»

Развивать мелкую моторику рук.

Пашкевич О.С.

Пятница «Прощай масленица»

Это были проводы Масленицы. В поле или на ледяных горках разводили костры, чтобы лед растопить, холод уничтожить, и сжигали куклу с песнями. Пепел разбрасывали по полю, чтобы на следующий год собрать богатый урожай. В прощенное воскресенье ходили друг к другу мириться и просили прощения, если обидели раньше. Говорили: "Прости меня, пожалуйста". "Бог тебя простит", — отвечали на это. Потом целовались и не вспоминали об обидах. Но если даже не было ссор и обид, все равно говорили: "Прости меня". Даже когда встречали незнакомого человека, просили у него прощения. Так заканчивалась Масленица.

Итоговое мероприятие: Праздничное гуляние «Прощай, Боярыня Масленица!

Дегустация блинов.

Приобщать к истокам народных традиций. Пробудить интерес и приобщить детей к российской культуре. Углубить представления детей о народных традициях.

Пашкевич О.С.

Бородкина Н.В.

Работа воспитателей

Работа с родителями

1.Оформить  фото коллаж для родителей «Блинный пир на весь мир».

2. Оформить выставку предметов народного быта и культуры.

3. Оформить книгу рецептов родителей «Кулинарные рецепты блинчиков от наших мамочек».

4. Оформить конспекты НОД по проекту.

5. Оформление материалов проекта в виде презентации и тематической папки.

6. Оформление итоговой справки проекта.

7.Изготовление куклы масленицы.

8. Работа по сбору информации об истории праздника, ее обработке.

1. Домашние задания: заучивание с детьми масленичных закличек, частушек.

2. Выпекание блинов совместно с детьми.

3. Оформление семейного рецепта блинов, с использованием фото.

4. Консультация для родителей «История масленицы», «Масленица в семье».

5. Привлечение родителей к совместному гулянию «Прощай масленица»

Анализ результативности  проекта «Боярыня масленица»

Ай, да зимушка-зима!

Зима славная была!

Но пришла пора проститься,

Да с весною подружиться!

Масленицу провожаем,

Весну красную встречаем!

В рамках тематической недели, с целью приобщения детей к русским народным истокам, любви к своей многонациональной Родине, традициям и обычаям в нашей группе  №1 «Кроха»,  реализован познавательно-творческий проект «Боярыня  масленица».

Анализируя результаты проекта, мы увидели, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, проявляли чувство ответственности за себя и других. Реализуя проект, мы ставили перед собой цель - сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Мы думаем, что нам это удалось.

Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание. Обеспечило развитие у детей любознательности, стремление изучить традиции родной страны. Дети получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать. 

 Особое место в нашем  проекте отведено народным играм, дети с удовольствием по многу, раз обращаются к знакомым играм, игровым сюжетам. Сделанная нами подборка народных игр на развитие двигательных способностей, разучивание с детьми народных песен, масленичных закличек, дали возможность развивать чёткую выразительную речь, мимику, движения. Наверное, поэтому дети с радостью откликаются на предложения взрослых поиграть, предвкушая радость развлечения и не догадываясь, что на самом деле они будут … учиться.  Нами были проведены такие подвижные игр такие как «Горелки», «Звонарь», «Заря-Заряница», «Анюта»; хороводные игры «А я по лугу гуляла», «Заинька, попляши»; игры-эстафеты «Перетягивание каната», «Петушиный бой», «Кто быстрее на метле».

         С помощью родителей были изготовлены атрибуты для развлечений, костюмы; организована выставка народных предметов. Родители поделились секретами рецептов приготовления блинов. В родительском уголке были организованы выставки: выставка рисунков «Масленица», фотовыставка «Масленичная неделя».

  В свою работу мы включили разнообразную деятельность с литературными произведениями: дети их слушали, инсценировали, разыгрывали сказки, смотрели мультипликационные фильмы «Смешарики Масленица», «Ай да Масленица». Мультфильм - наиболее эффективный воспитатель от искусства и медиа-среды, поскольку сочетает в себе слово и картинку, т.е. включает два органа восприятия: зрение и слух.

  В нашей группе  20.02.2015 было проведено итоговое мероприятие «Боярыня масленица», где дети в национальных костюмах, русских народных платках пели задорные частушки, заклички, водили хороводы, играли в  народные игры. В заключение мероприятия в группе было организовано чаепитие с блинами. Все дети остались довольны, полакомившись вкусными, ароматными блинчиками, с любовью приготовленными поварами детского Дети стали более эмоционально восприимчивы к народным  традициям, играм и обрядовым праздникам.    

  Полученные данные свидетельствуют, что в итоге реализации педагогического проекта уровень интереса к традиционным народным праздникам у детей значительно возрос. У детей  появился интерес к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.